О. Ю. Тарасов Указатель имен Краткие биографические сведения даются выборочно. Имена иконописцев выделены курсивом. А Аввакум Петрович (1620/1621–1682), протопоп, один из главных учителей старообрядчества. писатель 89, 105, 134, 148, 466, 468 Авгарь, по прозвищу Уккама (ок. 13–50), властитель Осроенского царства в Эдессе 54 Аверинцев С.С. 44, 51, 86, 108, 128, 349, 384, 433, 447, 449, 459 Авив (ум. 322), св. мученик 74, 169 Авраамий (Болгарский, ум. 1229), св. мученик 311, 379 Авраамий Галицкий (Чухломской) (ум. 1375), ученик Сергия Радонежского, святой 63, 67, 68 Агафья, святая 407 Адарюков В.Я. 80, 459 Адриан Пошехонский (ум. 1550). иконописец, святой 65, 130, 133 Адрианова-Перетц В.П. 458 Акепсим, святой 350, 355 Акимов-Сорокин Игнатий (конец XIX в.), основатель деревенской литографии во Владимирской области 429 Александр Павлович (1777–1825), император (с 1801) 107, 235, 421 Александр II Николаевич (1818–1881 император (с 1855) 235, 244, 273, 312, 350, 367, 368, 369 Александр III Александрович (1845–1894), император (с 1881) 25, 44, 184. 188, 236, 238, 244, 248, 251. 270, 271, 312, 318, 368, 386 Александр Невский (1220–1263), великий князь Владимирский, святой 240, 271, 287, 311, 312, 318, 357, 361, 379, 386 Александр Свирский (ум. 1641), святой 79, 240 Алексеев Александр (упом. в начале XV11 в.), иконописец 160 Алексей Михайлович (1 629–1676), царь (с 1645) 21. 34, 39, 77, 81, 86, 96, 100, 101, 103, 108, 109, 139, 148, 204, 206, 214, 221, 222, 241, 243, 244, 247, 249, 252, 270, 304, 305, 312, 338, 357, 360, 365, 367, 374, 384, 386, 395 Алексей, царевич (1654–1670), сын царя Алексея Михайловича 367 Алексий (ум. 1267). митрополит Московский, святой 24, 99, 188, 244 Алексий, человек Божий (ум. 411), святой 52 Алимпий (или Алипий) (ум. ок. 1114), первый известный по имени русский иконописец. инок Киево-Печерского монастыря, святой 130, 138, 139 Алоизий, святой 240 Альциат А. 347, 348, 356 Ананьева Т.А. 458 Анастасия, святая 305 Анатолий (Мартыновский , 1793–1872), архиепископ Бессарабский, духовный писатель

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Владимирская Суздальская и Владимирская Учреждена в 1213–1214 годах Симон епископ Владимирский, свт., управлял с 1160 по 1175 † неизвест. Симон епископ, свт., рукоположен † 22.05.1226 Митрофан епископ, сщмч., рукоположен с 14.03.1227 (1228) †7.02.1238 (1.02.1237) сгорел во Владимирском соборе вместе с семейством князя при нашествии татар Кирилл II епископ Ростовский, свт. управлял Евфросин (Ефрем) епископ, рукоположен † неизвест. Вследствие нашествия монголов епархия оставалась без архипастыря до 1250 года. Кирилл митрополит Киевский и всея Руси с 1250 до 1274 управлял, когда столица была перенесена во Владимир переселился в Киев Владимирская, Суздальская и Нижегородская С 1274 года Серапион епископ, свт., рукоположен †12.06.1275 Феодор епископ, свт., рукоположен Иаков епископ, рукоположен с 1288 по 1297 (1295) сведен с кафедры † неизвест. Симеон епископ, рукоположен с 1295 (1297) по 1299 еп. Ростовский, Ярославский и Угличский С 1299 года управлялась митрополитом, когда столица была перенесена во Владимир и Владимирская епархия как самостоятельная структура была упразднена. Только при свт. Алексии (Бяконт) она была временно восстановлена с 1352 по 1354 год. Алексий (Бяконт-Плещеев) епископ Владимирский, свт., рукоположен с 6.12.1352 по 1354 митрополит Киевский (с 1340-наместник) и всея Руси Владимирская и Яропольская Восстановлена 10 марта 1748 года Платон (Петрункевич) епископ, рукоположен с 20.03.1748 †16.04.1757 Антоний I (Багратиони) католикос-патриарх архиепископ, царевич Карталинский, бывший Восточной Грузии с 23.11.1757 по 16.12.1762 католикос-патриарх Восточной Грузии Павел (Гребневский) епископ, рукоположен с 6.07.1763 по 29.05.1764 переименован еп. Владимирский и Муромский Владимирская и Муромская С 29 мая 1764 года Павел (Гребневский) епископ, бывший еп. Владимирский и Яропольский с 29.05.1764 †9.08.1769 (1770 ) Иероним (Формаковский) епископ, рукоположен с 25.12.1770 †3.08.1783 Виктор (Онисимов) епископ, бывший еп. Олонецкий и Каргопольский, викарий Новгородской епархии

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Выставка, посвященная цесаревичу Алексею, открылась в Петергофе марта 2021 Фотовыставка " Петергоф - летняя императорская столица. Царевич Алексей Романов " открылась 28 марта в Петропавловском соборе Петергофа . Экспозиция организована в рамках краеведческого проекта, получившего президентский грант, и адресована в первую очередь школьникам младших и средних классов. Она рассказывает о последнем наследнике российского престола, шире - о традициях образования и воспитания детей - членов царской фамилии. Петропавловский собор был построен по указу императора Александра III, к сожалению, не дожившего до завершения строительства, и на его освящении присутствовала уже семья императора Николая II. Многие места Петергофа связаны с жизнью царской семьи.  Благочинный Петродворцового округа и настоятель собора протоиерей Михаил Терюшов перед открытием окропил стенды с фотографиями святой водой.  " Петергоф и царская семья неразрывно связаны. Здесь родились четверо детей последнего российского императора, и один из них - цесаревич Алексий, которому предстояло наследовать российский престол. Но Алексею не суждено было стать новым русским монархом, Господь уготовал для него иной жребий - стать новым русским святым. Выставка для детей очень важна, необходимо знать свою историю, правду о жизни царской семьи. Эта часть истории России очень трагична, но все равно ее нужно знать и помнить, чтобы подобное никогда не повторилось в нашем Отечестве " , - сказал в приветственном слове отец Михаил . Экскурсию по выставке провела сопредседатель Сообщества ревнителей памяти святого цесаревича Алексия Наталья Виноградова. Она рассказала детям и взрослым о жизни царской семьи, об уважении и любви друг к другу, о желании помогать и поддерживать друг друга не только со стороны родителей, но и о заботе детей о родителях. Ребята внимательно слушали, в заключение поделились впечатлениями об экскурсии. Директор воскресной школы Елена Репина подчеркнула, что учащиеся знают достаточно много о жизни цесаревича, поскольку школа носит его имя, на уроках изучают жизнь царской семьи, проводят викторины, отмечают памятные даты. 

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

При работе над садом, просеивая землю, постоянно находили большое количество костей. Это были кости тех, кто раньше был погребен на монастырском кладбище, разоренном в советское время. Мы все их собирали и потом погребли возле поклонного креста при входе в монастырь слева. Отец Аркадий, конечно, родоначальник нашего монастырского сада. Дорогу от входа в монастырь к храму он называл «дорожка Царских мучеников», он посадил там розы и каждую розу назвал именем кого-то из Царственных Страстотерпцев : царица Александра, царевич Алексий и так далее. Он очень трепетно относился к саду, мог даже резко остановить человека, который покушался сорвать или нагнуть розу, чтобы ее понюхать. Такого отношения к послушанию, как у него, я больше не видел – он мог костьми лечь за него. В чем-то можно было его осуждать, но такая любовь к послушанию – это просто удивительно. Он договаривался с питомниками, кто-то ему приносил эти розы, и он благоустраивал территорию. Даже когда он уже ходить не мог, его привозили в сад на инвалидной коляске, и он там что-то делал для своих розочек. Помню, воплощением ада на земле ему почему-то представлялась Польша – он сам долгое время прожил на Западной Украине и, наверное, натерпелся там от униатов. Поэтому «Убирайтесь в свою Польшу!» – это было самое страшное ругательство. В самом начале я около полугода прожил с ним в одной келье. Характер у него был, мягко говоря, непростой – поэтому сейчас я сам удивляюсь, как я мог с ним жить. Наверное, это потому, что тогда у нас было очень много послушаний, и, приходя в келью, мы просто падали. Немного об отце Аркадии Вспоминает Галина Шаповалова: – Впервые я услышала об отце Аркадии от моих друзей много лет назад, когда я не только не была верующим человеком, но даже не могла назвать себя таковой. Как-то летним вечером моя подруга со своим мужем пригласили меня в театр, после театра мы прогуливались по бульварам, и муж подруги стал убеждать нас зайти в Сретенский монастырь посмотреть на розы. «Там есть старый садовник, – с горящими глазами говорил он, – у него такие розы! Это надо видеть». Мы с Ольгой споро двинулись было за Виктором в сторону Лубянки, но развернулись, обнаружив, что уже поздно, и уговаривая себя, что можем прийти сюда в любое другое время. С тех пор долго на задворках памяти занозой сидело воспоминание о предвкушении сделать шаг в красоту и тишину неизвестного мира. Время шло, я воцерковилась, стала заходить в книжный магазин «Сретение», услышала хор Сретенского монастыря, а там возникло и желание прийти на службу в Сретенский монастырь. Это было четыре года назад: я стала прихожанкой Сретенского монастыря.

http://pravoslavie.ru/72844.html

553-558 558-559 559-594 594-595 595-601 АЛЕКСАНДРИЯ центр Александрийской Православной Церкви, второй по величине город Арабской Республики Египет, крупный морской порт на побережье Средиземного моря, в зап. части дельты Нила 601-605 605-606 АЛЕКСАНДРОВ Владимир Владимирович (род. в 1870-дата смерти неизв.), свящ., первый правосл. миссионер в Канаде 606-607 АЛЕКСАНДРОВ КУШТСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился на правом берегу р. Кушты в Закуштской волости Кадниковского у. Вологодской губ. АЛЕКСАНДРОВ ОШЕВЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Каргопольском у. Олонецкой губ. близ Ошевенской слободы, основанной родственниками зачинателя мон-ря, прп. Александра Ошевенского, иером. Кириллова Белозерского мон-ря 607-608 608-610 610-611 АЛЕКСАНДРОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Александровской и Юрьев-Польской епархии Владимирской митрополии), в г. Александрове Владимирской обл. 611-612 612-613 613-617 617-618 АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Саранской и Мордовской епархии), близ с. Кимляй, в Ковылкинском р-не Мордовии, первоначально жен. 619-620 620-621 621-622 622-623 АЛЕКСЕЕВ Леонид Васильевич (род. в 1921), историк-археолог, специалист по истории и культуре Зап. Руси, д-р исторических наук 623-624 624-625 625-626 627-628 628-629 629-630 АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Тишайший (1629-1676), русский царь (с 13 июля 1645) из династии Романовых, сын царя Михаила Феодоровича и царицы Евдокии Лукьяновны 631-635 АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ (1690–1718), царевич, старший сын царя Петра I Алексеевича от брака с царицей Евдокией Феодоровной Лопухиной АЛЕКСИАНЕ (алексианки), в католич. Церкви орденское братство мирян для ухода за больными (особенно душевнобольными), возникло в XIV в. 635-636 АЛЕКСИЕВСКИЙ КРЕСТ был установлен Новгородским архиеп. свт. Алексием в XIV в. на зап. стене собора Св. Софии в Новгороде 636-637 АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/vol/i.html

20 . Св. ДИМИТРИЙ, Царевич Московский, преставился страдальчески в 1591 году, Мая 15, в который день Церковь и память его совершает. Св. мощи его, в 1606 году, Июня 3 обретённые, почивают в Московском Архангельском соборе. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Мая 15. Век XVIII. 1 . Св. ДИМИТРИЙ, Митрополит Ростовский, преставился в 1709 году, Октября 27. Св. мощи его, обретённые в 1752 году, почивают открыто в Ростовском Яковлевском монастыре, в церкви зачатия Пресвятой Богородицы на правой стороне в углу церковном. Церковь память его совершает Сентября 21. Смотри Месяцесловы, Сентября 21. 2 . Св. ИННОКЕНТИЙ, Епископ Иркутский, преставился в 1731 году, Ноября 26, в который Церковь и память его совершает. Св. мощи его, обретённые около 1766 года, почивают в Вознесенском Иркутском монастыре, по течению реки Ангары в пяти вёрстах от Иркутска. Память его установлено праздновать в церкви в 1804 году, Октября 28. Смотри Месяцесловы Московские и Киевские, с тех пор печатанные. Прибавление о Святых, почивающих в Киевских пещерах и проч. О Святых, почивающих в Киевских пещерах, которых время преставления неизвестно и которые не упоминаются в Месяцесловах, Прологе и Четьи Минеи, но токмо в описании Киево-Печерской Лавры и в Печерском Патерике к Святым причитаются, а именно: А) Святые, почивающие в Киевских Пещерах Пр. Антония, ближними именуемых 1 . Св. ИОАНН. Постник. Память его Декабря 7. 2 . Св. ИУЛИАНИА. Княжна Ольшанская. Св. мощи её обретены в XVI веке. Память Июля 6. Смотри Четь Минею, Июля 6. 3 . Пр. ЛУКА. Иконом. Память его Ноября 29. 4 . Пр. НЕКТАРИЙ. Память его Ноября 29. 5 . Пр. ФЕОФИЛ и ИОАНН в одной раке. Память их Декабря 29. 7 . Пр. КУКША. Священномученик и ученик его неизвестный. Память их Августа 27. 8 . Пр. АЛЕКСИЙ. Затворник. 9 . Пр. САВВА. Память его Апреля 24. 10 . Пр. СЕРГИЙ. Послушливый. Память его Октября 6. 11 . Св. МЕРКУРИЙ. Епископ Смоленский. 12 . Пр. ЕЛЛАДИЙ. Затворник. 13 . Пр. ФЕОФИЛ Печерский. Память его Марта 29. 14 . Пр. ОНИСИМ. Затворник.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

" Смерть приоткрывает нам двери в Царствие Небесное " апреля 2015 Митрополит Варсонофий посетил больницу 31 Больницу 31 посетил 16 апреля митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий . Он поздравил с Пасхой врачей и маленьких пациентов, страдающих онкологическими заболеваниями.  Больница считается лучшей в городе, домовый храм святых Космы и Дамиана существует в ней уже 21 год. Настоятелю протоиерею Богдану Жуку нередко приходится вникать в человеческие драмы. За стенами храма находятся палаты детей, больных онкологией. С мамой, чей двухмесячный ребенок обмотан проводами, трудно говорить о покаянии. " Не все родители идут в храм. У них на Бога большая обида " , - посетовала больничный катехизатор Алла Колосова. Когда родители не пускают ее в палату, на помощь приходит заведующая отделением Маргарита Белогурова, человек глубоко верующий. Таких среди врачей, увы, немного. Приезд митрополита, его добрые слова могут хоть немного изменить ситуацию. " Смерть - наша служанка. Она приоткрывает нам двери в Царствие Небесное " , - слова владыки в этих стенах звучат особенно сильно. Больные дети, чьи родители часто впадают в отчаяние, здесь открывают для себя существование иной реальности. Многие из них тянутся к храму и вскоре жить без причастия уже не могут.  Катехизатор рассказала о рисунке мальчика, который уже два года живет дома после лечения, но все равно приходит в этот храм: " Он нарисовал сердце. Говорит, что когда причащается, сердце светлеет, а без этого оно темное " .   Находясь в больнице, дети без всяких воскресных школ приходят к богословским истинам, о которых взрослым нужно рассказывать: " Сейчас мы вспоминаем о Победителе смерти, о нашем Спасителе. Он победил смерть как Сын Божий. Вы тоже с ней боретесь и совершаете чудеса, давая нам побольше времени подышать на земле " , - владыка поздравил врачей с Пасхой, пожелал им сил и благодати. Он подарил больнице икону Пресвятой Богородицы. Ответным подарком, врученным митрополиту отцом Богданом, стало пасхальное яйцо " Царевич Алексий " . Его форма сохранилась с 1912 года, когда император Николай II подарил такое яйцо супруге в знак радости об исцелении их сына. 

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

На первой странице изображен в раме череп, с синими глазными впадинами и таковыми же под ним костями. Наверху надпись: Кости зрак, Смерти знак. Се всяк Будеши так. А далее написано: «Зри человече и познавай сия глава по смерти твоей будет твоя такова. Глаголю сия зрящему на мя, аз убо бех яко же ты. Ты же будеши яко же аз. Сия глава сама о себе сказует и подобие свое нам показует». На следующем листе, по-видимому, было заглавие, но оно вырвано и заменено белой бумагой. Надпись: «Синодик или помянник» тоже наклеена. Очевидно, срезано именно то, что нас теперь и должно интересовать особенно, а именно: его принадлежность тому или другому монастырю или собору, о чем и остается догадываться по разным данным, которых в первой части нет почти никаких, ибо все здесь носит общий характер, начиная с предисловия и оканчивая 40 листом, где находится помянник патриархов, оканчивая Адрианом. С оборотной страницы 40 листа начинается вторая часть, но не в изначальном виде. Здесь, после рода статского советника Григория Александровича Кудрицкого, помещается род Чебоксарской Покровской церкви Священника Алексея Петрова Орловского, купившего эту книгу, и прежде других внесшего свой род. На следующей странице, в прекрасных колоннах и среди чудных цветов, написаны роды Чебоксарского купца Афанасия Колокольникова и купца Алексея Тим. Казанцева. Но все это, как и многое последуюшее – интерполяции. Только, кажется, через 10 листов начинается старый помянник. Здесь поминаются: Великий князь Владимир, Борис и Глеб, Ярослав, Всеволод, Владимир Мономах , Иоанн Калита, Димитрий Донской, Царевич Димитрий и т.под. Далее поминаются Московские Митрополиты: Петр, Феогност, Корнилий, Алексий и т.под., оканчивая Вениамином, причем Дионисий, Феопемт и Антоний приписаны. Потом идут имена Архиепископов и Епископов, начиная с Серапиона и оканчивая Варлаамом. Далее род (?) Соловецкого монастыря Архимандритов, оканчивая Фирсом Ионою. Потом идет род создателя Валаамского монастыря, род Зосимы Соловецкого, роды: Филиппа Митрополита Московского, Сергия Радонежского, Кирилла Белозерского, Пафнутия Боровского, Александра Свирского , Антония Сийского, Антония Римлянина, Иоанна Новгородского, Саввы Освященного, Гурия Казанского, Варсонофия Тверского, Германа Свияжского Чудотворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Богоявленского монастыря в Касимове уже нет, но сохранилась Георгиевская церковь, входившая в монастырский комплекс, а значит, если версия кончины Александра Невского в Городце Мещерском верна, в ней бывал святой князь. Именно у этой церкви и благословил владыка Василий установить бюст. Будет ли поставлена точка в спорах о месте кончины святого благоверного князя Александра Невского, непонятно. Но как бы то ни было, место это заслуживает быть отмеченным на карте России. Тем более, есть сведения, что Александр Невский бывал в Городце Мещерском и при жизни. А для небольшого нынче рязанского городка Касимов бюст князя Александра Невского может стать важной туристической точкой, которая будет привлекать путешественников и любителей русской истории. Тем более, Касимов является знаковым местом истории Отечества, ведь именно касимовский царевич Симеон Бекбулатович по воле царя Иоанна Грозного был венчан на царство в Успенском соборе Кремля. И эта загадочная страница русской истории тоже связана с Касимовым. На постаменте бюста выгравированы знаменательные слова. Спереди: «Проект Аллея Российской славы. Святой Благоверный князь Александр Ярославович НЕВСКИЙ. 1221-1263. Великий русский полководец и государственный деятель. Бюст преподнесён в дар от автора проекта М.Л. Сердюкова». С тыльной стороны и по бокам: «Сей бюст установлен в память пребывания Александра Невского в Городце Мещерском. По преданию, возвращаясь из Орды, Великий князь заболел и, приняв в Богоявленском монастыре схиму с именем Алексий, почил о Господе 14 ноября 1263 г.» и «Бюст установлен к 800-летию св. блгв. Великого князя Александра Невского по инициативе атамана В.В. Камшилова, казака-добровольца и жителей города Касимова». «Не в силе Бог, а в правде». И слова самого святого Великого князя: « Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива. Пусть без страха жалуют к нам в гости... Но если кто с мечом к нам войдёт - от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет русская земля». Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " .

http://ruskline.ru/news_rl/2021/04/23/by...

Три правила преподобномученицы Елисаветы Беседа с Еленой Крыловой, директором Музея истории общин сестер милосердия Ирина Ахундова В 1903-м году, 120 лет тому назад, Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова создала в Санкт-Петербурге Елизаветинскую общину сестер милосердия, которую лично курировала. А 1 ноября 2024 года исполнится 160 лет со дня рождения святой преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, и в том же году мы отметим 115-летие со дня основания ею в Москве Марфо-Мариинской обители милосердия. Сестрами милосердия в годы войны была не только Великая княгиня, но и ее младшая сестра – Императрица Александра Федоровна, и старшие дочери последней русской Царицы – Великие княжны Ольга и Татьяна. Мы побеседовали с Еленой Крыловой, директором Музея истории общин сестер милосердия, преподавателем сестринского дела в Свято-Димитриевском училище сестер милосердия, об Училище, Музее сестер милосердия и преподобномученице Елизавете. Елена Васильевна Крылова с дипломом ИППО – Елена Васильевна, расскажите, как знаменитая Свято-Димитриевская община сестер милосердия связана с именем Елизаветы Федоровны. – В 1990-м году протоиерей Аркадий Шатов (ныне епископ Верейский Пантелеимон) хотел назвать нашу общину сестер милосердия в честь Елизаветы Федоровны. Но 28 мая, когда мы пришли на литургию в Архангельский собор Московского Кремля, Святейший Патриарх Алексий II почему-то благословил нас стать сестрами Свято-Димитриевской, а не Свято-Елизаветинской общины сестер милосердия. Теперь мощи святого благоверного Царевича Димитрия находятся не только в Московском Кремле, но и в нашем храме, носящем его имя. По благословению епископа Рыбинского и Романово-Борисоглебского Вениамина мы ходили крестным ходом с украшенной золотым шитьем иконой Царевича Димитрия и с частицей его мощей в Ярославскую епархию. Были и в Угличе в день памяти Царевича Димитрия. Все эти годы нам во всем помогает не только благоверный Царевич, но и Великая княгиня Елизавета Федоровна. Мы стараемся быть такими же милосердными и смиренными, как она.

http://pravoslavie.ru/157061.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010