Патриарх Ефрем ходил по городу пешком (хотя у него была машина, подаренная Сталиным Святейшему Каллистрату и затем после Патриарха Мелхиседека перешедшая ему). Он как-то сказал мне: «Пойдем за хлебом». - «Я вызову шофера». - «Ты что, мне нужен хлеб, а я на церковной машине за ним поеду?» Вот как надо беречь церковное имущество! И веру доказывать делами, а не языком! Как-то в Академии наук встал вопрос - поднять из-под спуда мощи Вахтанга Горгасала, основавшего в V веке Тбилиси. В Патриархию пришла бумага о том, что решено провести раскопки в соборе Светицховели (там три исторических слоя: IV, V и XI веков). Доложили Святейшему. Он послал меня к архимандриту Парфению, настоятелю Светицховели, предупредить, что раскопки назначены на такой-то день и ему нужно быть на месте. Наступил этот день, собрался полный собор ученых, интеллигенция. Все в ожидании: покажут раскопки останков царя! Приехал Святейший Ефрем, подошел, перекрестился, облокотился на посох, поднял голову и говорит: «Ну хорошо, а вдруг там нет Вахтанга Горгасала? Ведь с V века столько нашествий, столько разорений перенесла Грузинская Церковь! Что мы скажем народу, который ждет от нас ответа?!» По сегодняшний день гробница не тронута. Но вот так выступить наперекор властям - это огромное мужество надо иметь! - Этого мужества нам, современным христианам, не хватает. - Мы тоже должны, уповая на Господа, защищать свои права. Когда колесовали Георгия Победоносца, он восторженно смотрел на небо. Император спросил его: «Чему ты радуешься?» А он ответил: «Я вижу подкрепление». Внутреннее подкрепление человек получает от Бога. Мцхета: схимонах Алексий и матушки Самтавро - В те годы в Грузии было много невидимых миру подвижников. В здании нашей Мцхетской семинарии жил схимонах Алексий. Его почти никто не знал, кроме владыки-ректора, нынешнего Патриарха-Католикоса Илии II (который его очень почитал), нас, студентов, да местных прихожан. Он всегда повторял: «Боже мой, Боже Мой - Боже мой, Боже Мой!» Других слов от него не услышишь! Такими же «незаметными» были матушка Зоили, игумения Самтавро ( монастыря равноапостольной Нины во Мцхете ), матушка Анна, духовная мать схимонахини Сусанны (они рядом похоронены в Самтавро), монахини Сидония, Елисавета, Параскева (мне рассказывали, что они ходили на прием к Берии по вопросам обители), схиигумения Ангелина, духовная мать Патриарха Ефрема. Такими были братья Шушания. Один, когда основали университет в Тбилиси, ушел преподавать на кафедру литературы, а другой основал монастырь в Сенаки и подвизался в нем. Там по сей день хранится большой дубовый крест, который брал на плечи батюшка при исполнении правил.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Календарь Материалы 31 января 2012 г. [Интернет-журнал/Общество] Елена Меркулова Есть такой термин – синдром выгорания. Символом реаниматолога является горящая свеча. Она светит ярко, но когда-нибудь сгорает. Приходит момент, когда человек уже не может откликаться на страдание другого. И тогда нужно уходить из профессии. О работе в реанимации вспоминает Маргарита Смирнова, главная медсестра больницы святителя Алексия митрополита Московского. [Поместные Православные Церкви/Грузинская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия] Прп. Алексий (Шушания) родился в 1852 г. и был родом из Мингрелии в Грузии. Ему было шестнадцать лет, когда умер его отец. Через некоторое время прп. Алексий отпра­вился в паломничество в Святую Землю. Оттуда он поехал в Константинополь к дяде, преуспевающему купцу. Там Алексий почувствовал явное призвание к духовной жизни, но не мог решиться оставить семью, о которой отец завещал ему заботиться. Однажды ночью, терзаемый противо­речивыми мыслями, он не мог заснуть и услышал голос, повелевший ему довериться Провидению Божию. Тогда прп. Алексий затворился в комнате и провел несколько ме­сяцев в посте, молитве и размышлении над Священным Писанием. [Поместные Православные Церкви/Румынская/Публикации] Бог создал человека таким, чтобы у него была жажда Бога, – ее не человек достигает, а Бог дает. Человек пользуется этим качеством, ищет Бога, стремится приблизиться к Богу, исполняет волю Божию по своему разумению, по силе своей, и так происходит его возрастание и в любви к Богу, и в приближении к Богу – через жажду Бога. [Встреча с Православием/Православная библиотека] С благодарностию к Богу за то, что жизнь его была сохранена в этой страшной войне, он возвращается снова в Тверскую епархию и становится диаконом. Григорий Прутцков О Патриархе Кирилле писать непросто, тем более, к годовщине интронизации. Легко сбиться на поздравительно-торжественный тон, перечисление заслуг Предстоятеля. Поэтому расскажу историю, которая показывает Святейшего Патриарха с несколько неожиданной стороны и убедительно доказывает, что его миссионерское поле простирается даже до сердец дошкольников.

http://pravoslavie.ru/archive/120131

Васильевич Сальков (1886, дер. Тоганаш Перекопского у. Таврической губ.- 7.03.1938, Карагандинский ИТЛ), мч. (пам. 19 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской). Из купеческой семьи. В 1904 г. окончил гимназию в Симферополе. С 1905 по 1911 г. учился на физико-математическом фак-те Московского ун-та. По окончании ун-та был призван в армию. В 1912 г. демобилизовался в запас в чине прапорщика. В 1914 г. призван в действующую армию. Вскоре был произведен в подпоручики, а в нач. 1917 г.- в поручики. В июле 1917 г. Л. подал в отставку и перевелся в г. Одессу в резерв. По благословению прот. св. Ионы Одесского (Атаманского) Л. ушел в один из монастырей. В апр. 1918 г. вернулся в Одессу. Раздав свое имущество, Л. стал путешествовать по монастырям Крыма, Кавказа, Ставропольской губ. В марте 1919 г. прп. Алексий (Шушания) из Теклаукского монастыря благословил его на странничество. Осенью 1919 г. Л. отправился в Иерусалим, однако попасть туда не смог и, прожив 2 месяца в К-поле на Афонском подворье, вернулся в Россию, в Херсонесский во имя св. равноап. кн. Владимира мужской монастырь , где проживал до 1923 г. Периодически посещал Балаклавский во имя вмч. Георгия Победоносца мужской монастырь близ Севастополя. В мае 1923 г. он отправился путешествовать на Кавказ, жил в монастырях или у благочестивых крестьян, принимавших странников. В соответствии со своими убеждениями Л. отказался от работы на советских предприятиях или от службы в советских учреждениях, жил за счет того, что выполнял работу по частным заказам, и на пожертвования от верующих. В дек. 1927 г. был арестован Абхазским ГПУ по подозрению в «шпионаже в пользу контрреволюционного духовенства». Приговорен к 3 годам ИТЛ, отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения. После освобождения в сент. 1930 г. проживал в с. Воинском Шуйского р-на Вологодского окр. В 1933-1934 гг. путешествовал в Одессу, Сухуми, Симферополь, Тирасполь. В нач. 1935 г. был арестован в Вологде и 15 янв. отправлен в Одессу. Там Л. был обвинен в организации контрреволюционной группы в г. Одессе и приговорен к 5 годам ИТЛ. Отбывал заключение в Карагандинском ИТЛ. 18 нояб. 1937 г. арестован в лагере, обвинен в контрреволюционной деятельности, «распространении текстов молитв», участии в панихиде по расстрелянной царской семье. Виновным себя не признал и отказался свидетельствовать против др. подозреваемых. Приговорен к расстрелу. Казнен, похоронен в безвестной могиле.

http://pravenc.ru/text/2463429.html

НОЯБРЬ 3 Николай Мнатоби, прп., +1308 4 Иоанн, Стефан и Исаия Грузины (Иерусалимские), прп., + 846 10 Колесование вмч. Георгия Победоносца, + 303 Константи-Кахи, кн., вмч., + 852 17 Гоброн-Михаил и 133 воина, пострадавшие с ним, + 914 г. 19 Иларион Грузин (Картвели), прп., + 875 г. 23 Григорий (Перадзе), сщмч. архим., теолог, + 1942 г. 29 Авив Некресели (Некресский), прп., один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в. 30 Вахтанг Горгасали, св. царь Картли, +502 Петр I, свт., 1-й католикос Картли (Мцхетский), V в. Самуил I, свт. католикос Картли (Мцхетский), V в. ДЕКАБРЬ 2 Иессей (Иесе) Цилкнели, свт., еп. Цилканский, один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в. 10 Вахтанг III Тавдадебули (Самопожертвователь) царь-мч., + 1302/08 11 Собор святых ГПЦ 12 Иоанн Зедазнели, прпмч., IX в. 19 Георгий и Савва Хахулели (Хахульские), братья, прпп., сер. XI в. 21 Макарий Хахулели (Постник), прп., настоятель мон-ря Хахули, XI в. 27 Стефан Хирсели (Хирсский), один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, прп., VI в. 31 Сабиана, прп., игумения, воспитательница вмч. Георгия и его сестры Феклы ЯНВАРЬ 2 Георгий Ивериели, мч. + 1770/1777 3 Иоанн Чкондидели, архиеп. Чкондидский, + XI в. Евфимий Такаишвили, прав., историк + 1953 4 Шио Мгвимели и его ученики и сподвижники Евагрий Шиомгвимский и Илия Диакон, прпп., VI в. 8 Або Тбилели, мч., VIII в. 14 Нина, св. равноап., Просветительница Грузии, + 335 15 Саломея Уджармская и Перожавра Сивнийская, прав., IV в. 18 Алексий (Шушания), прп., иером. + 1923 Ефрем Мцире (Малый, Философ), прп., игум. Кастанского мон-ря, богослов, филолог, XI в. 19 Антоний Марткопели (Марткопский), прп., столпник, один из Сирийских отцов, сер. VI в. 20 Евфимий (Кереселидзе), исп., игум., (в святцах РПЦ - 19 янв.), + 1944 25 Гавриил (Кикодзе), свт., еп. Имеретинский, + 1896 26 Давид (III) IV Строитель (Возобновитель, Агмашенебели), св. царь единой Грузии, + 1125 29 Ашот Куропалат, св. царь, + 829 31 Тамара (Тамар), св. царица единой Грузии, + 1213

http://pravoslavie.ru/41585.html

Преподобный Алексий Теклатский Из книги « Синаксарь: Жития святых Православной Церкви », вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Прп. Алексий (Шушания) родился в 1852 г. и был родом из Мингрелии в Грузии. Ему было шестнадцать лет, когда умер его отец. Через некоторое время прп. Алексий отпра­вился в паломничество в Святую Землю. Оттуда он поехал в Константинополь к дяде, преуспевающему купцу. Там Алексий почувствовал явное призвание к духовной жизни, но не мог решиться оставить семью, о которой отец завещал ему заботиться. Однажды ночью, терзаемый противо­речивыми мыслями, он не мог заснуть и услышал голос, повелевший ему довериться Провидению Божию. Тогда прп. Алексий затворился в комнате и провел несколько ме­сяцев в посте, молитве и размышлении над Священным Писанием. Вернувшись в Грузию, он поселился близ женского монастыря в Теклати и начал вести строгую подвижническую жизнь, ходя по деревням, заботясь о больных чахоткой и холерой, помогая хоронить одиноких бедняков. Он горячо проповедовал Слово Божие и являл образец евангельской жизни. Под влиянием прп. Алексия его мать, брат и младшая сестра тоже приняли монашеский постриг. Прп. Алексий совершил паломничество на Святую Гору, затем посетил Киево-Печерскую лавру и снова вернулся в Грузию продолжать подвижнические труды. В 1885 г. он поселился в Гелатском монастыре, где написал много духовных сочинений. Затем он перешел в монастырь Хоби и здесь в 1888 г. был рукоположен в иеромонаха. Через два года прп. Алексий заболел и вернулся жить в Теклатскую обитель, где монашествовали его мать и сестра. Поправившись, он построил себе келью на горе неподалеку от родной деревни (1891) и стал вести строгую подвижническую жизнь вместе c несколькими учениками. Во время молитвы прп. Алексий возлагал себе на плечи большой крест, уподобляясь св. Симону Киринеянину, который нес до Голгофы Крест Господень. Прп. Алексий всегда оставался близок народу, который любил его как отца. В 1915 г. он заболел. Оставив учеников, святой перебрался к своим двоюродным сестрам-монахиням, чтобы у них провести последние годы жизни. Прп. Алексий почил в мире 18 января 1923 г. Его мощи были обретены нетленными. В 1960 г. их перенесли в монастырь, который образовался вокруг его кельи. Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря. 31 января 2012 г. Рейтинг: 9.7 Голосов: 83 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Прп. Алексий почитается в Грузинской Православной Церкви. В Меся­цеслов Русской Православной Церкви данная память не включена. скрыть способы оплаты скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/51286.html

царем Давидом IV Строителем при мон-ре Гелати и широко известная еще в средневековье. Членами новой академии стали видные груз. ученые. Духовные учебные заведения открылись в Кутаиси, Ахалцихе, Батуми (ДС); в Поти, Кварели, Кобулети, Гори, Зугдиди, Цхалтубо (духовные гимназии). В 2007-2008 гг. при Грузинской Патриархии начали работу курсы сестер милосердия, высшее муз. уч-ще для регентов церковных хоров, колледж экологии и озеленения, курсы пчеловодства, школы иконописи, перегородчатой эмали, резьбы по камню и дереву, рукоделия. В 2008 г. при Грузинской Патриархии был основан светский Грузинский ун-т им. св. ап. Андрея Первозванного. С 1999 г. радиостанция Патриархии Грузии «Иверия» ведет передачи на все крупные города страны, к-рые также транслируются по спутнику и Интернету. В 2007 г. Патриархия приступила к вещанию на собственном телеканале «Иверия» (с 2009 «Эртсуловнеба» (Единодушие)). По инициативе И. в годы его предстоятельства были канонизированы мн. святые, прославившиеся как в древности, так и в XIX-XX вв., среди них - прав. Илия Чавчавадзе (канонизирован 20 июля 1987); Католикос-Патриарх Грузии сщмч. Амвросий (Хелая) , сщмч. Назарий (Лежава) и пострадавшие с ним, святители Гавриил (Кикодзе) и Александр (Окропиридзе) , сщмч. Григорий (Перадзе) , прп. Алексий (Шушания), сщмч. Феодор Квелтели (18-19 сент. 1995); родители св. равноап. Нины преподобные Завулон и Сосанна (23 дек. 1996); мч. Цотне Дадиани (26 окт. 1999); сщмч. Кирион III (Садзаглишвили), свт. Зосим Кумурдойский , сщмч. Феодор Ачарели , прп. Иларион Грузин (Канчавели), Кларджетские преподобные отцы и жены , праведные Тбели Абусердидзе и Евфимий Такаишвили (18 окт. 2002); Лазские мученики, исп. Евфимий (Кереселидзе) , Бетанийские преподобные Иоанн (Майсурадзе) и Иоанн-Георгий (Мхеидзе) (18 авг. 2003); свт. Георгий Чкондидели , митрополиты священномученики Досифей (Церетели) и Евфимий (Шервашидзе) , сщмч. Димитрий Кипиани , царь Имерети св. Соломон II (27 июня 2005); царь мч. Вахтанг III (23 дек. 2005) и др.

http://pravenc.ru/text/389389.html

Елена, а также его брат иером. Виссарион и сестры - схимонахини София и Евгения. В какой-то момент прп. Алексий распустил всех учеников (по мнению митр. Шио (Муджири), это произошло в период с сент. 1917 до 1918). Считается, что причиной послужило отсутствие послушания нек-рых насельников обители, среди к-рых особо выделялся благочинный и эконом обители иером. Дорофей (Качарава). То, что он держал в обители 12 пар волов, позволяло братии обрабатывать почти 15-20 га земли и содержать себя. Прп. Алексий требовал, чтобы монахи его обители не посещали те дома, в семьях которых жили молодые женщины. Иером. Дорофей нарушал это правило; кроме того, пользуясь уединенным образом жизни настоятеля, он стал злоупотреблять властью, решал некоторые вопросы без благословения преподобного, что поддерживали некоторые из братьев. Прп. Алексий, стремясь избежать соблазна и чувствуя себя недостойным далее продолжать духовное руководство, решил распустить всех - и виновных, и невиновных. Этот период своей жизни он описал в неск. стихотворениях и в соч. «Времена моего монашества» ( Алексий (Шушания). 2002. С. 43, 44; Он же. 2003. С. 160, 163, 164, 258-260; Рассказ послушницы Зои Шушании со слов схиигум. Фавсты (Шушании) от 16 дек. 2012//Личный архив митр. Шио (Муджири)). В письме игум. Давиду (Джинчарадзе) от 27 апр. 1911 г. (Архив монастыря Менджи) прп. Алексий замечал: «Людская вражда и сознание недостаточного постижения мною духовного мира породили во мне нежелание продолжать исполнение общественного служения... Доселе я лишь на словах постигал ничтожность мирской суеты. Ныне же на опыте глубоко познал ее враждебность». Также вероятной причиной роспуска учеников могла быть физическая немощь прп. Алексия, длившаяся мн. годы и усугубившаяся из-за скорби по поводу недостойного поведения учеников. Так, в письме от 3 февр. (б. г. Архив мон-ря Менджи) игум. Давиду (Джинчарадзе) он просил ученика позаботиться о недавно рукоположенном иером. Григории и принять его к себе в обитель на 40 дней для ежедневного служения литургии, поскольку сам не может уделить ему должного внимания, т. к. после недавней болезни «настолько ослаб, что затрудняется читать даже газеты». В др. письме игум. Давиду, написанном по просьбе преподобного его племянником Онуфрием, отмечалось, что прп. Алексий «по причине тяжелой болезни сам ответить не в состоянии» (Архив мон-ря Менджи).

http://pravenc.ru/text/2562970.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 4 (164) , (7) . в этом году (за прошлые годы с 2012-09-17) Происхождение изображения: Загружено 2012-09-17, анонимно. Описание: Евфимий (Кереселидзе) (1865-1944), игумен, преподобный, исповедник. Родился в деревне Самели, район Рача в 1865 году у благочестивых супругов Соломона и Марты Кереселидзе. При рождении его назвали Евстатом. После окончания церковно-приходской школы пятнадцатилетний Евстат отправился в Кутаиси, потом в Тбилиси в поисках работы. Вместе с еще одним благочестивым юношей Евстат организовал в Тбилиси нечто вроде богословского книжного клуба. Главной целью их начинания было стремление лучше понять древние церковные распевы и распространение знаний об этой древней церковной традиции среди широкой публики, а также укрепление православной веры среди грузинского народа. В 1890-х годах при активной помощи праведного Илии кружок приобрел печатные станки. В последующие 25 лет члены кружка с ревностью издавали богословские тексты и бесплатно распространяли их в народе. Через некоторое время Евстат решил принять тяжелое бремя монашества, к которому он готовил себя с юности. Его духовный отец преподобный Алексий (Шушания) одобрил его решение. В 1912 году по благословению епископа Имеретинского Георгия (Аладашвили) Евстат начал подвизаться в качестве послушника в монастыре Гелати. 23 декабря 1912 года он был пострижен в монашество игуменом Анфимом с именем Евфимий – в честь святого Евфимия Афонского. В мае 1913 года он был рукоположен в иеродиакона, в 1917 году - в священнический сан тем же епископом Георгием. В 1921 году коммунисты захватили власть в Кутаиси. Они посчитали преподобного неблагонадежным и арестовали его. Но по воле Божией он был освобожден за недостаточностью улик. В это безбожное время для клириков и монахов монастыря Гелати каждый день проходил в ожидании поругания и притеснений. Но, несмотря ни на что, стойкий отец Евфимий продолжал свои труды по собиранию древних песнопений. Им было найдено свыше сотни древних песнопений для последующей публикации в западной нотной транскрипции.

http://pravicon.com/image-19656

Я за многое в жизни безмерно благодарен Богу, и не могу выразить словами радость от знакомства с архимандритом Иоакимом (Асатиани). Он необыкновенный человек: в нем сочетается большая любовь к Богу и к людям и умение быть простым. Кажется, то, что мне доводилось читать о святых, так похоже на его жизнь, как будто происходит на моих глазах! Рядом с отцом Иоакимом слова Клайва Льюиса о шепоте любви обрели для меня настоящее содержание: раскрылась та теплота, к которой я стремился; и напутствие отца о том, что грузин не может не быть христианином, наконец, сделалось частью моей жизни. Мне самому хочется быть похожим на отца Иоакима и хочется, чтобы и другие люди были такими же, как он. И, конечно, такие люди есть среди нас, не всегда мы их замечаем, они, как мостики, соединяют нас с Богом, помогают нам увидеть Его. В жизни отца Иоакима – вся история Грузинской Церкви XX века. Его духовником был настоятель Илорского монастыря архимандрит Иоаким (Шенгелая), духовное чадо подвижника и делателя Иисусовой молитвы преподобного Алексия (Шушания) 64 . Другим духовным чадом преподобного Алексия был архимандрит Шио (Дзидзава), духовник Патриарха Илии. Получается, что отец Иоаким и Святейший – не только старые друзья, но и представители одной монашеской традиции. Эта традиция – как нерв, связывающий прошлое, настоящее и будущее, небо и землю. Традиция продолжается, и это имеет огромное значение для христианской Церкви. Нужно видеть, с какой любовью наш Патриарх и отец Иоаким общаются друг с другом! Но для отца Иоакима не важно, кто ты – близкий его друг, духовный сын или человек, которого он видит впервые, он всех согревает своей любовью. Опять вспоминаю о «шепоте любви», потому что эта любовь – бескорыстная, совершенно ненавязчивая. Этот феномен даже невозможно до конца понять и осмыслить, его можно только ощущать сердцем и созерцать. Отец Иоаким в советское время служил в разных местах, ему довелось испытать на себе гонения, советская власть не могла примириться с тем, что в Церкви есть священники, являющие своею жизнью подлинное христианство. Отец Иоаким никогда не был конформистом, что, разумеется, создавало конфликт между ним и властями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007