В 1918 г., после роспуска учеников, в М., чтобы ухаживать за прп. Алексием, переехали подвизавшиеся в мон-ре Теклати двоюродные сестры и духовные чада преподобного схимонахини Фавста (Шушания) и Акепсима (Шушания) ( Шио (Муджири). 2015. С. 159). Прп. Алексий пользовался духовным авторитетом также и у иерархов ГПЦ и известных общественных и церковных деятелей, среди которых - экзарх Грузии архиеп. Алексий (Опоцкий), еп. Гурийско-Мингрельский Леонид (Окропиридзе), католикос-патриарх всей Грузии исп. Амвросий (Хелая) , прот. Каллистрат Цинцадзе (впосл. католикос-патриарх всей Грузии), церковный историк Ф. Жордания , писатели Д. Мегрели и Ш. Н. Дадиани, окружной епархиальный наблюдатель прот. сщмч. Иоанн Восторгов и др. ( Восторгов. 1903. С. 31; Шушания. 2002. С. 8; Преподобный Алексий и его обитель. 2006. С. 362; Шио (Муджири). 2012. С. 11-19). О почитании прп. Алексия со стороны католикоса-патриарха всей Грузии исп. Амвросия (Хелаи) говорит письмо предстоятеля Церкви от 14 янв. 1922 г., адресованное прп. Алексию, в к-ром он благодарит преподобного за поздравления и отмечает: «По произволению Господа мне дан тяжкий крест, и поэтому особо нуждаюсь в Ваших молитвах. Надеюсь, что Ваши молитвы облегчат мою ношу и сделают плодотворными мои труды» (Преподобный Алексий и его обитель. 2006. С. 355, 356). Признанию духовного авторитета прп. Алексия способствовали его произведения на религиозные и актуальные общественные темы, издаваемые в виде брошюр, часто бесплатно распространяемых, такие как «Духовные письма и рассуждения», «Краткое пособие для монашествующих», «Поучения иеромонаха-затворника Алексия», «Единство и Церковь», «Народ и Церковь», «Жизнеописание преподобного отца схим. Онисифора, отшельника и пустынника» и др.; издавались также сборники его стихов. Сотрудничал прп. Алексий с периодическими церковными и светскими изданиями, такими как «Мцкемси» (Пастырь), «Шинаури сакмееби» (Дела домашние) и др. ( Шушания. Жизнеописание. 2006. С. 7-10). Почитание прп. Алексия продолжалось и в годы начавшихся в Грузии гонений на Церковь. Так, ок. 1921-1922 гг. в г. Сенаки распространился слух о том, что его убили. Согласно сведениям схим. Фавсты (Шушании), торговцы на базаре, бросив свой товар, с криками побежали в М., находившийся на расстоянии ок. 2,5 км. Толпа людей требовала от насельниц, чтобы им позволили увидеть преподобного. Разошлись лишь после того, как прп. Алексий выглянул из окна своей кельи (Рассказ послушницы Зои (Шушании) и мон. Нины (Шушании) со слов схиигум. Фавсты (Шушании) от 5 мая 2013//Личный архив митр. Шио (Муджири)). 25 июля 1922 г. в М. произошло изъятие церковных ценностей (ЦГИАГ. Ф. 284. Оп. 1. Л. 96). Преподобный, чтобы защитить основанную им обитель, еще в 1921 г. написал завещание, к-рое помогло уберечь М. в годы гонений.

http://pravenc.ru/text/2562970.html

Алексий Монах. 2015. С. 158). Строительством руководили прп. Алексий и его племянник мон. Онуфрий (Шушания). В том же году возведение храма было завершено. 22 февр. 1909 г. его освятил еп. Гурийско-Мингрельский Леонид (Окропиридзе) ( Шушания. Церк. мыслитель. 2006. С. 40). Недалеко от храма был построен братский корпус на 40 чел. (Рассказ послушницы Зои Шушании со слов схиигум. Фавсты (Шушании) от 5 мая 2013//Личный архив митр. Шио (Муджири)). С 1895 г. прп. Алексий не покидал обитель. Он не нарушил обета даже в связи с кончиной «самого близкого человека» - дяди Ислама, о чем впосл. очень скорбел (Преподобный Алексий. 2006. С. 352). С 1898 г. до конца жизни нес подвиг затворничества. Принимал людей лишь по субботам и воскресеньям, одновременно занимаясь писательской работой. После 17 ч. к нему запрещено было входить, что бы ни случилось. Пищу принимал раз в день, носил рясу из мешковины. В келье (площадь 5,5 кв. м), пристроенной к зап. стене храма, рядом с колокольней, стояли деревянное ложе с соломенной подстилкой, низкий стол, 2 табуретки и небольшой шкаф, на к-ром находился единственный образ - Иверская икона Божией Матери с предстоящими св. Иоанном Предтечей и св. Алексием, человеком Божиим ( Шио (Муджири). Алексий Монах. 2015. С. 157, 159). Особенно преподобный любил творить Иисусову молитву по четкам. Во время молитвы он иногда возлагал на плечи большой с человеческий рост деревянный крест, о к-ром говорил, что он соединяет его со Христом, восходящим на Голгофу ( Шушания. Жизнеописание. 2006. С. 8). В периодике нач. XX в. много писали о затворе прп. Алексия, нарушаемом лишь встречами с высшим церковным начальством в монастыре Теклати: в 1899 г.- с экзархом Грузии архиеп. Флавианом (Городецким) , в 1902 г.- с еп. Гурийско-Мингрельским Димитрием (Абашидзе) (впосл. схиархиеп. Антоний (Абашидзе) ), в 1903 г.- с экзархом Грузии архиеп. Алексием (Опоцким) ( Каландаришвили. 1903. С. 4; Шио (Муджири). Из переписки. 2011. С. 24). В 1899-1904 гг. скончались мать преподобного схим.

http://pravenc.ru/text/2562970.html

– Хотелось бы также спросить вас о сестрах Шушания, подвизающихся в Сенаки, об игумении Фавсте и схимонахине Акепсиме. Могли бы вы кратко рассказать о них? Большинства людей, которые их лично знали, уже нет в живых. – Я лишь один, или два раза встречался с сестрами Шушания. Фавста была игумения, Акепсима – схимонахиня. Акепсима была тихой; Фавста – более активной, начитанной, развитой. Она многое знала и помнила, но была более горделивой. Сестры Шушания были большими подвижницами. Они фактически спасли обитель преподобного Алексия. ПИСЬМО АРХИМАНДРИТА ШИО (ДЗИДЗАВА) К ЕПИСКОПУ ИЛИИ, БУДУЩЕМУ ПАТРИАРХУ 92 Ваше Преосвященство, Владыка наш епископ Илия! Ныне и присно горячо молю Пресвятую Троицу, дабы Всемогущий Господь даровал Вашему Преосвященству всяческие блага в жизни и особенно в Вашем архипастырском служении, а также больших успехов в предстоящих Ваших трудах на благо нашей Церкви и Отечества… Сегодня, 26 мая, получил от Вашего Преосвященства телеграмму, в соответствии с которой мне надлежит прислать к Вам монаха Кондрата Тодуа, по-видимому, для определения его на место служения. Это известие меня весьма обрадовало, а моего друга Кондрата, думаю, тем более обрадует, ибо он уже долгое время мечтает провести остаток своей жизни в монастыре. К сожалению, монах Кондрат два дня тому назад покинул Батуми, и я не знаю, где он сейчас находится. Иначе я бы написал ему и сообщил об отеческом внимании Вашего Преосвященства. И он бы тотчас же отправился во Мцхета для устроения своего дела. Попытаюсь каким-нибудь образом известить ею о положении дел, но это займет некоторое время. Промедление не повредит ли делу? Еще о многом хотелось бы побеседовать с Вашим Преосвященством и обсудить и выяснить вопросы, касающиеся нас обоих – и духовника, и ученика, – дабы впоследствии руководствоваться этим. Но все не вместил бы этот небольшой листочек, поэтому отложим это и перенесем на ближайшее время, т.е. до нашей личной встречи. Еще раз желаю Вашему Преосвященству многих лет счастливой жизни и оправдания чаяний грузинского народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Среди старцев, о которых упоминает отец Рафаил в своей книге, был, например, насельник Драндского монастыря отец Константин (Кварая), архимандрит. Он был очень верующим человеком с детства и рос при монастыре. Его знали во всем Советском Союзе, многие приезжали к нему. Он был наставником монастыря в Теклати. Были и преподобные Иоанн (Майсурадзе) и Георгий (Мхеидзе) , подвизавшиеся в монастыре Бетания. Один из них, отец Иоанн, сначала был насельником грузинского братства, которое подвизалось на Афоне. В 1920 году, когда с Афона изгнали и русских, и грузинских монахов, как подданных Российской империи, не имеющих греческого гражданства, он вернулся в Грузию и поселился в монастыре Бетания вместе со своим духовным братом отцом Георгием. Долгие годы этот монастырь был чуть ли не единственной монашеской общиной на территории Грузии. И хотя монастырь считался недействующим, а живущие в нем преподобные отцы Иоанн и Георгий числились «смотрителями ценного памятника архитектуры», монашеская традиция в нем сохранялась. Рассказывает отец Рафаил и о преподобном Алексии (Шушания), который был духовным чадом иеромонаха Варлаама (Эристави), подвизавшегося на Афоне в скиту святого Иоанна Богослова. О нем сохранились отзывы насельников русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе. Они говорили о нем как о человеке, который имел глубокую духовность, духовную мудрость и нес подвиги. Но не только его, но и всю братию этой келлии русские монахи характеризовали только с положительной стороны. Есть даже замечание одного из отцов русского монастыря о том, что грузины являются одними из лучших монахов на Святой Горе Афон. Преподобный Алексий (Шушания) Митрополит Шио (Муджири) недавно издал книгу о преподобном Алексии (Шушания) . В ней рассказывается о тех, кто был наставниками преподобного, каковы были корни его духовности и святости. Книга очень интересная, в ней собраны такие материалы, которые раньше не были известны. Одним из преемников этих старцев является наш Святейший Патриарх Илия II.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/7...

В 1875 г. прп. Алексий и послушник Павел Апшилава во время Великого поста жили в лесу, спали на земле на соломенной циновке, подкладывая под голову камень, питались кукурузными лепешками. После Пасхи прп. Алексий посетил еп. Имеретинского свт. Гавриила (Кикодзе) и получил его благословение на избранный путь; предположительно в том же году прп. Алексий, проведя неделю в посте и молитве, взял на себя подвиг своеобразного юродства. Он изменил внешний вид и одеяние, но при этом в поведении остался прежним, продолжая и усугубляя свое подвижничество ( Шушания. Жизнеописание. 2006. С. 5; Он же. Церк. мыслитель. 2006. С. 24-25, 28-29). Приблизительно в 1878-1880 гг. прп. Алексий познакомился в мон-ре Теклати с настоятелем афонского мон-ря во имя ап. Иоанна Богослова при Иверском монастыре иером. Венедиктом (Баркалаей) и по его приглашению вместе с экономом мон-ря Гелати иером. Герасимом (Гоголашвили) и иером. Феодором (в схиме Феодосием) (Эристави), ставшим впосл. его духовным отцом, посетил Афон, где пробыл 5 месяцев и занимался перепиской книг (имел каллиграфический почерк и был хорошо знаком с содержанием б-к мон-рей Гелати и Мартвили). В 1883 г. семья прп. Алексия (за исключением Виссариона, уехавшего на Афон) продала дом и землю. По совету прп. Алексия и с благословения настоятельницы монастыря Теклати мон. Агафии (Салакаи) его мать и сестра Саломия поселились на пустующем в то время «Острове Архангелов». В прошении на имя мон. Агафии (3 июля 1884) они писали, что, поскольку существует разрешение свт. Гавриила на поселение на «Острове Архангелов» монашествующих, они бы хотели «привести в порядок здешний храм для совершения в нем богослужения, в случае необходимости отремонтировав его». Мон. Агафия обратилась к свт. Гавриилу за разрешением, однако получила отказ: 5 июля епископ писал, что «предпочтительнее было бы жить им в самом женском монастыре вместе с другими; отдельно же подвизаться им - нехорошо» (Кутаисский центр. архив. Ф. 21. Оп. 1. Д. 16590. Л. 93, 94; Шушания. Церк. мыслитель. 2006. С. 21, 30-33).

http://pravenc.ru/text/2562970.html

Преподобный Алексий Теклатский HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Преподобный Алексий Теклатский Прп. Алексий (Шушания) родился в 1852 г. и был родом из Мингрелии в Грузии. Ему было шестнадцать лет, когда умер его отец. Через некоторое время прп. Алексий отпра­вился в паломничество в Святую Землю. Оттуда он поехал в Константинополь к дяде, преуспевающему купцу. Там Алексий почувствовал явное призвание к духовной жизни, но не мог решиться оставить семью, о которой отец завещал ему заботиться. Однажды ночью, терзаемый противо­речивыми мыслями, он не мог заснуть и услышал голос, повелевший ему довериться Провидению Божию. Тогда прп. Алексий затворился в комнате и провел несколько ме­сяцев в посте, молитве и размышлении над Священным Писанием. Из книги « Синаксарь: Жития святых Православной Церкви », вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Прп. Алексий (Шушания) родился в 1852 г. и был родом из Мингрелии в Грузии. Ему было шестнадцать лет, когда умер его отец. Через некоторое время прп. Алексий отпра­вился в паломничество в Святую Землю. Оттуда он поехал в Константинополь к дяде, преуспевающему купцу. Там Алексий почувствовал явное призвание к духовной жизни, но не мог решиться оставить семью, о которой отец завещал ему заботиться. Однажды ночью, терзаемый противо­речивыми мыслями, он не мог заснуть и услышал голос, повелевший ему довериться Провидению Божию. Тогда прп. Алексий затворился в комнате и провел несколько ме­сяцев в посте, молитве и размышлении над Священным Писанием. Вернувшись в Грузию, он поселился близ женского монастыря в Теклати и начал вести строгую подвижническую жизнь, ходя по деревням, заботясь о больных чахоткой и холерой, помогая хоронить одиноких бедняков. Он горячо проповедовал Слово Божие и являл образец евангельской жизни. Под влиянием прп. Алексия его мать, брат и младшая сестра тоже приняли монашеский постриг. Прп. Алексий совершил паломничество на Святую Гору, затем посетил Киево-Печерскую лавру и снова вернулся в Грузию продолжать подвижнические труды. В 1885 г. он поселился в Гелатском монастыре, где написал много духовных сочинений. Затем он перешел в монастырь Хоби и здесь в 1888 г. был рукоположен в иеромонаха.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/5...

73 В автобиографии о. Спиридон об этом обстоятельстве пишет, что он был «вос­становлен в священническом служении». 74 Вероятно, не ранее 1944 г., поскольку владыка Ефрем вернулся из ссыл­ки летом 1944 г. Владыка Ефрем был возведен в сан митрополита 12 июля 1945 г. См.: S. Vardosanidze. Qartveli mrvdelmtavrebi (XX–XI ss.). Тб., 2010. с. 175. 75 Сведения о постриге приведены в сообщении митрополита Кутаисско-Гаенатского и Чкондидского Ефрема (Сидамонидзе) на имя Католикоса-Патриарха всея Грузии Мелхиседека (Пхаладзе) от 10 апреля 1951 г. Сведения об «оставлении» на прежнем месте, в Теклатском монасты­ре, содержатся также и в автобиографии архим. Шио. Дата назначения не указана. 76 Патриарх Ефрем, по-видимому, желал подчеркнуть, что о. Шио не отрекался от священнического сана, как это делали многие священнослужители, не вы­держав давления со стороны власти. 77 Интронизация Католикоса-Патриарха Ефрема II состоялась 21 февраля 1960 г. в патриаршем соборе Светицховели во Мцхета. 79 АПГ. Оп. 1. Д. 1933. Л. 57. Проживал в это время архим. Шио по адресу: г. Сенаки, ул. Мцхетская, 26. До этого, в 1944–45 гг., эта улица называлась в честь Г. Табидзе, по состоянию же на январь 2013 г. дом о. Шио расположен по адресу: ул. Тбилисская, 41. 80 Могильная плита была обновлена 2 июля 2013 г. с указанием точной даты рожде­ния архим. Шио, что ранее не было известно. 81 Известный в Грузии подвижник благочестия, духовник Теклатского женского мо­настыря с 1948 по 1989 г. Похоронен в Теклатском монастыре в храме Рождества Богородицы. 82 Свидетельства записаны митр. Шио (Муджири). Рассказ насельниц обители на «Острове Архангелов» мон. Нины и послушницы Зои (Шушания) 14 ноября 2012 г. С раннего детства, с 40-х гг. XX в. сестры-близнецы Зоя и Нина Шуша­ния, внучатые племянницы и воспитанницы игум. Фавсты и схимон. Акепсимы (Шушания), проживают в обители на «Острове Архангелов». 86 Вероятнее всего, дата, приведенная в рассказе – 1937 г. – ошибочна, посколь­ку на основании описанных фактов можно предположить, что данное собы­тие имело место в 1924 г., когда было антисоветское восстание по всей Грузии, в том числе и в Сенаки, где было расстреляно множество его участников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

119 . Чекановский1914 – Чекановский А. К учению о Лице Господа Иисуса Христа. Труды Киевской Духовной Академии. Вып. 12.1914. 120 . Чекановский 1913 Чекановский А. Искупительный подвиг Христа Спасителя с точки зрения церковного учения о Лице Его. Труды Киевской Духовной Академии. Вып. 3.1913. 121 . Шушания 1914 – Онуфрий (Шушания), иерод. Мистика преподобного Макария Египеткого. «Учебно – богословские и церковно – проповеднические опыты студентов Киевской Духовной Академии». Вып. XII. Киев, 1914. Литература на иностранных языках 122 . Makrakis 1965 – Makrakis “The human nature of Christ”. Chicago, 1965. 123 . Prestige 1940 – Prestige G. L. “Fathers and heretics”. London, 1940. 124 . Quasten 1975 – Quasten Johannes Patrology. London, 1975. 125 . Robinson 1942 – Robinson Wheeler H. “Redemption and revelation”. London, 1942. 126 . Staniloae 1984 – Staniloae Dumitru “Prayer and holiness”. Oxford, 1984. 127 . Taylor 1986 – Taylor John V . “Weep not for me”. Geneva, 1986. 128 . Αγουριδου Χρ. Σαββα «Η περι λυτρωσεως διδασκαλια του αποσολου Παυλου» Θεσσαλονικη ,1962. 129 . Αγουριδου Χρ. Σαββα «Η μιμησις του Χριστου». Αθηναις, 1964. 130 . Κατηχηκα βοηθηματα «Ο Δρομος της ζωης». Αθηναις ,1960. 131 . Κατηχηκα βοηθηματα «Ωλοκληρωμεναι προσωπικοτητες». Αθηναις ,1961. 132 . Μπουκη Χριστου «Η Γλωσσα του Γρηγοριου Νυσσης». Θεσσαλονικη, 1970. 133 . Ζησης Θ. «Ανθρορος και κοσμος». Θεσαλονικη ,1971. 134 . Χρηστου Π. «Διαδοχος ο Φοτικης». Θεσσαλονικη, 1952. 135 . Χρηστου Π. «Γραμματεια του Δ αιωνος» Θεσσαλονικη, 1975. 10 В некоторых научных работах тема таинств мыслится в составе темы Искупления. См. Амвросий (Ермаков) иером. Сотериология Иоанна Златоуста . Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. Сергиев Посад. 1999. 12 Оба эти понятия «восстановление» и «возобновления» пока оставим без пристального внимания, в результате нашего исследования будет определено более четкое их содержание. 13 Athan. Alex. De decr. 41, 7:1 (ed. Opitz, H. G. Berlin, 1940. TLG 2035/3). Его же.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Послание о славе святых, или Духовное завещание прп. Макария, дошло в трех редакциях: обширной грузинской 331 , краткой арабской 332 и резюме, имеющемся а) в арабском собрании апофтегм 333 , где оно следует сразу за житиями Макария Египетского и Макария Александрийского , и б) в сирийской рукописи 334 . Недавно П. Жээн сообщил об обнаружении греческого оригинала (пока неизданного) в рукописи Lavra Γ 17 335 . Наиболее краткую и древнюю версию отражают греческий и арабский тексты, грузинский перевод более пространный. Определить подлинные части и соотношение всех версий – задача критического издания, которое готовится в настоящий момент группой ученых 336 . Помимо этих редакций, существует еще один арабский текст («version macariote», согласно терминологии о. Уго Дзанетти), стоящий немного особняком и отражающий традицию Коптской Церкви, а именно, монастыря прп. Макария. Несмотря на ряд добавлений, характерных только для него, этот текст приблизительно на четверть короче упомянутой выше арабской синайской версии. В нем сохранился, по крайней мере, один фрагмент, отсутствующий в арабском переводе, но имеющийся в греческом и грузинском текстах. Дальнейшие исследования должны прояснить текстологическую ситуацию. Эта «version macariote», до сих пор читаемая арабоязычными христианами, в немного измененной форме (сокращенной и на несколько осовремененном арабском языке) была издана впервые в 1972 г. о. Матта ал-Мискин 337 , французский перевод ее появился в 2001 г. 338 Послание об ангеле-хранителе дошло также в трех вариантах: а) пространном – грузинском 339 и «втором эфиопском» 340 , б) кратком – «первая эфиопская» редакция, изданная Б. Тураевым и В. Аррасом 341 , и в) третьей арабской версии, отличающейся от первых двух и менее обширной, чем грузинская. Арабские тексты до сих пор не изданы. Согласно сообщению о. Уго Дзанетти 342 , до нахождения греческого оригинала подготовка критического издания ученым кажется преждевременной. Нужно отметить, что впервые привлек внимание к грузинской версии иеродиакон Онуфрий (Шушания), опубликовавший в 1914 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Согласно святоотеческой традиции, христианское бесстрастие носит совершенно иной характер: «Бесстрастие есть неподвижность души на худое, но ее невозможно улучить без благодати Христовой»/Фалассий авва. 1900, с.292/; «Бесстрастие есть мирное состояние души, в котором она неудободвижна на зло»/ Максим Исповедник . 1900, с.167/; «Бесстрастие не в том состоит, чтобы не ощущать страстей, но в том, чтобы не принимать их в себя»/ Исаак Сирин . 1993, с.210/; «Бесстрастие есть не то, чтоб не быть бориму от бесов, ибо в таком случае надлежало бы нам, по Апостолу, изыти из мира ( 1Кор. 5:10 ); но то, чтоб когда они борют нас, пребывать не боримыми»/Диадох. 1900, с.71/; «истинно беспристрастным называется и есть тот, кто тело свое сделал нетленным, ум возвысил превыше всякой твари, все же чувства покорил уму, а душу свою представил лицу Господню»/ Иоанн Лествичник . 1908, с.242/; «бесстрастие есть воскресение души прежде воскресения тела... оно есть совершенное познание Бога, какое мы можем иметь после Ангелов»/там же, с.242/. Бесстрастие имеет свои виды и этапы: «Первое бесстрастие есть совершенное воздержание от злых дел, видимое в новоначальных; второе – совершенное отвержение помыслов о мысленном сосложении на зло, бывающее в тех, кои с разумом проходят путь добродетели; третье – совершенная неподвижность страстного пожелания, имеющая место в тех, кои от видимых вещей восходят к мысленным созерцаниям; четвертое бесстрастие есть совершенное очищение от самого простого и голого мечтания, образующееся в тех, кои чрез ведение и созерцание соделали ум свой чистым и ясным зерцалом Бога»/ Максим Исповедник . Умозрительные и деятельные главы. 1900, с.277–278/. Более того, с христианской точки зрения душа в своих глубинах бесстрастна: «Душа по природе бесстрастна. Не принимают сего держащиеся внешнего любомудрия, а подобно им – их последователи. Напротив того, мы веруем, что Бог созданного по образу сотворил бесстрастным»/ Исаак Сирин . 1993, с.18/. По Макарию Египетскому страдание души произошло не потому, что человек имеет способность желать, чувствовать, то есть, жить чувственной жизнью, а от того, что он начал искать себе удовлетворения вне источника истинной жизни/Шушания Онуфрий иерод. 1914, с.89/. Поэтому «бесстрастие не есть уничтожение эмоциональных проявлений жизни человека, а освобождение их от томления в преходящем потоке мирской жизни. Нашедши истинную пищу во Христе, чувственная сторона души достигает необычайной напряженности и богатства содержания»/там же, с.89/.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004   005     006    007