472 . Полывянный Д. И. Культурное своеобразие средневековой Болгарии в контексте византийско-славянской общности IX–XV веков. Иваново, 2000. 473 . Поляковская М. А. Взгляды Николая Кавасилы на ростовщичество//АДСВ. 1976. Вып. 13. 474 . Поляковская М. А. Городские владения провинциальных монастырей в поздней Византии//ВВ. 1964.Т .24. 475 . Поляковская М. А. Жизнь и смерть в понимании Димитрия Кидониса//АДСВ. Античная и средневековая идеология. Свердловск, 1984. 476 . Поляковская М. А. К вопросу о характере городской и пригородной монастырской собственности в поздней Византии//АДСВ. 1966. Вып. 4. 477 . Поляковская М. А. К характеристике поздневизантийской образованности: учителя и ученики//АДСВ. Проблемы идеологии и культуры. Свердловск, 1987. 478 . Поляковская М. А. К характеристике средневекового ученого: (значение научной дискуссии в понимании Димитрия Кидониса)//АДСВ. Развитие феодализма в Центральной и Юго-Восточной Европе. Свердловск, 1983. 479 . Поляковская М. А. Монастырские владения в Фессалонике и ее пригородном районе в XIV – первой половине XV вв.//АСДВ. 1965. Вып.З. 480 . Поляковская М. А. Общественно-политическая мысль Византии (40–60-е гг. XIV в.). Свердловск, 1981. 481 . Поляковская М. А. О памфлете Николая Кавасилы //АДСВ. 1971. Вып. 7. 482 . Поляковская М. А. Понимание социальных проблем византийскими авторами середины XIV в.//ВВ. 1979. Т. 40. 483 . Поляковская М. А. Понятие нравственной нормы в византийской литературе XIV в. (Алексей Макремволит)//АДСВ. 1973. Вып. 10. 484 . Поляковская М. А. Портреты византийских интеллектуалов. СПб.: Алетейя, 1998. (Византийская библиотека). 485 . Поляковская М. А. Участие византийских монастырей в политической жизни империи середины XIV в.//АДСВ. 1969. Вып. 6. 486 . Поляковская М. А. Эмоциональный мир византийца//АДСВ. 1992. Вып. 26. Византия и средневековый Крым. 487 . Поляковская М. А. Эсхатологические представления Алексея Макремволита//АДСВ. 1975. Вып. 11. 488 . Поляковская М. А. Этические проблемы «Слова против ростовщиков» Николая Кавасилы //АДСВ. 1977.Вып. 14.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Кривушин И. В. Ранневизантийская церковная историография. СПб., 1998. С. 5. Разумеется, сказанное не означает, что в советское время ученые были глухи к культурно-исторической проблематике. Вспомним хотя бы неоднократно упоминаемое на страницах этой книги имя Ю. М. Лотмана (а также М. М. Бахтина, Д. С. Лихачева, А. Ф. Лосева , Б. А. Успенского , А. В. Михайлова и др.). (Отметим лишь одни важный сборник: Художественный язык Средневековья. М., 1982; ср.: Механизмы культуры. М., 1990; и др.). Применительно к Византии следует назвать книги и статьи И. П. Медведева, С. С. Аверинцева , М. А. Поляковской: Медведев И. П. Византийский гуманизм вв. СПб., 1997; Его же. Литературные «салоны» в поздней Византии//Литература и искусство в системе культуры. М., 1988 (см. материалы этого сборника в целом); Его же. Мистра. Очерки истории и культуры поздневизантийского города. Л., 1973; Его же. Ренессансные тенденции поздневизантийской культуры//Культура Византии. XIII – первая половина XV в. М., 1991; Аверинцев С. С. Золото в системе символов ранневизантийской культуры//Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. Сборник статей в честь В. Н. Лазарева. М., 1973; Его же. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1997; Его же. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996; Его же. София – Логос. Словарь. Киев, 2000 (и многие другие работы, часть из которых см. в примечаниях к главам настоящей книги); Поляковская Μ. А. Жизнь и смерть в понимании Димитрия Кидониса//АДСВ. Античная и средневековая идеология. Свердловск, 1984; Ее же. К характеристика поздневизантийской образованности: учителя и ученики//АДСВ. Проблемы идеологии и культуры. Свердловск, 1987; Ее же. К характеристике средневекового ученого: (значение научной дискуссии в понимании Димитрия Кидониса)//АДСВ. Развитие феодализма в Центральной и Юго-Восточной Европе. Свердловск, 1983; Ее же. Общественно-политическая мысль Византии (40–60-е гг. XIV в.). Свердловск, 1981; Ее же. О памфлете Николая Кавасилы //АДСВ. 1971. Вып. 7; Ее же. Понятие нравственной нормы в византийской литературе XIV в. (Алексей Макремволит)//АДСВ. 1973. Вып. 10; Ее же. Портреты византийских интеллектуалов. СПб., 1998; Ее же. Эмоциональный мир византийца//АДСВ. 1992. Вып. 26; Ее же. Эсхатологические представления Алексея Макремволита//АДСВ. 1975. Вып. 11; Medvedev I. P. Neuephilosophische Ansätze im späten Byzanz//JÖB. 1981. Bd. 31/2; Idem. The so-called ΘΕΑΤΡΑ as a form of communication of the Byzantine intellectuals in the 14 th and 15 th centuries// Η επικοινωνα στο Βυζντιο/Επιμ. Ν. Γ. Μοσχνας. Αθνα, 1993. О зарубежной историографии – трудах И. И. Шевченко и др. – идет речь далее (в разделе настоящего Введения о культурной ситуации эпохи; разумеется, ее выводы учитываются в книге в целом).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

В последующей истории можно видеть эту замечательную женщину и в роли правительницы государства, и в роли представительницы просвещенного кружка, который образовался при дворе императоров. Семья Комнинов, т. е. дети и внуки Анны Далассины, несомненно, во многом ей обязаны и безбедным достижением спокойной пристани среди бурь смутной эпохи, и связями с высшими кругами, и прекрасным образованием. Так как ее муж Иоанн Комнин умер в 1067 г., то целое десятилетие семья была на руках Анны. У ней была никогда не заживавшая рана, глубокое сожаление о том, что Дуки вырвали у ее семьи царскую власть, которая была уже в руках у Комнинов. С большим искусством, не допуская царствующих Дук догадываться об ее чувствах, она должна была поддерживать с ними сношения и готовить в своих сыновьях будущих заместителей престола. Сначала Далассина примкнула к партии Евдокии Макремволитиссы и Романа Диогена: первая едва ли не приходилась двоюродной сестрой, а Диоген уже и потому мог расположить ее в свою пользу, что с его царствования Дукам нанесен был временный удар. Вследствие вновь сложившихся благоприятных отношений одна из дочерей Анны, по имени Феодора, была сосватана за Константина, сына Романа Диогена. Точно так же старший из сыновей, Мануил, получил почетные назначения в войнах на Востоке и за военные дела удостоен сана протопроедра и куропалата. Но переворот, сопровождавшийся ослеплением Романа и вступлением на престол Михаила VII, угрожал серьезными опасностями семье Комнинов. Обвиненная в сношениях с низверженным царем, она поплатилась изгнанием и жила некоторое время на Принцевых островах. Но скоро она вошла в расположение царя, возвращена в столицу, и ее сын Исаак вступил в брак с Ириной, родственницей царицы Марии, супруги Михаила, будучи назначен доместиком восточных схол. Здесь, в войнах с турками-сельджуками, под начальством брата начал военную карьеру третий сын Анны, Алексей. Еще будучи молодым человеком, он приобрел опытность и военное имя, спас из плена своего брата Исаака и обратил на себя внимание царя Михаила. По случаю возмущения кесаря Иоанна Дуки и предводителя норманнского отряда Урселя в 1073 г. Алексей в звании стратопедарха был отправлен на Восток уже с самостоятельным поручением. Говорят, что этим назначением, которое было не по душе матери Алексея Комнина, равно как назначением Исаака Комнина дукой Антиохии, т. е. самой отдаленной области, тогдашний временщик Никифорица имел намерение удалить Комнинов из столицы, так как их авторитет казался ему опасным 28 . Но Алексею, несмотря на незначительные силы, удалось лишить Урселя союзников и неожиданно захватить его в плен. Этим делом он заслужил большую славу, так что имя братьев Комнинов начало пользоваться известностью и авторитетом в больших кругах.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

По свидетельству современников, Алексей беспощадно расправлялся со всеми не угодными ему людьми. Он с невиданной жестокостью подавил движения павликиан и богомилов. По его приказу на церковном соборе 1082 г. было рассмотрено и предано анафеме учение одного из виднейших философов эпохи – Иоанна Итала. О правлении Алексея I рассказали дочь императора Анна Комнина в прозаическом эпосе «Алексиада», его зять Никифор Вриенний «В набросках к истории царя Алексея», хронисты XII в. Иоанн Зонара и Никита Хониат . Виссарион Никейский в энкомии Трапезунду прославлял трапезундских правителей и Алексея как «первого царствующего над этой землей». Алексей Макремволит (XIV в.) – автор знаменитого диалога «Разговор между богатыми и бедными», в котором он выявил причины недовольства народа политикой Иоанна Кантакузина и его сторонников – фессалоникской знати. Доведенные до отчаяния «бедные», единственной пищей которых были грубый хлеб и соленая рыба, выдвинули требование: «Дайте нам наше!» Богатые также выражали недовольство «гневом правителей», наушничеством, коварством и враждой, царившими при дворе, «ползучей завистью против имеющих больший успех». Эпоху военных поражений Византии, ее экономического упадка и политического кризиса автор назвал «бурей», когда «города снедались распрями, пренебрегали согласием между собой, когда был обнажен меч против законов и руки христиан обагрились кровью соотечественников». Гнев и возмущение Алексея Макремволита вызывает образ жизни знатных и состоятельных кругов, восседающих « на конях в окружении прихлебателей и льстецов», прожигающих жизнь в празднествах и увеселениях, имеющих «богатые спальни», «роскошный стол», «заморские ткани, шитые золотом и серебром, иноземные цветные ковры». К их услугам – лучшие врачи, «лучшие лекарства, благовонные мази и душистые коренья из Египта», и «множество всякого добра со всех концов земли и моря». Чтобы избежать социальных потрясений, автор советует василевсу «изгнать из правительственного дворца тех, кто не заботится о своих подданных».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1249 Так, Ф. Тиннефельд показал (с опорой на Фому Магистра), что подобные волнения имели место в Фессалонике в 1322 и 1332 гг. (Тиннефельд Ф. Фома Магистр как источник по социально-политическим волнениям в Фессалонике//АДСВ. 1992. Вып. 26. Византия и средневековый Крым. С. 145–147). 1250 Ср. также 16А: «единодушие (=единомыслие) друг с другом ( πρς λλλους μνοια)». Ср. параллельные места к приведенному выше: 392D («...да стяжаем же ... сердце... мирное, миротворящее ( ερηνικν, ερηνοποιν)...» – здесь разыгрывается аллюзия на Мф.5:9 ); 296D («да упокоимся же в мире, сохраняя мир ( ερνεοντες) в самих себе и друг с другом...»). Здесь призыв хранить мир обосновывается тем, что «Иерусалим» в переводе означает «мир» (Ibid.). Ср. также 421А: «...давайте прощать друг другу...»; 460А. 1252 Полагаем, что перевод архим. Амвросия в данном месте ошибочен: «...и общественные форумы» (Беседы... Ч. 2. С. 129). Φρος значит не «форум», а именно «подать» или «налог»: Liddell R. A., Scott G., Jones A. Greek-English Dictionary. Oxford, 1996. P. 1951. 1255 Ср., например, эпизод со сребролюбивым монахом из «Жития Андрея Юродивого» (Житие Андрея Юродивого. С. 184–189 (греч. текст), 62–66 (рус. пер.)). 1256 Ср. прежде всего: Алексей Макремволит. Разговор богатых и бедных/Пер. М. А. Поляковской//Поляковская М. А. Портреты... С. 248–269. Этот источник неоднократно интерпретировался М. Я. Сюзюмовым (см.: Сюзюмов М. Я. Византийские этюды. Екатеринбург, 2002. С. 260, 267–268, 324; Поляковская М. А. Портреты... С. 214–227). 1259 См. критику им ростовщиков и торговцев: PG. 58.557–558. «Итак, разве не являются неправедными крупные сделки ( μποραι πολλα)? – [по продаже] полей, стад, угодий, скота, свиней, предметов первой необходимости (τς πιμελεας τν ντων)?» (Col. 558). О ростовщичестве здесь сказано: «Не желает Бог такой жертвы» (Col. 557). 1260 Pertusi A. Storia del pensiero politico. P. 35. Ср. о концепции Иоанна Киннама (XII в.), также признающей «взаимопомощь членов общества» и поддержку богатыми бедных «одним из принципов социальной жизни Ромейской державы»: Малахов С. Н. Иоанн Киннам и социальные низы Византии XII в.//АДСВ. Вопросы социального и политического развития. Свердловск, 1988. С. 98.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

С. Б. Сорочан Источники и литература Письменные источники 1 . Абд ар-Рахман ибн Абд ал-Хаким. Завоевание Египта, ал-Магриба и ал-Андалуса: Пер. с араб., предисл., прим. С. Б. Певзнера. – М.: Наука, 1985. – 440 с. 2 . Абрам Анкирский. Плач на взятие Константинополя/Пер. С. С. Аревшатяна//ВВ. – 1953. – Т 7. 3 . Абуль-Фарадж. Книга занимательных историй. Ред. и пред. Н. Пигулевской, пер. с сирийского А. Белова, Л. Вильскера. – М.; Л.: Гослитиздат, 1961. – 294 с. 4 . Абу-л-Хасан ‘Али ибн ал-Хусейн ибн-‘Али ал-Мас’уди. Золотые копи и россыпи самоцветов [История Аббасидской династии: 749–947 гг.]/Сост., пер. с араб., прим., коммент. и указат. Д. В. Микульского. – М.: Наталис, 2002. – 800 с. 5 . Авва Евагрий Понтийский . О промыслах//У истоков культуры святости. – М.: Паломник, 2002. – С. 387–477. 6 . Августин Аврелий . Исповедь Блаженного Августина , епископа Гиппонского/Под ред. А. А. Столярова. – М., 1998. 7 . Августин Аврелий . О Граде Божьем. – М., 1994. – Т. 1–4. 8 . Аверинцев С. С. Многоценная жемчужина. Переводы. – К., 2004 [изречения отцов пустыни]. 9 . Автобиография императора Михаила Палеолога. – СПб., 1885. – 52 с. 10 . Агафий Миринейский. О царствовании Юстининана. – М.: Вече, 1996. – 222 с. 11 . Агафий. О царствовании Юстиниана: Вступ. ст., пер., прим. М. В. Левченко. – М.: Изд-во АНСССР, 1953. – 221 с. (М., 1996). 12 . Акентьев К. К. «Слово о законе и благодати» Илариоан Киевского. Древнейшая версия по списку ГИМ Син. 591//Византинороссика. – 2005. – Т. 3. – С. 115152. 13 . Акты Русского на Св. Афоне монастыря Св. великомученника и целителя Пантелеймона. – К., 1873. – 619 с. 14 . Акты собора под Дубом/Пер. с греч. А. С. Балаховской//Диалог Палладия, епископа Еленопольского, с Феодором, римским диаконом, повествующий о житии блаженного Иоанна, епископа Константинопольского, Златоуста. – М.: ИМЛИ РАН, 2002. – С. 245–247. 15 . Алексей Макремволит. Разговор богатых и бедных. Что сказали бы бедные богатым и что богатые ответили бы бедным/Пер., коммент. М. А. Поляковской//ВВ. – 1972. – Т 33. – С. 278–285.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

16 . Св. Григорий Палама . Святогорский Томос в защиту священнобезмолвствующих.../Пер. с греч. Т. [А.] Миллер//Альфа и Омега. 1995. (6). 17 . Св. Григорий Палама . Три главы о молитве и чистоте сердца/Пер. Д. И. Макарова//Настоящее издание. 18 . Св. Григорий Палама . Триады в защиту священнобезмолвствующих/Пер. В. Вениаминова [В. В. Бибихина]. М., 1996. (История христианской мысли в памятниках). 19 . Св. Григорий Палама . Феофан, или о Божественной природе и о непричастности к ней, равно как и о причастности/Пер. К. Михайлова//Альфа и Омега. 2000. 4 (26). 20 . Иларион Святогорец, иером. Исповедание православной веры св. Григория Паламы . М., 1995. 21 . Saint Grégoire Palamas. Traités apodictiques sur la procession du Saint-Esprit/Trad. et intr. par J.-C.Larchet. P. – Suresnes, 1995. 1.5. Издание греческого текста Нового Завета. Произведения раннехристианских и византийских авторов. 22 . Алексей Макремволит. Разговор богатых и бедных/Пер. М. А. Поляковской//Поляковская М. А. Портреты византийских интеллектуалов. СПб.: Алетейя, 1998. (Византийская библиотека). 23 . Преподобный Анастасий Синаит . Три слова об устроении человека по образу и по подобию Божиему. Третье слово, или Слово против монофелитов/Пер. А. И. Сидорова //Альфа и Омега. 1999. (10). 24 . Апокалипсис Петра/Пер. с греч. А. Л. Хосроева//Хосроев A. Л. Из истории раннего христианства в Египте. На материале коптской библиотеки из Наг-Хаммади. М., 1997. 25 . Апология св. Аристида/Пер. с др.-греч. А. Г. Дунаева//Сочинения древних христианских апологетов/Подред. А. Г. Дунаева. СПб.: Алетейя, 1999. (Античное христианство). (Далее – СДХА). 26 . Св. Афанасий Великий [Александрийский]. Житие преподобного отца нашего Антония, описанное святым Афанасием в послании к инокам, пребывающим в чужих странах//Св. Афанасий Великий . Творения. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1902 (репр.: М., 1994). Т. 3. 27 . Св. Афанасий Великий . Слово о Воплощении Бога-Слова и о пришествии Его к нам во плоти//Там же. Т. 1. 28 . Афинагор Афинянин . О воскресении мертвых/Пер. прот. П. Преображенского //СДХА.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Ливадин терпел лишения вплоть до 1355 г., когда он стал ритором при дворе Алексея III. Он составил энкомий св. Фоме, соединив в нем житийные черты с похвалой, написал ямбическими триметрами несколько стихотворений, предназначенных для декламации в присутствии императорской семьи и высшего духовенства (на Благовещение, на Рождество Богородицы и Успение). Его «Исповедание веры», проникнутое мистической экзальтацией, свойственной исихазму, должно было быть произнесено в праздник Преображения 6 августа 1361 г. К числу крупных произведений Ливадина относятся «Путеводительные записи» («Периигисис», после 1355 г.), задуманные как «благодарственное слово» Христу и Богоматери за избавление от бедствий и болезней. Черты риторики в них сочетаются с подробными описаниями путешествия в Египет и Палестину, с рассказами о туркменском нашествии на Трапезунд, о пожаре 1341 г., о восстании великого дуки Схолария в 1355г. и о других исторических событиях. Андроник II Палеолог (12821328) – сын Михаила YIII Палеолога, византийский император, покровитель наук и искусств. Во внешней политике он ориентировался на оборону. Годы его правления (13211328) были осложнены острым социально-политическим кризисом и династическими распрями. Андроник II провел судебную реформу, провозгласив ее главной целью благосостояние государства, а основным девизом – «судить как великого, так и малого». Судьи, избиравшиеся из архиереев и из членов синклита, заседали в императорском дворце. В годы правления Андроника II Константинополь стал крупнейшим культурным центром. При императорском дворе были основаны литературные салоны и ученый кружок – «гимназия эрудиции», «школа всяческих добродетелей» (Никифор Григора). В него входили такие выдающиеся деятели византийской культуры, как Феодор Метохит, Мануил Вриенний, Георгий Гемист Плифон, Мануил Хрисолор, Никифор Хумн, Алексей Макремволит, Иоанн Хортасмен и др. Советником императора был талантливый ученый и ритор Никифор Григора, в центре политической и духовной жизни страны стоял Феодор Метохит, ставший великим логофетом (главой гражданской администрации).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоанна Златоуста. 1078–1081 гг. (Paris. Coislin. 79. Fol. 2r) Как император Н. В. находился под контролем Дук и самостоятельным правителем не стал; внутреннее и внешнее положение Византии при нем оставалось крайне неустойчивым. В 1078 г. Н. В. сохранил власть благодаря победе Алексея Комнина (впосл. император), союзника и родственника Дук, над Никифором Вриеннием. Однако значительная часть представителей визант. знатных фамилий и стратигов провинциальных фем власть Н. В. не признавала. В Киликии и Сев. Сирии неск. арм. полководцев объявили о независимости от империи и начали строить собственные княжества. В 1078-1079 гг. на Балканах Алексей Комнин продолжил борьбу с постоянно возникавшими мятежами, разгромил дуку Диррахия (ныне Дуррес, Албания) Никифора Василаки, а также Константина Дуку, брата отрекшегося Михаила VII. Захваченные в плен Вриенний и Василаки были ослеплены по приказу Н. В., в тюрьме был убит Никифорица, бывший глава правительства Михаила VII. Мятеж стратига малоазийских фем Никифора Мелиссина, начавшийся в кон. 1080 г., Н. В. подавить уже не смог. Кроме того, в том же году норманнский герц. Роберт Гвискар объявил войну Византии под предлогом защиты прав на престол Константина Дуки, к-рый ранее был помолвлен с его дочерью Еленой. Внутренние междоусобицы, мятежи, сельджукская экспансия в М. Азии, нападение норманнов из Италии - все эти проблемы не были решены Н. В. и легли на плечи его преемника Алексея I Комнина. Незадолго до восшествия Н. на престол умерла его 2-я жена (имя неизв.). Для укрепления своего положения Н. В. вернулся к прежним планам женитьбы на Евдокии Макремволитиссе. Однако семья Дук выступила против этого брака. По настоянию кесаря Иоанна Дуки ок. 1079 г. Н. В. женился на Марии Аланской, вдове имп. Михаила VII, и тем самым усыновил своего соправителя Константина Дуку. Н. В. планировал провозгласить соправителем и своего племянника Никифора Синадина, но также под давлением Дук отказался от этого. Ведение текущих дел Н. В. доверял слугам-вольноотпущенникам Борилу и Герману, что вызывало раздражение знати.

http://pravenc.ru/text/Никифор III ...

Впрочем, через некоторое время «антилатинизм» одних просвещенных византийцев начал вынужденно соседствовать и с латинофильством других греческих мыслителей. Ознакомление с современной им западной культурой XIII-XIV веков открыло византийцам тот неожиданный факт, что она вовсе не отвергает античное наследие, а напротив, является законным чадом столь любимых греками античных титанов мысли - Платона и Аристотеля. И вскоре некоторые образованные византийцы начали восхищаться тягой латинян к античному наследию. Примечательно, однако, что даже латинствующие византийские гуманисты были убеждены в том, что Запад все равно должен учиться у Востока, а не наоборот. И многие византийские писатели вынужденно горько констатировали, что «потоки мудрости утекают к варварам». В течение краткого времени латинофильство приняло вполне осязаемые черты. А количество лиц, перешедших в латинство по причине его «научности», насчитывалось десятками. И - это важно - речь идет не о рядовых обывателях или даже аристократах, а о государственных мужах, занимавших высшие места в политической иерархии. Например, о месадзоне (министре двора) Димитрии Кидонисе (1324-†1398) - доверенном лице императора Иоанна V Палеолога (1341-†1391), и других лицах, о которых речь пойдет ниже . Эта «смена вех» не замедлила сказаться на идеологическом фронте. Под влиянием идей неоплатоников и последователей Фомы Аквината (1225-†1274) в Византии стали появляться философские и политические учения, в которых, как указывалось выше, без труда обнаруживаются зачатки теории «естественного права», вскоре вступившей в конфронтацию с идеей божественного устроения мipa. Задолго до естественно-правовых учений Нового времени философ Алексей Макремволит (XIV век) полагал, что равенство людей друг перед другом предопределено законом природы . Серьезную интерпретацию получила и идея Империи, как ее понимали до сих пор. Да, при всех уклонах в национализм византинисты-гуманисты вовсе не спешили хоронить идею bceмiphoй Римской Империи. Однако, как и ранее, при Ласкарисе, сама возможность реставрации Византии в прежних размерах становилась возможной только и исключительно при помощи формирования титульной нации - эллинов.

http://ruskline.ru/analitika/2019/06/27/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010