В прошлом во 162-м году по нашем отшествии от царьствующаго нашего града Москвы с воинскими людми на неприятеля своего, на Полскаго короля за изгнание православныя христианския веры и за великия его 1358  неправды и нестерпимыя досады, волею Божиею учинилося в царьствующем (л. 399) 1359  нашем граде Москве моровое поветрие. И мы, великий государь царь и великий князь Алексий Михайлович всеа великия и малыя Русии самодержец, писали к нему, отцу нашему и богомолцу, великому государю Святейшему Никону Патриарху Московскому и всеа великия и малыя Русии, чтоб за милостию Божиею, как ево всемогущий Господь Бог наставит, о нашей царице и великой княгине Марии Ильиничне и о сыне нашем, благовернем царевиче и великом князе Алексие Алексиевиче, и о сестрах наших, о благоверных царевнах, благоверней царевне и великой княжне Ирине Михайловне, о благоверней царевне и великой княжне Анне Михайловне (л. 399 об.) 1360  и о благоверней царевне и великой княжне Татиане Михайловне, и о дщерях наших, о благоверней царевне и великой княжне Евдокии Алексиевне и о благоверней царевне и великой княжне Марфе Алексиевне промышлял. И он, отец наш, великий государь Святейший Никон Патриарх Московский и всеа великиа и малыя Русии, прося у всемогущаго Господа Бога милости, промышлял, от мороваго поветрия берег и милостию Божиею и Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и заступлением всемогущему Господу Богу великих Московских чюдотворцов Петра и Алексия и Ионы и Филиппа. И молитвами отца нашего и богомолца (л. 400) 1361  великаго государя Святейшаго Никона Патриарха Московскаго и всеа великия и малыя Русии и ево бодроопасным тщанием наша царица и великая княгиня Мария Ильинична 1362  и сын наш, благоверный царевич и великий князь Алексий Алексиевич и сестры наши, благоверная царевна и великая княжна Ирина Михайловна и благоверная царевна и великая княжна Анна Михайловна и благоверная царевна и великая княжна Татиана Михайловна, и дщери наши, благоверная царевна и великая княжна Евдокия Алексиевна и благоверная царевна и великая княжна Марфа Алексиевна от мороваго поветрия сохранены и выехали невреждено, и до нас, (л.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/vo...

Л. 158. Устав церковной службы по месяцеслову. В месяцеслове не опускается ни одного числа, хотя некоторые числа и показывают только имена святых, а устава службы не содержат. Из Русских святых здесь упоминаются очень многие. В Сентябре: 7. успение Иоанна Новгородского, 19. благоверный князь Феодор и чада его: Давид и Константин Ярославские, 20. Великий князь Михаил и боярин его Феодор, 27. Савватий Соловецкий, 30. Григорий Пелшемский. В Октябре: 1. Покров, 4. Гурий и Варсонофий Казанские, 5. Московские чудотворцы: Пётр, Алексий и Иона, 19. Иоанн Рыльский, 21. Иларион еписк. Меглинский, 23. Иаков Боровицкий, 28. Арсений Сербский, 29. Аврамий Ростовский. В Ноябре: 5. Иона Новгородский. 6. Варлаам Хутынский, 17. преп. Никон, ученик пр. Сергия, 22. убиение благовер. князя Михаила Тверского, 23. бл. князь Александр Невский, 26. освящение церкви великомуч. Георгия в Киеве, 27. знамение от иконы пр. Богородицы в Великом Новгороде, 28. Иаков Ростовский. В Декабре: 3. Савва Сторожевский, 5. Гурий Казанский, 15. Стефан Сурожский, 21. Пётр, митр. Московский. В Январе: 11. Михаил Клопский, 29. Никита Новгородский. В Феврале: 11. Димитрий Прилуцкий и бл. князь Всеволод, 12. Алексий митр. Московский, 14. Кирилл, учитель Словенского языка. В Марте: 2. Арсений Тверской, 17. Макарий Колязинский, 30. Иона митр. Московский. В Апреле: 1. Евфимий Суздальский, 17. Зосима Соловецкий, 26. Стефан Пермский. В Мае: 1. Пафнутий Боровский, 2. пренесение мощей св. Бориса и Глеба, 3. Феодосий Печерский , 7. Антоний Печерский, 9. пренесение мощей чудотворца Николая, 14. Исидор Ростовский, 15. Исаия Ростовский, 16. Ефрем Новгородский, 20. обретение мощей Алексия митрополита, 21. бл. князь Константин и чада его: Михаил и Феодор Муромские, и убиение царевича Димитрия, 22. Никита Переславский, 23. Леонтий Ростовский, 24. Никита столпник, Перселавский чудотворец, 26. Макарий Колязинский, 27. пренесение мощей Киприана и Фотия митр. Московских, 28. Игнатий Ростовский. В Июне: 2. Иоанн новый Белгородский, 3. пренесение мощей царевича Димитрия Углицкого, 9. Кирилл Белозерский, 23. сретение иконы Владимир. Богородицы, 25. Муромские чудотворцы: князь Пётр и княгиня Феврония, 29. Пётр, царевич Ростовский. В Июле: 8. Знамение от образа Благовещения пр. Богородицы в Устюге, память Прокопия Устюжского и явление иконы пресв. Богородицы в Казани. 10. (особо приписано) положение ризы Господней, 15. успение бл. князя Владимира, 24. Борис и Глеб, 27. Никола Кочанов Новгородский. В Августе: 2. Василий юродивый Московский, 30. Александр Свирский .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Из средневековых исторических сюжетов, связанных с Православием в Монголии, внимание привлекает обращение в Православие ордынского царевича Даира Кайдагула, племянника хана Берке (правил Улусом Джучи, т.е. Золотой Ордой в 1257–1266 гг.) и правнука Чингисхана. Царевич Даир заинтересовался Православием во время визита в Сарай святителя Кирилла, епископа Ростовского и Ярославского (ум. в 1262 г.), который проповедовал в ордынской столице в 1253 году. Даир уговорил святителя Кирилла, приехавшего через несколько лет в Орду, забрать себя в Ростов. Здесь он был крещен с именем Петр и, согласно житию, после явления ему святых первоверховных апостолов Петра и Павла выстроил на озере Неро монастырь в их честь. После смерти супруги принял постриг и скончался в основанной им обители в 1290 году. Причислен к лику святых в 1547 году в чине преподобных при святителе Макарии (ок. 1482–1563 гг.), митрополите Московском и всея Руси. Несмотря на имеющуюся в историографии скептическую точку зрения о некоем «вынужденном» характере крещения преподобного Петра Ордынского (как способа бегства на Русь от возможного убийства во время династических распрей), его обращение в Православие стоит особняком в череде принятия Православия ордынской знатью, неоднократно имевшей место во 2-й половине XIII – начале XIV века. С этим соглашаются светские историки, отмечая, что преподобный Петр был единственным, кто принял Святое Крещение исключительно в результате проповеди (в данном случае святителя Кирилла), и кто не руководствовался политическими, династическими или иными мирскими обстоятельствами . Другими крупными историческими фигурами средневековой Руси, связанными с Монголией, были святой благоверный князь Александр Невский (1221–1263 гг.), чье активное взаимодействие с Ордой широко известно, и святитель Алексий (ок. 1292–1305 – 1378 гг.), митрополит Киевский и всея Руси, исцеливший глазную болезнь у Тайдулы – жены ордынского хана Узбека. Митрополит Алексий исцеляет жену хана Золотой Орды Тайдулу В полной же мере появление Православия в Монголии относится к XIX веку, когда в Российской империи оно являлось государственной религией, выполняя определенные идеологические функции.

http://pravoslavie.ru/159468.html

Преподобный был не только великим подвижником, но и лю­бителем духовного просвещения. «От многого Божественного Пи­сания, – сказано о нем во вкладной книге скита, – различные повести собра и три книги цветника своею рукою написа уставом; такожде и чин монашеского келейного правила в писании – от искусу, добре истолкова». В другое время преподобный то коленопреклонно молил­ся, то рубил дрова и носил их на спине своей. Немало пришлось ему претерпеть искушений то от духа злобы, то от людей немощных. Раз явился ему искуситель в виде брата обители, с приглашением в оби­тель. Подвижник не хотел идти в путь, прежде чем совершит правило келейной молитвы, и стал на молитву. Но когда приходилось ему читать Молитву Господню – Отче наш , мнимый брат выходил из кел­лии; подвижник изумлялся и продолжал молиться. Наконец, после нескольких опытов повторения той же истории, мнимый брат исчез без следа, а подвижник увидел, что если бы отправился он в обитель, то бурное море поглотило бы его. Царь Михаил, скорбевший о том, что не имеет наследника престола, и узнавший о преподобном Елеазаре от прежнего келаря лавры, а теперь подвижника Соловецкого, Александра Булатникова, вызвал старца в Москву и просил молитв его. Старец сказал царю, что родится наследник, и, после теплой моль­бы старца, в 1629 году, родился царевич Алексий. Признательный царь Михаил до гроба своего благотворил Анзерскому скиту. Царь Алексий, по вступлении на престол, предписал строить каменный храм в скиту, начатый по воле отца его, но постройка которого была остановлена. Он желал видеть старца лично, и старец, уже дряхлый, опять был в Москве. Старец был обласкан царем. Но в Соловецкой обители негодовали на то, что Анзерскому скиту предоставлена была независимость от обители. Вследствие того не только не оканчивалось построение храма, невзирая на царский указ, но сам старец заключаем был в оковы и темницу 78 . Преподобный образовал из учеников своих строгих подвижников. Таков был Никодим, бывший преемником на­ставника своего в скиту; великий Никон также был учеником Елеаза- ра.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В состоявшейся затем дискуссии в центре внимания оказался вопрос о канонизации императора и членов его семьи. Выступившие на Соборе архиереи высоко оценили представленный доклад. Мысль о прославлении царственных мучеников поддержали митрополиты Ставропольский Гедеон (Докукин), Челябинский Иов (Тывонюк), Рязанский Симон (Новиков), архиепископы Львовский Августин, Астанайский Алексий (Кутепов), Псковский Евсевий (Саввин). Сомнение в церковной пользе такого акта выразил только архиепископ Брюссельский Симон (Ишунин), который сказал, что вопрос о прославлении императора Николая II не объединяет, но разделяет его бельгийскую паству. После обстоятельной дискуссии Собор единогласно принял решение прославить для общего церковного почитания в лике святых Собор новомучеников и исповедников Российских 20 в. К Собору причислен и ряд ранее местночтимых святых мучеников и исповедников, общим числом более 1200. В результате этой соборной канонизации сонм новопрославленных русских святых по меньшей мере троекратно превзошел число русских святых, канонизированных ранее за всю историю Русской Церкви, что сделало Архиерейский Юбилейный Собор 2000 г. беспримерным событием в истории Церкви. Архиерейским Собором в сонме новомучеников и исповедников Российских были прославлены как страстотерпцы император Николай II, императрица Александра, царевич Алексий, великие княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия, бессудно убиенные в Екатеринбурге 4 (17) июля 1918 г. Архиерейским Собором было также канонизировано еще 57 святых, послуживших Богу и Церкви в разные исторические периоды. Вслед за принятием деяния о канонизации святых Собор заслушал доклад председателя синодальной Богословской комиссии митрополита Минского Филарета, посвященный деятельности возглавляемой им комиссии и ряду обсуждавшихся ей тем, в частности состоянию богословской мысли Русской Православной Церкви и ее взаимоотношениям с инославием. После краткой дискуссии по докладу, в котором приняли участие архиепископы Львовский Августин, Белоцерковский Серафим, епископ Тираспольский Юстиниан (Овчинников) и некоторые другие архипастыри, Собор одобрил предложенный проект документа «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», в котором, с одной стороны, Православная Церковь характеризуется как единственная из конфессий, тождественная Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви Символа веры , а с другой – признается относительная церковность и инославных Церквей, насколько они сохранили наследие Древней Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

И молитвами отца нашего и богомолца Великого Государя Святейшего Никона, Патриарха Московского и всеа великия и малыя Русии, и ево бодро опасным тщанием наша Царица и Великая Княгиня Мария Ильинична и сын наш, благоверный Царевич и Великий Князь Алексий Алексиевич и сестры наши... от морового поветрия сохранены и выехали невреждено, и до нас, Великого Государя, приехали в добром здоровье. И мы, Великий Государь Царь и Великий Князь Алексий Михайлович, всеа великия и малыя Русии Самодержец... милости ради Божия и Пресвятой Богородицы, благодарственная воздая Господу Богу и Пресвятей Богородицы, изволили дати в наше богомолье Новгородского уезду Деревские пятины в дом Пресвятой Богородицы и святых чудотворцов Филиппа митрополита Московского и Иякова блаженного в Ыверской монастырь, что на Святе озере, в строение отца нашего и богомолца Великого Государя Святейшего Никона, Патриарха Московского и всеа великия и малыя Русии, от Холмовского уезду вниз до Илменя озера в Староруском уезде погосты. Погост Коломенской, погост Черенчицы и с селом Шотовым, погост Рамышов и с селом Парфиным, со крестьяны и з деревнями и с пустошми по реке Волоти и со всеми угодьи, что к тем погостам из старины было по писцовым книгам, крестьян и бобылей и пашенные земли и сенные покосы и рыбные ловли, реки и озера и лешие угодья, звериные ловли и бобровые гоны всякой угодья в вотчину вовеки неподвижно. А по писцовым книгам в Коломенском погосте в живущих село да семнатцать деревень да пятьдесят две пустоши. А в селе и в деревнях сто дватцать дворов крестьянских, а людей в них тож. Да в тех же дворех братьи и детей и внучат и племянников и зятьи и сосед и подсоседников четыреста пятьдесят девять человек да три двора бобылских, а людей в них тож. Да в тех же дворех братьи и детей шесть человек. Да тех же деревень сошлых крестьян и их детей и братьи шеснатцать человек. Пашни паханые и перелогу и лесом поросло середние и худые земли тысеча четыреста девять чети без третника, сена нет. Лесу непашенного около поль в длину на восмь верст с полуверстою, а поперег на тринатцать верст с четью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Они рассказывают, что Великий Князь, вспомнив знаменитые победы, одержанные его предками над Греками, со многочисленным войском отправил Мстислава к Адрианополю и завоевал Фракию; что устрашенный Алексий Комнин прислал в Киев дары: крест животворящего древа, чашу сердоликовую Августа Кесаря, венец, златую цепь и бармы Константина Мономаха, деда Владимирова; что Неофит, Митрополит Ефесский, вручил сии дары Великому Князю, склонил его к миру, венчал в Киевском Соборном храме Императорским венцем и возгласил Царем Российским. В Оружейной Московской Палате хранятся так называемая Мономахова златая шапка, или корона, цепь, держава, скипетр и древние бармы, коими украшаются Самодержцы наши в день своего торжественного венчания и которые действительно могли быть даром Императора Алексия. Мы знаем, что и в Х веке Государи Российские часто требовали Царской утвари от Византийских Императоров; знаем также, что Великие Князья Московские XIV столетия отказывали в завещаниях наследнику трона некоторые из сих вещей, сделанных в Греции (как то свидетельствуют надписи оных и самая работа). Но завоевание Фракии кажется сомнительным, и в древних летописях находятся только следующие известия о делах Владимира в отношении к Грекам: " В 1116 году супруг Мономаховой дочери Марии, Царевич Леон, сын бывшего Императора Диогена, собрав войско на берегах Черного моря, вступил в северные области Империи и завладел городами Дунайскими; но Царь Алексий подослал к нему в Доростол двух Аравитян, которые злодейски умертвили его (Августа 15). Тогда Владимир, желая или отмстить за убийство зятя, или сохранить для юного сына Марии, именем Василия, взятые Леоном города, велел идти на Дунай Воеводе Иоанну Войтишичу и сыну своему, Вячеславу, с другим Боярином, Фомою Ратиборовичем; первый действительно занял некоторые из оных, а Вячеслав без успеха отступил от Доростола». Вопреки сему сказанию, Анна Комнина в истории отца ее, славного Императора Алексия, уверяет, что Леон, сын Диогенов, погиб в сражении с турками близ Антиохии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

На парадном фасаде Феодоровского собора в память 300-летия Дома Романовых начался монтаж воссозданного майоликового панно августа 2012 В советское время оно было полностью уничтожено. На парадном (северном) фасаде Феодоровского собора в память 300-летия Дома Романовых начался монтаж воссозданного майоликового панно высотой 8 метров. На нем изображена Феодоровская икона Божией Матери в обрамлении древа русской святости. В его ветвях - святители Петр и Алексий, митрополиты Московские, князья Андрей Боголюбский и Александр Невский, царевич Димитрий, святые Сергий Радонежский, Зосима и Савватий Соловецкие, Серафим Саровский и другие подвижники веры. Внизу, на фоне стен Ипатьевского монастыря в Костроме изображены первые Романовы - Патриарх Филарет и его сын, царь Михаил Федорович.  Одно из главных украшений собора было полностью уничтожено в советские годы. В прошлом году его воссоздали реставраторы компаний " Строительная культура " и " Полиформ-Р " по старым фотографиям и хранящемуся в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина в Москве эскизу автора, художника Сергея Чехонина. Проект выполнил НИИ " Спецпроектреставрация " (архитектор Ольга Владимирская). Средства на восстановление были выделены из бюджета Санкт-Петербурга.  Первоначальное название панно - " Вышний Покров Богоматери над Царствующим Домом " . Сто лет назад оно было выполнено художественно-керамическим производством " Гельдвейн - Ваулин " на пожертвования служащих, учащих и учащихся Виленского учебного округа. Небольшой макет этой иконы преподнес императору Николаю II по случаю освящения собора настоятель Феодоровского Городецкого монастыря архимандрит Алексий.  В советское время реликвия была полностью уничтожена: не сохранилось ни одного, даже самого маленького фрагмента. При реконструкции молокозавода в 60-70-е годы в стене были сделаны проемы и установлены два больших окна в обрамлении силикатного кирпича. Сегодня староста храма Владимир Блинов лишь смутно припоминает зеленовато-лазурный оттенок, характерный для старой майолики, какой она ему запомнилась в 1950-е годы.  " Вода живая " ,  23.08.12 Поделиться 26 апреля 2024 26 апреля 2024 25 апреля 2024 25 апреля 2024 24 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=240...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История России АВРАМОВ Михаил Петрович (1681 или 1680-1752), статский советник, директор С.-Петербургской Оружейной канцелярии, автор проекта восстановления Патриаршества АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ творческое объединение художников и гос. учреждение, осуществляющее научно-методическое руководство и подготовку кадров в области изобразительного искусства и архитектуры АЛЕКСАНДР (Семёнов-Тян-Шанский Александр Дмитриевич; 1890-1979), еп. Зилонский (К-польский Патриархат), дух. писатель АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1200–1339), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Всех святых в земле Российской просиявших) АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) АЛЕКСАНДРА ФЕОДОРОВНА (1872 -1918), императрица Всероссийская, супруга мч. имп. Николая II, мц. (пам. 4 июля, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых) АЛЕКСЕЕВ Леонид Васильевич (род. в 1921), историк-археолог, специалист по истории и культуре Зап. Руси, д-р исторических наук АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Тишайший (1629-1676), русский царь (с 13 июля 1645) из династии Романовых, сын царя Михаила Феодоровича и царицы Евдокии Лукьяновны АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ (1690–1718), царевич, старший сын царя Петра I Алексеевича от брака с царицей Евдокией Феодоровной Лопухиной АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/123030.html

Литовского, последний яркий представитель буйного трагического рода. Дважды водил он под Москву литовцев. Димитрий отсиживался в каменном Кремле. Больше того — Михаилу удалось выхлопотать себе великокняжеский ярлык, но Димитрий уж не так с Ордой считался. Приводил к присяге и владимирцев, и других, не обращал внимания ни на какие ярлыки. Переломилась психика. Проходил страх, ясным становилось, что Москва есть Русь. Петр и Алексий угадали, Михаил же делал противонациональное. Общественное мнение не за него. И когда в 1375 г. Димитрий двинулся на " узурпатора " , его поддерживало все " великорусское сердце " : князья и рати суздальские, нижегородские, ростовские, смоленские и ярославские и др. Он взял Микулин, осадил Тверь, вынудил Михаила к унизительному миру и отказу от всех притязаний. В Орде между тем выдвинулся Мамай, стал ханом. К поражению Твери спокойно отнестись Мамай не мог — слишком заносчив становился Димитрий. Мамай посылал карательные отряды на нижегородцев, новосильцев за их помощь Димитрию. В 1377 г. царевич Арапша разбил суздальско-нижегородскую рать на реке Пьяне, разграбил Нижний. В следующем — выслал мурзу Бегича против Димитрия. Но Димитрий энергичным маршем за Оку предупредил его. 11 авг., на Воже, татары в первый раз были разбиты. Мамай решил вообще покончить с непокорным Димитрием, напомнить " времена батыевщины " . Собрал всю волжскую Орду, нанял хивинцев, ясов и буртасов, сговорился с генуэзцами, литовским князем Ягелло — летом заложил свой стан в устье реки Воронежа. Поджидал Ягелло. Время для Димитрия опасное. Митрополит Алексий уже умер. Димитрий действовал на собственный страх. В Москве вовсе не было митрополита — Михаил (Митяй) уехал к патриарху. Здесь и выступает снова Сергий. Т. е., сам он никуда не выступает, а к нему в обитель едет Димитрий за благословением на страшный бой. До сих пор Сергий был тихим отшельником, плотником, скромным игуменом и воспитателем, святым. Теперь стоял пред трудным делом: благословения на кровь. Благословил бы на войну, даже национальную, Христос? И кто отправился бы за таким благословением к Франциску? Сергий не особенно ценил печальные дела земные.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2403...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010