В основе всей антропологии Климента лежит библейская идея, что человек есть образ и подобие Божие; к ней он постоянно обращается во многих своих произведениях. Так, в «Протрептике» он говорит, что «Образом Бога [Отца]» ( ικ ν... το Θεο) является Слово Его, и это Божие Слово есть как бы «истинный (родной) Сын ума» ( υς το νο γνσιος), το есть Отца. Α образом Слова (Логоса) является «истинный человек» ( νθρωπος ληθινς), το есть «ум, который в человеке», созданный «по образу и подобию Божиему» (Протр. 10). Эта выдержка показывает, что Климент, опираясь во многом на Новый Завет (ср. 2Кор. 4:4 : Христос как «образ Бога невидимого»), считает человека «образом Образа» – отпечатлением Логоса 336 . Причем образ Божий в человеке заключается, согласно Клименту, преимущественно в его уме, разуме и вообще духовном начале 337 . Вследствие этого человек занимает особое и привилегированное место в тварном бытии: он «любезен Богу» («друг Божий» – φλος νθρωπος τ Θε), поскольку есть непосредственное произведение ( πλσμα) Его. Ибо все остальные твари Бог Отец лишь повелел создать Своему Слову, а человека произвел собственноручно ( δι ‘ ατο  εχειροργησεν) и вдохнул в него нечто, свойственное Самому Богу ( τι ατ διον νεφσησεν). Таким исключительным местом человека в мире и объясняется то, что именно к нему и был послан из «недр Отчих» единородный Сын Его (Пед. I, 3). Кроме того, эта же уникальность человека проявляется и в том, что он по природе своей является «любящим Бога живым существом» ( φιλθεον ζον – Пед. I, 8): он чувствует присущие ему тяготение и любовь к своему Первообразу, стремится к общению с Ним и к познанию Его (Стр. VI, 12). Другими словами, Климент вполне разделял общее святоотеческое воззрение, согласно которому «вложенный в природу человека образ Божий является понятием, обнимающим собою всю совокупность характеристических особенностей человеческой природы в невинном состоянии. И особенности эти не суть черты невинной природы человеческой просто лишь антропологические: это именно черты нравственные, этические, так как они служат выражением нравственного состояния человеческой природы в то время, – свидетельствуют о том, в чем же именно состоит нравственная здравость нашей природы. В этом смысле черты невинной природы суть этические совершенства, и потому в святоотеческой литературе они называются благами» 338 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

4 .3) Промысл Божий о человеке от времени его сотворения до времени явления в мир Спасителя. Человек как особый объект и участник Божественного Домостроительства. 4 .3.1) Промысл Божий о человеке до грехопадения. Адам как образ и подобие Божье. Основные черты образа Божьего в человеке. Уподобление человека Богу как призвание. Промысл Божий об Адаме. Сотворение жены. Адам – родоначальник всех людей; человеческая природа – природа Адама. Обстоятельное раскрытие понятие о человеческой природе (сущности, естестве). Вопрос о двучастности или трехчастности человеческого естества. Понятие о душе. Главные силы (сферы) души: разумная, волевая, чувственная, раздражительная. Образ проявления этих сил в первозданных людях. Понятие о плоти, о теле человека. Образ отношения души к плоти, характерный для первозданных людей. Промысл Божий о первозданных людях. Основные аспекты нравственного состояния первозданных людей: а) безгрешность, нравственная чистота; б) блаженство. Главный непосредственный Источник блаженства – Бог . Заповедь Божья о размножении людей. Заповедь о запрете вкушать плоды дерева познания добра и зла; цель установления этой заповеди: а) предоставить человеку возможность нравственного самоопределения; б) предоставить человеку возможность дальнейшего совершенствования и укрепления духовного единства с Богом, в послушании Богу, при содействии Божьем. Возможность первозданного человека не испытывать телесной смерти как результат соблюдения верности и послушания Богу, как следствие особой причастности Богу – Источнику жизни. 4 .3.2) Грехопадение прародителей и его последствия. Дьявол – завистник, искуситель человека. Формальная сторона грехопадения первозданных людей. Нарушение прародителями заповеди о невкушении плодов дерева познания добра и зла как: а) злоупотребление свободой произволения; б) отчуждение от Бога и опытное приобщение ко злу. Реакция Бога на грехопадение прародителей и ответная реакция с их стороны. Следствия грехопадения: а) разлад отношений человека с Богом; б) повреждение человеческого естества; внутренний разлад человека (помрачение образа Божьего в человеке; повреждение ума, воли, чувств; разлад в согласованности действий душевных сил; искажение формы взаимодействия души с плотью; удобопреклонность ко злу; страстность; тленность; смертность); в) разлад отношений между людьми; г) изменения в окружающем мире, «проклятие Богом земли»; д) разлад отношений человека с окружающим миром; е) изгнание прародителей из Рая, обречение их на тяготы жизни. Смертность человека как наказание за грех , как воспитательная мера, как средство ограничения приумножения зла. Изгнание прародителей из Рая как наказание за грех и как воспитательная мера воздействия Бога на человека. Обетование Божье о спасении человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Естественный человек чрез грех по необходимости лишается внутренней гармонии своих сил и наследует тело страстное, болезненное, смертное. Не сдерживаемая духом, чувственная сторона природы сделалась местом и источником страстных греховных движений, направленных на удовлетворение низших животных влечений. В телесности падшего человека образовалась чувственная похоть, – принцип беспорядочных телесных движений ( 1Ин.2:16 ), обольщающих и пленяющих слабый дух, «Плотская похоть, – как её определяет бл. Августин, – есть всегда некоторое требование, желание плоти, некоторый независимый от духа чувственный телесный стимул, который всегда оказывается непроизвольным соблазном для души, увлекающим её в сторону чувственного» 228 . Похоть плоти – это один и тот же наследственный принцип греха, только проявляющийся преимущественно в теле и чрез тело, здесь укрепляющийся и чрез то с ещё большею силою и самостоятельностью действующий на дух. Вследствие тесной связи греха с телом, местом и орудием его проявления, тело называется «телом греха» ( Рим.6:8 ), его члены – подчинёнными действующему в них и чрез них закону греха ( Рим.7:23 ). Живое начало греха на тело действует разрушительно, как яд, «грешник есть существо тлеющее» 229 , смертное. По всей душевно-телесной природе падший человек является плотским, душевным. Наследственное повреждение природы, насколько оно мыслится в общем смысле, как нечто целое, обозначается в православном учении как повреждение в падшем человеке «образа Божия»; впрочем, только как и повреждение, а не уничтожение, как говорят протестанты. Сохранение образа Божия в падшем человеке, хотя и помрачённого, повреждённого, видно из следующих мест Свящ. Писания. «Проливаяй кровь человечу, в ея место его пролиется, яко во образ Божий сотворих человека» ( Быт.9:6 ). Падший человек носит в себе образ Божий, как печать своей личной неприкосновенности. «Тем (языком) благословляем Бога и Отца, и тем кленем человеки (τος νδρπους), бывшия по подобию Божию (τος καϑ’ μοωσιν Θεο γεγοντας – Иак.3:5 )». «Муж есть образ и слава Божия (εκν κα δξα Θεο), а жена есть слава мужа». ( 1Кор.11:7 ). Мы все составляем «Божий род» ( Деян.17:28–29 ). Образ Божий, понимаемый с православной точки зрения в смысле духовной природы и личности человека, и не может быть утрачен, потому что утрата его указывала бы на субстанциальную порчу человека чрез первородный грех. И если отрицание образа Божия в падшем человеке составляет отличительную особенность протестантского учения о первородном грехе, то эта особенность объясняется тем, что протестантская догматика под образом Божиим разумеет нечто совсем иное, чем православная.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

71 Степ. кн. I, стр. 148. Слово философ в древней Руси имело значение человека образованного, сведущего в книгах, – преимущественно в разумении божественных книг. так о Владимире Ростиславовиче летописец говорит: «бе же разумея притчи и темно слово… зане бысть книжник велик и философ» Во всяком случае это высшая степень тогдашнего образования. 72 Что касается князей, то они получали образование, по всей вероятности, дома, в семьях, но от тех же духовных лиц. Есть свидетельство о том, что князья вручали детей своих для образования владыкам, а те поручали их учителям – дьяконам. Напр., так обучаем был князь Михаил Тверской. 73 Замечательно, что это наше trivium находит подтверждение даже в древнейших былинах. Так в былине про Василия Буслаева говорится, что мать: «Дала его учить грамоте, Грамота ему в науке пошла; Посадила его пером писать, Письмо Василию в науке пошло; Отдавала его петью учить, Петье Василию в науке пошло…» В духовном стихе «Алексей Божий человек», по записи Т.И. Филиппова, пишется: «Стал Алексей свет на возрасте, В подъеме Алексей был семь лет» – отец «отдал его грамоте учиться, скоро ему грамота далася, А скорей того ему рукописанье». Стих этот принадлежит к былинной эпохе. В стихе «про Егория храброго» пишется, что когда стали его топить в море, «он пел стихи херувимские». Собр. нар. песен Т. Филиппова, стр. 14. Таким образом грамота, письмо и пение, по взгляду наших предков, составляли необходимую принадлежность героев древности и святых мужей. 74 См. у Лавровского, стр. 114. так о Петре М. сказано: «рождшуся же отрочати и седьмаго лета возраста достигшу, вдан бывает родителема «книгам учитися» (ст. кн. 411). Кн. Михаил Тверской начал учиться 8 8 л., Василько Константинович обучался 9 л. (в Ростове, у крёстного). 75 Постриги (обрезание волос) служили обрядом признания гражданской личности ребёнка. См. Лавровского, стр. 115 и далее. 78 У нас в дидактиках соединение чтения с письмом в обучении грамоте усвояется обыкновенно немцам, изобретшим его в 30–х годах, а на Руси оно было издревле.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда мы уже стояли у заветной кутлумушской калитки, Алексей Иванович, приободрившись, сказал: — Вот, послал Господь друзей в нужное время. Что бы мы без Саньков делали в Пантелеймоне и в скиту? А теперь нас ждёт монахус Серафим, он нам всё расскажет, — и потянул калитку на себя. Она, разумеется, не открылась. 3 Алексей Иванович — человек впечатлительный, для него, как, впрочем, и для всякого православного, есть Промысел Божий, а случайностей — нет. Поэтому, когда калиточка не открылась, он тут же покрылся потом и затряс калиточку, повторяя: — Молитвами Святых Отцов наших, Господи Иисусе Христе, помилуй нас. Оказалось, что калиточка замкнута на небольшой крючок, какой раньше, до эпохи евроремонта, присутствовал почти в каждой ванной комнате коммунальных квартир. Слава Богу, что не оторвал, крючочек-то легко открывался. Алексей Иванович вытер пот, и мы вошли. Первое ощущение было, что попали в образцово-показательное садоводческое хозяйство, так сказать, для своих. По левую руку от нас аккуратными рядами наблюдались культурные посадки то ли маслин, то ли других плодоносящих, перемежалось это всё лужайками, клумбами и беседками. По правую руку почти отвесной стеной поднималась гора — храма видно не было. Мы даже засомневались, а не заплутали ли опять? Впрочем, впереди виднелось строение тёмно-красного цвета, не тусклого, как наши водонапорные башни почти на всех полустанках, а насыщенного, живого. На имевшейся у нас карте Кутлумуш был представлен как раз в таких тонах, более того, в одном из путеводителей писалось, что Кутлумуш выделяется из всех монастырей Афона именно необычным тёмно-красным цветом построек. А вообще-то это один из самых древних монастырей Афона. Построен греками и греческим всегда Это нас нисколько не смущало, во-первых, мы были уверены, что попадём под покровительство монаха Серафима, во-вторых, тоскливые воспоминания о чувствах инородца, испытанные в архондарике Андреевского скита, притупились, ну, а в-третьих, мы были «русия ортодокс», что, как нам представлялось, соответствует званию особо почётного гостя. Мне почему-то сейчас подумалось, что американцы, когда куда-нибудь лезут, тоже так о себе думают.

http://isihazm.ru/1/?id=2078

И нужно сказать, что эта наука была ложна, эта история, лингвистика, этнография слишком часто была фантастична. Религиозный мессианизм не может зависеть от исторической науки, и историческая наука не должна искажаться в угоду религиозному мессианизму. Славянофилы смешали науку и религию, так как в Град Божий вложили они свои бытовые симпатии, свои связи с исторической эмпирикой. Всё это ясно станет на анализе личности и миросозерцания Хомякова, к которому и переходим. Глава II. Алексей Степанович Хомяков как личность Я не предполагаю писать, в точном смысле слова, биографии Алексея Степановича Хомякова. Я хочу дать лишь его психологическую биографию, характеристику его личности. Нельзя понять учения иначе, как в связи с личностью. Всякое значительное учение есть дело значительной личности, из глубин её творится и глубинами её лишь объясняется. Хомяков был очень крупный, очень сильный, очень цельный человек, в нём отразились лучшие черты целой эпохи, целого уклада жизни, отошедшего в историю и воспринимаемого нами главным образом эстетически. В типе Хомякова есть пленительная эстетическая законченность. Хомяков был человеком родового быта, и его психологическую биографию нужно начинать с его предков и родителей. «Алексей Степанович Хомяков родился 1 мая 1804 года в Москве, на Ордынке, в приходе Егория, что на Всполье. По отцу и по матери, урожденной Киреевской, он принадлежал к старинному русскому дворянству». Сам Алексей Степанович знал наперечет своих предков лет за двести в глубь старины и сохранял в памяти «пропасть преданий» о екатерининской и вообще о дедовской старине. «Все его предки были коренные русские люди, и история не знает, чтобы Хомяковы когда-нибудь роднились с иноземцами». Фактом первостепенной важности в биографии Хомякова является способ происхождения земельных богатств Хомяковых. «В половине XVIII века жил под Тулою помещик Кирилл Иванович Хомяков. Схоронив жену и единственную дочь, он под старость остался одиноким владельцем большого состояния: кроме села Богучарова с деревнями в Тульском уезде, было у Кирилла Ивановича ещё имение в Рязанской губернии и дом в Петербурге.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

30 мая 1672 г. родился царевич Петр, будущий русский император. Матвеев и отец царицы Натальи были возведены в звание окольничьих. Царица Наталья получила еще более силы над царем. В противность прежним обычаям, она позволяла себе ездить в открытой карете и показывалась народу, к соблазну ревнителей старины, видевших в подобных явлениях приближение Антихриста. Алексей Михайлович до такой степени изменился, что допускал то, о чем и не смел бы подумать назад тому несколько лет, когда церковные ходы и царские выходы доставляли единственную пищу его врожденной страсти к художественности. Теперь, под влиянием Матвеева и жены, у царя заведен был театр: вызвана была в Москву странствующая немецкая труппа Ягана Готфрида Григори, устроена в Преображенском селе " комедийная хоромина " , а потом " комедийная палата " в кремлевском дворце. Это была сцена в виде полукружия, с декорациями, занавесом, оркестром, состоявшим из органа, труб, флейт, скрипки, барабанов и литавров. Царское место было на возвышении, обитое красным сукном; за ним была галерея с решеткой для царского семейства и места в виде полукружия для бояр, а боковые места назначались для прочих зрителей. Директор театра, по царскому приказанию, набирал детей из Новомещанской слободы, заселенной преимущественно малоруссами, и обучал их в особой театральной школе, устроенной в немецкой слободе. Сначала представлялись такие пьесы, которых содержание было взято из Священного Писания. Таковы были: " История Олоферна и Юдифи " , комедия о " Навуходоносоре " , комедия о " Блудном сыне " , о " Грехопадении Адама " , об " Иосифе " , о " Давиде и Соломоне " , " Товия " , об " Артаксерксе и Амане " , " Алексей Божий человек " и прочие. Комедии эти писались силлабическими виршами; две из них о " Навуходоносоре " и " Блудном сыне " принадлежат перу Симеона Полоцкого, бывшего, так сказать, придворным поэтом и проповедником Алексея Михайловича. Остальные комедии были сочинены малоруссами, как показывает язык. Совесть Алексея Михайловича успокаивалась тем, что его духовник объяснил ему, что и византийские императоры допускали при своем дворе такие увеселения.

http://sedmitza.ru/lib/text/435651/

Исходя из этого, св. Григорий Нисский делает вывод относительно смерти Адама: «Посему-то многие сотни лет по преслушании жил первозданный, но Бог сказал: в день, в который ты вкусишь, смертию умрешь; так по причине отчуждения Адама от истинной жизни в тот же самый день утвержден над ним смертный приговор, а после этого со временем последовала и телесная смерть его» (5, ч. 5, с. 352). Предполагается, что Адам после грехопадения умер смертию души, а обычная, телесная смерть последовала через много лет. Таким образом, непосредственным результатом грехопадения было отнятие у человека оживотворявшего его душу Духа Божия. Человек утерял подобие Божие, сохранив лишь образ Божий, но и то настолько искаженный грехом, что по промыслительному произволению Божию понадобилась плотская смерть для изглаживания следов греха через очищение плотского состава человеческого тела. Всё человечество от Адама до пришествия Христа Спасителя было подвластно смерти: люди жили телом с мертвой, лишенной Духа Божия душой и умирали в результате воцарившегося в них тления. Они были мертвы душой и умирали телом. Сохранившийся, но искаженный образ Божий в человеке св. Григорий отождествляет с теми свойствами человеческой природы, без которых человек не является таковым по существу. Эти свойства суть разум и свобода воли (5, ч. 1, с. 141). Но после грехопадения образ Божий, т. е. разум и свободная воля, не остался в первобытном состоянии – он исказился подобно отражению в дурном и испорченном зеркале: разум сделался слабым, а свободная воля стала употребляться чаще на зло, чем на добро. Подобие Божие, некогда утраченное человеком, после пришествия Господа Иисуса Христа и Его Искупительного подвига может быть вновь приобретено каждым верующим в меру его стараний и личного подвига (5, ч. 2, с. 426–431). Лишь бессмертие и нетление дается человеку по воскресении, дается окончательно и абсолютно Божественной благодатью общения со Христом. Следует подчеркнуть, что св. Григорий устанавливает обязательность воссоздания человека, в полном и индивидуальном единении души и тела, благодаря взаимному запечатлению души и тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Georgi...

Не так все просто, и никакого хеппи-энда в этой истории нет, но он для своей души абсолютно осознал, как Господь печется о каждом человеке. И мы осознали, какова сила промысла Божьего. Надо сказать, что таких историй — огромное количество. — Может быть, мы и в следующей передаче продолжим об этом разговор? — Давайте мы поговорим о промысле Божьем. Ничего более удивительного в мире, чем промысл Божий, который сочетает в себе и обычную жизнь человека, и чудо, а на самом деле является жизнью во Христе, ничего более поразительного нет. — Чудо все время присутствует в нашей жизни, мы просто не всегда его замечаем. Но философ Алексей Лосев определял чудо таким образом, что в его определении понятие чуда очень близко подходит к понятию промысла Божьего. Он определял чудо как совпадение двух планов бытия. Плана идеального, плана промысла Божьего, замысла Божьего и плана исторического. Когда они совпадают и когда они вот так сближаются. И тогда происходит какое-то чудо. Это может происходить и в человеческой личности, когда человек вдруг в какой-то момент вдруг целиком в своей исторической реальности выполняет задание первообраза. То есть воля Божья соединяется с волей человеческой. Вы чувствуете, наверное, и чувствовали много раз явные проявления промысла Божьего в своей жизни. — Промысл Божий – это самое поразительное явление, которое существует в человеческом и Божественном мире. Что такое промысл Божий? Это просто забота Бога о человеке, о высшем его благе, о том, чтобы человек познал цель своей жизни, соединение с Богом. Очень часто она для нас непонятна, эта цель. Очень часто для большинства людей она является абстракцией или просто набором каких-то благочестивых и довольно скучных слов. Но чем старше становится человек, чем он становится мудрее, тем больше он понимает, что есть множество радостей в жизни, есть множество целей в жизни. Но одна, самая в какой-то степени зыбкая, невидимая, но все же самая главная – это познание и единение с Богом. В Псалтири есть такие слова: взыщите Бога – и жива будет душа ваша. Поиск Бога, единение с Богом и открытие абсолютно нового мира, абсолютно других горизонтов, горизонтов вечности, и составляет, с точки зрения Православия, Христианства, цель человеческой жизни. Уловить это может только сам человек. Уловить, почувствовать и начать так жить.

http://pravmir.ru/video-arximandrit-tixo...

Авторы " Воды живой " провели в книжном клубе " Буквоед " дискуссию на тему свободы человека мая 2012 Главный критерий свободного человека заключается в подчинении воле Божией. И это всегда выражается в том, как мы относимся к тем, кто рядом с нами. " Окончательного ответа на этот вопрос мы не дадим, но, осмысливая его, можем достоверно сказать, что свобода у человека есть. Она заключается в том, что у нас есть возможность спастись, выбирая добро " , - сказал отец Алексий. Встреча вызвала большой интерес посетителей клуба. Обсуждались аспекты свободы выбора, воли человека, соотношения свободы и внешних действий. " Даже если внешне свобода человека ограничена, выбор совести остается всегда. Это дар Божий. Несвободным делает человека грех " , - сказал отец Димитрий.  " У человека всегда есть два пути. Христианство - это религия свободных людей. Заповеди помогают нам идти путем добра " , - дополнил отец Алексей. Обсуждение вызвал вопрос из зала о том, как соотносятся понятие свободы и определение " раб Божий " . Ведущие рассказали, что в древнем Риме рабы имели статус вещи, и даже свободные люди должны были соотносить свое существование с поклонением императору. То, что человек становится христианином - рабом Божиим - означало, что больше на его совесть не мог покушаться никто. Даже Бог, когда мы выбираем зло, не нарушает свободную волю человека. То, что отныне он принадлежит только Богу, делает его внутренне свободным в мире. Отец Алексей подчеркнул, что сегодня, как и в античности, это остается актуальным. Человек может быть рабом денег, славы, собственного эгоизма. Но Бог верит в то, что в нас лучшее может победить худшее. Для осуществления этого Он и пришел в мир. На встрече поднимался вопрос, почему Бог попускает страдания - например, такие, как в  концлагерях фашистской Германии.  Богу невероятно больно, когда один человек причиняет зло другому. Трагедии ХХ века демонстрируют то, что понятие свободы перестает для человека быть значимым - так был сформулирован ответ. 

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=231...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010