Но Митрополит перенес все и, раздав татарским вельможам богатые дары (до шестисот рублей), возвратился в отечество с двумя новыми ярлыками от хана Джанибека и от жены его Тайдулы, которыми подтверждались все прежние льготы Русской Церкви и духовенства. Новгородская летопись под 1343/1344 годом повествует: «митрополит Фегнаст Гричин ходи в Орду к цесарю к поганому к Женьбеку, и обадиша его Калантаи к цесареви, ограбиша его, а самого яша и измучиша, а ркуще: «даваи дань полетнюю»; он ся в то не вда, и положи посула 6 сот рублев и выиде на Русь здрав». За это деяние митрополита Феогноста во благо Церкви его особенно прославляли благочестивые соотечественники. СВЯТИТЕЛЬ АЛЕКСИЙ Инцидент между ханом Джанибеком и святителем Феогностом был, вероятно, единственным черным пятном в их отношениях. В целом Джанибек занимал такую же благосклонную позицию по отношению к Русской Церкви, как и его отец Узбек. В Никоновской летописи сказано: «Бе же сей царь Чанибек Азбякович добр зело ко христианству, многу льготу сотвори земле русской». При его правлении, благодаря святителю Московскому Алексию, еще более утвердилось влияние церкви в Сарае. Святителя Алексия (1354 – 1377 гг.) не миновала участь путешествовать в Орду. Первую поездку он совершил в 1354 году, еще не будучи официально поставленным на митрополию Константинопольским Патриархом. Он получил на свое имя ярлык – подорожную грамоту на проезд через Золотую Орду в Константинополь. Грамота гарантировала его личную безопасность и предписывала ханским чиновникам не задерживать его и на всем пути предоставлять ему постой. В этом ярлыке святитель Алексий был назван уже митрополитом. Следующая поездка была совершена им в 1357 году, уже не по собственной воле, а по приглашению самого хана Джанибека. Жена ханова, Тайдула, три года была крайне больна и лишилась зрения. Никакие лекари и никакие лекарства ей не помогали. Между тем слухи о святой жизни Русского Первосвятителя и о силе его молитвы достигли татарских улусов. Джанибек написал князю Московскому Иоанну Иоанновичу, прося его выслать в Орду архиерея Божия, и в то же время просил самого Алексия посетить болящую царицу.

http://pravoslavie.ru/38349.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла В. С. Комаров. Фотография. 30-е гг. ХХ в. Виктор Степанович (17.10.1893, Москва - 27.12.1974, там же), регент, педагог, автор духовно-муз. сочинений. Род. в семье мелкого торговца. Окончил московское Мужское коммерческое уч-ще им. цесаревича Алексия. В 1912 г. начал регентовать в церкви при училище в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (на Зацепе). В 20-х гг. окончил медицинский фак-т Московского ун-та, впосл. практиковал как врач-гомеопат. Специального муз. образования не получил. Дирижированию учился у Я. А. Чмелёва (Шмелёва). Становление К. как регента прошло под влиянием Синодального хора. К. считал себя последователем выдающихся регентов и композиторов: А. Д. Кастальского, К. Н. Шведова, Н. М. Данилина, П. Г. Чеснокова, был знаком с А. А. Третьяковым, Н. В. Матвеевым. Патриарх Алексий I благословляет прот. Владимира Елоховского в присутствии регента собора В. С. Комарова (в центре). Фотография. 60-е гг. ХХ в. Патриарх Алексий I благословляет прот. Владимира Елоховского в присутствии регента собора В. С. Комарова (в центре). Фотография. 60-е гг. ХХ в. Был регентом в московских церквах: прп. Сергия Радонежского в Рогожской слободе (с 1915; здесь же работал Шведов), прп. Василия Исповедника у Рогожской заставы (с 1919), Сорока мучеников Севастийских на Новоспасской (Крестьянской) пл., Троицы на Грязех (в 30-х гг.; хор этой церкви управляли Чесноков и Чмелёв), Воскресения словущего (Успения Пресв. Богородицы) в Вешняках, Преображения Господня в Богородском, прп. Сергия Радонежского в Шереметевке. Хор под управлением К. пел по приглашению на праздничных богослужениях в церквах свт. Григория Неокесарийского на Б. Полянке, святых Иоакима и Анны на Якиманке, выступал с духовными концертами. К. часто управлял хором на службах, к-рые совершали патриарх Тихон и архиеп. Иларион (Троицкий) при участии архидиак. К. В. Розова. С 3 сент. 1943 г. по приглашению протопр. Николая Колчицкого стал регентом патриаршего хора в Богоявления соборе в Елохове. Хор под управлением К., насчитывавший по 12 сопрано и альтов и по 13 теноров и басов, принимал участие в интронизации патриархов Сергия в 1943 г., Алексия I в 1945 г., Пимена в 1971 г., неоднократно пел в Крестовой ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери в здании Московской Патриархии в Чистом пер. К. было чуждо проявление эмоциональности, манерности в пении. Подбирая певчих с мягкими, подходящими для пения в церкви голосами, он требовал от них полной самоотдачи и прежде всего разумного пения, основанного на смысле звучащего текста. К. подготовил и провел концерты духовной музыки, посвященные интронизации патриарха Алексия I (6 февр. 1945), 500-летию автокефалии РПЦ (16 июля 1948), 40-летию восстановления Патриаршества (1957), интронизации патриарха Пимена (4 июня 1971). С 1968 г. вел занятия по дирижированию в регентском кружке (впосл. класс) при МДА.

http://pravenc.ru/text/1841824.html

Кондак, глас 2 Богоприятное Твое чрево, Богородице,/объемший пояс Твой честный,/держава граду Твоему необорима/и сокровище есть благих неоскудно,/едина рождшая, Приснодево. Ин кондак, глас 4 Честнаго пояса Твоего положение/празднует днесь Твой, Препетая, храм/и прилежно взывает Ти:/радуйся, Дево,/христиан похвало. 2 Дал руце – то есть Спаситель торжественно заверил Свою Мать, что всегда будет внимать мольбам Ее. 4 Мили ся дею (милися дею, мился дею) – умиленно молюсь, препоручаю себя в милость, в заступление. 6 Память преподобного Пахомия Нерехтского совершается 21 марта (в некоторых месяцесловах указано 23 марта), а также 13 мая, в день тезоименитства святого. 8 2 мая 1999 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II провел чин канонизации праведной Матроны Московской, мощи ее почивают в московском Покровском женском монастырю. 12 По Уставу Киево-Печерской лавры празднование этим иконам положено 4 мая. Это было связано с совершением двух раздельных всенощных бдений: преподобному Феодосию и Пресвятой Богородице. 13 Празднование установлено по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 30 мая 1997 года. 23 Празднество установлено по благословению Святейшего Патриарха Алексия II 25 августа 1997 года. 24 Собор святых, в земле Владимирской просиявших, установлен в 1982 году, по благословению святейшего патриарха Московского и всея Руси Пимена, в день празднования Владимирской иконы Божией Матери – 23 июня ст. ст. 26 4 (17) июля 2003 года исполняется 85 лет со дня мученической кончины в Екатеринбурге императора Николая II Александровича, императрицы Александры Феодоровны, наследника цесаревича Алексия Николаевича, великих княжен Ольги Николаевны, Марии Николаевны, Татьяны Николаевны, Анастасии Николаевны и верных слуг их: Евгения, Анны, Алексия и Иоанна (1918). 28 Служба блгвв. кн. Владимиру и кнг. Агриппине Ржевским переносится на этот день с 15 (28) июля. В 1979 году благоверные князь Владимир и княгиня Агриппина, по благословению святейшего патриарха Пимена, включены в Собор Тверских святых (переходящее празднование в Неделю 1-ю после дня памяти святых первоверховных Петра и Павла).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Освящен храм в управлении военной полиции апреля 2019 За богослужением молились представители штаба ЗВО и управления военной полиции. Отец Алексий поздравил присутствавших с праздником и преподнес настоятелю храма иерею Василию Бойко комплект облачения. Были возглашены многолетия. Адрес храма - набережная Обводного канала, 39. Пока войти в него можно через КПП, но, как рассказал настоятель корреспонденту ИА " Вода живая " , к осени планируется сделать свободный доступ, тогда же начнутся регулярные богослужения. Исторически домовый храм находился в казармах Черноморского казачьего дивизиона и был главной святыней гвардейских казаков, охранявших Императорский Дом. Он был посвящен священномученику Иерофею, архиепископу Афинскому, в память храбрости, оказанной казаками в день его памяти (4 октября) в сражении при Лейпциге в 1813 году. 3 октября 1860 года храм был освящен в присутствии цесаревича Александра Александровича. В нем хранился украшенный георгиевским крестом штандарт в память Лейпцигской битвы, а подле него - казацкий мундир государя Александра I. В 1884 году на реке Монастырке, за казармами, отвели место для нового храма, но построен он не был. Вместо этого над прежней церковью надстроили пятиглавие и одноярусную шатровую колокольню. В те же годы интерьер получил новую отделку. С 1903 года храм стал общим для всех гвардейских казаков. После его закрытия в 1918 году имущество было разграблено, помещение использовалось как склад. ИА " Вода живая " , 30.04.19 Поделиться Упоминания в новостях 15 декабря 2023 23 июня 2023 28 апреля 2023 3 апреля 2023 15 марта 2023 26 апреля 2024 22 апреля 2024 18 апреля 2024 15 апреля 2024 10 апреля 2024 19 марта 2024 16 марта 2024 14 марта 2024 25 апреля 2024 24 апреля 2024 18 апреля 2024 17 апреля 2024 17 апреля 2024 15 апреля 2024 14 апреля 2024 11 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

«Точка невозврата»: В Екатеринбурге создана инсталляция о расстреле царской семьи 17 июля, 2018. Новостная служба Прохожие в этом переходе оказываются между Романовыми и их убийцами 17 июля. ПРАВМИР. В подземном переходе в центре Екатеринбурга появилась посвященная столетию расстрела Царской семьи стрит-арт работа «Точка невозврата». Прохожие в этом переходе оказываются между Романовыми и их убийцами. На одной стене перехода изображены Николай II, царская семья и их спутники, на другой – расстреливающие их уральские чекисты и охрана «Дома особого назначения». Между двумя изображениями большой красный круг с надписью «Точка невозврата». Фото: znak.com Инсталляция установлена на заказу екатеринбургского интернет-издания Znak.com . Подготовило ее рекламное агентство GREAT (Санкт-Петербург). «Идея принадлежит агентству Great. Нам она понравилась, мы ее сразу приняли. Эта работа — желание напомнить о трагедии конкретных людей и всего народа. Расстрел в подвале Ипатьевского дома, в том числе и убийство совершенно невинных детей и слуг, — стал символом трагедии всей России, большой трагедии ХХ века. Этот расстрел действительно стал точкой невозврата. И нам кажется важным, чтобы человек мог почувствовать эту точку, буквально оказаться на ней, пусть на мгновение», — рассказал замшеф-редактора Znak.com Дмитрий Колезев. Фото: znak.com Местом размещения арт-объекта стал переход недалеко от Храма-на-Крови, построенном на месте убийства царской семьи. Изображение выполнено на пленке – его можно снять, не испортив стены перехода. «Мы хотели без всяких гаджетов и технологий, простыми и доступными средствами дать людям почувствовать, что такое оказаться перед лицом своих убийц. Попробовать в буквальном смысле погрузиться в трагический момент, стать его частью, встать между беззащитной царской семьей и людьми с револьверами», — отмечают представители агентства GREAT. Святые Царственные страстотерпцы император Николай Александрович, императрица Александра Феодоровна, цесаревич Алексий, великие княжны Ольга, Татиана, Мария, Анастасия приняли мученическую кончину 100 лет назад, в ночь с 16 на 17 июля 1918 года, в подвале Ипатьевского дома. В 2000-2003 годах на месте снесенного в 1977 году Ипатьевского дома был построен Храм-памятник на Крови.

http://pravmir.ru/tochka-nevozvrata-v-ek...

 Их Императорские Высочества Государи: наследник цесаревич и великие князья: Александр, Владимир и Алексий Александровичи соизволили пожертвовать лампадку к раке преподобного Арсения, серебряную позолоченную с такими же цепочками, весом два фунта 15 золотников. Лампадка пятигранная с надписью вокруг шейки: «Святый Отче Арсений, моли Бога о нас». На самой лампаде с одной стороны – изображение преподобного Арсения; с другой – надпись: «усердное приношение Благоверных Великих Князей. 28 июня 1858 года»; на третьей стороне тоже надпись: «Наследника Цесаревича Николая Александровича и В. К. Александра, Владимира и Алексея Александровичей».  7) 4 Августа 1862 года обитель удостоилась встречать архипастыря своего, Высокопреосвященнейшего митрополита Исидора, который прибыл на пароходе «Валамо» вечером этого числа и был встречен с подобающей его особе церемонией. Переночевав в настоятельских кельях, 5 числа утром Владыка выбыл в Валаамскую обитель, откуда обратно прибыл в здешнюю 7 числа вечером и встречен был церемониально. По выходе с парохода, поклонившись здешней святыне, Преосвященнейший осмотрел весь монастырь, заходил в братские кельи, был в часовне, на Конь-камне и в скиту. Осмотрев скит, он словесно разрешил перестроить колокольню скитской церкви и колокольня, благодаря неусыпным стараниям настоятеля, уже перестроена и находится в должном порядке и красоте. По осмотре всего, Владыка остался всем вполне доволен и, в изъявление своего благоволения и в благословение настоятелю, с архипастырским радушием и любовью вручил ему на память псалтырь. 8 числа, рано утром, благословив всех, архипастырь отправился обратно в Санкт-Петербург.  26-го июня 1863 года обитель удостоилась встречать Преосвященнейшего Леонтия, епископа Ревельского, викаря Санкт-Петербургского, который прибыл на пароходе «Валамо» вечером в 8 1 / 2 часов. Был встречен настоятелем со всеми священнослужителями и братией. Преосвященный, приложившись к поднесенному ему кресту и осенив их всех, изволил войти при пении тропарей чудотворной иконе Коневской Богоматери и Преподобному Арсению, в нижний собор во имя Сретенья Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

языки. В 1891 г. В. А. Симанский вышел в отставку, получил звание камергера и был пожизненно прикомандирован к Канцелярии Святейшего Правительствующего Синода. Уход в отставку молодого гос. чиновника был вынужденным и объяснялся необходимостью для О. А. Симанской выехать на длительное лечение за границу. Уклад жизни семьи Симанских складывался по-новому: отец и мать большую часть года жили вне России, дети оставались на попечении дедушки и бабушки - А. В. и А. П. Симанских и своей тетки, сестры матери,- В. А. Беклемишевой. Вся семья могла собираться вместе только в летние месяцы, к-рые проводили на даче в Подмосковье. В 1891 г. Сережу Симанского перевели в др. закрытое аристократическое учебное заведение - имп. Лицей памяти цесаревича Николая Александровича (Катковский). Лицей имел сильный состав преподавателей, как российских, так и иностранных, здесь расширенно преподавались древние и новые языки, история, естественные науки. По окончании 8 классов, соответствовавших гимназическому курсу, учащимся выдавали аттестат зрелости. Затем следовали 3 года обучения, т. н. университетских, когда юноши, продолжая жить в здании лицея на Остоженке, учились в избранном ими высшем учебном заведении. Сережа Симанский быстро стал одним из первых учеников. В лицее особое внимание уделялось духовно-нравственному воспитанию. Законоучителем был известный и уважаемый в Москве протоиерей магистр богословия Иоанн Соловьёв, имевший свой метод преподавания Закона Божия. Он знакомил учеников с творениями знаменитых рус. проповедников и с современными богословскими вопросами, много рассказывал о Московском свт. Филарете (Дроздове), к-рого горячо почитал, о МДА и ее профессорах, об истории и современной жизни ТСЛ. Прот. Иоанн был первым, кто заметил особую набожность и благочестие Сережи, и потому выбрал его для прислуживания за богослужением. Все годы учебы Сережа участвовал в службах как чтец, пономарь или алтарник. Именно прот. Иоанну - своему духовнику - С. Симанский первому рассказал о желании принять монашество и поступить в ДА.

http://pravenc.ru/text/64694.html

Государь между тем, рассматривая орденские знаки и приложенные к ним художественно исполненные эскизы, сказал: – Очень красивые, но ведь это обычная орденская звезда, принятая у нас. Лучше несколько видоизменим её. При этих словах Николай II взял со стола сине-красный карандаш, зачеркнул им на эскизе некоторые звёзды и провёл замкнутую линию. Получился гофрированный крест с вогнутыми краями. – Нравится вам, отец Нестор, такой орден? – спросил Император, не выпуская карандаш из рук. – Даже очень нравится! – воскликнул я и неожиданно для себя, вопреки придворному этикету, спросил: – Ваше Величество, не разрешите ли Вы будущему Камчатскому благотворительному братству дать покровителя в лице Наследника, Цесаревича Алексия Николаевича? Ведь на отдаленной Камчатке живут чистые сердцем дети природы, и покровительство вашего Августейшего сына облегчит их участь. Государь обернулся к Царице и, указывая на неё обеими руками, сказал, улыбаясь: – Как мать! Поклонившись Императрице, я повторил свою просьбу. И Царица со сдержанной улыбкой ответила: – О да, я согласна, очень рада, что мой сын... любимый сын будет покровителем Камчатского братства... Это очень хорошо! При виде моей неописуемой радости Государь сказал: – Но, отец Нестор, имейте в виду, что Наследник Цесаревич сможет стать покровителем Камчатского братства только в будущем году, когда ему исполнится 7 лет и наступит его духовное совершеннолетие. И вы, отец Нестор, обязательно приезжайте на будущий год к нам с Камчатки к Цесаревичу как к покровителю создаваемого вами братства. С этими словами Николай II опять взял цветной карандаш и снова занялся видоизменением эскиза орденского знака 1-й степени. После мгновенного раздумья он изобразил на верхней части эскизного креста синим карандашом кружок с буквой “А” и вопросительно взглянул на меня. Я понял, что буква “А” означает имя наследника – Алексий. Тем не менее на царский вопрос я ответил не сразу. Задумался. Ведь, признаться, мне не вполне понравилась поправка. Тем временем Царь дал мне карандаш, и я на остальных трёх эскизах изобразил эмблемы: “Н”, “А”, “М” (что должно было обозначать имена остальных членов Царской фамилии: Николай – Император, Александра – Императрица и Мария – вдовствующая Императрица).

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Вскоре после панихиды по священномученику Философу православные питерцы оплакивали другого маститого столичного пастыря – протоиерея Алексия Ставровского, почти девяностолетнего старца. После убийства Урицкого он был арестован как заложник. Из Петербурга его вместе с другими перевели в Кронштадт, а там арестованных вывели на плац, выстроили и объявили: «Каждый десятый будет расстрелян в возмездие за Урицкого, а остальных отпустят!». Рядом со старцем стоял совсем юный священник, на которого выпал страшный жребий. Тогда отец Алексий сказал ему: «Я уже стар, мне недолго осталось жить, в жизни я получил все, что было можно. Жена моя старуха, дети мои все на ногах. Иди себе с Богом, а я стану на твое место!» Он был расстрелян, а останки его брошены в воды Финского залива. Спасенного священника скоро снова задержали и убили. Многие священнослужители, монахи и монахини были зверски замучены бандитами: их распинали на Царских вратах, варили в котлах с кипящей смолой, скальпировали, душили епитрахилями, «причащали» расплавленным свинцом, топили в прорубях. 4 (17) июля в Екатеринбурге, в подвале Ипатьевского дома большевики убили святого императора Николая II вместе со всей семьей: святыми мучениками императрицей Александрой, наследником престола Алексием и дочерьми – Ольгой, Татьяной, Марией и Анастасией. Одновременно расстреляли лейб-медика Е. С. Боткина, горничную царицы А. С. Демидову, повара И. М. Харитонова, камердинера А. Е. Труппа. В екатеринбургской тюрьме расстреляли царских слуг: гофмаршала князя В. А. Долгорукова, генерал-адъютанта И. Л. Татищева. Вместе с ними казнили уведенных в день цареубийства в тюрьму дядьку цесаревича матроса К. Г. Нагорного, камердинеров И. Д. Седнева и В. Ф. Челышева. Фрейлину царицы графиню А. В. Гендрикову и гоф-лектрису Е. А. Шнейдер вывезли в Пермь и там расстреляли. В Перми 25 июля (7 августа) были убиты брат царя великий князь Михаил Александрович и его секретарь Н. Н. Джонсон, а также камердинер П. Ф. Ремиз. 5 (18) июля в двенадцати верстах от Алапаевска казнили великую княгиню Елизавету Феодоровну вместе с монахиней сестрой Варварой, великим князем Сергеем Михайловичем, князьями Игорем Константиновичем, Константином Константиновичем младшим, Иоанном Константиновичем, графом Владимиром Павловичем Палеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В 1996 г. председателем Б. с. к. был назначен еп. Орехово-Зуевский Алексий (Фролов) , членами - профессора МДАиС архимандриты Матфей (Мормыль) и Макарий (Веретенников), доцент МДАиС игум. Андроник (Трубачёв), преподаватели МДС прот. Владимир Кучерявый, иерей Александр Самойлов. В 1996 - марте 2002 г. Б. с. к. были подготовлены и Свящ. Синодом утверждены: службы сщмч. Владимиру (Богоявленскому), преподобным Кириллу и Марии Радонежским, прп. Варнаве (Меркулову) Гефсиманскому (вместе с молитвой), свт. Иову, Патриарху Российскому (с молитвой), свт. Тихону, Патриарху Всероссийскому, прав. Матроне Московской (с молитвой), св. царственным страстотерпцам имп. Николаю II , имп. Александре Феодоровне , цесаревичу Алексию , вел. княжнам Ольге , Татиане , Марии и Анастасии , Собору новомучеников и исповедников Российских, Собору святых, в Эстонской земле просиявших; тропари и кондаки прп. Антонию Радонежскому (с молитвой), сщмч. Петру (Полянскому) , сщмч. Серафиму (Чичагову) , сщмч. Фаддею (Успенскому) , исповеднику свт. Афанасию (Сахарову) , прмч. Крониду Радонежскому (с молитвой), сщмч. Владимиру (Преферансову), преподобным Иулиании и Евпраксии Московским, Собору преподобных отцов и старцев, в Оптиной пуст. просиявших; молитвы: Господу по случаю 850-летия г. Москвы, прп. Максиму Греку; акафисты прав. Матроне Московской, свт. Феофану (Говорову) Затворнику; порядок поминовения Российских святителей в молитвах «Спаси, Боже» и «Владыко Многомилостиве», порядок возглашения «Господи, спаси благочестивыя» при Патриаршем богослужении и в остальных случаях; чинопоследование молебного возглашения к началу 3-го тыс. от Рождества Христова; Положение о епархиальной богослужебной комиссии, порядке рассмотрения и рекомендации к употреблению за богослужением РПЦ вновь составляемых текстов. Рассмотрены и даны рекомендации относительно «Устава колокольного звона РПЦ», «Заупокойного синодика», составленного свт. Филаретом, митр. Московским. Б. с. к. начала также работу по составлению Акафиста царственным страстотерпцам (2002) и Службы святителю Филарету, митрополиту Московскому и Коломенскому (янв.-март 2003).

http://pravenc.ru/text/149583.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010