затем магистр Московской духовной академии, потом профессор сначала Калужской семинарии по классу Гражданской Истории, потом Вифанской по классу словесности, после настоятель церкви Доргомиловского кладбища: Михаил Невский, окончивший курс в 1856 г., затем кандидат Московской духовной академии, после протоиерей Космодамиановской, в Шубине, церкви, потом Богородице-Рождественской, на Бутырках, церкви: Василий Руднев, окончивший курс в 1856 г., после протоиерей Московской Троицкой, на Шаболовке, церкви; Алексий Воскресенский, окончивший курс в 1854 г., затем настоятель Троицкой, в Лужниках, церкви и с недавнего времени архимандрит Московского Донского монастыря; Иоанн Березкин, окончивший курс в 1858 г., затем магистр Московской духовной академии, потом профессор сначала Тульской семинарии по классу Церковной истории, а после Вифанской семинарии но классу Патристики и наконец преподаватель Московской семинарии но классу Литургики и Гомилетики, ныне протоиерей Московской Богоявленской, в Елохове, церкви; Александр Орлов, окончивший курс в 1858 г., затем кандидат Московской духовной академии, в монашестве Кирилл, сначала смотритель Звенигородского духовного училища, инспектор Вифанской семинарии, потом настоятель Московского Знаменского монастыря, после епископ Екатеринбургский Пермский и Ковенский († 1890); Димитрий Касицын, окончивший курс в 1860 году, затем магистр Московской духовной академии, преподаватель Вифанской семинарии по классу Патристики и Греческого языка, потом бакалавр в Московской академии по кафедре Истории Западной церкви и профессор в ней, после протоиерей Московской Никольской, в Толмачах, церкви и редактор журнала „Душеполезное чтение»; Александр Смирнов , окончивший курс в 1860 г., затем магистр Московской духовной академии, после протоиерей церкви 1-го Московского кадетского корпуса; Николай Копьев, окончивший курс в, 1862 г., затем магистр Московской духовной академии, потом преподаватель сначала Подольской и Тверской семинарий, а после Вифанской по классу Литургики, Гомилетики и Практическому руководству для пастырей, ныне протоиерей Спасской, в Наливках, церкви: Петр Грузов, окончивший курс в 1863 г., затем в сане диакона обучался сначала в Московской духовной академии, а потом в Петербургской, по принятии монашества с именем Платона был в Пекинской миссии, ныне епископ Муромский, викарий Владимирский: Иван Соловьев, окончивший курс в 1874 г., затем магистр академии, после законоучитель Лицея Цесаревича Николая и с недавнего времени редактор духовного журнала „Вера и Церковь »; Яков Смирнов, окончивший курс в 1874 г., затем кандидат Петербургской духовной академии, потом протоиерей и настоятель Посольской церкви в Дрездене: Алексий Лебедев, окончивший курс в 1870 г., затем кандидат Московской духовной академии, ныне протоиерей и ректор Псковской духовной семинарии

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

Фрагмент иконы Благодаря статье из «Русского паломника» выяснилось следующее. В связи с отмечаемым в 1913 году 300-летием царствования Дома Романовых были проведены многочисленные торжественные мероприятия. В рамках празднования этого события было решено создать икону-памятник, которая получила название «Феодоровская» в память 300-летия Дома Романовых. Создание этого образа осуществлялось с согласия и при личном участии государя Николая II, как об этом сообщила «Петербургская газета»: «Государь император, по всеподданнейшему докладу министра внутренних дел, в 12-й день ноября 1912 года, Всемилостивейше соизволил одобрить проект иконы в память 300-летия царствования Дома Романовых в художественном киоте, исполненном в русском стиле… и присвоить этой иконе наименование “Икона в память 300-летия царствования Дома Романовых”». На иконе изображен образ Божией Матери «Феодоровская», парящий в небесах, а на земле, в сиянии голубого цвета, предстоящие в молитвенном сосредоточении двенадцать святых – покровителей всех русских правителей рода Романовых. Имена святых следующие: преподобный Михаил Малеин (покровитель первого царя Михаила Феодоровича Романова), преподобный Алексий, человек Божий (царя Алексея Михайловича), великомученик Феодор Стратилат (царя Феодора Алексеевича), святой Иоанн Креститель (царей Ивана IV и Ивана V), праведная Елисавета (императрицы Елизаветы Петровны), пророчица Анна (императриц Анны Иоанновны и Анны Леопольдовны), великомученица Екатерина (императриц Екатерины I и Екатерины II), апостол Павел (императора Павла I), апостол Петр (императоров Петра I Великого, Петра II и Петра III), благоверный князь Александр Невский (покровитель трех русских императоров: Александра I, Александра II и Александра III), святитель Николай Чудотворец (покровитель императоров Николая I и Николая II), святитель Алексий, митрополит Московский (цесаревича Алексея Николаевича). Всего на русском престоле правили 18 правителей рода Романовых, а цесаревич Алексей не успел вступить на престол, погибнув в отроческом возрасте от рук богоборцев.

http://pravoslavie.ru/95318.html

государей являются князья и цари страстотерпцы , принявшие смерть за исполнение заповедей Христовых, но не принуждавшихся к отречению от веры. В подвиге страстотерпчества Б. князь добровольно совлекался власти и воинской силы, шел на вольное обнищание, страдание и мученическую смерть ради совершенного исполнения Евангелия, приносил себя в жертву, подражая крестному подвигу Христа Спасителя (ср.: Фил 2. 5-11). Убиение Б. князя (царя), покровителя Православия, рассматривается Церковью как явление духовной брани, в к-рой убиенный государь выступает служителем и мучеником Христовым. Среди Б. князей страстотерпцев - первые канонизированные рус. святые братья Борис Ростовский и Глеб Муромский († 1015, пам. 24 июля). Их почитание связано не только со страстотерпческой кончиной, но и с небесным заступничеством, к-рое они оказывали Русской земле после своей кончины, напр., в битве кн. Александра со шведами на Неве 15 июля 1240 г., в битве кн. Димитрия с монголо-татарами на Куликовом поле 8 сент. 1380 г. и др. К Б. страстотерпцам относятся также Андрей Юрьевич Боголюбский († 1174, пам. 4 июля), кн. владимиро-суздальский; Михаил Ярославич († 1318, пам. 22 нояб.), кн. тверской; Димитрий († 1591, пам. 15 мая), царевич московский; царственные страстотерпцы имп. Николай II , имп. Александра Феодоровна , цесаревич Алексий , царевны Ольга , Татиана , Мария , Анастасия († 1918, пам. 4 июля) и др. В оценке мученического и страстотерпческого подвигов Б. государей Русская Церковь едина в духовном опыте с др. Поместными Церквами. К лику Б. цариц примыкает также ряд святых жен, чей подвиг не был связан с возглавлением народа Божия, но к-рые являлись царицами в языческих гос-вах. Таковы Есфирь (V в. до Р. Х., пам. в Неделю праотец), супруга персид. царя Артаксеркса ; мц. Дросида , (II в., пам. 22 марта), дочь имп. Траяна ; мц. Александра царица (IV в., пам. 23 или 21 апр.) и др. Лит.: Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1903; Минея (МП): Май. Ч. 3. С. 360-363; Федотов Г. П. Святые древней Руси. М., 1990. С. 89-108; Тальберг Н. Д. Святая Русь. СПб., 1992. Игум. Андроник (Трубачёв) Рубрики: Ключевые слова: ВЕЛИКОМУЧЕНИКИ святые, относимые к лику мучеников, претерпевшие особо жестокие и продолжительные страдания и смерть за Христа АГИОС 1) В греческой церковной традиции - обозначение важнейшего лика святости 2) Встречается как устойчивое словосоч. с именами изображаемых святых в надписях на иконах АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.)

http://pravenc.ru/text/149259.html

Прежде всего поминаются безлично: вселенские Патриархи, Цари, Царицы с чадами их, в благочестии почившие, Митрополиты, Князья, причт церковный, и все православные христиане в благочестии и вере, преставшиеся от Адама и до сего дня на всяком месте владычествия Божия, всегда, ныне, и присно и во веки веков. На листе 3 и далее написан чин литии. Причем вверху и на полях начала ее сделаны разные украшения, с растениями и другими орнаментами. Еще лучшее украшение сделано в конце литии. Дивные грифы с крыльями как бы лобызают крест, а 2 рыбы и 2 морских чудовища поддерживают его. Все это покоится на золотом фоне. На 6 и 7 листах написаны украшения меньшие, но тоже с золотом. Здесь поминаются Царевичи: Иоанн, Василий, Иоанн, Симеон, Илия, Давид, Василий, Алексий. Далее опять Алексий, но уже другими чернилами, равно как Александр и Петр. Царевны: Анна, Мария, Феодосия, София, Анна, Евдокия, Пелагия, Татиана и Великие Княгини: Ирина, Параскева, Анна. Другими чернилами написаны Цесаревна Наталия, Княжны: Наталия, Анна. На обороте 7 листа значится в кружке, обведенном красками, род Моск. купца Гавриила Ильина сына Муравлева, начинающийся Илиею и кончающийся Ириною. После надписан Гавриил и приписаны Иоанн и Михаил. На 8 листе написан род Иеромонаха Иоасафа Площанского, далее род Москвитина Ходошевской Слободы Иоанна Леонтьева сына Попова, потом род девицы Евдокии Васильевой, род Москвитина Тимофея Васильева сына Попова, род Москв. Нижнего овощного ряду Ипата Силина, род Иконописцев Моск. Артемия да Афанасия, род монахов обители сея (здесь очевидна утрата), состоящий всего из 20 лиц. На 11 листе кружок росписан красками и золотом. Здесь значится род Царицы Евдокии Феодоровны, начиная с Болярина Феодора и кончая Анною и Анастасиею. Род Преосвященного Илариона, Епископа Сарского и Подонского означается в круге более скромном. Он начинается Григорием и кончается Иулианиею. После сего идет род Иеродиакона Макария Белобережскова, далее означенный просто род Нарышкиных. Здесь поминаются: Князь Михаил, Княгиня Мавра, Князь Василий, Княжна Параскева.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Определением Священного Синода от 11 апреля 2006 г. Имя священномученика Владимира Холодковского было внесено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Арх.: ГААОСО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 30385. Т. 3, 4; д. 39581. Ист.: Определения Священного Синода РПЦ//ЖМП. 2006. 5 . С. 7. Лит.: Лавринов В., прот. Екатеринбургская епархия. События. Люди. Храмы. Екатеринбург, 2001; Жития святых Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 2008. С. 292-300; ЖНИР. Июль. Ч. 2. С. 362 – 368. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Иванович Малиновский († 1918), свящ., сщмч. (пам. 20 авг., в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Иванович Попов (1869 - 1918), свящ., сщмч. ( пам. 10 июля, в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Нилович Медведев (1889 – 1918), диак., сщмч. (пам. 28 авг., в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДРА ФЕОДОРОВНА (1872 -1918), императрица Всероссийская, супруга мч. имп. Николая II, мц. (пам. 4 июля, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых) АЛЕКСИЙ Иванович Будрин († авг. 1918), прот., сщмч. (пам. 28 авг., в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Николаевич (1904–1918), цесаревич и вел. кн., наследник престола Российской империи, мч. (пам. 4 июля, В соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе С.-Петербургских святых) АНАСТАСИЯ Николаевна (1901-1918), мц. (пам. 4 июля, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Санкт-Петербургских святых), великая княжна, младшая дочь святых мучеников имп. Николая II и императрицы Александры Феодоровны АПОЛЛИНАРИЙ (Мосалитинов Афанасий Семёнович; 1873 – 1918), иером., прмч. (пам. 30 авг., в Соборе Екатернбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/2475764.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГРИППИНА Ивановна Лесина (6.июля 1897, село Беляево Белёвского уезда Тульской губернии – 8 января 1938, Тульская область), мученица (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Тульских святых), послушница. С 1913 г. (по другим данным с 1914) Августа Лесина была послушницей Крестовоздвиженского монастыря в городе Белёве; после закрытия обители работала швеёй в артели «Красный производственник». 17 декабря 1937 г. по групповому делу епископа Никиты (Прибыткова) был арестован преподобномучник архимандрит Исаакий (Бобраков) , а вместе с ним и Агриппина Ивановна. Она обвинялась в «контрреволюционной деятельности» и в том, что состояла в «подпольном монастыре». По приговору Особой тройки при УНКВД по Тульской области от 30 декабря 1937 г. послушница Агриппина была расстреляна. Похоронена в братской могиле на 162-м км Симферопольского шоссе. Имя мученицы Агриппины Лесиной включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Синода РПЦ от 26 декабря 2001 г. Арх.: Архив УФСБ по Тульской обл. Д. 9953. Лит.: Житие сщмч. архим. Исаакия. Введенская Оптина Пустынь, 1996. С. 112. Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГРИППИНА Тихоновна Киселёва (1903-1942), мц. Карагандинская (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Иванович Блохин (1879-1937), мч. (пам. 4 сент., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Антонович Медем (1870–1931), мч. (пам. 10 нояб., в Соборе Самарских святых, в Соборе Саратовских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Александрович Уксусов (1874-1937), мч. (пам. 23 нояб., в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДРА Потаповна Устюхина (1882– 1937), мц. (пам. 10 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДРА ФЕОДОРОВНА (1872 -1918), императрица Всероссийская, супруга мч. имп. Николая II, мц. (пам. 4 июля, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых) АЛЕКСИЙ († 1918), мч. (29 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) АЛЕКСИЙ Николаевич (1904–1918), цесаревич и вел. кн., наследник престола Российской империи, мч. (пам. 4 июля, В соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе С.-Петербургских святых)

http://pravenc.ru/text/374053.html

Краткие биографические сведения Авель (Матиешин), игумен. Находился в заключении в Дубравлаге вместе с епископом Афанасием и митрополитом Нестором. Агапит (Вознесенский Семен Саввич; 1793–1854), епископ. В 1834 г. хиротонисан во епископа Томского. В 1841 г. уволен на покой. В 1843 г. назначен управляющим Воскресенским Новоиерусалимским монастырем. В 1850 (1851?) г. переведен в Московский Новоспасский монастырь, в 1852 г. в Донской Богородичный монастырь. Александр I Карагеоргиевич (1888–1934), король Югославии. Во время первой мировой войны главнокомандующий сербской армией. В 1914–1921 гг. принц-регент, а с 17 августа 1921 г. король Королевства СХС (с 1929 г. Югославия). Убит сепаратистами. Александра Петровна (в тайном постриге Анастасия; 1838–1900), Великая княгиня, супруга Великого князя Николая Николаевича, брата Императора Александра II. Известная благотворительница. С 1881 г. имела постоянное пребывание в Киеве, где основала Покровский женский общежительный монастырь с хирургической больницей. Здесь, приняв иночество, провела последние годы жизни. Александра Феодоровна (1872–1918), страстотерпица, Императрица. Урожденная принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская (полное имя Алиса-Виктория-Елена-Луиза-Беатриса). Супруга Императора Николая П. 8 (21) марта 1917 г. арестована по приказу Временного правительства в г. Царское Село Петроградской губ. вместе с другими членами Царской семьи. С 6 (19) августа 1917 г. под арестом в Тобольске. В ночь на 17 июля 1918 г. расстреляна в Екатеринбурге вместе со всей семьей. Причислена к лику святых на Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 г. Алексий (Алексей) Николаевич (1904–1918), страстотерпец, Наследник Цесаревич и Великий князь. Сын страстотерпцев Императора Николая II и Императрицы Александры Феодоровны. Покровитель Православного Камчатского братства во Имя Всемилостивого Спаса. В ночь на 17 июля 1918г. расстрелян со всей семьей в г. Екатеринбурге. Причислен к лику святых на Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 г. Алексий (Дородницын Анемподист Яковлевич; 1859–1919), архиепископ. С 1905 г. епископ Чистопольский, викарий Казанской епархии. Ректор КазДА. С 1912 г. епископ Саратовский и Царицынский; с 1914 г. архиепископ Владимирский и Суздальский. Весной 1917 г. по постановлению епархиального съезда духовенства и мирян уволен от управления Владимирской епархией. В 1917 г. возглавил движение украинских автокефалистов. С 1918 г. под запретом. Перед смертью принес покаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Храм Петра и Павла в Петергофе – В ваш храм два года подряд приезжал итальянский оперный певец Элвис Фантон. Как произошло его знакомство с Царской семьей? – Когда Элвис пел здесь «Боже, Царя храни!» на русском языке, он вряд ли знал о том, что первое публичное слушание Российского государственного гимна-молитвы состоялось почти 190 лет тому назад – 11/24 декабря 1833 года. Исполнение итальянцем русского гимна – настоящий подарок и для нас, и для Царской семьи. Элвис Фантон рассказывал, что в 2018 году ему приснился мальчик, от которого исходила непередаваемая словами любовь Маэстро Элвис Фантон рассказывал о том, что в 2018 году ему приснился мальчик, от которого исходила необыкновенная, непередаваемая словами любовь. Проснувшись, певец сразу стал искать в интернете фотографию незнакомого ребенка. Он быстро нашел его фото и узнал, что это наследник русского престола. Итальянца, не говорящего по-русски, так поразила судьба этого необычного подростка и его семьи, что с тех пор он каждый год приезжает в Екатеринбург, Санкт-Петербург, Москву и другие места, связанные с Царской семьей. Он был с нами на литургии в храме, на молебне у Поклонного Креста на Нижней даче, шел крестным ходом к памятнику Царевичу Алексию в парке Александрия, где пел «Ave Maria», участвовал в играх и хороводах у храма святой Анастасии Киевской, где с помощью Божией нами создан духовно-просветительский центр, носящий ее имя. Юрий Тизяев, ктитор храмового комплекса в честь святого Цесаревича Алексия – Как родилась идея построить храмовый комплекс недалеко от места рождения наследника российского престола? – Наш храмовый комплекс построен напротив парка Александрия, недалеко от дворца «Нижняя дача». Это любимое место святой Царской семьи. Во дворце родился Цесаревич Алексий и три из четырех его сестер – царевны Татиана, Мария и Анастасия. Неподалеку отсюда, в Петергофе, есть храм святых апостолов Петра и Павла. Как и наш храм, он тоже находится в Знаменской земле. Когда-то настоятелем храма был священник Алексий Кольцов. Среди его прихожан были я и активный участник движения памяти Цесаревича Алексия Владимир Васильевич Знахур. Уже 20 лет он организует крестные ходы по царским местам. Когда крестоходцы приходили в храм Петра и Павла, мы присоединялись к ним и следовали к месту рождения Цесаревича Алексия – ко дворцу «Нижняя дача». Это длилось не один год. И каждый раз хотелось помочь людям, которые своим молитвенным деланием стараются приблизиться к Богу, идут к святости. Так получилось, что мы сами предложили Владимиру Васильевичу идею обустроить место, где можно было бы после крестного хода укрыться от дождя, помолиться, пообщаться, попить чаю. На самом деле все созидает Господь, а мы в Его благодати по милости Его к нам созидаем храм своей души. Если Господь благословит, то применяем в наших трудах дарованные от Бога организаторские способности, а если есть возможность, то и финансы. Благодаря всему этому и созидается Церковь Христова на земле.

http://pravoslavie.ru/156604.html

11 августа группа участвовала в литургии в храме св. блгв. Александра Невского в Петропавловске-Камчатском. В храме этом есть также и придел в честь Царевича Алексия. Настоятель храма о. Василий Гончар, который является руководителем епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, а также благочинным Округа гарнизонных храмов, после молебна Царевичу Алексию, во время проповеди рассказал, что Камчатка тесно связана с Царской Семьей. Царевич Алексий был назначен главой Благотворительного Камчатского братства, что к 1916 году позволило Братству собрать 25 000 рублей серебром, которые пошли на создание школ, больниц, был также создан первый в стране интернат при содействии епископа Камчатского (будущего митрополита) Нестора (Анисимова). В те годы в крае была высокая смертность детей, и Церковь не могла пройти мимо беды. Интернат существует до сих пор, но, к сожалению, уже не носит имя своего создателя. Батюшка подчеркнул огромную роль Царевича Алексия в освоении Камчатки, распространении веры, улучшении условий жизни. Может быть, он в силу возраста не понимал до конца своей роли, но объективно сыграл большую роль в том, чтобы Камчатка стала такой значимой и известной по всей России. Именно с этого момента начинается подъем Камчатки и духовный, и человеческий. Для нас, такое почитание Цесаревича Алексия на Камчатке было очень значимым, поскольку убиенный некоронованный первый русский царь Андрей Боголюбский, в чью память основан наш Фонд, и убиенный Цесаревич Алексий поминаются в один день - 17 июля. Отец Василий рассказал нам о Порт-Артурской иконе Божией Матери, список которой на боевом сторожевой корабле «Магаданец» впервые прошел великим Северным морским путем из Калининграда на Камчатку и хранится в его храме. Батюшка на прощание подарил Фонду иконы Матери Божьей Порт-Артурской. Деревянный храм во имя святого Александра Невского построен по древнерусской технологии без единого гвоздя, рядом начато строительство нового большого храма, в котором будет придел в честь Цесаревича Алексия.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/08/27/na...

В иконостасе верхнего храма ясно читается государственная тема: в правой части среди храмовых икон расположен образ св. ап. Петра, напоминающий о Петре Великом, а в левой части находятся иконы небесных покровителей императрицы Елизаветы Петровны — святой Елисаветы; наследника цесаревича Петра Федоровича (будущего Петра III) — святого Ианнуария (по дню рождения) и супруги его Екатерины Алексеевны (будущей императрицы Екатерины II) — святой Екатерины; а также икона святителей Климента Римского и Петра Александрийского — на день их памяти пришлось восшествие на престол Елизаветы Петровны. К 1756 году начались работы по наружной отделке храма. В 1756-1758 гг. была сооружена колокольня; к осени 1760 года на храм были водружены кресты. Нижний храм во имя святителя Николая был освящен архиепископом Сильвестром в царствование Елизаветы Петровны 5 декабря 1760 года, в канун храмового праздника. В тот же день освящен правый придел нижнего храма в честь Усекновения главы святого Иоанна Предтечи. 20 июля 1762 года архиепископом Санкт-Петербургским Вениамином в присутствии императрицы Екатерины II был освящен верхний храм в честь Богоявления и нижний левый придел в честь новопрославленного святителя Димитрия Ростовского. По великолепию и размерам Николо-Богоявленский собор в то время уступал лишь Петропавловскому, и на освящении императрица Екатерина повелела именовать его Морским. Этим повелением было определено значение храма для истории российского флота. Со времени Екатерины II морские победы стали праздноваться в Никольском соборе. В память о сражениях 1770-1790 годов Екатерина II пожаловала в собор 10 икон в золотых ризах, причем каждая икона напоминала о победе в день памяти святого, на ней изображенного. 14 мая 1908 года в сквере Морского собора состоялось торжественное открытие памятника морякам, погибшим в бою у острова Цусима 14 мая 1905 года. 6 апреля 1918 года, после прихода к власти большевиков, Николо-Богоявленский собор получил статус обычного приходского храма. В апреле 1922 года из собора было изъято несколько десятков предметов церковной утвари общим весом 328 килограммов. В этом году собор стал одним из первых центров борьбы с обновленцами, которую возглавили епископ Ямбургский Алексий (Симанский), будущий Патриарх, и епископ Петергофский Николай (Ярушевич), наместник Александро-Невской лавры, впоследствии митрополит Крутицкий и Коломенский. В 1923 году, после того как были высланы епископы Алексий и Николай, а также настоятель храма протоиерей Александр Беляев, в Николо-Богоявленский собор был назначен настоятель-обновленец, а из храма изъяты уникальные ценности. Но в январе 1924 храм вновь вернулся под омофор Патриарха Тихона, а в марте 1924 года настоятелем стал протоиерей Николай Чуков, будущий митрополит Ленинградский Григорий.

http://patriarchia.ru/db/text/2236174.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010