ДУХОВНЫЙ ТРИУМФ КАРПАТОРОССОВ Преподобный Алексий (Кабалюк) Карпаторусский, исповедник Будущий святой родился 12 сентября 1877 года в карпато-русской деревне Ясенье, в семье лесоруба Ивана Кабалюка. Семья была русофильски настроенная и мальчика назвали в честь св. Александра Невского. В детстве поступил послушником в греко-католический монастырь Кишь-Баранья, где разочаровался в унии; затем перешел в Православие и бежал на Афон, в русский Свято-Пантелеймонов монастырь. Оттуда его направляют в Россию, где он становится послушником Яблочинского монастыря на Холмщине, где рукополагают в священники, после чего он возвращается в Закарпатье и помимо священнослужения, работает простым точильщиком, не желая жить на средства прихожан. Отец Алексий обходил все села, перешедшие в Православие. В селе Иза он в один день крестил 200 детей и причастил более тысячи верующих, а в течении двух дней крестил 400 крестьян из соседних сел. По данным венгерской газеты " Оз ешт " ( " Вечер " ), за это время только в одной Мараморощине перешло в Православие более 14 тыс. человек. Эти цифры наглядно свидетельствуют о размахе Православно-русского возрождения в Угорской Руси. В ответ усилились гонения. Жандармы окружали церкви, обыскивали дома, отбирали книги, образа, крестики и молитвенники. На крестьян налагали непосильные денежные штрафы, во все села были введены жандармы, закрывались молитвенные дома. Всех, перешедших в Православие, сажали в тюрьмы. Но в ответ все новые села переходили в Православие. На о. Алексия началась настоящая охота, и он был вынужден бежать в Америку, где находилась большая карпато-русская колония. Там он, вместе с священномучеником Александром Хотовицким, продолжал свой миссионерский подвиг, и сотни тысяч карпатороссов вернулись к вере отцов. Отец Алексий вел обширную переписку со своей карпато-русской паствой, и австро-венгерские власти стали арестовывать каждого, кто получал письма с американской маркой. В тюрьму были брошены несколько сот человек, в том числе все родственники отца Алексия.

http://pravoslavie.ru/put/sv/archimalexi...

судебный процесс в мараморошском городе Сигете, ныне входящем в состав Румынии. Обвиняемых приговорили к тюремному заключению и штрафам. Но движение продолжало расти. В 1905 г. его активным участником стал 28-летний Александр Кабалюк, уроженец закарпатского села Ясиня (ныне поселок городского типа). Он ходил по всему краю и проповедовал Православие, молился с оставившими унию земляками в тайных молитвенных домах. В 1908 г. соратники делегировали Александра на Святую Гору Афон с просьбой о присылке православных святынь для духовного укрепления отошедших от унии закарпатцев. 8 июля 1908 г. в Свято-Пантелеимоновском монастыре Афона над Александром был совершен чин присоединения к Православию, с вручением иконы Божией Матери «Акафистная» в благословение православному движению Закарпатья. В 1910 г. Александр стал насельником православного Яблочинского монастыря на Холмщине, тогда принадлежавшей Российской империи, а ныне являющейся частью Польши. Подвижник желал принять монашество и священство, чтобы затем вернуться на родину и нести труд духовного окормления православных земляков. 25 марта, 11 июля и 15 августа 1910 г. были совершены, соответственно, монашеский постриг Александра с именем Алексий, возведение нового инока в сан иеродиакона и иеромонаха. В 1911 г. о. Алексий прибыл в Закарпатье уже как пастырь. Он совершал в молитвенных домах православных богослужения, исповеди, крещения, венчания. В том же году подвижник отправил на учебу в Яблочинскую обитель земляков Василия Вакарова, Василия Кеминя, Георгия Плиску, Михаила Мачку. Двое первых станут позднее архимандритами Матфеем и Амфилохием, а двое последних – протоиереями. Постоянные преследования со стороны венгерских властей вынудили о. Алексия выехать в 1912 г. в Российскую империю. Там подвижнику посоветовали отправиться на время в Русскую духовную миссию в Северной Америке. За океаном о. Алексий посетил эмигрантов из Закарпатья. В 1913 г. начался 2-й Мараморош-Сигетский процесс против православных. Узнав о нем, о.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Николаев...

Алексий давно хотел посетить и Святую Землю и Афон. Его душа чувствовала, что духовные оковы унии, которые насильно надели на его предков, еще каким-то образом держат его, еще какие-то сомнения временами просыпаются в душе. Он понимал, что, оторванный от живой православной традиции, он еще очень мало знает о Православии. Именно поэтому он так жаждал припасть к древним родникам чистого христианства, чтобы истина полностью открылась ему. Из этих святых мест он также хочет привезти святыни своему страждущему народу, которые могли бы утешить сердца, истомленные духовной жаждой. Здесь, на Святой Земле и Святой Горе, в нем окончательно побеждает Православие и он становится святым Алексием – несокрушимым воином Христовым, при упоминании одного имени которого будут трястись в бессильной злобе враги Церкви и возликуют верники. Именно этому важнейшему времени в житии святого и посвящена первая книга, изданная в России о возрождающемся Православии в Подкарпатской Руси, написанная на Афоне, подготовленная в печати в Оптиной пустыни и напечатанная в Шамордино в 1913 году, – «Повесть об обращении и присоединении на Афоне Угрорусса униата в Православие и о Русских, о Православии, об унии в Прикарпатской подъяремной Руси прежде и теперь». Книгу написал непосредственный очевидец этого важнейшего события – возвращения в Православие святогорский инок из русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне Денасий; и поэтому, чтобы не пересказывать своими словами речь свидетеля, предоставим слово ему самому. «В Русском на Афоне Пантелеимоновом монастыре в числе братии есть русский монах Варух, уроженец Венгрии, бывший униат и принявший православие в Шеве в Софийском кафедральном соборе, Отец Варух очень ревнует о возвращении своих земляков угрорусских униатов в Православие. Он завел кое с кем из них переписку. Узнал об этом Александр Кабалюк, достал его адрес и написал ему письмо на Афон с запросом: каким путем лучше приехать на святую Афонскую гору? К великой радости он получил ответ и немедленно порешил ехать. Поехал он через Россию и Одессу. Сначала проехал он в Иерусалим, где с глубоким благоговением поклонялся Живоносному Гробу Господню и другим святым местам, усердно моля Господа о просвещении и спасении души своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Родился 1 (13) сентября 1877 г. в карпато-русской деревне Ясенье в семье лесоруба. Уехал на Афон, где принял православие в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Поступил в Яблочинский монастырь на Холмщине. Иеромонах (1910). Второй раз посетил Афон в 1910 году уже в сане иеромонаха с заграничным паспортом подданного Российской Империи. Целью этого его приезда на Святую Гору была замена его российских иноческих документов на афонские, что во многом облегчало ему возвращение на родину. Игумен Свято-Пантелеимонова монастыря Архимандрит Мисаил радушно принял его, разрешил служить в монастыре, а также добился разрешения у Протата Святой Горы на служение иеромонаха Алексия во всех монастырях и скитах Афона. Четыре месяца преподобный жил на Афоне, пока в начале 1911 года не получил от архимандрита Мисаила удостоверение о том, что он является насельником Пантелеимонова монастыря. Этот документ подлежал утверждению со стороны Константинопольского Патриарха как канонического епископа Святой Горы, поэтому иеромонаху Алексию предстояло с Афона направиться в Константинополь. В день Крещения Господня в 1911 году Архимандрит Мисаил проводил его в дальний путь, снабдив сопроводительным письмом к Вселенскому Патриарху, тремя комплектами облачений, иконами, церковными книгами и золотой чашей для совершения св. евхаристии (Житие преподобного Алексия Карпаторусского, исповедника. 2001. Хуст. С. 9-15). Затем вернулся на родину в Подкарпатскую Русь. Служил священником в с. Иза (бывшей тогда на территории Австро-Венгрии) в Подкарпатской Руси (ныне Закарпатье). Видный миссионер. От преследования австро-венгерских властей еще до революции был вынужден бежать в Америку, где продолжал свой миссионерский подвиг в карпато-русской колонии вместе со священномучеником Александром Хотовицким. Около 1913 г. добровольно вернулся в Австро-Венгрию. В 1914 г. был осужден в г. Мараморош-Сиготе на 4 года и шесть месяцев и штраф 1000 крон. Вернувшись из заключения, основал Св. Никольский монастырь в с. Иза и был там настоятелем до 1925 г. При этом о. Алексий (Кабалюк) не имел возможности постоянно подвизаться в монастыре в Изе. Проживал при храме в г. Хуст и в Домбоках. В 1921 году принимал участие в организации церковного собора, на котором была образована Карпаторусская Восточная Православная Церковь в юрисдикции Сербской Православной Церкви. В 1920-е гг. возглавлял православные приходы в Карпатской Руси. Полномочный делегат Карпаторусской Православной Церкви на соборе Сербской Православной Церкви в г. Сремские Карловцы (1930). Один из авторов обращения " Чешская политика в отношении Православной Церкви в Карпатской Руси " к членам Синода Сербской Православной Церкви. Инициатор и вдохновитель православного съезда в г. Мукачево (1944), на котором было принято решение о присоединении Карпаторусской Церкви к Московскому Патриархату. Скончался 4 декабря 1947 г. в Домбоках. Канонизован в 2001 г.

http://pravicon.com/info-1716

Закрыть Карпатороссы: «Мы решительно против присоединения нашей территории к Украинской ССР» Об одном забытом юбилее 17.12.2021 1696 Время на чтение 7 минут Фото: Из сети Интернет В нынешнем году совершенно незаметно для СМИ прошёл юбилей – 20-летие со дня прославления в лике святых схиархимандрита Алексия (Кабалюка) (1877-1947), апостола Карпатской Руси, почитаемого православным миром под именем Алексий Карпаторусский. Памятная дата – хороший повод вспомнить не только о выдающемся исповеднике веры Христовой, но и о трагической судьбе карпатороссов – русин – этноса, которому властями «демократической» Украины запрещено таковым именоваться. Всё, что содержит в себе корень «рус», будь то малоросс, великоросс, карпаторосс – всё, что напоминает об исторической единой Руси, украинскими властями воспринимается как угроза своему существованию, угроза существованию их Анти-России. Кстати будет вспомнить и о нашумевшей статье Владимира Путина «Об историческом единстве русских и украинцев». Путин, показав, что «современная Украина – целиком и полностью детище советской эпохи», замечает: «Отдельно скажу о судьбе Подкарпатской Руси, которая после распада Австро-Венгрии оказалась в Чехословакии. Значительную часть местных жителей составляли русины…». Дальнейшее высказывание Путина содержит явно отрицательную коннотацию факта обмана ожидания людей властями и говорит как об исторической несправедливости по отношению к братскому этносу: «Об этом сейчас мало вспоминают, но после освобождения Закарпатья советскими войсками съезд православного населения края высказался за включение Подкарпатской Руси в РСФСР или непосредственно в СССР – на правах отдельной Карпаторусской республики. Но это мнение людей проигнорировали. И летом 1945 года было объявлено – как писала газета «Правда» – об историческом акте воссоединения Закарпатской Украины «со своей издавней родиной – Украиной». Закарпатская Русь была переименована в Закарпатскую Украину. Именно схиархимандрит Алексий (Кабалюк) в 1944 году стал духовным вождём и инициатором проведения упомянутого Православного съезда в Мукачеве. Съезд состоялся 18 ноября 1944 года. На нём присутствовали видные представители карпаторусского духовенства, учёные и общественные деятели. Было принято обращение к маршалу Сталину с просьбой включить Карпатскую Русь в состав Советского Союза как самостоятельную Карпаторусскую Советскую Республику. Помимо этого большая группа священнослужителей, участников съезда, обратилась к Священному синоду Русской Православной Церкви с просьбой о переходе Мукачевско-Пряшевской епархии на канонических основаниях из Сербской православной церкви в состав Московской патриархии. В Москву была направлена делегация русинов, которую возглавил карпаторусский лингвист и общественный деятель Георгий Геровский, автор масштабного труда «Язык Подкарпатской Руси»…

http://ruskline.ru/news_rl/2021/12/17/ka...

В 1910 году Угорская Русь получила, наконец, своего религиозного вождя в лице иеромонаха Алексия (Кабалюка). До сих пор существует предание, которое передается из поколения в поколение, как весной 1910 года по приглашению местных жителей в село тайком, в телеге, накрытой сеном, прибыл о. Алексий Кабалюк. Этот подлинный исповедник Православия родился 12сентября 1877 года в карпато-русской деревне Ясенье, в семье лесоруба Ивана Кабалюка. Мальчика назвали в честь св. благоверного князя Александра Невского. В детстве он поступил послушником в униатский монастырь Кишь-Баранья, но его чуткая душа не могла примириться с ложью унии; он бросил униатский монастырь, перешел в Православие и бежал на Афон, где нашел пристанище в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре, где и принял Православие. Оттуда его направляют в Россию, где он становится послушником Яблочинского монастыря на Холмщине. Тамошний архиепископ Евлогий рукополагает его в иеромонахи 15 августа 1910 года. Слух о нем дошел до крестьян Иза, и они обратились к о. Алексию с просьбой стать у них священником. Никакие препятствия, муки, гонения, не могли остановить о. Алексия перед тем, куда звала его горячая вера и желание дать своему народу духовную опору. Работая точильщиком, о. Алексий не хотел жить на средства прихожан, он обходил все села, перешедшие в Православие, совершал требы и таинства, наставлял и укреплял в вере. В селе Иза он в один день крестил 200 детей и причастил более тысячи верующих, а в течении двух дней крестил 400 крестьян из соседних сел. По данным венгерской газеты " Оз ешт " ( " Вечер " ),за это время только в одной Мараморощине перешло в Православие более 14 тыс. человек. Эти цифры наглядно свидетельствуют о размахе Православно-русского возрождения в Угорской Руси. В ответ усилились гонения. Жандармы окружали церкви, обыскивали дома, отбирали книги, образа, крестики и молитвенники. На крестьян налагали непосильные денежные штрафы, во все села были введены жандармы, закрывались молитвенные дома. Всех, перешедших в Православие, сажали в тюрьмы. Но в ответ все новые села переходили в Православие. На о. Алексия началась настоящая охота, и он был вынужден бежать в Америку, где находилась большая карпато-русская колония. Там он, вместе с священномучеником Александром Хотовицким, продолжал свой миссионерский подвиг, и сотни тысяч карпатороссов вернулись к вере отцов. Отец Алексий вел обширную переписку со своей карпато-русской паствой, и австро-венгерские власти стали арестовывать каждого, кто получал письма с американской маркой. В тюрьму были брошены несколько сот человек, в том числе все родственники отца Алексия.

http://pravoslavie.ru/put/podvizhnik/apk...

Дата основания: 1925 Адрес: 90133, Закарпатская область, Иршавский район, с. Дубровка Телефон: (03144) 7-36-13 Подробнее... Вознесенский женский монастырь (с. Чумалево) [ править править код ] Вознесенский женский монастырь (с. Чумалево) Обитель находится в 2 км к западу от села, в урочище Заберех, или Осеряк. Предыстория монастыря началась в селе Дубовом, где после I-й мировой войны жили благочестивые брат и сестра Рыбар – Иван и Мария. В 1920 г. Дубовое посетил с миссионерской проповедью прп. исп. Алексий (Кабалюк). В то время иеромонах, а впоследствии схиархимандрит, о. Алексий (1877†1947) нес труды по возрождению в Закарпатье православной веры, вытесненной в XVII-XVIII вв. в результате Ужгородской унии (1646). При встрече с подвижником, Мария открыла ему свое желание стать монахиней. Создавая тогда в Хусте интернат для православных гимназистов, прп. Алексий устроил в него Марию на работу. В 1924 г. Мария вернулась в Дубовое. Служившему здесь священнику Иоанну Бабичу, жителю Чумалева, она сказала, что хочет принять монашество и устроить в Дубовом монастырь. Пастырь ответил, что в Дубовом трудно найти тихое место для обители, и посоветовал поехать в Чумалево, где выразил готовность отдать под монастырь свою землю. В 1925 г. Мария побывала в Чумалево и попросила местных жителей поддержать ее начинание. Гостье показали урочище Осеряк: примерно на 30 лет раньше здесь под горою жил местный юродивый Георгий Кароль и предрекал, что на горе появится монастырь. Крестьяне уступили эту землю в обмен на участок о. Иоанна, и в том же 1925 г. началось обустройство обители. В 1926 г. брат Марии стал иеромонахом Иларионом и духовником монастыря. В 1933 г. Мария приняла рясофорный постриг, в 1938 – постриг в мантию и сан игумении, в 1968 – ушла на покой, в 1978 – приняла схиму и почила на 80-м году жизни. Дата основания: 1925 Адрес: 90510, Закарпатская область, Тячевский район, с. Чумалево, ул. Дружбы, 10 Телефоны: +38(03134)3-06-55 ; +38(03134)3-07-44 Подробнее... Свято-Троицкий мужской монастырь (г. Хуст) [ править править код ] Свято-Троицкий мужской монастырь (г. Хуст, урочище " Городилово " )

http://azbyka.ru/palomnik/Монастыри_Зака...

     Отец Лев, Вы сказали, что старцы окормляли батюшку в монастыре практически с детства. Он рассказывал братии о том времени, на которое пришлось его духовное становление? Рассказывал. По его рассказам можно было представить, насколько тяжело приходилось в советское время – особенно в годы хрущевских гонений – монашествующим. Отец Георгий родился в Закарпатье в верующей семье. Его учителями стали уже прославленные во святых схиархимандрит Алексий (Кабалюк) – преподобный Алексий Карпаторусский (в Закарпатье его называют Карпатским, потому что в среде нынешних националистов слова «Русь», «русин» не должны звучать) и настоятель первого монастыря, куда батюшка попал 12-летним отроком, архимандрит Иов (Кундря) – преподобный Иов Угольский. Также схиигумения Мария (Рыбарь) – настоятельница Чумалевского монастыря и ее брат – иеросхимонах Иларион и другие. Апостольское служение преподобного Алексия Карпаторусского, настоящего вождя русин, можно сравнить с деятельностью святого равноапостольного Николая Японского по просвещению японцев. Немало тому подтверждений имеется, но главное – Закарпатье тогда находилось в унии, в католичестве, а сегодня на этой земле десятки православных храмов, с этой земли вышло множество священства, и многие молодые люди идут учиться в православные духовные учебные заведения… Второй старец, архимандрит Иов, как и схиархимандрит Алексий, получил благословение на Святой Горе Афон, в Свято-Пантелеимоновом русском монастыре. Его там одарили частицей мощей святого великомученика Димитрия Солунского и направили в родное Закарпатье проповедовать слово Божие. И он основал мужской скит с афонским уставом в Городилове. Известно, что отец Иов переписывался с преподобным Силуаном (Афонским) – одним из самых чтимых Православной Церковью святых XX века.      Не могу не назвать еще одного батюшкиного учителя – схиархимандрита Боголепа (Церковника). Он был не только мудрым духовным наставником, но и врачевателем телесных недугов с помощью лекарственных трав. Отец Боголеп общался со святителем Лукой (Войно-Ясенецким), святитель Лука его очень уважал.

http://pravoslavie.ru/126993.html

Покровский храм (Ужгород) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Покровский храм - православный храм в Ужгороде на берегу реки Уж, построен в 1930 году. Является храмом-памятником русским воинам, погибшим в Карпатах в Первую мировую войну 1914-1918 годов. Содержание История [ править править код ] Город появился в предгорье Карпат на реке Уж (откуда и происходит нынешнее его название). С конца 11-го века и до начала 20-го он попеременно находился во власти венгров и австрийцев. В 1919 году Ужгород стал столицей Подкарпатской Руси – автономной республики в составе Чехословакии. Именно тогда в город стали приезжать эмигранты из России, покинувшие Родину после Октябрьского переворота 1917 года. Со временем российская диаспора сформировалась в общину и люди решили построить здесь собственный дом для молитвы. Новое сооружение появилось на левом берегу Ужа напротив старой части города. Это был шатровый храм, распространённый в русском храмовом зодчестве 15-го – 17-го веков. Средства на строительство святыни собирали среди соотечественников, разбросанных после революции по всему миру. Тогдашние ужгородские газеты писали о том, как жены эмигрантов специально занялись рукоделием, чтобы вырученные за это средства отдать на строительство храма. Колокола пожертвовала Подкарпатско-Русская казацкая станица, находящаяся недалеко от Ужгорода. Возведение Покровского храма совпало с эпохой возрождения на Закарпатье Православия после его трехсотлетнего запрета. Начиная с 17-го века, когда была подписана Ужгородская уния, православные церкви на Закарпатье не строились. В 1920-х годах храм в Ужгороде стал одним из первых, построенный в крае за три века. Чин освящения и первое богослужение в церкви совершил преподобный Алексий Кабалюк – подвижник веры 20-го века. В 2001-м году Церковь присоединила его к лику святых. Архимандрит Алексий был первым православным священником на заре возрождения Православия в крае. В 1910 году он тайно приехал в Карпаты из Холмщины на телеге под сеном. В селе Иза отец Алексий основал первый в регионе православный монастырь. В дальнейшем каждый православный храм, строящийся на Закарпатье в те времена, батюшка опекал лично.

http://azbyka.ru/palomnik/Покровский_хра...

Arhiva Întâistttorul Bisericii Ortodoxe din Ucraina a vizitat Eparhia de Hust 21 octombrie 2014 19:40 20-21 октября 2014 года состоялся двухдневный архипастырский визит Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия в Хустскую епархию . В городе Ужгороде 20 октября Предстоятеля Украинской Православной Церкви  встречали: митрополит Хустский и Виноградовский Марк , архиепископ Мукачевский и Ужгородский Феодор , епископ Бердянский и Приморский Ефрем , председатель Закарпатской областной государственной администрации Василий Губаль, председатель Закарпатского областного совета Иван Балога, духовенство Мукачевской и Хустской епархий. В тот же день Блаженнейший митрополит Онуфрий возглавил вечернее богослужение в Свято-Никольском мужском монастыре села Иза-Карповтлаш Хустского района Закарпатской области. Его Блаженству сослужили: митрополит Хустский и Виноградовский Марк, митрополит Бориспольский и Броварской Антоний , управляющий делами Украинской Православной Церкви, митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий , митрополит Почаевский Владимир ;  архиепископ Херсонский и Таврический Иоанн , архиепископ Черновицкий и Буковинский Мелетий , архиепископ Мукачевский и Ужгородский Феодор;  епископ Угольский Антоний , епископ Ирпенский Климент , епископ Бердянский и Приморский Ефрем, наместник обители архимандрит Адриан (Малета) и братия монастыря в священном сане. За богослужением молились митрополит Каменец-Подольский и Городокский Феодор и епископ Горлицкий Паисий ( Польская Православная Церковь ). После богослужения Предстоятель Украинской Православной Церкви совершил чин освящения иконостаса нового монастырского храма в честь преподобного Алексия Карпаторусского. 21 октября, в годовщину прославления преподобного Алексия Карпаторусского (2001), Блаженнейший владыка совершил Божественную литургию в Свято-Никольском монастыре. Также в этот день отмечалось 100-летие трагического Мараморош-Сиготского процесса над православными в 1913-1914 годах. На этом процессе судили верующих за их желание исповедовать православную веру. Главным обвиняемым был священник Алексий (Кабалюк) — активный участник движения за возрождение Православия на Закарпатье. 21 октября 2001 года Блаженнейший митрополит Владимир возглавил в Свято-Никольском монастыре чин прославления схиархимандрита Алексия в лике святых.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3801635...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010