«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Смоленское кладбище - одно из старейших в Петербурге. Здесь покоится прах множества известных петербуржцев. Никогда не ослабевает поток паломников к часовне на могиле святой блаженной Ксении. На кладбище есть и другие храмы. Об одном из них и пойдёт речь. Церковь была заложена в 1901 году митрополитом Антонием (Вадковским) близ главных ворот кладбища и строилась по проекту архитектора В. А. Демяновского. Уже в 1903 году были освящены боковые приделы - во имя иконы Божией Матери «Утоли Моя Печали» и Всех Святых, а в 1904 году - главный престол. Архитектура храма для нашего города необычна: настоятель Смоленской церкви протоиерей Алексий Сперанский поручил В. А. Демяновскому разработать проект в духе нарышкинского барокко. Между тем, выбор был отнюдь не случаен: Император Николай II более всех остальных периодов русской истории любил именно времена царя Алексея Михайловича, при котором и достиг расцвета стиль «московского узорочья». Церковь получилась нарядной: красный кирпич и светлые лепные украшения, стройный восьмерик возносился над мощным четвериком и венчался золочёной главкой. Две другие главки поднимались над боковыми приделами. Столь же нарядно был украшен интерьер церкви. В частности, мозаику, украшавшую алтарь, выполнили по эскизу В. М. Васнецова. Новый храм действовал совсем недолго. Последним православным настоятелем Воскресенской церкви был протоиерей Алексий Осипович Западалов. Отец Алексий родился в семье мастера парфюмерной фабрики. Выбор священнической стези для выходца из семьи преуспевающего рабочего был в то время большой редкостью. По окончании Духовной академии он был оставлен секретарём канцелярии обер-прокурора Священного Синода, а затем назначен настоятелем храма при Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. Отец Алексий участвовал во многих важнейших церковных событиях того времени: он присутствовал при закладке Феодоровского собора в Царском Селе и при крещении Цесаревича Алексия. Между тем, он также был в курсе культурной жизни: выписывал «толстые» журналы, приобретал книги. Известно, что в его библиотеке хранилось собрание сочинений тогдашнего властителя дум - Владимира Сергеевича Соловьёва.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/6/51...

Где почтить память Преподобного Алексия, человек Божия – в Москве? На Руси житие аскета, отказавшегося от семьи и жившего подаянием, распространяется с XI века. Но мощей святого и храмов в его честь существовало мало. 30 марта, 2012 На Руси житие аскета, отказавшегося от семьи и жившего подаянием, распространяется с XI века. Но мощей святого и храмов в его честь существовало мало. Содержание статьи Где почтить память Преподобного Алексия, человека Божьего 30 марта празднуется память преподобного Алексия, человека Божия. Где в Москве можно помолиться этому святому? Алексий, человек Божий Преподобный Алексий, человек Божий – один из самых почитаемых в христианском мире святых. В 1969 году из календаря Католической Церкви его имя было исключено, так как житие преподобного не подтверждается историческими источниками. Впрочем, это не мешает сохранению в лоне Католической Церкви ордена алексиан, активно занимающегося социальным служением и считающим своим небесным покровителем преподобного Алексия. Что касается Православной Церкви, то у нас почитание преподобного Алексия не прекращается с IX века. На Руси житие аскета, отказавшегося от семьи и жившего подаянием, распространяется с XI века. Но мощей святого и храмов в его честь существовало мало. В середине XVIII века среди святынь собора Софии Новгородской упоминается похищенная в Риме местным купцом рука преподобного, но сейчас ее там нет. Святыни Алексий, человек Божий Уникальный храм Другая икона с частицей мощей находится в храме преподобного Алексия, человека Божия, в Красном Селе (2-й Красносельский пер., 3 – добираться пешком от ст. метро Красносельская). Храм преподобного Алексия, человека Божия, в Красном селе История этого храма уникальна: он относился к монастырю, который трижды менял «место жительства». В XIV веке Алексеевский Зачатьевский монастырь стоял на Остоженке. В 1547 году, после очередного пожара, обитель была переведена в урочище Чертолье – ныне улица Волхонка. В 1633-1634 гг. в честь рождения цесаревича Алексия, чьим небесным покровителем был преподобный Алексий, человек Божий, была выстроена посвященная святому одна из последних двухшатровых церквей. Позже указом Патриарха Никона строительство на Руси шатровых храмов было запрещено – предписывался повсеместный переход к крестово-купольному зодчеству, как более древнему.

http://pravmir.ru/gde-pochtit-pamyat-pre...

В 1886 году была восстановлена работа Собора. О том периоде свидетельствует сохранившийся до наших дней документ перестройки Собора на обнаруженной в подполье медной плите: " В царствование Благочестивейшего Государя императора Александра III, и супруги Его Императрицы Марии Федоровны и наследника Его Цесаревича Николая Александровича по благословению святейшего правительствующего Синода, при святительстве Серапиона епископа Екатеринославского и Таганрогского, возобновился/третьим возобновлением/девятиглавая трехпрестольная церковь сия: 1., во славу святыя, животворящия и нераздельная Троицы, 2., в честь и память святых Апостолов Петра и Павла, и 3., трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго в богоспасаемом граде Новомосковске, в лето от создания мира ЗТЧ/7396/, от Рождества Христова/1888/года Сентября 18-го дня. Строительный комитет составляли: председатель священник Иоанникий Вахнин и члены: священники - Иоанн Мулев, Сампсон Стукановский, Василий Игнатенко и Захарий Кучеренко, и прихожане: цер. ст. Стефан Махно, Корнилий Жиров, Андрей Короленко, Алексий Полтавцов и Иоанн Чуприна, и диаконы Василий Ювченков и Федор Колодяжный, и еще избранные от прихожан: Михаил Стражевский, Павел Кравченко, Стефан Паляничка, Евфимий Грабарь, Алексий Крапива и Евфимий Стражевский и приглашенный Михаил Гоппе. Мастер-подрядчик Алексий Пахучий/Харьков, губерн./Основася первые 1775 года Июня 2-го дня/1773 г./освящена в среднем престоле - в 1778-м году Мая 13-го дня архиепископом Евгениям в боковых пределах - в 1780 -м году. Августа 30 дня и Сентября 8-го дня протоиереем Григорием Порохнею. Первый мастер-строитель, и в качестве архитектора, был козак Иоаким Погребняк. Обновлялась в 1830-1835-м году; по возобновлении освящена в 1635 г. Ноября 10-го дня архиепископом Гавриилом. Резал Малаховцев и сыновья " . В начале XX столетия к оригинальным деревянным фризам ручной работы внутри здания добавилась роспись масляной краской в куполах с изображением четырех евангелистов неизвестными художниками. Когда в городе появилось электричество (1927 г.), стеариновые свечи в люстрах были заменены постоянными электролампочками.

http://sobory.ru/article/?object=04877

Весь комплекс вместе с храмом возводился по проекту И.В. Штрома. Освящение храма, построенного на средства купца И.Ф. Громова, в присутствии Цесаревича состоялось 23 октября (5 ноября) 1871 года. Со священной горы Афон была привезена икона святого целителя Пантелеймона. Но в 1929 году церковь была закрыта и в ней до 1990 года находился больничный склад. После передачи здания верующим в ней возобновились богослужения. Первым и единственным настоятелем церкви является протоиерей Алексий Масюк. Отец Алексий закончил Педагогический институт имени Герцена, был учителем французского и немецкого языков, а в 1990 году принял сан священника и в 1991 году был направлен в Пантелеймоновскую церковь. Храм в то время был в жутком состоянии: здание стояло без кровли с 50-х годов, пол провалился, стены обуглились после пожара, собаки по углам бегают. Потихоньку возрождали его всем миром. Нашлись и плотники, и резчики-умельцы. Есть еще на Руси люди, которые чувствуют дерево! В 1995-1996 годах были восстановлены утраченные звонница и шатер, а в июне 1996 года на маковку храма был поднят крест. В настоящее время храм полностью восстановлен и обустраивается прилежащая территория. На средства администрации Приморского района устанавливается исчезнувший за годы атеистического лихолетья памятник Александру III, открытие которого намечено на 9 августа. Несмотря на то, что храм открыт совсем недавно, уже зафиксированы, по словам батюшки, случаи чудесного исцеления, есть заключения врачей, отмечены даже выздоровления онкологических больных. Прихожанами являются не только пациенты и работники больницы, сюда приезжают верующие из других районов и даже из других городов. Как сказал отец Алексий «к нам приходят те, кто потеряли благодатную опору в жизни, и когда они приходят в храм, то обретают душевную силу, радость жизни. Это больница тяжелой психиатрии, где находятся люди со сложными психическими расстройствами. Когда я отслужил первый водосвятный молебен, меня на следующий день увезли в больницу с почечной коликой. Очевидно, что мы вторглись в царство, где нас не ждут…». Мы живем в сложное время, когда потеряны многие вековые ценности. Общество нуждается в оздоровлении не только физическом, но и духовном. Мы понемногу начинаем выходить из этого тупика и немалую роль в этом играет православная церковь. Восстановлена еще одна обитель Бога, и это еще один шаг к духовному оздоровлению нашей среды.

http://sobory.ru/article/?object=01676

Недалеко от Готической капеллы в 1830 году была построена одноэтажная ферма – «сельское» здание с комнатами для пастухов, кухнями и кладовыми. На скотном дворе содержали породистых коров и быков. За 20 лет ферма превратилась в большой двухэтажный Фермерский дворец Императора Александра II и его семьи. Здесь шла подготовка к Великим реформам, в том числе таким, как отмена крепостного права. Детям мы говорим о том, что Император Александр II был очень смелым царем – невзирая на опасность, он ходил с рогатиной на медведя.  Перейдя Руинный мост, мы подходим к Дворцу-Коттедж и памятнику Цесаревичу Алексею. Зная, что может умереть в любой момент, он просил, чтобы в парке ему поставили маленький памятник. Каждый посетитель парка Александрия может теперь помолиться у памятника царственного отрока. Последними хозяевами Коттеджа были Император Александр III и Императрица Мария Федоровна – дедушка и бабушка Цесаревича Алексия. Император Александр III был человеком необычайной силы. Он легко гнул подковы, вязал узлом вилки, мял монеты, мог перебросить камень через Михайловский замок в Санкт-Петербурге. Он держал на своих плечах обрушившуюся крышу железнодорожного вагона, что спасло всю царскую семью от гибели во время крушения поезда. - Где дети могли поиграть возле царских дворцов? - Специально для их игр и спортивных занятий возле Фермерского дворца были построены пожарная каланча, крестьянская избушка и детская водяная мельница, которая особенно нравилась Цесаревичу Алексею. В 1858 году на берегу залива построили и маленькую детскую ферму. В 1851 году рядом с дворцом была построена Батарея на ферме – детская крепость для игр и обучения детей императорской фамилии военному делу. Вокруг нее были ров и широкий вал, обращенный к заливу, с пандусом для подъема пушек, брустверы и южный бастион с блиндажом. - В семье Императора Николая II любили спорт. Даже у больного Цесаревича был свой велосипед, правда, трехколесный. - Да, это для того, чтобы уменьшить риск получения травмы. Дети вместе с отцом любили кататься на велосипеде в Петергофе. Когда Цесаревич подрос, Император Николай II начал плавать с ним на шлюпке-гатчинке, а потом на байдарке-двойке. Вообще занятия физкультурой на тренажёрах входили в ежедневный распорядок дня нескольких поколений императорских детей. В 1830-е годы недалеко от Дворца-коттеджа был построен спортивный комплекс для занятий на турнике, беговой дорожке, винтовой лестнице, кегельбане, гимнастических брусьях с наклоном, на карусели. Так дети учились быть спортивными, смелыми и сильными.

http://radonezh.ru/2021/11/05/cesarevich...

(1922, Новый Футог) Затем Крестный ход с пением тропарей проследовал по парку к Дворцу Коттеджу, где часто жили Государь Александр третий с Императрицей Марией Фёдоровной. Здесь жила Государыня и после кончины Венценосного Супруга. Сюда, к Бабушке, любили приходить или приезжать на велосипедах Великие Княжны и Царевич Алексий. Здесь установлен ему чудесный памятник, возле которого состоялась вторая часть концерта. Под пение исторического гимна России «Боже Царя храни» к подножию памятника были возложены яркие августовский цветы: георгины, флоксы, золотые шары гелиопсиса. Известно, как умел любить и тонко чувствовал природу маленький Цесаревич... Так же с пением тропарей крестоходцы вернулись к храму и здесь прошёл ещё один концерт, незапланированный: людям не хотелось расходиться и хор пел, и пел вдохновенно... Сначала возле храма преподобной Анастасии Киевской, что близ храма Царевича Алексия, потом – в самом храме у чудотворной иконы Государя. Прозвучали и сербские песнопения в благодарность Сербским братьям, давшим нам возможность видеть чудотворную икону Государя на нашей земле и молиться перед ней. Удивительный светлый праздник, завершился трапезой, за которой подавалось то, что любил Царевич Алексей – гречневая каша. Для крестоходцев уже в трапезной состоялся ещё один концерт, пел Антон Галицкий. Благодарение Богу, дающего нам эту радость – собираться ради любви к Нему и к Его святым, величать их, благодарить, просить прощение и молиться им соборно на святых местах. Ирина Валентиновна Болдышева, основатель и руководитель Детско-юношеского хора прп.Иоанна Дамаскина и Церковно-певческой школы 12 августа (30 июля) 1904 г. в Петергофе родился единственный сын русского Императора Николая II и Императрицы Александры Фёдоровны, наследник престола Российской империи Цесаревич Алексей. Он был пятым и очень долгожданным ребёнком царской четы, о котором они много и горячо молились. В честь рождения наследника Российского престола в Петергофе прогремело 300 пушечных залпов. Им вторили орудия Кронштадта, следом за ними – батареи Петропавловской крепости. По всей России палили из пушек, звонили в колокола, развешивали флаги.

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/15/...

Царь не внушал страх, что расценивалось как слабость 21.09.2016 13:34:54 Елена Дорофеева " Я всегда чувствовал, что мир, в общем, никогда не принимал Императора  Николая II всерьез, и я часто интересовался почему. Он был человеком, у которого не было низменных качеств. Я думаю, что в основном  это можно объяснить тем фактом, что Он выглядел абсолютно не способным внушать страх " , - писал в своем дневнике учитель царских детей Чарльз Гиббс.  Император, отмечает он, сохранял всегда свое достоинство, но при этом, не ставил себя выше других. " Главное, что Он внушал, – трепет, а не страх. Я думаю, причиной этого были его глаза. Да, я уверен, это были его глаза, настолько прекрасными они были. Нежнейшего синего оттенка, они смотрели прямо в лицо. С добрейшим, нежнейшим и любящим выражением, - писал Гиббс. - Глаза его были настолько ясными, что, казалось, Он открывал вашему взгляду всю свою душу. Душу простую и чистую, которая совершенно не боялась вашего испытующего взгляда. Никто больше не мог так смотреть. В этом было его величайшее обаяние и, в то же время, великая политическая слабость. В битве умение внушать страх порой составляет больше половины победы. И именно этим преимуществом Он не обладал " . Воспоминания англичанина, последовавшего за Царской семьей в ссылку, опубликованы в Москве российскими исследователями. На днях книга " Наставник. Учитель цесаревича Алексея Романова " , изданная уже вторым тиражом Татьянинским университетским храмом, представлена в книжном магазине  " Библио-глобус " . Чарльз Гиббс - православный архимандрит Николай Автор публикации историк Кирилл Протопопов сообщил, что для составления книги были предприняты несколько поездок в Англию и Францию для посещения мест, связанных с жизнью Чарльза Сиднея Гиббса и для встреч с его родственниками. Рукопись  воспоминаний гувернера царских детей хранится у приемного сына Гиббса во Франции. " Гиббс в течение 10 лет был учителем английского языка в Царской семье, затем добровольно отправился с ними в Сибирь, - отметил на презентации настоятель храма святой Татьяны при МГУ протоиерей Владимир Вигилянский. - Что должно было произойти в России с сыном британского банковского служащего, чтобы он в 58 лет принял Православие с именем Алексий (в честь Цесаревича Алексея), а на следующий год был пострижен в монашество с именем Николай (в честь императора Николая II)? Скончался он в возрасте 87 лет, похоронен у храма в Оксфорде, который он построил на собственные сбережения " .

http://radonezh.ru/analytics/tsar-ne-vnu...

Решили посвятить Троицкий храм памяти рождения наследника российского престола, цесаревича Алексия. Комитет по постройке храма обратился за разрешением на такое наименование к императору Николаю II. 31 мая 1912 г. разрешение было получено. В строительстве приняли участие своими добровольными пожертвованиями все местные жители, собрав 35 тысяч 227 рублей. Владелец ткацкой фабрики Александр Иванович Синицын подарил для строительства 1200 кв. сажен земли стоимостью 500 рублей. Проект храма разработал известный архитектор С.М.Гончаров в стиле «русский модерн». Храм имел кроме трех приделов еще и нижний подземный храм. В память рождения цесаревича Алексия левый придел был посвящен святителю Алексию, Митрополиту Московскому. Освящение новопостроенного храма совершил епископ Верейский Модест (Никитин) 13 ноября 1916 г. Настоятелем стал сын будущего священномученика Константина Голубева — священник Константин Константинович Голубев, вторым священником — Алексий Некрасов, избранный духовенством и мирянами в члены благочиннического совета, диаконом — отец Моисей Морозов. Службы в соборе проводились до 1929 г., затем его закрыли и преобразовали сначала в городской театр, затем в литейный цех металлургического завода. При этом были разобраны колокольня и купол храма. Возрождение собора началось в 1990 г. Общине храма передали икону преподобного Серафима Саровского, которая обновилась на глазах у верующих. Адрес: Московская обл., г. Щелково, Пролетарский просп., д. 8 Телефон: 8 (496) 567-05-72, 567-06-15 Святыни Молитва Преподобный Серафим Саровский Тропарь, глас 4 От юности Христа возлюбил еси, блаженне, и Тому Единому работати пламенне вожделев, непрестанною молитвою и трудом в пустыни подвизался еси, умиленным же сердцем любовь Христову стяжав, избранник возлюблен Божия Матери явился еси. Сего ради вопием ти: спасай нас молитвами твоими, Серафиме, преподобне отче наш. Кондак, глас 2 Мира красоту и яже в нем тленная оставив, преподобне, в Саровскую обитель вселился еси; и тамо ангельски пожив, многим путь был еси ко спасению. Сего ради и Христос тебе, отче Серафиме, прослави, и даром исцелений и чудес обогати. Темже вопием ти: радуйся, Серафиме, преподобне отче наш.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Закрыть Иерей Алексий Дарашевич: «Поросенков Лог – это не место захоронения Царственных Мучеников» Известный священник о нежелании русского народа признавать «екатеринбургские останки» Священник Алексий Дарашевич   16:20 20.07.2011 1479 Я только что вернулся из Екатеринбургской епархии, где прошли мероприятия, посвященные годовщине убийства Царской Семьи . Там я встретил писательницу из Австралии Любовь Миллер и по разговору с ней понял, что представителями Зарубежья найденные в Поросенковом Логе останки двух тел, которые выдаются за мощи Цесаревича Алексея и Цесаревны Марии, воспринимаются как останки Царских Детей, и они недоумевают, почему Русская Православная Церковь до сих пор не может признать подлинность «екатеринбургских останков» . Русское сердце, конечно, ощущает, что Поросенков Лог - это тоже место беды. У Господа всякая замученная душа драгоценна, но русский народ чувствует, что Поросенков Лог – это не царское место, не место убиения Царственных Мучеников. Я был на службе, участвовал в Крестном ходе на Ганину Яму, был в Алапаевске и на месте шахты, где сейчас стоит Мужской монастырь в честь Новомучеников Российских. Я увидел, что для русского народа, для священства, проходящие мероприятия есть настоящая жизнь, великий, по сути, Пасхальный праздник. Собралось огромное количество людей из разных городов России и других стран. Миряне и священники приезжают из года в год на эту удивительную ночь. Можно сказать, что в настоящее время это один из центров живой памяти, источник, к которому русские люди приезжают и укрепляются. После службы прошел Крестный ход протяженностью в 24 километра. Удивительно было видеть то воодушевление, которое движет людьми. Крестный ход был похож на бурную многоводную реку, устремленную к Ганиной Яме. А ведь в основном крестоходцы - это городские жители, которые не привыкли много ходить. Были и пожилые и больные люди, которым, кажется, вообще не под силу такой длинный путь. И ведь они шли терпеливо, и находились люди, которые помогали им идти. Шли также маленькие дети с родителями, даже младенцев в колясках везли. Это была живая единая русская людская река. Удивительное состояние, которое дает силы, даже физические.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/07/20110...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История России по периодам АВРАМОВ Михаил Петрович (1681 или 1680-1752), статский советник, директор С.-Петербургской Оружейной канцелярии, автор проекта восстановления Патриаршества АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1200–1339), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Всех святых в земле Российской просиявших) АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) АЛЕКСАНДРА ФЕОДОРОВНА (1872 -1918), императрица Всероссийская, супруга мч. имп. Николая II, мц. (пам. 4 июля, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых) АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Тишайший (1629-1676), русский царь (с 13 июля 1645) из династии Романовых, сын царя Михаила Феодоровича и царицы Евдокии Лукьяновны АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ (1690–1718), царевич, старший сын царя Петра I Алексеевича от брака с царицей Евдокией Феодоровной Лопухиной АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АЛЕКСИЙ Николаевич (1904–1918), цесаревич и вел. кн., наследник престола Российской империи, мч. (пам. 4 июля, В соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе С.-Петербургских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/123046.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010