Схимонах- пустынник Онисифор (Пачулия), духовное чадо прп. Алексия Подвижники Бетанского монастыря: св. прав. Иоанн (Мхеидзе), духовное чадо прп. Алексия, св. прав. Иоанн (Маисурадзе) Священноисповедник Евфимий (Кереселидзе), духовное чадо прп. Алексия Учеником и духовным чадом Преподобного был также архимандрит Шио (Дзидзава) , духовник Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II, который о нем неоднократно отзывался как о своем «великом наставнике». На основании архивных материалов Патриархии Грузии, любезно предоставленных заведующей архивом Патриархии М.Г.Кацадзе, удалось приблизительно составить биографию архимандрита Шио (Дзидзава). Архимандрит Шио (в крещении Спиридон) родился 1 июня 1882 года в Мингрелии, в селении Хорши в семье священника Петра Дзидзава. Оба его деда, как со стороны отца, так и матери, были священниками. В 1897 году Спиридон окончил четырехклассное Мингрельское духовное училище в городе Сенаки. Далее учился в Кутаисской, а затем в Донской духовной семинарии, которую окончил в 1908 году. До 1913 года он вел преподавательскую деятельность в разных церковно-приходских школах Мингрелии. В августе 1913 года Спиридон Дзидзава был рукоположен в сан диакона и священника Гурийско-Мингрельским епископом Леонидом (Окропиридзе) в городе Поти и назначен штатным священником храма великомученика Георгия в селении Уплискари Сенакского уезда. При Уплискарском храме отец Спиридон на свои средства основал церковно-приходскую школу, в которой детям безвозмездно преподавал грамоту и другие предметы. Параллельно в течение двух лет он заведовал четырехклассной школой в близлежащем селении Еки. После советизации Грузии и массового закрытия храмов в 1922–1923 году, овдовевший к тому времени и изгнанный из своего храма отец Спиридон отказался дать подписку о прекращении священнодействия и поступил на исторический факультет Тбилисского государственного университета, однако за неимением материальных средств был вынужден оставить учебу. Затем начал преподавать в семилетней школе села Нокалакеви  Сенакского района, в которой исполнял также обязанности заведующего школой.

http://pravmir.ru/mitropolit-shio-senaks...

 Афонские корни Иеросхимонах Феодосий (в миру Феодор Григорьевич Эристави, в схиме Феодосий) происходил из древнего грузинского рода рачинских князей. Окончив гимназию в Кутаиси, он в 1858 году поступил в Гелатский Рождества Богородицы мужской монастырь, где в 1860 году принял монашеский постриг, а в 1866 году был рукоположен святителем Гавриилом (Кикодзе) в иеромонаха. После того, как на Афоне была основана грузинская Иоанно-Богословская обитель, он несколько раз туда ездил, в  1881 же году отправился с твердым намерением навсегда остаться на Святой горе. Десять лет спустя автор воспоминаний «Записки русского инока-афонца о своем путешествии по святогорским обителям» схимонах Денасий (Юшков) упоминает о нем уже как о духовнике грузинской обители святого Иоанна Богослова. Отца Феодосия знали и почитали на Афоне за высоко-духовную и благочестивую жизнь. В архивах Свято-Пантелеимонова русского монастыря сохранилось письмо от 1909 года известного калиагрского отшельника-схимонаха Вениамина Отвечая иеросхимонаху Агафодору вопрошавшему его о высоте духовной жизни схимонаха Илариона отец Вениамин писал: «Вспоминая богатое и всестороннее рассуждение покойного отца Феодосия-грузина, отдаю пальму первенства не отцу Илариону, а покойному отцу Феодосию». Грузинская обитель св.Иоанна Богослова на Афоне Чтобы вы могли себе представить, какой молитвенный настрой царил во вверенном отцу Феодосию братстве, приведу рассказ монаха Денасия (Юшкова): «Седмичным [у них] был иеросхимонах Иона (Хоштария), духовное чадо отца Феодосия, родом из дворян. Он служил вечерню. Я не мог заметить, чтобы он во все время совершения службы хотя бы однажды взглянул куда-нибудь далее своего подножия. Так был он сосредоточен в себе и внимателен к своему служению». Лучшими монахами на Афоне в то время называл грузинских монахов и иеросхимонах Свято-Пантелеимонова монастыря Владимир (Колесников) . Знаменательна позиция отца Феодосия в т.н. «Грузинском деле». В 1869 году на Афон приехал уроженец Кутаисской губернии иеромонах Венедикт (Баркалая), который взял у Иверского монастыря заброшенную келлию святого апостола Иоанна Богослова и с помощью финансовой поддержки грузинской и российской общественности и российских государственных учреждений начал ее восстановление.

http://pravmir.ru/mitropolit-shio-senaks...

Вспоминая о своем духовнике, Святейший Патриарх Илия особенно выделяет его добродетель милосердия и нестяжательности. Об этом упоминали и другие очевидцы его жизни. Многие рассказывали, что когда отец Шио совершал крещение, или другие требы, и ему за это давали пожертвование, он тотчас же мог отдать всю сумму нуждающимся. Это знали многие и даже злоупотребляли таким его качеством. Сохранился также рассказ приснопамятного Сенакского протоиерея Зураба Цхварадзе со слов самого архимандрита Шио: когда в 1924 году по Грузии прокатилась волна антисоветских восстаний, он, как и большинство священнослужителей, их поддержал. Мятежников схватили, повели на расстрел. На глазах у отца Спиридона расстреляли всех. А его отпустили: «Иди, крести людей». Представляете?! Он воскликнул: «Что же вы со мной делаете? Их отправили в царствие небесное, а меня оставляете на земле?!» Так чудом он был спасен и тайно продолжал священнодействовать в Теклатском женском монастыре и в обители преподобного Алексия на «Острове Архангелов» даже в самые тяжелые, 1940-е и предположительно 1930-е годы, мужественно перенося множество скорбей и притеснений.   Последняя встреча Святейшего Патриарха со своим духовным отцом произошла за день до его кончины и была ознаменована пророческими словами архимандрита Шио о будущем избрании митрополита Илии Католикосом-Патриархом Грузии. Об этом неоднократно рассказывал сам Святейший. Когда однажды митрополит Илия, будучи митрополитом Сухумским, приехал в Сенаки последний раз исповедовать и причастить своего тяжело больного духовного отца, тот приласкал его руку после причастия и сказал: «Мой Патриарх». – «Нет, отец Шио, Вы ошибаетесь, я не Патриарх, а митрополит Сухумский Илия», – поправил его владыка. – «Патриарх, патриарх», – сказал отец Шио, поглаживая его руку. Скончался архимандрит Шио (Дзидзава) в ту же ночь после отъезда владыки из Сенаки на Светлой Седмице 18 апреля 1969 года и был похоронен в Теклатском женском монастыре. Обители Преподобного – Владыка в своей работе Вы впервые исследовали историю действовавших в советские годы монастырей в Вашей епархии! Что сохранило обители от закрытия и разорения?

http://pravmir.ru/mitropolit-shio-senaks...

Через неделю после этого события в Сухуми прибыли сестры Шушания и вместе с ними другие верующие. Сестры Шушания мне сказали: «Отец Шио совсем плох и все кого-то зовет: “Владыка, владыка!” Наверняка он вас кличет и никого к себе не подпускает». Я немедленно отправился его проведать, взял с собой протоиерея Максима Концевича, на всякий случай захватили и Святые Дары. Когда мы прибыли к отцу Шио, он уже никого не узнавал. У него распирало живот и он кричал от боли. Здесь присутствовал и его сын, который приехал за наследством А у отца Шио ничего не было, кроме того маленького домика. Срочно вызвали отца Константина, чтобы тот причастил больного. Отец Константин не стал причащать его, сказав, что он уже выпил воду. Я пытался его убедить, что такого тяжелобольного можно причащать в любом случае, но он меня не послушал Тогда я сам вошел к отцу Шио и спросил: «Отче, хочешь, я сам тебя причащу?» – «Да, скорей, скорей!» – ответил он, видимо опасаясь, как бы не умереть без причастия. Я читал ему положенные молитвы, а сам ужасно переживал: вдруг он не успеет причаститься? От напряжения я обливался потом. Но по милости Божией отец Шио причастился. Я сел рядом с ним на стул, и он предрек мне грядущее патриаршество. Он посмотрел на меня и, прикоснувшись к моему колену, ласково сказал: «Мой патриарх!» Я тотчас же поправил его: «Я не патриарх, я митрополит». А он вновь повторил: «Патриарх, патриарх!» Отец Шио преставился в ту же ночь. Если бы я его тогда не причастил... Однако не знаю, может быть, Господь не забрал бы его душу без Святого Причащения... – Действительно, отец Шио был одним из замечательных подвижников XX века. Как вы полагаете, возможна ли будет его канонизация? – Помню, тогда я еще был архимандритом, по благословению Святейшего и Блаженнейшего Ефрема меня приняли в Священный Синод с правом совещательного голоса. Поэтому я мог выражать свое мнение по всем вопросам. Я ходатайствовал перед Католикосом- Патриархом за отца Шио, чтобы его возвели в сан архимандрита. В то время он был игуменом. Патриарх задумался и сказал: «Если мы возведем в сан архимандрита отца Шио, тогда мы должны также возвести в этот сан и его духовника, отца Константина». – «Тогда наградите обоих», – попросил я. Так и произошло.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Бесстрастие не есть уничтожение эмоциональных проявлений жизни человека, а освобождение их от томления в преходящем потоке мирской жизни. Нашедши истинную пищу во Христе, чувственная сторона души достигает необычайной напряженности и богатства содержания» (Онуфрий Шушания иерод. Мистика препод. Макария Египетского//Учебно-богословские и церковно-проповеднические опыты студентов Императорской Киевской Духовной Академии. Киев, 1914). То есть бесстрастие христиан не исключает сильных чувств, но это неизменно благие чувства, сохраняющие душу человека в мире и чистоте. Даже сильная душевная боль, основанная на чистых помыслах, словно наполнена светом.  Она не разрушает нас психически, а возвышает над горестями и позволяет нам смиренно принимать невзгоды. Для обретения способности переживать боль и грусть светло, необходимо очищать свою душу и наполнять ее светом Божьей благодати. В этом помогают вера и полноценная духовная жизнь. «Освобождение души от помыслов, страстей, тирании смерти способствует равновесию человека, как психологическому, так и социальному»/  Иерофей (Влахос) митроп. 1999, с. 123/. Наталья Ярасова , психолог-консультант Миссионерского отдела Тульской епархии РПЦ МП Обращаем ваше внимание, что информация, представленная на сайте, носит ознакомительный и просветительский характер и не предназначена для самодиагностики и самолечения. Выбор и назначение лекарственных препаратов, методов лечения, а также контроль за их применением может осуществлять только лечащий врач. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом. Ещё статьи о здоровье Самое популярное Сейчас в разделе 155  чел. Всего просмотров 58 млн. Всего записей 1519 Подписка на рассылку ©2024 Азбука здоровья к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий: Отправить

http://azbyka.ru/zdorovie/kak-perestat-n...

Согласно святоотеческой традиции, христианское бесстрастие носит совершенно иной характер: Бесстрастие имеет свои виды и этапы: «Первое бесстрастие есть совершенное воздержание от злых дел, видимое в новоначальных; второе – совершенное отвержение помыслов о мысленном сосложении на зло, бывающее в тех, кои с разумом проходят путь добродетели; третье – совершенная неподвижность страстного пожелания, имеющая место в тех, кои от видимых вещей восходят к мысленным созерцаниям; четвертое бесстрастие есть совершенное очищение от самого простого и голого мечтания, образующееся в тех, кои чрез ведение и созерцание соделали ум свой чистым и ясным зерцалом Бога»/Максим Исповедник. Умозрительные и деятельные главы. 1900, с. 277–278/. Более того, с христианской точки зрения душа в своих глубинах бесстрастна: «Душа по природе бесстрастна. Не принимают сего держащиеся внешнего любомудрия, а подобно им – их последователи. Напротив того, мы веруем, что Бог созданного по образу сотворил бесстрастным»/ Исаак Сирин . 1993, с.18/. По Макарию Египетскому страдание души произошло не потому, что человек имеет способность желать, чувствовать, то есть, жить чувственной жизнью, а от того, что он начал искать себе удовлетворения вне источника истинной жизни/Шушания Онуфрий иерод. 1914, с.89/. Поэтому «бесстрастие не есть уничтожение эмоциональных проявлений жизни человека, а освобождение их от томления в преходящем потоке мирской жизни. Нашедши истинную пищу во Христе, чувственная сторона души достигает необычайной напряженности и богатства содержания»/там же, с.89/. И по Григорию Паламе «бесстрастные не умерщвляют страстную силу души, но она в них жива и действует во благо»/Григорий Палама. 1995, с.183/. «Нам заповедано «распять плоть со страстями и вожделениями» ( Гал. 5:24 ) не для того, чтобы мы расправились сами с собой, убив все действия тела и всякую силу души, а чтобы мы воздерживались от пакостных желаний и действий, навсегда отвернулись от них и стали, по Даниилу, «мужами духовных желаний» ( Дан. 9:23; 10, 11 ; 19)»/там же/.

http://azbyka.ru/besstrastie

И здесь мы тоже можем говорить о сохранении духовной преемственности, и это особенно интересно, потому что одним из преемников этих старцев является наш Святейший Патриарх Илия II, духовный отец которого, отец Шио (Дзидзава), был духовным чадом преподобного Алексия (Шушания). После революции грузинское монашество пополнилось и монахами из России. Они вынужденно бежали из своих монастырей и, перейдя на жительство в Грузию, основали здесь монашеские поселения. Например, Псху на озере Амткел, в горах Абхазии. Говоря о русских отцах-подвижниках, в первую очередь надо упомянуть отцов, пришедших из Глинской пустыни и поселившихся в Сухуми и в Тбилиси. Первым из них надо назвать владыку Зиновия (Мажугу), который только лишь принял постриг в Глинской пустыни, а все остальные священнические степени получил уже в лоне Грузинской Церкви: стал и диаконом, и иеромонахом, и потом уже епископом Грузинской Церкви, митрополитом Тетрицкаройским. Владыка Зиновий (Мажуга) с отцом Виталием (Сидоренко). Начало 1980-х. Вместе с ним в Грузии подвизались и другие насельники Глинской пустыни, которые были изгнаны из обители во времена хрущевских гонений. Это были архимандрит Андроник (Лукаш), архимандрит Серафим (Романцов) и другие отцы. И с ними со всеми был знаком и общался наш Святейший Патриарх. Постриг он принимал из рук владыки Зиновия. А из старцев последних времен, которые имели общение с ранними отцами, я бы вспомнил архимандрита Гавриила и архимандрита Виталия (Сидоренко) . Я был знаком с обоими, но чаще встречался и больше времени проводил с отцом Виталием. В последние месяцы его жизни мы ходили к нему в обитель и подолгу беседовали. Эти беседы очень многое мне дали. - Владыка, а что сохранилось больше всего в памяти от встреч с этими подвижниками? - Беседы с отцом Виталием продолжались по несколько часов. Отец Виталий садился на пол, и, конечно же, невоспитанностью было оставаться на стуле, поэтому я тоже садился на пол. Такой пример, данный им, невозможно забыть... Проходило время, я вспоминал беседу с отцом Виталием, и понимал, что всё, сказанное батюшкой, было «на потом»...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/7...

С раннего детства (с 1943) при М. жили внучатые племянницы и воспитанницы схиигум. Фавсты и схим. Акепсимы мон. Нина (Шушания) (приняла постриг 10 сент. 2011; † 29 февр. 2015) и послушница Зоя Шушания (в наст. время подвизается в М.). Настоятель с 1981 г.- архим. Мелхиседек (Микава). Их совместными трудами были опубликованы произведения прп. Алексия - как изданные при его жизни, так и неизвестные, хранившиеся в архиве обители на «Острове Архангелов». Ист.: Женский мон-рь Теклати//Мцкемси (Пастырь). 1891. 9/10. С. 11-13 (на груз. яз.); Истинная монахиня Саломе Тавдгиридзе. Кутаис, 1897 (на груз. яз.); Джорбенадзе М. Уважаемый г-н редактор!//Квали (Наследие). 1897. 19. С. 375 (на груз. яз.); Каландаришвили Т. Письмо в редакцию//Иверия. 1903. 142. 2 июля. С. 4 (на груз. яз.); Восторгов И., прот. Архипастырское обозрение Груз. Экзархата Высокопреосвященнейшим архиеп. Алексием, экзархом Грузии в апр. 1903 г.//ДВГЭ. 1903. 22. С. 10-47; 23/24. С. 1-6; Освящение монастырского храма//Шинаури сакмееби (Дела домашние). 1909. 8. С. 15 (на груз. яз.); Масцавлебели А. Ч. О чем пишут из Поти//Там же. 1911. 30. С. 8-9 (на груз. яз.); Хецуриани Н., свящ. Женский мон-рь Теклати и его настоятельницы//Там же. 1914. 3/4. С. 17-20 (на груз. яз.); Алексий (Шушания), прп. Времена моего монашества//Поучения св. Алексия Монаха. Тб., 2002. С. 43, 44 (на груз. яз.); он же. Стихотворения. Сенаки, 2003 (на груз. яз.); Фавста (Шушания), игум., Акепсима (Шушания), схим. Письма и воспоминания. Сенаки, 2004 (на груз. яз.); Рафаил (Карелин), архим. На пути из времени в вечность. Саратов, 2008. Лит.: Грузинская книга: Библиогр. сб. Тб., 1941. Т. 1. С. 520 (на груз. яз.); Макалатия С. История и этнография Самегрело. Тб., 1941 (на груз. яз.); Ананиашвили И. Алексий Монах и Архангельский мон-рь Менджи//Джвари вазиса (Крест из виноградной лозы). 1991. 4. С. 20-25 (на груз яз.); Шушания О. Анализ творчества монаха Алексия//Поучения св. Алексия Монаха. Тб., 2002. С. 8-40 (на груз. яз.); он же. Церк. мыслитель и поэт, Алексий Монах//Преподобный Алексий и его обитель.

http://pravenc.ru/text/2562970.html

вместе с неск. учениками он поселился в ней и стал вести отшельнический образ жизни. Насельники восстановили древний храм св. Архангелов и ежедневно стали служить литургию ( Фавста (Шушания), Акепсима (Шушания). 2004. С. 54; Шушания. Жизнеописание. 2006. С. 7; Он же. Церк. мыслитель. 2006. С. 37). Несмотря на то что обитель долгое время не имела офиц. статуса, Грузино-Имеретинская синодальная контора выдала прп. Алексию, как настоятелю, храмовую печать. Преподобный не принимал со стороны церковного начальства служебных наград и степеней, не носил даже простого иерейского креста ( Шушания. Жизнеописание. 2006. С. 7). Не желая, чтобы мон-рь строился только на пожертвования состоятельных людей, прп. Алексий в 1891-1895 гг. разносил питьевую воду, продавая ее за небольшую плату в мест. Новосенаки, где был железнодорожный узел и где во время долгих стоянок поездов у единственного крана образовывалась большая очередь. По воспоминаниям мон. Георгия (Булискирии), прп. Алексий набирал воду в источнике и, «с утра до ночи держа в руках чайник и кружку», разносил ее по вагонам. Прп. Алексий и ранее, «в период Успенского поста, имел обычай разносить воду нуждающимся, при этом делал это безвозмездно». Вскоре люди стали сами приходить к нему и предлагать свою помощь, финансовую и физическую, в постройке мон-ря ( Шушания. Церк. мыслитель. 2006. С. 29; Рафаил (Карелин). 2008. С. 142, 143). Община разрасталась, среди прочих здесь стал подвизаться помощник прп. Алексия иером. Дорофей (Качарава), обладавший небольшим состоянием (в миру он был купцом), к-рое позволило приступить к возведению нового храма (Освящение монастырского храма. 1909. С. 15; Масцавлебели. 1911. С. 8-9). В 1908 г. с благословения уже почившего к этому времени еп. Имеретинского свт. Александра (Окропиридзе) прп. Алексий приступил «к разбору старого и постройке нового храма». Автором проекта стал архитектор итальянского происхождения католик И. Чендони, в процессе общения с прп. Алексием принявший Православие ( Шио (Муджири).

http://pravenc.ru/text/2562970.html

связана с именем основоположницы монашеской жизни в мон-ре Теклати мон. Саломии (Тавдгиридзе) († 1879), происходившей из княжеского гурийского рода. Она получила домашнее образование, обладала поэтическим даром ( Шио (Муджири). Из истории жен. мон-ря Теклати. 2014. С. 12, 13). Овдовев после 10-летнего замужества, совершила паломничество на Св. землю (1864), посетила св. места Вост. Грузии. В 1865 г. поселилась на пустующем в то время «Острове Архангелов» в сопровождении монахини и служанки (Женский мон-рь Теклати. 1891. С. 11; Истинная монахиня Саломе Тавдгиридзе. 1897. С. 3; Хецуриани. 1914. С. 17; Алексий (Шушания). 2003. С. 390, 391; Шио (Муджири). Из истории жен. мон-ря Теклати. 2014. С. 13). В этот период жен. мон-рей и зарегистрированных жен. общин в Мегрелии не было. В рапорте в Грузино-Имеретинскую синодальную контору от 27 янв. 1866 г. еп. Мингрельский Тарасий (Елиава) спрашивал священноначалие, «дозволить ли таковым (свободным женщинам крестьянского происхождения.- Авт.) находиться при монастырях... или по неимении женского монастыря в Мингрелии отказывать просительницам» (ЦГИАГ. Ф. 489. Д. 24598. Л. 1; Алексий (Шушания). 2003. С. 390-391). Численность сестер в новооснованной обители постепенно росла и со временем достигла примерно 10. Сестрам удалось возвести каменное строение для келий. Материальной помощи в то время они ни от кого не получали, труды сестер сопровождались мн. скорбями и лишениями. Сохранились сведения о том, что в этот период многие из них были удостоены чудесных явлений. Поскольку вершина холма, на к-рой располагалась обитель, была мала и неудобна для устройства на ней большого мон-ря, настоятельница стала искать для обители др. место ( Хецуриани. 1914. С. 17; Алексий (Шушания). 2003. С. 378-381, 391). Послушница Агафия Салакая (настоятельница мон-ря Теклати в 1878-1903) и одна из сестер обнаружили в 2 верстах от «Острова Архангелов», близ сел. Сахарбедио, небольшую заброшенную базилику во имя вмч. Георгия и решили вести там подвижническую жизнь. Пустынник схим. Онисифор (Пачулия), к к-рому монахини обратились за благословением, посоветовал им не отделяться от общины, а продолжать строить обитель. Мон. Саломия осмотрела выбранное Агафией место и приняла решение о строительстве здесь обители, т. о. в 1873 г. был основан мон-рь Теклати (Женский мон-рь Теклати. 1891. С. 11-13; Алексий (Шушания). 2003. С. 382). Ок. 1873 г. прп. Алексий (Шушания) привез в мон-рь свою сестру Софию. Сведения о жизни прп. Алексия (Шушании)

http://pravenc.ru/text/2562970.html

   001    002    003   004     005    006    007