Смерть царевича Димитрий повлекла за собой круговорот трагедий: горожане расправились с людьми Годунова, обвинив их в убийстве, затем по распоряжению властей, уже их наказали за самосуд, а следом Смутное время обрушилось на всю страну. В 1606 году царевич был прославлен в лике святых, мощи его перенесли в Москву и поместили в Архангельском соборе Московского Кремля — фамильной великокняжеской и царской усыпальнице. Не слишком ли грустно для детского праздника? К слову, Углич прославлен не одним, а двумя убиенными святыми детьми. Полвека спустя после прославления царевича Димитрия, в Угличе разыгралась еще одна трагедия: пропал шестилетний сын купца Никифора Григорьевича Чеполосова. Как позже выяснилось, мальчик был зверски зарезан приказчиком, служившим отцу жертвы. Как и царевич Димитрий, Иоанн Чеполосов погиб от ножа. Храм Рождества Иоанна Предтечи, Углич Безутешные родители выстроили в память о сыне храм во имя Иоанна Предтечи на берегу Волги, возле Воскресенского монастыря. Храм этот и поныне является одним из главных архитектурных украшений Углича. Младенец же Иоанн, после ряда чудес у его мощей, был прославлен Церковью. Память его совершается в Соборе Ростово-Ярославских святых . Да, истории царевича Димитрия и младенца Иоанна — трагичны. Задумалась — а может ли быть иной детская святость? Кого легче назвать святым покровителем детства? Детская святость, как ни горько об этом говорить — неоспоримо трагична. Ведь если святой — отрок или младенец, то жизнь его, как правило, оборвалась насильственно. Вифлеемские младенцы Вифлеемских младенцев безжалостно истребляют воины: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет. (Мф 2:18) О гибели святых сестер Веры, Надежды и Любови невозможно читать, не испытывая сердечной боли. Святой стастотерпец царевич Алексий — расстрелян… С точки зрения уюта и комфорта, и более-менее благополучного бытия, вспоминать о трагичности — неуютно и неудобно. Как неуютно и неприятно вспоминать о том, что смерть — не абстрактное шоу из телевизора, а то, что предстоит пережить однажды и мне. Христианство — вообще неудобная религия, и Сам Христос неоднократно предупреждал об этом.

http://pravmir.ru/stanet-li-den-carevich...

18 июня духовенство представило свое рассуждение: выписавши примеры и правила из Ветхого и Нового заветов относительно обязанности детей к родителям, оно заключило: «Вся же сия превысочайшему монаршескому рассуждению с должным покорением предлагаем, да сотворит господь, что есть благоугодно пред очима его: аще по делом и по мере вины восхощет наказати падшего, имать образцы, яже от Ветхого завета выше приведохом; аще благоизволит помиловати, имать образ самого Христа, который блудного сына кающегося восприят; жену, в прелюбодеянии яту и камением побиения по закону достойную, свободну отпусти, милость паче жертвы превознесе. Милости, рече, хощу, а не жертвы. И усты апостола своего рече, милость хвалится на суде. Имать образец и Давида, который гонителя своего сына Авессалома, хотяше пощадети, ибо вождям своим, хотящим на брань противу Авессалому изыти, глаголаше: пощадите ми отрока моего Авессалома. И отец убо пощадети хотяше, но само правосудие божие не пощадило есть того. Кратко рекше: сердце царево в руце божии есть. Да изберет тую часть, а може, рука Божия того преклоняет».Подписались: Стефан, митрополит Рязанский; епископы: Феофан псковской, Алексий сарский, Игнатий суздальский, Варлаам тверской, Аарон корельский; два греческих митрополита: ставропольский Иоанникий и фиваидский Арсений; четыре архимандрита, два иеромонаха. Было ясно, что духовенство указывало на прощение, выставляя тут пример наивысший, пример спасителя; но духовенство не заблагорассудило ничего сказать насчет обещания, данного царем сыну, тогда как на основании этого обещания царевич возвратился, и Петр именно указывал на обещание свое, требуя очищения совести. Светские чины, приглашенные определить наказание, хотели уяснить для себя преступление. Им нужно было прежде всего удостовериться, действительно ли Алексей виновен в возмутительных замыслах против отца-государя. Для этого царевич 17 июня приведен был из крепости (где уже содержался с 14 июня) в Сенат. Здесь Алексей показал, что цесарский резидент Плейер писал к имперскому вице-канцлеру графу Шёнборну в Вену: призывал его, Плейера, Абрам Лопухин и спрашивал, где обретается ныне царевич и есть ли об нем ведомость.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Почитание святых — великая польза и утешение для нас, не только потому что это помогает нам утвердиться в главных истинах, но и потому что святые — наши заступники и пример истинной жизни. Они — наши заступники. Святые небес, это множество, собранное от «всех народов, племен и языков» и наши близкие умершие, о которых мы молимся, не забывают нас. В этом неисчислимом множестве есть наши сродники и наши друзья. Они молятся за нас, и их молитва сильнее нашей. Но как часто обращаемся мы к ним с просьбой о помощи? И если и молимся, то о какой помощи прежде всего просим? Они заботятся об избавлении нас от нынешних бед, но более всего их заботит наша вечная участь. Потому что теперь они предельно ясно знают цену вечной жизни и желают видеть нас рядом с собой после нашей смерти. Они желают, чтобы мы следовали за ними, и готовы испросить для нас духовную помощь, если мы принесем им наши духовные скорби. Они — образ для всех нас. У детей есть пример молитвы и любви к Богу — отрок Варфоломей, будущий преподобный Сергий, отрок Елевферий, будущий митрополит Алексий, отрок Артемий Веркольский, убиенный царевич Димитрий и убиенный царевич Алексий, святые мученицы Вера, Надежда и Любовь. Юношей и девушек, ищущих чистоты, может воодушевить пример святых царевен-страстотерпиц Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии. Супруги и родители могут обращаться за поддержкой к праведным Иоакиму и Анне, Захарии и Елизавете, к святым Петру и Февронии, к святым страстотерпцам царю Николаю и царице Александре. Если мы хотим научиться любви, правде, состраданию, верности, проповеди о Христе — святитель Иоанн Златоуст, святой праведный Иоанн Кронштадтский, великая княгиня Елизавета придут к нам на помощь. Если мы нуждаемся в покаянии — разбойник благоразумный, святая равноапостольная Мария Магдалина, преподобная Мария Египетская научат нас. Если мы страшимся гонений и смерти, у нас есть бесчисленный сонм новых мучеников и исповедников наших, которые вместе с древними мучениками, вместе с апостолом Павлом говорят нам: «Мы хвалимся скорбями. Для нас смерть — приобретение». Поистине земля — долина слез, а небо — жизнь с избытком, вечная радость.

http://moral.ru/слово-в-неделю-всех-свят...

Молитвенная комната освящена в спецшколе 1 декабря 2015 В спецшколе 1 закрытого типа для обучающихся с девиантным поведением, совершивших неоднократные правонарушения, 23 декабря была освящена молитвенная комната, устроенная в память святого страстотерпца царевича Алексия. Освящение совершил председатель отдела по тюремному служению Санкт-Петербургской епархии протоиерей Олег Скоморох . Комната была выделена руководством спецшколы для нужд Центра духовной культуры и образования, созданного при епархиальном " тюремном " отделе. По поручению отца Олега духовно-просветительскую работу в школе ведет сотрудник отдела диакон Георгий Белов . Посвящение комнаты святому страстотерпцу царевичу Алексию связано с тем, что царевич Алексий, благочестивый отрок, сподобившийся святости от Бога в 13-летнем возрасте, является примером для подростков, находящихся в спецшколе. Большинство из учеников спецшколы примерно такого же возраста, как святой царевич Алексий, и крещены в православие.   Следует особо отметить, что несовершеннолетние правонарушители специально готовились к освящению, благоукрашали молитвенную комнату своими руками. Силами ребят был изготовлен напольный подсвечник перед храмовой иконой, а также панихидный столик, аналой, керамические основания десяти лампад и другие необходимые предметы. Праздничное мероприятие началось водосвятным молебном. Затем состоялось освящение молитвенной комнаты. На освящении присутствовали руководство спецшколы, учащие и учащиеся, попечитель, а также директора Центров духовной культуры и образования тюремного благочиния - Петр Белов и Выборгского благочиния - иерей Константин Морозов . Всем присутствующим на освящении были вручены памятные подарки. Талантливый ученик школы Денис Мороков специально к дню освящения нарисовал картину, изображающую российский парусник на фоне айсбергов. Ребята решили подарить картину несовершеннолетним правонарушителям, находящимся в другом учреждении, и попросили отца Олега передать этот подарок.    После освящения состоялось совещание духовенства с руководством, преподавателями и попечителем спецшколы, а также специалистами, занимающимися духовно-просветительской работой с правонарушителями. Совещание возглавил протоиерей Олег Скоморох. На совещании обсуждались различные аспекты духовно-просветительской работы с несовершеннолетними правонарушителями. Иерей Константин Морозов рассказал собравшимся, как построена духовно-просветительская работа в образовательных учреждениях, находящихся на территории Выборгского района. Следует отметить, что центры духовной культуры и образования Выборгского и тюремного благочиний Санкт-Петербурга тесно сотрудничают друг с другом, осуществляя совместные образовательные проекты. Состоявшееся совещание - пример такого сотрудничества.     

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Алексий царевич, мч. - житие Житие Святого мученника и страстотерпца цесаревича Алексия Николаевича Романова Орудийный салют раскатился по всей России, из Кронштадта на Балтике, из Санкт-Петербурга и из Петергофа — в царской резиденции родился ребёнок. Четырежды за последнее десятилетие раздавались выстрелы этих орудий — интервалами в два года у царя Николая II и царицы Александры Феодоровны родились четыре дочери. И вот, наконец, 12 августа 1904 года 300 выстрелов орудийного салюта возвестили России, что новорожденный — мальчик. Но вскоре подтвердились самые страшные опасения: царевича был болен неизлечимой гемофилией — заболеванием, которое выражается в склонности к кровотечениям в результате несвертывания крови. Гемофилия постоянно вызывала кровоизлияние в суставы — они причиняли нестерпимую боль, превращая Алексея в инвалида. Во время торжеств, посвященных празднованию 300-летия дома Романовых, Наследника лишь проносили на руках по парадным залам. В свою комнату он возвращался в состоянии полного изнеможения. Родители считали его присутствие на торжествах необходимым. Но даже краткие появления царевича на церемониях вредили его здоровью. Один из сильнейших приступов болезни случился осенью 1911 года в Спале. Началось сильнейшее кровотечение, которое врачи остановить не могли. 19 октября температура поднялась до до 39°, через два дня она дошла до 40°. Этот случай казался врачам безнадёжным. Алексея соборовали, и в Петербург был отправлен бюллетень, составленный так, чтобы подготовить всех к сообщению о смерти царевича. Александра Фёдоровна послала телеграмму Распутину и просила молиться за мальчика. На следующий день кровотечение прекратилось, и боли стали утихать... Обострение в Спале нанесло ущерб не только его телу. Болезнь сломила его дух. Алексей стал задумчивым, замкнулся в себе. Летом 1911 года учителем французского и воспитателем у Алексея стал Пьер Жильяр. Так отзывался Жильяр о своём воспитаннике: «Алексию Николаевичу было тогда девять с половиной лет, для своего возраста он был довольно рослым. У него было продолговатое лицо с правильными, мягкими чертами, каштановые волосы с рыжеватым оттенком и большие серо-голубые глаза, как у матери. Он искренне наслаждался жизнью — когда она ему это позволяла — и был бодр и шаловлив... Он был очень находчив, и у него был проницательный, острый ум. Иногда я просто поражался его не по возрасту серьёзным вопросам — они свидетельствовали о тонкой интуиции. Мне не трудно было понять, что все окружающие, те, кому не нужно было принуждать его менять привычки и приучать к дисциплине, постоянно испытывали на себе его обаяние и были просто очарованы им.... я обнаружил ребёнка с характером по природе добрым, сочувствующим страданиям других именно потому, что сам он переживал страшные страдания...»

http://pravicon.com/info-1720

Новый настоятель был строг к себе и другим в соблюдении монашеского устава. Братья, высказывавшие недовольство и нетерпение, не находили у него поддержки, он строго им выговаривал: «Миряне несут тяготу на фабриках, заводах и трудах, поэтому монахам должно со смирением являться на молитвенное бдение в урочный час». Начальствуя в монастыре, управление братией и делами отец Серафим согласовывал с волею и мнением епископа Арсения: «Как Владыка, так и я». Жизнь потекла тихо и мирно. «Свете тихий» – говорил о нем владыка Арсений. Старец Алексий Зосимовский благословил архимандрита Серафима никого не брать на исповедь, «самому крепить дух». Источником смуты вновь стала экзальтированная женщина. Она поджидала всюду, во время богослужения становилась рядом – и на величании, и у амвона, передавала записки через братию, просила даже владыку Арсения. Когда ничто не помогло, кинулась к высшей церковной власти, обвинив епископа Арсения и архимандрита Серафима в сектантстве и хлыстовстве. Власти оставили доносы без последствий. Началась война. Некоторых из братии благословил старец Алексий идти на фронт, иные, постригшись, вышли на брань духовную и подвиг молитвы. В годы войны, не ограничиваясь проповедью, отец Серафим написал несколько произведений на темы, близкие ему и особо отвечающие в тот момент духовным потребностям народа – прежде всего и всегда о верности Христу, о церковном Предании, об аскетическом подвиге, о соблюдении церковных канонов, о страданиях Господа Иисуса Христа. Опубликованы они были в журналах «Душеполезное чтение» и «Голос Церкви». В 1915 году увидели свет «Ангелы. Ангельский мир по учению Православной Церкви», «Иноческий быт в описании преподобного Нила Синайского »; в 1916 году- «Покаянный плач» и «Страничка из жизни Чудова монастыря при митрополите Филарете»; в 1917 году- «Страдания Господа нашего Иисуса Христа по благочестивым сказаниям святой старины». В эти же годы отец Серафим стал свидетелем приезда Государя, его молитвы за отечество у святых алтарей. Он стоял у раки святителя Алексия, когда наследника поднесли приложиться к его небесному покровителю. Грустный, ясный взор поднял царевич на отца Серафима, потрогал его бороду. Запомнился сумрачный Распутин близ светлой фигуры Государя, больной царевич, веселящиеся на трапезе князья... Все наводило на печальные размышления. Щемило сердце. Чувство страха и неуверенности за грядущее отчизны сковывало душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

Цесаревич Алексий: Я хочу, чтобы все были счастливы! 05.11.2021 17:17:18 Ирина Ахундова 4 ноября, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, исполнилось 300 лет Российской Империи. Имевшему все задатки для того, чтобы воплотить идеал русского императора Цесаревичу Алексию Романову не суждено было стать новым русским монархом. Он стал новым русским святым. Накануне дня его именин, который празднуется 18 октября, прихожане строящегося в Петергофе храма, освященного во имя святого страстотерпца Цесаревича Алексия, почтили память светлого отрока, который говорил: «Когда я буду царем, не будет бедных и несчастных. Я хочу, чтобы все были счастливы». В акафисте святого мученика Благоверного Цесаревичу Алексия мы поем: Радуйся, сыне великомучеников.//Радуйся, внуче царя-миротворца.//Радуйся, правнуче царя-освободителя.//Радуйся, наследнице крамолы победителя.//Радуйся, благословение старца Феодора.//Радуйся, страстотерпца Павла императора преемиче.//Радуйся, твердостию воли праотцу Петру великому подобящийся.//Радуйся, тишайшему царю тезоименитый.//Радуйся, материю основателя Дома твоего предреченный.//Радуйся, новый царевич угличский.//Радуйся, Андрея Боголюбивого сродниче./Радуйся, Бориса и Глеба последователю.//Радуйся, царевиче Алексие, защитниче теплый целомудрия. Организатор ежегодного Свято-Алексеевского крестного хода Владимир Знахур ( http://tv.radonezh.ru/radio/2020/08/27/20-32 ), Светлана Геворская и Наталья Виноградова разработали программу по краеведению с элементами интерактива «Петергоф – летняя императорская столица. Царевич Алексей Романов», рассчитанную на школьников младших и средних классов. О новом храме, посвященном наследнику Российского престола, рассказывал слушателям радио «Радонеж» настоятель храма иерей Павел Яковлев ( http://tv.radonezh.ru/radio/2020/12/15/20-12 ). В храмовый комплекс входит и небольшая деревянная церковь во имя святой преподобной Анастасии Киевской, где рядом с ее иконой находятся иконы Божией Матери «Взбранной Воеводе», святых Царственных великомучеников и Всех святых земли Знаменской. В этом уютном храме тепло не только от печки, которую топят дровами, но и от доброты прихожан. Здесь состоялся наш разговор о светлом отроке с Натальей Виноградовой.

http://radonezh.ru/2021/11/05/cesarevich...

Как уже говорилось, старец Алексий Зоси-,мовский благословил архимандрита Серафима никого не брать на исповедь, самому крепить в себе дух, чем готовил, как видно, его для будущего. И никто, при всем желании, не мог расчитывать на особую его благосклонность к себе. Враг же, избравший оружием для скорби и смуты женщину, неотступно преследовал отца Серафима: она поджидала его всюду, стояла рядом на 24 величании и у амвона при его богослужениях передавала записки через братию монастырскую, звонила по телефону; даже через владыку Арсения пыталась добиться внимания. Когда же и это не помогло, она обратилась к высшей церковной власти: попыталась оклеветать и епископа Арсения и архимандрита Серафима, обвинив их в сектантстве и хлыстовстве. Зная высоту жизни добрых пастырей, церковная власть оставила доносы без последствий. Так борол враг лестью и злобой — подвижник побеждал смирением. Не терпевший света Христовой Церкви, попущением Божиим враг воздвиг лютую бурю на всю православную Церковь. Началась война. Иных из братии благословил святитель Алексий положить живот свой за веру, царя и отечество, иные пошли на брань духовную и Молитвенный подвиг о своих братьях. Кремль был свидетелем приезда Государя, его молитвы за отечество у святых алтарей. У раки святителя Алексия стоял отец Серафим, когда наследника поднесли приложиться к мощам его небесного покровителя. Грустными и ясными глазами царевич взглянул на отца Серафима и своевольною рукою потрогал его бороду, не то проявить свое ласковое внимание, не то из любопытства. Архимандриту Серафиму вздумалось понаблюдать, чем заняты князья в смежном с 25 Чудовым дворце после молитвы. Зайдя в пышные палаты, бн застал князей веселящимися за вином, за играми и спорами. Мрачная фигура Распутина среди приближенных царя, больной царевич, вдовица княгиня, скорбящая у гроба убиенного своего мужа и легкомысленно веселящиеся юные князья — все это наводило на глубокие тревожные думы. И гром не замедлил грянуть. 2-го марта 1917 г. — начало Крестопоклонной Недели Великого Поста — стало началом Великого Крестного пути для всей России: Россия осталась без царя. На выносе креста собравшимся в Чудове едва хватило голоса, чтобы петь: " Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас " . Когда же нужно было петь: " Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победу... " — горькие рыдания охватили молящихся.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2438...

   Уже в Гражданскую войну православные русские воины обращаются к Царю Николаю II за помощью как к святому мученику. Сохранились сведения о дерзновенном молитвенном призывании Царской семьи, когда сотня казаков, потеряв связь с обозом и войском, оказалась в окружении большевистских отрядов. Священник о. Илия призвал всех к молитве, говоря: «Сегодня день памяти нашего Царя-мученика. Сын его – отрок Алексий-Царевич был войск казачьих Атаманом почетным. Попросим их, чтобы ходатайствовали они перед Господом о спасении христолюбивого воинства казачьего». И о. Илия отслужил молебен «Мученику Николаю, Государю Российскому». А припев на молебне был: «Святые мученики Дома Царского, молите Бога о нас». Пели вся сотня и обоз. В конце молебна о. Илия прочитал отпуст: «Молитвами святого Царя-мученика Николая Государя Российского, Наследника его отрока Алексия-Царевича, христолюбивых войск казачьих Атамана, Благоверныя Царицы Александры и чад Ея Царевен-мучениц помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец…»    На возражения, что эти святые мученики еще не прославлены и чудеса от них не явлены, о. Илия возразил: «А вот молитвами их и выйдем… А вот и прославлены они… Сами слыхали, как народ прославил их. Божий народ… А вот и покажет нам путь святой отрок Алексий-Царевич… А вот не видите вы чуда гнева Божия на Россию за неповинную кровь их… А вот явления узрите спасением чтущих святую память их… А вот указания вам в житиях святых чтите, когда на телесах святых мучеников, без всякого прославления, христиане храмы строили, лампады возжигали и молились таковым, яко представителям и ходатаям…»    Сотня и обоз из окружения вышли чудесным открытием о. Илии.    «Шли по колено и по пояс, проваливались по шею… Лошади вязли, вскакивали, опять шли… Сколько шли и устали ли, не помнят. Никто ничего не говорил. Лошади не ржали… И вышли… 43 женщины, 14 детей, 7 раненых, 11 стариков и инвалидов, 1священник, 22 казака – всего 98 человек и 31 конь. Вышли прямо на ту сторону болота, угол которого занимали казаки, сдерживавшие обходное движение красных, прямо в середину своих. Из окрестных жителей никто не хотел верить, что прошли они этим путем. И шума перехода не слыхал неприятель. И следа, куда ушли казаки, не могли утром установить красные партизаны. Были люди – и нет их» (Новые мученики российские/Сост. М.Польских. Джорданвилль, 1949. Т. 1. С.263–264).

http://ruskline.ru/opp/2022/07/15/tyagch...

Сотня казаков потеряла связь с войском, оказалась в окружении красных среди болот. Священник отец Илия призвал всех к молитве, говоря: “Сегодня день памяти нашего царя мученика. Сын его — отрок Алексий царевич был почетным атаманом казачьих войск. Попросим их, чтобы ходатайствовали они пред Господом о спасении Христолюбивого воинства казачьего”. И отец Илия отслужил молебен “Мученику Николаю, государю российскому”. А припев на молебне был: “Святые мученики Дома Романовых, молите Бога о нас”. Пела вся сотня и обоз. В конце молебна отец Илия прочитал отпуст: “Молитвами святого царя мученика Николая государя российскаго, наследника его отрока Алексия царевича, Христолюбивых войск казачьих атамана, благоверныя царицы Александры и чад ея царевен мучениц… помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец”. На возражения, что эти святые мученики еще не прославлены и чудеса от них не явлены, отец Илия возразил: — А вот молитвами их и выйдем… А вот и прославлены они… Сами слыхали, как народ прославил их. Божий народ. А вот и покажет нам путь святой отрок Алексий царевич… А вот не видите вы чудо гнева Божия на Россию за неповинную кровь их… А вот явление узрите спасением чтущих святую память их… А вот указания вам в житиях святых чтите, когда на телесах святых мучеников, без всякого прославления, христиане храмы строили, лампады возжигали и молились таковым, яко предстоятелям и ходатаям…”. Сотня и обоз вышли из окружения. Шли по колено, и по пояс, проваливались по шею… Лошади вязли, вскакивали, опять шли. Сколько прошли, не помнят. Никто ничего не говорил. Лошади не ржали. И вышли — 43 женщины, 14 детей, 7 раненых, 11 стариков и инвалидов, 1 священник, 22 казака — всего 98 человек и 31 конь. Из окрестных жителей никто не хотел верить, что прошли они этим путем. И шума перехода не слыхал неприятель. (Протопресвитер Михаил Польский, 1947 г., “Православная Русь”, 1989, 28 ноября) Не вызывайте мертвых, или Божие наказание за спиритизм Страшная история купца Майкова началась со смерти его жены. Он был православный по крещению, по мере сил своих исполнял заповеди Божии, ходил в церковь. Женился на красавице Екатерине и очень сильно полюбил ее. Они были счастливы в браке.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavnye-ch...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010