Нет человека на земле, достигшего хотя бы одного из этих состояний, в котором Господь не видел бы совершенного Своего сына. Об этом стоит напоминать вновь и вновь, приводя примеры того, что такое страх. Я хотел бы лишь подчеркнуть, что и этот страх, прежде всего сопряженный со свободой, и определение «раб Божий» чрезвычайно высоки и почетны. Замечательно, если о ком-то можно сказать: он – истинный раб Божий! Только свободный человек может быть рабом Божиим. А каким образом раб получает свободу? Здесь следует вспомнить слова апостола Павла: «Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков» ( 1Кор.7:23 ). Иными словами, вас освободили от смерти и от заклятия греха и поэтому вы свободны; не делайтесь же рабами мира сего, не бойтесь его! Человек, не освободившийся от страхов мира сего, не может работать Богу, он все еще боится наказания, а не Бога, а значит, до сих пор не свободен. Бога бояться можно только в свободе; это – высокий страх любви, присущий и рабу, и наемнику. Но сыновний страх освобождает человека даже от мысли о воздаянии и муках, он делает свободу совершенной. Человек, страшащийся мук или работающий Богу за благодать, еще не совершенен в своей свободе, тем не менее уже свободен. Люди, порабощенные грехом, Бога бояться не могут, они грешат и живут безбоязненно. Говоря: «Бог накажет»!, мы подразумеваем, что, наказывая, Господь спасает. Ведь есть и такие люди, которых Он уже и не наказывает, потому что наказывать их попросту бессмысленно. И вот такая ситуация действительно страшна! в Притчах Соломоновых написано: «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание» ( Притч.9:8–9 ). Страх сыновний – это совершенство святости. В состоянии сыновства заключена совершенная любовь, преодолевающая всякий страх: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» ( 1Ин.4:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Слово Святейшего Патриарха Алексия в храме Христа Спасителя в Неделю о слепом 13 мая 2007 г. 17:02 13 мая, в 6-ю Неделю по Пасхе, которую также называют Неделей о слепом, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию в кафедральном соборном храме Христа Спасителя. По окончании литургии Святейший Патриарх обратился к пастве с Первосвятительским словом. Преосвященный владыка, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Я поздравляю всех вас с воскресным днем. Сегодня — последнее воскресенье пасхальных праздников. В среду мы будем совершать Отдание Праздника Пасхи Христовой. Начиная со Светлого Воскресения, мы слышали пасхальные песнопения, которые утверждают нашу веру в Воскресшего Спасителя и свидетельствуют о том, что Господь и Бог наш Иисус Христос победил смерть и даровал всем нам Жизнь Вечную: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!» Все эти дни мы приветствовали друг друга радостным пасхальным приветствием: «Христос Воскресе!» и слышали в ответ жизнеутверждающее: «Воистину Воскресе!» Пасхальный период – особое время в круге богослужений нашей Святой Церкви, и всегда печально расставаться с ним. Никто из нас не знает, сподобит ли Господь дожить до Светлого Христова Воскресения в будущем году. Может быть, для кого-то из нас эта Пасха станет последней. Но будем надеяться на милость Божию, на то, что Господь продлит жизнь каждого из нас, дабы и в будущем, 2008, году все мы сподобились войти в светлую радость о Воскресшем Господе и Спасителе. О Воскресении Христовом, о том великом Крестном подвиге, который Сын Божий совершил нас ради человек и нашего ради спасения и Своим тридневным Воскресением даровал нам Жизнь Вечную, — обо всем этом Святая Церковь напоминает нам каждый воскресный день года. И поэтому светлой и всепобеждающей радости о Воскресшем Господе и Спасителе никто и ничто не отнимет от нас. Сегодня — Неделя о слепом, который обратился ко Господу с просьбой об исцелении, и Сын Божий исцелил болящего. Но любое чудо всегда вызывает сомнения. Люди стали спрашивать у родителей исцеленного, действительно ли их сын родился слепым? Потом повели бывшего слепца к фарисеям, которые, узнав о том, что исцеление произошло в субботу, выгнали его из сонмища. «Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему» (Ин. 9: 35-38). Сегодняшнее Евангельское чтение еще раз учит нас тому, что только вера в Господа дает нам возможность стяжать Его благодать, получить исцеления, укрепить силы и мужество совершать жизненный путь.

http://patriarchia.ru/db/text/239025.htm...

Я верю в то, что Бога очень интересует ответ человека, и замысел Свой о мире Бог способен изменить в зависимости от этого ответа – не потому, что замысел Божий о мире несовершенен, а потому, что Бог доверяет человеку Его возрастание и, наоборот, страдает от его падения. Святитель Григорий Богослов , рассуждая о взаимоотношении Лиц Пресвятой Троицы, говорит: «Готов бы я назвать большим Отца, от Которого и равенство имеют Равные, так же как и бытие…, но боюсь, чтобы Начала не сделать началом меньших и не оскорбить предпочтением. Ибо нет славы Началу в унижении Тех, Которые от Него» 12 . Если целью христианской жизни является обожение, то эта цель поставлена перед человеком Самим Богом. И, если Отец не умаляет Себя через рождение Сына и посредством исхождения Святого Духа, то Бог не может умалить Себя, когда предоставляет Своему творению свободу. Нами не ощущается, что божественный кенозис 13 каким-то образом уменьшает Божество, но, скорее, нами воспринимается как знак особого Божия величия: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек ( Флп. 2:6–7 ). И высшая слава Христова связана с Голгофскими страданиями, когда, казалось, большего уничижения невозможно и предположить: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем ( Ин. 13:31 ). Точно так же и взаимосвязь Божьего Предопределения с ответом человека на Божий Промысл не умаляет Всеведение Божие. Если кальвинистское понимание спасения строится на праведности человеческой жизни, которая предопределена Богом заранее, то становится непонятным оправдание благоразумного разбойника всего лишь за то, что тот попросил вспомнить его в Царствии Христовом (см.: Лк. 23:39–43 ), ибо, как считают кальвинисты, «кальвинизм более других отводит место нравственности» 14 , в отличие от Православия, которое в большей степени полагается на безграничное милосердие Сына Человеческого, пришедшего взыскать и спасти погибшее ( Лк. 19:10 ). Таким образом, предопределение, принимаемое православным сознанием, в сути и основе своей имеет некую вариативность, которая всегда тяготеет к Божественному провидению и Промыслу. И для нас очень интересно, что современная астрофизика и квантовая физика, являясь релятивистскими, саму Вселенную и все мироздание рассматривает вариативными, если хотите, сослагательными.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Timako...

Скачать epub pdf Но жена не рукавица: С белой ручки не стряхнешь, Да за пояс не заткнешь. А. Пушкин В современном мире, в значительной степени оторванном и от церковной, и вообще от патриархальной традиции, очень дорожившей крепостью семьи, сформировалось стойкое представление о браке как о союзе мужчины и женщины, может быть, и долгом, но отнюдь не вечном, чаще всего подразумевающем некоторый комфорт и удовольствие, но отнюдь не повседневную заботу и труд во благо другого. И, наверное, лишь Церковь до сих пор и до конца последовательно продолжает утверждать, что такое понимание неверно, что оно не соответствует истинному человеческому предназначению, которое мы называем замыслом Божиим о человеке. За такую непримиримую позицию Церковь обвиняют в консерватизме, в ограниченности и т. п., ибо все обоснование такого подхода видится лишь в слепом следовании традиции. Однако принцип строгого единобрачия зиждется прежде всего на христианской антропологии, основанной на библейском положении о том, что человек создан по образу Божию (см. Быт 1:26–27 ). Сам Спаситель, говоря о Своем отношении к разводам, ссылается на онтологическое единство мужчины и женщины, утверждая незыблемость брачных уз: «Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их... посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Мф.19:4–6 ). Именно здесь следует искать истоки отношения Православия к браку и тайну такого феномена, как супружеская любовь. Если человек создан по образу Божию, а «образ» по-гречес­ки – икона, то мы с неизбежностью должны прийти к выводу, что каждый из нас является Христовой иконой, великим сокровищем. В этом – не наша заслуга, это – дар Божий. Всматриваясь в окружающие нас лица, да и в свое собственное отражение в зеркале, мы не всегда способны опознать эту икону, но в какой-то момент одно из лиц нас вдруг настолько поражает, что мы начинаем в него вглядываться с особым трепетом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Timako...

Ведь от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Но за свои слова человек должен ответить. И если за всякое лишь просто праздное слово люди дадут ответ в день суда, то какому же осуждению должен подлежать тот, кто намеренно отвергает самоочевидную истину и изрыгает хулу на Самого Бога и Духа Святого? ( Мф.12:3337 ). Таким образом, сатанинская злоба врагов Христовых – вот причина и источник их хулы на св. Троицу. Выслушав сей страшный приговор о себе от Самого Бога, книжники и фарисеи, желая показать, что они совсем не злы, что они не порождения ехидны, что они совсем не желают не только быть хульниками имени Божия, напротив, чтут Бога, – обращаются ко Христу и говорят: Учитель, хотелось бы нам видеть от Тебя знамение ( Мф.12:38 ). Просьба эта лукавая, искусительная и обнаруживает в просителях еще большую хулу на И. Христа. Выходит, что изгнание из человека бесов не есть знамение, не есть чудо, свидетельствующее о божественном могуществе и достоинстве И. Христа, как лукаво думают клеветники. Если Учитель из Назарета действительно – Мессия, Бог, то пусть Он покажет знамение. Лукавая до ехидства просьба эта напоминает нам искушение Христа сатаною в пустыне, где тоже говорилось: Если Ты Сын Божий, то сделай то-то и то-то (См. Мф.4 гл.). Таким образом, клеветники Христовы уже открыто сомневаются теперь в божественном Его достоинстве и просят от Него знамения только для оправдания себя перед народом, что они не злы и не хульники имени Божия, – требуют чуда только в угоду себе, не для утверждения личной своей веры и спасения, а в целях нового издевательства над Личностию Спасителя, в целях самооправдания в глазах народа. Но Господь по таким поводам чудес не творит. Он знает, кто и для какой цели хочет от Него знамения, а потому и отвечает своим хульникам: «род лукавый и прелюбодейный ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф.12:3940 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Митрополит Ювеналий обратился к пастве с архипастырским словом: «Дорогой отец Алексий! Возлюбленные братья и сестры! Благодарю вас за приветствие, а особенно за ваши труды в этом святом месте. Всякий раз, когда мы приходим в храм Божий, за Божественной литургией читается отрывок из Евангелия. Каждый раз мы чувствуем, что за Литургией от имени Христа произносится благовестие для каждого из нас. Сегодня мы слышали о том, как один человек спросил у Господа: " Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? " ( Лк. 18:18 ) И Христос говорит ему известные вещи, перечисляет то, что мы называем заповедями Божиими. Человек спешит сказать, что все это он от юности сохранил, а Господь-сердцеведец говорит ему: " Еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною " ( Лк. 18:22 ). Я замечу, что так последовали за Христом апостолы. А тот человек " опечалился, потому что был очень богат " ( Лк. 18:23 ). Господь тогда сказал: " Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! " ( Лк. 18:24 ). Для нас это большое назидание. Среди нас нет слишком богатых людей, но по велению сердца, по заповеди Божией, не только те прихожане, которые трудятся, но и пенсионеры предлагали свои средства для строительства храма Божия. Я думаю, что это и о вас сегодняшнее Евангелие: не для того, чтобы обличить, но похвалить, вразумить, наставить, и чтобы вы радовались, что находитесь на пути ко спасению. Великое дело Божие вы совершили! В последние годы мы обращаем особое внимание на восстановление порушенных древних храмов, и Господь нам помогает: мы уже несколько храмов таких восстановили, спасли, и будем это продолжать дальше. Но храмы воздвигаются и там, где их никогда не было, и делается это по велению сердец наших людей — так, как это произошло здесь. Когда мне сообщили, что можно приехать на освящение вашего храма в феврале, я спросил: " Зачем ждать до февраля? Что-то еще не готово? " Мне сказали, что все уже сделано, и тогда я решил, что в самое первое свободное от поездок воскресенье приеду к вам. Я радуюсь, что вижу вас в этом святом храме, потому что храм ведь для людей строится, и здесь вы находите спасение, радость и утешение. Пусть же до скончания века стоит эта церковь, призывая людей ко спасению и наследию жизни вечной! Благодарю тебя, батюшка, за приветствие, за твои труды, за дивный образ, который мне преподнесли. А мне хочется оставить в этом храме изображение Честнаго и Животворящего Креста Господня, чтобы вы, имея этот крест в алтаре, после Божественной литургии прикладывались к нему, и чтобы все вспоминали о нашей сегодняшней встрече, о нашем богослужении, и пусть всех вас хранит Господь силой Животворящего Креста!»

http://patriarchia.ru/db/text/5549176.ht...

«Иже еси на небесех…» В Священном Писании постоянно упоминается о том, что Господь нематериален. Существует заповедь, строго предписывающая: Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой ( Исх. 20:4–5 ). Зачем же тогда в молитве приводится это определение: «Иже еси на небесех…»? Мы знаем о Боге не только то, что Он вездесущ, но и то, что Он еще и всеобъемлющ, и называем Его Вседержителем. Древними же иудеями Он воспринимался, прежде всего, как Бог – Отец иудеев – богоизбранного народа. Такое же искажение истины может допустить всякий, кто начнет кичиться своей верой как «единственно богоносной» и «истинно православной». Повторяя: «Сущий на небесах», – мы исповедуем всеобъемлющее Божие отцовство. Наше исповедание заключается именно в том, что мы признаем Бога Отцом всех людей, так как Он пребывает на Небесах. Конечно, имеются в виду не физические небеса, состоящие из определенных слоев атмосферы, а мир духовный, невидимый и всеобъемлющий, который неизмеримо больше мира земного, видимого. Потому-то и отцовство, заключенное в Боге, покрывает собой все Его творение. В мире нет и не может быть ничего, что не было бы покрыто Его Божественной любовью. Всякий человек, сотворенный Господом, как существо богоподобное, принадлежит Его отцовству, а не только мы – «род избранный», «царственное священство», как привыкли думать о себе православные христиане. Живший в I веке учитель Церкви Тертуллиан так и говорил об этом: всякая душа по природе своей – христианка. То есть любой человек, в какое бы время и в какой бы точке земного шара он ни родился, к какой бы культуре ни принадлежал, рождается, прежде всего, для того, чтобы стать христианином и в Боге познать своего Отца. Для Господа нет чуждых Ему людей, и именно в этом заключается промысел Божий о мире. Иногда задают вопрос: существует ли некое изначальное предопределение Божие, иными словами, существует ли судьба? И да и нет. С одной стороны, мы знаем, что Господь Всеведущ, что Ему открыто будущее человека еще до его рождения, поскольку существо человеческое от Бога не утаено: «И мысли, и дела Он знает наперед», – как писал М.Ю. Лермонтов. Но с другой стороны, нам дана свободная воля, мы сами распоряжаемся собой, и Господь никоим образом не желает ограничивать нашу свободу.Обратимся к воплощению Божиему. Дева Мария пеленает Младенца Иисуса, связывая Его по рукам и ногам. Он приходит в мир Богом, однако с самого начала ограничен в своих действиях. Пребывая в темнице у Пилата, он тоже находится в узах. Но Христос при этом совершенно свободен, о чем и говорит Петру, пытающемуся защитить Его в Гефсиманском саду:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Как Мессия-Христос, Он цель истории народа израильского и исполнение его надежд. Как Сын человеческий, Он есть цель истории всего человечества и исполнение надежд нашего рода. «Он есть Тот, которого искали народы, к которому стремились они в своих туманных мечтаниях, на которого надеялось их тоскующее сердце, которого разумела история всего человечества, в котором она должна найти свое завершение, и который сделался новым началом нового времени и нового рода людей». 23 Он есть не только слава Израиля, но и свет язычников, спасение для всех народов. 24 Он есть Сын человечества, второй Адам ( Рим.5:15 ; 1Кор.15:45 ), но в особенном высочайшем смысле. Он есть цель и завершение истории всего человечества. Он – центр мировой жизни, Он – Владыка всех людей. В нём не только каждая душа должна найти свой покой и каждый скорбящий найти мир и утешение ( Мф.12:28 ), но и весь мир должен внимать Его слову, и будущая судьба мира зависит от того положения, какое он занимает по отношению ко Христу ( Мк.16:1516 ). Если вечная судьба каждого человека зависит от того, верует или не верует он в Сына, то ведь и решение вечной судьбы всего мира находится в руках тоже Сына Человеческого, Его уста произнесут окончательный приговор миру ( Ин.3:36 ; Мф.25:3146 ). Итак, кто же есть Сын Человеческий? Он есть вместе и Сын Божий. «Первый; человек из земли перстный; второй человек Господь с неба» ( 1Кор.15:47 ). Он есть Сын человеческий, но седящий одесную силы Божией ( Мф.26:64 ). Он есть Сын Человеческий, но который мог сказать о Себе: «Все предано Мне Отцем Моим и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не Знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» ( Мф.11:27 ). Да, Он – Сын Человеческий, но от начала Сущий ( Ин.8:25 ). «Я и Отец одно», говорил о Себе сей Сын Человеческий ( Ин.10:30 ). «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение», говорил о Нём Бог Отец. «Мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго», исповедали Его Апостолы; а за ними исповедует и вся церковь христианская ( Ин.6:69 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Ни на минуту нельзя принимать эти мысли, ибо они опасны, и могут сделать уныние привычным состоянием. В борьбе с ними надо возгревать в себе веру в безграничное милосердие в Божие, помня, что Господь прощает всех искренне кающихся и имеющих решимость исправиться. Много людей в наше поврежденное время играет с геенским огнем. Люди, которые обращаются к ним, не сознают опасности. Иногда можно даже услышать, что гадалка или экстрасенс направили его в Церковь . Никогда колдунов в качестве «миссионеров» Церковь не признавала. Разбойник, который смертельно изранил человека, а потом отправил к врачу, не считается благодетелем. Господь наш Иисус Христос решительно запрещал говорить о Нем бесам: В синагоге их был человек, [одержимый] духом нечистым, и вскричал: оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него ( Мк.1:23–26 ). Апостол Павел не разрешил одержимой «свидетельствовать» о нем и его спутниках. Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки – рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения. Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И [дух] вышел в тот же час( Деян.16:17–18 ). В Церковь человек должен приходить по зову Божию: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною ( Откр. 3:20 . Помочь своим знакомым Вы сможете плодами духовной жизни. Попробуйте также дать им читать книги о таких святых, как Серафим Саровский , Оптинские старцы, Иоанн Кронштадтский , Алексий Мечёв и др. Может быть, узнав о живом и благодатном опыте Православия, они пожелают избавиться от того плена, конец которого – вечный мрак. «Для человеков неизбежны или плен или борьба. Благочестивый подвиг есть ни что иное, как деятельное принятие спасения, как явление нашего произволения, показываемое и доказываемое самым опытом, самою жизнью» ( святитель Игнатий (Брянчанинов) .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Об этих людях, действительно, должно сказать, что они водимы Духом Божиим, так как только Дух Божий может приводить волю человека в полное согласие с волею Бога (см. Рим.8:26–27 ; 1Кор.12:1–11 и др.). Но заключать, на основании приведенных слов, что те, которые не водятся Духом Божиим, которые не любят своих врагов, не благословляют проклинающих их и проч. , никогда не были чрез крещение привиты ко Христу и не были, таким образом, чадами Божиими по усыновлению, было бы явным извращением Св. Писания. Наконец, сыновством в самой высокой и последней степени будет то, которое окажется после Страшного Суда: «когда праведники воссияют, как солнце в царстве Отца их» ( Мф.13: 43 ). Сподобившиеся достигнуть того века и воскресение из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут; ибо они равны Ангелам, и суть сыны Божии, будучи сынами воскресение» ( Лк.20: 35–36 ). Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном» ( Апок.21:7 ). Означенные степени сыновства людей Богу соединены между собою тем, что они указывают на некоторую постепенность в духовном росте человека, обозначая тем ступени духовного восхождения, которые должен пройти человек, стремящийся к Богу. Человек рождается для того, чтобы чрез благодать крещения вступить в завет благодати, т.е. в завет со Христом и чрез это сделаться чадом Божиим, членом Св. Церкви Христовой. И это необходимо для того, чтобы он мог быть сыном Божиим, во всем исполняющим волю Отца своего Небесного, что в свою очередь необходимо для того, чтобы впоследствии при всеобщем воскресении мертвых восстать прославленным сыном Божиим. Итак, сыновство, о котором ап. Павел говорит в Рим.8:14 («все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии»), нисколько не отрицает сыновства первых двух степеней, а, следовательно, и таинства крещения, чрез которое люди делаются сынами Божиими по благодати. Мы видели, что ап. Павел признал даже низшую степень сыновства (сыновства по творению), исходя из той мысли, что душа человека, как существа сотворенного Богом, будет всегда стремиться к своему Творцу и искать Его ( Деян.17:27 ), тем более должно быть признаваемо сыновство чрез благодать крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010