376 Имеется в виду Новый Рим, т. е. Константинополь. Издатель текста Рено пишет это слово (rome) с маленькой буквы и переводит: «сила». 377 Речь идет о Евдокии Макремволитисе, дочери Иоанна Макремволита, женатого на сестре Михаила Кирулария. 380 Тронный зал византийских царей (хрисотриклиний) был разделен раздвижным или подъемным занавесом, за который приглашали назначенных к приему чиновников. 382 По словам Атталиата (Аттал., 71), Константин Дука «оказал честь», т. е. предоставил должности и возвел в титулы очень многих людей «как из синклита, так и с рынка» и при этом восстанавливал в прежнем положении лиц, подвергшихся преследованиям при Исааке Комнине. 383 Чрезвычайное и даже чрезмерное увлечение Константина делами правосудия отмечает также Атталиат. Из-за этого император пренебрегал другими своими обязанностями. В результате «доносов, клеветы, софистических ухищрений и судебных разбирательств», пишет этот историк, пришло в упадок Ромейское государство (Аттал., 76). 384 Атталиат и вслед за ним Продолжатель Скилицы неоднократно отмечают «скупость» Константина Дуки, особенно его нежелание тратить деньги на войско, чем, по их мнению, объясняются многие неудачи Византии. 385 У Константина и Евдокии было восемь детей: четыре мальчика и четыре девочки. Согласно другим источникам, старшую дочь звали Анной. Ее имя у Пселла – Арета. 386 Номинально облеченный царской властью, Андроник никогда государственной деятельностью не занимался и ничем себя не проявил. 387 Заговор, о котором рассказывает Пселл, случился в первые годы царствования Константина, В то время как царь на пасхальных праздниках находился в Манганском монастыре, часть заговорщиков (те, что «действовали на суше») подняла мятеж в городе. Восставшие надеялись, что встревоженный царь поспешит морем поскорей прибыть в город. На царском же корабле его должны были ожидать другие заговорщики (те, что «учинили беззаконие на море»). Последние должны были принять Константина на борт судна и утопить. По счастливой случайности царь сел на другой корабль и таким образом избежал смерти. Бунт в городе был подавлен, а царь действительно снисходительно отнесся к мятежникам (Аттал., 75 сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Psell/h...

Особое внимание византийская публицистическая литература уделяла полемике с павликианами. Основные полемические антипавликианские сочинения возникли уже во второй половине 9 в., они содержат и сведения, относящиеся к более раннему времени. Наиболее полным и древнейшим среди них является «Полезная история» Петра Сицилийского, написанная послом византийского правительства в павликианскую столицу Тефрику примерно в 869–871 гг. Петр рассказывает о возникновении ереси павликиан, начиная с первой половины 7 в., и связывает распространение этой ереси с традициями манихейства в Армении 106 . Кроме того, ранней истории павликиан посвящено краткое сочинение, приписываемое Петру Игумену, которое легло в основу версии о происхождении павликианства в хронике Георгия Монаха. После эфесского митрополита Николая Месарита (ум. ок. 1220), деятельность которого началась еще до 1204 г., крупнейшим византийским публицистом 13 в. был Никифор Влеммид (1197–1272), наставник никейского императора Феодора II Ласкариса (1254–1258) и основатель монастыря близ Эфеса. Влеммиду принадлежат многочисленные письма и богословские сочинения. Дошла также автобиография младшего современника Влеммида, Григория Кипрского , занимавшего патриарший престол в 1283–1289 гг. На рубеже 13–14 вв. активно писали видные политические деятели Никифор Хумн (ок. 1250/1255–1327), ученик Григория Кипрского , и великий логофет Феодор Метохит (1270–1332), первоначально – единомышленники, затем – защитники интересов разных аристократических группировок, остро полемизировавшие друг с другом по проблемам астрономии и стилистики, которые скрывали от непосвященных политический смысл полемики. Канонист и моралист 14 в. Алексий Макремволит критикует современные ему социальные порядки в «Диалоге богатых и бедных». Острую полемику вызвало движение зилотов в Фессалонике. Зилотская публицистика до нас не дошла, но сохранились антизилотские сочинения – в том числе написанные виднейшими риторами того времени Димитрием Кидонисом (ок. 1323/26–1397/1398) и Григорием Паламой (1296–1359) (обвинительная речь Николая Кавасилы , долго считавшаяся основным источником по истории зилотского движения, относится, по всей вероятности, к иным событиям) 107 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В число заговорщиков вошли многие члены семьи Керуллариев, включая его зятя, мужа сестры Иоанна Макремволита, а также представители многих знатных родов. Позднее, на следствии, Керулларий скажет, что заговор был вызван недовольством не по отношению к самому василевсу, а к Орфанотрофу и другим Пафлагонцам. Но, поскольку сместить их можно было только путем устранения от власти Михаила IV, то заговорщики предполагали сместить царя и заменить его более достойной кандидатурой. Почти наверняка новым василевсом должен был стать Михаил Керулларий, сын большого сановника, занимавшегося при царском дворе финансовыми вопросами. Уже в то время Михаил отличался от своих сверстников трезвым умом, честолюбием, серьезностью и решительным характером и имел все черты прирожденного лидера. Вероятнее всего, заговор мог бы иметь успех, но, как обычно, кто-то из числа самих заговорщиков в последний момент струсил и донес обо всем Орфанотрофу. Мятежных аристократов арестовали, но, к удивлению, обошлись довольно мягко: имущество братьев Керуллариев конфисковали, самого Михаила насильно постригли в монахи, остальных сослали 770 . Летом этого же года был раскрыт еще один заговор, участники которого понесли более суровое наказание. Его организаторами опять стали представители старых аристократических родов: Михаил Гавр, Феодосий Месаникт, Григорий Таронит – все из среды высших воинских начальников. Эти события, а также болезнь Михаила IV вынудили Иоанна Орфанотрофа искать дополнительные гарантии для своей семьи. У Зои от брака с Пафлагоном детей не было и быть не могло, пытаться выдать ее еще раз замуж за представителя семьи Пафлагонов являлось чистой утопией. Поэтому Иоанн придумал вариант с усыновлением императрицей кого-нибудь из числа своих молодых родственников. Для начала он хотел предложить в качестве «сына» своего брата Никиту, дуку Антиохии, но тот скончался в 1034 г. В этой связи выбор пал на племянника Орфанотрофа и Михаила IV Михаила Калафата, занимавшего должность этериарха. Орфанотроф не без труда убедил василевса венчать того цезарем (кесарем) – царь откровенно недолюбливал своего племянника, впрочем, как и сам евнух; однако другой кандидатуры не нашлось.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН X ДУКА [греч. Κωνσταντνος Δοκας] (1006-22/23.05.1067), визант. имп. (1059-1067). Происходил из рода Дук , одного из знатнейших в империи. Участвовал в перевороте Комнинов, в результате к-рого имп. Михаил VI Стратиотик отрекся от престола в пользу Исаака I Комнина (1057-1059) (подробнее о заговоре и перевороте см. в ст. Исаак I Комнин ), был провозглашен кесарем, соправителем и фактически наследником императора, однако сложил с себя титул кесаря и уехал из столицы. Когда Исаак из-за болезни отрекся от престола, К. Д. при поддержке аристократии и чиновничества был провозглашен единоличным императором и положил начало почти 20-летнему правлению своей династии. Нек-рые исследователи высказывали предположение, что к отречению Исаака I и возвышению К. Д. имел отношение влиятельный придворный чиновник и ученый Михаил Пселл, к-рый известил К. Д. о тяжелом состоянии здоровья императора и вызвал его в столицу ( Скабаланович Н. А. Византийское гос-во и Церковь в XI в.: От смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина. СПб., 2004. Кн. 1. С. 207-214). К. Д. был коронован 23 нояб. 1059 г., его тронная речь сохранилась в «Истории» Михаила Атталиата ( Mich. Attal. Hist. 70). Имп. Константин Х Дука. Монета. Аверс, реверс. XI в. (Dumb. Oaks) Имп. Константин Х Дука. Монета. Аверс, реверс. XI в. (Dumb. Oaks) О карьере К. Д. до его появления в столице известно мало. Его семье принадлежали земельные владения в М. Азии (в Пафлагонии и во Фракисии), где он, вероятно, и провел 1-ю половину жизни. В первом браке был женат на дочери Константина Далассина. В 1034/35 г. по приказу имп. Михаила IV Пафлагона был арестован вместе с тестем и сослан на о-в Плата в числе других родственников Далассина. Покинул остров после воцарения Константина IX Мономаха (1042). Жил в К-поле, входил в состав синклита, носил титул вестарха. Овдовев, женился на Евдокии Макремволитиссе , племяннице патриарха К-польского Михаила I Кирулария .

http://pravenc.ru/text/2057054.html

Вскоре после имп. коронации Зоя потеряла прежнее влияние на М. П. За ее действиями и кругом общения наблюдал Иоанн Орфанотроф, игравший весьма значительную роль при дворе своего брата. В целом политика М. П., имевшая антиаристократический характер, пользовалась поддержкой к-польской бюрократии. Одной из мер, направленных на увеличение поступлений в казну, стало введение большого числа новых налогов, одним из к-рых был т. н. аэрикон, в тот период, по всей видимости, взимавшийся с сельских жителей. От налогового бремени страдала также военная знать М. Азии. Политика М. П. вызвала сопротивление аристократии, что выразилось в заговоре против императора, организованном в 1040 г. Иоанном Макремволитом, а также 2 братьями его жены, один из них - буд. патриарх К-польский Михаил I Кируларий ; Иоанн Скилица указывает на то, что их планы разделяло значительное число лиц. После разоблачения заговора его организаторы были наказаны конфискацией имущества. Примерно в то же время имп. власти пресекли попытку восстания, направленного против великого доместика Константина. Мн. военачальники, вовлеченные в заговор, были ослеплены ( Scyl. Hist. P. 412). Кроме того, фискальные меры, инициированные М. П. и его окружением, послужили главной причиной восстания населения Балканского п-ова. Другой причиной стало назначение ок. 1037 г. по инициативе М. П. главой Охридской архиепископии грека по происхождению Льва (см. Лев , архиеп. Охридский); ранее кафедру занимал Иоанн I Дебрский, к-рый, как считается, был последним славянином на кафедре. В 1040 г. восстание под рук. Петра II Деляна, провозглашенного в Белграде царем, охватило большую часть слав. земель, а также территорию Сев. Греции. Однако вскоре оно было подавлено. В 1042 г. М. П. организовал карательную экспедицию, направленную против Стефана, князя Зеты (Дукли), провозгласившего себя независимым правителем; экспедиция завершилась неудачно (подробнее см.: Острогорский. 2011. С. 403-405). М. П. тяжело заболел, после чего Иоанн Орфанотроф принял меры по закреплению имп. престола за своей семьей. М. П. усыновил племянника, сына своей сестры Марии, Михаила (см. Михаил V Калафат ) и провозгласил его кесарем. Затем император удалился в мон-рь святых Космы и Дамиана (Космидион), который ранее был благоустроен по его инициативе. Здесь М. П., отличавшийся в последние годы жизни благочестием, принял монашеский постриг и вскоре скончался.

http://pravenc.ru/text/2563706.html

(1039 – 1072, имп. в 1068 – 1071) Роман, сын Константина Диогена (см. «Роман III”), был вестархом и ду-кой Сердики. После смерти Константина X Дуки организовал заговор, его судили и приговорили к смерти, но на личном свидании с императрицей Евдокией Диоген настолько поразил ее мужественным видом и красотой, что василиса заменила ему казнь ссылкой на родину – в Каппадокию. Зимой 1067 г. военные, будучи не в силах наблюдать полный развал армии, через патриарха Ксифилина убедили Евдокию избрать себе нового супруга, способного хоть как-то изменить сложившееся положение. Выбор Макремволитисы остановился на ссыльном Романе. Так как гражданская партия (прежде всего Пселл и кесарь Иоанн Дука), боясь потерять влияние, и слышать не хотела о новом василевсе, Роман прибыл во дворец тайно, и Евдокия объявила о задуманном за день до венчания. Ничем воспрепятствовать оппозиция уже не смогла, Пселлу и Дуке оставалось лишь разыгрывать радость. Роман IV поклялся действовать в интересах своих малолетних соправителей (Михаила VII u ero братьев). Обретя престол (коронация состоялась 1 января 1068 г.), Роман IV Диоген возродил мероприятия своего деятельного «военного» предшественника Исаака I Комнина. Чтобы успешно противостоять могуществу крупных землевладельцев, он в первую очередь расширял императорский домен – политика, которую вынуждены были применять тогда многие государи. Император был человек решительный и самостоятельный – вплоть до того, что сам назначал епископов. Оппозицию членов синклита он обуздал, первый ее вождь – кесарь Иоанн Дука – удалился в Вифинию, а игравший прежде немалую роль Пселл впал при Диогене в немилость. В ответ обиженные царедворцы обливали василевса грязью, распространяя слухи о якобы готовящемся ослеплении Дук, жестоком обращении Романа с Евдокией, его глупости и непомерном чванстве. Лично Пселл приложил немало усилий, чтобы поссорить Макремволитису с мужем. Несмотря на противодействие, Роман IV упорно держался своей жесткой политики в отношении дворцовой знати, опираясь на слои военной аристократии. Львиная доля расходов казны приходилась теперь на армию. Василевс жаждал взять реванш у внешних врагов – норманнов и прежде всего турок, набеги которых с каждым годом становились все более разорительными и наглыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но и это не гарантировало легкого перехода власти, поскольку не упраздняло требования о признании нового императора сенатом, армией и «народом». Часто престол переходил родственникам покойного императора (родным или приемным сыновьям, брату, племяннику, зятю и др.), что способствовало укреплению династий: Константина Великого (Флавиев; 305-363), Феодосия Великого (Испанской; 379-457), Льва I (457-518), Юстина I (Иллирийской; 518-602), Ираклидов (610-711), Исаврийской (717-802), Аморийской (820-867), Македонской (867-1028/56), Дук (1059-1081), Комнинов (1081-1185), Ангелов (1185-1204) и Палеологов (1259-1453). В правление Македонской династии соправителями и опекунами юных «багрянородных» императоров (родившихся в «багряной» зале дворца, когда их отец уже занимал престол) выступали императоры из числа крупных военачальников. Жены (иногда и дочери) императоров, как правило, также короновались на царство и носили титулы «август» и «василисс». За вдовствующими императрицами было признано право передавать престол новому избраннику или занимать его самостоятельно (св. Ирина в 797-802; Зоя и Феодора в 1042; Феодора в 1055-1056; Евдокия Макремволитисса в 1067 и 1071). Императрицы выступали и регентшами при малолетних наследниках престола. Императрицы Зоя и Феодора. Гистаменон Императрицы Зоя и Феодора. Гистаменон Важнейшим нововведением в области политической идеологии стал союз империи и Церкви, провозглашенный имп. Константином Великим и идеологически обоснованный его соратником и биографом еп. Евсевием Кесарийским. В эпоху ранней Византии предпринимались неоднократные попытки согласовать статусы империи и Церкви, этапами к-рых были представления о земном царстве как корреляте Царствия Небесного и императоре, подражающем Спасителю (еп. Евсевий Кесарийский), теории симфонии властей (преамбула к 6-й новелле имп. Юстиниана). Сложились принципы особой системы символической демонстрации взаимоотношений Бога (Пантократора, Вседержителя) и правителя (автократора, самодержца). Патриарх Никифор I венчает на царство Михаила I Рангаве.

http://pravenc.ru/text/372674.html

«Хронография» создавалась на протяжении многих лет. Работа над текстом началась не позже 1057 г. ( Любарский. 2001. С. 410-411). Первоначально она задумывалась как рассказ о событиях, происшедших между янв. 976 г., когда началось самостоятельное правление Василия II Болгаробойцы , и кон. 1059 г., когда Византийский престол занял имп. Константин X Дука. Т. о., первоначальная редакция, созданная ок. 1060 г. (после отречения, но до кончины имп. Исаака I Комнина), заканчивалась на 91-й гл. VII кн. Именно к ней относится лемма в кодексе P («...вплоть до провозглашения императором Константина Дуки»). Возможно, текст «Хронографии» сохранился не полностью: изложение событий начинается без к.-л. предисловия со слов: «Вот так расстался с жизнью император Иоанн Цимисхий...» Вероятно, составитель кодекса P посчитал нужным пропустить начало сочинения, поскольку оно содержательно пересекалось с завершающими разделами «Истории» Льва Диакона, помещенными в рукописи перед «Хронографией». Раздел, охватывающий правление имп. Константина X (VII 92-121), был создан в правление Михаила VII Дуки, т. е. не ранее нач. 1071 г., раздел, повествующий о Евдокии Макремволитиссе и Романе IV Диогене (VII 122-164),- ок. 1074 г. Завершающая часть «Хронографии» (VII 165-181), посвященная Михаилу VII и другим представителям рода Дук, была написана, по одним данным, в 1074 г. ( Reinsch. Wie und wann. 2013), по другим - после 1075 г. ( Любарский. 2001. С. 410-411). В кодексе P после «Хронографии» помещено «Письмо императора к Фоке», которое, как доказал Любарский, является обращением Василия II к мятежнику Варде Фоке в 987 г. ( Ljubarskij. 1977). Письмо представляет собой часть архива М. П., к-рый тот использовал при работе над своим историческим сочинением. Подзаголовки разделов в кодексе P принадлежат не М. П., а редактору. Несмотря на заглавие, «Хронография» представляет собой не хронику, а историю. М. П. подчеркивает, что осознанно отказывается от анналистического принципа изложения материала, и настаивает на мемуарном характере сочинения ( Любарский.

http://pravenc.ru/text/2563760.html

89 . Византийская басня «Рассказ о четвероногих» (XIV в.): Пер., вступ. ст. В. С. Шан- дровской//ВВ. – 1956. – Т 9. – С. 211–254. 90 . Византийская книга Эпарха: Вступ. ст., пер., коммент. М. Я. Сюзюмова. – М.: Изд-во вост. лит-ры, 1962. – 295 с. 91 . Византийская любовная проза: Аристонет. Любовные письма (VI в.). Евматий Макремволит. Повесть об Исминии и Исмине (XII в.)/Пер. с греч., ст., примеч. С. В. Поляковой. – М.; Л.: Наука, 1965. – 156 с. 92 . Византийская сатира «Тимарион»/Пер. С. В. Поляковой, И. В. Феленковской, предисл. Е. Э. Липшиц//ВВ. – 1953. – Т 6. – С. 357–386. 93 . Византийские историки Девксипп, Эвнапий, Олимпидор, Малх, Петр Патриций, Менандр, Ноннос и Феофан Византиец: Пер с греч. С. Дестуниса. – СПб., 1860. – XIII, 516 с. 94 . Византийские историки. Дексипп, Эвнапий, Олимпиодор, Малх, Петр Патриций, Менандр, Кандид, Ноннос и Феофан Византиец; Афиней. Пирующие софисты/Подг. К изд. А. И. Цепков. – Рязань: Александрия, 2003. – 432 с. 95 . Византийские историки Дука и Франдзи о падении Константинополя/Пер., предисл. А. С. Степанова//ВВ. – 1953. – Т 7. – С. 385–430. 96 . Византийские историки о падении Константинополя в 1453 году/Под. ред. Я. Н. Любарского, Т И. Соболь. – СПб.: Алетейя, 2006. – 191 с. 97 . Византийские легенды: Изд. подг С. В. Полякова. – Л.: Наука, 1972. – 303 с. 98 . Византийские легенды. – М., 1996. 99 . Византийские сочинения об исламе: Тексты переводов и коммент./Под ред. Ю. В. Максимова. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. – 230 с. 100 . Византийский военный трактат «De castrometatione»/Пер. В. В. Кучмы//ВВ. – 2002. – Т 61 (86). – С. 279–312. 101 . Византийский Земледельческий закон: Текст, исслед., коммент. Е. Э. Липшиц, И. П. Медведева, Е. К. Пиотровской – Л.: Наука, 1984. – 280 с. [Рец.: Литаврин Г. Г.//ВВ. – 1985. – Т. 47. – С. 234–239; Юзбашян К. Н.//Палестинский сборник. – 1987. – Вып. 20 (92). – С. 176–179]. 102 . Византийский медицинский трактат XI-XIV вв. (по рукописи Cod. Plut. VII. 19 Библиотеки Лоренцо Медичи во Флоренции): Пер., коммент. Г. Г Литаврина//ВВ. – 1971. – Т 31. – С. 249–301 (СПБ., 2002).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФИНАИДА АФИНСКАЯ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 4 , С. 88 опубликовано: 4 марта 2009г. АФИНАИДА АФИНСКАЯ (Атенаис) - см. Евдокия , визант. императрица. Рубрики: Византия Ключевые слова: Афинаида Афинская (Атенаис) - см. Евдокия, византийская императрица Императрицы византийские См.также: ЕВДОКИЯ МАКРЕМВОЛИТИССА (1021 - после 1078), визант. имп. (1059-1071) ЕВДОКСИЯ [Элия Евдоксия] († 404), имп. Вост. Римской (Византийской) империи (с 400), жена имп. Аркадия (395-408) ЗОЯ (ок. 978 - 1050), визант. имп. (1028 - 1042) «ИГРУШКИ ИМПЕРАТРИЦЫ ФЕОДОРЫ» название миниатюрных икон (диптиха) Богоматери и Спасителя в мон-ре Ватопед на Афоне Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/77082.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010