„Почему я должна жить не для себя?» – часто спрашивала я отца Алексия. „Да потому, милая, – говорил батюшка, – что ты только и обретешь мир о Господе, если отдашь себя на служение ближнему». Отец Алексий никогда не спешил в беседе со своими посетителями. Он говорил, бывало: „Господи, Господи, едут, едут, за столько верст приезжают ко мне, недостойному, ну как их торопить!» Относительно молитвенного правила он давал мне всегда один очень определенный совет: „Твори молитву Иисусову всегда, что бы ты ни делала, если же рассеешься, вздохни перед Господом и снова продолжай». – „Страх Божий – вот что потеряли люди, – говаривал батюшка. – Потому и скорбят, что думают, будто они сами, своими силами, могут чему-нибудь помочь. Нет, люди готовы скорее умереть духовно, чем поступиться своим самолюбием, своей " благородной», как они называют, гордостью. Гордость изгнала из рая прегордого Денницу, потерявшего из-за нее свое небесное величие. Думают люди, что вот-вот они достигнут счастья и благополучия здесь, на земле, благодаря своим личным трудам, удивляются и печалятся, если выходит наоборот, забывая, что сам человек ничего не может сделать, если Всевышний не изъявит на то Своей воли. Волос человека не падает с головы без воли Божией, неужели же ты думаешь, что что-либо в жизни целых народов происходит без воли Творца? Нам, правда, часто кажется, что происходит что-то нецелесообразное, что-то прямо несогласное с божественными законами. Да ведь не знаем мы, что из этого произойдет в психологии этих исстрадавшихся ныне, не знаем мы, что, быть может, Христос и решил очистить всех (батюшка повторял), помни, – всех, благодаря этим нечеловеческим как бы страданиям. Христос есть предвечная любовь, любовь николиже отпадает, и Христос с небесного Своего престола ни на минуту Своим взором не покидает грешной земли. Он все видит, все допускает, а вот почему Он допускает – нам, грешным, знать неполезно. Помни одно, что ты – христианка, и всегда поступай исходя из этого. Долг христианки какой? Исповедовать Христа безбоязненно и никогда ни в чем не поступаться своей христианской совестью». „Вот я, – говорил о себе отец Алексий, – думал ли, что мне придется утешать стольких людей, – мне, когда я и теперь зачастую чувствую, что я сам немощен и телесно, и духовно, а тут стольких немощных беру под свою ответственность. Ведь я как бы на поруки беру перед Богом вверяющихся мне людей, придется ведь ответ за них давать перед престолом Божиим. Это не шутка – взять под свою ответственность пред Всевышним сотни людей, вверяющихся духовному руководству. Многие думают: что за важность советовать то или иное? Да ведь мне Христос полагает на сердце тот или иной ответ, я сам, как говорится, в себе не волен. Лучше совсем не спрашивать совета старца, чем не исполнять его. Враг Божий только и ждет, чтобы за непослушание человека Божию совету, полученному через старца, опутать несчастного своими сетями».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Zosimo...

«Раньше жили правильно, а Запад все разрушил». Как мы боимся личной ответственности и ошибок в любви Протоиерей Алексий Уминский – о гарантии счастья в браке 29 октября, 2019 Протоиерей Алексий Уминский – о гарантии счастья в браке Путь любви – всегда очень самостоятельный путь. Он не может быть одинаков у всех, не может быть без ошибок и заблуждений. Но путь любви для молодого человека сегодня – это не только путь жизни во Христе. Выступление протоиерея Алексия Уминского на молодежной встрече в Даниловском монастыре. «Увидел Бог, что это хорошо», – сказано в книге Бытия. Каждый день божественного творчества заканчивался этими словами. Но однажды Господь творит человека и произносит: «Нехорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника». Выходит, человек – существо, которое создано не иметь одиночества? Протоиерей Алексий Уминский Многим кажется, что с появлением Евы мир становится разделен на мужское и женское. Но это не так. Разнополый мир существует и до сотворения человека. Животный мир уже разнополый. Ему Бог дает благословение: плодитесь и размножайтесь. Адам – не самец, Ева – не самка. Они не две особи. Они два существа, две ипостаси, которые друг без друга не являются полнотой. Миф о сотворении Евы, которая берется из части Адама, говорит о том, что Адам без этой части не совсем Адам. В нем нет самодостаточной полноты. Адам без Евы ущербный, а Ева – без Адама. Только вместе они «плоть едина». Впрочем, речь здесь не только об интимном соитии супругов, хотя интимное соитие людей и животных – вещи несопоставимые, пусть физиологически процесс идентичен. Да, физиологически человек почти не отличается от млекопитающего. У него два глаза, нос, рот, два уха, четыре «лапы», даже кровеносная и пищеварительная системы и те одинаковы. За исключением одного: человек – образ Божий. Образу Божию нехорошо быть на свете одному. Как у Ромео и Джульетты Творение Адама и Евы как первой семьи – это образ первоцеркви, где один нуждается в другом и один без другого не существует. Полнота дает им возможность полюбить друг друга, быть едиными в любви, в ней научиться тому, что Бог есть любовь. 

http://pravmir.ru/ranshe-zhili-pravilno-...

И вот, празднословие — это одна из страстей, которая делает человека повинным аду, причем суд произнесен самим Евангелием, тут уже никак не оправдаешься, — а тем не менее эта страсть кажется очень незаметной. Какие вещи связаны с празднословием? — Осуждение. — Многословие. Отец Алексий: Это в сущности то же. — Тщеславие. Отец Алексий: Смехотворство, как обычно. Всевозможные нечистые разговоры, шутки и тому подобное. — Неправдоглаголание. Отец Алексий: Ложь, без всякого сомнения. Обычно всего этого по мелочи, по чуть-чуть, но есть присутствие каждого такого греха и нечистоты: празднословие касается, задевает собой и смехотворство, и осуждение, и ложь. Человек чаще всего обнаруживает эту страсть, когда вдруг находит в себе величайшую душевную опустошенность. Это случается обычно после принятия Святых Христовых Таин, после доброго, хорошего дела, после встречи с чем-то хорошим и главным, замечательным, то есть с тем даром, который Господь посылает человеку в его жизни. Если человек заражен празднословием, то знак того, что оно в нем превратилось в навык, а навык превратился в страсть, — это то, что ни одно доброе дело он в себе не хранит. И первое его искушение — сразу же выболтать все о себе и лишиться этого дара. То есть празднословие прежде всего лишает человека тех благодатных даров, которые Господь низводит в его добродетельные поступки. Скажем, исповедь, причащение, милостыня, доброе дело, утешение другого человека, ощущение внутренней полноты — вот те состояния, в которых человек чувствует свою окраденность разговором. Прежде всего он должен это глубоко осознать исходя из такого понятия, как страх Божий, боязнь вечных мук, потому что если это страсть, то страсть повинна осуждению и аду. И осознав в себе это по-настоящему серьезно, без оправдания, он должен прежде всего ужаснуться и осудить себя этим судом. Это должно привести его к первому шагу, к покаянию, — к той ступенечке, которая всегда будет первым шагом в борьбе с грехом, потому что иначе нам невозможно что-либо делать, если мы сначала не ужаснемся и себя не осудим. А осудить себя мы можем исходя из того, что страсть — это ад; иначе мы не спасемся.

http://pravmir.ru/fragmentyi-iz-prihodsk...

В точности такие же изменения происходят с неверующими людьми, когда их просят подумать о родственниках, о детях, о матерях, о близких друзьях, они выполняют более нравственные поступки. Протоиерей Алексий Уминский: Это же замечательно, это прекрасно, так и должно быть, в этом нет ничего удивительного, ведь я уже сказал, что главная антропологическая… Екатерина Гордеева: Выходит, что у верующих на одного родственника больше? Протоиерей Алексий Уминский: Не в этом дело. Мы говорим об антропологии, как понимаем это мы, христиане, что человек – это образ и подобие Божье, вспоминая слова Тертуллиана, о котором я уже ранее говорил. Он говорил: «Душа каждого человека по своей природе христианка». Человек – верующий и неверующий – носит в себе образ Божий. Чувства верующего и неверующего, чувство любви, сострадания, альтруизма, жертвенности, покаяния – они одинаковы, они не могут быть разными. У одних людей они отрефлексированы, а у других отрефлексированы в другом смысле. Люди одинаковы, верующие от неверующих отличаются только одним – опытом или отсутствием этого опыта. Когда мы говорим о том, что человек – развитое животное, я с этим соглашусь. Стать человеком, сделаться человеком очень и очень тяжело. При всех данных, о которых вы сейчас сказали абсолютно точно, которые отличают человека от животного. Это еще не человек, просто быть человеком – это колоссальная, тяжелая задача. Человек – это звучит гордо. О настоящем человеке Понтий Пилат сказал: «Вот человек». Это человек. Чтобы быть таким человеком, недостаточно просто иметь несколько лишних извилин. Хотя, конечно, до этого тоже надо дорасти. Я не уверен, что все сегодняшние человекообразные существа, которые ходят на двух ногах и молвят человеческую речь, являются людьми. Кто попадет в рай? Екатерина Гордеева: Декларация веры или неверия, является ли она пропуском, обещание в вечную жизнь? В знаменитой серии ответов на вопросы отца Александра Меня спрашивали – могут ли кошки попасть в рай, могут ли собаки попасть в рай, может ли неверующий человек попасть в рай? Ответ был очень интересный: что не каждый неверующий на самом деле неверующий, а вы как считаете?

http://pravmir.ru/protoierey-aleksey-umi...

О Христов угодниче, святый человече Божий Алексие! Призри милостивно на нас, раб Божиих (имена), и простри молитвенно ко Господу Богу честнии руце твои, и испроси нам от Него оставление согрешений наших вольных и невольных, мирную и христианскую жития кончину и добрый ответ на Страшнем суде Христове. Ей, угодниче Божий, не посрами упования нашего, еже на тя, по Бозе и Богородице, возлагаем; но буди нам помощник и покровитель во спасение; да твоими молитвами получивше благодать и милость от Господа, прославим Человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа и твое святое заступление, ныне и присно и во веки веков. Кондак, глас 2 Дом родителей твоих, яко чужд, имев, водворился еси в нем нищеобразно и, по преставлении венец прием славы, дивен на земли явился еси, Алексие, человече Божий, Ангелом и человеком радование. Тропарь преподобному Алексию Тропарь, глас 4 Возвысився на добродетель и ум очистив, к Желанному и Крайнему достигл еси, безстрастием же украсив житие твое, и пощение изрядное восприим совестию чистою, в молитвах яко безплотен пребывая, возсиял еси яко солнце в мире, преблаженне Алексие. Ин тропарь, глас 4 Яко чистоты светильник пресветел показася, дивный Алексие, ибо тленный чертог на нетленное Божие Царствие пременив, яко целомудрил делатель преизряден. Сего ради предстоиши Господеви, всех Царю. Егоже моли, даровати нам мир и велию милость. Молитва О великий Христов угодниче, святый человече Божий Алексие, душею на небеси Престолу Господню предстояй, на земли же данною ти свыше благодатию различная совершаяй чудеса! Призри милостивно на предстоящий святей иконе твоей люди, умиленно молящиеся и просящие от тебе помощи и заступления. Простри молитвенно ко Господу Богу честнеи руце твои и испроси нам от Него оставление согрешений наших вольных и невольных, в недузех страждущим исцеление, напаствуемым заступление, скорбящим утеше-ние, бедствующим скорую помощь, всем же чтущим тя мирную и христианскую живота кончину и добрый ответ на Страшнем Суде Христове. Ей, святче Божий, не посрами упования нашего, еже на тя по Бозе и Богородице возлагаем, но буди нам помощник и покровитель во спасение, да твоими молитвами получивше благодать и милость от Господа, прославим человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, и твое святое заступление ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

http://pravmir.ru/aleksij-chelovek-bozhi...

Что мне очень понравилось в отце Софронии — он такой хулиганистый, очень дерзновенен, и ничего не боится. И потом, это школа отца Силуана Афонского, то есть он необычайно человечный. Это сразу же их отличает. Я знаю двух учеников старца Силуана — отца Софрония и отца Порфирия, который чистый грек. «Держи ум твой во аде и не отчаивайся» — вот это вот главное. Я спросила отца Порфирия в Афинах: «Как относиться к радости? Потому что столько страдания кругом…» А он ответил: «Ты должна жить в раю, всё, не смущайся». И то же самое мне сказал отец Софроний: «Ты должна жить в раю». И одновременно «держи ум твой во аде», то есть всё принимай, но «не отчаивайся». Если переводить на язык психоанализа, я сейчас много занимаюсь Лаканом и его школой, то это путь почти невозможный, но это путь святого, которым шел, например, Алексий, человек Божий. У него было всё, он был прекрасным христианином, но он в день своей свадьбы решил стать святым, чтоб подарить себя своей жене в совершенстве. И он ушел в самый мрак, в самые страдания, в самые-самые невероятные адские миры. Как и мать Тереза, которая шла к самым страдающим людям. Когда читаешь её дневники, это невероятно. Сострадание — ещё хуже, чем страдание. Это я знаю, потому что занимаюсь израненными и побитыми животными. Сострадание — его не пережить, в такую можно впасть депрессию. Как, дойдя до этого ада, всё-таки вдруг вынырнуть? Алексий Божий человек вынырнул, он стал святым. Но он об этом не заявил, естественно, что, мол, «я — святой». Я сейчас просто эту формулу раскрываю, что надо быть очень умным, потому что мы живем в падшем мире, и мир становится хуже, любовь оскудевает. Мы видим это. Я не считаю, что есть прогресс. И даже технологический прогресс — это не прогресс на самом деле, это уже всем ясно, что это, скорее, регресс, и сплошные катастрофы от разных открытий. Не говоря о человеке, который становится всё более тупым, всё менее сконцентрированным, всё более дебильным. Цивилизация дебильности, которая уже всё менее приспособлена к жизни. Я считаю, что жизнь становится всё более тяжелой. Когда есть редкие минуты её осознания, то можно впасть в полное отчаяние.

http://pravmir.ru/tatyana-goricheva-iz-k...

Когда Господь предвозвестил Алексию его близкую кончину, он описал свою жизнь, просил, в этом описании, прощения у родителей и спокойно ожидал смерти. Однажды римский папа Иннокентий, совершая литургию, услышал слова: «поищите человека Божия, хотящего изыти от тела, да помолится о городе»; потом опять, во время всенощного бдения, послышался голос: «в доме Евфимиана ищите человека Божия». Когда домоправитель не мог указать такого человека, тогда царь Гонорий и папа сами пошли в дом Евфимиана. Когда они пришли, служитель дома, вошедши в комнату, спросил у Евфимиана: «не тот ли нищий, которого ты мне поручил, и есть человек Божий? Он всю ночь проводит, в молитве, держит строгий пост и все переносит с кротостию». Когда пошли в хижину, где жил св. Алексий, его нашли уже мертвым; в руках его была хартия (т. е. рукописный свиток), а лицо его сияло чудным светом. Евфимиан захотел взять хартию, но не мог вынуть ее из рук умершаго. Тогда он возвратился в дом и сказал императору и папе: «я нашел того, кого мы ищем, но нашел его уже умершим». Тело умершего вынесли из хижины и, когда прочитали хартию, Евфимиан узнал в нищем своего сына и все пролили слезы радости. Одр с телом умершего поставлен был на площадь и все приходили поклониться телу человека Божия, который, из любви к Богу, презрел все радости мира и служил Богу смирением и нищетою. II. Предложить ли пример благочестивой жизни Алексия, человека Божия, для подражания всем и каждому? Нет, это было бы не по духу самого Евангелия. Не все могут быть Авраамами, чтобы принести в жертву Исаака; не все – Алексиями, чтобы из-под венца брачного устремиться прямо за венцем строгого подвижника, оставившего мир, отчий дом, молодую жену и все утехи земной жизни. Могий вместити, да вместит (Мат. XIX, 12). Но, не имея способности подражать некоторым подвигам святых человеков Божиих во всей их полноте и, можно сказать, беспредельности, мы должны приближаться к ним – насколько для нас возможно – в их любви к Богу и презрении благ мирских. а) Тебя Бог благословил богатством и стяжаниями, от предков ли доставшимися, или тобою самим приобретенными; пользуйся ими, но не употребляй во зло – свое и других; соделай блага земные средствами к приобретению благ небесных; яви собою в малом виде то, что Бог делает в великом, то есть, сделайся благодетелем неимущих и нуждающихся; тогда и при богатстве или, лучше сказать, за самое богатство твое ты будешь человеком Божиим: ибо все облагодетельствованные тобою будут прославлять, ради тебя, Отца, Иже на небесех.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Эта любовь распространяется и на заблуждающихся, ибо христианин “помнит, что и его самого, и ближнего сотворил один Бог; поэтому и в заблуждающемся человеке чтит Творца; любит его как своего собрата по изгнанию, сожалеет о его неведении и молится о нем” ( Климент Александрийский . 1996, с. 281). Своим непочтением к Богу заблуждающиеся наказывают сами себя: “И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия…” ( Рим.1:28-29 ). И в заключение хотелось бы предостеречь против слишком рационалистического подхода к определению образа Божия. Да, что-то о нем известно более определенно, – то, над чем св. отцы больше потрудились. Но что такое образ Божий по своей глубинной сущности? “Образ Божий в человеке по самой своей сущности, как отображение Неизреченного и Неопределимого, также не может быть полностью определен и обозначен словами” (Иванов. 1997, с. 151). И далее: “Выражаясь философским языком, образ Божий в человеке – это ноумен, а его проявление вовне – феномены” (там же, с. 152). Бог есть неисследимая пучина тайны и бездна несказанного и непостижимого. Следовательно и созданный по этому божественному образу человек носит в себе печать этого непостижимого и эту тайну. свящ. Алексий – Соединение образа Божия и Христа мне кажется не совсем верным. По какой причине? Безусловно, Христос есть образ Божий в чистом плане, которым он должен быть. И апостолом Павлом было сказано, что в вас должны быть те же чувствования и мысли, что во Иисусе Христе. Но, если мы рассмотрим соотношение образа и подобия, образа – как того, что дано, а подобия – как того, к чему нужно стремиться, то мы увидим, что во Христе сосредоточен и образ, и подобие Божие. Тогда уподобление человека Христу делает его богоподобным и здесь, мне кажется, проявляется личность человека. Личность это не то, что дано ему изначально, а то, когда он проявит в себе богоподобие. Возьмем например опустившегося алкоголика, на мой взгляд он не личность, а если возьмем святого, то да – личность, поскольку в нем уже проявилось богоподобие. Личность – не образ Божий, а именно уподобление Богу. Реализованная возможность, заложенная в образе Божием и проявленная в жизни как богоподобие и является личностью.

http://azbyka.ru/chelovek-kak-obraz-i-po...

" Почему я должна жить не для себя? " - часто спрашивала я отца Алексия. " Да потому, милая, - говорил батюшка, - что ты только и обретешь мир о Господе, если отдашь себя на служение ближнему " . Отец Алексий никогда не спешил в беседе со своими посетителями. Он говорил, бывало: " Господи, Господи, едут, едут, за столько верст приезжают ко мне, недостойному, ну как их торопить! " Относительно молитвенного правила он давал мне всегда один очень определенный совет: " Твори молитву Иисусову всегда, что бы ты ни делала, если же рассеешься, вздохни перед Господом и снова продолжай " . " Страх Божий - вот что потеряли люди, - говаривал батюшка. - Потому и скорбят, что думают, будто они сами, своими силами, могут чему-нибудь помочь. Нет, люди готовы умереть духовно, чем поступиться своим самолюбием, своей " благородной " , как они называют, гордостью. Гордость изгнала из рая прегордого Денницу, потерявшего из-за нее свое небесное величие. Думают люди, что вот-вот они достигнут счастья и благополучия здесь, на земле, благодаря своим личным трудам, удивляются и печалятся, если выходит наоборот, забывая, что сам человек ничего не может сделать, если Всевышний не изъявит на то Своей воли. Волос человека не падает с головы без воли Божией, неужели же ты думаешь, что что-либо в жизни целых народов происходит без воли Творца? Нам, правда, часто кажется, что происходит что-то нецелесообразное, что-то прямо несогласное с божественными законами. Да ведь не знаем мы, что из этого произойдет в психологии этих исстрадавшихся ныне, не знаем мы, что, быть может, Христос и решил очистить всех (батюшка повторял), помни - всех, благодаря этим нечеловеческим как бы страданиям. Христос есть предвечная любовь, любовь же николиже отпадает, и Христос с Небесного Своего Престола ни на минуту Своим взором не покидает грешной земли. Он все видит, все допускает, а вот почему Он допускает, нам, грешным, знать неполезно. Помни одно, что ты - христианка, и всегда поступай исходя из этого. Долг христианки какой? Исповедовать Христа безбоязненно и никогда ни в чем не поступаться своей христианской совестью. Вот я, говорил о себе отец Алексий, думал ли, что мне придется утешать стольких людей, - мне, когда я и теперь зачастую чувствую, что я сам немощен и телесно, и духовно, а тут стольких немощных беру под свою ответственность. Ведь я как бы на поруки беру перед Богом вверяющихся мне людей, придется ведь ответ за них давать перед Престолом Божиим. Это не шутка - взять под свою ответственность пред Всевышним сотни людей, вверяющихся духовному руководству. Многие думают: что за важность советовать то или иное? Да ведь мне Христос полагает на сердце тот или иной ответ, я сам, как говорится, в себе не волен. Лучше совсем не спрашивать совета старца, чем не исполнять его. Враг Божий только и ждет, чтобы за непослушание человека Божию совету, полученному через старца, опутать несчастного своими сетями " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

◊ «Почему я должна жить не для себя?» – часто спрашивала одна духовная дочь отца Алексия. «Да потому, милая, – говорил батюшка, – что ты только и обретешь мир о Господе, если отдашь себя на служение ближнему». ◊ Относительно молитвенного правила он давал мне всегда один очень определенный совет: «Твори молитву Иисусову всегда, что бы ты ни делала, если же рассеешься, вздохни перед Господом и снова продолжай». ◊ «Страх Божий – вот что потеряли люди, – говаривал старец. – Потому и скорбят, что думают, будто они сами, своими силами, могут чему-нибудь помочь. Нет, люди готовы умереть духовно, чем поступиться своим самолюбием, своей „благородной“, как они называют, гордостью. Гордость изгнала из рая прегордого Денницу, потерявшего из-за нее Свое небесное величие. Думают люди, что вот-вот они достигнут счастья и благополучия здесь, на земле, благодаря своим личным трудам, удивляются и печалятся, если выходит наоборот, забывая, что сам человек ничего не может сделать, если Всевышний не изъявит на то Своей воли. Волос человека не падает с головы без воли Божией, неужели же ты думаешь, что что-либо в жизни целых народов происходит без воли Творца? Нам, правда, часто кажется, что происходит что-то нецелесообразное, что-то прямо несогласное с Божественными законами. Да ведь не знаем мы, что из этого произойдет в психологии этих исстрадавшихся ныне, не знаем мы, что, быть может, Христос и решил очистить всех (старец повторял), помни – всех, благодаря этим нечеловеческим как бы страданиям. Христос есть предвечная любовь, любовь же „николиже отпадает“, и Христос с небесного Своего престола ни на минуту Своим взором не покидает грешной земли. Он все видит, все допускает, а вот почему Он допускает нам, грешным, знать неполезно. Помни одно, что ты – христианка, и всегда поступай исходя из этого. Долг христианки какой? Исповедовать Христа безбоязненно и никогда ни в чем не поступаться своей христианской совестью. Вот я, – говорил о себе старец Алексий, – думал ли, что мне придется утешать стольких людей, – мне, когда я и теперь зачастую чувствую, что я сам немощен и телесно, и духовно, а тут стольких немощных беру под свою ответственность. Ведь я как бы на поруки беру перед Богом вверяющихся мне людей, придется ведь ответ за них давать перед престолом Божиим. Это не шутка – взять под свою ответственность пред Всевышним сотни людей, вверяющихся духовному руководству. Многие думают: что за важность советовать то или иное? Да ведь мне Христос полагает на сердце тот или иной ответ, я сам, как говорится, в себе не волен. Лучше совсем не спрашивать совета старца, чем не исполнять его. Враг Божий только и ждет, чтобы за непослушание человека Божию совету, полученному через старца, опутать несчастного своими сетями».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010