Грузинская Православная Церковь : Святые и подвижники благочестия Прп. Алексий (Шушания) родился в 1852 г. и был родом из Мингрелии в Грузии. Ему было шестнадцать лет, когда умер его отец. Через некоторое время прп. Алексий отпра­вился в паломничество в Святую Землю. Оттуда он поехал в Константинополь к дяде, преуспевающему купцу. Там Алексий почувствовал явное призвание к духовной жизни, но не мог решиться оставить семью, о которой отец завещал ему заботиться. Однажды ночью, терзаемый противо­речивыми мыслями, он не мог заснуть и услышал голос, повелевший ему довериться Провидению Божию. Тогда прп. Алексий затворился в комнате и провел несколько ме­сяцев в посте, молитве и размышлении над Священным Писанием. Архимандрит Рафаил (Карелин) Мераб Джикия Диакон Владимир Василик [Святые и подвижники благочестия] Протоиерей Захарий Мачитадзе Протоиерей Захарий Мачитадзе Ярослав Харкевич Подготовила Наталья Крашенинникова Наталья Крашенинникова [Святые и подвижники благочестия] Комментарии и перевод Гиви Цулая, электронная версия Александра Синицина (sinitsin@orc.ru) Множество мучеников обрамили нас в преизбытке обильного сияния и красоты, и они также желают, чтобы и мы со своей стороны восхваляли бы их во славе, подвиги их и мужество, которые они отважно выказали в любви ко Владыке. И не то, чтобы им какую корысть иметь или что стяжать от нас — они же сами преисполнены и полны щедрот в преизбыточном обилии и сияют светлее Солнца пред Владыкой своим, хотя и ведома им наша немощь и непостижимость достойного прославления, какое бы приличествовало им, однако, ибо они суть братолюбивы, также как Христолюбивы и в том воля дабы и мы не остались непричастными к благодеяниям их, в коем они радуются, ежели и мы причастимся к поминанию их и будем усердными слушателями их подвигов и отваги их. [Святые и подвижники благочестия] Комментарии и перевод Гиви Цулая, электронная версия Александра Синицина (sinitsin@orc.ru) [Святые и подвижники благочестия] Комментарии и перевод Гиви Цулая Перевод с древнегрузинского и комментарии Гиви Цулая Сей святой отец наш был родом грузин, из земли Кахетской, сын богатого азнаура. А у отца его были и другие чада. Илариона сего родители его обетовали, подобно божественному Самуилу. И когда исполнилось ему шесть лет, отдали на обучение человеку достойному, уроженцу того же местечка, в коем проживал отец оного блаженного. И научал он его денно и нощно Писаниям Духовным. И видя успешное обучение его тем монахом, отец стал выдавать ему обильно всякое содержание. И приступил к строительству монастыря в той местности, и собрались монахи/числом/до шестнадцати... [Святые и подвижники благочестия] Подготовил Александр Чхартишвили Александр Чхартишвили

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

13 сент. 1885 г. по благословению духовника иером. Феодора (Эристави) прп. Алексий поступил в мон-рь Гелати (Кутаисский центр. архив. Ф. 21. Оп. 1. Д. 16724. Л. 10). В мае 1886 г. по просьбе настоятеля мон-ря Хоби в Мегрелии архим. Вениамина (Чконии) прп. Алексий перевелся в Хоби (Прошение послушника Гаенатского мон-ря Алексия Шушании от 6 мая 1886 г. на имя еп. Имеретинского свт. Гавриила (Кикодзе)//Там же. Д. 16868. Л. 5-11; ЦГИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Д. 44324. Л. 152 об.- 153). Здесь еп. Гурийско-Мингрельский Григорий (Дадиани) рукоположил его во диакона, в 1888 г.- во иерея ( Шушания. Церк. мыслитель. 2006. С. 33). Точная дата пострига прп. Алексия неизвестна. Можно предположить, что это произошло в период с июня по дек. 1886 г. В 1890 г. прп. Алексий тяжело заболел и подал еп. Григорию прошение об уходе на покой, а также просил разрешения поселиться для лечения в монастыре Теклати, где подвизались его мать и сестры. Чтобы узнать Божию волю о своем дальнейшем пути, прп. Алексий попросил близких ему духовных лиц молиться о нем в течение 15 дней. Насельнице мон-ря Теклати затворнице Феодосии было видение: прп. Алексий отправился на «Остров Архангелов», к монастырским вратам вышли 2 человека, к-рые несли икону архангелов Михаила и Гавриила и сказали: «Алексий обосновался на «Острове Архангелов» и прислал вам эту икону». Другой насельнице мон-ря Теклати, мон. Макрине (Гегечкори), было видение, что она пошла на «Остров Архангелов», где увидела 2 прекрасных юношей, которые наблюдали за мастерами, строящими каменные здания и закладывающими в их стены серебряные монеты. На ее вопрос, чье это здание, ей ответили: «Алексия Шушании и его близких» (Там же. С. 33, 34). Основание М. и деятельность прп. Алексия (Шушании) Монастырь Менджи. Фотография. 10-е гг. ХХ в. (Архив мон-ря Менджи Монастырь Менджи. Фотография. 10-е гг. ХХ в. (Архив мон-ря Менджи В 1891 г. прп. Алексий получил благословение еп. Григория (Дадиани) и приступил к строительству кельи на «Острове Архангелов». 24 июня 1892 г.

http://pravenc.ru/text/2562970.html

Сразу же отец Алексий написал письмо к настоятелю небольшого монастыря, который находился в лесу. Названия его мы не помним. Там Андрей провел многие годы и там получил монашеский постриг с именем Георгий. Он часто посещал Алексия (Шушания) как своего духовного отца и руководствовался его советами. Вспоминая о нем, монах Георгий всегда добавлял, что это был святой человек. Незадолго до революции монах Георгий по благословению своего духовника построил в горах келью и стал жить там отшельником. Он развел сад, сажал картошку, за хлебом ходил в монастырь и близлежащие села. Началась революция, но казалось, что вся эта жизнь проходит мимо него: он забыл о мире, а мир забыл о нем. Прошли годы. Однажды, спустившись с горы в свой монастырь, он увидел там только остатки обгоревших стен на месте келий и опустошенную церковь без дверей и с разбитыми окнами. Жители селения рассказали ему, что ночью в монастырь пришли какие-то люди, наверное, для того чтобы арестовать монахов. Те, поняв в чем дело, хотели скрыться в лесу, но их догнали и убили. Игумена зарубили топором, спаслось только два или три человека. Услышав об этом отец Георгий еще больше уединился в своей келье. Лишь иногда ночью он спускался в село за провизией; порой же люди и сами тайно приносили ему пищу. После Второй мировой войны положение несколько изменилось, стали открываться церкви, в том числе Илорский храм святого Георгия. Жители Илори сумели сохранить чудотворные иконы Великомученика, выкованные на серебре и серебряную икону Архангелов. Возродил храм святого Георгия в Илори архимандрит Иоаким (Шенгелая). Псаломщик Калистрат Папия рассказывал об отце Иоакиме, что он всегда держал в руках молитвенник и каждую свободную минуту, будь то во дворе кельи или в церкви, читал его. [Надо сказать, что архимандрит Иоаким умер смертью мученика. Один из прихожан Илорской церкви, умирая, умолял своих родных привести священника для Причастия. Те приехали в Илори, когда архимандрит Иоаким был болен воспалением легких. Второй священник отсутствовал. Узнав в чем дело, архимандрит Иоаким встал с постели, взял в алтаре Святые Дары и сказал, что по своему долгу пойдет причащать больного. Окружавшие отца Иоакима люди просили его остаться дома и ждать прихода своего собрата - священнослужителя. Но архимандрит Иоаким сказал, что не смерть ждет человека, а человек ждет смерти, и если больной умрет без исповеди и Причастия, то его кровь будет лежать на нем, и отправился в путь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2178...

Георгия Святогорца (с. Дзегви, Мцхетский р-н, жен., основан в дек. 2001 при детском доме); Махата, Иверской иконы Божией Матери (г. Тбилиси, гора Махата, муж., основан в 2002); Преображения Господня (г. Тбилиси, гора Табори, муж., основан 7 сент. 2002); Марткопский, Всех грузинских святых (с. Марткопи, Мцхетский р-н, муж., основан 5 окт. 2004); Кумиси, Св. Троицы (с. Кумиси, Гардабанский р-н, жен., основан в 2005). Некресско-Эретская, митр. Сергий (Чекуришвили). Мон-ри: Некреси, Успения Пресв. Богородицы (близ с. Шилда, Кварельский р-н, муж., основан в VI в., возобновлен в 2000); Греми, во имя Архангелов (с. Греми, Кварельский р-н, муж., основан в 1565 кахетинским царем Леваном II, возобновлен 12 дек. 1999); Кварельский (Дуби), Рождества Пресв. Богородицы (г. Кварели, жен., основан в 2000); Лагодехский, св. Варвары (г. Лагодехи, жен., основан в 2000); Лагодехский, Иверской иконы Божией Матери (г. Лагодехи, жен., основан в 2002); Кахи, св. Георгия (г. Гах (Кахи), Азербайджан, муж., основан в 2002). Никозско-Цхинвальская, митр. Исаия (Чантурия). Мон-ри: Сабацминда, прп. Саввы Освященного (с. Сабацминда, Цхинвальский р-н, муж., основан в X в., возобновлен в 1997); Никози, св. Раждена первомученика (с. Земо-Никози, Горийский р-н, муж., основан в 1995); Ахалгорский, Успения Пресв. Богородицы (пос. Ахалгори, жен., основан в 2000); Икоти, св. Алексия (Шушания) (с. Икоти, Ахалгорский р-н, жен., основан в 2002). Никорцминдская, архиеп. Елисей (Джохадзе). Мон-рь: Челиши, Успения Пресв. Богородицы (в 4-5 км от с. Никорцминда, Амбролаурский р-н, муж., основан не позднее XI в., возобновлен в 60-х гг. XVI в. имеретинским царем Георгием II, вторично возобновлен в 2000). Ниноцминдско-Сагареджойская, еп. Евфимий (Лежава). Мон-ри: св. Давида Гареджийского (ставропигиальный) (хребет Гареджи, Сагареджойский р-н, муж., основан в VI в. прп. Давидом Гареджийским, закрыт в 1923, возобновлен в 90-х гг. ХХ в.; находятся мощи прп. Давида Гареджийского и его учеников, преподобных Лукиана и Додо); св. Иоанна Крестителя (ставропигиальный) (хребет Гареджи, Сагареджойский р-н, муж., основан в VI в. прп. Давидом Гареджийским, закрыт в 1921, возобновлен в 2000); Ниноцминда, св. Нины (с. Ниноцминда, Сагареджойский р-н, жен., основан в 1990); Патардзеули, св. Рождества Пресв. Богородицы (с. Патардзеули, Сагареджойский р-н, муж., основан в 1999); Хашми, Св. Троицы (с. Кацарети, Сагареджойский р-н, муж., основан в 2005).

http://pravenc.ru/text/ГРУЗИНСКАЯ ...

Святые мощи – это благословение Божие Митрополит Серафим (Джоджуа) об особенностях почитания святых мощей в Грузии Тамара Манелашвили О том, почему в Грузинской Церкви нет традиции открывать гробницы святых для обретения мощей, какие усыпальницы особо почитаемы в Грузии, случаются ли сегодня невольные обретения мощей, как определить, что останки – это мощи праведников, есть ли надежда найти погребение царицы Тамары, о почитании старца Гавриила (Ургебадзе) и почему была вскрыта его могила, – беседа с митрополитом Боржомским и Бакурианским Серафимом (Джоджуа) . Обретение мощей прп. Гавриила (Ургебадзе) – Владыка Серафим, как в Грузинской Церкви происходит канонизация святых? Мы знаем, что совсем недавно Священный Синод вынес решение о двух новых прославлениях. Расскажите нам об этом. – 22 декабря 2015 года Священный Синод Грузинской Православной Церкви причислил к лику святых священноисповедника Петра (Хмаладзе) и маму святой Сидонии, той самой, которая покоится в Светицховели вместе с Хитоном Господа нашего Иисуса Христа. В Грузинской Православной Церкви существует специальная синодальная комиссия, которая занимается канонизацией святых. Она подготавливает нужные материалы и представляет их на рассмотрение Священного Синода. Уже после канонизации пишется тропарь святому и иконы, но могилы святых не открываются. Бывает, что иконы пишут до канонизации по собственному усердию сами люди. Так было, например, со святым Гавриилом Юродивым. – Мы знаем, что обретение мощей отца Гавриила (Ургебадзе) стало особо радостным, но все же необычным явлением для Грузинской Церкви: в Грузии нет традиции открывать могилы святых. Почему так? Ведь во всем православном мире везде происходит обретение мощей, и это очень древняя христианская традиция, связанная с особой радостью и торжеством. – Да, действительно в Грузии нет традиции открытия гробниц святых. В Церкви существует устное и письменное Предание: одно передается письменно, через летописи и иные источники, другое устно – по причине гонений или когда есть какая-нибудь другая большая опасность. В нашей Поместной Грузинской Православной Церкви за многие века не сохранилось ни одного исторического документа или летописи, которые говорили бы, что такая традиция существовала раньше. Может быть, когда-то это и имело место, но письменных источников, опровергающих или, наоборот, подтверждающих открытия могил святых, нет. Также и самые авторитетные, более близкие нам по времени, грузинские духовные лица, такие как святитель Гавриил (Кикодзе), преподобный Алексий (Шушания), Католикос Антоний II – сын царя Ираклия II, тоже никогда не делали указаний о том, чтобы были открыты могилы святых. Поэтому мы приходим к выводу, что это местная традиция – не открывать могилы святых, которая утвердилась в Грузии в течение долгих столетий.

http://pravoslavie.ru/90025.html

Тысячи праведных дел, пост и бдение, духовные дарования, откровения и небесные тайны – все это ничто, если не достигнуто общение с Господом в акте мистической любви к Нему» (Минин П. Главные направления древнецерковной мистики. Сергиев Посад, 1915. С. 47–48). При явной экзальтированности и односторонности этого наблюдения, оно верно улавливает один из важных аспектов тайнозрительного богословия преп. Макария. Однако следует всегда иметь в виду, что это лишь один из аспектов его многопланового миросозерцания, где, например, акцент на практической аскезе и доброделании занимает не менее важное место, чем «мистические полеты» духа, которые, кстати сказать, немыслимы без «практики». 871 Онуфрий (Шушания), иеродиак. Указ. соч. С. 97. Аналогичная мысль характерна и для св.  Григория Нисского , согласно которому духовно-нравственное преуспеяние человека не оканчивается в здешней жизни, «оно пойдет еще дальше и дальше в загробной жизни, где будут иные условия существования человека, а с тем вместе все теснее и теснее будут становиться там и общение духа человеческого с Богом». Поэтому «смерть, состоящая в отделении души от тела, благотворна для человека в том отношении, что она, освобождая душу от тела, тем самым дает ей возможность сразу же после смерти продолжать свое развитие и все больше уподобляться Божественному Первообразу» (Тихомиров Д. Указ. соч. С. 332–333). 872 Естественно, предполагается преуспеяние праведников, ибо преп. Макарий разделяет общецерковное учение о различии загробной жизни святых и грешников. «Как праведники будут прославлены сообразно с тем, сколько они в земной жизни приобрели в свои сердца Божественного Духа, так и грешники сообразно со своим греховным состоянием, к которому навыкли на земле, получат должное мздовоздаяние. Царство тьмы и греха, говорит преп. Макарий, сокрыто в душе до дня Воскресения, когда тьмою, сокрытою ныне в душе, покроется и само тело грешников. Там для праведников прославление тела, здесь для грешников уничижение, исправление.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Макария Египетского//ХЧ. 1900. Т. 2. 10. С. 501-531; 11. С. 718-751; Алексий (Дородницын), еп. Прп. Макарий Египетский как представитель нравственно-аскетического мистицизма//ВиР. 1904. 21. Отд. 1. С. 453-459; [Казанский П. С.] Жизнь и писания прп. Макария Египетского// Макарий Египетский, прп. Духовные беседы, послание и слова, с присовокуплением сведений о жизни его и писаниях. [Серг. П.], 19044. С. V-XXVII; Попов И. В. Мистическое оправдание аскетизма в творениях прп. Макария Египетского//БВ. 1904. Т. 3. 11. С. 537-565; 1905. Т. 1. 1. С. 28-59; Т. 2. 6. С. 237-278 (отд. отт.: [Серг. П.], 1905; То же// Он же. Труды по патрологии. Серг. П., 2004. Т. 1. С. 117-189); Nau F. À propos d " une édition des oeuvres de Schenoudi: La verson syriaque des prières de Schenoudi, de Jean le Nain, de Macaire l " Égyptien et de Sérapion//ROC. 1907. T. 12. N 3. P. 313-328; Stoffels A. Die mystische Theologie Makarius des Ägypters und die ältesten Ansätze christlicher Mystik. Bonn, 1908; Онуфрий [Шушания], иеродиак. Мистика прп. Макария Египетского//Учено-богословские и церковно-проповеднические опыты студентов КДА. К., 1914. Вып. 2. С. 1-123; Тураев Б. А. Эфиопское аскетическое послание, приписанное св. Макарию Египетскому//ХВ. 1916. Т. 4. Вып. 2. С. 141-154; Marriott G. L. Isaac of Niniveh and the Writings of Macarius of Egypt//JThSt. 1918/1919. Vol. 20. P. 345-347; Villecourt L. Homélies spirituelles de Macaire en arabe sous le nom de Syméon Stylite//ROC. 1918/1919. T. 21. P. 337-344; idem. La date et l " origine des «Homélies spirituelles»(?)attribuées à Macaire//CRAI. 1920. An. 64. N 3. P. 250-258; idem. La grande lettre grecque de Macaire: Ses formes textuelles et son milieu littéraire//ROC. 1920/1921. Vol. 22. N 1. P. 29-56; idem. S. Macaire: Les opuscules ascétiques et leur relation avec les Homélies spirituelles//Le Muséon. 1922. Vol. 35. P. 203-212; Wilmart A. La Lettre spirituelle de l " abbé Macaire//RAM. 1920. Vol. 1. P. 58-83; idem. La fausse lettre latine de Macaire//Ibid.

http://pravenc.ru/text/Макарием Великим ...

Святой Эквтиме Исповедник (Кереселидзе) Игумен Эквтиме родился в деревне Самели (район Рача) в 1865 году у благочестивых супругов Соломона и Марты Кереселидзе. При рождении его назвали Евстатом. После окончания церковно-приходской школы пятнадцатилетний Евстат отправился в Кутаиси и потом в Тбилиси в поисках работы. Вместе с еще одним благочестивым юношей Евстат организовал в Тбилиси нечто вроде богословского книжного клуба. Главной целью их начинания было стремление лучше понять древние церковные распевы и распространение знаний об этой древней церковной традиции среди широкой публики, а также укрепление православной веры среди грузинского народа. В 1890-х годах при активной помощи праведного Ильи кружок приобрел печатные станки. В последующие 25 лет члены кружка с ревностью издавали богословские тексты и бесплатно распространяли их в народе. Через некоторое время Евстат решил принять тяжелое бремя монашества, к которому он готовил себя с юности. Его духовный отец преподобный Алексий (Шушания) одобрил его решение. В 1912 году по благословению епископа Имеретинского Георгия (Аладашвили) Евстат начал подвизаться в качестве послушника в монастыре Гелати. 23 декабря 1912 года он был пострижен в монашество игуменом Анфимом с именем Эквтиме – в честь святого Эквтиме Афонского. В мае 1913 года он был рукоположен в иеродиакона. В 1917 году отец Эквтиме рукоположен в священнический сан тем же епископом Георгием. В 1921 году коммунисты захватили власть в Кутаиси. Они посчитали преподобного неблагонадежным и арестовали его. Но по воле Божией он был освобожден за недостаточностью улик. В это безбожное время для клириков и монахов монастыря Гелати каждый день проходил в ожидании поругания и притеснений. Но, несмотря ни на что, стойкий отец Эквтиме продолжал свои труды по собиранию древних песнопений. Им было найдено свыше сотни древних песнопений для последующей публикации в западной нотной транскрипции. В 1924 году коммунисты разрушили собор царя Давида Строителя в Кутаиси. В этом же году они расстреляли митрополита Кутаис-Гаенатского Назария и служивших с ним клириков. Начались преследования верующих и людей Церкви. Отец Эквтиме решил покинуть монастырь Гелати и, взяв с собой рукописи, с которыми он работал, отправился в более безопасное место. Тогда на дороге, ведшей из Кутаиси в Тбилиси, были убиты тысячи путешественников, но отец Эквтиме успешно добрался до Мцхеты, что неподалеку от Тбилиси, и привез целую повозку рукописей. Манускрипты были помещены на хранение в собор Светицховели, а отец Эквтиме назначен настоятелем этого храма. В 1925 году католикос Амвросий был брошен в тюрьму в Метехи, гонения на духовенство в Грузии приняли невиданный размах. В это смутное время отец Эквтиме продолжал свою работу по изучению древних рукописей и переводу песнопений с древней невменной нотации в современную нотную. При этом преподобный нес служение духовника монахинь монастыря Самтавро, расположенного недалеко от Светицховели.

http://pravoslavie.ru/41416.html

56 Храм святого великомученика Георгия напротив здания парламента. Название «Кашвети» происходит от грузинских слов «камень» и «рожать». Это название связывают с одной историей о преподобном Давиде Гареджийском: некогда одна неразумная женщина, забеременев, воздвигла ложные обвинения на святого, и, когда ей пришло время рожать, она родила камень. 57 High school (англ.) – букв, «высокая школа» – в США старшие классы общеобразовательной, чаще – государственной школы, дающей также некоторые профессиональные навыки. 58 Нью-Йоркский университет (НГУЦ) основан в 1831 году, расположен в Гринвич-Виллидж. Один из крупнейших университетов мира, в нем обучается порядка сорока тысяч студентов. Среди выпускников отделения киноискусства значатся многие режиссеры с мировыми именами, например, Вуди Аллен, Мартин Скорсезе, Оливер Стоун и другие. 60 Древнейшая из известных икон Господа Иисуса Христа (VI в.), находится в монастыре святой Екатерины на горе Синай. 61 Георгий Саакадзе – полководец, военный и политический деятель грузинского царства Картли (конец XVI – первая четверть XVII в.). Активный борец за объединение средневековой Грузии, еще при жизни удостоенный народом эпитета «Великий» и поэтому более известный в истории как Великий Моурави. 62 В ночь с 8 на 9 апреля 1989 года войска Закавказского военного округа разогнали акцию протеста оппозиции, которая проходила в центре Тбилиси, на проспекте Руставели, у нынешнего здания парламента. В результате погиб 21 человек, сотни граждан получили телесные повреждения и отравление от примененного военными слезоточивого газа. 63 Льюис, Клайв Стейплз (1898–1963) – английский ученый, христианский богослов и писатель. Мировую известность Льюису принесли написанные в жанре фэнтези «Хроники Нарнии». Этот художественный цикл связанных сюжетной линией произведений был переведен более чем на сорок языков, на основе «Хроник» создано много театральных постановок, анимационных и художественных фильмов. 64 Преподобный Алексей Теклатский (Шушания) (1852–1923) – наставник монашествующих, делатель Иисусовой молитвы, оставивший после себя целую плеяду учеников, в советское время сохранявших традиции монашества и духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Грех - это универсальное явление, это болезнь, которая поразила все человечество, здесь нет исключений, здесь разница только в степени греха и в соотношении между злом и добром в душе каждого человека. Макарий Великий пишет: " Даже в душах святых остаются некие темные пятна, поэтому спасение и для святых - дар Божественного милосердия " . Христианство не знает механического освящения: человек, получая сан священника, остается как личность с тем же потенциалом добра и зла, ему так же, как и любому из его пасомых, необходимо бороться с собой, искоренять, как бы с кровью вырывать из своего сердца страсти и пороки, для него не облегчен путь духовного совершенствования, напротив, он становится ответственным за ту благодать, власть и право, которые получил в таинстве хиротонии, то есть подлежит более строгому Божескому и человеческому суду. Есть два вида иерархии: одна - церковная иерархия, где благодать дается как право и власть совершать таинства и обряды. Эта благодать принадлежит не человеку, а его сану, она дается ему как бы взаймы для исполнения им своей миссии. Со смертью эта благодать не дает душе никаких привилегий и преимуществ, она покидает ее - так воин слагает свое оружие, возвращаясь домой. Но в служении священника действует именно она, поэтому само священство и иерархическая система в Церкви является средством к освящению и спасению самого себя и других людей. Иерархия - это каналы, через которые благодать Божия изливается в мир. Существует еще духовная иерархия: это степень благодати, зависящая от личного подвига человека. Эта благодать принадлежит личности человека, если только он не потеряет ее через грех, по смерти она не отнимается у души, а, напротив, соединяется с ней вовеки, нераздельно и неразлучно. Это благодать мучеников, преподобных и праведников. Благодать священства дана не для самого священника, а для народа, но по мере личного подвига священника действия ее становятся более явственными и полными, как поток воды из родника, который его хозяин непрестанно очищает от камней и песка. Благодать священства, соединенная с личной святостью человека, делает его служение исключительным по силе действия на душу. К числу таких священнослужителей принадлежали в свое время: Гавриил, архиепископ Кутаисский, архимандрит Алексий Шушания [ 1 ], святой праведный Иоанн Кронштадтский и Оптинские старцы. Они были всегда окружены народом, который явственно чувствовал свет и тепло благодати, исходившей от них.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005   006     007