Мы привели только основные концепции понимания образа Божия в человеке, опустив второстепенные экзегетические и богословские мнения. Само разнообразие взглядов лучшим образом свидетельствует о невозможности ограничить образ Божий в человеке какой-то одной стороной его бытия. Это понимали уже некоторые древние толкователи (например, блаженный Феодорит Кирский ), которые, не ограничиваясь каким-то одним сходством, указывали различные черты образа Божия в человеке. Далее в процессе истории православные богословы «в это библейское выражение вкладывали все больший и больший объем содержания» 84 , так что в настоящее время мы можем сформулировать следующий вывод: так как Бог бесконечен, то и образ Его в человеке многогранен. (9) Нравственный смысл библейской вести о наличии образа и подобия Бога в человеке достаточно широк, мы ради краткости нашего комментария выделим только два аспекта. Во-первых, признание того, что образ Божий есть в каждом человеке, обязывает нас более внимательно относиться к своим ближним, любить их как носителей образа Божия и стараться в каждом человеке увидеть этот драгоценный бриллиант, даже если он сокрыт под спудом страстей и грехов. Вот как выражает эту мысль святитель Игнатий Брянчанинов : «Воздавай почтение ближнему как образу Божию, – почтение в душе твоей, невидимое для других, явное лишь для совести твоей. (…) И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение как образу Божию – что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собой, чтобы тебе не иметь недостатка в любви» 85 . Во-вторых, это же требует от нас более внимательного отношения к себе самим: «По образу и по подобию Божию создал нас Бог; всякий христианин обязан соблюдать себя, и хранить, и чтить в себе образ Божий, и святить делами добрыми, чтобы мог он сказать: «Да святится во мне имя Твое, Господи! " " 86 . То есть каждый человек должен беречь в себе образ Божий и давать ему возможность раскрыться в полной мере через жизнь во Христе, и в то же время ни в коем случае нельзя самому разрушать в себе образ Божий, предаваясь пороку.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Анна усмехнулась. – Я сама очень люблю имя Алексей, и если уж называть, то, конечно, Алексей человек Божий. Ах, папа, кротость, смирение… в наше время. Геннадий Андреич оживился. – Все прямо противоположноес. И вот поэтому-то и хорошо так назвать. Столько же противоположно, как Нагорная проповедь противоположна злу, но само имя это и несет в себе всегдашнюю и величайшую истинус, которой не одолеть никаким силам адовым… – Папа, да ты прямо превосходен! Анна обняла его и поцеловала. Он слегка будто смутился. – Ничего не превосходенс. А все это правда. Анна вдруг припала к нему. Ее мокрые глаза блестели. Позже, уходя к себе в кабинетик, Геннадий Андреич более спокойно, улыбнувшись, сказал: – Это раб Божий, ныне появившийся на свет, который же по счету мой потомок? Кажется, пятнадцатый? И чтобы не ошибиться, стали они втроем перебирать и пересчитывать детей, внуков, правнуков. Чуть было не пропустив Таню в Париже, насчитывали действительно пятнадцать. Маркан смотрела с неодобрением. Порождать, по ее мнению, вовсе не следовало. Но ее никто и не спрашивал. Давно, еще до войны, случилось однажды Геннадию Андреичу приобрести для музея скифский сосуд с удивительными изображениями зверей – сам Чижов был в восторге, а уж он в этом деле понимал. Геннадий Андреич только и жил тогда чашей этой. Он ее любил. Если бы был ребенком, клал бы себе на ночь под подушку. Это любовь длилась довольно долго. Но время шло, восхищение поостыло, даже стало сменяться другим. Однажды, проснувшись утром, он с каким-то странным чувством вспомнил мещанку, принесшую ему в музей чашу, вспомнил этого кабана с клыками… Раньше обычного покатил на Красную площадь. Чаша была как чаша, кабан как кабан, но вдруг ощутил он, взглянув, что в сердце точно бы скрипнуло. Стал рассматривать вновь, так и этак, взял лупу. Будто и ничего, но вот трещинка в сердце осталась. Стали чаще являться мрачные мысли. И он обратился в Петербург, к известному старику археологу, с которым не раз спорил. Знал, что это соперник и скорей недруг. Но знаток превосходный.

http://azbyka.ru/fiction/puteshestvie-gl...

6. Человек Скорее всего это не факт,что бы старец не благословил.Ибо на тот момент никто ничего вразумительного в понимании происходящего не разумел.И с какой стати старец стал провидцем и прорицателем.При этом свой пастырский долг не исполнил,тогда ещё не было красных модных старцев. 5. Англичане аккуратно подставили Гришина-Алмазова.Ибо связь на море была и действовала.Поэтому красные знали кого им подкинули. 4. Ответ на 2, Человек: .....Но самое главное было в личном послании Деникина к Колчаку, которое содержало ближайшие планы военной борьбы с Советской республикой, планы совместного похода на Москву..... Ведь сказал же старец, иеросхимонах Аристоклий, когда к нему пришли в 1918 году офицеры и попросили: " Благословите, батюшка, нас воевать против бунта, чтобы вернуть Россию на прежний путь " , - " Бесполезно, гнев Божий нашел на Россию за отступление от Бога, и что бы вы ни делали, ничего не получится, только кровь прольете " . То же самое говорил и старец отец Алексей (Мечев). Старец волен говорить...но для боевого офицера смерть в бою против красных всегда выше, чем в бойне чекистских подвалов....кстати, если кто не знает, чека с идиша переводится как бойня....отсюда и название города Чикаго - одной из главных скотобоен Америки... 3. учитель Увы,Рабоче-крестьянская Белая армия проиграла буржуинам Ленину,Троцкому,Свердлову,Менжинскому имеющих родственников банкиров на Уолл-Стрите.Деньги,которые были в Западных банках у многих русских предпринимателей,блокировались и не имели хода в Русскую армию.У Ленина золотого запаса было настолько много,что имел возможность субсидировать Ата-Тюрка,который выиграл войну с нищими греками. 2. .....Но самое главное было в личном послании Деникина к Колчаку, которое содержало ближайшие планы военной борьбы с Советской республикой, планы совместного похода на Москву..... Ведь сказал же старец, иеросхимонах Аристоклий, когда к нему пришли в 1918 году офицеры и попросили: " Благословите, батюшка, нас воевать против бунта, чтобы вернуть Россию на прежний путь " , - " Бесполезно, гнев Божий нашел на Россию за отступление от Бога, и что бы вы ни делали, ничего не получится, только кровь прольете " . То же самое говорил и старец отец Алексей (Мечев).

http://ruskline.ru/analitika/2023/03/24/...

В-пятых, КС РФ ясно указал на недопустимость и наказуемость навязывания детям информации, связанной с пропагандой любых форм аморально-развратного образа жизни, как противоестественного, так и естественного. Если сами родители детей в семье не пропагандируют последним свои интимные отношения и считают такие деяния безнравственными и недопустимыми, то почему третьим лицам извне должно принадлежать право пропаганды порока чужим детям? Можно было бы продолжить перечисление правовых, международных и общественно-политических достоинств Постановления КС РФ 24-П от 23.09.2014 г., но формат статьи исчерпан. Фундаментальное достоинство Постановления – указание на то, что правовая система России в вопросах семьи, брака и детства будет базироваться на христианских ценностях В заключение хотелось бы отметить, что главное фундаментальное достоинство рассмотренного правового документа – это указание на то, что правовая система России в вопросах семьи, брака, материнства, отцовства и детства будет базироваться на христианских ценностях. Высшая юридическая сила Постановления Конституционного Суда Российской Федерации гарантирует, что предопределенные ценности наших предков, которые в правовой системе России поставлены во главу угла построения и жизнедеятельности российского общества, теперь не могут быть с правовых позиций уничижены в пользу современных неоязыческих «европейских ценностей», демонстративно и последовательно уничтожающих в человеке образ Божий. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Алексей 1 марта 2015, 18:04 чем ближе к Богу , тем дальше дьявол , все в наших руках Анна 8 декабря 2014, 20:39 Спасибо автору за разъяснения, очень полезная информация . И слава Богу за все! Алексей 5 декабря 2014, 08:15 Человек есть Образ Божий. Изменение или разрушение этого Образа делает человека непримиримым со своим Творцом. Человек как-бы расчеловечивается. Становится выродком. Тотальное расчеловечивание больших масс людей через разложение брака и семьи методом содомии под силу только государственной машине. На Западе это понимают. Понимает и Россия.

http://pravoslavie.ru/75587.html

231. Памятники византийской литературы IV—IX веков. Μ., 1968. С. 73-74. 232. Epistola ad Romanos VII, 15—20, 23. 233. Cp.: Nemesii De natura humana//PG. 40. Col. 512. 234. Platonis. Timaeus 44 d. 235. Psalmus L/LI. 19. 236. Evangelium secundum Lucam XIV, 11. 237. Iacobi Epistola I, 9—10. 238. См.: Адрианова В. П. Житие Алексея Человека Божия в древней русской литературе и народной словесности. Пг., 1917; Мурьянов Μ. Ф. Алексей Человек Божий в славянской рецензии византийской культуры//ТОДРЛ. XXIII. Л., 1968. С. 109—126;.: Адрианова В. П. Житие Алексея Человека Божия в древней русской литературе и народной словесности. Пг., 1917; Мурьянов Μ. Ф. Алексей Человек Божий в славянской рецензии византийской культуры//ТОДРЛ. XXIII. Л., 1968. С. 109—126; Baumstark А. Die christliche Literaturen des Orients. I. Leipzig, 1911. S. 86—87; La legende syriaque de St. Alexis. Paris, 1889.aumstark А. Die christliche Literaturen des Orients. I. Leipzig, 1911. S. 86—87; La legende syriaque de St. Alexis. Paris, 1889. 239. «Поющей сию народную песнь, называемую Алексеем Божиим Человеком, был слепой старик, сидящий у ворот почтовою двора, окруженный толпою по большей части ребят и юношей. Сребровидная его глава, замкнутые очи, вид спокойствия в лице его зримаго, заставляли взирающих на певца предстоять ему со благоговением. Никто из предстоящих не остался без зыбления внутрь глубокаго, когда Клииской певец, дошед до разлуки своего Ироя, едва прерывающимся ежемгновенно гласом изрекал свое повествование. Сколь сладко неязвительное чувствование скорби! Колико сердце оно обновляет, и онаго чувствительность. Я рыдал в след за ямским собранием, и слезы мои были столь же для меня сладостны, как изторгнутыя из сердца Вертером…» (глава «Клин». — Радищев А. А/. Поли. собр. соч. М.; Л., 1938. С. 373—374). В лице Радищева культура сентиментализма открывает для себя сбереженную тысячелетней народной традицией «слезность» ранневизантийской легенды. 240. Diogenis Laertii De vita et moribus philosophorum VIII, 48.

http://predanie.ru/book/217170-poetika-r...

Человек несовершенен. Наш разум с трудом познает окружающий нас материальный мир, в котором мы живем и который постоянно наблюдаем. Еще более слабо наш ум разбирается в жизни духа, сфере таинственной и сокровенной, выходящей за пределы нашего повседневного опыта. Если мы часто ошибаемся в обычных житейских ситуациях, то в духовной жизни крупные просчеты с нашей стороны неминуемы. Избежать их можно, только руководствуясь советами мудрого наставника. Самая большая опасность       Как ты полагаешь, что самое опасное для христианина на пути его спасения? Уверенность в собственном благоразумии. Наш разум почти постоянно находится под влиянием страстей. Они не дают ему различать всех тонкостей духовной борьбы с демонами. Нечистые духи все время перед нашим мысленным взором рисуют картины, в которых используют только полутона. Опьяненный каким-нибудь желанием, человек часто принимает зло за добро, а добродетель за недостаток. Разве можно в этой изощренной духовной брани обойтись без руководителя? Обретение духовника часто в корне меняет жизнь человека: помогает ему избавиться от греха и утверждает на пути спасения. Однажды в двадцатых годах прошлого столетия раб Божий Алексей зашел в гости в дом уважаемого московского протоиерея, который незадолго перед этим скончался. Семья покойного была известна своей образованностью. Несколько сыновей протоиерея были профессорами и собирали в своем доме молодежь для чтения рефератов. Все братья жили с матерью и своей единственной младшей сестрой Надей. Девушка всегда была в центре внимания семьи, где исполнялись все ее прихоти.         На пороге дома Алексей застал как раз Надю. Она сообщила, что братья и мать отсутствуют, предложила молодому человеку сходить с ней в кафе. Алексей согласился. По дороге он заметил сильное волнение девушки и спросил, в чем дело. Надя рассказала, что влюбилась в одного инженера, который из-за нее бросил жену. Сегодня в одиннадцать вечера она должна переехать к нему на квартиру, а завтра вместе с ним уехать в Крым.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Совпадение или Промысл Божий, но одна из самых важных вещей в жизни случилась вскоре после написания песни: Алексей и Наталья обвенчались , а вслед за этим таинством стали происходить и другие чудеса. Жена поехала в Почаевскую Лавру – это довольно известное место. Считается, что оно под Покровом Богородицы, и там есть такая стопочка Богородицы в скале, и жена просила Господа послать ребеночка, и даже разговаривала с одним из старцев – так получилось, он просто мимо проходил, она попросила у него благословения на зачатие чада, и он ответил: «А Господь уже благословил» – так он сказал. Через неделю после возвращения из Почаевской Лавры супруга узнала о беременности. С тех пор на каждом своем концерте он посвящает песню «Снег» сыну Никите. Когда ребенок появляется, и ты берешь его на руки – просто это такое чудо, ты не представляешь, как это вообще возможно! Новый человек родился, у него ручки-ножки, все хорошо, слава Богу. Тебе говорят: твой ребенок здоров – ну, куда еще чудеснее? Задача по мере продвижения, и уже ты начинаешь видеть то, чего раньше не видел. Ведь когда на исповедь человек идет, он же идет, как к доктору: меня беспокоит вот это, я вот тут совершил какую-то ошибку, оступился, здесь я злюсь, здесь я раздражаюсь, здесь я в какой-то еще грех … Он боится самоуспокоения, в довольстве собой видит главную опасность. Вот так однажды проснулся утром, взглянул в зеркало и ужаснулся от увиденных грехов , тогда и решил креститься . Вместе с ним крещение принял и его родной брат Сергей. Я – дитя Советского Союза, отец у меня был коммунистом, ну, естественно, это было достаточно проблематично, да об этом и не думал никто тогда. Без крестных отцов и матерей, просто вдвоем пришли. В процессе, когда вот это таинство совершалось, там есть одна такая фраза, что я отрекаюсь от я сатаны и вверяю свою жизнь, свою душу Богу Иисусу Христу. И с этого момента становится понятно, что ты уже выбрал свой путь. Алексей Поддубный никогда не думал быть профессиональным певцом, музыкантом, мысли были намного прозаичнее. До армии работал фрезеровщиком на заводе, после армии спасателем на лодочной станции, мечтал быть водителем дальнобойщиком, при этом любил петь и с детства, благодаря отцу слушал классическую музыку, играл на аккордеоне, закончил музыкальную школу по классу классической гитары, и уже подростком начал писать свои песни.

http://azbyka.ru/way/posle-kreshhenija-r...

протоиерей Вадим Леонов 4 апреля 2014, 14:07 (Продолжение)После этого Вы утверждаете, что о. Вадим «отождествляет оба эти понятия» (личность и индивидуальная природа). Прошу Вас внимательнее перечитать статью, особенно Тезис 4: «Образ Божий и личность – это онтологические свойства человека, но не какие-то особые части его природы», где сказано: «Понятия «образ Божий» и «личность»… не имеют своей самостоятельной субстанции в человеке. Это не часть души, не дух, не ум. Они не могут существовать вне человеческой природы, но, реализовавшись в ней, задают богоподобный (образ Божий) и уникальный (личность) способ существования человека». В этом вопросе я полностью солидарен с Лосским. Более того, в статье вообще ни разу не употребляется термин «индивидуальная природа». Если уж говорить об этом, то «индивидуальная природа» - это «конкретный человек», а он точно не тождественен понятию «личность». На языке формул можно было бы выразить это так: «конкретный человек» (индивидуальная природа)=«личность» «общечеловеческая природа». Если Вас заинтересовала эта тема и мое понимание, то предлагаю подробнее ознакомиться по моей книге «Основы православной антропологии» (Москва, 2013) стр. 102-121. Далее Вы критикуете мысль, которую я не высказывал и с которой принципиально не согласен, поэтому комментировать ее излишне. Еще раз благодарю Вас за внимание к скромной статье, рассчитанной на широкий круг читателей. Желаю Вам всех благ от Господа. протоиерей Вадим Леонов 4 апреля 2014, 14:06 Дорогой Алексей! Прочитав Ваш отзыв, хочу сделать несколько уточнений. Вы пишите: «формула о. Вадима: личность человека=конкретный человек – общечеловеческая природа». Благодарю Вас, что удостоили назвать формулу моим именем, но это всего лишь моя интерпретация фразы Лосского: «Личность есть несводимость человека к его природе». Другими словами, в каждом конкретном человеке, когда мы желаем понять его как уникальную личность, мы не должны рассматривать общечеловеческие природные характеристики (наличие тела, души, воли, чувств и т.д.), а выявить уникальность их проявления в поступках, диалоге и т.д.

http://pravoslavie.ru/35001.html

Кроме того, в средневековой Европе было популярно сочинение Иакова Ворагинского «Святые сказания», которое в народной традиции звучало как «Золотая легенда». Среди прочих, а в книге было 200 житий и легенд из жизни христианских святых, находилось и житие святого Алексея. «Золотая легенда», которую любили переписывать в монастырях, была переведена на основные европейские языки: английский, французский, испанский, немецкий, каталонский, польский и чешский. После открытия Иоганна Гуттенберга  книга десятки раз переиздавалась. «Золотая легенда» по популярности и известности уступала лишь  Библии. И хотя в эпоху Реформации «Золотую легенду» критиковали за недостоверность сведений, называли сказками, все равно живой и образный язык доминиканского монаха привлекал читателей, художников, поэтов, которые черпали вдохновение в книге. Оратории и оперы, иконы, фрески, витражи, гравюры, картины создавались в Европе вплоть до XVII веке на сюжеты из «Золотоый легенды». В это же время в России, в царствование Алексея Михайловича, о преподобном Алексее человеке Божием слагались духовные стихи, солдатские песни и сказания. Алеша – герой России и Болгарии Разведчик Алексей Скурлатов Белеет ли в поле пороша, Пороша, пороша, Белеет ли в поле пороша Иль гулкие ливни шумят, Стоит над горою Алёша, Алёша, Алёша, Стоит над горою Алёша - Болгарии русский солдат... Советская эпоха дала миру новых героев. В 1967 году Краснознаменный ансамбль имени Александрова впервые исполнил песню, посвященную советскому воину-освободителю Алеше. Десятью годами ранее, в 1957 году, в болгарском городе Пловдив был установлен одноименный памятник. Песня «Алеша» на слова Константина Вашенкина и музыку Эдуарда Колмановского, стала не просто популярной в СССР - это был настоящий хит, и гимн города Пловдив, где песня ежедневно исполнялась по местной радиостанции. Прототипом одиннадцатиметрового монумента стал рядовой Алексей Скурлатов. В сентябре 1944 года он участвовал в Болгарской операции, был разведчиков и связистом, прокладывал телефонную линию между Плодивом и Софией.

http://foma.ru/alexei-celovek-bogij.html

Некоторые считают, что болезням телесным всегда предшествуют болезни духа… Так говорить нельзя. Может предшествовать, а может и нет. Помните, что говорится в Писании об одном слепом? Кто согрешил: он или родители его? Оказывается, что ни он, ни родители его, а на нем исполнилась слава Божия. Приходилось ли Вам, отец Феодорит, задумываться, почему порой Господь кому-то посылает тяжкие болезни? Человек во всех отношениях очень хороший, а на его долю выпадают страшные мучения. У меня был очень хороший друг известный нейрохирург Алексей Степаненко. Он был, конечно, человек неправославный, верил в какой-то высший промысл, но человек он был очень хороший и честный. И умер, как и жил. Говорил, что не хочет быть обузой для окружающих. Когда тяжело заболел, постарался всех друзей и близких оградить от излишнего внимания к себе. За ним ухаживали лишь самые преданные женщины – те, с которыми Алексей работал. Когда он уже не мог ходить, его привозили в клинику на кресле. Во время операций он сидел в кресле за спиной нейрохирургов и направлял их. Алексей оперировал больных их руками. Он успел помочь многим и сделать многое, в том числе закончил свою монографию, в которой передал свой опыт другим нейрохирургам. Стоит ли задумываться, почему Господь послал ему тяжелую и мучительную болезнь? Думаю, что не стоит. Промысл Божий для нас непостижим, мы не знаем, почему Господь посылает каждому человеку свой переход в мир иной. Можно об этом, конечно, думать, но не надо считать себя умнее Бога. В Вашей практике были случаи, которые потрясли бы Вас как монаха или врача? Какого-то особенного случая не расскажу. Чтобы Ангелы сходили с неба – такого я не видел. Вспоминаю случай, когда один наш пациент явно видел бесов. Однажды мы везли тяжелобольного человека. И вдруг в какой-то момент у него открылись глаза, он явно видел что-то невообразимо страшное. Это было видно по его лицу. Ему было не больно, а именно очень страшно от того, что он видел. Но узнать, что он увидел, мне не довелось. Мы довезли его живым до Склифосовского, и там он практически сразу умер.

http://pravoslavie.ru/111083.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010