– Одной из основных причин можно считать святость и личный духовный подвиг преподобного Алексия (Шушания) и его многочисленных духовных чад. При советской власти в Сенаки продолжали действовать два монастыря: обитель на «Острове Архангелов» в селении Менджи и Теклатский женский монастырь. Это уникальный пример выживания в Грузии монашеской традиции, устоявшей в период гонений и притеснений со стороны безбожной власти. В основанной Преподобным в 1891 году на «Острове Архангелов» мужской обители подвизались его многочисленные ученики, монахи и послушники, число которых в разное время составляло от 20 до 30 человек.  Некоторых из них он оставлял у себя только на время, а затем посылал на Святую гору Афон. Затем принимал новых послушников. Другие более долгий срок проводили возле Преподобного, но впоследствии тоже подвизались в разных уголках Грузии. Общее число учеников составляло около двухсот.   Все они внесли неоценимый вклад в дело сохранения Церкви в период гонений. После роспуска учеников около 1917–1918 годов в обители с Преподобным остались жить перешедшие из Теклатского женского монастыря его двоюродные сестры и воспитанницы, ставшие впоследствии известными в Грузии подвижницами благочестия монахини Фавста (будущая игумения) и Акепсима. Согласно завещанию Преподобного, они не покидали обитель даже после его кончины, и подвизались там в течение нескольких десятилетий, сохранив обширное наследие и личный архив Преподобного. Что касается Теклатского монастыря, из подвизавшихся там более 90 сестер около 60 были духовными чадами Преподобного. Среди них – игумении Афанасия (Салакая), Элеонора (Дадиани), Кетеван и Елена (Ахвледиани), монахиня-затворница Феодосия, монахини Рипсима (Ахвледиани), Елизавета (Габуния), Феврония (Джинория) и другие. Игумения Теклатского монастыря Екатерина (Апакидзе) и духовные чада прп. Алексия родные сестры Кетеван (впоследствие игумения монастыря) и Рипсиме (Ахвледиани) Игумения Теклатского монастыря Афанасия (Салакая), духовное чадо прп. Алексия

http://pravmir.ru/mitropolit-shio-senaks...

Монашество В ходе Рождественских чтений участники из России и зарубежья обсудят проблемы современной монашеской жизни Своим опытом монашеского делания поделятся монахи Святой Горы Афон, в обсуждениях примут участие представители Сербской Православной Церкви, о древних иноческих уставах грузинских монастырей сделает доклад Митрополит Горийский Андрей ( Грузия). Рожденный быть монахом. Памяти схиархимандрита Серафима (Томина) И вот призыв в армию. Явился Михаил в военкомат, как и подобало рясофорному послушнику: в рясе, в скуфейке и с волосами ниже пояса. Военком не ожидал такого (в то время в области уже не было ни одного действующего храма, а тут вдруг монах). Поэтому для начала Михаила посадили под арест, а на следующий день попробовали снять рясу. Старец Паисий Дионисиатский: О послушании, имуществе монаха, отпусках и благодати Знание – это фундамент. До тех пор, пока человек не очистится от греха и его разум не просветит Дух Святой – жизненно необходимо изучать Закон Божий, Священное Писание и творения Святых отцов. Это духовный компас, правильная система координат, необходимая для нашего духовного развития. Митрополит Шио Сенакский и Чкороцкусский: О преподобном Алексии (Шушания) и вере в эпоху гонений Мало кто знает не только в России, но и в самой Грузии, что Святейший Патриарх Илия является представителем и преемником замечательной духовной и монашеской традиции, заложенной в Западной Грузии преподобным Алексием (Шушания) и своими корнями уходящей еще глубже и дальше – в Гелатский мужской монастырь и на Святую гору Афон. Епископ Канский и Богучанский Филарет: Мне тяжело понять, что такое отдых Чтобы отвлечь от храма, меня назначили председателем совета пионерской дружины, это было в пятом классе. Я совмещал и то, и другое. Все недоумевали. Ребята относились с уважением, правда, дали прозвище " поп " , но оно мне нравилось. Архимандрит Тихон (Шевкунов): О современном монашестве и приходской жизни (+ ВИДЕО) Тогдашние послушники Псково-Печерского монастыря, мы, – никто и ничто – признаться, иногда иронизировали в адрес возрождавших монастырей. А как же? Мы жили рядом со старцами, – великими старцами, – а тут открывающиеся заново Оптины, Валаамы…

http://pravmir.ru/tag/monashestvo/page/2...

О том, что архим. Шио (Дзидзава) был духовным чадом преподобного Алексия Сенакского (Шушания), свидетельствуют воспоминания очевидцев. Так, воспитанницы прп. Алексия – игум. Фавста и схимон. Акепсима (Шушания) – его двоюродные сестры не раз называли о. Шио «духовным чадом» Преподобного 82 . По их же воспоминаниям как то о. Шио длительное время не появлялся на людях, в связи с чем распространился слух о его смерти. Эта весть дошла до преподобного Алексия и он, поверив этой молве, приняв ее за правду, заочно его отпел, несмотря на то что пребывал в затворе 83 . Этот факт также свидетельствует об особой близости о. Шио (Дзидзава) с прп. Алексием Сенакским. Следующим свидетельством того, что о. Шио был духовным чадом Преподобного, является также рассказ ныне здравствующего восьмидесятилетнего архимандрита Иоакима (Асатиани). О. Иоаким со слов своего духовника, настоятеля Илорского монастыря и воспитанника прп. Алексия Сенакского архимандрита Иоакима (Шенгелая), свидетельствовал, что о. Шио был духовным чадом прп. Алексия 84 . Дополняет немногочисленные сведения об архим. Шио рассказ приснопамятного сенакского протоиерея Зураба Цхварадзе, услышанный им от самого о. Шио 85 : Как повествует о. Зураб, в 1937 году о. Шио схватили и вместе с большой группой (более 100 человек) подозреваемых в сопротивлении богоборческой власти, погрузив в вагоны, повезли на расстрел. Прибыв ночью в окрестности Сенаки, арестованных стали выводить отдельными группами и расстреливать. Все это происходило на глазах у отца Шио, который в ожидании своей участи молился и пел, славя Господа. Когда со всеми расправились и о. Шио уже был в полной уверенности, что пришла его очередь, ему неожиданно было объявлено: «Ты свободен, иди, занимайся своим делом, крести людей». В ответ измученный и изумленный о. Шио воскликнул: «Что же вы со мной делаете? Их отправили в Царствие Небесное, а меня оставляете здесь, в аду?!». Таким преднамеренно дерзким ответом он рассчитывал спровоцировать их на ответные крайние меры, чтобы разделить участь только что расстрелянных. Несмотря на это, его оставили в живых и отпустили 86 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Богородицы (Кавтурское ущелье, в 5 км от с. Цинарехи, Каспийский р-н, муж., основан в XII-XIII вв., возобновлен в 1989). Сенакско-Чхороцкуская, еп. Шио (Муджири). Мон-ри: Сенакский, Земо-Теклати, Рождества Пресв. Богородицы (г. Сенаки, р-н Земо-Теклати, жен., основан в 60-х гг. XIX в., закрыт в 1921, возобновлен в 1997; хранится частица перста св. Иоанна Крестителя); Менджи, во имя св. Архангелов (г. Сенаки, р-н Менджи, муж., основан в 1892 св. Алексием (Шушания), возобновлен в 1979; находятся мощи прп. Алексия (Шушания)). Степанцминдско-Хевская, еп. Петр (Цаава). Мон-ри: Сиони, Успения Пресв. Богородицы (с. Сиони, Казбегский р-н, муж., основан в IX-X вв., возобновлен в 2005); Гергети, Св. Троицы (в 4 км от пос. Степанцминда (Казбеги), муж., основан в XIV в., возобновлен в 2004); Ачхоти, св. Николая Мирликийского (с. Ачхоти, Казбегский р-н, муж., основан в 90-х гг. XX в.); Арши, св. Нины (с. Арши, Казбегский р-н, муж., основан весной 2003); Сно, св. Нины (с. Сно, Казбегский р-н, жен., основан в 2004); Коби, св. Георгия (с. Коби, Казбегский р-н, муж., основан в 2005). Сухумско-Абхазская (Цхум-Абхазская), митр. Даниил (Датуашвили). Мон-ри: Ажара, св. Георгия (с. Ажара, Кодорское ущелье, муж., основан в 2001); Ажара, св. Нины (с. Ажара, Кодорское ущелье, жен., основан 2 июня 2002). Тианетско-Пшав-Хевсуретская, архиеп. Фаддей (Иорамашвили). Мон-рь: Сионтгори, св. Арчила (с. Сионтгори, Тианетский р-н, муж., основан в 730-745 груз. царем Арчилом I, возобновлен в 2003). Хонско-Самтредийская, архиеп. Савва (Гигиберия). Мон-ри: Матходжи, св. Нины (с. Матходжи, Хонский р-н, жен., основан в XVI в., возобновлен в 1996); Хони, прп. Саввы Освященного (г. Хони, муж., основан в 1996); Самтредийский, св. Андрея Первозванного (г. Самтредиа, жен., основан в 2001); Удзлоури, Вознесения Господня (с. Ахалбедисеули, Хонский р-н, муж., основан в 2002). Цагерско-Лентехская, еп. Стефан (Калаиджишвили). Мон-ри: Цагерский, св. Максима Исповедника (г. Цагери, муж., основан до IX в., возобновлен в 2002; находится могила св.

http://pravenc.ru/text/639853.html

59 См.: Иеросхимонах Феодосий (Эристави)//Русский Афонский отечник XIX–XX вв. Св. Гора Афон. М., 2012. С. 647–652. 60 Так отзывался о нем афонский подвижник и редактор-составитель серии «Ду­шеполезный собеседник» иеросхимонах Владимир (Колесников, 1851–1918). Подробнее см.: Там же, с. 366–369. 61 Схимонах Вениамин (в миру Василий Антонович Малышев, 1865–1933) подвизался в полном затворе в отшельнической хижине на Калиагре более 40 лет. По отзывам афонских подвижников он был строгим аскетом, творцом Иисусо­вой молитвы, старцем и духовником, стяжавшим необыкновенный мир души. Состоял в близких отношениях с прп. Силуаном Афонским . См.: о нем подроб­нее: Русский Афонский отечник XIX–XX вв., с. 699–701. 62 Это подтверждает сохранившаяся его неопубликованная переписка 1884-­1888 гг. с заведующими библиотекой Свято-Пантелеймонова монастыря схимо­нахом Матфеем (Ольшанским) и монахом Филаретом (фамилия неизвестна). 65 Из его письма к известному в Грузии общественному деятелю Александру Хаханашвили от 2 июня 1905 г. См. Togonidze L. Atonis mtis bolo periodis qartveli morvaweebi//Sapatriarqos uwyebani. Тб., 2005. c. 29. 67 См.: Rirsi mama Aleqsi da misi savane. Тб., 2006. c. 33. О. Феодосий до 1881 г. подвизался в Гелатском мужском монастыре. 68 В ответ на вопрос об Иисусовой молитве Преподобный отвечает: «Старайтесь закрепить Иисусову молитву на устах, в уме и в сердце, эта молитва превыше всех молитв и созерцаний. И посредством ее достигается всякое дарование, благодать и истинное. Богом данное ведение». См.: Wm. Aleqsi beris mozrvrebani. Тб. 2002c. 235. 69 Сведения приводятся по текстам автобиографий, написанных им лично 12 июля 1946 г. и 8 июля (ст. ст.) 1966 г. 71 В беседе с автором статьи соседи архим. Шио – Нодар Викторович Абшилава (1 августа 2013) и Автандил Владимирович Бебия (8 января 2013) привели подробности этих истязаний. Отца Шио головой окунали в яму с нечистотами. Об этом факте Н. Абшилава слышал лично от самого архим. Шио (Дзидзава). Сообщение о том, что отец Шио не прекратил совершать священнодействия, подтверждают также сестры Шушания – монахиня Нина и послушни­ца Зоя, ссылаясь на слова игумении Фавсты (Шушания). Этот факт особенно важен, поскольку, во-первых, он ранее не был известен, а во-вторых, судя по свидетельствам современников тех событий, большинство сенакских священников дали подписку о прекращении священнослужения, тем самым сняв с себя сан.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подвижники Церковь чтит память преподобного Иоанна Пустынника Юному подвижнику пришлось испытать много искушений от диавола. Бесы принимали образ матери, сестры, родственников и знакомых святого Иоанна, чтобы разжалобить подвижника и заставить его прервать подвиг Православные отмечают память преподобного Иоанна Многострадального Враг спасения навел на подвижника страх, желая выгнать его из пещеры: страшный змей, дыша пламенем, осыпая искрами, пытался поглотить святого. Несколько дней продолжались действия лукавого. В ночь Воскресения Христова змей захватил голову преподобного в свою пасть. Чудеса старца Паисия Святогорца Сестра со слезами на глазах подошла к иконе и стала молиться. Я пожелала ей скорейшего выздоровления и тут же возвратила святыню подруге. Через четыре-пять дней сестре вновь сделали рентгенограмму груди. Чудо произошло! Никакой опухоли на снимке не было. Митрополит Шио Сенакский и Чкороцкусский: О преподобном Алексии (Шушания) и вере в эпоху гонений Мало кто знает не только в России, но и в самой Грузии, что Святейший Патриарх Илия является представителем и преемником замечательной духовной и монашеской традиции, заложенной в Западной Грузии преподобным Алексием (Шушания) и своими корнями уходящей еще глубже и дальше – в Гелатский мужской монастырь и на Святую гору Афон. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/tag/podvizhniki/

За добросовестную и продолжительную работу на протяжении многих лет отцу Спиридону было разрешено иметь два выходных дня в неделю: субботу и воскресенье, и он, таким образом, получил возможность на дому совершать церковные требы и богослужения, на что имел письменное разрешение от Католикоса-Патриарха всея Грузии Каллистрата (Цинцадзе) 72 , хотя официально еще не служил в храме. Еще с 31 декабря 1943 г. отцу Спиридону было официально разрешено священнодействовать 73 Католикосом-Патриархом Каллистратом. По просьбе игумении обители на «Острове Архангелов» в селении Менджи Сенакского района Фавсты (Шушания) и по благословению митрополита Кутаисско-Гаенатского Ефрема (Сидамонидзе) он вскоре 74 был назначен священником в эту обитель и служил в ней до 1949 г. Все эти годы митрополит Ефрем не оставлял о. Шио без своего внимания. Как свидетельствуют материалы архива Патриархии Грузии, о. Шио обращаясь с прошением к Католикосу-Патриарху Каллистрату 18 декабря 1946 г. просит Патриарха «возбудить ходатайство по назначению об уменьшении налога свящ. Спиридону Дзидзава». На это прошение Святейший Каллистрат ответил согласием. 22 марта 1951 г. отец Спиридон был пострижен в монашество с именем Шио (в честь преподобного Шио Мгвимского). Постриг совершил настоятель Илорского монастыря и ученик преподобного Алексия Сенакского архимандрит Иоаким (Шенгелая, 1882–1954). Приняв монашество, иеромонах Шио «был оставлен служащим священником Теклатского женского монастыря» 75 . Однако на основании собранных сведений можно достоверно утверждать, что в Теклатском монастыре он неофициально совершал богослужения и до этого, приблизительно с начала 1940-х гг. По ходатайству митрополита Ефрема (теперь Батумско-Шемокмедского и Чкондидского) от 25 марта 1954 г. на имя Католикоса-Патриарха Мелхиседека (Пхаладзе) 6 апреля того же года иеромонах Шио был возведен в сан игумена в храме Святых Архангелов обители на «Острове Архангелов». В этом ходатайстве важен факт из биографии о. Шио: сообщая о том, что с 1913 года он служил священником храма Великомученика Георгия в селении Уплискари, владыка далее подчеркивает, что до 1943 г. иеромонах Шио «работал учителем и служил священником в разных местах Мингрелии». Этот факт подтверждает слова самого отца Шио, что он «незыблемо сохранил свое священническое достоинство» в годы лихолетья и продолжал тайно совершать богослужения 76 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Монах Свято-Пантелеимонова монастыря (1859–1928). В 1889 г. незадолго до своей кончины игумен Макарий (Сушкин) благословил отца Денасия ходить по всему Афону и записывать то, что он сочтет важным и особенным. На протяжении тридцати лет он старательно исполнял это послушание. В результате мы имеем прекрасный источник для изучения афонского быта того времени. Его заметки издавались в виде статей в «Душеполезном собеседнике» под названием «Записки русского инока-афонца о своем путешествии по святогорским обителям». Кроме того, он автор нескольких книг; был редактором «Душеполезного собеседника»; вел летопись Свято-Пантелеимонова монастыря с 1918 по 1927 гг. Схимонах Вениамин (Малышев; 1865–1993), монах Свято-Пантелеимонова монастыря. Он 40 лет пребывал в затворе, вел отшельническую жизнь на Калиагре. Состоял в близких отношениях с преподобным Силуаном Афонским. Отец Флегонт (Лебедев) в своих дневниках называет его «знаменитым калиагрским отшельником». А иеромонах Серафим из Владимировки пишет о нем так: «Отец Вениамин уже 40 лет жительствует на Святой Горе. Строгий аскет, творец Иисусовой молитвы, он стяжал от Бога необыкновенный мир души. Никто так не умеет утешить и уврачевать скорби душевные, как благостный старец Вениамин…». Иеросхимонах Агафодор (Буданов; 1846–1920), один из важнейших представителей русского Свято-Пантелеимонова монастыря, достойный ученик и духовное чадо великих русских старцев, Иеронима (Соломинцева) и Макария (Сушкина), возродивших обитель в XIX в. На протяжении 30 лет поддерживал духовные традиции, заведенные ими в обители. Трудно переоценить его роль в процессе сохранении духовной преемственности в монастыре. В 1883 году рукоположен в иеромонаха, после чего начинается его деятельность как антипросопа, позднее как духовника. Прекрасно изучив греческий язык, он с успехом выполнял ответственное послушание в Киноте. Главная его заслуга – это духовничество. На этом святом поприще он не имел равных (Русский Афонский отечник. Св. Гора Афон, 2012. С. 220 – 225).

http://pravmir.ru/mitropolit-shio-senaks...

Схимонах Иларион (Кузин) подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX вв., автор книги «На горах Кавказа». Его послушанием в монастыре было организация издательского дела Свято-Пантелеимонова монастыря. На этом поприще он много потрудился и принес огромную пользу. Он был организатором издания ряда книг, редактором-составителем серии «Душеполезный собеседник», в котором отдел «Афонская летопись» принадлежал исключительно его перу (кроме некоторых выпусков за 1911–1915 гг.). Он же был редактором и издателем писем отца Арсения (Минина). Он организовывал распространение книг по России. Кроме того, он детально описал быт монастыря, оставив обширные дневники и переписку с разными лицами. Скончался отец Владимир (Колесников) 10 декабря 1918 г.   Бетания – мужской монастырь, основанный в XII в. в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Расположен в 16 км от Тбилиси, в ущелье реки Вере, около селения Самадло. Согласно рассказу его племянника, переданному сотруднику Пресс-центра Грузинской Патриархии  Луарсабу Тогонидзе отец Григорий подвизался на Святой горе Афон, в Абхазии, в обители отца Алексия и окончил он свою жизнь отшельником в Онтопо (Мингрелия). Скончался в 1945 г. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 17 сентября, 2021 11 мая, 2021 15 апреля, 2021 25 января, 2021 17 декабря, 2020 23 сентября, 2020 22 сентября, 2020 7 сентября, 2020 2 сентября, 2020 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/mitropolit-shio-senaks...

С любовью молящийся за всех вас Католикос-Патриарх всея Грузии, архиепископ Мцхетский и Тбилисский, митрополит Пицундский и Цхум-Абхазский, Святейший и Блаженнейший Илия II Его доброта охватила всю Грузию. Интервью Воспоминания Беседы Митрополит Сенакский и Чхороцкусский шио (Муджири). Духовник Патриарха Особое влияние на духовное становление Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II (Шиолашвили) оказал один из виднейших подвижников благочестия Грузинской Церкви XX века архимандрит Шио (Дзидзава), принадлежащий к плеяде выдающихся духовных деятелей, вышедших из обителей мингрельского города Сенаки, расположенного в Западной Грузии. Святейший Патриарх Илия во время одного из своих пастырских визитов в Мингрелию в 2009 г. посетил и г. Сенаки, где им была совершена Божественная литургия в сослужении архиереев, многочисленного духовенства и при стечении большого количества верующих 53 . Святейший Патриарх Илия в своей воскресной проповеди подчеркнул, что «само название города Сенаки 54 уже говорит о том, что здесь подвизались выдающиеся подвижники – монахи» 55 . Далее он отметил: «Хотелось бы вспомнить проживавших и служивших в Сенаки великих подвижников: моего духовного наставника архим. Шио (Дзидзава), духоносного старца отца Константина (Кварая), матушек Фавсту и Акепсиму. Все они были святыми и великими людьми. И благодарю Господа, что сегодня мы находимся в намоленном ими уголке» 56 . Святейший продолжил далее: «Особо хочу вспомнить еще одного подвижника, которого я лично хотя и не знал, однако много о нем наслышан. Это был Утути (в постриге Онисифор. – митр. Шио) Пачулия. Здесь он трудился, имел свой дом с участком. Люди, приходя к нему, неизменно находили помощь и утешение». В заключение своего воспоминания о Сенаки Патриарх Илия сказал: «Одним словом, это – край, вскормивший и воспитавший плеяду великих подвижников, я всегда с любовью и особой радостью вспоминаю его». Архимандрит Шио, духовник Святейшего, как и иные названные им «великие сыны Сенакских обителей», – все были воспитанниками и духовными преемниками преподобного Алексия Сенакского (Шушания, 1852–1923), одного из крупнейших представителей грузинского монашества последних веков, аскета, исихаста, затворника, духовного писателя и поэта.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007