979 Сын Михаила Парапинака, Константин Порфирородный, был коронован в пеленках 980 при жизни отца. Никифор Вотаниат, получив венец из рук патриарха Косьмы, счел нужным обосновать свою власть на браке с Марией, женой низвергнутого Парапинака, которая по прежним примерам (Зои и Евдокии) могла избранному ею мужу передать престол. Вотаниат предполагал назначить при своей жизни преемником себе Синадина; но это ему не удалось. Алексей Комнин, предварительно соединившись узами искусственного родства с императрицей, его усыновившей, и заключив договор, обеспечивавший ее санкцию в случае успеха, низвергнул Вотаниата и был коронован патриархом Косьмой. 981 Существование одной лишь фактической основы для императорской власти соединено было с большими неудобствами. Воля императора имела значение только под условием добровольной покорности; назначенный по желанию царствующего государя наследник престола мог быть признан, мог быть также отвергнут подданными, особенно если случались обстоятельства, умалявшие авторитет державной власти, от которой исходило назначение, к каковым обстоятельствам в наш период принадлежало, между прочим, прекращение сначала мужской линии Македонской династии, а затем и женской. Отсюда происходило, что византийские императоры искали других опор для своего трона и заботились о том, чтобы вступление их на престол было признано не только предшественни-ком-императором, но и подданными. Степень заботливости обусловливалась вескостью одного из реагентов: если император, по воле которого преемник занимал престол, пользовался значительным авторитетом, то и восполнять его волю согласием подданных не было особенной надобности, можно было даже совершенно обойтись без согласия; наоборот, если авторитет предшественника был незначителен, а тем более если преемник вступал на престол помимо воли предшественника, то согласие подданных оказывалось необходимым и притом в больших или меньших размерах, смотря по тому, против воли или по воле малоавторитетного государя занял престол его преемник.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

В отличие от императора, считавшего себя гарантированно благочестивым по факту наличия в его стане чудотворного образа, историк Атталиатис демонстрирует нам иное нравственное сознание. Он полагает, что подобная логика стратегов имеет некоторый изъян, что даже чудотворная икона не поможет войску императора при жестоком нраве руководства. Атталиатис предвидит божественную кару, которая должна обрушиться на Василевса за его немилость.    Для нас сегодня подобная духовно-нравственная оценка действий императора Романа IV, может быть, является очевидной истиной. Мы понимаем, что Бог взирает на сердца и намерения. Реликвии и «показухи» ничего не гарантируют. Однако «принцип Атталиатиса», назовем это так, не всегда находил понимание в обществе, где основную роль играла не совесть, а наличие почитаемых религиозных артефактов. Интересно, что составители византийских хроник оставили нам примеры понимания этого «принципа», так сказать, от обратного. По их представлению, византийская армия могла потерять Высшее расположение не только из-за духовных ошибок своих полководцев, но и по причине «правильного» духовного поведения со стороны врага. Византийская принцесса Анна Комнина в своей мемуарной «Алексиаде» не раз пыталась объяснить политические неудачи и военные поражения своего отца, императора Алексея I Комнина, мистическим проведением. Неизвестно, что стало поводом подобных мотивов первой византийской женщины-историка: может, ее пребывание в монастыре; может, невозможность иных оправдательных причин, – но аргумент «так было угодно Небесам» стал ее излюбленным приемом. Одно из событий, описываемое в «Алексиаде», где мы вновь встречаем апелляцию к таинственным материям, произошло осенью 1081 года. Флот нормандского герцога Роберта Гвискара (Guiscard) начал длительную осаду города Диррахий (нынешний албанский город Дуррес), одного из важнейших византийских городов в Адриатике. На помощь обороняющимся прибыл сам император Алексей Комнин. Основной костяк византийской армии состоял из наемников-англосаксов, которые бежали из своей страны после нормандского завоевания.

http://bogoslov.ru/article/4501812

владениях и участвовать в распределении земель владельцев, не имевших наследников. Как сетовал архиеп. Феофилакт Болгарский, чиновники использовали клириков как прислугу, на территории архиепископии получила распространение кровная дань ( Теофилакт Охридски, архиеп. Произведения, отнасящи се до бълг. история//Гръцки извори за бълг. история. София, 1994. Т. 9. Ч. 2. С. 92-93, 126-128). Два восстания населения в Охридской епархии (1040-1041, 1072-1073) были жестоко подавлены. Политика властей и нападения норманнов и крестоносцев (занимали Охрид в 1083 и 1096-1097) вызвали массовое переселение болгар: архиеп. Феофилакт жаловался, что «в одной из прекрасных болгарских церквей», Девольской, не осталось ни диакона, ни священника (Там же. С. 102-103). В 1108 г. имп. Алексей I Комнин создал фему Ахрида и восстановил в городе крепость. Архиеп. Феофилакт просил императора уменьшить набор местного населения в армию и сократить численность военного гарнизона в Охриде, т. к. его обеспечение угрожало городу истреблением (Там же. С. 104-105). Церковь Богородицы Перивлепты в Охриде. 1295 г. Фотография. 2016 г. Фото: иером. Игнатий (Шестаков) Церковь Богородицы Перивлепты в Охриде. 1295 г. Фотография. 2016 г. Фото: иером. Игнатий (Шестаков) Постепенно сокращались и границы О. а. При имп. Алексее I Комнине почти все епархии, перечисленные во 2-м (кроме Видина и Расы) и в 3-м хрисовулах имп. Василия II, а также Доростол подчинили К-польскому патриарху, а Сервию и позже Веррию - митрополиту Фессалоники. Изменение границ О. а. зафиксировано в Кодексе епархий кон. XI - нач. XII в., сохранившемся в 4 списках XIII-XV вв. ( Darrouz è s. Notitiae. N 13. P. 371-372), где после описания состава Фессалоникийской митрополии перечислены 23 кафедры (с разночтениями относительно 6 из них) «Престолов Юстинианы Первой и всей Болгарии»: из прежних епархий остались Кастория (Костур), Кефалиния (Главиница), Моглена, Битоля (Пелагония), Струмица (Тивериуполь), Малешево (Моровизд), Велевуздий (Кюстендил), Сердика-Триадица (София), Приздианон (Призрен), Липений (Липлян), Видин, Раса, Срем, Скопье, а также добавились епархии на юго-зап.

http://pravenc.ru/text/2581773.html

Знаменитая битва при Гастингсе 1066 года практически уничтожила всю английскую аристократию, лишив страну возможности централизованно бороться с захватчиками. В результате, нормандский герцог Вильгельм стал новым королем Англии, а английский народ оказался в униженном положении. Даже английский язык в последующие три века считался простонародным наречием. Вся правящая верхушка Британии говорила по-французски. Понятно, что у англосаксов или, как их называет Анна, «варягов» были личные счеты с Гвискаром. Когда варяги, вооруженные тяжелыми секирами, пошли в атаку, фланг нормандской армии был смят и обратился в бегство. Но вскоре случилось чудо. Нормандцы восстановили порядок в своих рядах и полностью уничтожили врагов. Мужественно сражавшийся в центре англосаксов Алексей Комнин понял, что шансы на победу утеряны, и отступил. Через несколько месяцев Роберт взял Диррахий . Анна Комнина, весьма красочно описывая эти события, напоминает, что Роберт Гвискар, прежде чем вступить в решительный бой, направился к алтарю святой Феодоры, и там, «в течение всей ночи искал благосклонность Бога», а все «нормандцы причастились Божественных и Непорочных Таин. Только после этого Роберт повел свои войска в битву», – патетично заканчивает свой рассказ Анна . Знала бы она о своем «герое» то, что знали о нем иные авторы. Например, бенедиктинец Амат из монастыря Монте-Кассино, который не менее красочно описал разграбление монастырей южной Италии войсками Роберта . Даже официальные хронисты нормандцев, такие как Годфред Малатерра или Вильгельм Апулийский, не умолчали о фактах грабежей мирного населения и святых обителей солдатами Гвискара . Кстати, именно два последних автора рассказывают множество историй, в которых Роберт продемонстрировал свои хитрость и изворотливость, за что и получил прозвище «Гвискар», означающее «Хитрец». Не удивительно, что Хитрец накануне решительного сражения, от исхода которого зависела судьба всей его экспедиции, вдруг стал благочестивым молитвенником, а его солдаты, недавно грабившие калабрийские монастыри, примерными христианами.

http://bogoslov.ru/article/4501812

иерарха в визант. столицу сразу после получения в Киеве в 1085 г. послания римского антипапы Климента III о воссоединении церквей, к-рое, несомненно, следует рассматривать в контексте переговоров с герм. имп. Генрихом IV , покровителем Климента. Эти переговоры вел как визант. имп. Алексей I Комнин , так и киевский кн. Всеволод. Т. о., участие Е. во внешнеполитической деятельности кн. Всеволода Ярославича придает известную вероятность предположению архим. Леонида (Кавелина) , что именно Е. принадлежит авторство древнерус. Похвалы свт. Николаю и Слова (Поучения, Памяти) на перенесение его мощей из Мир Ликийских в Бари (последнее создано в 1090-1093), связанных с установлением в Русской церкви «латинской» памяти свт. Николая 9 мая, а также с появлением соответствующей службы праздника. Архим. Леонид атрибутировал Е. также и др. древнерус. тексты «никольского» круга, датируемые рубежом XI и XII вв.: Житие свт. Николая с рядом чудес, часть которых была, как и Житие, очевидно, переведена с греческого (хотя они известны только в слав. списках), а нек-рые созданы на Руси («Об утопшем детищи», «О половчине»); однако этот вопрос нуждается в дополнительном исследовании. Последнее упоминание Е. относится к 1091 г., когда он вместе с неск. архиереями участвовал в обретении мощей прп. Феодосия и перенесении их в Успенский собор Печерского мон-ря. В 1101 г. Е. уже не было в живых, т. к. кафедральный собор, заложенный в том году в Смоленске кн. Владимиром Мономахом (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 250), стоял на холме, дарованном князем еп. Симеону (ДРКУ. С. 146), в к-ром можно видеть только переяславского архиерея. Если принимать упомянутое выше сообщение о построении Е. каменной соборной церкви в Суздале, то дату его кончины придется отодвинуть ближе к 1100 г., поскольку гибель старого деревянного собора естественно датировать зимой 1096/97 г., когда Суздаль был сожжен черниговским кн. Олегом (Михаилом) Святославичем , однако проблематичность посылки ставит под вопрос эту т. зр. Вполне вероятно, что сохранившаяся в единственном экземпляре свинцовая печать с изображением архангела на одной стороне и греч.

http://pravenc.ru/text/182085.html

Каждый ктитор, строя свой монастырь, старался сделать его более богатым и независимым, однако не все монастыри могли иметь свои особые права. Утверждение монастырских привилегий, данных ктитором, и получение особого юридического статуса зависело не только от ктитора, но и от императорского хрисовула, т. е. самого императора. В отличие от царских монастырей, которые, будучи основаны царями, являлись вполне независимыми и самоуправными, остальные для получения каких-то выгод должны были обращаться к императору. Следовательно, «единственный способ для закрепления недвижимости в неотъемлемое владение, полного или частичного освобождения от налогов и получения независимости был императорский хрисовул» . Как видно из Хиландарского устава, св. Савва очень ревностно отстаивал самобытность своей Лавры. По императорскому хрисовулу Хиландар получил статус самоуправляемого монастыря, а свв. Симеон и Савва закрепили свое юридическое право на монастырь. В знак согласия император вручил преподобному Савве игуменский жезл, на котором по-славянски была вырезана надпись « Сей жезл даровал Царь Алексей Комнин Святому Сербскому Савве в знак царской власти поставлять игумена самовластно, лета от Христа 1181 » . Благодаря грамотам сербских царей и королей Хиландар через некоторое время стал одним из первых известных святогорских монастырей. Вторым его ктитором был король Стефан Милутин (1275-1320), который построил новую величественную церковь на месте первой. Но самым благоприятным периодом для сербской обители было время правления царя Стефана Душана (1331-1355), когда вся Святая гора входила в состав Сербского царства. Сам царь прожил в Хиландаре около четырех месяцев, укрепив все владения монастыря хрисовулами и даровал ему многие земли в Македонии. Душан поднял Хиландар на самой высокий уровень за всю его средневековую историю. После смерти своего отца Савва принял управление Хиландаром, стараясь сделать его поистине центром духовной жизни и поставить его наравне с первыми святогорскими монастырями. Для устроения иноческой жизни св. Савва написал Хиландарский устав, в основу которого лег Евергетидский устав известного Константинопольского монастыря.

http://bogoslov.ru/article/311117

Кир (иногда в научной литературе ошибочно называемый Кириллом), время жизни к-рого приблизительно относят к XI-XII вв. В 1071 г. Кастория выдержала осаду болг. войска Константина Бодина (впосл. болг. царь Петр III), в 1082-1083, 1096 и 1185 гг. была захвачена норманнами. Возможно, в память об изгнании норманнов в 1083 г. визант. войсками был построен и украшен фресками храм мон-ря Мавриотисса на берегу оз. Кастория, в 3 км от города,- по преданию, именно на том месте высадились имп. Алексей I Комнин и полководец Георгий Палеолог перед штурмом крепости. В XII в. в Кастории начинается период расцвета, благоприятный для строительства и украшения церквей. Анна Комнина говорит о Кастории как о значительной крепости и о происхождении ее названия от греч. слова κστρον - замок ( Ann. Comn. Alex. VI 1. 1); это мнение расходится с более поздней этимологией, связывавшей этот топоним с обитавшими в озере бобрами (κστωρ - бобр). В XII в. ал-Идриси назвал Касторию богатым городом. От комниновского периода сохранились украшенные фресками церкви прп. Стилиана или прп. Алипия, вмч. Димитрия Солунского в квартале Елеусы и свт. Николая Чудотворца Каснициса, а также росписи 2-го слоя в ц. св. Бессребреников и нек-рое количество икон, происходящих из местных храмов. Эти материальные данные и упоминания в письменных источниках свидетельствуют о том, что Кастория в XII в. была не только богатым и многолюдным городом, но и значительным культурным центром, связанным с Охридом , Фессалоникой и Константинополем . После захвата К-поля крестоносцами (1204) Кастория сначала вошла в состав Второго Болгарского царства (хотя, возможно, это произошло еще в 1203 г. ( Примов Б. Утвърждаване и териториално разширение на Втората българска държава в края на XII и началото на XIII в.//История на България. София, 1982. Т. 3. С. 136; Kravari V. Villes et villages de Macédoine occidentale. P., 1989. P. 40-41)). После смерти болгарского царя Калояна Кастория была занята крестоносцами. В 1208 г. папа Римский Иннокентий III назначил в Касторию лат.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

Но вот еще два сочинения на французском языке, имеющих предметом историко-литературное описание ионийских островов, одно принадлежит перу французского консула Грассе-сен-Совера и издано в 1796 году; 6 другое – перу начальника французского посольства, полковнику Сен-Винсенту и издано в 1824 году); 7 в первом истории XI века посвящено четыре страницы, во втором – три и оба буквально повторяют измышления Марморы: точно также Михаил Пафлагон отправляет Зою в ссылку и сам подвергается ослеплению, точно также Маниак спасается на остров Корфу и оттуда препровождается в Константинополь, точно также Михаил Стратиотик оказывается супругом Феодоры, Алексей Комнин – братом Михаила Парапинака. Затем, минуя сочинения по истории византийского права, а также по истории разделения церквей и соприкосновенным вопросам богословской полемики, которые по самому свойству темы не могут дать полного удовлетворения исторической любознательности, бросим беглый взгляд на общие курсы византийской истории. Во главе стоит «История восточной римской империи» Лебо. 8 Из всех сочинений этого рода она излагает дело с наибольшею подробностью и в этом главное её достоинство. При всем том в ней большие пробелы вследствие незнакомства с некоторыми важными источниками; относительно источников, принятых в расчет, недостаток критики и, как результат, обилие хронологических и фактических промахов; в довершение всего склонность автора сообщать изложению событий картинность и трагичность, не оправдываемую источниками. Лебо – патриарх новой византийской историографии, последующие писатели прямо или косвенно находятся в зависимости от него, не всегда обладают его достоинствами, но часто повторяют его недостатки, прибавляя и от себя новые. Гиббон в своей «Истории разрушения и упадка римской империи» 9 привносит к особенностям Лебо еще тот оттенок, что под влиянием философии XVIII века старается унизить христианскую религию, представив ее в глазах читателя суеверием. Разумеется, для того, кто знаком с основной тенденцией Гиббона, старания его тщетны, и когда он с таким воодушевлением изображает качества турецких султанов – Тогрульбека, Али-Арслана, в особенности Малек-Шаха, которых противопоставляет христианским государям, то источник его восхвалений понятен.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Таким образом, христиане вступали в брак и через церковное благословение, и через принятый в римском государстве договор. Когда предположенный и возвещенный Церкви брак получал ее одобрение, то привод невесты в дом жениха мог быть совершен без особого благословения. Но нравственный дух христиан требовал и здесь освящающего участия Церкви. В африканской Церкви, по описанию Тертуллиана , совершение брака происходило в общем богослужебном собрании с приношением бескровной Жертвы и торжественным благословением новобрачных. Но более распространенным был обычай приглашать священнослужителя на дом для благословения жениха и невесты и соединения их рук в знак заключенного между ними супружеского союза. Церковное благословение христианского брака иерархия уже тогда признавала безусловно необходимым для сообщения супругам освящающей и укрепляющей благодати Христовой. Так, святитель Иоанн Златоуст в одной из бесед говорит: «Нужно… самым началом брака укреплять в девице чувство стыда, призывать священников и их молитвами и благословением утверждать брачное согласие, дабы и любовь жениха постоянно возрастала и целомудренность невесты возвышалась. В таком случае… супруги приятно будут проводить жизнь, охраняемые в своем союзе силой Божией». В дальнейшем Церковь настаивала на необходимости освящать браки своим благословением, но она признавала и действительность таких браков между христианами, которые были заключены без ее благословения в гражданском порядке. Около 895 года император Лев Мудрый (886–912) 89-й новеллой предписал заключать брак не иначе как с церковного благословения. Но закон этот не распространялся на рабов, он касался только свободных лиц. В 1095 году император Алексей Комнин распространил обязанность церковного благословения браков и на рабов. В XII веке значение брака как Таинства становится уже в прямую зависимость от церковных священнодействий браковенчания. Такое священнодействие, которое священник совершает, а врачующиеся приемлют, признается Таинством Брака. Об этом говорит канонист XII века – Федор Вальсамон.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Царь Михаил поступил так же и одних еретиков наказал изгнанием, других смер­тью. Смотрите историю диакона Павла в книге 24. Благочестивый царь Алексей Комнин повелел сжечь некоего еретика Василия, главы ереси богомилов. Смотрите Зонара о жизни Алексея. Православный царь Максим повелел умертвить Прискилиана. Написал об этом Иероним в книге о выдающихся людях. Оптат в книге третьей, против Пармениана, упоминает об убитых еретиках донатистах. Глава 5. Твердость камня от доказательств Доказательство первое Еретиков достойно и праведно предавать анафеме. Следовательно, их достойно и убивать. Ибо быть преданным сатане большее зло, чем претерпеть телесные мучения. Доказательство второе Опыт учит, что другого средства излечения еретиков, кроме смерти, нет. Святая Церковь пробовала многие средства, чтобы вылечить их. Во-первых, наказанием отлучения от сообщества верных. Во-вторых, выкупом золота и серебра. В-третьих, отнятием всего имущества. В-четвертых, изгнанием. Однако все эти наказания не принесли успеха. В конце концов, приходилось пре­давать их смерти, ибо еретики смеются над проклятиями, называя их громом без мол­нии. Они не боятся, что отнимут их имущество, говоря, что их будут снабжать другие сообщники. Когда они пребывают в тюрьме или в изгнании, то продолжают растлевать многих словом и писанием. Таким только одно лечение – смерть. Доказательство третье Во всех царствах и у всех народов фальшивомонетчики предавались смерти. Но ка­ковы еретики по своей сути? Это обманщики и коварные, делающие монету Слова Божия фальшивой и смешивающие чистое золото с медью ложного толкования. Еретики портят драгоценное серебро, о котором говорит псалмопевец: Слова Господни – слова чистые, серебро переплавленное, испытанное в горниле, очищенное семикратно ( Пс. 11, 7 ), то есть внимательно изучено и испытано толкованиями семи Соборов. Как же должно поступить с такими, если не так, как поступают с коварными, делающими фальшивые деньги. Доказательство четвертое Не сохранить веру, данную Богом, есть большее зло, чем не сохранить жене вер­ность своему мужу. Но второе по законам достойно смерти. Следовательно, достойно смерти и первое.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010