Без этого сознания не стали бы вы и всякий читатель, с истинным чувством художественной правды, восхищаться видением Египетского султана. Тут есть неотразимое убеждение, что, если бы было дано человеку вглядеться в чужую мысль (уже отчуждаемую волею мыслителя в деятельности воображения), он почувствовал бы себя в новом времени и новом пространстве, уже от него независимых, а данных ему и нисколько не разнящихся от общего, хотя и совершенно иных. Яснее выражение этой мысли будет, кажется, следующее. Человек чувствует, что мир внешний и чувственный относится к нему как слово. Одно слово обще, положим, целому народу: но и всякое другое, только бы было основано на разумных законах, возможно. (Глубока мысль К.С. Аксакова в его грамматике, что слово есть воссоздание мира). Мир субъективного создания, с его пространством и временем, также действителен, как мир внешний; а мир внешний есть только всем общий, и один, как говорит Русский человек: Божий мир, Божие солнце, Божий хлеб, и т. д. Я очень хорошо знаю, что у нас эта форма выражения «Божий» имеет, по преимуществу, значение благодеяния, но думаю, что и не без примеси понятия об «общем», например: в Божием мире. Явления Кажется, отношение силы к явлению высказывается ясно; но пойдём к нему по другому, ещё более эмпирическому, пути со всевозможною строгостью анализа. Где начало явления, иначе – сила? Самое слово явление заключает в себе понятие об отношении между сознающим и создаваемым или, лучше сказать, ещё только веруемым. Если начало явления находится в субъективно-сознающем, то оно заключается, очевидно, не в явлении; но, говоря о том разряде явлений, которые независимы от субъективности, т. е. о явлениях мира всем общего, мы уже не можем их начала искать в сознающем субъекте. В этом случае находится ли он в самом явлении? Все явления внешнего мира таковы, что они не имеют действительно никакой самостоятельности, а представляются опыту, так же как и разуму, произведением сил, начал или причин, существующих помимо каждого особенного явления и только сочетающихся к созданию его.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

«Брат был человеком огромной воли и умел добиваться, чего хотел, — рассказывал Геннадий. — В любом деле он стремился достичь совершенства, а достигнув желанного, вдруг менял направление и брался за новое дело. Он всю жизнь чего-то искал». Он искал некий высший смысл жизни, и мать вспоминает, что к любому явлению сын подходил со своим излюбленным вопросом: «Хорошо, а какой в этом толк?» В юности инок Трофим захотел повидать мир и повидал его. Но вожделенная заграница оставила в нем удручающее впечатление: та же жизнь без толку, но с бестолковщиной посытней. «Жизнь у меня была тяжелая», — сказал инок уже в Оптиной, не рассказывая о себе больше ничего. А Геннадий, ходивший с ним в плавание два года на БМРТ «Кватангри», рассказывал, как нелегко доставались рыбакам большие по тем временам деньги. Гена принимал тогда на палубе сети с рыбой, и его израненные плавниками руки являли собой кровоточащую язву. «Гену жалко», — говорил дома о. Трофим. Сам же он в ту пору работал в морозильном цехе, укладывая штабелями упаковки мороженой рыбы. Это была монотонная работа на конвейере и однообразие нарушали только шторма. «Душно!» — сказал о. Трофим однажды. А вскоре нашел себе отдушину, увлекшись фотографией. У святителя Григория Двоеслова есть мысль, что Господь дал нам две книги откровений — Библию и сотворенный Им Божий мир. И если пестрые портовые лавки оставили Трофима равнодушным, то величие Божиего мира потрясало его. И он с упоением снимал «море великое и пространное, тамо гади, ихже несть числа, животная малая с великими, тамо корабли преплавают» ( Пс. 103 ). При получении заграничного паспорта он сменил имя, сказав дома: «Мама, я теперь Алексейчеловек Божий». Вряд ли это было явлением веры — православные люди не меняют имя, данное им при крещении. Но и атеист не скажет о себе, что он — человек Божий. Рассказывает брат о. Трофима Геннадий: «Брат брался за любое дело с размахом. „Все, — говорил он, — надо делать на высшем уровне. А иначе какой толк?“ Фотоаппаратура у него была суперкласса, а еще он купил кинокамеру и уйму книг. Я просто содрогался порой — сколько же он денег тратит на книги! И покупал он не романы, а книги по различным отраслям знаний. Вот была у нас своя пасека — так ему мало меду наесться, но надо про пчел еще все знать.

http://azbyka.ru/fiction/pasxa-krasnaya/...

И наши, богомольца твоего, Воскресенского монастыря черной Священник с Сыном Боярским нашим, которые на тое рыбную ловли присланы выбирать оброчных рыбы, тому приказному Боярскому человеку говорили, чтоб он насильством в наших, богомольца твоего, рыбных ловлях рыбы не ловил и не чинил, и приказной человек сказал: «Вы, де, сами не ловите, а я, де, ловлю по Боярскому приказу, и вас, де, не слушаю, и впредь, де, мне рыба ловить же, а будет, де, вы станете рыба ловить нам заказывать, и учнете ездить и ловить рыбу против Боярской земли, и Боярин, де, велел с вами драться». И ныне Государь, которые Тверские рыбаки имали те наши, богомольца твоего, рыбные ловли на оброк, и они, видя их насильство, и убояся их угроз и убойства, в те плеса ездить боятся, и с тех плес нам, богомольцу твоему, оброчные рыбы не платят; по тому что они теми плесами владеют насильством, а мы, богомольцы твои и братия, тем малым оброчком и питаемся. Милосердый и Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Великие, Малые и Белые России Самодержец, пожалуй меня, богомольца своего, по своему, Государеву, милостивому жалованию, не вели, Государь, своей, Государевы, жалованные грамоты нарушить, и своему, Государеву, Боярину Князю Якову Куденетовичу Черкаскому и Ивану Иванову сыну Ододурову, в наших, богомольца твоего, угодьях в реке Волге рыбы ловить насильством, не вели, Государь, про тот им их рыбный лов и про насильство сыскать, и по сыску свой, Государев, Указ учинить, яко Царь правде, скипетр и суд Божий содержа, мсти нас, Господа ради, ото обидящих нас, яко ж Божий слуга и отмститель в силе злое творящему, не без ума меч Божий носиши, яко пишет Апостол, и паки Исаием рече Господь: «Взыщите суда, и избавите обидимого», то есть, не просто, но с прилежанием зельным, а иже леностно и не по Божественному закону судящим Господь претит, глаголя: «Им же судом судиши, осудишися, и ею же мерою мерите, возмерится вам, и приложится вам», то жесточайше нечто наводит; и по сем, аще не будет милостивого твоего и праведного Великого Государя сыску и управы, аще и кручинится твое Благородие на мя, смиренного, еже на обидящих ми молитися Господу Богу, и по священному Евангелию, суду Божию предавати, обаче и ныне предам и сих суду Божию, священнопсалмием глаголя: «Суди, Господи, обидящыя мя, возбрани борющия, приими оружие и щит, востани в помощь мою, изсуни оружие, затвори супротив гонящих мя, рцы души моей: «Спасение твое есмь Аз», и прочее, яко же заповеда ми Господь: «Мне, рече, оставь месть, Аз мщу».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Закрыть Промысл Божий над Россией в начале третьего десятилетия XXI века Слава Богу, в русских людях еще живы Евангельские заповеди, это прекрасно видно у наших воинах, которые сегодня сражаются Алексей Ощепков   Священник Евгений Хованский   09:41 26.05.2022 1006 Время на чтение 8 минут Фото: Из личного архива автора В феврале этого года началась специальная военная операция Российских (русских) войск по защите республик Донбасса. Изначально, по предположению в патриотических кругах, при планировании этой операции видимо рассчитывали на поддержку местных элит на Украине и государственный переворот и тем самым закончить ее в течении месяца. Но воля Божия иная. Почему Господь не дал нам сразу Победу, а операция фактически превратилась в полноценную войну. Представим, если бы мы все прошло по плану, и Запад бы не ввел бы нынешние санкции (или ввел только малую часть). Мы бы продолжали жить по-прежнему, импортозамещение продолжало бы буксовать, на экранах ТВ бы постепенно продвигались западные уже не либеральные, а содомские идеи... Трагедия или промысл Божий? Но мы знаем из Священного Писания и Святых Отцов что воля Божия о человечестве это спасение каждого человека и всех народов. Не только каждый человек, но и каждый народ у Господа имеет свое предназначение. Множество примеров есть в Ветхом Завете, ассирийцы, вавилоняне с царем Навуходоносором исполняли волю Божию о наказании (наставлении) избранного народа и возвращении его на путь Истины. Кратко рассмотрим воля Божию о русском (народы, населяющие территорию России) народе… Известна идеология концепция Москвы, России, как Третьего Рима, которая возникла вследствие развития мысли, изложенной иноком Филофеем в письме к Великому князю Василию III Ивановичу, которого тот уже именовал Царем. Конец XV начало XVI веков стали для нашей страны периодом становления в качестве державы мирового значения. Формула  «яко два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти» стала ядром государственной идеологии и внутреннего мироощущения русского человека на века вперед.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/05/26/pr...

Вадим К. 4 апреля 2018, 12:28 Дорогой, Алексей! Хочет или не хочет человек, чтобы его наказывал Бог за грехи родителей - речь не об этом, а о том, где истина вне зависимости от наших хотений или, наоборот, нехотений. В пословице говорится не о наказании, а именно о последствиях: отцы ели кислое, а последствие этого - оскомина, на зубах детей. Дети не хотели его, это последствие греха родителей, нести страдая и оттого роптали. Бог же ждет от человека не ропота, и вот, думается, пророк дает ответ. Ответ этот относится не к нынешнему веку, а к веку будущему, веку Царства Христа-Мессии, потому что сказано: наступают дни. Пока как правило действует закон: дети наследуют от родителей. Личную ответственность он не отменяет. Алексей 3 апреля 2018, 15:04 Дорогие читатели! Все намного просто, чем вы думаете. Да, ребенок может повторить грех своего родителя, если последний подает пример. Если отец страдает алкоголизмом, то ребенок будет склонен к этой страсти. Но это не значит, что он обязательно ее повторит. Но если и сотворит, то будет наказан, но за свой поступок. И мне не совсем понятно: почему люди так хотят, чтобы их наказывали за грехи родителей? И почему думаете, что Всемилостивый Господь будет наказывать невинного человека за грех, пусть даже и родительский? Мне кажется, нужно быть в этом вопросе более рассудительней. Помощи всем Божией! Марина Лагнюк 3 апреля 2018, 12:30 Как я поняла, статья о том, что на страшном суде дети не отвечают за грехи родителей (возможно, я не так поняла). Но мне сложно принять мысль, что нет никакой причинно-следственной связи между тяжелой, например, болезнью ребенка и грехами его родителей. Конечно, неправильно делать прямые и однозначные выводы, мол, ты сотворил то-то и поэтому у твоего ребенка то-то. Промысел Божий выше нашего скудного понимания. Но связь есть и все, у кого есть дети, наверняка это ощущали на себе. Я просто думаю, что статья не об этом.Хотелось бы, чтобы сам автор уточнил этот момент. Вадим К. 2 апреля 2018, 13:40 Никто в здравом уме не скажет, что у человека на Суде будет спрошено: зачем твой отец или дед или прадед сделал то и то? В этом смысле ответственности он не несет никакой. Но страдать невинно за грех предков конечно может, и тут правильно указали на пример Адама и Евы. Ап. Павел так и говорит, что и до закона люди умирали, даже не согрешив по примеру Адама и Евы. Умирали и непорочные праведники как Авраам, как Иов, у них ли не было покаяния? Умирали и болели, а причина в том и другом одна: грех прародителей. Да, говорят, что это о другом, об испорченной природе, но суть-то остается одна: невинное страдание. Оно есть в нашем мире, а если есть, о чем тогда спор?

http://pravoslavie.ru/111857.html

Шестой том «Истории античной эстетики» (1980) А Ф. Лосева в основном посвящен творчеству Плотина Общий объем «Истории » составил 8 томов в 10 книгах (1963–1994) 453 Текст беседы печатается (с незначительными исправлениями) по первой публикации в журнале «Мир Божий», 1996, Ниже приводится полное предисловие к этой публикации. Профессор Алексей Федорович Лосев (1893–1988) — замечательный русский философ, филолог, писатель, педагог. Его наследие огромно около 400 опубликованных трудов, многие из которых — капитальные исследования, насчитывающие сотни страниц А. Ф. Лосев — признанный авторитет в области античной философии, в области истории эстетики, во многих смежных сферах знания. Но для многих из тех, кто имел возможность посещать А. Ф Лосева в его квартире в «старинном доме на Арбате», он был еще и авторитетом в вопросах религии. В длительный период государственного атеизма А Ф. Лосев, как и множество других ученых, не имел возможности открыто высказывать и как–либо обосновывать свои религиозные взгляды. Между тем, будучи глубоким и сильным мыслителем, А. Ф Лосев, конечно, никогда не замыкался в плоском материализме, наоборот, он с юности был погружен в познание и исследование религиозной мысли, и, в первую очередь, православной духовной жизни Но об этом публично не говорилось Публикуемый текст, написанный как бы от имени некоего журналиста, вопросы к Лосеву и его ответы, — все целиком написано самим Алексеем Федоровичем. Родилась эта работа при следуюших обстоятельствах. Один молодой человек [Александр Александрович Салтыков (ныне протоиерей о Александр), сын друга А. Ф Лосева — А. Б. Салтыкова (1900—1959)1, сын известного искусствоведа, арестованного в 1930 г по одному делу с А. Ф. Лосевым, бывавший в те времена у Алексея Федоровича, захаживал в редакцию газеты «Советская культура», где тогда — в 1971 году — появилась рубрика «Встреча с интересным человеком» И вот возникла идея представить Лосева — в самом деле очень интересного человека — со страниц этой газеты. Алексей Федорович охотно согласился и вдохновенно продиктовал эту «беседу» А диктовать он был вынужден потому, что уже давно был степ, и свои поражающие эрудицией объемистые труды Лосев писал, пользуясь удивительной памятью, дарованной ему Богом

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

#lx_718114 #lx_718114 .lx_home_button #lx_718114 .lx_home_button svg #lx_718114 .lx_home_button svg path #lx_718114 .lx_home_button:hover #lx_718114 #lx_718114 .lx_close_button #lx_718114 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_718114 .lx_no_click #lx_718114[data-height="" ] .lx_close_button #a308e29bbc Закрыть О молитве Иисусовой. Часть 1 Алексей Осипов   11:15 04.05.2023 351 Основой духовной жизни человека является молитва, она как дыхание. Невозможно представить, чтобы человек жил, не дыша, так и невозможно верить в Бога, не молясь. «О молитве Иисусовой». Беседа в Оптиной пустыни «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй меня, грешного» – одна из самых кратких молитв. Краткая, но, как святые считали, самая необходимая в деле спасения души. Профессор Алексей Ильич Осипов рассуждает о тайне и искусстве молитвы Иисусовой, опираясь на учения и опыт святых отцов Церкви. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть В России водителей на любой заправке могут оштрафовать за это Актриса Уколова ужаснулась от Сызрани и написала мэру: читать Жестоко избил невесту и обнимал после труп: что будет с убийцей? Часть Внуково эвакуирована из-за высокой угрозы Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/video/2023/05/04/o_mo...

Разделы портала «Азбука веры» Ремизов Алексей Михайлович Днесь весна Первые — гришки, как закурещат, бородатые, и на раките, в зиму серые, побурели ветви. А девятого марта летит черногуз. И хоть что хочешь: мороз, снег... — девятого марта черногуз обязан прилететь! Мирские притчи Ходила старуха за морошкой в лес. Набрала старуха полный бурак и заблудилась: ходит по лесу, выйти не может. А Леший-шишко — ему только того и надо, — рад, что старуха домой попасть не может, Леший тут-как-тут. Московская пчела: Из книги «Плетешок» Я поднялся из своего затвора и силою духа был отведен в лес — в лесу я увидел человека, рубящего дрова: рубил человек дрова и, нарубив, захватил большую охапку, чтобы нести. И не мог. Бросил охапку и снова принялся рубить. На все Господь Жил Ипат не бедно, не богато, да пришло крутое время, и до того добился, что и питаться нечем стало. Жена, дети — что делать? И пошел он из села за тридцать верст на озеро рыбачить. И там, на озере, исправил себе балаган земляной и перевез на новое место жену и детей. Посолонь В „Посолонь“ целыми пригоршнями кинуты эти животворящие семена слова... Ремизов ничего не придумывает. Его сказочный талант в том, что он подслушивает молчаливую жизнь вещей и явлений и разоблачает внутреннюю сущность, древний сон каждой вещи. Пруд От Камушка до Чугунолитейного завода и от Колобовского сада до Синички тянется огромный двор, огороженный высоким, красным забором, часто утыканным изогнутыми, ржавыми костылями. К Синичке примыкает пруд, густо заросший со всех краев старыми ветлами, на конце которого шипит и трясется бумаго-прядильная фабрика... Рождество В ночь, как родиться Христу, ехала Богородица с Иосифом в город Вифлеем. Вот дорогой словно стало что: стала она смеяться и плакать. Приостановил Иосиф лошаденку. Думал себе старик: «Не худо ль чего с Марией — или волков забоялась?» Странник Божий Слышал я раз в трамвае, разговор зашел, — сел в трамвай так из мастеровых какой-то, видно, больной, и горло подвязано и лицо такое нездоровое. — А доброе-то желание, по-вашему, куда же денется? Доброе желание не пропадет... Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 791  чел. Всего просмотров 67 млн. Всего записей 2583 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/fiction/1/remizov-aleks...

— Не говори так, — возразил Луготинцев. — Это хороший человек. Торопцев. Его убивать не будем. Возьмём с собой в отряд. Он с нами вместе воевать станет. Машина была одна, дурак — немец не позаботился о хорошей охране, как видно, предполагая, что пока держатся морозы, партизаны не зашевелятся. Можно было подкрасться поближе, но Муркин дал оплошку — выстрелил раньше времени. Из-за этого обстрелянные успели запрыгнуть в машину и уехать! Так что трое молодых партизан без толку потратили патроны. Но напугали, и то хорошо. Все же отметили годовщину Ледового побоища! — Ничего, я этого попа ещё достану, — весело пообещал Лёшка. — Он у нас в Закатах мракобесие своё разводит, немцам сапоги лижет… 53 Но прошёл месяц, прежде чем он вознамерился исполнить зарок. Вокруг пела весна, пела о любви, но для партизана Луготинцева та песня была скорбная, потому что не мог он предать Машу, свою любовь к ней! Песни весны лишь сердили его, раздражали и злили. — Как хорошо, — бормотал отец Александр, едучи на велосипеде по дороге через лес. — Как упоительно хорошо, Господи! Когда же наступит «на земле мир, в человецех благоволение»? Природа дышала теплом, шелестела листва. Священник отец Александр Ионин ехал к своему войску. До сих пор ему так и не дали окрестить тех двенадцать, и он колесил туда снова просить об этом. От села Закаты до лагеря в Сырой низине было часа полтора пешего ходу. Батюшка на велосипеде проделывал это расстояние и за полчаса, и за сорок минут. Пересекать лесные дебри, конечно, страшновато. С начала мая проснулись партизаны, нападали не только на немцев, но и на мирных граждан, которых они подозревали в сотрудничестве с немцами, хотя чаще всего никакого сотрудничества не было и в помине. Недавно батюшку возили в Гологляг отпевать там одного старичка, зверски исколотого в лесу штыками. Правда, Николай Николаевич однажды высказал такое предположение, что это чинят сами же немцы, дабы разжечь ненависть к партизанам. Кто их разберёт теперь? Война — она заставляет и так подличать. — Стой, поп! — вдруг прервал раздумья отца Александра чей-то весьма недружественный голос. Батюшка остановился. Из леса на дорогу вышел закатовский парень Лёша Луготинцев, оглянулся по сторонам и добавил: — Стой. Ты уже приехал куда надо. — Здравствуй, Алексей Божий человек, — приветливо откликнулся отец Александр, слезая с велосипеда. Он обомлел, поняв всё, и старался как можно скорее вернуть самообладание, стряхнуть с ног проклятую трусость. А она именно в ногах у него находилась — они стали ватными и тяжёлыми… — Это ты у нас Божий, — сказал Луготинцев мрачно. — А я — советский человек, понятно? — Понятно. — Это хорошо, что понятно. Давно я мечтал так повстречаться. И вот, наконец… Он ещё раз оглянулся по сторонам и сунул руку в карман за пистолетом. — Так ты исповедоваться хочешь? — спросил отец Александр. — Это с какого рожна? — усмехнулся советский человек. — Я так понимаю, ты собираешься убить меня.

http://azbyka.ru/fiction/pop/

Поэтому, по мысли св. Феофила, человек был создан ни целиком смертным ( υτε θνητς λοσχερς), ни полностью бессмертным ( υτε θνατος τ καθλου), но как бы «средним» ( μσος): способным воспринимать и то и другое ( δεκτικς δ κατερων). Ибо если бы Бог сотворил человека изначально бессмертным, то, значит, Он соделал бы тварь Свою богом; а если бы создал смертным, то Сам бы стал причиной смерти человека. Соответственно этому, перед первозданным человеком открывалась дорога как к бессмертию, так и к смерти, поскольку он был сотворен «свободным и самовластным» ( λεθερον γρ κα ατεξοσιον). Если бы человек избрал путь исполнения заповедей Божиих, то наградой ( μισθν – мздой) за это было бы бессмертие, и тогда человек стал бы богом. Но так как он избрал противоположный путь, то есть непослушание Богу, то сам явился причиной своей смерти. Таким образом, согласно св. Феофилу, человеку изначально было дано «побуждение (предпосылка) к преуспеянию» ( φορμν προκοπς), однако он не осуществил этот первоначальный замысел Божий о себе. Впрочем, св. Феофил не считает судьбу человека безнадежной, поскольку человеколюбие и милосердие Божие велики и беспредельны. На сей счет апологет говорит: «Как преслушанием человек навлек на себя смерть, так и повиновением воле Божией желающий [спасения] ( βουλμενος) может добыть себе вечную жизнь. Ибо Бог дал нам закон и [Свои] святые заповеди, исполняя которые всякий может спастись и, получив воскресение, наследовать нетление». Следовательно, учение о человеке св. Феофила органично перерастает в сотериологию, которая, в свою очередь, тесно сопряжена с этикой. Естественно, что сотериология предполагает грехопадение человека, историю которого апологет излагает, целиком опираясь на Священное Писание. По его словам, Ева первая была прельщена змием, то есть сатаной, и стала «родоначальницей греха» ( ρχηγν μαρτας; II, 28). Затем св. Феофил повествует о судьбах ветхого Израиля, усматривая в них мудрый Промысл Божий. Следует отметить, что внимание апологета вообще привлекает главным образом ветхозаветный этап Домостроительства спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010