Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛОР Имп. Алексей III Великий Комнин. 1374 г. Фрагмент миниатюры на хрисовуле (мон-рь Дионисиат. Афон) Имп. Алексей III Великий Комнин. 1374 г. Фрагмент миниатюры на хрисовуле (мон-рь Дионисиат. Афон) [Лат. loros; греч. Λωρφο, от lorion - полоса кожи], элемент имп. облачения (для суверенов обоего пола) в виде златотканой ленты, украшенной драгоценными камнями, шириной ок. 0,3 м и длиной ок. 4-5 м. Происхождение Л. связано с рим. консульской тогой (trabea triumphalis), остававшейся в употреблении до VII в. Л. препоясывали по плечам крест-накрест туловище и грудь, после чего один его конец вертикально спускали перед грудью, а другой перебрасывали через левое предплечье. В VI в. это слово использует Иоанн Лид при описании позолоченных погон или наплечий ( Lyd. Mag. 2. 2); в XIV в. Псевдо-Кодин называет им кожаные ремни. Имп. Юстиниан II. Реверс солида. 685–695 гг. Имп. Юстиниан II. Реверс солида. 685–695 гг. С празднованием Пасхи и Пятидесятницы было связано регулярное облачение императора в Л., когда его одевали поверх дивитисия во время царского выхода в храм Св. Софии. Согласно имп. Константину Багрянородному, Л. символизирует победу Христа над смертью и сияние Его пелен по Воскресении; также является символом Креста ( Const. Porphyr. De cerem. II 40). Помимо императоров правом ношения Л. во время пасхальной трапезы обладали нек-рые высшие чиновники визант. двора ( Philotheos. Kletorologion/Ed. N. Oikonomidés//Les listes de présèance byzantines des IXe et Xe s. P., 1972. N 201. 24). Двенадцать сановников, облаченных в Л., имп. Константин Багрянородный уподобляет апостолам, собравшимся вокруг Христа, Которого олицетворяет император. Шарфы или перевязи из более легкой материи также могли называть Л., напр. в облачении столичного эпарха, символизировавшем его власть. Л. не служил элементом коронационного облачения императоров, но те надевали его во время увенчания кесарей; крестоносец Робер де Клари при описании одежд возводимого на трон Латинской империи Балдуина Фландрского (1204) использует слово palle, которое могло обозначать Л.

http://pravenc.ru/text/лоре.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАНТЕПОПТА ХРИСТА МОНАСТЫРЬ [Греч. μον το Χριστο Παντεππτου], в К-поле. Эпитет Христа Παντεππτης - «Всенадзирающий» (в рус. лит-ре часто ошибочно - «Всевидящий») возник до основания П. Х. м. и упоминается еще в Псевдо-Клементинах ( Ps.-Clem. Hom. 8, 19. 1), др. мон-ри с таким посвящением неизвестны. Эски-Имарет-джами. Фотография. 2012 г. Фото: В. Е. Сусленков Эски-Имарет-джами. Фотография. 2012 г. Фото: В. Е. Сусленков П. Х. м. был основан Анной Далассиной, матерью имп. Алексея I Комнина (1081-1118), до 1087 г., когда тот своим указом передал к-польской ц. Мирелейон принадлежавшие первоначально П. Х. м. острова Лерос, Липси и Фармакониси (RegImp. 1995. Bd. 22. Nr. 1137, 1139). В 1104 г. с. Ливисдиада, принадлежавшее прежде П. Х. м., перешло к Иверскому мон-рю на Афоне (Ath. Iver. 232). В конце жизни Анна Далассина удалилась в П. Х. м., где вскоре, после 1100 г., умерла ( Zonara. Epit. hist. XVIII 24; Mich. Glyc. Annales. 620). В XII в. П. Х. м. был мужским; согласно Феодору Вальсамону, при патриархе Луке Хрисоверге (1157-1170) его игуменом был Мелетий (PG. 138. Col. 73). С игуменом мон-ря переписывался Иоанн Цец ( Iohannis Tzetzae Epistolae. Lpz., 1972. Nr. 9). В 1181 г. протосеваст Алексей I Комнин заключил на некоторое время в П. Х. м. патриарха Феодосия I Ворадиота за участие в мятеже кесаря Иоанна; в 1183 г. имп. Андроник I Комнин ослепил и отправил в П. Х. м. стратига Андроника Лапарду; в апр. 1204 г. имп. Алексей V Дука Мурзуфл разбил свой лагерь рядом с мон-рем на вершине холма, чтобы наблюдать за венецианским флотом в бухте Золотой Рог ( Nicet. Chon. Hist. 315, 361, 755). По всей видимости, именно П. Х. м. упомянут под названием «монастырь Пандопафтии» у Антония Новгородца как владевший ок. 1200 г. гвоздями Креста Господня и мощами святых. После 1204 г. П. Х. м. перешел в руки латинян и был передан ок. 1206 г. венецианскому мон-рю бенедиктинцев Сан-Джорджо-Маджоре. Первым настоятелем в лат. П. Х. м. был Павел, перенесший в 1222 г. из него в Сан-Джорджо-Маджоре мощи мч. Павла Нового Каюмского, иконопочитателя, пострадавшего при имп. Константине Копрониме. Однако в 1244 г. П. Х. м. арендовал у бенедиктинцев архиеп. Бенедикт Ираклийский.

http://pravenc.ru/text/2578886.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛИМЕНТ [греч. Κλμης] († 1111 или 1135-1140), прп. (пам. греч. 26 янв.). В визант. источниках сведения о К. не сохранились. Посвященная этому святому служба включает краткое синаксарное Житие. Она была издана по рукописи Ath. Laur. E 152 (XVII в.) в 1896 г. в Афинах по инициативе игумена мон-ря Сагмата в честь Преображения Господня, основателем которого является К. К. род. в Афинах в знатной семье и с молодости отличался благочестием. В возрасте 30 лет он принял монашеский постриг в Миопольском мон-ре, основанном прп. Мелетием Новым (пам. греч. 1 сент.) на горе Киферон в Беотии. Собор мон-ря Сагмата. XII в. Реконструкция А. К. Ордандоса Собор мон-ря Сагмата. XII в. Реконструкция А. К. Ордандоса В течение 30 лет он подвизался в киновии, являясь образцом монашеского послушания и смирения. Он часто удалялся для молитвы на гору Сагматий (τ Σαγμτιον), расположенную к северо-востоку от Фив. Однажды один из монахов по имени Иаков застал его парящим во время молитвы над землей и рассказал об этом братии. Чтобы избежать мирской славы, К. решил тайно покинуть Миопольский монастырь и стать отшельником. Он поселился на горе Сагматий на столпе, образованном скальной породой, и прожил там 30 лет. Постепенно к нему стали собираться ученики, к-рые селились в окрестных пещерах. Позднее на горе появились и монастырские постройки. После смерти в 1105 г. прп. Мелетия Нового его преемник велел К. вернуться в киновию, но тот отказался. Тогда новый игумен отлучил К. от Церкви. Через некоторое время он заболел и велел отнести себя к преподобному, чтобы испросить прощения. По пути игумен скончался со словами раскаяния на устах, но К., несмотря на большое расстояние, чудесным образом услышал игумена и простил его. Слава о подвижнике достигла столицы, и имп. Алексей I Комнин сделал пожертвование основанному К. мон-рю, в т. ч. подарил ему частицу Честного и Животворящего Креста Господня, о чем говорится в хрисовуле 1106 г. (хранится в резиденции Фиванского и Ливадийского митрополита, в наст. время исследователи считают этот документ поддельным).

http://pravenc.ru/text/1841331.html

Лекция об одном из лучших и наиболее ярких императоров Византии О деяниях императора Алексея Комнина — вторая лекция Сергея Брюна из цикла «Хранители христианского Востока. Люди диалога». В конце XI века Византийская империя погибала, раздираемая на части внешними врагами и внутренними распрями. С востока наступали тюрки-сельджуки, с севера – печенеги, с запада – нормандцы. Тем не менее, молодой узурпатор – Алексей Комнин – сумел вывести Ромейскую державу из череды тяжелейших испытаний и подарить Византии еще столетие процветания, прерванное лишь на рубеже XII-XIIIbekob. Деяния императора Алексея вызывают оживленную полемику среди историков. Именно этому василевсу суждено было столкнуться с началом крестовых походов – которые, в конечном итоге, сломили старую империю. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 17 февраля, 2024 15 января, 2024 29 апреля, 2014 17 февраля, 2017 3 октября, 2017 31 марта, 2024 27 марта, 2024 15 марта, 2024 9 марта, 2024 17 февраля, 2024 15 января, 2024 29 апреля, 2014 17 февраля, 2017 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе 12

http://pravmir.ru/kak-molodoy-uzurpator-...

Календарь Материалы 30 июля 2008 г. [Встреча с Православием/Святые и святыни] Ольга Ковалик Архиепископ Никанор, потрясенный величием Владимирского собора, его убранством, «а также и служением, совершаемым в нем истово и благоговейно», только и смог сказать, «подобно послам святого Владимира, бывшим в храме Святой Софии в Царьграде: “Стояще в храме сем, на небеси стояти мним”». Лучшее, что есть в византийском «умозрении в красках», воплотилось в херсонесском «доме князя Владимира». Он оказался и молитвенно красив, и царственно прост. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Плачем ли мы о том, что только носим имя христианина, данное нам при крещении, не исполняем закон и живем, как неверующие во Христа, — прилепились к земле, не думаем о Небе, о тамошней жизни, не имеющей конца, о смерти, о неготовности нашей к страшному и праведному испытанию на всемирном Суде? [Поместные Православные Церкви/Сербская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия] Священник Миладин Митрович Как видно из Хиландарского устава, святой Савва очень ревностно отстаивал самобытность своей лавры. По императорскому хрисовулу, Хиландар получил статус самоуправляемого монастыря, а святые Симеон и Савва закрепили свое юридическое право на монастырь. В знак согласия император вручил преподобному Савве игуменский жезл, на котором по-славянски была вырезана надпись: «Сей жезл даровал царь Алексей Комнин святому Сербскому Савве в знак царской власти поставлять игумена самовластно». Архимандрит Рафаил (Карелин) Отец Савва стоял перед престолом. Лицо его было преображено светом; этот свет казался живым, он то разгорался, все больше озаряя его, то затухал, как будто уходя внутрь. В это время я понял, что значит красота благодати и образ Божий, таинственно живущий в человеке. Святые отцы говорят, что Христа можно познать только в Духе Святом. Но человек в состоянии глубокой молитвы, когда душа его соединена с благодатью, с этим невещественным светом, становится похожим на Христа. Николай Михальчук Несмотря на громкий шум, поднятый «любителями всего нетрадиционного», их, вероятно, не столь много. Но за их шумом и гамом не слышно нормальных человеческих голосов людей, в ужасе взирающих на происходящее. Это как в аудитории: если сто человек сидят и молча слушают выступающего, а пятеро начинают шуметь, то из соседней аудитории будут слышны именно они. Ольга Круглова В Пустыни ребята умеют многое: в поле поработать, в коровнике помочь, в конюшне прибрать, и в то же время находят время посидеть в библиотеке за книгой. Благо здесь она такая красивая, двухэтажная, с большим количеством книг - пятьдесят тысяч томов! Все это создает удивительное и редкое сочетание в людях, которые растут на земле, но высоки в своих духовных стремлениях. Новости 30 июля 2008 г.

http://pravoslavie.ru/archive/080730

Клирики епархии - лауреаты конкурса " Просвещение через книгу " декабря 2020 Вручение дипломов и памятных призов лауреатам XV конкурса изданий " Просвещение через книгу " состоялось 16 декабря в Издательском совете (ИС) Русской Православной Церкви. В церемонии приняли участие председатель ИС митрополит Калужский и Боровский Климент, митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт, издатели и писатели. На конкурс было подано 164 наименования книг от 54 издательств, одного епархиального издательского отдела и семи епархий. Главный приз был присужден издательскому отделу благотворительного фонда " Возрождение Тобольска " (директор - Аркадий Елфимов) за книгу " Антон Чехов. " Остров Сахалин. Факсимильное воспроизведение рукописи " . Специальный приз присужден издательству " Научно-политическая книга " (редактор - Андрей Сорокин) за пятитомник " В штабах Победы. 1941-1945 " . Среди лауреатов конкурса есть клирики и миряне Санкт-Петербургской епархии . В номинации " Лучшая историческая книга " 1-е место получила книга Михаила Шкаровского " Господь дарует нам победу " . Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война " , вышедшая в ИД " Познание " , 3-е место - монография Андрея Митрофанова " Император Алексей I Комнин и его стратегия " , вышедшая в издательстве СПбДА . В номинации " Лучшее учебное издание " 3-е место присуждено книгам, также увидевшим свет в издательстве СПбДА: " Основное богословие " иерея Димитрия Лушникова , " Введение в книгу Деяний апостолов " протоиерея Георгия Шмида , " Неканонические книги Ветхого Завета " Дмитрия Добыкина . В номинации " Первая авторская книга " 2-е место присуждено книге иерея Алексия Волчкова " Раннехристианская община в античном полисе " , вышедшей в ИД " Познание " . В номинации " Лучшая иллюстрированная книга " 3-е место завоевала книга издательства петербургского " Общества памяти игумении Таисии " " Блаженная Ксения Петербургская в живописи Александра Простева " . Конкурс прошел при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. ИА " Вода живая " , 16.12.20 Поделиться 12 апреля 2024 27 марта 2024 24 марта 2024 24 марта 2024 3 марта 2024 27 декабря 2023 16 декабря 2023 6 декабря 2023 14 апреля 2024 14 апреля 2024 14 апреля 2024 11 апреля 2024 10 апреля 2024 7 апреля 2024 7 апреля 2024 4 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНГЕЛЫ [греч. ρδβλθυοτεΑγγελοι], визант. род, берущий начало от Константина Ангела из Филадельфии (ок. 1093 - после 1166), 2-го мужа порфирородной Феодоры, дочери Алексея I Комнина . Породнившись с имп. фамилией, Константин обеспечил себе доступ к высоким чинам и должностным отличиям (ему был присвоен титул σεβαστοπρτατος - севастоипертат), а его потомки вошли в круг высшей визант. придворной аристократии. В условиях общественно-политического кризиса в Византии, связанного с низложением имп. Андроника I и потерей верховной власти родом Комнинов , внук Константина Исаак в 1185 г. получил имп. власть, к-рая принадлежала членам рода А. до 1204 г. (см. Исаак II Ангел , Алексей III Ангел , Алексей IV Ангел ). Близость к династии Комнинов позволила А. провозгласить себя их непосредственными преемниками. Правление А., во время к-рого наряду с ослаблением центральной власти усиливалась зависимость империи от итал. республик и возрастало военное давление со стороны тюрок-сельджуков, крестоносцев и болгар, окончилось катастрофой 1204 г., когда К-поль был захвачен крестоносцами. После распада империи представителям рода А. удалось утвердить свою власть в Эпире и Фессалии (см. Михаил I Ангел Комнин Дука , Феодор Ангел Комнин Дука , Михаил II Ангел Комнин Дука ), где их влияние сохранилось даже после возвращения этих областей под власть восстановленной в сер. XIII в. Византийской империи. Хотя авторы энкомиев, посвященных правителям из династии А., не уставали сравнивать своих героев с ангелами Божиими, первоначальное происхождение имени А., по всей вероятности, связано не с греч. словом γγελος (вестник, ангел), но с топонимом Ангел или Агел в М. Азии. Впрочем, уже имп. Алексей III предпочел зваться не А., а Комнином. Эту традицию продолжили правители Эпира и Фессалии, именовавшие себя Дуками Комнинами. Василевсы из династии Палеологов также присоединяли имя А. к длинному списку фамильных имен. В то же время известны лица более низкого положения (мелкие чиновники, медики, клирики), носившие это имя. Лит.: Francesco R. de. Michele IIo Angelo Comneno d " Epiro e la sua discedenza. R., 1951; Stiernon L. Notes de Prosopographie et de titulature byzantines: Constantine Ange (pan)sebastohypertate//REB. 1961. T. 19. P. 273-283; Каждан А. П. Социальный состав господствующего класса Византии в XI-XII вв. М., 1974; Успенский. История. Т. 3. С. 239-304, 401-425. А. М. Крюков Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/115108.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ КОМНИН трапезундский имп. (22.09.1332 - 6.04.1340). Сын имп. Алексея II Великого Комнина . Находился в изгнании в К-поле, захватил трон в результате династического переворота, свергнув при поддержке группировки столичной знати 8-летнего племянника Мануила II, впосл. убитого его сторонниками. Провел репрессии против группировки местных архонтов провинции, казнив ее важнейших представителей. Коронован 16 сент. 1335 г. 5 июля 1336 г. одержал победу над напавшим на Трапезунд эмиром Кара хисара Хасаном Кучуком. Заключил брак с незаконной дочерью Андроника III Палеолога Ириной (16 сент. 1335, императрица 1340-1341), затем вступил в связь и впосл. (8 июля 1339) женился на Ирине из Трапезунда, от к-рой имел детей Алексея и Калоиоанна (буд. имп. Алексей III Великий Комнин ). Патриарх К-польский Иоанн XIV Калека счел поведение В. В. К. прелюбодеянием, отлучил Ирину Трапезундскую от Церкви и осудил митр. Трапезундского Григория, фактически согласившегося на развод В. В. К. и потворствовавшего ему. 3 марта 1337 г. во время солнечного затмения произошло народное выступление против императора, к-рый был забросан камнями. При В. В. К. произошел раскол трапезундской столичной знати, первоначально ориентировавшейся на К-поль, и сразу после его смерти началась гражданская война. Оставил значительное состояние. Друг и покровитель ритора Андрея Ливадина . Ист.: Панарет. Хроника; Nicephori Gregorae Byzantina historia Graece et Latine/A cura L. Schopeni. Bonnae, 1829. T. 1. P. 536, 548-549, 678-679; Ανδρου Λιβαδηνο βος κα ργα/Εκδ. Ο. Λαμψδης. Αθναι, 1975; Das Register des Patriarchats von Konstantinopel. Tl. 2: Ed. und Übers. der Urkunden aus den Jahren 1337-1350/Hrsg. von H. Hunger e. a. W., 1995. S. 194-200; Rosenqvist J. O. The Hagiographic Dossier of St. Eugenics of Trebizond in Codex Athous Dionysiou 154. Uppsala, 1996. P. 338-340. Лит.: Miller W. Trebizond: The Last Greek Empire. L., 1926. Amst.,1968; Janssens E. Trébizonde en Colchide. Brux., 1969. P. 101-104; Bryer A. Peoples and Settlement in Anatolia and the Caucasus, 800-1900. L., 1988. Т. 6. P. 347-352; idem. Byzantium and the Pontos during the Time of Troubles " (1332-1363)//Acts XVIIIth Intern. Congr. of Byzantine Studies: Selected Papers: Main and Communications. Moscow, 1991. Vol. 1: History. Shepherdstown, 1996. P. 93-105; Kislinger E. Macht und μοιχεα am Hof von Trapezunt: Zu einem Patriarchalschreiben des Jahres 1340//JÖB. 1994. Bd. 44. S. 245-253. С. П. Карпов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/150793.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСЕЙ I ВЕЛИКИЙ КОМНИН [греч. Αλξιος Μγας Κομνηνς] (ок. 1180 или 1182-20.02.1222), трапезундский имп. (с апр. 1204). Внук визант. имп. Андроника I , основатель Трапезундской империи . После свержения Андроника в 1185 г. находился в изгнании, видимо, в Грузии у своей тетки царицы Тамары . Во время осады К-поля крестоносцами в 1203-1204 гг. возглавил вместе с братом, полководцем Давидом, поход на Понт и Пафлагонию. При поддержке местного населения и войск царицы Тамары они захватили в апр. 1204 г. Трапезунд, а затем и всю территорию Юж. Причерноморья. Объявив своей целью восстановление империи, А. В. К. принял титул василевса ромеев и Великого Комнина . В 1205-1208 и 1214 гг. его войска потерпели поражение в борьбе с никейским имп. Феодором I Ласкарем . В 1214 г. А. В. К. был взят у Синопа в плен сельджуками и отпущен за выкуп; территорию Пафлагонии вплоть до Синопа разделили между собой Никейская империя и Румский султанат. В результате Трапезундская империя стала региональным гос-вом в обл. Понт, проводящим независимую от Никеи гос. и церковную политику. Ист.: Панарет. Хроника. § 1; Chalcocond. Hist. Vol. 2. P. 218-219. Лит.: Vasiliev A. A. The Foundation of the Empire of Trebizond (1204-1222)//Speculum. 1936. Vol. 11. N 1. P. 3-37; Janssens E. Trébizonde en Colchide. Brux., 1969; Λαμψδης Ο. Περ τν δρυσιν το κρτου τν Μεγλων Κομνηνν//ΑΠ. 1971/1972. Τ. 31. Σ. 3-18; idem. Ο νταγωνισμς μεταξ τν κρατν τς Νικαας κα τν Μεγλων Κομνηνν δι τς κληρονομαν τς βυζαντινς δας//ΑΠ. 1977/1978. Τ. 34. Σ. 1-19; Σαββδης Α. Οι Μεγλοι Κομνηνο του Πντου και οι Σελτζοκοι του Ρουμ (Ικονου) την περιδο 1205/6-1222//ΑΠ. 1984. Τ. 39. Σ. 169-193; idem. Βυζαντιν στασιαστικ και αυτονομιστικ κινματα στα Δωδεκνησα και στη Μικρ Ασα, 1189-c. 1240 μ. Χ. Αθνα, 1987. Σ. 160-300; Bryer A. David Komnenos and Saint Eleutherios//ΑΠ. 1988/89. T. 42. Σ. 163-187; Шукуров Р. «Новый Манцикерт» императора Феодора I Ласкариса//Византия между Востоком и Западом: Опыт ист. характеристики. СПб., 1999. С. 409-427; Карпов С. П. Образование Трапезундской империи (1204-1215)//ВВ. 2001. Т. 60. С. 5–29. С. П. Карпов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/64526.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСААК КОМНИН [греч. Ισακιος Κομνηνς] (1050 - ок. 1103), севастократор, старший брат имп. Алексея I Комнина , визант. писатель. Основным источником сведений о жизни И. К. является «Алексиада» Анны Комнины . И. К. был близок со своим братом имп. Алексеем I, принимал активное участие в военных, политических и церковных событиях той эпохи. Имп. Алексей удостоил И. К. специально созданного титула «севастократор». И. К. был женат на Ирине, кузине Марии Аланской, дочери груз. царя Баграта IV. Она была одной из ключевых фигур политической жизни К-поля, способствовавшей приходу к власти династии Комнинов. В браке с Ириной у И. К. родилось много детей. В кон. 1081 г. И. К. собрал синод, на к-ром получил право конфисковать церковное имущество для нужд военной кампании имп. Алексея I. И. К. отличался хорошим образованием, в т. ч. глубокими богословскими познаниями. В 1082 г. он участвовал в процессе против Иоанна Итала и, по свидетельству Анны Комнины, подверг последнего допросу. По итогам допроса Итал был признан еретиком и заточен в тюрьму патриархом Евстратием Гаридой (1081-1084). Вместе со своим братом по непонятной причине низложил патриарха Евстратия Гариду и поставил на престол Николая III Грамматика . И. К. принадлежит 3 богословско-философских сочинения: «О 10 апориях касательно провидения» (Περ τν δκα πρς τν πρνοιαν πορημτων) (изд.: Isaak Sebastokrator. Zehn Aporien über die Vorsehung/Ed. J. Dornseiff. Meisenheim am Glan, 1966. (Beitr. z. klassischen Philologie; 19)); «Об ипостасях зла» (изд.: Isaak Sebastokrator " s «Περ τς τν κακν ποστσεως» (De malorum subsistentia)/Ed. J. J. Rizzo. Meisenheim am Glan, 1971. (Ibid.; 42)) (рус. пер.: Исаак Себастократор. Об ипостасях зла/Пер. c греч., предисл.: И. А. Гончаров; предисл.: Р. В. Светлов. СПб., 2002); «О провидении и судьбе» (изд.: Über Vorsehung und Schicksal/Ed. M. Erler. Meisenheim am Glan, 1979. (Ibid.; 111)). Рубрики: Ключевые слова: АННА КОМНИНА (1083-ок. 1153 или 1154 г.), дочь визант. имп. Алексея I Комнина, жена кесаря Никифора Вриенния (мл.)

http://pravenc.ru/text/674151.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010