Над этим рядом идут изображения из евангельской истории: Благовещение, Рождество Христово и др. Преподобные изображены в обычной монашеской одежде: в мантии, из под которой виднеется пояс и часть параманда. Головы у них большей частью открыты, а кукуль положен на плечи, за исключением преп. Ефрема Сирина , Антония Великого , Нила и Симеона Столпника, которые представлены в остроконечном кукуле (схиме), с нашитым на нем четвероконечным или шестиконечным крестом и надписью по сторонам его Ис55; Хс55;. Некоторые из святых представлены с благословляющей рукой, другие с вытянутой ладонью, иные держат в обеих руках, или одною, свиток, а у других они приложены к груди. Иоанн Кущник, согласно с житием, представлен юношей и держит в руках книгу. Алексий, человек Божий, одет в рубашку с расстегнутым воротом и короткими рукавами, с открытой головой, как прилично скитальцу, приютившемуся на черной половине отцовского дома. Парфений – единственное лицо в месяцеслове под этим именем – есть Парфений еп. Лампсакийский, а представлен он в монашеском одеянии вероятно потому, что в святцах называется преподобным. Царевич Иоасаф изображен в зубчатой царской короне, миловидным юношей, в беседе со старцем Варлаамом, который, обратясь к нему лицом, проповедует о Христе и держит в левой руке открытый свиток со следующей надписью: «поведаи ти чадо бисер бесценный еже есть Хс55; по игу его легкому ходи». Подобное же изображение находится на алтарном столбе Звенигородского собора, только на свитке слова преп. Варлаама читаются иначе: «поведа отрочате бисер бесценый еже есть Хс55;55; и зрю тя глубино внмательне верой Х». (Точный снимок см. в статье арх. Леонида. Сборник Общ. Др. Р. искусства 1873 г., стр. 115.) Спас, благое молчание, есть символический сюжет, в котором Христос представляется как воплощенное милосердие и доброта, согласно со словами пророка о Мессии: не проглаголет, ни возопиет и не услышит никто на распутье голоса его. Таким образом, подавляющий перевес изображений остается на стороне преподобных: они выдвинуты на первый план и занимают самое видное место.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Но когда волнения утихли, тогда оживились надежды ученых иноков, пребывавших в Москве. Правление находилось в руках Царевны Софии, славившейся своим умом. От нее ожидали, что она не оставит в пренебрежении дело, начатое братом. Еще в ноябре 1682 г. Чудовский иеродиакон Карион Истомин 49 представил Царевне просьбу в стихах о водворении наук в России. Изобразив благотворные плоды мудрости, или просвещения, и прославив достоинства Софии, соимянной мудрости, он припоминает о попечениях Царей Алексея Михайловича и Феодора Алексеевича завести училища. Строил Государь, ко Божией воли, В научение восхотевшим схоли, Учители же быша мудры люди, Церкве святыя Восточныя уди. Тако бо Царю наука сладися, Яко сын его, Ваш брат, ей учися, Благий Алексий, Царевич прекрасный – Емуже мати, – Царица Мария – Давала книги созерцати. Таже Господарь Царь Феодор бывый Алексеевич, всем благотворивый, Тщася науку в царстве вкоренити, Хотящим людем разумы острити. Но, продолжает Карион: Доднесь наука не окрепеваше: Случайми бо зде много преставаше, И то не дивно, что доброе дело Не является в скорости спело ... Аще доныне мудрость не ввелася, Но уже от мног добро быть познася. При таком расположении умов, любознательный инок просил Царевну: Умоли убо Самодержцев сущих, Российский скипетр в руках си имущих, Великих Князей, Государей, Царей, Иоанна, Петра Алексеевичев, Да Господари они то изволят, – Наукам велят быти совершенным И учителям людям извещенным 50 . Чрез два года, другой инок Сильвестр Медведев, строитель Заиконоспасскаго монастыря, пользовавшийся наставлениями Симеона Полоцкого 51 , представил Царевне самую грамоту об учреждении Академии и в своих стихах просил ее утверждения 52 . Приверженец Софии до последних дней ея величия, Сильвестр хотел, чтобы ее правление ознаменовалось славою покровительства просвещению, и сам, вероятно, ласкался надеждою быть главою или блюстителем ученого общества, которому в его монастыре и предположено было поместиться. Замедление греческих наставников и благосклонность Софии к Медведеву могли поддерживать такую надежду. – В стихах, при которых представлена была грамота, он обращается с молитвою к Иисусу Христу:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Если обратить внимание на мироточения икон Царской семьи, то мы увидим, что на всех этих чудотворных иконах Царь и вся его Святая семья именуются мучениками, а не страстотерпцами. Тот факт, что икона Спасителя на Афоне так и не приняла своего прежнего состояния, говорит о том, что Царская семья еще не в полноте прославлена Русской Православной Церковью. Эта неполнота заключается как раз в том, что официально Царственных мучеников, а вернее, великомучеников, таковыми не признают, но несправедливо именуют их страстотерпцами. «За многими страданиями, перенесенными Царской семьей за последние 17 месяцев жизни, которая закончилась ритуальным убийством в подвале Екатеринбургского Ипатьевского дома в ночь на 17 июля 1918 года, мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных Царской семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в XX веке. Именно в осмыслении этого подвига Царской семьи, возникает вопрос почему в лике мучеников Христовых не были прославлены святые: Император Николай II, Императрица Александра, Царевич Алексий, Великие Княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и царские слуги?». Почему в 2000-м году Святую Царскую Семью " прославили " именно в Чине Святости " Страстотерпцы " ? Почему враги церкви Христовой – с ликованием трубили по этому поводу: «Очень важно, чтобы решение о канонизации в ТОМ ВИДЕ (!), в каком оно было принято (архиерейским) собором (2000), СТАЛО ИЗВЕСТНО самому широкому кругу мирян и священнослужителей» Или есть другие причины подобной радости врагов Господа нашего Иисуса Христа? Ответы на все эти вопросы мы найдем, если разберёмся в смысле Чина Святости " Страстотерпец " . Что означает Чин Святости " Страстотерпец " ? Чин Святости " Страстотерпцы " в Православной Церкви относится ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО к тем Святым Угодникам Божиим, которые за Славу Имени Божия претерпели кровные или бескровные искушения по коварству и злобе своих ЕДИНОВЕРЦЕВ, Православных Христиан. Т.е. Страстотерпцы – это те, кто пострадали от руки Православных собратьев.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=44&iid=219...

е. тропари покаянные и молитвы, положенные по стихословии кафизм, особые для каждой из 20-ти (818–834 об.); 116) многомилостивое, цеваемое в праздники Господские и во дни нарочитых святых внегда устав указует, т. е. величания с избранными псалмами (835–856 об.); 117) соборник 12 месяцем (857– 917), т. е. месяцеслов с тропарями и кондаками; в нем делаютея ссылки на уставы Соловецкий и Кириллов. 118) Пасхалия зрячая и Лунное течение (917 об.–929 об.); 119) каноны: а) за единоумершаго и б) за умерших (930–939 об.). Из отмеченных в современном нам Церковном Уставе памятей русских святых в святцах нашей рукописи не значатся следующие: сентября 30 – Михаил, первый митрополит Киевский; ноября 24 – Меркурий Смоленский; декабря 7 и мая 27 – Нил Столобенский; января 9 и июля 3 – Филипп митрополит: января 10 – Павел Комельский; января 28 – Феодосий Тотемский; января 31 – Никита епископ Новгородский; февраля 4 – Кирилл Новоезерский; июня 5 – благоверный князь Феодор Ярославич; июля 10 – Антоний Печерский. В месяцеслове нашей рукописи отмечены следующие памяти русских святых, которыя не показаны в современном Церковном Уставе; сентября 5 – благоверный князь Глеб; октября 5 – святители: Петр, Алексий и Иона; октября 7 – Сергий Вологодский; ноября 27 – Всеволод, князь Псковской; ноября 28 – Феодор архиепископ Ростовский; января 17 – Антоний Римлянин, января 28 – Ефрем Новоторжский; марта 5 – Феодор, князь Смоленский и Ярославский и чада его: Давид и Константин; марта 16 – Серапион архиепископ Новгородский; марта 30 – Иона митрополигг; апреля 11 – Варсанофий епископ Тверской; апреля 14 – Литовские мученики: Антоний, Евстафий и Иоанн; апреля 30 – Никита епископ Новгородский; мая 2 и июля 24 – Борис и Глеб; мая 15 – Евфросин Псковской; мая 26 – Макарий Калязинский; мая 27 – митрополиты: Киприян, Фотий и Иона; июня 2 – Иоанн Сочавский; июня 3 – Димитрий царевич; июня 13 – Андроник «игумен Всемилостивого Спаса обители иже на Москве на реце Яузе»; июня 29 – Петр царевич Ростовский; июля 27 – Николай Кочанов, юродивый Христа ради Новгородский; авгуеста 4 – Петр митрополит.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Каким было ваше первое послушание? – Когда я только пришел в обитель, я послушался в саду, под начальством инока Аркадия. Я отдаю должное этому человеку: он самоотверженно трудился над благоустройством территории. Он и ко мне, и ко всем был довольно строг, и я с ним долго не находил общего языка. И вот как-то раз нам пришлось поехать за рассадой. И я ему купил килограмм бананов. После этого отношения у нас наладились, он стал называть меня «сыночка». Вскоре после диаконской хиротонии      Больше всего мне запомнилось просеивание старой земли на территории монастыря. Десятки людей, просто зашедших в храм, были буквально схвачены Аркадием по дороге туда или оттуда: кто бы они ни были, он хватал их и настоятельно просил, вернее сказать – заставлял помогать просеивать эту землю. Был даже такой случай: один человек шел на какие-то бандитские разборки, решил перед этим зайти в храм – но тут его поймал отец Аркадий и посадил просеивать землю. Тот человек принял это как действие Промысла Божиего , оказал послушание отцу Аркадию, не пошел на эти разборки и таким образом, быть может, спасся от смерти. Инок Аркадий При работе над садом постоянно находили большое количество костей – тех людей, которые раньше были погребены на монастырском кладбище, разоренном в советское время. Мы все их собирали и потом погребли возле поклонного креста при входе в монастырь. Отец Аркадий, конечно, родоначальник нашего монастырского сада. Он очень трепетно относился к саду, мог даже грубовато остановить человека, который покушался сорвать или даже понюхать его розу. Дорогу от входа в монастырь к храму он называл «дорожка Царских мучеников», он посадил там розы и каждую розу назвал именем кого-то из Царственных страстотерпцев : царица Александра, царевич Алексий и так далее. Такого отношения к послушанию я больше не видел, он мог костьми лечь за него. В чем-то можно было его осуждать, но такая любовь к послушанию – это просто удивительно. Он договаривался с питомниками, кто-то ему приносил эти розы – благоустраивал территорию. Даже когда он уже ходить не мог, его привозили в сад на инвалидной коляске, и он там что-то пытался сделать для своих розочек.

http://pravoslavie.ru/67796.html

Молитва Святых Царственных Мучеников сокрушает «немощные дерзости бесов». Может быть, стоит наконец раз и навсегда запретить подобным «учителям» навязывать свой, исполненный ненависти и презрения, взгляд на историю России, оскорблять святых Православной Церкви? Такие «учителя» в начале ХХ века клеветали и лгали на Русского Царя, призывая народ на борьбу с «проклятым самодержавием». Добившись своего, изуверы ритуально убили Русского Царя и Его Августейшую Семью, затем с невероятной жестокостью убивали священников и монахов, пытаясь уничтожить Русскую Православную Церковь, залили кровью всю Россию, убивая миллионы дворян, офицеров, казаков, простых крестьян. Эти «учителя» сознательно и методично истребляли сословия, на которых веками держалась российская государственность. В фильмах Лунгина и Учителя мы видим проявления все той же «зоологической ненависти» к Православной Царской России. Можно не сомневаться, что все эти «гельманы», «самодуровы» и «учителя» готовы не только на своих кощунственных инсталляциях и кинолентах выплеснуть всю свою ненависть к России. Дай им волю, они бы снова убили Русского Царя и залили кровью «эту страну», вновь миллионами уничтожали бы «темный и архаичный» народ. Не все из наших соотечественников способны осознать опасность фальсификации истории и кощунственных издевательств над памятью святых. «Мировой интернационал ростовщиков» надеется через 100 лет после 17 года ввергнуть Россию в очередной виток кровавой смуты. Но Бог поругаем не бывает. Наследникам цареубийц больше не удастся своей ритуальной клеветой повязать русский народ. Подвиг мучеников сокрушает все «немощные дерзости бесов». Русские люди молятся Святым Царственным Мученикам и Страстотерпцам, а Святой Царь-Мученик Николай, Царица-Мученица Александра, Царевич Алексий, Царевны Ольга, Татиана, Мария, Анастасия возносят о своем народе молитвы у Престола Божия. Святые Царственные Мученики молятся о спасении своего земного Отечества Господу нашему Иисусу Христу и Пресвятой Богородице Державной Владычице земли Русской.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/06/15/ri...

В 1671 г. в храме венчался царь Алексей Михайлович с Натальей Кирилловной Нарышкиной, а в 1672 г. здесь крестили младенца Петра I, будущего императора России. Сегодня в храме бережно сохраняется купель, в которой, по преданию, был крещён царевич. Тем фактом, что настоятелем храма был царский духовник, и объясняется то, что именно здесь происходили эти важные исторические события. Надолго храму был присвоен статус придворного. И сегодня кресты пяти глав церкви, увенчанные царскими коронами, напоминают нам о том, что храм постоянно посещали государи. Службы в храме совершали Святейшие Патриархи, митрополиты Московские. В 1812 г. Наполеон, зачарованный красотой церкви, сожалел, что не может поставить её на ладонь и перенести в Париж, а во время бушевавшего пожара французские солдаты вёдрами носили воду и поливали храм, чтобы сохранить его от огня. В начале ХХ в. в храме любила молиться великая княгиня Елизавета Феодоровна. В 1939 г. храм был закрыт, полуразрушен, осквернен. Все его святыни и имущество разграблены. Последний настоятель протоиерей Борис Ивановский был расстрелян на Бутовском полигоне. Сегодня он причислен Церковью к лику святых в чине священномучеников (память 10 декабря). В храме как реликвия сохраняется его наперсный крест. С 1994 г. в храме возобновлены богослужения. В 1996 г. храм освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Сегодня храм трудами приходской общины и настоятеля Епископа Иеронима (Чернышова) приобрёл прежнее великолепие. За живописную красоту люди вновь называют церковь " Красной " . Деятельность прихода [ править править код ] Иконостас храма На протяжении многих лет социальная, молодежная и катехизаторская деятельность прихода велась в рамках работы с военнослужащими. Приход окормлял: автобазу Генштаба, батальон охраны и обеспечения штаба Московского Военного округа, Отдельный 154-й Комендантский полк. Молодежная деятельность: окормляемые военнослужащие — молодежь. Катехизаторская деятельность: в полку еженедельно совершается Божественная Литургия. Епископ Иероним проводит лекции, беседы, викторины с военнослужащими по истории нашего Отечества и Церкви. В дни присяги, проводов в запас, начала и окончания периодов обучения, дни полка присутствует Владыка Иероним, который благословляет и напутствует. Социальная деятельность: в Армии служат, в основном, социально незащищенные, неустроенные молодые люди. Приход решает их многие социальные проблемы. Военнослужащие, отличившиеся в соревнованиях по высокому воинскому мастерству, получают настоятельскую стипендию, отпускной билет на Родину. Для всех военнослужащих в праздничные дни устраиваются трапезы со сладостями. Им вручаются подарки. Уволившимся в запас оказывается помощь в трудоустройстве и поступлении в ВУЗы.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Григория_...

Подле образа «Неопалимая Купина» и царских дверей помещались еще две пядницы, одна – «Одигитрии», и другая, пониже, св. Кирилла 563 . По левую сторону царских врат было также, как и на правой, две местных иконы: образ «Умиление» (на поле Кирилл чудотворец, а около Богоматери 12 владычних праздников), «взятый» вместе с художественным киотом с Москвы от старца Александра Сертякина, строителя Афанасьевского подворья 564 , и старинный монастырский местный образ московских чудотворцов Петра и Алексия («во облаце образ Спасов») 565 . Рядом были северные двери и над ними три «вкладных» (т. е. пожертвованных) образа: а) Одигитрии (в киоте), б) Пресв. Богородицы и в) Воскресения Христова (в другом киоте) 566 . В течение первого двадцатилетия XVII века состав местного яруса подвергся довольно крупным переменам, коснувшимся главным образом левой его стороны. Подле царских врат здесь была поставлены: а) местный образ «Одигитрии», копия с чудотворного образа, с которого был переложен на копию и старинный оклад его, и б) образ местный «Кирилл чюдотворец» 567 . Между обоими образами была вставлена пядница (вклад старца Иоасафа Луженого) «Покров Пречистые Богородицы, во облаце нерукотворенный образ, на полях святый Никола чюдотворец да Сергий радунежский да Парасковия мученица» 568 . Над северными дверьми помещались две малых пядницы: «Умиления» и «св. Николая» («поясной» образ), а выше два киота: в одном – образ «нерукотворенный» и образ Одигитрии, «на поле Кирил чюдотворец», в другом – образ Одигитрии и образ «Пречистые Богородицы с Превечным Младенцем па престоле, в молении Кирилл чюдотворец» 569 . С правой стороны царских дверей ближе к церковной стене были добавлены четыре пядницы: а) св. Кирилл, б) «царевич Дмитрий да князь Роман углецкой на одной цке, над главами образ Отечество», в) три святителя московских Петр, Алексий и Иона и г) три святителя ростовских Леонтий, Исаия и Игнатий 570 . Деисус над царскими дверьми в 1601 году состоял из образа «Спасова на престоле» и других десяти образов (по пяти с каждой стороны), именно: Пречистой Богородицы, Иоанна Предтечи, архистратига Михаила, архистратига Гавриила, апостола Петра, апостола Павла, Василия кесарийского, Иоанна Златоустог о, Симеона Столпника и Даниила Столпника 571 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Другая женская роль – несчастная Ванда. В фильме потрясающая сцена самоубийства, такая сильная и одновременно такая сдержанная. Так просто и так страшно, так пусто сразу. Кадр из фильма «Ида» Наталья: Я еще раз убедилась, что польское кино прекрасно. Как они это делают, я не знаю. Самое ценное, когда кино поворачивает человека к самому себе, заставляет посмотреть на себя со стороны. Поэтому я понимаю Иду и понимаю, через что она проходит прежде, чем возвратиться в монастырь. Протоиерей Алексий Уминский: Там нет пока возвращения к Богу. Этот путь Иды в конце фильма сделан, как роуд-муви –дорога, длинный путь, мелькающие кадры. Очевидно, что Ида что-то потеряла, но пока еще не нашла. И в конце она идет искать. Да, она идет в монастырь, но готового решения у нее нет. Когда она должна была принять монашеский обет, она действительно не понимала, что это такое, и, скорее всего, никто из этих девочек-послушниц, которые рядом с ней, не понимали. Они сироты, они попадают в этом мир, как царевич Гаутама – из-за ограды. Ксения Лученко: Там есть потрясающий диалог: «а потом?». Именно из-за этого «а что потом?» она и ушла. Вообще, про этот фильм очень трудно говорить, потому что он обо всем, это целый космос. И при этом очень мало слов, диалогов, фильм очень тихий. Вопрос: Но ведь трудно представить, чтобы в советской Польше главным прокурором была еврейка? Лидия Чаковская: Антисемитизм в Польше – самый страшный антисемитизм в Европе. Он страшен тем, что, во-первых, евреев там уничтожили практически всех (как мы видим на примере кладбища, в которое героини пролезают через какую-то дырку, потому что оно заброшено). Во-вторых, когда война закончилась, в 1946 году случился погром в Кельце – совершенно беспрецедентная история, когда добивали остатки тех евреев, которые ещё были в Польше. После этого евреи, как только появилась возможность, в 1948 году массово уехали в Израиль. Поэтому действительно ситуация, когда героиня-еврейка смогла стать главным прокурором – странная. Но она же была героем войны, членом партии, поэтому для неё стало возможным занять такую должность.

http://pravmir.ru/ida-film-o-velikoy-sub...

В древней иконографии встречаются примеры, когда страстотерпцам, как и мученикам, усвояются в правую руку мученические кресты (как, например, на иконе свв. Бориса и Глеба – первая половина XIV в). Святые изображены с мученическими крестами в правой руке и с мечами — в левой. На иконе «Царственные мученики» все члены Царской Семьи имеют в руках мученические кресты, причем у св. Николая и св. Александры — один крест, значительно больших размеров, и св. Николай держит его в левой руке. Среди часто издаваемых большими тиражами икон есть иконы и с изображением непосредственно св. царя Николая II. В целом, им, как правило, присущи те же иконографические противоречия, о которых говорилось выше.  Кроме того, стоит отметить, что изображение святого не в окружении членов Царской семьи все-таки тоже выходит за рамки канона. В иконографической традиции, конечно, есть примеры, когда из собора святых изображались лишь избранные святые, но они единичны. Для общего поклонения и почитания в традиции Русской Церкви с древности изображались соборы единопрославленных святых: «40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся», «Священномученики, в Херсонесе епископствовавшие» и др. Таким образом, кратко обозначив круг основных требований иконографического канона и рассмотрев на общеизвестных примерах основные противоречия, существующие в современной иконографии «Царственных страстотерпцев», попытаемся определить, что же включает в себя исторически обоснованное и иконографически верное иконописное изображение. Первоочередным здесь выступает требование следовать строго иконографическим традициям русской иконописи, не смешивая стили и художественные решения. С точки зрения иконографии нам представляется наиболее обоснованным следующее решение. В центральной части образа в полный рост помещаются фигуры царя Николая II, царицы Александры и царевича Алексия. Композицию дополняют фигуры великих княжон: Ольги, Татианы, Марии и Анастасии. Исторически обоснованным должно быть изображение одеяний святых. Как свидетельствует житие св. царя Николая и его семьи, после отречения от Престола и до часа своей кончины царь носил военный мундир (без погон), на груди — Георгиевский крест. Похоже одевался и царевич Алексий. Скромными были одеяния и головной убор царицы Александры. Скромны и просты - одежды великих княжон. Головы великих княжон - не покрыты. Соблюдая иконографические каноны, но, сохраняя черты исторической реальности, вероятно, наиболее обоснованным было бы изображать Царскую семью именно в таких одеяниях.

http://pravoslavie.ru/1518.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010