Дубровин зачитал Государю адрес Союза, в котором говорилось, в частности, что " недавно зародился и быстро вырос Союз Русского Народа " , что с каждым днем число членов СРН увеличивается, ибо " почуяло сердце народное, что Союз Русского Народа сплотился для важного, неотложного дела " . В адресе были сформулированы три условия сохранения " крепости и силы Государства Русского " : во-первых, власть Царя, " исконная Самодержавная, врученная русским народом " первому Романову должна быть " незыблемою и нерушимою " , " земля наша Русская - единою и неделимою, вера наша православная в России - первенствующею " ; во-вторых, необходимо восстановить общественный порядок и закон, а " кучку злых крамольников " , попирающих дарованные Царем свободы, подавить силой власти; в-третьих, народ ждёт, когда Государь " мудрым и справедливым словом, справедливо и для всех безобидно " укажет пути решения аграрного вопроса, поможет " земельной тесноте крестьянства " . От имени Союза председатель заверил Монарха: " Мы, Государь, постоим за Тебя нелицемерно, не щадя ни добра, ни голов своих, как отцы и деды наши за Царей своих стояли, отныне и до века " . Несомненно, мысли, прозвучавшие в союзном адресе, совпадали с тем, к чему стремился Государь, а потому Николай II поблагодарил председателя Союза и поручил передать царское " спасибо " всем подписавшим адрес русским людям. В заключение речи вождь Союза Русского Народа поднес Императору знаки члена Союза для Него и Наследника Цесаревича, прося принять их, дабы этой милостью осчастливить всех русских людей - членов Союза. Государь, рассмотрев знак, изготовленный по эскизу художника А.А.Майкова, поблагодарил Дубровина и милостиво принял. Есть свидетельства, что Цесаревич Алексий и даже сам Государь не стыдились носить эти знаки членов Союза Русского Народа. Причем, об этом свидетельствовали как монархисты, так и их противники - либералы. ДУБРОВИН И МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ (ВАДКОВСКИЙ) На начальном этапе деятельности непростые отношения сложились у лидера Союза Русского Народа с первенствующим членом Св.

http://ruskline.ru/analitika/2006/03/04/...

С этими словами она ушла во внутренние покои дворца. Прошло не менее получаса, пока открылась дверь и вернувшаяся Мария Феодоровна сказала на ходу: — Отец Нестор, поздравляю вас! Теперь у вас есть Камчатское братство, у вас есть покровитель — цесаревич Алексий. В этот момент у Императора с докладом находится обер-прокурор Лукьянов. Я говорила со своим сыном по телефону и узнала, что на заданный Государем вопрос о Камчатке, о количестве находящихся там церквей, их состоянии, а также о нуждах православных христиан, о вашей миссионерской работе Лукьянов не мог дать обстоятельных, исчерпывающих ответов. Поэтому Государь Император велел вам, отец Нестор, совместно с обер-прокурором Синода рассмотреть устав Камчатского благотворительного братства и утвердить его архиерейскими подписями, когда возобновится сессия. Аудиенция закончилась принесением Императрице благодарности с моей стороны. Камчатский негр Я возвращался в отведенную мне келию Александро-Невской Лавры, охваченный противоречивыми мыслями. С одной стороны, меня радовал благоприятный исход начатого мною дела, но в то же время как патриота, горячо любящего свою Родину, меня повергало в уныние то безразличие, бездушие, которое я почувствовал при встрече с Лукьяновым, ограниченным бюрократом, не живущим интересами России. Невежественная неосведомленность его и подобных ему сановников, да и другой столичной публики о состоянии богатейшего и к тому же пограничного края, каким являлась Камчатка, ужасали меня… Иногда дело доходило до анекдотической ситуации. Однажды, когда я пребывал в состоянии душевной удовлетворенности в связи с утверждением Камчатского благотворительного братства, ко мне в келию в Александро-Невской Лавре пришел Ямбургский викарный епископ Никандр. По поручению митрополита Антония он передал мне его распоряжение и благословение в ближайшее воскресенье выступить в зале столичного епархиального дома с докладом о Камчатке и о моей пастырской деятельности. Я знал, что в Петербурге, на Стремянной улице, в епархиальном здании есть огромный лекционный зал, в котором обычно собирается много народу. Меня это несколько озадачило. Я растерялся и пытался отказаться от этого предложения, но епископ Никандр был неумолим. Он только пояснил мне, что послушать сообщение о Камчатке явятся все члены Святейшего Синода, в том числе три митрополита и архиереи.

http://azbyka.ru/fiction/moya-kamchatka-...

Минувшие 4 года явились временем становления «Всероссийского православного молодежного движения» (ВПМД) — этой общероссийской общественной молодежной организации, созданной по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и действующей при Синодальном отделе по делам молодежи. Учредительный съезд ВПМД как Межрегиональной общественной организации состоялся  3 – 4 марта 2002 года, однако, настоящий рост числа её епархиальных отделений приходится на истекший четырехлетний период.  В настоящее время  отделения ВПМД действуют в 23 епархиях и объединяют до  4 000 молодых людей. Развивала свою деятельность и детская организация в лоне Русской Православной Церкви — Братство Православных Следопытов. БПС действует по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Для осуществления своих воспитательных целей Братство использует скаутский метод, являясь  членом Всемирной Организации Скаутского Движения. Первый отряд следопытов—разведчиков появился в России в 1909 г. Покровительство движению оказывали святая преподобномученица Елизавета Феодоровна и святой император—страстотерпец Николай II, почетным членом был св. цесаревич Алексий. Движение активно развивалось до революции: в 1916 году более чем в 170 городах России было около 50 000 скаутов—разведчиков. Возрождение скаутинга в России началось в 1989 г. В декабре 1990 г. БПС было создано как организация Русской Православной Церкви. Основными направлениями деятельности ВПМД и БПС являются: — Сотрудничество с детскими и подростковыми молодежными организациями. Координация деятельности православных молодежных организация Российской Федерации и г. Москвы. — Миссионерское и духовно — просветительское, социальное, нравственно—политическое  служение молодежи, среди молодежи и для молодежи. Центральным мероприятием ВПМД  стал ежегодный летний и зимний  слет православной молодежи в Подмосковье — молодежный лагерь «Феодоровский городок».  «Федоровский городок» является традиционным центром общения православной молодежи со всей страны, местом возникновения многих молодежных проектов, идей, разработок, уникальной образовательной площадкой. За этот период времени в работе Феодоровского городка приняли участие более 2000 молодежных лидеров более чем из 50 епархий Русской Православной Церкви. Перед участниками лагеря выступают иерархи Русской Православной Церкви, ведущие богословы, общественные и политические деятели, видные ученые.

http://patriarchia.ru/db/text/427905.htm...

Тоже разделение школ по главным предметам преподавания находим и при К. Порфирородном 22 . Если он и не произвел существенной реформы в школе, то, приписывая наукам, в особенности риторике и философии, важное государственное значение, заботился о наделении существовавших учебных заведений способнейшими начальниками и преподавателями. Константин протоспафарий заведовал школою философии, Александр Никейский риторики, патриций Никифор-геометрии, императорский секретарь Никита-астрономии. Можно думать, что знатнейшие роды не иным путем могли доставлять своим детям высокое положение в государстве, как проведши их через общественную школу: судьями, сенаторами, наместниками провинций назначались лица, получившие образование в государственных учебных заведениях. Император. по словам его жизнеописателя, прилагал особенную заботу об учениках, ежедневно приглашал их к себе делить его стол, поощрял наградами и дружескими увещаниями. Реформа школ, произведенная Вардою и улучшенная Константином, продолжала обнаруживать доброе влияние на общество в XI и XII веках. Не трудно заметить, что при Комниных появляется на разных общественных должностях более образованных людей, чем в предыдущий период. То, что мы могли заметить у писателей о школах в IX и X вв.. подтверждается и частью дополняется известиями XI и XII вв. Школы перешли и в XII в. в том же виде, какой им дал Варда и, Константин, император Алексей Комнин, в сущности оставив школы при прежнем устройстве, распространил число их и открыл воспитательные заведения для сирот. Цесаревна Анна, котрой мы обязаны в известной мере достаточными фактическими данными по занимающему нас вопросу, не скрывает, что заслуга ее отца состояла по отношении к школам не в создании их, а только в оживлении и лучшей организации 23 . И действительно, при Алексий, как и прежде, встречаются школы философии, риторики и грамматики. Преподаватели пользуются высоким почетом, важнейшие места замещаются по назначению императора: так, место начальника философских школ ( πατος τν φιλοσο φων) после М. Пселла младшего император передает итальянцу Иоанну. Нужно только заметить, что со времени Алексея I при гражданской школе яснее выступает церковная.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

В Калмыкии освящен закладной камень на месте строительства храма в честь цесаревича Алексия 28 июня 2007 г. 20:39 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 27 июня в калмыцком г. Городовиковске (до 1971 года город назывался Башанта) состоялось освящение закладного камня в основании будущего храма в честь святого страстотерпца Цесаревича Алексия. По этому случаю Святейший Патриарх Алексий направил свое послание архиепископу Элистинскому и Калмыцкому Зосиме , пастырям, строителям и всем участникам торжественной закладки храма. Приветствие по случаю закладки храма направил также президент Калмыкии К.Н. Илюмжинов. Храм будет возведен на месте разрушенной после революции церкви святого Алексия человека Божия. Эта церковь была построена в благодарность Богу за рождение наследника в императорской семье и освящена в честь его небесного покровителя — святого Алексия человека Божия. После канонизации царственных мучеников было принято решение о восстановлении храма. Теперь храм будет освящен уже в честь самого Цесаревича Алексия, прославленного в лике новомучеников и исповедников российских. Чин освящения закладного камня совершил владыка Зосима в сослужении священников: настоятеля храма архистратига Михаила города Городовиковска иерея Алексия Винокурова, секретаря епархии протоиерея Алексия Грищенко, настоятеля храма святых мучеников Адриана и Наталии села Яшалта иерея Михаила Бабкина, настоятеля храма святого великомученика Георгия Победоносца села Сандата иерея Алексия Мизроева. В церемонии закладки храма также приняли участие сестры Марфо-Мариинской обители милосердия г. Москвы во главе с благочинной сестрой Фотинией. Сестры привезли камень из Покровского храма Марфо-Мариинской обители. Владыка Зосима по договоренности с начальницей обители принял решение об использовании этого камня в качестве закладного в основание церкви в честь царевича Алексия в Городовиковске. После особых молитв архиепископ Зосима, благочинная Марфо-Мариинской обители милосердия сестра Фотиния и православный меценат из Москвы, на средства которой осуществлено проектирование храма и закладка фундамента, А.А. Абрамова подписали закладную грамоту: «Божьей Милостью, в лето от сотворения мира 7516 и от Рождества во плоти Бога Слова 2007 14/27 июня в богоспасаемом граде Городовиковске заложен храм сей во славу Божию, в честь святого страстотерпца цесаревича Алексия, в память о всех невинно убиенных в годы братоубийственной войны и лютых гонений за веру Христову, в напутствие всем будущим поколениям россиян хранить веру отцов и братскую любовь друг к другу. Молитвами  святого страстотерпца цесаревича Алексия и всех святых новомучеников и исповедников Российских, да сохранит Всещедрый Господь землю нашу от мятежей и раздоров, да укрепит в сынах и дщерях нашего Отечества веру, благочестие и мир».

http://patriarchia.ru/db/text/262768.htm...

- Какие игрушки и игры любил Цесаревич? - У него было много игрушек – от мячей до различных моделей военной техники и электрической железной дороги со станциями, туннелями и паровозом. Было много настольно-печатных и развивающих игр, был набор для тиснения по коже, конструктор в виде часов-ходиков, который Алексий собирал по схеме. Но больше всего он любил устраивать сражения и парады, играя с оловянными солдатиками. Были у него и необычные игрушки. В Алмазном фонде хранится уникальная погремушка, украшенная самоцветами и алмазами. Изготовленная по поручению царицы Анны Иоанновны, она переходила от одного наследника престола мужского пола к другому, пока не дошла до Царевича Алексия. По наследству досталась ему и деревянная лошадка, сделанная русскими мастерами и подаренная Екатериной II своему маленькому сыну Павлу. - Расскажите о фотографиях наследника с животными. - Пятилетнему Алексию бабушка подарила дрессированного ослика Ваньку, которого все в семье обожали. Цесаревич нигде, даже в ссылке, не расставался со своим верным любимцем – спаниелем Джоем. Озорному котенку Зубровке Алексий сделал ошейник с колокольчиками, а своего большого кота с голубыми глазами он всюду носил на руках. Цесаревич и его сестры заботились и о животных, которые жили в парке недалеко от дворца. - Как проходили учебные занятия цесаревича? - Впервые семилетний Алексий сел за парту осенью 1911 года. Императрица Александра Федоровна лично занималась воспитанием и обучением всех детей, составляла расписание учебных занятий и подбирала учителей. Закон Божий преподавал духовник Царской семьи протоиерей Александр Васильев. Алексей учился шесть дней в неделю с начала десятого утра до семи часов вечера. Акцент делался на изучение языков, прежде всего, русского. Учителем русского языка стал бывший наставник Пажеского корпуса и Павловского военного училища Петр Василевич Петров. Арифметику преподавал Владимир Николаевич Воейков, английский язык – Чарльз Сидней Гиббс, а французский – Пьер Жильяр, который позже стал гувернером и настоящим другом Цесаревича. Из-за болезни мальчика учебные занятия часто прерывались, иногда надолго. После перенесенных

http://radonezh.ru/2021/11/05/cesarevich...

Лит.: Манифест по поводу рождения наследника великого князя Алексея Николаевича 11 августа 1904 г. СПб., 1904; Его императорское высочество наследник цесаревич и великий князь Алексей Николаевич. СПб., 1911; Детство наследника цесаревича Алексея Николаевича. М., 1913; Ильменский А. Его императорское высочество наследник цесаревич и великий князь Алексей Николаевич, 1904-1914: К десятилетию со дня рождения. СПб., 1914; Под благодатным небом. Серг. П., 1914; Жильяр П. Трагическая судьба русской императорской фамилии. Ревель, 1921; он же. Император Николай II и его семья. Вена, 1921. М., 1991р; он же. Тринадцать лет при Русском Дворе. П., 1978; он же. Трагическая судьба Николая II и царской семьи. М., 1992; Gibbes C. Tutor to the Tsarevitch: Comp. from the papers of Charles Sydney Gibbes (adopted father): Illustrations, documents and textes. L., 1975; Светлый отрок: Сб. ст. о царевиче-мученике Алексее и других царственных мучениках. М., 1990; Eug é nie de Gr è ce. Le Tsarevitch: Enfant martyr. P., 1990; Непеин И. Цесаревич Алексей и его письма//Отечество: Краевед. альманах. М., 1992. Вып. 3. С. 207-231; Бернс Б. Алексей: Последний царевич: Пер. с англ. СПб., 1993; Галанина Н. В. Госпиталь Зимнего дворца. Записки сестры милосердия//Наше наследие. 1993. 28. С. 69-79; О ходе воспитания и занятий наследника престола Алексея//Педагогика. 1995. 3. С. 107-108; Определения Священного Синода//ЖМП. 1998. 4. С. 10; К проблеме «екатеринбургских останков»: [Мат-лы]//Там же. С. 30-49; Боханов А. Н. Николай II. М., 1998; Хереш Э. Цесаревич Алексей: «Почему я не могу быть таким, как другие дети...». Р.-н/Д., 1998; Цесаревич: Документы. Воспоминания. Фотографии/Сост., предисл.- О. Барковец, А. Крылов. М., 1998; Тайны Коптяковской дороги: Дело веры: Мат-лы к рассмотрению вопроса о так называемых Екатеринбургских останках, предположительно принадлежащих к членам царской семьи и верным слугам их. М., 1998; Канонизация святых в XX в./Комиссия Священного Синода Русской Православной Церкви по канонизации святых. М.,1999.

http://pravenc.ru/text/64616.html

Так растет и развивается юный Цесаревич, окруженный заботами Царственных Родителей и хранимый Богом, по молитвам Своего Небесного Покровителя, св. митрополита Алексия, и многих миллионов простых русских людей. Его рождение было исполнением горячего желания Царя и России. Он вырастает к великому подвигу царского служения, в Нем надежды на будущее России. По воле Их Величеств Цесаревич носит имя святого, имевшего великое значение в былых судьбах нашей Родины. Св. митрополит Московский Алексий был не только великим святителем русской Церкви, но и одним из больших людей в русской истории. Мудрый опекун и советник Великого Князя Московского Дмитрия Донского, «строитель» Государства Московского, страдалец за землю русскую в тяжелые дни татарщины, св. Алексий принадлежит к числу людей, на костях которых воздвиглось могущество России.[…] Наследнику Цесаревичу исполнилось 7 лет, наступает пора учения и приготовления к великому служению. Простые русские люди, няня Вишнякова и матрос Андрей Деревенько уступят первое место наставникам, игры все больше будут сменяться учением. Да поможет же Царственному Отроку Его Небесный Покровитель своими молитвами у Престола Божия, да поможет, чтобы в Цесаревиче воспитались те великие силы духа и разума, которыми Он Сам при жизни послужил Св. Руси. Об этом и мы должны непрестанно возносить молитвы Всевышнему. Его Императорское Высочество Наследник Цесаревич и Великий Князь Алексей Николаевич. СПб., 1911. С. 18–30. 29-го Августа. Понедельник. Холодным серым утром в 11 часов приехали в Киев. На станции в числе встречавших были Андрей и Сергей ; почетный караул от 129-го Бессарабского полка. На улицах встреча была самая сердечная и порядок полный. Стояли шпалерами войска и дети учеб. заведений. Мы ехали с Ольгой и Алексеем, остальные с Е. А. Нарышкиным. В Софийском соборе был краткий молебен, после кот. приехали во Дворец около 12 час. На дворе стали: почет[ный] кар[аул] от 130-го Херсонского п[олка], высшее военное начальство и соединенная депутация от монархических организаций. Завтракали одни с детьми.[…] Поехали, как утром, в Печерскую Лавру. Осмотрели новую трапезную и спустились к ближним пещерам, кот. я обошел с детьми. Затем осмотрели самую древнюю церковь Спаса на Бересте и вернулись домой в 4 ¾.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

О. Стефан ожидал, что я буду проповедь говорить; я отказался, и поэтому начнет писать. За распоряжениями к вам явится по сему диакон. Приезд в 9 1/2 часов». Вторая записка в следующих выражениях: «Благословите, преосвященнейший владыко, мне ехать в собор, а вам да благословит Господь, во благо Московской епархии, открыть братство». Братство, о котором идет здесь речь, составляет явление особенного рода. Вот его краткая история и сущность. В годину народной скорби об усопшем Цесаревиче Николае Александровиче, люди имевшие счастие лично знать его или имевшие призвание послужить великому делу его воспитания, собравшись на память почившего Цесаревича, пожелали эту память навсегда в первой живости сохранить в своем сердце, утвердив его на общем деле благотворения. На мысль им пришло бедственное положение многих детей священно- и церковнослужительских, которым родители не в силах дать образование. Для доставления способов к образованию бедным детям духовенства, предположено было, согласно 1-му пункту Высочайше утвержденных 4-го мая 1864 г. правил о церковных братствах, учредить, по благословению епархиального начальства, при одной из приходских церквей московских, церковное братство во имя святителя Николая. Устав сего братства состоит, между прочим, из следующих статей: 1) в память почившего в Бозе Цесаревича и Великого Князя Николая Александровича учреждается в Москве, при церкви св. Николая явленного, что на Арбатской улице, братство во имя святителя Николая; 2) целью сего братства будет попечение о нуждах воспитания беднейших детей духовного сословия, обучающихся в духовных училищах московской, а буде представится возможность, то и других епархий, и пр. Утверждение устава братства последовало 29-го сентября; а 12-го октября, в день полугодового поминовения в Бозе почившего Цесаревича Николая Александровича, братство было открыто, после совершения заупокойной литургии с молебном свят. Николаю, в приходской церкви св. Николая явленного, на Арбатской улице. Членами новооткрытого братства соизволили быть Его Императорское Высочество, Государь Наследник Александр Александрович, Великие Князья – Владимир, Алексий, Сергий и Павел Александровичи и Великая Княжна Мария Александровна, Великий Князь Михаил Николаевич и Великая Княгиня Елена Павловна.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

15. Ответ на 12, Константин В.: Что - то Вы все путаете тут своими комментариями, не понятно к чему... Один ваш коллега недавно доказывал мне (при обсуждении другой статьи А. В. Сошенко), что отдых цесаревича, будущего Николая II у английских родственников - в порядке вещей. Широко известно, что Александра Федоровна не имеет отношения к " старой доброй Англии " ... Вы там разберитесь между собой. верующим не надо разбираться насчёт Александры Федоровны. Они её чтут, как и всю убиенную Царскую Семью. 14. Ответ на 13, р.Б.Алексий: Русские -это не просто этническая принадлежность, русские, русскость это этнорелигиозное определение, как раньше , например, иудей, иудейство. Тогда что А. В. Сошенко понимает под " негрификацией " ? Насильственный завоз в Россию культа вуду? Впрочем, хотелось бы, чтобы на этот вопрос он сам ответил. 13. Ответ на 12, Константин В.: Что - то Вы все путаете тут своими комментариями, не понятно к чему... Один ваш коллега недавно доказывал мне (при обсуждении другой статьи А. В. Сошенко), что отдых цесаревича, будущего Николая II у английских родственников - в порядке вещей. Широко известно, что Александра Федоровна не имеет отношения к " старой доброй Англии " ... Вы там разберитесь между собой. ...??? Разобраться в чем?)) - если в Ваших комментариях в огороде бузина, а в Киеве дядька, так разбираться в связи с этим не в чем, отсутствует сам предмет разбирательств. Русские -это не просто этническая принадлежность, русские, русскость это этнорелигиозное определение, как раньше , например, иудей, иудейство. Статья о том, что определенные силы русских, как самых больших носителей православия, имеющих опыт государственнлго имперского строительства христианской империи, хотят извести и лишить исторической субьектности, а Вы забалтываете этот очевидный вопрос... 12. Ответ на 8, р.Б.Алексий; 10, наталья чистякова Что - то Вы все путаете тут своими комментариями, не понятно к чему... Один ваш коллега недавно доказывал мне (при обсуждении другой статьи А. В. Сошенко), что отдых цесаревича, будущего Николая II у английских родственников - в порядке вещей. Широко известно, что Александра Федоровна не имеет отношения к " старой доброй Англии " ... Вы там разберитесь между собой.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/06/17/ch...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010