14. Внутреннее управление Финансовые и социальные обстоятельства В качестве самого общего утверждения можно сказать, что внутренняя ситуация в Византийской империи и административная система в течение XII века менялись мало. В то время как история Византийской церкви при Комнинах и Ангелах более или менее полно изучена, совершенно иная ситуация наблюдается в вопросах внутренней социальной и экономической жизни. Если вообще внутренняя история Византии разработана мало и неудовлетворительно, то это особенно дает себя знать начиная с эпохи Комнинов, о чем до сих пор в литературе по вопросам внутренней истории существуют лишь отдельные краткие, иногда построенные лишь на общих суждениях главы в том или ином сочинении, случайные замечания или экскурсы, в лучшем случае небольшие статьи по тому или иному вопросу, так что от какого-либо более или менее стройного представления в данном случае, по крайней мере, в настоящее время, приходится отказаться. Исследователь эпохи Комнинов, французский византинист Ф. Шаландон, автор двух подробных монографий о первых трех Комнинах, надеявшийся в будущем дать опыт истории византийской цивилизации в XII веке, коснулся в изданных томах этих вопросов лишь вкратце, рассчитывая возвратиться к ним в следующем томе, который должен был быть посвящен последним двум Комнинам. 332 Однако Ф. Шаландон умер, не оставив продолжения своего труда, в котором вопросы внутренней жизни Византии в XII веке должны были быть рассмотрены во всем объеме. 333 Являясь представителем крупной землевладельческой аристократии, Алексей Комнин сделался императором государства, денежное хозяйство которого было в высшей степени расстроено как многочисленными военными предприятиями, так и внутренними смутами предшествовавшего времени. Имея в распоряжении плохие финансы, Алексей должен был, особенно в начале своего правления, вознаграждать своих сторонников, которые помогли ему утвердиться на престоле, и одарять богатыми пожалованиями членов своей фамилии. Затем, напряженные войны с турками, печенегами, норманнами и события, связанные с первым Крестовым походом, также требовали громадных расходов. Средством для пополнения казны послужили ему земельные владения крупных собственников и монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Духовное просвещение и богословская наука В византийском обществе светское и духовное образование состояли в самой тесной связи: процветало светское образование – процветало и духовное. Мы не видим притом специально-духовных школ: все образование сосредоточивалось главнейшим образом в светских школах. Это обстоятельство заставляет нас при обзоре духовного просвещения и богословской науки XII, XIII, XIV и середины XV века бросить взгляд на образование в Византийской империи вообще, на его успехи или неуспехи и на причины такого явления. Почти весь XII в. византийский императорский трон занимала царственная фамилия Комниных. Эта фамилия принадлежала к числу тех династий, которые ревностно содействовали процветанию науки и литературы. Эпоха Комниных считается особенно счастливой по высоте отличавшего ее образования. В самом деле, императоры из дома Комниных и царские родственники известны замечательной любовью к просвещению. Император Алексей I Комнин покровительствует ученым, входит в личные состязания с ними. Богословские знания его были высоки: его просвещенные беседы с еретиками-павликианами служат ко вразумлению и обращению их к Церкви в великом множестве; он не оставляет без внимания и новых еретиков-богомилов, богословские собеседования с которыми поглощают у Алексея немало времени. Его супруга Ирина отличалась также образованным вкусом и стремлениями. Она любила в особенности философские и богословские книги; с одной из таких книг в руках она являлась даже в столовую. Дочь ее, знаменитый историк Анна, так вспоминает об этом: «Я помню, как мать моя, когда подадут обед, приносила в руках книгу и читала творения св. отцов, преимущественно философа и мученика Максима (по-видимому, Максима Исповедника ), ибо она не столько занималась вопросами о природе, сколько богословием, желая получить плод истинной мудрости. И нередко мне приходилось удивляться этому, и в удивлении я говорила ей, как это ты можешь устремлять свой взор на такую высоту? А я не дерзаю и боюсь, – говорила о себе Анна, – даже краем уха внимать этому, ибо глубокая созерцательность и высота мыслей этого мужа (Максима), – наивно замечала матери Анна, – производят в читателях головокружение». На это Ирина с улыбкой отвечала: «Я испытала эту похвальную робость и не без страха принималась за книгу, хотя теперь не могу от нее оторваться» 891 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Заселение Венецианской лагуны, начавшись, возможно, в V в., интенсивно развивалось после 568 г., когда жители рим. пров. Аквилея , спасаясь от нашествия лангобардов, бежали на острова под защиту визант. администрации, имевшей резиденцию поблизости, в г. Цивитас Нова (Гераклиана). С кон. VII в. во главе управления стояли дожи (от греч. δοξ - дука). Первоначально это был титул провинциального наместника Византийской империи; с XIII в.- титул главы города и гос-ва В., к-рый потерял юридическую связь с Византией. Третий из дожей, ипат Орсо (726-737), выступил против иконоборчества , временно победившего в Византии, и был убит. В 737-742 гг. власть над островами была передана в руки магистра - военного командующего, непосредственно подчинявшегося визант. экзарху в Равенне. С восстановлением власти дожей в 742 г. адм. центр был перенесен в Маломокко, на юго-зап. побережье о-ва Лидо, после падения Равеннского Экзархата в 751 г. В. обрела автономию под суверенитетом Византии. Основными занятиями населения были морская торговля, рыболовство, добыча и производство соли. Постепенно все большее развитие получали кораблестроение, металлообработка, производство стекла и тканей. Отразив нападения франков в 803 и 810 гг., В. оставалась в составе Византии, играя роль моста между Западом и Востоком. С перенесением на Риальто в 828 г. мощей св. ап. Марка, вывезенных купцами из Александрии, и постройкой базилики св. Марка В. становится религ. центром Запада, часто резиденцией Патриарха Градо. Крылатый лев, символ св. Марка, является эмблемой В. Находясь под суверенитетом Византии, В. укрепила власть дожей, эффективно (вместе с византийцами) боролась с набегами арабов и пиратами Адриатики. В 992 г. В. был выдан хрисовул от визант. имп. Василия II Болгаробойцы , оформивший военно-морской союз с империей и давший городу привилегии в торговле с Византией. В 999 г. В. получила от герм. имп. Оттона III особые права в коммерции на континенте и в контроле над Далмацией. Превратившись в фактически самостоятельную морскую республику, В. вместе с Византией боролась с норманнами, и имп. Алексей I Комнин передал городу права беспошлинной торговли в визант. портах (1082). Быстрое укрепление венецианских купцов на визант. рынках, особенно в К-поле, их беспрецедентные права, а также поведение порождали конфликты. В 1118 г. произошел первый открытый разрыв, когда венецианцы выступили против византийцев в Сирии и Св. земле. В 1171 г. по приказу имп. Мануила I венецианские купцы на всей территории Византии были арестованы, а их товары конфискованы. Столкновение привело к войне, и лишь в 1187 г. имп. Исаак II Ангел подтвердил венецианские привилегии и вновь заключил оборонительный союз с В. На 2-м этапе борьбы Римско-Германской империи и папства В. выступала противником имп. Фридриха I Барбароссы . Именно в В. был заключен мир между папой Александром III и герм. императором, когда последний признал папский примат и коммунальные свободы североитал. городов.

http://pravenc.ru/text/150247.html

8. Внешняя политика времени Ангелов Характеристика императоров из дома Ангелов Династия Ангелов, возведенная на престол революцией 1185 года на смену Комнинов, происходила от современника Алексея Комнина, Константина Ангела, из малоазиатского города Филадельфии, человека незнатного происхождения, женатого на дочери императора Алексея и приходившегося дедом Исааку II Ангелу, первому императору из этого дома, следовательно, по женской линии родственного Комнинам. Одной из целей покойного Андроника было создание национального правительства. Эта задача ему не удалась, и к концу царствования он стал поворачиваться к Западу. Однако после его смерти необходимость национального правительства была настолько сильно ощутимой, что итальянский историк, исследователь царствования Исаака II Ангела, Ф. Коньяссо, писал: “Революция 12 сентября 1185 г. была в основном национальной и аристократической по своим планам. Так что все классы, кроме византийской аристократии, не получили выгод и преимуществ от этой революции.” 200 Исаак II (1185–1195), представлявший собой, по словам Гельцера, “воплощенную злую совесть, севшую на подгнивший трон цезарей,” 201 не обладал никакими государственными талантами. Чрезмерная роскошь двора и безграничная расточительность, связанные с непомерными и произвольными поборами и хищениями, слабость воли и отсутствие какого-либо определенного плана в управлении государством в соединении с внешними осложнениями, особенно на Балканском полуострове, где создалась новая опасная для империи сила в виде Второго Болгарского царства, и в Малой Азии, где продолжалось успешное продвижение турок, не остановленное безрезультатным третьим Крестовым походом, – все это создало атмосферу недовольства и возмущения в стране. По временам вспыхивали восстания в пользу того или другого претендента на престол. Однако, наверное, основной причиной общего недовольства была “усталость от бесконечного продолжения двух бедствий, отмеченных еще Андроником – ненасытности фискальной администрации и высокомерия знати.” 202 Наконец, в 1195 г. против Исаака был составлен заговор его братом Алексеем, который, с помощью некоторой части знати и войска, низложил императора. Исаак был ослеплен и брошен в тюрьму, а его брат Алексей стал императором. Он известен как Алексей III Ангел (1195–1203), или Ангел Комнин, прозываемый иногда Бамбакорабд ( Βαμβακο– ρβδης). 203

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Характеристика императоров из дома Ангелов А.А.Васильев. История Византийской империи Династия Ангелов, возведенная на престол революцией 1185 года на смену Комнинов, происходила от современника Алексея Комнина, Константина Ангела, из малоазиатского города Филадельфии, человека незнатного происхождения, женатого на дочери императора Алексея и приходившегося дедом Исааку II Ангелу, первому императору из этого дома, следовательно, по женской линии родственного Комнинам. Одной из целей покойного Андроника было создание национального правительства. Эта задача ему не удалась, и к концу царствования он стал поворачиваться к Западу. Однако после его смерти необходимость национального правительства была настолько сильно ощутимой, что итальянский историк, исследователь царствования Исаака II Ангела, Ф. Коньяссо, писал: «Революция 12 сентября 1185 г. была в основном национальной и аристократической по своим планам. Так что все классы, кроме византийской аристократии, не получили выгод и преимуществ от этой революции.» Исаак II (1185-1195), представлявший собой, по словам Гельцера, «воплощенную злую совесть, севшую на подгнивший трон цезарей,» не обладал никакими государственными талантами. Чрезмерная роскошь двора и безграничная расточительность, связанные с непомерными и произвольными поборами и хищениями, слабость воли и отсутствие какого-либо определенного плана в управлении государством в соединении с внешними осложнениями, особенно на Балканском полуострове, где создалась новая опасная для империи сила в виде Второго Болгарского царства, и в Малой Азии, где продолжалось успешное продвижение турок, не остановленное безрезультатным третьим Крестовым походом, — все это создало атмосферу недовольства и возмущения в стране. По временам вспыхивали восстания в пользу того или другого претендента на престол. Однако, наверное, основной причиной общего недовольства была «усталость от бесконечного продолжения двух бедствий, отмеченных еще Андроником — ненасытности фискальной администрации и высокомерия знати.» Наконец, в 1195 г. против Исаака был составлен заговор его братом Алексеем, который, с помощью некоторой части знати и войска, низложил императора. Исаак был ослеплен и брошен в тюрьму, а его брат Алексей стал императором. Он известен как Алексей III Ангел (1195-1203), или Ангел Комнин, прозываемый иногда Бамбакорабд (Βαμβακο-ρβδης).

http://sedmitza.ru/lib/text/434316/

Вокруг документального фильма о. Тихона (Шевкунова) «Гибель империи. Византийский урок» разразила столь жаркая полемика, какая редко выпадает на долю разрекламированных блокбастеров. Любопытно, что бьют отца Тихона, одного из авторитетнейших представителей русского православного монашества, со всех сторон сразу. Либералы, естественно, набрасываются за критику той роли, которую Западная Европа сыграла в судьбе Византийской империи. Сторонники этнократической модели нашего будущего недовольны постановкой национального вопроса. Кое-кто говорит: непонятен сам жанр этого фильма, таких фильмов не снимают! Кто-то полагает: слишком уж тесны параллели между судьбой Византии и нынешней российской реальностью. Другие же находят моря и океаны исторических ошибок и нелепиц… Так вот, прежде всего об ошибках: фильм сделан фактологически достаточно точно. Он хорошо вскрывает сущность и происхождение устоявшихся мифов вокруг Византийской цивилизации. Как историк — я не имею особенных претензий к этой картине. Более того, в подавляющем большинстве случаев те люди, которые считают себя заправскими византинистами и обвиняют создателей фильма в неточностях, просто невнимательно смотрели его. Поэтому очень часто оказывается, что очередной обвинитель либо сам не знает исторического материала, либо — чаще — упустил из виду аккуратные оговорки о.Тихона, позволяющие ему оставаться почти всегда на уровне теории, не окунаясь глубоко в бытовой материал. С точки зрения фактов — есть некоторые вопросы по поводу описания, выданного о.Тихоном военной реформе времен Комнинов, да еще, пожалуй, слишком резки оценки Комниновского периода в целом. Видно, что создателям фильма очень нравился период правления т.н. Македонской династии и куда меньше — Комниновской. Слишком много отступлений от того образа идеальной Империи, который был в фильме нарисован… Но ведь правлению Комнинов, продлившемуся более столетия (с конца XI до конца XII в.), предшествовало не тихое и благополучное правление Македонской династии, а страшный многолетний кризис. Ради того, чтобы выйти из него и создать гибкое, мобильное, обладающее управляемыми вооруженными силами государственное устройство, Алексей Комнин, основатель династии, вынужден был многое упростить в общественном строе Империи… Зато страна век жила в нормальном режиме, не боясь распада и катастрофы.

http://pravoslavie.ru/36418.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСЕЙ II КОМНИН (14.09. 1169 - сент. 1183), визант. имп. (с 24 сент. 1180). Порфирородный сын имп. Мануила II Комнина от брака с Марией Антиохийской, его соправитель (с 1171) и единственный наследник; после смерти отца провозглашен автократором. До совершеннолетия А. К. править гос-вом должна была его мать, Мария Антиохийская, принявшая монашество под именем Ксения. В состав регентства входили и др. лица, в т. ч. Патриарх Феодосий Ворадиот (1179-1183); фактическим же вершителем судеб империи на нек-рое время оказался протосеваст Алексей Комнин, двоюродный брат А. К. и фаворит Марии, не заботившийся ни о гос. делах, ни о надлежащем воспитании юного императора. 2 марта 1180 г. состоялась помолвка А. К. и франц. принцессы Агнессы (в Православии Анны), дочери Людовика VII. Внутренняя политика протосеваста Алексея и Марии Антиохийской, подобно Мануилу I Комнину покровительствовавших итал. купцам и пользовавшихся поддержкой живших в К-поле латинян, вызывала раздражение торгово-ремесленного населения столицы. Их правлением были недовольны и многие представители знати, чью оппозицию возглавили Мария Комнина, дочь Мануила I, и ее муж, кесарь Райнер Монферратский (в Православии Иоанн). Одновременно на вост. берегу Босфора расположился со своими сторонниками др. претендент на престол - буд. имп. Андроник I Комнин . В мае 1181 г. дело дошло до открытых столкновений между правительственными войсками и сторонниками кесариссы Марии, укрывшейся с мужем в храме Св. Софии. На этот раз Патриарху Феодосию с трудом удалось достичь компромисса, однако вскоре беспорядки в К-поле вспыхнули с новой силой. Восставшие горожане накинулись на лат. кварталы, тысячи жителей к-рых были перебиты или проданы в рабство. Эта резня вызвала волну ненависти к Византии во всем западнохрист. мире. Утративший контроль над ситуацией протосеваст Алексей был захвачен сторонниками Андроника Комнина и ослеплен по его приказу. В апр. 1182 г. Андроник вступил в столицу, а 16 мая состоялась повторная торжественная коронация А. К., во время к-рой Андроник всячески подчеркивал свою подчиненную роль при юном императоре. Между тем узурпатор неустанно заботился об устранении всякой оппозиции: по его приказу были тайно отравлены кесарисса Мария и ее муж. В сент. 1183 г. была обвинена в гос. измене и осуждена на смерть Мария Антиохийская, причем 14-летний А. К. сам подписал матери смертный приговор. Вскоре, короновавшись как соправитель, Андроник приказал задушить законного императора, труп к-рого был тайно брошен в море.

http://pravenc.ru/text/130482.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛЕКСЕЙ III ВЕЛИКИЙ КОМНИН (в Крещении Иоанн; 1338-1390), трапезундский имп. (с дек. 1349). Сын трапезундского имп. Василия и Ирины из Трапезунда. Овладел троном при поддержке К-поля и принял имя А. В. К. Вступил в брак с Феодорой из рода Кантакузинов . Сумел остановить гражданскую войну (1341-1355) и борьбу группировок местной знати. Благодаря политике матримониальных союзов с соседними мусульм. правителями ослабил угрозу со стороны сопредельных тюрк. эмиратов. Заключил ряд договоров с Генуей (1363, 1373) и Венецией (1364, 1367, 1376), обеспечивших возобновление торговли с ними и восстановление после смут и разрушений итал. факторий. Был ктитором и дарителем многих церквей и мон-рей в Трапезундской империи (Сумела, Вазелон, Феоскепасту и др.) и на Афоне ( Дионисиат ). Имп. Алексей III Великий Комнин и императрица Феодора.Изображение на хрисовуле. Сент. 1374 г. (мон-рь Дионисиат) Имп. Алексей III Великий Комнин и императрица Феодора.Изображение на хрисовуле. Сент. 1374 г. (мон-рь Дионисиат) Иконография Известно неск. портретов А. В. К.; наиболее сохранившийся - миниатюра на пергаменном хрисовуле императора в мон-рь Дионисиат на Афоне, датируемом сент. 1374 г. В верхней части свитка изображены стоящие на красном подножии А. В. К. и его супруга Феодора. Император облачен в саккос и лор , к-рый, как и корона, богато украшен драгоценными камнями, в его правой руке крест, в левой - хрисовул, скрепленный красной перевязью и печатью. Императрица держит др. конец свитка; она облачена в красное, с широкими рукавами, одеяние с орнаментом в виде золотых двуглавых орлов. Хрисовул был издан, когда А. было около 35 лет, и в портрете, где император представлен с усами и раздвоенной бородой каштанового цвета, передана возрастная характеристика. Головы А. В. К. и Феодоры окружены не обычными золотыми, а красными нимбами, над к-рыми помещены золотые печати. Вверху, над имп. четой,- погрудный образ благословляющего обеими руками св. Иоанна Крестителя (в честь к-рого освящен мон-рь).

http://pravenc.ru/text/64530.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСЕЙ III АНГЕЛ КОМНИН (ок. 1153-1211 или 1212), визант. имп. (апр. или июнь 1195 - 17 или 18.07.1203). Третий сын визант. вельможи Андроника Дуки Ангела, пытавшегося выступить против имп. Андроника I Комнина (1183-1185). Опасаясь немилости последнего, А. А. К. должен был вместе с отцом искать спасения в бегстве в Сирию, где жил при дворе султана Салах ад-Дина. Благодаря содействию своего брата Исаака II Ангела , в 1185 г. ставшего императором, А. А. К. смог в 1191 г. вернуться в К-поль, где немедленно получил высший титул севастократора и соответствующее денежное содержание. 4 года спустя, во время военного похода против болгар, А. А. К. возглавил мятеж в армии и с легкостью овладел имп. троном, предав Исаака ослеплению. Вступив на престол, А. А. К. в отличие от брата предпочел именоваться не Ангелом, а Комнином , чтобы подчеркнуть свое родство с прежней династией. Отличительной чертой нового василевса оказалось отсутствие всякого интереса к внутренней политике. В то же время значительным влиянием пользовалась его жена, Ефросиния Дукена, к-рая, несмотря на натянутые отношения с супругом, с большой энергией способствовала утверждению его власти. В 1201 г. А. А. К. удалось с легкостью подавить мятеж Иоанна Комнина, прозванного Толстым, однако его власть в отдаленных провинциях империи становилась все более призрачной. В Македонии и Фессалии визант. армии пришлось вести длительную борьбу с независимыми слав. княжествами Иванко и Добромира Хриса, некогда находившимися на службе у империи, а также с мятежниками Иоанном Спиридонаки и Мануилом Камицей. На Пелопоннесе сложилось полунезависимое владение Льва Сгура, к-рый к концу правления А. А. К. вовсе перестал считаться с центральным правительством. Неудачи преследовали императора и во внешней политике. Хотя поначалу А. А. К. и пользовался репутацией более воинственного человека, нежели его брат, ему не удалось добиться к.-л. успеха в продолжавшейся войне с Болгарией.

http://pravenc.ru/text/64536.html

Афон (θως). Монастырь Кутлумуш. Μον Κουτλουμουσου /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты Предположительно, обитель во имя Преображения Господня существовала уже в X веке (в одной из рукописей Зографа упоминается и имя её тогдашнего игумена – Гавриила). Откуда появилось название Кутлумуш нам в точности не известно. Это слово можно перевести как «святой из Эфиопии». Некоторые учёные полагают, что монастырь был основан Кутлумушем (Константином) I – турецким правителем, принявшим Православие и вставшим на сторону Византии. Ключевую роль в становлении обители сыграл император Алексей I Комнин (1081–1117). Как и другие монастыри Святой Горы, много бедствий обитель претерпела в период правления латинствующего императора Михаила Палеолога: разрушены были многие монастырские постройки, некоторые иноки приняли мученическую кончину. Согласно монастырскому преданию, они были похоронены за главным собором обители. Неоднократно Кутлумуш был разоряем каталонцами, но каждый раз восстанавливался господарями и воеводами Валахии. В середине XIV века монастырь пережил период расцвета, связанный с деятельностью игумена Харитона (уроженца греческого острова Имброс). Вместе со своим другом игемоном Владиславом он полностью восстановил древнюю обитель. Игумен сотрудничал со многими сербскими и румынскими правителями и был особо любим народами этих стран. В 1372 году Харитон был избран митрополитом в Валахии (хиротонию совершил один из ключевых представителей исихастского движения Константинопольский патриарх Филофей Коккин). В период с 1376 по 1378 год Харитон избирался афонским протом, при этом продолжая оставаться игуменом Кутлумуша. Румыния многим обязана Харитону. Он поддержал Православие в этой стране в очень непростой период усиления папского прозелитизма и активной католической экспансии. С помощью монаха Никодима игумен Кутлумуша перенёс идеалы афонского монашества в эту страну. В Румынии был основан целый ряд монастырей, следовавших уставу Великой Лавры Афанасия Афонского и способствовавших распространению в этой стране исихастской традиции. Множество иноков из Румынии стало стекаться на Афон, и прежде всего в Кутлумуш.

http://sobory.ru/article/?object=32812

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010