Да, Иисус Христос воистину воскрес! Нет ни одного исторического события, факта, более твердо и ясно установленного. И какия неизмеримо высокия последствия воскресение Христа имеет для всей христианской религии во всей ея совокупности. Если Иисус Христос воскрес, то следовательно Он есть Сын Божий, как об этом Он многократно говорил; учение, принесенное Им на землю, есть истинное учение, так как это учение не человека, а Богочеловека; св. Евангелие есть единственное правило истинной веры и благочестия; христианская религия есть единственная истинная религия, а св. Церковь Христова единственный ковчег спасения. Но, умножая в нас веру, воскресение Иисуса Христа укрепляет в нас надежду на будущую блаженную жизнь. В самом деле, чтó питает в нас надежду на то, что обещание вечных благ в будущей жизни, которое Господу благоугодно было нам дать, непременно исполнится? Конечно, уверенность во всемогуществе и благости Господа нашего Иисуса Христа. Но между этими благами самое высшее блого это – наше собственное будущее воскресение. Как же мы можем сомневаться в том, что Господь воскресит нас, если Он воскресил Самого Себя? Как мы можем сомневаться в Его благом намерении дать нам это воскресение, если Он Сам сказал: Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную и Я воскрешу его в последний день ( Иоан. 6, 54 ). То же подтверждает и св. ап. Павел: Он уничтоженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все ( Флп. 3, 21 ). Наконец, третий плод Воскресения Христова это – усиление в нас усердия к подвигам благочестивой жизни. Воскресение Иисуса Христа научает нас, что и мы сами должны духовно воскреснуть для жизни благоугодной и святой. Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения зная то, что ветхий наш человек распят с Ним; чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху, ибо умерший освободился от греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Духа, подобно тому, как ранее излил его на Апостолов. Господь Бог не мог совершить это для того, чтобы отменить свое собственное установление о крещении, или лишить благодати действие (троекратное погружение в воду с произнесением слов: «Во имя Отца, и Сына и Св. Духа»), с которым Он Сам соединил внутреннюю благодать. Повеление о крещении, которое Сын Божий дал Своим ученикам, есть вечный закон и отменению он не подлежит. Каждый взрослый человек, принимающий крещение, должен был ранее испытать на себе некоторое действие Св. Духа, прежде чем он научится веровать во Христа и исповедывать Его ( 1Кор.12:3 ), но только крещением он прививается к Телу Христову. 5. Далее баптисты в своем отрицании крещения младенцев ссылаются на следующие слова Господа нашего И. Христа: «Овцы мои слушают гласа Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут во век, и никто не похитит их из руки Моей» ( Ин.10:27, 28 ). Из этого места баптисты выводят, что так как многие, получившие крещение в младенческом возрасте, не идут во след Христу, и насколько известно, умирают во грехе и, таким образом, лишаются жизни вечной, поэтому они никогда не были привиты ко Христу крещением. В ответ, мы спросим баптистов: кого подразумевает в этом тексте Господь под именем «овец своих?» Подразумевает – ли Он под именем «овец своих» тех самых, которых Он называет ветвями Лозы – Себя Самого ( Ин.15 )? Если таков смысл Его слов, то мы должны, под словами «овцы», понимать членов Церкви Его и в притче о «Пастыре и овцах» видеть то страшное разграничение, которое так точно и выразительно приведено Господом в притче о «Лозе и ветвях ее», поясняющее, что только те, будут ли они «овцами», или «ветвями», действительно, спасутся, кто живет в Нем. Если Господь представляет, что Он действительно и делает, окончательное спасение ветвей зависящим от их жизни на Лозе, и если «ветви» одной притчи равнозначущи «овцам» другой, тогда, несомненно, спасение овец зависит от их пребывание в стаде Христовой благодати. Если лица, подразумеваемые в обоих уподоблениях, одни и те же, то здравый смысл требует, чтобы мы одному уподоблению присвоили ограничение, находимое нами в другом. А то, что «пребывание в стаде» подразумевается как условие спасения, принадлежности к Христу, хотя оно и не выражено, явствует также из другой притчи, изображающей пред нами любовь Христа к людям своим, под теми же образами «пастыря» и «овец». Это притча об «овце погибшей», представляющая пример овец, не пребывающих в стаде, заблудившихся и случайно не спасенных добрым Пастырем, хотя Он и искал их. «Как вам кажется? Если бы у кого было стадо овец, и одна из них заблудилась; не оставит ли он девяносто девять в горах, и не пойдет ли искать заблудившейся? И ежели случится найти ее, то, истинно говорю вам, будет радоваться о ней более, нежели о девяносто девяти не заблудившихся» ( Мф.18:12 и 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Если простодушная женщина евангельской притчи, потерявшая драхму, т. е. небольшую монету, а затем нашедшая ее, движимая обычной общительностью, созвала своих подруг и соседок, дабы они порадовались вместе с нею, то ужели мы, призванные к нелицемерному братолюбию ( 1Пет. 1:22 ), замкнемся в самих себе и не позаботимся о том, чтобы приобщить к радости о Боге Спасителе нашем и другие души, ради которых пришел на землю и пострадал на кресте Искупитель и Господь наш?! Приснопамятный Святейший Патриарх Алексий неоднократно говорил о своих проповедях: «Мало быть верующим, нужно быть исповедником своей веры», – и напоминал при этом слова Господа: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным, а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (ЖМП, 1947, 5; Мф. 10:32 ). Разумеется, нужно очень ясно представлять себе, что значит исповедывать Господа Иисуса Христа. Это отнюдь не значит навязывать кому бы то ни было свои христианские убеждения или показывать свою ревность не по разуму, вступая в споры и пререкания с людьми иных убеждений. «Если бы кто захотел спорить, – говорит св. апостол Павел, – то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» ( 1Кор. 11:16 ). Исповедывать Христа значит свидетельствовать свою веру, свою преданность Господу тогда, когда этого действительно требуют обстоятельства, причем свидетельствовать не в запальчивости и раздражении, а в духе, свойственной истинному последователю Христову любви и кротости. «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» ( 1Пет. 3:15 ). Если нет для христианина большей радости, чем радость благовестника, который видит, что слово истины Христовой, подобно семени, падает на добрую почву и приносит обильный плод веры в чьем-нибудь сердце, то нет для христианина и ничего более печального, как убеждаться в невозможности плодоношения там, где человек сознательно и решительно затворяет свое сердце и не хочет откликнуться на спасительный зов Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Если фараон скажет вам: сделайте знамение или чудо, то ты скажи Аарону, брату твоему: возьми жезл твой и брось на землю пред рабами его: он сделается змеем» ( Исх.7:1–2:9 ). Величайшее чудо, совершенное пророком Илией, воскрешение сына сарептской вдовы, происходило при следующей обстановке. «Заболел сын этой женщины, хозяйки дома, и болезнь его была так сильна, что не осталось в нём дыхания. И сказала она Илии: что мне и тебе, человек Божий? Ты пришёл ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего. И сказал он ей: дай мне сына твоего. И взял его с рук её и понёс его в горницу, где он жил, и положил его на свою постель и воззвал ко Господу и сказал: Господи Боже мой! Неужели ты и вдове, у который я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына её? И простёршись над отроком трижды, он воззвал ко Господу и сказал: Господи Боже мой! Да возвратится душа отрока сего в него, и он ожил» ( 3Цар.17:17–22 ). Того же колебания, которое мы видели в Моисее и Илии, не чужд был и пророк Елисей, что видно из библейского повествования о воскрешении сына сонамитянки ( 4Цар.4 ). Ничего подобного мы не видим в чудесных действиях Иисуса Христа: Он творил величайшие Свои чудеса или одним словом Своим или одним движением. Его чудесные действия были просты и совершались Им без всякого усилия. Эта именно простота, которая характеризует чудесные действия Христа, приводила в удивление народ, и он в благоговейном страхе восклицал: ничего подобного не было в Израиле. Всё это невольно приводит на память слова Св. Писания, относящиеся к предвечному Слову Отца: «Той рече и быша, той повеле и создашася. Словом Господним небеса утвердишася и духом уст Его вся сила их» ( Пс.32:9:6 ). Должно также заметить, что в противоположность ветхозаветным пророкам и чудотворцам Господь Иисус Христос не сотворил ни одного чуда, о котором Он сказал бы, что творит во имя Божие. Если в двух случаях ( Ин.11–12 гл.) Иисус Христос пред совершением чуда обращается с молитвой к Своему Отцу, то это Он делает для того, чтобы показать присутствующим Своё единство с Отцом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

И вдруг они, совершенно не понимая смысла обращенных к ним слов, услышали главное: «Идите за Мной». При этом они настолько доверились встреченному ими человеку, что бросили свои сети, а значит, и отрешились от всей прежней жизни. Господь говорит в Евангелии: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Мк. 8:34 ). Вот – настоящий пример того, как человек может отвергнуться себя, то есть сбросить с себя то, что, как ему казалось, составляло всю его жизнь, и пойти за Христом. Как же это удивительно! Насколько все это странно! Насколько непохоже на нас сегодняшних, не готовых поступиться даже малостью, услышав призыв к какому-нибудь доброму делу, какому-нибудь бескорыстному поступку, какой-нибудь жертве, на которую в общем-то каждый из нас и готов, но исключительно ради своих близких… А два простых рыбака идут за Христом, оставив всю свою жизнь, пусть даже не без страха и трепета, и становятся апостолами Петром и Андреем. Позже подобным образом поступают двое других братьев – Иаков и Иоанн. Увидев Христа, они так же оставляют все, даже своего отца, отправляясь вслед за Господом в неведомый им путь и уже, как мы знаем из Евангелий, не отступают до конца. Христос с учениками начинает ходить по Земле обетованной – земле обещанной, в которую вселился народ израильский после египетского рабства, по земле, которая жаждала пришествия своего Спасителя. Именно к моменту пришествия в мир Иисуса начинают сбываться все ветхозаветные пророчества, и в первую очередь слова пророка Даниила о явлении и искупительной жертве Господа: «с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины… И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос» ( Дан. 9:25–26 ). В этой маленькой стране весть о том, что Спаситель, Мессия, Помазанник Божий наконец явился, разносится очень быстро, несмотря на отсутствие привычных для нас радио, телевидения и Интернета, именно потому, что весь народ с нетерпением ждал Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Например, преподобный Феодосий Печерский ушел в монастырь вопреки запрету своей матери; а Иоанн Златоуст по просьбе матери сделал это только после её кончины. Закон повелевает мужу не оставлять жены, а преподобный Алексий Божий человек сразу после свадьбы тайно ушёл и от молодой жены, и вообще из дома. Епископу предписывается не оставлять своей паствы, а святой Павлин Ноланский надолго бросил всех вверенных ему Богом людей и продал себя в рабство, чтобы освободить всего лишь одного человека. Апостол Павел писал: «Не подавайте соблазна ни иудеям, ни еллинам, ни церкви Божией» ( 1Кор. 11:32 ), – а преподобный Симеон Столпник так перетягивал верёвкой своё тело, что оно начало гнить, и такой распространяло смрад, что его даже изгнали из монастыря. А сколько мы знаем примеров, как Христа ради юродивые своим поведением побуждали людей и к осуждению, и к осмеянию, и к поношению себя. А иные тайные великие постники даже при людях ели мясо в пост, чтобы лишить себя человеческой славы. Один принимает смерть, чтобы не отречься от Христа, а другой говорит: «Я желал бы сам быть отлучённым от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» ( Рим 9:3 ) … Кто им всем судья, кроме Господа, Который Один только видит их сердца и которого они возлюбили всею душею своею и всем помышлением своим?.. Всегда поступающий по любви – всегда идёт среди мира как по острию меча и свидетельствует о себе: «Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаленных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей». И как в человеке зарождается любовь? Апостол пишет, что у иных «бог века сего», то есть диавол, «ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа; а иным «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил… сердца… познанием славы Божией в лице Иисуса Христа». Но не с Бога надо спрашивать, почему одним Он попустил быть ослеплёнными, а другим повелел прозреть; Бог каждому говорит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим», – а также: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Господь обращается к каждому, потому что каждый наделён свободой и, с Божией помощью, может всё. И не почему-либо, а только по своей свободной воле один даёт себя ослепить, а другой тянется к прозрению и свету.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Не относится ли этот вопрос вообще ко всему человечеству? Если так, то относится он и к каждому человеку, к любому из нас. «Не я ли, Господи?» – может и должен спросить всякий. Ведь в жизни каждого тоже непременно наступит момент, когда придется сделать решительный, окончательный выбор: со Христом я или без Него, иду ли я с Господом до конца или отступаюсь от Него и бегу в ужасе, когда передо мной разверзается бездна? Апостолы задали этот вопрос, потому что были чистосердечны, потому что их совесть не позволила им промолчать, и сделали это не зря. Когда наступил самый страшный час, каждый из них по-своему предал Христа, каждый бежал от Него, каждый струсил и спрятался. Это обстоятельство еще раз подчеркивает, насколько же они были похожи на нас, но оно же означает, что и мы в чем-то можем оказаться похожими на них. Мы знаем о том, что ученики бежали от Господа, но нам также известно, что они нашли потом силы вернуться к Нему и последовать за Ним. Практически все они в конце концов закончили свою жизнь так же, как Иисус, – мученической смертью на кресте. «И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая» ( Мк. 14:22–24 ). Эти слова звучат в Церкви и ныне и будут звучать до конца этого мира, вплоть до Второго пришествия Христа. На Тайной вечере Господь наш Иисус Христос устанавливает величайшее Таинство, которое мы даже называем «Таинством таинств», – святую евхаристию, Таинство Причащения Его Тела и Святой Крови. Церковь живет этим Таинством; все христиане почитают его необходимейшим условием своего спасения, освящения и соединения со Христом. Господь оставил нам это Таинство не просто в качестве воспоминания о Своем земном бытии, о Своих страданиях и даже о Своем воскресении из мертвых. Оно дано нам для самого главного. Смысл того, что Христос пришел на землю, был сформулирован одним из величайших богословов, епископом Афанасием Александрийским . Когда он говорил о воплощении Сына Божия, когда он говорил о том, зачем бесконечный, всесильный, всемогущий и неизреченный Сын Божий – второе Лицо Святой Троицы, вдруг стал человеком и безмерно унизил Себя, приняв вид раба, святитель подчеркивал: «Бог стал человеком для того, чтобы человек стал Богом».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Он обладал чудесным и необыкновенным могуществом; но Он никогда не употреблял его в Свою личную пользу, а всегда в пользу других; Он, Который чудесно напитал тысячи людей хлебом, отказался претворить камни в хлебы, чтобы утолить Свой голод; Он, Который исцелял больных, воскрешал умерших, ничего не предпринял для того, чтобы облегчить Свои крестные страдания и освободить Себя от смерти. «Сын Человеческий, – говорил Он, – не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих... Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою, и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» ( Мф.20:26–28 ). Как это не похоже на животную мораль социалистов. Пред нами не человек – животное, дышащее завистью и злобой к себе подобным, но кроткий Агнец Божий, Который берет на Себя грехи всего мира, Который один, как закланный за мир, может снять печати с книги жизни ( Откр.5:5 ). Какой переворот эта мораль должна была произвести в понятиях современного человечества, проникнутого эгоизмом и чувственностью? В земной жизни Господа Нашего Иисуса Христа было много случаев, когда Ему представлялся великий соблазн сделаться могущественным владыкой мира, царем, народным вождем, и проч. Но из всех этих обстоятельств Он поистине с царским величием выходил победителем морали гедонизма. Так, однажды диавол показал Ему все царства земли и обещал отдать их Ему, если Он поклонится ему. В другой раз, после чудесного насыщения народа, Его хотели провозгласить царем. Какой прекрасный случай блестящим образом устроить на земле свои дела, достигнув высокого царского положения! Конечно, ни один из социалистов, которые любят льстить черни, чтобы вернее достигнуть собственных интересов, не преминул бы воспользоваться подобным случаем. Но Господь оставляет толпу, удаляется на гору, чтобы там в молитве к Своему Отцу Небесному еще более укрепить Свой дух в борьбе с «князем мира» и его соблазнами. Наконец, в Гефсимании был сделан со стороны врага нашего спасения последний и самый сильный приступ соблазна на Господа Нашего Иисуса Христа, когда диавол хотел устрашить Его перспективой страшных физических страданий и еще больших страданий нравственных.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Патриаршее слово за Божественной литургией в Великий Четверг 24 апреля 2008 г. 15:15 В Великий Четверток, в день Воспоминания Тайной Вечери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил вечерню и Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя . Поздравляю всех вас, Преосвященные владыки, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, с Великим Четвергом , когда Церковь вспоминает установление великого и спасительного Таинства Евхаристии. Сегодня во время Божественной литургии неоднократно пелось песнопение: «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими; не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». Поздравляю всех причастников с принятием Святых Христовых Таин. Вот уже почти 2 тысячи лет чада Церкви Христовой с благоговением принимают Пречистое Тело и Честную Кровь Спасителя во исцеление души и тела. Желаю всем, принявшим Святые Тайны Христовы в день установления этого величайшего Таинства, хранить единство с Господом и Спасителем. Сегодня — день установления этого великого Таинства Церкви, которое соединяет нас с Господом и Спасителем. Причащаться же нужно достойно. Как говорит апостол Павел: «кто будет есть Хлеб сей или пить Чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и, таким образом, пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11:27-29) Чтобы принять Святые Тайны Христовы — Пречистое Тело и Честную Кровь Господа и Спасителя нашего, мы должны подготовиться. Достоинство к причащению достигается лишь после раскаяния в согрешениях вольных и невольных и участия в Таинстве покаяния. Дай Бог, чтобы для каждого из нас принятие Святых Христовых Таин всегда было событием огромной важности, ведь, причащаясь, мы соединяемся со Спасителем, принимая Его распятое Тело и Кровь, излиянную за жизнь мира. Господь сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:54). Молитвенно желаю, чтобы два дня, оставшиеся до Светлого Христова Воскресения не омрачились для каждого из нас грехами: осуждением, неприязнью, злобой, отсутствием любви к ближнему. Радость светлого праздника Пасхи Христовой дается тем, кто достойно и с чистым сердцем выходит навстречу Воскресшему Господу и Спасителю. Дай Бог всем нам в мире душевном и молитвенном подвиге встретить Светлое Воскресение Христово! Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/396564.htm...

Почему мы так мало получаем из той бесконечно богатой сокровищницы благ, которую открывает нам Крест Христов? Это потому, что мы сами мало даём Христу. Крест Христов требует от нас не того только, чтобы мы брали все то, что он нам даёт, но он обязывает нас и отдавать всё. Ничто так не соблазняет мир, ничто так не удаляет его от Евангелия, как те христиане, которые, получая от Христа все блага, не желают отдать Ему себя. Убеждённые в своём правоверии, такие христиане нисколько не заботятся о том, чтобы своё правоверие провести в жизнь, и это обстоятельство служит камнем преткновения для других. Смотря на их жизнь, неверующие во Христа невольно спрашивают себя: «Как могут вести такую эгоистическую жизнь христиане, которые утверждают, что за них принёс Себя в жертву Единородный Сын Божий? Действительно, если Христос умер за нас на Кресте, то это не значит того, чтобы мы сами не умирали для себя; напротив, Он как бы увлекает нас в Своей смерти. Сказать, что Невинный заменил Собою виновного ради спасения мира, это будет справедливо только отчасти: для того, чтобы это было вполне справедливо, необходимо, чтобы виновный отожествил себя со «Святой Жертвой», чтобы умереть вместе с Ней и отдать себя Тому, Который принёс Себя в жертву за него: «Неужели не знаете, – говорит ап. Павел, – что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы как Христос воскрес из мёртвых славою Отца, так и нам ожить в обновлённой жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха... Так и вы почитайте себя мёртвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим.6:3–7:11 ). «Те, которые Христовы, плоть распяли со страстями и похотями» ( Гал.5:24 ). «Я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» ( Гал.6:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010