223 Cp.:.: Benz E. Der dreifache Aspekt des Übermenschen//EranosJahrbuch 1959. Zürich, 1960.enz E. Der dreifache Aspekt des Übermenschen//EranosJahrbuch 1959. Zürich, 1960. 224 Acta apostolorum apocrypha/Ed. R: A. Lipsius et M.ta apostolorum apocrypha/Ed. R: A. Lipsius et M. Bonnet. II. 2. Lipsiae, 1903. P. 219–224.onnet. II. 2. Lipsiae, 1903. P. 219–224. 226 Maas P. Frühbyzantinische Kirchenpoesie. I. Anonyme Hymnen des V-VI Jahrhunderts (KT 52/53).as P. Frühbyzantinische Kirchenpoesie. I. Anonyme Hymnen des V-VI Jahrhunderts (KT 52/53). Bonn, 1910. S. 13–16 (кондак «Ha Адама и Еву»).опп, 1910. S. 13–16 (кондак «Ha Адама и Еву»). 230 Кондак на неделю Мытаря и Фарисея (см. Μ γας κα и ερς Συν κδημος ρθοδξου Χριστιανο, A­ θναι, 1972. Ρ. 811). 238 См.: Адрианова В. П. Житие Алексея Человека Божия в древней русской литературе и народной словесности. Пг., 1917; Мурьянов Μ. Ф. Алексей Человек Божий в славянской рецензии византийской культуры//ТОДРЛ. XXIII. Л., 1968. С. 109–126;.: Адрианова В. П. Житие Алексея Человека Божия в древней русской литературе и народной словесности. Пг., 1917; Мурьянов Μ. Ф. Алексей Человек Божий в славянской рецензии византийской культуры//ТОДРЛ. XXIII. Л., 1968. С. 109–126; Baumstark А. Die christliche Literaturen des Orients. I. Leipzig, 1911. S. 86–87; La legende syriaque de St. Alexis. Paris, 1889.aumstark А. Die christliche Literaturen des Orients. I. Leipzig, 1911. S. 86–87; La legende syriaque de St. Alexis. Paris, 1889. 239 «Поющей сию народную песнь, называемую Алексеем Божиим Человеком, был слепой старик, сидящий у ворот почтовою двора, окруженный толпою по большей части ребят и юношей. Сребровидная его глава, замкнутые очи, вид спокойствия в лице его зримаго, заставляли взирающих на певца предстоять ему со благоговением. Никто из предстоящих не остался без зыбления внутрь глубокаго, когда Клииской певец, дошед до разлуки своего Ироя, едва прерывающимся ежемгновенно гласом изрекал свое повествование. Сколь сладко неязвительное чувствование скорби! Колико сердце оно обновляет, и онаго чувствительность. Я рыдал в след за ямским собранием, и слезы мои были столь же для меня сладостны, как изторгнутыя из сердца Вертером…» (глава «Клин». – Радищев А. А/. Поли. собр. соч. М.; Л., 1938. С. 373–374). В лице Радищева культура сентиментализма открывает для себя сбереженную тысячелетней народной традицией «слезность» ранневизантийской легенды.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

3. Поразмыслите: как Вам удастся стяжать дара духовного рассуждения, если Вы рекомендуете: " Не беритесь толковать Святое Писание, и делать свои выводы...Лучше обратитесь к священнику " , т.е. пользоваться плодами чужого размышления. Аналогия: Вы хотите научиться подтягиваться, но если не будете лично тренироваться, то столько не смотри как идеально подтягивается чемпион мира, лично Вы не сможете подтянуться и раза. 4. Кто Вам сказал, что " Обычно рядом с именем человек пишет фамилию, отчество. Или называет себя раб Божий " ? В любом случае редакция данного портала такого требования не установила - наверное не знают о подобном обычае. Алексей Петрович 9 ноября 2012, 22:42 Геннадий! Вы собственные неправильные воззрения не отождествляйте с наставлениями Учителя и не выхватывайте цитаты из Святого Писания, не понимая их смысла, как делают сектанты. Вы решили, что всем нужно быть рабами и слугами. А как Вы относитесь к святым князю Александру Невскому? Святой княгине Ольге? Святому князю Владимиру? Святому царю и пророку Давиду? Святым царственным страстотерпцам? Вы пишете: " если проанализировать высказывания Господа, то вывод получится следующий... " Не беритесь толковать Святое Писание, и делать свои выводы, не стяжав дара духовного рассуждения. Лучше обратитесь к священнику. Обычно рядом с именем человек пишет фамилию, отчество. Или называет себя раб Божий. Смотрите, как хорошо звучит: раб Божий Геннадий... Не трудитесь отвечать - читать я не стану. То, как Вы себя величаете и Ваши высказывания слишком смахивают на демагогию. Геннадий - либерал 8 ноября 2012, 23:27 Ольга. Попрошу Вас быть более корректной в своих возражениях: 1) Я в своем комментарии привел слова Господа Иисуса Христа, сказанные им лично Апостолам, Вы аргументируете свою позицию собственным толкованием высказываний Оптинских Старцев, если при этом является противоречие, разве не разумнее не оспаривать слова Учителя и здесь собственным толкованием; 2) Если обсуждается тема социальной успешности, т.е. карьеры мирской, светской, то насколько совместимо в ту же проблематику смешивать и условия карьеры " духовной " , где в принципе вопросы карьеры отнесены к компетенции Отца Небесного: " ... а кому сесть по правую сторону, а кому по левую не в Моем Воли... " ;

http://pravoslavie.ru/57127.html

Подобное учение о «двух ангелах» (или двух противоположных «духах»), согласно автору «Пастыря», отнюдь не означает, что человек есть пассивная «игрушка» в руках их. Какой из «духов» вселится в человека – зависит от него самого. Более того, в задачу человека, собственно говоря, входит одно: удержать в себе «Дух Господень». Об этом в «Пастыре» говорится следующим образом: должно любить Истину, «чтобы Дух, который Бог поселил в этой плоти, обрелся истинным пред всеми людьми и чтобы прославлялся Господь, поселившийся в тебе, потому что Господь – истинен во всяком слове и нет никакой лжи у Него». Ведь христианин получает от Господа «Дух неложный» ( πνεμα ψευστον), и если он возвращает Дух «ложным», то делается «грабителем» и оскверняет заповедь, данную ему (Зап. III, 1–2). Этим и определяется вся нравственная жизнь христианина, которая должна направляться по заповедям Господним. Из них наипервейшая – хранение веры в Бога, ибо кто бережет ее, тот отвергает от себя «всякое лукавство» и облачается во «всякую добродетель». Вместе с верой в Бога к главным христианским добродетелям причисляются еще страх Божий и воздержание (Зап. II). Страх Божий есть необходимое условие спасения: он удерживает от совершения дурных дел и побуждает творить благие деяния. Кроме того, страх Божий изгоняет иного рода страх – страх перед диаволом, хотя в то же время Ерм подчеркивает, что «дел диавола» следует опасаться (Зап. VII). Воздержание же понимается в «Пастыре» прежде всего как воздержание от дурных дел: прелюбодеяния, пьянства, лицемерия и др. Если рассматривать нравственное учение, содержащееся в произведении, то можно констатировать, что оно выдержано в классических тонах христианской этики. Пожалуй, специфической особенностью «Пастыря» в этом плане является то, что в последующей западной традиции получило наименование «сверхдолжных дел» (opera superogatoria). Об этом в сочинении говорится так: «Если ты сделаешь что-либо доброе помимо заповеди Божией ( κτς τς ντολς το Θεο), το стяжаешь себе более обильную славу ( δξαν περισσοτραν) и будешь более славным перед Богом, чем был раньше» (Под. V, 3,3). Впрочем, данный нюанс нравственного учения «Пастыря» – периферийное явление в общем «космосе» миросозерцания автора, которое не играет существенной роли.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

– Ну и ну! Здорово вас отделали… У его постели сидел пожилой румяный человек с красивыми руками пианиста, профессор Греков. Это у его гроба пять лет спустя стояли Шварц, Олейников и академик Павлов. Горький расспрашивал меня, как было дело. Я рассказал. Он уже не смеялся, слушал, покачивал головой. Потом попросил Грекова, чтобы тот осмотрел меня. Профессор предложил мне раздеться. Разоблачаясь, я снял крест. Оба они видели это, но ничего не сказали. На теле у меня Греков обнаружил двадцать шесть синяков и кровоподтеков. То, что он осмотрел меня, обнаружил и подсчитал эти синяки, в дальнейшем очень пригодилось мне. Но об этом дальнейшем я здесь рассказывать не буду – не о том сейчас речь. Греков собрался уходить. Стал и я прощаться с Горьким. Он удержал меня: – Посидите. После ухода Грекова, после небольшой паузы Алексей Максимович сказал: – Видите ли… Пить – довольно веселое занятие. В вашем возрасте я сам был не дурак по этой части. Но вам, по-видимому, пить нельзя. Есть противопоказания. Нехорошо пьете. Надо бросать. – Обещаю вам, Алексей Максимович, – сказал я с необычной для себя порывистостью. – С сегодняшнего дня бросаю… А когда через несколько минут прощался с ним, он задержал мою руку в своей и глухо сказал: – Вы в Бога верите? – Да, – ответил я. – Давно? – С детства. Что он на это сказал и сказал ли вообще что-нибудь – не помню. После этого я встречался с ним много раз, недели две гостил у него – в Москве и на даче. К этому вопросу он никогда не возвращался. Да, я сказал правду, что верил в Бога с детства. Но как же, через кого и в какую минуту пришла ко мне эта вера? Часто говорят: он вырос в религиозной семье. В случае со мной так, пожалуй, не скажешь. Назвать религиозным отца я не решусь. Он крестился перед сном, перед едой и после еды, носил нательный крест (тот самый, что я снимал и надевал в присутствии Горького и профессора Грекова), ходил, вероятно, как положено было, к исповеди и к причастию, но на богослужении в храме я видел его, если не ошибаюсь, всего один раз – на пасхальной заутрене 1917 года – в домовой церкви Второго Петроградского реального училища. Что отец верил в Промысел Божий, в этом я не сомневаюсь. Но, как рассказывала мне впоследствии моя тетушка, сводная сестра отца, от церковной религиозности его оттолкнул – еще в отроческие годы – катехизис, та книга, по которой в старших классах гимназии и реального училища проходили, вернее – долбили, зазубривали Закон Божий и основы богословия. Это и в самом деле нечто ужасное, бездуховное, угрюмо-чиновное, схоластическое в наидурнейшем смысле этого слова. Скольких, я думаю, эта книга должна была отпугнуть, отвратить от Церкви!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Говоря о святынях, почитаемых народом, мы не должны забывать святых мощей. Народ ходит на поклонение мощам, и мощи составляют одну из самых уважаемых святынь народа. С мощами народ обыкновенно соединяет благоухание и исцеления. Так, когда Алексей, Божий человек, преставился, понеслось по Риму благоухание, а при мощах угодника стали получать исцеление 756 . Ещё как на святыню своего рода нужно указать на просфору, к которой народ относится с почтением и вкушает которую с благоговением. В былинах о царе Соломоне задаётся вопрос: «Кой хлеб чище всех на земле?» И даётся ответ: «Чище хлеба нет, которая просвира живёт на престоле» 757 . Почитание священных предметов вызывает на поклонение им. Особенно уважаемые святыни в состоянии привлечь массу поклонников. Русский народ всегда любил поклониться святыне. Русский человек готов был совершить немалые путешествия, лишь бы посетить то или другое святое место, лишь бы увидеть ту или другую святыню. В русском народе в значительной степени развилось стремление путешествовать по святым местам. Доселе всякий русский простолюдин, если только он имеет время и какую-нибудь возможность, не преминет посетить то или другое святое место. Во время болезни, какой-нибудь опасности, несчастия нередко простолюдин даёт обет походить по святым местам, посетить ту или иную обитель, поклониться и помолиться тому или другому угоднику. Эта черта русского народа отразилась и в словесных произведениях русского народа, где к путешествию по святым местам народ относится чрезвычайно сочувственно и, пожалуй, рекомендует его. Василий Буслаевич, как мы знаем из былины о нём, после бурной жизни и молодеческих подвигов решается идти в Иерусалим и поклониться Иерусалимским святыням. Отправляясь в путешествие, Василий Буслаевич говорит, что это дело невольное. А моё-то ведь гулянье не охотное. Со молоду бито много, граблено, Под старость надо душу спасти 758 . Василий сделал великое прегрешение, прибил много мужиков новгородских, и вот у него явилась потребность хотя сколько-нибудь загладить свои юношеские грехи. Василий решается посетить Иерусалим, чтобы там

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это не удивительно, ведь обычно у поисковиков в группе максимум 15 человек, а тут приехало сразу 40. Но постепенно пришло понимание, что у «Орленка» немного другая миссия. И к ним потянулись молодые люди из других отрядов, и с каждым годом их становилось все больше. «На Смоленщине в Вахте памяти сменяется за сезон, который длится с весны по конец осени, около 500–600 человек. Они приезжают со всех концов страны, среди них много подростков и молодежи, — продолжает Алексей Леонидович. — Некоторые из этих ребят приходят к нам в лагерь на вечернюю молитву и Литургию. Они общаются со священником, кто-то изъявляет желание креститься, и это таинство происходит в местных природных водоемах, но, конечно, предварительно с каждым из них беседует священник». Кроме того, в лагере ПО «Орленок» ежедневно проходят занятия по разным дисциплинам: Закон Божий, история Церкви, особенности поисковой работы и др. Также есть час духовной беседы, на который могут прийти желающие из других отрядов. Темы бесед — о духовном значении подвига, героизма, ответы на вопросы. «Это реальная миссионерская деятельность среди молодежи, живая и непринужденная, — продолжает Соловьев. — На этих встречах ребята из разных регионов знакомятся, общаются и нередко, вернувшись домой, переписываются, ездят в гости». Обычно за сезон все поисковые отряды в Смоленской области «поднимают» 200–300 бойцов. На долю ПО «Орленок» в среднем приходится до 10 бойцов. «Главная находка поисковика — это именной медальон, но случается в вещах поднятого солдата найти настоящую святыню — иконку или образок, — продолжает Алексей Леонидович. — Каждый раз, когда обнаруживаем медальон, мы связываемся с родственниками героя. И они приезжают на перезахоронение. А бывает, нас просят передать личные вещи ­бойца его семье, если тот с Урала». Так, однажды друзья из отряда «Надежда» Темкинского района Смоленской области нашли под Смоленском останки ефрейтора Леонида Шведова, который был снайпером и погиб в 1942 году. И попросили «орлят» передать его личные вещи родственникам из Верхней Пышмы.

http://e-vestnik.ru/reports/kak_sdelat_y...

Эта перемена в отношениях Аввакума к царю Алексею Михайловичу очень характерна и любопытна. Ранее Аввакум питал особое, теплое расположение к Алексею Михайловичу, считал его человеком добрым и особенно расположенным к нему – Аввакуму. Везде он называет его: «светик-государь» или просто – «свет-государь», «благочестивейший и православнейший», а иногда – фамильярно: «миленький», «Михайлович» и даже – «Алексеюшко». Вся беда его миленького царя заключалась, по тогдашнему мнению Аввакума, в том, что он поддался влиянию нечестивого Никона, который вкрался в его доверие и обольстил его царскую благочестивую душу. «Завел его, говорит Аввакум, собака Никон-то за мыс, а то он доброй человек был. Знаю я ево». «Ум отнял у милово (т. е. царя), у нынешнего, как близь его был. Я ведь тут тогда был, все ведаю», уверяет он. «Житие (царя) было и нарочито исперва, да расказил собака Никон еретик». «И царя – тово враг Божий (т. е. Никон) омрачил, да к тому величает, льстя, на переносе: благочестивейшаго, тишайшего, самодержавнейшаго государя нашего, такаго-сякого, великаго, – больше всех святых от века! – да помянет Господь Бог во царствии своем, всегда и ныне и присно во веки веков… А царе-т, веть, иронически замечает Аввакум, в те поры чает и мнится быт-то и впрямь таков, святее его нет! А где пущи гордости той?» Даже в записке, которая была подана собору 1667 года, Аввакум обвиняет только Никона, а царя оправдывает. Он заявлял: «государь наш царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Великия и Малые и Белые Росии самодержец, православен, но токмо простою своею душею принял от Никона, мнимого пастыря, внутреннего волка, книги, чая их православны, не рассмотря плевел еретических в книгах, внешних ради браней, понял тому веры, и впред чаю по писанному: праведник аще падет не разбиется, яко Господь подкрепляет руку его» 181 . Свои доброжелательные отношения к царю Аввакум изменил на резко-враждебные и оскорбительно-пренебрежительные, когда окончательно убедился, что царь ему, Аввакуму, совсем не подчиняется, не желает входить с ним ни в какие сношения, что он всецело и сознательно – убежденно предан реформе Никона, которую он будет всячески поддерживать и укреплять.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Другими словами, обоим началам человеческого существа следует воздавать должное; эту мысль Секст, парафразируя известное евангельское изречение ( Мф. 22, 21 ), выражает так: «Пользуйся мирскими вещами ( τος κοσμικς πργμασιν), насколько это необходимо; строго возврати миру то, что принадлежит ему ( τ το κσμαυ), а Богу воздай Божие» (19–20). Однако подобное «соразмерное воздаяние» не должно нарушать Богоустановленной иерархии «высшего» и «низшего»: душа (которую Секст иногда называет «умом» или «мыслящим началом») обязана владычествовать над телом, поскольку именно она представляет в первую очередь подлинное «я» человека. Об этом в сочинении говорится так: «Считай, что мыслящее начало твое ( τ ν σο φρονον) и есть человек. Ибо где [пребывает] оно, там и благо для тебя. Не ищи блага в плоти» (315–317). Сущностным свойством высшего начала в человеке является его способность к постоянному саморазвитию и самораскрытию; оно мыслится не как нечто статичное, но как начало динамичное. Исходным же пунктом подобного самораскрытия, то есть духовного преуспеяния, является смирение: «Ума ты до тех пор не будешь иметь, пока не познаешь, что не обладаешь им» (333). Нравственное учение. Идеал истинного мудреца. Оно является органичным продолжением и развитием антропологических воззрений автора «Изречений». Более того, можно констатировать, что в этике все богословское миросозерцание Секста обретает свое наиболее яркое и концентрированное выражение. Суть этого миросозерцания можно выразить одной фразой: «путь к Богу». Началом данного пути, согласно автору, служит вера. Сам зачин произведения весьма показателен в данном плане: «Верующий человек есть избранный человек ( κλεκτς στιν νθρωπος). Избранный человек есть человек Божий. Человек Божий – тот, кто достоин Бога ( ξιος Θεο). Достойный же Бога человек есть тот, кто не совершает ничего недостойного Бога. Поэтому старающийся быть верующим не делает ничего недостойного Бога» (1–5). Этот зачин «Изречений» ясно показывает, что для Секста исходным моментом нравственного учения является тезис вера без дел мертва ( Иак. 2, 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Ксения 12 декабря 2017, 20:39 Услышала в передаче " Не верю " , как священник сказал: " Наберите в интернете- " Леша из Лавры " . Это святой человек, не угадаете, чем он занимался " . Никогда о нем ничего не слышала. Спасибо передаче и священнику- теперь знаю. Иеродьякон Алексий, моли Бога о нас! Валентина 12 декабря 2017, 19:55 Такую силу Духа подает сам Господь! Слава Богу! Упокой Господи душу усопшего раба иеродиакона Алексия! А нас Глсподи помилуй! Юлия 12 декабря 2017, 19:34 Я считаю, что он святой человек! Святой иеродьякон Алексий моли Бога о нас грешных! waleriy kolmykov 12 декабря 2017, 19:33 ЛЮБИТ ГОСПОДЬ ПОСЛУШЛИВУЮ ДУШУ И ЕЙ СВОЮ БЛАГОДАТЬ . АЛЕКСЕЙ ПРОВОДНИК БОЖЕЙ ЛЮБВИ ДА УПОКОИТСЯ ДУША ТВОЯ С МИРОМ . БЛАГОДАРЕН ТЕБЕ БОЖЕ ЧТО ОТКРЫВАЕШЬ НАМ НАСТОЯЩЕЕ ЧЕРЕЗ ЧЕЛОВЕКА , БЕСКОРЫСТНОСТЬ , И ДОБРОТУ СЕРДЕЧНУЮ , ТЕРПЕЛИВОСТЬ И МНОГИЕ СВОЙСТВА И КАЧЕСТВА КОТОРЫМИ ТЫ НАДЕЛЯЕШЬ ЛЮБЯЩИМ ТЕБЯ . Людмила 11 декабря 2017, 21:13 Прочла со слезами. Я таких не встречала. Упокой, Господи, р.Б. иеродиакона Алексия со святыми!! ЕЛЕНА 11 декабря 2017, 15:56 НАСТОЯЩИЙ,СВЕТЛЫЙ,ЧЕСТНЫЙ МОНАХ! СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ РАБУ БОЖЬЕМУ АЛЕКСИЮ! СПАСИБО ЗА РАССКАЗ! Надежда 11 декабря 2017, 14:02 Я посмотрела на Спасе передачу и батюшка сказал посмотреть по интернету " Леша из лавры " . Конечно без слез читать не возможно. Я копаюсь в своих мелких безделушках и придаю им большую значимость. Жизнь Батюшки Алексея большой пример для меня.Какой души человек среди нас,какое движение! Жизнь положил за Христа живым примером! Прочитав много осмыслила в своей жизни грешной. Огромное спасибо автору за эту статью.р.Б.Алексей,Царствие Небесное!прошу моли Бога за меня Надежду. Татьяна 11 декабря 2017, 11:03 Царствие Небесное усопшему р.б.иеродьякону Алексию... .Спаси Бог автора, что рассказал об этом человеке... Моли Бога отче Алексие о нас грешных! Светлана 11 декабря 2017, 08:54 Такая любовь к людям, к жизни, это непременно дар Божий! Это Святой человек и в наше то время слабой веры.Господи, упокой душу рБ иеродьякона Алексия со Святыми! Вечная память!!!!

http://pravoslavie.ru/80380.html

Заключительное звено в развитии органических существ на земле, венец одушевленных созданий составляет человек. Библия приписывает создание человека, особенному творческому акту, всецело отличному о тех актов, которыми созданы были другие существа. Библия указывает в творении человека акт, в котором выражается указание на достоинства и преимущества человека перед всеми остальными тварями ( Быт.1:26–8 ). Его превосходство пред всеми сотворенными высказывается как в торжественном определении Божества сотворить человека по образу и по подобию Своему, так и в назначении человека быть владыкою природы. Образ Божий в человеке и назначение господствовать составляют главные черты различия человека от животных и основание возвышения человека над природой. То и другое в сущности суть только моменты одного и того же предмета. В особенности в силу призвания к господству над природой человек есть образ Божий, и опять, в силу его богоподобия, он владычествует над природой. Первое есть только внешняя сторона, необходимое действие второго, и то и другое в выражении «дыхание жизни» ( Быт.2:7 ), которое непосредственно сообщено устами Самого Бога, соединяются в одно понятие о разумном существе. Если таков человек по своей идее, по своему назначению, то не только естествен, но даже прямо совершенно необходим особенный акт, которым вызывается человек из небытия в бытие. В его лице начинается совершенно иной ряд существ, далеко превышающих весь остальной одушевленный мир. И для нас понятно после этого, почему библия поставляет творение человека как особенное проявление Божественного могущества. Само естествознание видит в человеке именно то звено, с которым должно было закончиться творение. Как скоро закончились все эти процессы, которые необходимо было пройти земле для своего развития «является, говорит Бурмейстер, человек на земле, венец и владыка творения, по причине жизни в духе самосознания и нравственной свободы, которые составляют его отличительное достояние» 22 . Катрфаж придает особенно великое значение господству человека над природой.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010