Прп. Алексий род. 23 сент. 1852 г., в день зачатия св. Иоанна Предтечи, в с. Накалакеви (Сенакский у. Кутаисской губ.) в благочестивой дворянской семье Левана Шушании и Елены Шавдии. По местной мегрельской традиции мальчику дали 2 имени - Иоанн (в честь св. Иоанна Предтечи) и Алексий ( Макалатия. 1941. С. 276; Шушания. Церк. мыслитель. 2006. С. 20). Он отличался особой одаренностью, в 7-летнем возрасте поступил в школу, но вследствие тяжелой болезни был вынужден оставить учебу. Отец забрал его в столицу Мегрелии Зугдиди, где занимался торговлей. В 1868 г. отец скончался, перед кончиной просил 16-летнего сына позаботиться о матери, 4 младших сестрах (Фато, Софии, Саломии, Пелагии) и брате Виссарионе. В 1869 г. юноша отправился в К-поль, где вел торговые дела его дядя Ислам Шушания, человек благочестивый и образованный, знавший вост. языки и имевший богатую б-ку, состоявшую из рукописных и печатных книг духовного содержания, которые с увлечением читал прп. Алексий. Мировоззрение его значительно изменилось, спустя год он дал обет посвятить себя Господу: практически не выходил на улицу, проводил время за чтением Свящ. Писания и других книг, соблюдал строгий пост. Есть сведения, что прп. Алексий до или после поездки к дяде в К-поль совершил паломничество в Иерусалим. Вернувшись с Исламом на родину ок. 1870 г., он объявил семье о своем решении ( Шушания. Церк. мыслитель. 2006. С. 16-21). Известно, что юноша проходил 2-летнее обучение в ДУ при монастыре Мартвили - возможно, между 1870 и 1873 гг. ( Шио (Муджири). Алексий Монах. 2015. С. 157). В 1873 г. прп. Алексий посетил сестру Софию в мон-ре Теклати, она сшила ему подрясник из грубой ткани, в который он облачился. Семья преподобного (мать Елена Шавдия, сестры София и Саломия, брат Виссарион) стала вести практически монашеский образ жизни; юноша устроил в доме кельи, одна из них была предназначена для общей молитвы. Прп. Алексий (в 1873-1875 он жил дома с семьей) вел строгий аскетический образ жизни: спал сидя, посещал беспризорных, а также страдающих заразными заболеваниями и смертельно больных, хоронил одиноких, помогал сестрам мон-ря Теклати в тяжелой физической работе (носил дрова, воду, мешки с мукой, строительные материалы). Чтобы стяжать добродетель терпения, взялся ухаживать за больным, кормил его и мыл ему ноги, затем пил эту воду. Спустя 3 года стал посещать тюрьму, просить милостыню и на эти деньги покупал еду и подарки заключенным. Подвижническая деятельность прп. Алексия привлекала много приверженцев, следом за ним они ходили по селам, принимали монашество.

http://pravenc.ru/text/2562970.html

С юных лет Преподобный любил посещать книгохранилища Мартвильского и Гелатского монастырей, много читал. Окончил Мартвильское духовное училище. Готовясь к вступлению на путь монашества, он стремился стяжать добродетели, о которых Христос говорил в притче о Страшном Суде (Мф. 25, 31–46). Для того, чтобы подготовить себя к иноческой жизни, милости, терпению и молитве за весь мир, он вел своеобразную подвижническую жизнь: три года спал сидя, ухаживал за больными чахоткой, холерой и неизлечимыми заболеваниями, хоронил беспризорных умерших, посещал тюрьму и на подаяния покупал в праздничные дни гостинцы и подарки для заключенных, в жаркие дни лета разносил воду и поил жаждущих.  В течение нескольких лет он нес такой подвиг, после чего поступил в Гелатский монастырь в Кутаиси, где познакомился со своим будущим духовником, отцом Феодосием (тогда Феодором Эристави). 22 февраля 1909 г. После освящения храма Архангелов, построенного прп. Алексием в его обители Благодаря каллиграфическому таланту Преподобный получил приглашение приехать на Святую гору и помогать в переписывании духовной и богослужебной литературы. Около полугода Преподобный провел на Афоне, паломничал в Иерусалим, но затем вернулся на Родину и с 1885 года подвизался сперва в Гелатском, затем в Хобском монастырях. С 1891 года он обосновался в устроенной им недалеко от Сенаки обители на «Острове Архангелов», в которой воздвиг на месте старого новый храм во имя Святых Архангелов и подвизался там 32 года до своей кончины, причем 25 лет из них он провел в подвиге затворничества. Прп. Алексий с братией обители на «Острове Архангелов» По сей день в монастыре на «Острове Архангелов» сохранились автографы Преподобного – как книги, переписанные им, так и его собственные сочинения, отличающиеся высокохудожественным языком, изысканным стилем и глубоким знанием Священного Писания, аскетического и святоотеческого наследия. Это и наставления о монашестве, и поэмы духовного содержания, и переписка с известными деятелями, и письма в стихотворной форме и др.

http://pravmir.ru/mitropolit-shio-senaks...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Монастырь Менджи [Груз. ] («Остров Архангелов»), муж. мон-рь Сенакско-Чхороцкуской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), основанный в 1892 г. прп. Алексием (Шушанией) Сенакским. Расположен на возвышенности в одноименном селе (в момент основания - в с. Зеда-Теклати, из к-рого в советское время было выделено с. Менджи) близ г. Сенаки (историческая пров. Самегрело (Мегрелия)). Древняя церковь В древности на месте обители находился небольшой каменный храм во имя св. Архангелов. Он представлял собой однонефную базилику, к-рую местные жители называли «часовней Архангелов», а всю гору - «Островом Архангелов». Базилика была меньше поздней церкви, следы ее фундамента «сохранены и в наше время и видны были до той поры, пока в недалеком прошлом площадь вокруг нового храма не была вымощена массивными камнями» ( Ананиашвили. 1991. С. 20). Гора, на к-рой находится М., возвышается над Колхидской долиной наподобие острова и является удобным форпостом. Согласно нарративным источникам, древняя базилика, вероятнее всего, была выстроена на территории крепости для солдат и укрывавшихся здесь от нападения неприятеля местных жителей. По сведениям схиигум. Фавсты (Шушании), двоюродной сестры прп. Алексия, возле М. в 1-й трети XX в. еще можно было увидеть башню, очевидно являвшуюся элементом крепости (взорвана властями в 1937) (Там же; Шио (Муджири). Из истории жен. мон-ря Теклати. 2014. С. 7, 8). Согласно преданиям, в древности море достигало горы М. и здесь цепями швартовали корабли. Местные жители в подтверждение этой легенды до сих пор находят близ М. фрагменты цепей. Во 2-й пол. XIX в. крыша церкви была перекрыта свинцовыми листами, что местные жители связывают с историей тур. воина и мегрельской девушки. События произошли при последней правительнице Мегрелии кнг. Екатерине Чавчавадзе (1816-1882; дочь груз. поэта А. Г. Чавчавадзе), когда в 1855 г. турецкий военачальник Омер Лютфи-паша занял значительную часть княжества ( Ананиашвили. 1991. С. 20; Алексий (Шушания). 2003. С. 4; Шио (Муджири). Из истории жен. мон-ря Теклати. 2014. С. 8-9). Древний храм считался чудотворным, и в XIX в. существовал обычай приходить сюда по великим церковным праздникам. Предыстория основания М.

http://pravenc.ru/text/2562970.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Алексий Сенакский (Шушания), прп. - житие Святой Алексий (Шушания) родился 23 сентября 1852 года в селе Нокалакеви Сенакского уезда, в семье глубоко верующих христиан. Отец Алексия скончался в 1868 году. Перед смертью благословив сына, завешал ему заботиться о семье. Будущему иеромонаху в ту пору было всего шестнадцать лет. В тот же год Алексий отправился в Иерусалим, поклониться святыням, а затем прибыл в Константинополь к дяде, Исламу Шушания, купцу, который был глубоко верующим и, к тому же высокообразованным мужем. Во время пребывания у дяди Алексий обучился торговому делу и это ему настолько понравилось, что решил серьезно заняться торговлей. Но Божье предопределение указало ему другой путь: любовь к Богу призывала его к духовной жизни. По зову сердца Алексий взял у дяди икону святого Иоанна Крестителя, уединился в своей комнате, усердно молясь Богу, дабы Господь наставил его на истинный путь. Во время напряжённой молитвы у Алексия началась сильная внутренняя брань: с одной стороны, его привлекали прелести мирской жизни, со всеми земными соблазнами, а с другой стороны, какая-то невидимая сила призывала к святой и возвышенной жизни. В такой брани и размышлениях прошло несколько часов. Измученный сомнениями, Алексий вопросил: " Что мне делать с отцовским завещанием, он же мне поручил семью, как быть с моими обязанностями? " Невидимый Наставник ответил: " Кто займётся твоими делами, если ты умрёшь? " " Бог! " - ответил Алексий. Опять послышался голос: " Тогда и ты умри для временной жизни ради Господа и доверь Богу все твои дела и он Сам всё устроит " . Услышанное Алексий воспринял как Глас Божий и с той минуты неотступно следовал ему. Алексий удивительно преобразился: месяцами он не выходил из своей комнаты, читал духовные книги и держал строжайший пост. Видя такое поведение Алексия, Ислам Шушания решил оставить Константинополь и вместе с ним вернуться в Грузию. Прибыв домой, Алексий объявил семье, что дал обет постричься в монахи. Мать возблагодарила Господа и благословила сына.

http://pravicon.com/info-3619

43 Рукн ад-дин Тогрыл III – султан династии Сельджукидов, чья власть распро­странялась на Ирак и западный Иран. 52 Гавриил (Кикодзе, 1825–1896) – духовный писатель, миссионер, епископ Русской Церкви. Окончил Петербургскую Духовную академию бакалавром богословия. После трагической смерти жены и пятерых детей принял постриг. Был назначен на Имеретинскую кафедру. Талантливый проповедник и миссионер, владыка сам объезжал подопечную губернию, помогая страждущим словом и делом. Основной задачей считал просвещение народа, прежде всего – защиту грузинского языка. Его трудами было открыто много церковно-приходских школ. Канонизирован Грузинской Церковью в 1995 г. в лике святителей. 53 Богослужение состоялось в воскресенье 20 сентября 2009 г. в сенакском Иоанно-Предтеченском кафедральном соборе. См.: Проповедь в кафедраль­ном храме Сенакской и Чхороцкусской епархии//Sapatriarqos uwyebani. 28 (515). Тб., 2009. С. 2. Святейшему и Блаженнейшему Католикосу-Патриарху всея Грузии Илие II сослужили три архиерея Грузинской Православной Церкви: митрополит Хонский и Самтредийский Савва (Гигиберия), митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим (Шарашенидзе) и епископ Сенакский и Чхороцкусский Шио. (Здесь и далее прим. авт.). 57 В Мартвильском монастыре, обучаясь в местном духовном училище, он имел возможность назидаться у опытных монахов. В Гелатском изучал святоотеческие труды в богатой монастырской библиотеке и здесь же в 1885 г. вступил в число братии обители. В Хобском в 1886 г. был пострижен в монашество и в 1888 г. рукоположен в иеромонаха. См.: Муджири Шио, митр. Краткое жизнеописание прп. Алексия (Шушания) (1852–1923 гг.)//Материалы Ежегодной XXII Богословской конференции ПСТГУ. Т. 1. М., 2012. С. 11–18. 58 Схимонах Онисифор (1830–1903), в миру Утуги Пачулия, родился в с. Квалони в Мингрелии в крестьянской благочестивой семье. В возрасте сорока лет вступил на подвижнический путь, живя при местном храме в родном селе. Через год удалилися в леса и начал жизнь пустынника. В ранние годы прп. Алексия Сенакского, до его поступления в Гелатский монастырь, о. Онисифор был его духовным наставником, и в течение почти двух лет они подвизались в Квалонской пустыни. В последние годы жизни уже сам о. Онисифор обращался к о. Алексию за духовными советами. По словам прп. Алексия, о. Онисифор, оставаясь в пустыни более 30 лет, стяжал духовные добродетели и достиг бесстрастия: «В рассуждении о Божественном о. Онисифор проявлял высокое духовное знание и ведение... Достигший духовного совершенства ум о. Онисифора был просвещен Божественным знанием». О. Алексий также признавал, что, «сравнивая себя с этим строгим подвижником, я выглядел как теленок рядом с буйволом и сожалел, что не мог, подобно ему, жертвовать собой, хотя и желал этого». Скончался о. Онисифор в 1903 г. в Теклатском монастыре и там же похоронен. См.: Cxovreba Rirsisa mamisa sqem-monazonisa Orisifore marto myof meudabnoelisa.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все же Мингрелия славится хранением традиций, теплыми семейными отношениями. Я думаю, тут и верующие родители влияли на своих детей-комсомольцев, чтобы те помягче обращались с монашествующими и  священнослужителями. К тому же, по рассказам очевидцев, некоторые «советские» чиновники тайно оставались верующими и старались на местах не очень строго приводить в действие приказы выше стоящего начальства о гонении служителей Церкви. Храм Рождества Богородицы Теклатского женского монастыря зимой Постриг внучатой племянницы прп.Алексия Нины Шушания Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II и митрополит Сенакский и Чхороцкусский Шио (Муджири) Сохранившаяся старая келья Теклатского монастыря Частица пальца Иоанна Предтечи в Теклатском монастыре Храм Рождества Богородицы Теклатского монастыря летом Храм Архангелов в обители Преподобного на «Острове Архангелов» Обитель прп.Алексия на «Острове архангелов» Общим для Грузии и России знаменательным событием можно назвать то, что накануне страшных гонений были явлены новые великие подвижники, носители древнего, подлинно Христова духа, без которого Церковь существовать не может. Они – преподобный Алексий (Шушания), святой Иоанн Кронштадский, Оптинские старцы и другие, восприняв истинно святоотеческий дух и сохранив преемство, передали этот дух своим чадам, а те впоследствии стали мучениками и исповедниками Церкви Христовой и спасли христианскую веру и монашескую традицию. В эти юбилейные для Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха дни особенно приятно для верующих Сенакской и Чхороцкусской епархии еще раз вспомнить о том, что он является восприемником и продолжателем замечательной традиции грузинского монашества, имеющей таких великих представителей в Западной Грузии и столь тесные связи с церковной жизнью города Сенаки. Пользуясь случаем, сердечно поздравляю Его Святейшество и Блаженство с 80-летним юбилеем и с 35-летием патриаршества, и от имени верующих нашей епархии выражая глубокую признательность и благодарность за его труды и подвиги, желаю ему долголетия, духовных и телесных сил на дальнейшую первосвятительскую деятельность на благо Православной Церкви и нашего Отечества.

http://pravmir.ru/mitropolit-shio-senaks...

Прп. Алексий преставился 31 янв. (18 янв. по ст. ст.) 1923 г. в возрасте 70 лет: сказались больное сердце и острая форма малярии ( Шушания. Жизнеописание. 2006. С. 14). Схимонахини Фавста и Акепсима опасались осквернения могилы безбожниками и решили погрести его в мон-ре Теклати, где к тому времени оставалось ок. 65-70 насельниц, перед алтарем ц. в честь Рождества Богородицы ( Шио (Муджири). Из истории женского монастыря Теклати. 2014. С. 120, 121). После кончины прп. Алексий неоднократно являлся сестрам как наяву, так и во сне и утешал их, т. к. они были обеспокоены своим будущим и судьбой обители. Так, схим. Фавста увидела в тонком сне, что пространство вокруг храма и старой липы близ него окружено цепью, и прп. Алексий сказал ей: «Видишь, какая крепкая цепь? Наш храм поэтому никогда не разрушится и будет стоять всегда» (Рассказ послушницы Зои (Шушании) и мон. Нины (Шушании) со слов схиигум. Фавсты (Шушании) от 30 мая 2013//Личный архив митр. Шио (Муджири)). М. после закрытия Прп. Алексий (Шушания). Фотография. 10-е гг. ХХ в. (Архив мон-ря Менджи) Прп. Алексий (Шушания). Фотография. 10-е гг. ХХ в. (Архив мон-ря Менджи) Точная дата закрытия М. неизвестна. В письмах родным и близким одной из насельниц (впосл. настоятельницы) мон-ря Теклати, схим. Февронии (Джиноридзе; † 1947), близко знавшей схиигум. Фавсту и схим. Акепсиму, излагаются события этого периода. В письме от 5 авг. (предположительно 1923/24) семье Михаила Пипии схим. Феврония сообщала, что власти велели сестрам освободить церковь ( Шио (Муджири). Из истории жен. мон-ря Теклати. 2014. С. 129). В материалах Сенакского регионального архива сохранились сведения о том, что в нач. 1925 г. было принято решение передать территорию М. Сенакскому крестьянскому комитету. В протоколе 2 от 22 марта 1925 г. заседания Теклатской общины под председательством В. Бераи и секретаря А. Джоджуа в присутствии 38 членов было принято решение о том, что «мужской монастырь (бывший Шушаниевский) передается крестьянскому комитету вместе с планом его территории, и поручается комитету смотреть и ухаживать за ним» (Сенакский региональный архив. Ф. 2. Д. 41. Л. 4). Схим. Фавста обратилась в исполком Сенакского у. с просьбой о передаче ей М. с принадлежавшими ему жилыми помещениями и земельным участком, в чем было отказано (Там же. Д. 37. Л. 23-23 об.). Вопрос об открытии «бывшего мужского монастыря Шушания» и «о распре между основателями религиозного общества и местными жителями по поводу открытия бывшего мужского монастыря Шушания» обсуждался на заседании президиума исполкома Сенакского у. 1 сент. 1925 г. (Там же. Л. 49). Было принято решение созвать жителей и «окончательно выяснить этот вопрос» (Там же. Л. 51 об.).

http://pravenc.ru/text/2562970.html

С раннего детства (с 1943) при М. жили внучатые племянницы и воспитанницы схиигум. Фавсты и схим. Акепсимы мон. Нина (Шушания) (приняла постриг 10 сент. 2011; † 29 февр. 2015) и послушница Зоя Шушания (в наст. время подвизается в М.). Настоятель с 1981 г.- архим. Мелхиседек (Микава). Их совместными трудами были опубликованы произведения прп. Алексия - как изданные при его жизни, так и неизвестные, хранившиеся в архиве обители на «Острове Архангелов». Ист.: Женский мон-рь Теклати//Мцкемси (Пастырь). 1891. 9/10. С. 11-13 (на груз. яз.); Истинная монахиня Саломе Тавдгиридзе. Кутаис, 1897 (на груз. яз.); Джорбенадзе М. Уважаемый г-н редактор!//Квали (Наследие). 1897. 19. С. 375 (на груз. яз.); Каландаришвили Т. Письмо в редакцию//Иверия. 1903. 142. 2 июля. С. 4 (на груз. яз.); Восторгов И., прот. Архипастырское обозрение Груз. Экзархата Высокопреосвященнейшим архиеп. Алексием, экзархом Грузии в апр. 1903 г.//ДВГЭ. 1903. 22. С. 10-47; 23/24. С. 1-6; Освящение монастырского храма//Шинаури сакмееби (Дела домашние). 1909. 8. С. 15 (на груз. яз.); Масцавлебели А. Ч. О чем пишут из Поти//Там же. 1911. 30. С. 8-9 (на груз. яз.); Хецуриани Н., свящ. Женский мон-рь Теклати и его настоятельницы//Там же. 1914. 3/4. С. 17-20 (на груз. яз.); Алексий (Шушания), прп. Времена моего монашества//Поучения св. Алексия Монаха. Тб., 2002. С. 43, 44 (на груз. яз.); он же. Стихотворения. Сенаки, 2003 (на груз. яз.); Фавста (Шушания), игум., Акепсима (Шушания), схим. Письма и воспоминания. Сенаки, 2004 (на груз. яз.); Рафаил (Карелин), архим. На пути из времени в вечность. Саратов, 2008. Лит.: Грузинская книга: Библиогр. сб. Тб., 1941. Т. 1. С. 520 (на груз. яз.); Макалатия С. История и этнография Самегрело. Тб., 1941 (на груз. яз.); Ананиашвили И. Алексий Монах и Архангельский мон-рь Менджи//Джвари вазиса (Крест из виноградной лозы). 1991. 4. С. 20-25 (на груз яз.); Шушания О. Анализ творчества монаха Алексия//Поучения св. Алексия Монаха. Тб., 2002. С. 8-40 (на груз. яз.); он же. Церк. мыслитель и поэт, Алексий Монах//Преподобный Алексий и его обитель.

http://pravenc.ru/text/2562970.html

связана с именем основоположницы монашеской жизни в мон-ре Теклати мон. Саломии (Тавдгиридзе) († 1879), происходившей из княжеского гурийского рода. Она получила домашнее образование, обладала поэтическим даром ( Шио (Муджири). Из истории жен. мон-ря Теклати. 2014. С. 12, 13). Овдовев после 10-летнего замужества, совершила паломничество на Св. землю (1864), посетила св. места Вост. Грузии. В 1865 г. поселилась на пустующем в то время «Острове Архангелов» в сопровождении монахини и служанки (Женский мон-рь Теклати. 1891. С. 11; Истинная монахиня Саломе Тавдгиридзе. 1897. С. 3; Хецуриани. 1914. С. 17; Алексий (Шушания). 2003. С. 390, 391; Шио (Муджири). Из истории жен. мон-ря Теклати. 2014. С. 13). В этот период жен. мон-рей и зарегистрированных жен. общин в Мегрелии не было. В рапорте в Грузино-Имеретинскую синодальную контору от 27 янв. 1866 г. еп. Мингрельский Тарасий (Елиава) спрашивал священноначалие, «дозволить ли таковым (свободным женщинам крестьянского происхождения.- Авт.) находиться при монастырях... или по неимении женского монастыря в Мингрелии отказывать просительницам» (ЦГИАГ. Ф. 489. Д. 24598. Л. 1; Алексий (Шушания). 2003. С. 390-391). Численность сестер в новооснованной обители постепенно росла и со временем достигла примерно 10. Сестрам удалось возвести каменное строение для келий. Материальной помощи в то время они ни от кого не получали, труды сестер сопровождались мн. скорбями и лишениями. Сохранились сведения о том, что в этот период многие из них были удостоены чудесных явлений. Поскольку вершина холма, на к-рой располагалась обитель, была мала и неудобна для устройства на ней большого мон-ря, настоятельница стала искать для обители др. место ( Хецуриани. 1914. С. 17; Алексий (Шушания). 2003. С. 378-381, 391). Послушница Агафия Салакая (настоятельница мон-ря Теклати в 1878-1903) и одна из сестер обнаружили в 2 верстах от «Острова Архангелов», близ сел. Сахарбедио, небольшую заброшенную базилику во имя вмч. Георгия и решили вести там подвижническую жизнь. Пустынник схим. Онисифор (Пачулия), к к-рому монахини обратились за благословением, посоветовал им не отделяться от общины, а продолжать строить обитель. Мон. Саломия осмотрела выбранное Агафией место и приняла решение о строительстве здесь обители, т. о. в 1873 г. был основан мон-рь Теклати (Женский мон-рь Теклати. 1891. С. 11-13; Алексий (Шушания). 2003. С. 382). Ок. 1873 г. прп. Алексий (Шушания) привез в мон-рь свою сестру Софию. Сведения о жизни прп. Алексия (Шушании)

http://pravenc.ru/text/2562970.html

вместе с неск. учениками он поселился в ней и стал вести отшельнический образ жизни. Насельники восстановили древний храм св. Архангелов и ежедневно стали служить литургию ( Фавста (Шушания), Акепсима (Шушания). 2004. С. 54; Шушания. Жизнеописание. 2006. С. 7; Он же. Церк. мыслитель. 2006. С. 37). Несмотря на то что обитель долгое время не имела офиц. статуса, Грузино-Имеретинская синодальная контора выдала прп. Алексию, как настоятелю, храмовую печать. Преподобный не принимал со стороны церковного начальства служебных наград и степеней, не носил даже простого иерейского креста ( Шушания. Жизнеописание. 2006. С. 7). Не желая, чтобы мон-рь строился только на пожертвования состоятельных людей, прп. Алексий в 1891-1895 гг. разносил питьевую воду, продавая ее за небольшую плату в мест. Новосенаки, где был железнодорожный узел и где во время долгих стоянок поездов у единственного крана образовывалась большая очередь. По воспоминаниям мон. Георгия (Булискирии), прп. Алексий набирал воду в источнике и, «с утра до ночи держа в руках чайник и кружку», разносил ее по вагонам. Прп. Алексий и ранее, «в период Успенского поста, имел обычай разносить воду нуждающимся, при этом делал это безвозмездно». Вскоре люди стали сами приходить к нему и предлагать свою помощь, финансовую и физическую, в постройке мон-ря ( Шушания. Церк. мыслитель. 2006. С. 29; Рафаил (Карелин). 2008. С. 142, 143). Община разрасталась, среди прочих здесь стал подвизаться помощник прп. Алексия иером. Дорофей (Качарава), обладавший небольшим состоянием (в миру он был купцом), к-рое позволило приступить к возведению нового храма (Освящение монастырского храма. 1909. С. 15; Масцавлебели. 1911. С. 8-9). В 1908 г. с благословения уже почившего к этому времени еп. Имеретинского свт. Александра (Окропиридзе) прп. Алексий приступил «к разбору старого и постройке нового храма». Автором проекта стал архитектор итальянского происхождения католик И. Чендони, в процессе общения с прп. Алексием принявший Православие ( Шио (Муджири).

http://pravenc.ru/text/2562970.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010