Так же, впрочем, не от Него зависит, кому дать сесть у Него по правую сторону и по левую, " но кому уготовано Отцем " Его (Мф 20:23). А.Л. Чернявский, Москва 26 августа 2014г. 15:30 +И в Его земной жизни Отец не дал Ему " правильное " или " ошибочное " знание о сроках второго пришествия, но вообще никакого знания о них.+ Выходит, практически единодушное мнение христианских богословов всех времен, что Христос как человек обладал всеведением (т.е. знал все), неверно? И почему, не имея знания о сроках, Он все время говорил о них? Я с Вами не спорю, я только хочу лучше понять Вашу позицию. Алексей 27 августа 2014г. 15:33 Это мнение не моё. Я процитировал отрывки их моего перевода «Избранных вопросов христологии» ( ). Привожу более развёрнутые тексты: « Бытие Сына полностью исходит от Отца , и обращено к Отцу. Его знание состоит в этом бытии в слушании, в видЕнии Отца. Если мы допускаем, что Сын Божий транспонирует (переносит) в человеческую природу все то, что Он проживает как вечный Сын Отца, то Его ведение и Его знание происходят от Отца, но в человеческой форме (постепенной, дискурсивной...). Все становится переданным Отцом в подлинной человеческой истории, и никак иначе. Все происходит от Отца, но уже не непосредственным образом: человеческим, историческим образом. Сын Божий полностью погрузился в наше человечество, не частично. Таким образом, историчность знания реальна в Иисусе: неясность, постепенность, и т.д. ... столько же условий, которые принимает Сын Божий воплощаясь. (И Иисус уже не говорит попеременно: «Я хочу знать как Бог», «Я хочу знать как человек» …) Он отказывается от Своего человеческого ведения, чтобы принимать человеческое знание. Его отношение к Отцу развертывается и совершается полностью в одном единственном человеческом плане: неведение, диалектика вопросов и ответов, обучение, опыт… Как это возможно? Как Он может «отложить в сторону» Своё божественное знание (Бальтазар)? Может ли Он отделиться от великолепия Своей божественной славы? Писание отвечает: да. И Он это сделал. Он смог отказаться от Своего ведения.

http://bogoslov.ru/article/4062587

IV, 3, 1–6). Таким образом, мысль автора «Пастыря» достаточно прозрачна: он мягко, но решительно, отстраняется от точки зрения ригористов: покаяние после крещения для него, безусловно, играет важнейшую роль в жизни христианина. Однако столь же решительно Ерм отстраняет и противоположную крайность – частое и бесплодное покаяние является мощной преградой на пути духовного преуспеяния и делает жизнь христианина «затруднительной» ( δυσκλως... ζσεται). Подобное учение о «двух ангелах» (или двух противоположных «духах»), согласно автору «Пастыря», отнюдь не означает, что человек есть пассивная «игрушка» в руках их. Какой из «духов» вселится в человека – зависит от него самого. Более того, в задачу человека, собственно говоря, входит одно: удержать в себе «Дух Господень». Об этом в «Пастыре» говорится следующим образом: должно любить Истину, «чтобы Дух, который Бог поселил в этой плоти, обрелся истинным пред всеми людьми и чтобы прославлялся Господь, поселившийся в тебе, потому что Господь – истинен во всяком слове и нет никакой лжи у Него». Ведь христианин получает от Господа «Дух неложный» ( πνεμα αψευστον), и, если он возвращает Дух «ложным», то делается «грабителем» и оскверняет заповедь, данную ему (Зап. III, 1–2). Этим и определяется вся нравственная жизнь христианина, которая должна направляться по заповедям Господним. Из них наипервейшая – хранение веры в Бога, ибо кто бережет ее, тот отвергает от себя «всякое лукавство» и облачается во «всякую добродетель». Вместе с верой в Бога к главным христианским добродетелям причисляются еще страх Божий и воздержание (Зап. II). Страх Божий есть необходимое условие спасения: он удерживает от совершения дурных дел и побуждает творить благие деяния. Кроме того, страх Божий изгоняет иного рода страх – страх перед диаволом, хотя, в то же время, Ерм подчеркивает, что «дел диавола» следует опасаться (Зап. VII). Воздержание же понимается в «Пастыре» прежде всего как воздержание от дурных дел: прелюбодеяния, пьянства, лицемерия и др. Если рассматривать нравственное учение, содержащееся в произведении, то можно констатировать, что оно выдержано в классических тонах христианской этики. Пожалуй, специфической особенностью «Пастыря» в этом плане является то, что в последующей западной традиции получило наименование «сверхдолжных дел» (opera superogatoria). Об этом в сочинении говорится так: «Если ты сделаешь что-либо доброе помимо заповеди Божией ( κτος της εντολς του θεο), то стяжаешь себе более обильную славу ( δξαν περισσοτραν) и будешь более славным перед Богом, чем был раньше» (Под. V, 3, 3). Впрочем, данный нюанс нравственного учения «Пастыря» – периферийное явление в общем «космосе» миросозерцания автора, которое не играет существенной роли.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Никого я не послухал бы, А послухал бы тебя, родну матушку, Не послухать мне закон не даёт 975 . Из указанных примеров видим, что почитание родителей и послушание им, а на старости лет забота о них, составляют первую обязанность для детей. «Живы родители – почитай, померли – поминай». «Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает». «Покояй матерь свою волю Божию творит» 976 . На покорных детей изливается родительское благословение. А «родительское благословение на воде не тонет, в огне не горит». «Материнская молитва со дна моря достаёт». И «детям не жить, коли не умом да не благословеньем родителей». Что касается отношений к братьям и родственникам, то они также должны быть проникнуты взаимною любовию и уважением 977 . Мы указали на самые характеристические и резкие черты в народных воззрениях на человека, как члена семьи, и указали его обязанности. Теперь покажем обязанности человека по отношению к миру. На мир народ смотрит, как на общину, как на совокупность большого количества семей, связанных одними общими интересами. В этой связанности, в этом союзе семей народ сознаёт свою силу, он не боится враждебного отношения со стороны племён неродственных. «Мир – великое дело». «Мирская шея толста». В мире только и спасение человека. Человек как член мира – общества – должен повиноваться требованию мира. «Мир – велик человек». Поэтому «с миром не расходись». «В каком обществе живёшь, такого и обычья держись». «С миром не поспоришь». «Один мира не перетянешь». Что мир положит, так тому и быть. «Глас мира – глас Божий». Обязанности, налагаемые на каждого миром – это (в общих чертах) воинская служба, взнос подати, временная выборная служба на миру. Что касается службы военной, то она выпадает не на всякого («набор не поголовщина»), а только на того, кого укажет Бог . Жеребей – суд Божий. Защищать свой родной мир, своё общество, отечество, государство – долг каждого члена этого мира вообще и каждого члена, которые на то и поставлен, в частности. Насколько высоко народ ставит дело защиты родины, видно из того, что почти все любимые богатыри – защитники Киева, а с ним, конечно, и всей русской земли. Дело богатырей и борьба их со врагами имеет, по былинам, двоякую цель: с одной стороны, защитить отечество, с другой – усилить ещё, расширить его владения. Ермак, Тимофеев сын, отправляясь на подвиги, таким образом определяет цель своей поездки:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

За каждой трудностью таятся чудеса Божий промысел, кажущийся нам порой бессмысленным и беспощадным, раскрывается нам далеко не сразу, а может так и не раскрыться во всей своей полноте. Но отдельные его проблески, по привычке называемые нами чудесами, поражают своей почти сказочной непредсказуемостью. 19 октября, 2013 Божий промысел, кажущийся нам порой бессмысленным и беспощадным, раскрывается нам далеко не сразу, а может так и не раскрыться во всей своей полноте. Но отдельные его проблески, по привычке называемые нами чудесами, поражают своей почти сказочной непредсказуемостью. В статье Анны Даниловой « Без гарантий », в общем-то, всё сказано верно и чётко: ни убавить, ни прибавить. Никто ни от чего не застрахован, никто ничего не гарантирует, и очень много окружающих нас вещей и трагедий нам не понять никогда. Вот, к примеру, одна очень типичная и вызывающая своей несправедливостью история. Жил-был наркоман Лёшка. Кололся, что называется, беспробудно вместе с молодой женой уже лет так десять. Начали с травы, подсели на героин, и тратили на него столько, что денег порой не хватало на еду. Родители пытались лечить Лёшку, бились, сколько могли, проплакали все глаза, и всё было бесполезно. Потом Лёшка что-то украл и, как водится, сел. Отсидел, вышел, и начал колоться заново так, что и на человека уже мало походил. И всем вокруг было абсолютно ясно, что Лёшка — совершенно потерянное существо, от которого всем только вред, и никому никакой пользы. И был у Лёшки старый друг — в прямом смысле друг детства. Как нарочно, весь из себя положительный. Не алкоголик, не наркоман, более того, практически единственный человек, который не только не отвернулся от Лёшки, но и всеми силами его удерживал, чтобы тот прекратил колоться. И вот этот Лёшкин друг единственный раз в связи с какой-то личной трагедией сорвался, напился (хотя выпивал крайне редко), сел в таком виде за руль и сорвался насмерть с одного из мостов в Екатеринбурге. И так и хочется добавить, что смерть этого парня была не напрасной, что Лёшка, впечатлившись, перестал колоться, и всем наступило счастье. Но ничего такого не случилось. Друг погиб, а Алексей с супругой продолжали, как говорят наркоманы, «вмазываться», родители выгнали их из дома, и Лёшка стал колоться под забором. И все вокруг, кто знал эту историю, недоумевали и вполне естественно возмущались: как же так? Некоторые прямым текстом говорили Лёшке: «лучше бы ты погиб вместо него». В самом деле, пропащий человек, наркоман, который уже десяток лет колется, уголовник, уже на человека не похожий — и с ним ничего не случается! А тут хороший парень, положительный, который этого бедолагу на путь истинный пытался наставить — и так глупо погиб. Почему живут те, кто этого не заслуживает, а хорошие люди умирают? Очевидная ситуация, очевидная несправедливость, и добавить тут нечего, ведь так?

http://pravmir.ru/za-kazhdoj-trudnostyu-...

ТаняСем 16 февраля 2017, 14:55 Как же это про меня!Вроде и в Храм хожу годами и вроде " неплохой человек " ,а посмотришь нито нисе,как и написано в статье,прости меня,Боже и помилуй! Валентина 16 февраля 2017, 14:20 Автор написал хорошую статью каждый думает, что это о нем ну почти каждый и это хорошо!Думать надо, но не до уныния! Анна 15 февраля 2017, 20:54 Сергей, спасибо за статью! Насчет страха Божия - у меня в студенческие годы был такой случай. Мой преподаватель, когда я с его помощью готовилась к защите диплома, предложил в главе о Паскале добавить предложение О СТРАХЕ БОЖИЕМ. Я тогда просто не поняла (хотя и считала себя человеком верующим), что он на самом деле имеет в виду. Добавила, раз ему хочется, диплом защитила... А теперь вспомнила это пожелание, как Вы, Сергей, наставление того старенького монаха :)) Алексей 13 февраля 2017, 13:16 Признаю в себе собачью кровь...(ВЕТХОСТЬ ,старое вино и зло с лукавством...за которыми скрывается,видимо,ярость...зависть...). Отче! ПРОСТИ и ВРАЗУМИ НАС ВСЕХ!Искорени во мне все, что мешает занятию Христом Твоим, предоставленного места Ему. Александр Бутов 12 февраля 2017, 23:48 Вот еще одна душеполезная статья 15-летней давности из газеты " Православный Санкт-Петербург " на тему " ни то ни сё " - " Расслабленность духовная " : http://www.pravpiter.ru/pspb/n120/ta001.htm Ирина 11 февраля 2017, 23:02 Очень полезная статья, заставляет задуматься о себе: а не отвергнет ли Христос? Дух богобоязненный - это опасение оскорбить Бога грехами. Его кстати имели и воины, например, Суворов, Пересвет, Ушаков, Илья Муромец, Александр Невский. Они были мужественны и богобоязненны. р.Б.Сергий 11 февраля 2017, 22:31 Сергею Зинченко.О безпредельщиках говорят: совсем страх потерял,а надо бы добавить-Божий.Есть на ютубе видео,где парень рассказывает о том,как был в состоянии клинической смерти и какой страх пережил,он плачет с волнением говорит...А можно,как страус спрятать голову в песок и не думать о неизбежной смерти.И ТАМ суд и приговор на всю вечность.Страх Божий как сквозняк прветривает душу, она выходит из угара страстей и способна ощутить присутствие Божие,захочется ли тагда оскорбить Творца и подателя всех благ?..Все же,думаю,что и малое доброделание не останется незамеченным у Господа.Есть периоды,когда человек с головой погружен в земные дела.Но будем стараться,хоть по временам проявлять ревность

http://pravoslavie.ru/100890.html

Лит.: Бессонов П. Калики перехожие. М., 1861-1864; Дашков Д. Стихи и сказания про Алексея Божия человека//Беседы в ОЛРС. 1868. Вып. 2; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 451; Т. 2. С. 77; Т. 3. С. 109-110, 511; Duchesne L. Notes sur la topographie de Rome au Moyen-âge//Mélanges d " archéologie et d " histoire d " École française de Rome. 1890. T. 10. P. 225-250; Plaine F. La vie syriaque de S. Alexis et l " authenticité substantielle de sa vie latine//Revue des questions hist. 1892. T. 51. P. 560-576; Kirsch J. -P. Alexis (1)//DHGE. T. 3. Col. 379-381; Petit L. Bibliographie des acolouthies grecques. Brux., 1926. P. 4-6; Gaiffier B. de. Intactam sponsam relinquens: À propos de la vie de St. Alexis//AnBoll. 1947. T. 65. P. 157-195; Мурьянов М. Ф. Алексей человек Божий в славянской рецензии византийской культуры//ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 109-126; Stebbins C. E. Les origines de la légende de Saint Alexis l " homme de Dieu//Revue belge de philologie et d " histoire. 1973. T. 51. P. 497 sv.; Gieysztor A. La légende de S. Alexis en Occident: Un idéal de pauvreté//Études sur l " histoire de la pauvreté/Sous la dir. de M. Mollat. P., 1974. T. 1. P. 125-139; Mohr W. Alexius//TRE. Bd. 2. S. 264-266; Drijvers H. Die Legende des heiligen Alexius und der Typos des Gottesmannes im syrischen Christentum//Typos, Symbol, Allegorie bei den östlichen Vätern und ihren Parallelen im Mittelalter. Eichstätt, 1982. S. 187-217; Storey Ch. An Annotated Bibliography and Guide to Alexis Studies (La Vie de Saint Alexis). Genève, 1987; Пайкова А. В. Легенды и сказания в памятниках сирийской агиографии//ППС. 1990. Вып. 30 (93); Бобров А. Г. Житие Алексея Божия//СККДР. Вып. 1. С. 129-131; Иванов С. А. Византийское юродство. М., 1994. С. 44-49; Esbroeck M. van. La Vie de St. Jean le Pauvre ou le Calybite en version géorgienne//OrChr. 1998. Vol. 82. P. 153-183; idem. Le monachisme syriaque//Le monachisme syriaque aux premières siècles de l " Église (2e - début 7e siècle). Liban, 1998. P. 71-80; Беневич Г. И. Житие преподобного Алексия, человека Божия (преодоление чуждости в контексте церковного предания)//Чужое: опыты преодоления. М., 1999. С. 95-159; Турилов А. А. Сказание о руке Алексия, человека Божия, в Новгороде//Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира. М., 2000. С. 171-179.

http://pravenc.ru/text/114016.html

Этот «четвертый завет» является завершением, исполнением и высшей точкой всех предшествующих «заветов». Воплощение Бога Слова и знаменует эту высшую точку. В этой связи св. Ириней и развивает свою знаменитую теорию «возглавления» (recapitulatio; να κε φαλαωσις), опираясь на мысли, высказанные св. Апостолом Павлом ( Еф. 1:10 ) 468 . По словам И. В. Попова , «recapitulatio, recapitulari имеют много значений, но в данном случае эти слова значат – сводить к единству путем краткого повторения. Так, термином recapitulatio можно было бы назвать краткое обобщение всех мыслей исследования посредством повторения в конце его общих мыслей и результатов. Христос, по учению св. Иринея, возглавил все человечество, повторив в истории Своей жизни все подробности жизни Адама, обычное течение жизни каждого из его потомков и историю человечества во всей его совокупности» 469 . Прежде всего, как констатирует Лионский святитель, Сын Божий воспринял полноту человечества, «восстановляя в Себе Самом создание Свое и стал Сыном Человеческим» (III, 22,1). Поскольку же Он пришел спасти всех – «младенцев, детей, отроков, юношей и старцев», то «Он прошел чрез все возрасты», освятив их (II, 22,4) 470 . Кроме того, родословие в «Евангелии от Луки» ( Лк. 3:23–38 ), содержащее 72 рода, показывает, согласно св. Иринею, что Господь «в Себе Самом восстановил все народы, от Адама распространившиеся, и все языки и (весь) род людей вместе с самим Адамом » (III, 22,3). Вследствие чего Сын Божий, воплотившись, «снова начал длинный ряд человеческих (существ) и сокращенно даровал нам спасение, так что потерянное нами в Адаме, то есть бытие по образу и подобию Божию, мы опять получили во Христе Иисусе» (III, 18,1). Таким образом, Господь соединил «человека с Богом. Ибо если бы не человек победил врага рода человеческого, то враг не был бы побежден законно. И опять, если бы не Бог даровал спасение, то мы не имели бы его прочно. И если бы человек не соединился с Богом, он не мог бы сделаться причастным нетления. Ибо Посреднику Бога и человеков надлежало чрез Свое родство с тем и другими привести обоих в содружество и согласие и представить человека Богу, а человекам открыть Бога» (III, 18,7). В этом посредничестве воплотившегося Бога Слова св. Ириней великую роль отводит крестной смерти Господа, поскольку, «восстановляя в Себе всего человека от начала до конца, Он повторил и его смерть» (V, 23,2). Поэтому «преступление, которое совершилось посредством древа, разрушено было послушание древа» (Док. 34).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Свт. Григорий Богослов (Назианзин, ок. 329–389 гг.) развил свою христологию в противоположность учению Аполлинария, утверждавшего, что воплотившийся Христос, Сын Божий, не имел человеческого ума (vo e), который заменило в Нем Божество ( θετης). Таким образом, Христос, согласно Аполлинарию, был человеком неполным и несовершенным. Свт. Григорий находит подобное утверждение ниспровержением всего домостроительства о спасении человека во Христе Иисусе. Он придерживался в этом случае одинакового со свт. Афанасием образа мыслей, того именно, чю если Христос не сделался совершенным человеком, то не соверши лось обожение всего человека, возведение его в богоподобное достоинство. «Сын Божий стал человеком, чтобы человек стал Богом» 473 Человеческая природа Христа обожествилась от соединения с природой Божественной, а так как Его человечество обще всем людям, то и Нем и все люди достигли своего обожествления. Если же человече ского ума у Христа не было, то человечество осталось неискупленным, ибо поврежденный ум – главный виновник греха в человеке и. стало быть, наиболее всего нуждался в своем обновлении и освящении силой Христовой. Человеческий ум, богословствует Григорий, есть единственное начало, которое представляет собой удобную среду для соединения с Божеством. Ибо ум духовен и сроден Божеству, и если бы не было ума, то совершенно невозможно соединение Бога с человеком, ибо только посредством человеческого ума Бог мог соединиться с человеческой плотью 474 . Провозглашая такой способ едино ния Божества с человечеством во Христе, Богослов не отрицает гор мина νωσις φυσικ «природное единение», который употреблял свт. Афанасий в смысле истинного, действительного единения. Свт. Григорий, как и вообще Каппадокийцы, начинает сознавать некоторую соблазнительность этого термина, некоторую его материалистичность и потому начинает его избегать, хотя, конечно, нисколько не отрицая и не умаляя действительности единства природ во Христе. Тезис Аполлинария «Если приявший Бога есть истинный Бог , то богов было бы много, ибо многие воспринимают Бога» 475 Григорий окончательно разрушает тем, что Христос, несмотря на две самостоятельные природы, есть все-таки одно Лицо ( ν πρσωπον).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Там стадо волков и посредине их св. Юрий. Св. Юрий успокаивает путешественника; спросив, как он попал сюда, и узнав, что другой понадеялся на свою силу, а не на Юрьево покровительство, велит волкам разорвать его. «Так и вже й разирвали» 318 . В Архангельской губернии ходит следующее сказание. Работает один крестьянин на гумне. Видит: недалеко Егорий и волки около него. Егорий приказывает взять у крестьянина лошадь с белою лысиною. Крестьянин, услыхав приказание, замазал у лошади лысину. Волки, не найдя указанной лошади, воротились без добычи. Егорий снова велит им разорвать указанную лошадь, и они разорвали 319 . Ещё рассказ об Егории. Ночевали ночлежники (пастухи) в количестве 30 человек в лесу. Слыша каждую ночь возле одного дуба вой волков, один из них (старик) решился ночевать на дубу. Видит: Егорий всем волкам обрекает живот и одному – его самого. И действительно, на следующую ночь старика не стало. Один поселянин видел, как Егорий велел волкам задушить 40 лошадей, и те исполнили его приказание 320 . «Что у волка в зубах, то Егорий дал», – говорит народ. И народ убеждён, что «ловит волк (только) роковую овечку» 321 . Среди народа ходит немало заговоров, где к Егорию, как покровителю животных, обращаются с мольбою о сохранении скота. Убеждённый, что звери едят только «повеленное, благословенное от св. Егория храброго», поселянин молится Егорию: «Истинный Христос, Царь небесный, и Пресвятая Богородица, Георгий страстотерпец, милостив буди до меня, до грешного раба Божия (имярек), и сохрани и соблюди ты, Господи, по всякой час милого моего живота, Власьева рода и белого, и пёстрого и пр. и сохрани и соблюди во всяком месте, где он ходит и спит или стоит и пр.» 322 . Как владыка зверей, Егорий представляется покровителем охотников. Из множества заговоров, в которых обращаются к Егорию охотники, мы приведём некоторые. «Стану я, раб Божий, благословясь, пойду в чистое поле, в тёмные леса своих смотреть лоушек и стаушек; и встречу я, раб Божий (имярек) св. Георгий храброго, едет св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святой рано остается сиротой. Ему было 11 лет, когда умер Евдоксий, за которым спустя три года последовала в могилу и жена. Так житийная литература всегда рано уединяет святого, чтобы тем выше и самостоятельнее выросла его духовная сила: то святой рано сиротеет, то бежит желаемого родителями брака, как любимый народом святой, Алексей Человек Божий. Потом св. Мина делается римским офицером по тексту Кауфмана, правителем области по Амелино. Народные жития вообще любят усвоять святому возможно высшее звание, чтобы тем ярче отметить потом борьбу между всей достигнутой им внешней высотой – и всей глубиной простоты и отречения, живущими в сердце святого, как вечный зов Божий. «Все шло хорошо» 4054 , пока император Диоклетиан не прислал повеление о преследовании христиан в провинцию Африки по Амелино, во фригийский Котиейон 4055 , где св. Мина стоял гарнизоном, по Кауфману. Это теперешний Kutahia, сохранивший в турецком искажении старое греческое имя, где в 1833 году Могаммед Али Египетский заключил мир с турками. Мина слагает с себя воинское звание и удаляется в пустыню. В этом месте извод житийного сказания, прикрепляющий подвижничество и мученичество святого Мины к самому Египту, приобретает, как кажется, более внутренней вероятности. «Нигде, – говорит церковный историк Евсевий, – слова евангельского учения ни над кем не имели столько власти, как в Египте» 4056 . Ранним успехам христианства и христианского подвижничества в Египте способ- —399— ствовал и степенный, всегда полный мысли о будущей жизни, характер египтян, сложившийся под историческим воздействием природы страны. «Меланхолический и торжественный вид природы Египта, – пишет Норов в художественном Путешествии по Египту, – вечно ясное небо, строгий характер пирамидального зодчества, ужасное разрушение зданий гигантских, превышающих силы человека, столько великого, столько славного в прахе, и наконец, куда ни взглянем, везде поразительное исполнение пророчеств – все это невольно приводит к созерцательной жизни человека мечтательного» 4057 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010