Понятно, что на практике это могло приводить только к одному – к разврату, в котором упрекали федосеевцев не только противники старой веры, но и защитники брака в среде старообрядцев. В защиту брака выступил Иван Алексеев (ум. в 1776 г. в Стародубье). Его сочинение «О тайне брака» пользовалось огромной популярностью 62 . Создаются чины благословения новобрачных. Практиковался брак «во внешней церкви», т. е. в официальной – он был самым распространенным, потому что это была единственная форма, признававшаяся государством. Сторонники разрешения брака группировались вокруг Покровской часовни в Москве, основателем которой являлся Василий Емельянов. Вопрос о браке породил в старообрядчестве огромную литературу. Впервые в русской письменности, по сути, происходило осмысление, что же составляет сущность брака: венчание или реальное сожительство супругов. Здесь на помощь пришла статья из Кормчей о браке, заимствованная из Требника Петра Могилы (см. выше). Старообрядец Скачков пустился в чисто схоластические размышления, побужденный статьей из Римского требника, о том, что является материей и формой брака: «Всегдашний опыт доказывает, что когда есть жених и невеста, то из этого и брак всегда производится, аще же нет жениха и невесты, то и брак не может состояться» – и далее: «Возможность дарующая браку полный образ есть только взаимное обязательство брачующихся» 63 . Покровская часовня с 1771 г. необходимыми условиями брака считала: 1) согласие жениха и невесты; 2) родительское благословение; 3) обручение; 4) наличие свидетелей; 5) достаточный возраст брачующихся. Ссылки противников брака на закон императора Алексея Комнина, признавшего венчание обязательным, опровергались замечанием о том, что от Адама до апостола Петра сопряжены были, а венчания не было, и что Алексей Комнин не мог переменить сущности брака. Купец Заяцевский доказывал, что девство – путь для немногих и что жизнь в городе среди женщин не дает возможности сохранить аскетический идеал. Образ ненастоящей девственницы, осуждающей брак, был высмеян в поэме Андреяна Сергеева.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Во время Болгарской войны, которую вел имп. Василий II Болгаробойца (976-1025), М. использовался в качестве опорного пункта визант. войск, где они восстанавливали силы перед началом основных боевых действий. Подобную роль М. играл и во время подавления восстания болгар, к-рыми руководил Петр II Делян, провозгласивший себя царем. Согласно Кекавмену , именно из М. в 1041 г. выступил со своей армией имп. Михаил IV Пафлагон , сюда же он вернулся после успешного окончания кампании. В М. император также раздавал награды военачальникам, отличившимся в походе, в т. ч. Харальду Сигурдссону (Суровому; впосл. кор. Норвегии Харальд III), возглавлявшему норманнский корпус ( Кекавмен, Советы и рассказы. 20142. Гл. 5. § 81. С. 298-299). Здесь же Михаил IV пожаловал чин магистра визант. придворному Алусиану, к-рый первоначально выступил на стороне Петра Деляна, однако после поражения подчиненных ему сил под Фессалоникой, стремясь заслужить прощение императора, ослепил Деляна и бежал в М. ( Scyl. Hist. P. 414; см. также: Кекавмен. Советы и рассказы. 20142. Гл. 2. § 27. С. 176-179). Как сообщает Анна Комнина в «Алексиаде», в М. проживали павликиане , чьи предки еще в сер. VIII в. переселились во Фракию из Армении (в данном источнике павликиане отождествляются со сторонниками манихейства , что было характерно для визант. лит-ры того времени). В «Алексиаде» повествуется о том, что имп. Алексей I Комнин (1081-1118), находившийся в кон. 1083 г. в М., пригласил в город сторонников лжеучения, после чего заточил их в темницу ( Ann. Comn. Alex. 6. 2). В XI в. М. стал центром округа в рамках фемы Волерон. В 1185 г. М. был завоеван норманнами. Продвижение в данном регионе Латинской империи вызвало сопротивление греч. населения, а также соседнего Болгарского царства. 4 сент. 1207 г. правивший там царь Калоян одержал победу над войсками Латинской империи в сражении в Родопах, в ходе к-рого был убит кор. Фессалоники Бонифаций Монферратский. М. захватили и разграбили болгары. Через нек-рое время город был восстановлен, однако в XIV в. пришел в упадок.

http://pravenc.ru/text/2564184.html

В Киккской обители Как ни желал выполнить свое обещание наместник, но оно было явно не по его силам. Он не был таким важным вельможей, чтобы обращаться с подобной просьбой к императору. Мануил вскоре даже устрашился своего обещания, но старец остался непреклонен: «Исполняй сие не страшась, ибо имеешь в этом деле помощницей Саму Богородицу; так мне было открыто». Прибыв в Царьград, Мануил долго не решался обратиться к императору. Но неожиданно заболела дочь базилевса тем же странным недомоганием, что некогда изнуряло Мануила. Лучшие лекари империи отчаялись в лечении, когда Мануил, наконец, решился поведать императору странную свою историю и повеление старца. Выслушав своего верного вельможу, император воскликнул: «Если такова воля Твоя, Богородице Дево, то как мне противиться Твоему желанию, Госпожа моя! Об одном только молю: избавь дщерь мою от лютого недуга, как избавила Ты Мануила, и со всею готовностью отпущу честную икону Твою на остров Кипр». И императорская дочь тотчас исцелилась. Но императору стало жалко расставаться со святым образом, и он вознамерился отправить лишь точный список с нее, предложив Мануилу выбрать один образ из двух. По монастырскому преданию, Исайя тогда сам отправился в Константинополь. Во сне ему было видение, в котором явившаяся Божия Матерь напутствовала его: «Та икона, на которую сядет пчела, будет подлинной». С тех пор пчела украшает герб кипрской обители. Император с великими почестями проводил святой образ на Кипр, снабдив Исайю деньгами на постройку монастыря. Предание повествует, что, когда везли чудотворный образ по Кипру, не только верующие люди преклоняли головы, но и деревья наклоняли кроны, воздавая честь Пресвятой Владычице. Образ поставили вначале в часовне на вершине горы, а когда построили монастырь, туда перенесли и икону. Наместник Мануил подарил обители три селения, а базилевс подтвердил передачу особой грамотой. Одно из преданий повествует, что император Алексей Комнин отдал чудотворную икону с особым условием, чтобы Лик Богородицы всегда пребывал закрытым, дабы молящиеся испытывали большее благоговение. И по сей день икона занавешивается в монастыре особым покровом, только нижняя часть ее остается открытой. И никто не вправе смотреть на Ее Лик. Тот, кто дерзнет ослушаться, ослепнет. Справа от иконы можно увидеть слепок руки в напоминание о человеке, пытавшемся осквернить святыню. По преданию, в 1669 г. патриарх Александрийский Герасим дерзнул поднять покров и лицезреть Богородицу, но за это был наказан. Долго он со слезами на глазах просил у Богородицы прощение. А русский монах Василий, посещавший монастырь в 1735 г., писал, что открывают лик иконы только во время засухи, когда переносят ее на вершину соседней горы, называемую Трон, где поют молебен, а Лик Богородицы обращают к небу и потому его никто не видит. Благодатною силою от этой иконы многократно проливались столь желанные дожди во время частых на острове засух, исцелялись бесплодные и кровоточивые, а немые начинали говорить.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

С первого дня ее лик закрыт и никогда не открывается — может быть, так пожелал Алексей Комнин, а может, так образ внушает еще большее уважение. Русский монах Василий (Барский), посетивший монастырь в 1735 году, пишет, что монахи открывают лик иконы только в период бездождия — и то только после того, как сначала перенесут ее на вершину соседней горы и споют молебен. Но и они не видят икону, так как она в этот момент обращена к небу. Открытая копия чудотворного образа висит здесь же, рядом на иконостасе. Она мироточит — по лику Божией Матери явственно текут струйки. А масло от лампады, горящей у той, знаменитой иконы, раздают всем паломникам. Помимо иконы, Киккская обитель хранит " тысячу мощей " — в большом зале, открытом для посещений, лежат частички мощей святого Луки, Николая Чудотворца, Иоанна Предтечи, Георгия Победоносца, апостола Филиппа, Матроны Московской, Спиридона Тримифунтского и еще десятков святых подвижников. Это одно из самых больших собраний мощей в православном мире. А у входа в главную лавру Кипра продается знаменитая " Коммандария " — десертное вино, делать которое начали еще рыцари-госпитальеры. Сегодня оно используется и на литургии для причастия прихожан.   Монастырь святого Креста: хранитель уникальной реликвии Омодос — это маленькая старинная горная деревня в Троодосе, расположенная на высоте почти в километр над уровнем моря. Отвесные зеленые склоны, белые домики на узких улочках, лавки с хлебом, оливками и вином. В самом ее центре стоит монастырь святого Креста, основанный еще в III веке. В XVII веке кипрский летописец Неофит Родинос упомянул монастырь в своей книге «Герои, генералы, святые, философы и другие выдающиеся киприоты», отметив, что в нем хранится не только частица Животворящего Креста Господня, но и кусочек верёвки, которой Христос был к нему привязан. Святая вервь до сегодняшнего дня хранит следы крови Спасителя, и это единственная реликвия такого рода в мире. Честная глава апостола Филиппа с печатями императоров Византии, свидетельствующих о ее подлинности, лежит тут же, у входа.

http://foma.ru/ostrov-druga-hrista-5-svy...

Известно, что оппозиционные варианты богословских решений находили поддержку среди ряда представителей правящей фамилии. В 1166 г. на стороне Димитрия Лампского выступали Алексей Кондостефан и его шурин Никифор Вриенний, близкие родственники М. К. ( Cinnam. Hist. P. 252-257; Magdalino. 1993. P. 217, 290). В янв. 1168 г. был лишен сана диак. Василий Педиадит, сочинивший стихи, содержавшие хулу на принятый догмат (RegPatr, N 1077). В нач. 1170 г., после смерти патриарха Луки Хрисоверга и избрания новым патриархом Михаила Анхиала, в К-поле состоялись 2 Собора, на к-рых М. К. председательствовал. На Соборе 30 янв. 1170 г. был осужден митр. Корфу Константин, к-рый говорил об умершем патриархе как о еретике (RegPatr, N 1109). Собор 18 февр. разбирал сочинения Иоанна Ириника, настоятеля мон-ря Ватала на горе Ворадион, неподалеку от столицы, к-рый также был уличен в ереси и лишен сана (RegPatr, N 1110-1116). Низложению и отлучению подвергся также ряд лиц, у к-рых были обнаружены сочинения Иоанна Ириника. Однако сопротивление «Эктесису» М. К. в Церкви, отмеченное в источниках, продолжалось еще мн. десятилетия спустя ( Gouillard. Synodikon. P. 223-225). Во 2-й половине своего правления М. К. организовал также ряд переговоров с представителями различных христ. конфессий и мусульманами на Ближ. Востоке. Эти контакты не привели к к.-л. существенным результатам, но ясно обозначили активную позицию Византии в религ. политике и продемонстрировали использование М. К. религ. фактора как ресурса для укрепления позиций империи в мире. В сер. 60-х гг. XII в. по инициативе М. К. начались встречи между визант. наместником Киликии Алексеем и католикосом Армянской Апостольской Церкви Нерсесом IV Шнорали (1166-1173). В 1169 г. в Киликийскую Армению было отправлено посольство во главе с Феорианом для переговоров о церковном объединении. Католикос Нерсес послал М. К. пространное изложение своей веры ( Троицкий И. Изложение веры Церкви Армянской, начертанное Нерсесом, католикосом армянским, по требованию Боголюбивого государя греков Мануила: Ист.-догматич.

http://pravenc.ru/text/МАНУИЛ I ...

На рубеже XV u XVI столетий появилось «Сказание о князьях Владимирских» — похвала и оправдание единовластному правлению великих князей московских. «Сказание» вошло в русские летописи и получило в Московском государстве большую популярность. В нем история Московского княжеского дома связана с римским императором Августом: некий легендарный родственник Августа, Прус, был послан править северными землями Империи — на берега Вислы. Позднее потомок Пруса, Рюрик, был приглашен новгородцами на княжение, а от него уже пошел правящий род князей земли Русской. Следовательно, московские Рюриковичи, те же Иван III и его сын Василий III, являются отдаленными потомками римских императоров, и власть их освящена древней традицией престолонаследия. Простота сущая? Да. Неправдоподобно? Да. Но ровно та же простота, ровно то же неправдоподобие, каким поклонились и многие династии Европы. Скандинавы свои рода королевские выводили от языческих богов! По сравнению с ними наш российский Прус — образец скромности и здравомыслия. По тем временам родство от Августа — идеологически сильная конструкция. Пусть и нагло, вызывающе сказочная. Далее, как утверждает «Сказание», византийский император Константин IX прислал великому князю киевскому Владимиру Мономаху царские регалии: диадему, венец, золотую цепь, сердоликовую шкатулку (чашу?) самого императора Августа, «крест Животворящего Древа» и «порамницу царскую» (бармы). Отсюда делался вывод: «Таковому дарованию не от человек, а Божиим неизреченным судьбам претворяюще и переводяще славу Греческого царства на Российскаго царя. Венчан же бысть тогда в Киеве тем царским венцем во святей великой соборной и апостольской церкви от святейшаго Неофита, митрополита Эфесскаго… И оттоле боговенчанный царь нарицашеся в Российском царствии». В годы, когда Киевская Русь пребывала под рукой князя Владимира, Византией правил Алексей I Комнин, а Константин Мономах скончался еще в середине XI века. Да и не носили князья наши царского титула в домонгольское время. Поэтому вся легенда о византийском даре ныне ставится под сомнение.

http://foma.ru/kak-na-rusi-poyavilsya-cz...

Zachariae, Novellae constitutiones (Ius graeco-romanum, t. III), collect. IV 22 p. 355–358. Новелла обозначена в конце 6590 (1082) годом, пятым индиктом. Верность этой даты заподозрил уже Цахариэ: см. примеч. стр. 356. После таких заклятий, которые находятся в конце новеллы, Алексей Комнин едва ли решился бы во второй раз простереть руку к церковным сокровищам, – а это было сделано во время печенежских затруднений, как мы знаем от Анны (р. 129 CD: πε κα αθις λλο νφος χθρν, τος Σκ-θας ημ, κατ ατο ξορμν δη μεμαθκοι, – συλλογ τν χρημτων – σπουδαζετο. Ср. р. 155 C), – едва ли решился бы преследовать Халкидонского епископа за смелые или, может быть, дерзкие речи в защиту церковного имущества; а Лев Халкидонский был низложен в 1086 г. (Zachar. p. 356 примеч., ср. Anna p. 130). В новелле есть указание на то, что император намерен был возвратить церквам их имущество, но не мог этого сделать; указание это соответствует словам Анны (р. 130): πισχνουμνου μα κα τ ερ τατς γαις κκλησαις λαμπρτερα ποδοναι κα πν τι δοι ποιεν πρς διρθωσιν и ее рассказу о мерах, принятых для удовлетворения церквей в 1084 г. (см. р. 157 В). Следовательно, новелла должна относиться к позднейшим годам, чем 1084 и даже 1086, и вероятно, как заметил Цахариэ, находится в связи с возвращением из ссылки Льва Халкидонского. В июле 1088 года епископ Лев был еще в ссылке (Anna p. 199), но чудесное явление Палеологу, конечно, уже предвещало его скорое возвращение. Положение империи, как оно описано в новелле, совершенно соответствует обстоятельствам 1088 года. В августе этого года-месяц обозначен в самой дате – после страшного поражения около Дерстра, Алексей Комнин должен был именно говорить таким тоном, какой господствует в его документе; что касается до ошибки в дате, то ее нужно приписать первому издателю новеллы Леунклавию: Цахариэ не имел ее списка. Вместо прочитанного τς ε νδικτινος ν τει τ ςφ’ (6590) могло стоять: τς νδ(εκτης) νδικτινος, ν τει τ ςφς’ (6596) Cp. Zachariae I. c. p. 375.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Святоотеческое наследие Перестройка по-византийски. Как Алексей Комнин укреплял систему управления с помощью родственников Автор: Шляхтин, Роман   Произведение: Византийская революция. История Восточной Римской империи в XI–XII вв.   Василий II Болгаробойца, кризис Византии XI в., норманны, сельджуки, печенеги, Битва при Манцикерте Категории Категории Группа Вконтакте Перестройка по-византийски. Как Алексей Комнин укреплял систему управления с помощью родственников Византийская революция. История Восточной Римской империи в XI–XII вв. Тематические страницы — Фонд учрежден в 2009 году для сбора средств и помощи нуждающимся. © 2008-2024 Благотворительный фонд «Предание». 115162, Россия, г. Москва, улица Шухова, д. 17, корп. 2. Учётный номер в реестре НКО Распространение материалов сайта в печатных изданиях и интернет-ресурсах возможна только в рамках Пользовательского соглашения Подари Никите новое сердце Преданию нужна ваша помощь. «Предание» — это место, куда вы приходите слушать, смотреть и читать. Мы рады давать вам эту возможность свободно и бесплатно. Но сейчас нам самим нужна помощь. Сбор на Никиту Федутинова в нашем фонде — критически важен для всех сотрудников. Мы как фонд никогда не брали до этого момента на себя столь крупные обязательства. И если для вас дорого, что мы делаем, помогите нам собрать деньги Никите! Audio Player

http://predanie.ru/audio/309249-perestro...

28 Лет. по Лавр. сп. изд. 3-е, 159, 160, 176, 182, 193, 239 и П. С. Р. Л., II 2 , 152, 153, 155, 170–171, 190. 30 Niceph. Bryenn. р. 123 – 125. Ср. в начале, р. 6 и 11. Нужно, однако, заметить, что здесь (то есть, р. 11 и далее) Вриенний, очевидно и несомненно, смешивает Константина Дуку старшего с его племянником, сыном Михаила VII. Еще Поссин заметил ошибку и хотел устранить ее посредством насильственных исправлений в тексте. Попытка была совершенно напрасною, ибо несообразности все-таки остались. Так, Алексей Комнин тотчас по низвержении Вотаниата (1081) предлагает этому Константину в замужество свою дочь. Не говоря о том, что тут можно разуметь только Константина Дуку младшего, нужно взять в расчет, что никакой дочери в это время у Алексея не было. Анна, старшая и первородная дочь, родилась только в 1083 году. Как ни странно предположить, что муж Анны не знал хорошенько, кто был до него ее женихом, – путаница не устранима из первых страниц истории Вриенния. Те, кто удивляется, что мы раз назвали Вриенния плохим писателем, должны сначала познакомиться с ним ближе. 33 Лет. по Лавр. сп., 3-е изд., 201 – 202; П. С. Р. Л., II 2 , 197, 199, 200; cp. ib., V, 149, где путешествие Анны Всеволодовны в Константинополь отнесено к 6596 году. 35 Его история изложена также в нашей статье «Византия и Печенеги»=«Труды В. Г. В.» I, 109 – 116. 37 Лет. по Ипатьевск. сп., изд. 2-е, 6657 и 6658 гг., 268, 283; те же тексты в более исправном виде см. в П. С. Р. Л., II 2 , 384 и 407. 38 В одном списке Амартода и продолжателей его, в котором часто вносятся генеалогические заметки, сказано, что Роман Диоген, женившись на Евдокии, вдове Константина Дуки, имел от нее двух сыновей, Никифора и Льва; точно так же и в парижском списке Амартода названы на соответствующем месте Никифор и Лев; Константин опущен – по указанной в тексте причине. Muralt в примеч. к Georgii monachi chron. р. 887, 27. 39 Г. Сафа точно так же думает (потому что нельзя иначе думать), что сын Диогена, который был обручен с дочерью Роберта Гвискара, происходил от первого брака Диогенова (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АЛЕКСЕЙ I КОМНИН Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Алексей I Комнин. Миниатюра из рукописи XII века. Ватикан, Biblioteca Apostolica Алексей I Комнин (греч. λξιος Α " Κομνηνς; ок. 1057 - 1118 ), византийский император (с 1081) Родился около 1057 года в знатной семье, с 14 лет начал военную карьеру под началом старшего брата Исаака. Уже в 1074 году возглавил экспедицию против мятежа Руселя, предводителя норманнского отряда на византийской службе. С тех пор и до конца жизни оставался неутомимым военачальником. В 1078 году имп. Никифор III Вотаниат удостоил Алексея Комнина должности великого доместика, зап. схол и чина новелиссима. Фактически Алексей стал главнокомандующим византийским войском и вскоре получил чин севаста. В 1078 году Алексей Комнин женился вторым браком на Ирине Дукене, происходившей из знатного и могущественного рода Дук, чем весьма укрепил свое положение. Военные успехи и семейные связи обеспечили Алексею поддержку войска и знати, что в конечном счете и привело к провозглашению его императором в 1081 году. Приняв государство, до предела сократившееся территориально и ослабленное внутренне за десятилетия правления сменявших друг друга императоров, Алексей Комнин немедленно приступил к укреплению внешнего и внутреннего положения империи. В целом его усилия по реставрации былого могущества Византии увенчались успехом, и панегирические отзывы, которыми награждает отца Анна Комнина в посвященном ему историческом сочинении " Алексиада " , не лишены оснований. На протяжении всего правления Алексей Комнин вел непрерывные войны и сложную дипломатическую игру с норманнами , сельджуками , печенегами , половцами . Весьма непростые взаимоотношения сложились у него с участниками I крестового похода , пересекавшими земли Византии в 1096 - 1097 годах. Алексей Комнин стремился использовать крестоносцев для возвращения утраченных во время нашествия турок-сельджуков владений империи в Малой Азии, те же в свою очередь, желая действовать независимо, обвиняли византийцев в нарушении договоров, предательстве и т. д.

http://drevo-info.ru/articles/13679408.h...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010