Стенная живопись в Протатском соборе отменно хороша. Если мы не воспроизведем ее всю на полотне, или бумаге, как единственный лучший памятник православной мегалографии (т. е. рисовки священных картин в больших размерах), то история осудит нас достойно и праведно. Я несколько раз внимательно и подробно рассматривал эту живопись, но не нашел ни года, в который она произведена была, ни имени живописца. Наш Барский в 1744 году слышал от святогорцев, что ее произвел пресловутый Панселин. То же слышал и я. А состоящий при мне живописец Благовещенский срисовал карандашом очерк головы его, который теперь вставлен в стену одной кельи близ Кареи, а прежде находился у северозападной двери Протатской церкви и вместе с штукатуркой перенесен в эту келью для хранения. Владельцы сего очерка по преданию говорят, что Панселин, кончив расписание Протатского собора, вместо подписи своего имени нарисовал свой портрет у входа в это святилище. К сожалению, турки недавно вывертели в нем глаза. Рисованная головка пресловутого афонского живописца найдена мною; но я еще не знаю точно, когда он жил и трудился. Можно было узнать это по именам десяти царей, которые изображены им в сказанном соборе на северной стене, высоко под самым потолком; но к величайшему прискорбию моему, эти имена сглажены так, что я не мог рассмотреть их с помощью лучшей зрительной трубы, тогда как хорошо читал слово βασιλες у венца каждого царя. Властные старцы протатские на вопрос мой, кто эти цари, отвечали в полном собрании: «Не знаем, не слыхали и не видали, где они написаны». Думаю, что тут изображены царственные покровители св. горы Афонской: Василий Македонянин, сын его Лев Мудрый, Никифор, Иоанн Цимисхий, Константин Мономах, Алексей Комнин, Мануил, Андроник и два сербские царя, из которых один, именно, Стефан Душан Сильный, владел Афоном в половине XIV века 213 . Думаю также, что Панселин жил в царствование этого Стефана и иждивением его расписал церкви в Протате, Хиландаре и в старом Руссике, в котором тогда жили сербы. А думаю так, потому что около венца одного из последних царей этих заметил букву С, читаемую в имени Стефана, и потому что в изображении Тайной Вечери увидел колонны и арки, написанные по правилам перспективы, выдуманной, помнится, в XIV веке. Это мнение мое может видоизмениться, когда мне удастся найти биографию Панселина, о которой упомянул почитатель его дарования, иеромонах Дионисий, написавший руководство к церковной живописи. Но несомненно то, что Протатский собор расписан был спустя долгое время после построения его (Х в.); ибо живопись произведена уже по заложенным аркам и окнам этого здания, некогда треснувшего или от землетрясения, или осадки фундаментов, положенных на многоводном месте. Для большего удостоверения в этом г. Благовещенский начертил фасад и план его по масштабу и означил на них окна закладенные и стены, подведенные под древние широкие арки.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Из Армении происходили даже некоторые императоры: Ираклий в VII в., Лев Армянин в 1Хв., Роман Лекапин и Иоанн Цимисхий в X в. Византия была обязана Армении прекрасными солдатами, так как армянские отряды считались в X в. лучшими частями византийской армии. Поэтому легко понять, что правительство империи мечтало превратить это население, целиком пропитанное византийским влиянием, в своих подданных. Дипломатия империи прибегала в этих целях к самым разнообразным средствам, то заставляя того или иного армянского правителя уступать свои владения в обмен на какой-нибудь высокий византийский титул, то добиваясь завещания, по которому армянский правитель передавал свои права империи. При Василии эта политика увенчалась блестящим успехом. В 1000 г. империя приобрела часть Иверии, которую ей, умирая, завещал куропалат Давид. Вступая во владение уступленным ему Дайком, император во время своей триумфальной поездки принял вассальную присягу от всех армянских правителей. Немного позднее правитель Вашпукарана уступил свои владения императору в обмен на звание стратига Севастеи. И, наконец, представитель армянских Багратидов Иоанн Сембад установил в своём завещании, что после его смерти его царство со столицей Ани перейдёт к византийцам. С 1020 по 1022 г. Василий II совершил новую триумфальную поездку по Армении. Это был, конечно, большой успех, расширявший территорию империи и увеличивавший её авторитет. Но этот успех был, может быть, скорее кажущимся, чем действительным, так как с присоединением Армении исчезало буферное государство, препятствовавшее слишком тесному соприкосновению между арабским и византийским мирами. В XII в. Комнины подобными средствами пытались обеспечить византийское влияние в Сирии. Когда же с первым крестовым походом в Константинополь явились большие западные армии, Алексей Комнин понял, что над империей нависла угроза, и византийская дипломатия стала добиваться соглашения с крупными латинскими баронами. И здесь её усилия увенчались успехом. С некоторыми вождями крестоносцев, например, с Готфридом Бульонским, сговориться было трудно, но другие, как Боэмунд Тарентский, соблазнились деньгами и званиями и легко пошли на соглашение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Участник собора 1925. С 1925 – архиепископ. С 24 ноября 1928 – архиепископ Терский и Пятигорский, 1929–1930 – архиепископ Боровичский, викарий Ленинградской епархии. В 1948 году пытался путем регистрации в Совете по делам религиозных культов при Совете Министров СССР восстановить своим возглавлением (как первоиерарх) обновленческую группировку. В 1949 принят в общение с Московской Патриархией в сане протоиерея. До 1952 служил во Фрунзенской области, затем во Владимирской епархии. С 1954 состоял в должности настоятеля приходского храма. 323 Александров Александр Дмитриевич; (1889–?). Окончил Вторую Петербургскую гимназию и историко-филологический факультет С.-Петербургского университета (1913). Оставлен при университете, с 1 июля 1917 – приват-доцент Петроградского университета, с 1 июля 1918 также Института Внешкольного образования, с 1 ноября 1922 – преподаватель Педагогического института, ученый-библиограф Российской Книжной Палаты (с 1 июля 1917 по 1 октября 1922). Преподавал также в средних школах. Член приходского совета Матфеевской церкви. 216 Александров Иосиф Александрович – член церковно-приходского совета. 215 Александрова М. Н. Принимала участие в деятельности Вольфилы. 201 Александровская Нина Васильевна; (25 сентября 1896–?). Окончила женскую гимназию Стоюниной (1913) и дополнительный класс (1914). В 1914–1918 училась на Высших женских (Бестужевских) курсах. В 1918 – научный сотрудник академической библиотеки в Киеве. С 1920 жила в Одессе, работала заведующей отделением библиографии и библиотековедения в Одесской научной библиотеке. Постановлением 23 марта 1922 бюро Одесского Археологического института оставлена при институте для приготовления к преподавательской деятельности по кафедре археографии и архивоведения. С 1922 – научный сотрудник научно-исследовательского института при Петроградском университете. С 1922 – студентка Петроградского Богословского института. С 1923 по 1 ноября 1926 работала в Публичной библиотеке. См.: Мамонтова Г.А. Александровская Н.В.//Сотрудники Российской национальной библиотеки – деятели науки и культуры. Биографический словарь. Том 2. СПб. 1999. С. 60–61. 245 Алексеев Василий Михайлович; (2 января 1881 – 12 мая 1951). Китаевед. Окончил Восточный факультет С.-Петербургского университета (1902). С 1909 – приват-доцент, с 1918 – профессор Петроградского университета. С 1923 – член-корреспондент, с 1929 – академик Академии наук СССР. 202 Алексеев Георгий Михайлович – см. Иоанн (Алексеев) Алексеев С. А. – см. Аскольдов С. А. Алексей I Комнин ; (1048 – 15 августа 1118) – византийский император с 1 апреля 1081.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Во главе европейского восстания стоял Никифор Вриенний (отец одноименного писателя), провозгласивший себя императором в Диррахие (Драче) и направившийся с своими приверженцами к Адрианополю (начало ноября 1077 года). Брат его Иоанн успел склонить на сторону возмущения часть военных сил империи, расположенных в западных (то есть, европейских) ее провинциях; в этом числе было большое количество Франков и Варангов (Attaliot. р. 242): τινς τν σπερων δυνμεων ες τν δαν πβουλν καταρτσας, μεθ» ν σαν Βαργγων κα Φργγων πλθη πολλ. Cp. Scylitz. p. 727, 10. Итак, еще раз Варяги являются нам не телохранителями царскими, а иностранным корпусом, расположенным в провинциях. Сверх того, мы сейчас увидим, что в то же время Варяги находятся и в столице, оставаясь верными императору Михаилу. В начале 1078 года Иоанн Вриенний с своим войском сделал неудачную попытку против Константинополя и отступил к городку Афиру (Attaliot. р. 252, 19: τ το θρα πολχνιον), при заливе, образуемом устьем реки или потока того же имени (теперь Кучук-Чекмадие), в четырех или пяти часах от столицы (Ср. Agath. histor. V, 14 p. 158 С ed. Paris.), где он распустил на зимовку большую часть своей армии. В Константинополе сделалось известным, что брат Никифора Вриенния стоит в Афире вполне спокойно и небрежно; решено было воспользоваться его беспечностью и захватить его в плен. Во главе экспедиции поставлены были президента (πρεδρος) Алексей Комнин, будущий знаменитый император, и храбрый Франк Урсель, который недавно сидел в тюрьме за измену, а теперь в виду опасности был освобожден и дал самые страшные заклятия быть верным Михаилу VII. Участвовали в экспедиции Варяги, которые должны были напасть с моря, и военные люди Алексея и Урселя. Следует рассказ Атталиоты (p. 253, 21 – 255:1): «Русские корабли, получившие приказание напасть с моря, подали знак воинам на суше, чтоб они ранее утром в одно время с ними (Русскими) подступили к Афиру, заперли там внутри противника со всеми его сообщниками и, вступив с ним в бой, оборотили его (к морю) и, таким образом, загнали бы всех как бы в сети под руку их самих (Русских), от которой враги найдут плен или убийство.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Лучшие представители Македонской династии и династии Дук, Комнинов и Палеологов, занимавших византийский трон с IX по XV в., свой прямой долг полагали в покровительстве просвещению, не щадили материальных средств для постановки научного образования на должную высоту и сами нередко принимали живое участие в просветительском и научном движении своего времени. Уже в середине IX в. Варда, дядя императора Михаила III, открыл в Константинополе высшую школу, наподобие университета, отдав под него свой Магнаврский дворец. Щедро награждая труд профессоров, он объявил обучение бесплатным, сам посещал лекции и похвалами и наградами возбуждал научное соревнование молодежи. Македонская династия дала из своей среды ряд ученых. Уже Василий Македонянин, основатель этой династии, человек, лишенный образования, умел ценить науку и дал прекрасное образование своим детям. Его сын, Лев, питомец Фо-тия, славился своими энциклопедическими познаниями в области философских, богословских и естественных наук и отличался таким пристрастием к древним классикам, что его сравнивали с Юлианом Отступником. Константин Порфирогенет, сын и преемник Льва, и сам был ученым, и ревностно содействовал духовному просвещению. Его страсть к науке заходила так далеко, что без научной библиотеки он не считал возможным обходиться даже в военных походах. Алексей I Комнин и вся его семья (жена Ирина и дочь Анна) известны также замечательнейшей любовью к просвещению и покровительством ученых. В царствование Комнинов встречаем в Византии даже такое учреждение, которое можно назвать Академией наук: эта коллегия, или Академия, состояла из 12 ученых, ближайшим своим назначением имевших содействие успехам науки в Империи и преподавание высших научных курсов. В спорных научных вопросах, не исключая и богословских, представители этой коллегии подавали обыкновенно первый голос. Все это содействовало развитию просвещения в Византии и поднятию интереса к науке, выдвинуло на сцену ряд ученых людей, заявивших о себе литературной деятельностью, и даже создало особые направления в богословии и науке.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Ясно, что эти представления и обычаи формировались в значительной мере под воздействием официальной идеологической пропаганды, выражали волю господствующего класса феодалов-землевладельцев, освящались церковью и фактически не оставляли места для гражданских прав и свобод. Возникает законный вопрос: каким образом, какими источниками пользуясь, исследователь может воссоздать эту неписанную конституцию, осуществить ее реконструкцию, да и возможно ли такое? Тем более что, следуя вышеизложенному рецепту Бека, мы должны исключить из круга источников такой богатый пласт византийской политической литературы, как панегирическая и паренетическая литература, всевозможные «княжеские зерцала» – жанр, восходящий ко второй речи Исократа к Никоклесу и нашедший в Византии таких адептов, как Синесий Киренский, Агапит, Псевдо-Василий I, Кекавмен, Феофилакт Охридский, Алексей I Комнин, Никифор Влеммид, Фома Магистр, Феодор II Ласкарис, Мануил II Палеолог, Димитрий Хрисолора и многие другие, – в которых авторы, выражая свой политический идеал в форме биографии или очерка деятельности какого-либо суверена, причем неважно, историческая ли эта личность или выдуманная, допускали риторическое преувеличение, идеализацию своих героев. 43 Сам Бек продемонстрировал нам, как из обычных нарративных исторических источников можно вычленять и собирать по крупицам данные о публичном правосознании, народном суверенитете, проявления которого существовали помимо Kaiseridee и в скрытом соревновании с ней, ставя всякий раз под вопрос любую попытку придать общезначимый характер императорскому «государство – это я». Показательна в этом отношении позиция историка XII в. Иоанна Зонары: он объявил действия императора Романа IV Диогена, раздававшего ссуды должникам с целью привлечения к себе сторонников, незаконными, так как казна, из которой выплачивались денежные суммы, принадлежала не императору, но государству, и критиковал императора Алексея I Комнина за то, что тот «вел государственные дела так, как если бы это были его частные дела, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всю жизнь рвалась к власти амбициозная, способная на убийство, порочная красавица Феофано, дочь простого пелопонесского трактирщика. В 959 г. в возрасте 18 лет она стала полноправной императрицей, подвигнув своего слабовольного мужа Романа II, сына Константина Багрянородного, на заговор, а, возможно, и тайное отравление отца. Свою свекровь, августу Елену она выселила в самый отдаленный конец дворца, где через несколько лет та умерла в полном одиночестве, а пять сестер Романа, несмотря на его слезные мольбы и уговоры, принудила постичься в монахини и, навсегда разлучила, отправив по разным монастырям. По сути дела, она правила вместо мужа, а когда он умер, как поговаривали, отравленный ею в 963 г., роскошная молодая красавица стала женой полюбившего ее следующего императора, некрасивого, угрюмого полководца Никифора Фоки, против которого через шесть лет спровоцировала заговор и даже заранее спрятала убийц-заговорщиков, переодетых женщинами, в своих покоях. Впрочем, ее подельник-любовник, новый узурпатор, низкорослый силач и красавец Иоанн Цимисхий, не решился взять в жены эту 28-летнюю роковую женщину с ужасной репутацией и оставшаяся жизнь неистовой Феофано, убитой горем и униженой, прошла в ссылке, откуда ее долго не могли вызволить даже собственные царственные дети, Василий II и Константин IX. Волею судьбы именно дочь Феофано, Анна, стала супругой Киевского князя Владимира, знаменитого крестителя Руси и через два десятка лет упокоилась вдали от любимого бронзово-голубого Константинополя в саркофаге в Десятинной церкви Киева. Смещение в 1042 г. Михаилом V Калафатом престарелой, но вечно молодящейся императрицы Зои стоило ему трона. В середине XI столетия эта же Зоя и ее сестра Феодора правили совместно нсколько месяцев. Затем 70-летняя Феодора еще год правила самостоятельно, правда, весьма посредственно. Алексей I Комнин (1081–1118 гг.), родоначальник блестящей царской династии Комнинов, в первые, самые тревожные годы своего царствования, отправляясь в трудные и опасные военные походы, оставлял за собой политические дела и военную администрацию, а все остальные бразды хлопотного внутреннего правления и судопроизводства вручал своей матери, грозной Анне Даласине, женщине с мужским характером, полагаясь на ее природный ум, высокое образование и «многоопытность в житейских делах».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Они будут доставляться мне послом, которого я буду с письмом посылать к вам в царственный город из Сирии, чтобы он получал для меня эти деньги. Вы, навеки священные императоры, севасты и августы Ромейской державы, будете, разумеется, соблюдать все, записанное в хрисовуле вашей священной царственности, и будете выполнять свои обещания. Я, со своей стороны, подкрепляю свой договор с вами следующей клятвой. Я клянусь страстями недоступного страданиям спасителя нашего Христа, непобедимым крестом его, который он принял ради спасения всех, и этими святейшими евангелиями, уловившими весь мир в свои тенета; держа их в руках и мысленно присовокупляя к ним крест Христа драгоценный, терновый венок, гвозди и копье, пронзившее его божественный животворный бок, я клянусь тебе, могущественный и святой наш император господин Алексей Комнин, и разделяющему с тобой власть трижды дорогому киру Иоанну Порфирородному в том, что буду придерживаться всех соглашений и слов, слетевших с моих уст, и во все времена буду соблюдать их. Я клянусь, что забочусь сейчас и впредь буду заботиться о благе вашего владычества, что не допущу и мысли о ненависти и коварстве по отношению к вам, но останусь верен заключенным мною соглашениям, никоим образом не преступлю данной вам клятвы, не откажусь от обещаний и не буду замышлять ничего недружелюбного – ни я сам, ни все те, кто находится в моей власти и входят в состав моего воинства. Но мы облачимся в доспехи и выступим с оружием и копьями в руках против твоих врагов, а твоим друзьям протянем руку. Я буду всегда мыслить и поступать на благо и ради чести Ромейского государства. Пусть мне помогут в этом бог, крест и святые евангелия». Такое было записано, и даны клятвы в присутствии поставивших свои подписи свидетелей в сентябре месяце второго индикта в конце 6617 года 1394. При свершении этого присутствовали следующие свидетели, поставившие свои подписи: любезные богу епископ Амальфи Мавр и епископ Тарента Ренар вместе со своими клириками; богобоязненный аббат священного монастыря святого Андрея, расположенного в Лонгивардии на острове Бриндизи, и два монаха этого же монастыря; начальники паломников, которые подписались собственноручно, а их имена были выведены рядом с их подписями рукой любезного богу епископа Амальфи, который прибыл к самодержцу как папский посол. От императорского двора присутствовали: севаст Марин, сын Дагоберта Рожер, Петр Алифа, Вильгельм Ганд, Ричард Принчита, Жофруа Мали, сын Рауля Умберт, Павел Римлянин, явившиеся из Дакии посланники от краля и зятя императора 1395, жупан Пер, Симон и посланники Ричарда Сенешаля, новелиссим Василий-евнух и нотариус Константин 1396. Такую письменную клятву самодержец взял у Боэмунда и вручил ему в ответ упомянутый выше хрисовул, подписанный, как полагается, киноварью императорской рукой 1397. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

84 Attaliota p. 302: Λκα το τος Πατζινκους νσεοντος ( " Ρωμαος γρ ν ξ πιγαμβρεας ατος ητομλησε). Scylitz. p. 741: Λκας δ τις π Παυλικινων Φιλιππουπλεως ρμημνος ξ πιγαμβρας ητομλησε τος Πατζινκοις и т. д. В латинском переводе Скилицы слово πιγαμβρα принято забавным образом за собственное имя: Epigambria ad Patzinacas transfugit. 85 Attaliota l. cit.: κα κατ του τν ν Μεσημβρα διακυκντος Δοβρομηρο γν. Здесь, напротив, переводчик Атталиоты собственное имя Месимврии принял за нарицательное и поставил бессмысленные слова: qui terram australem concuteret. Cp. Scylitz. p. 741. 86 Scylitz. p. 741 sq. Niceph. Bryean. p. 157. С известиями Атталиоты и Скидицы, который, заимствуя отчасти буквально у первого, имеет и самостоятельные известия (об убийстве епископа), мы сопоставляем рассказ Никифора Вриенния ο нашествии Печенегов на страну, лежащую между Нишем и Скопией (Σκοπων), 1) потому что этот рассказ занимает то же место в хронологическом порядке изложения у Вриенния, какое у Скилицы занимает известие об убийстве епископа Михаила и у Атталиоты известие об агитации Леки и Добромира; 2) потому что, по Вриеянию, Скифы (Печенеги), очевидно, были в Средце: они оставили его после того, как обошел его Алексей Комнин (παρελθντος – – τν Σαρδικν); и по Скилице – тоже, ибо епископ Михаил убит, очевидно, в столице своей епархии. Что Филиппопольские павликиане не были спокойны, это мы заключаем из слов Вриенния: πρ τν Φιλππου αθις πανεισι ( " Αλξιος), κα τ κατ τν χραν ε διαθμενος – – 87 Attaliota p. 302. Scylitz. р. 741. С рассказанными сейчас событиями должно иметь связь назначение в 1073 году нового правителя (δοξ) в (Σκοπων) и отправление Льва Диаватина в Месимврию, где он заключил сделку и договор с Печенегами или Куманами; см. Scylitz. p. 743. 91 Anna p. 183 C: παρ τ χελει το θατ τν Βλσνον οντος ποταμο. У Вильгардуэна (ed. de Wailly 1874, p. 266 § 445) Blisme в однодневном расстоянии от Верои (Эски-Загра). См. Wiener Jahrbüch. der Literat. B. 42 S. 53: Blisimos следует искать там, где ручей Ядина (Jadina) впадает в Марицу, против деревни Bahadere. Fischer, Kreuzzug Friedrich " s I, S. 95: на дороге от Филиппополя к Адрианополю, вероятно по близости теперешнего Papaslu.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

В конце XVII века в алтаре Успенского собора был возложен гвоздь Господень, один из тех, что обрела византийская царица Елена на горе Голгофе. Ее сын император Константин подарил этот гвоздь грузинскому царю Мириаму, принявшему крещение. А когда в 1688 году грузинский царь Арчил переселился в Москву, он взял святыню с собой. После его кончины гвоздь отправили в Грузию, но Петр I приказал остановить шествие со святыней и передать ее в Успенский собор. По преданию, гвоздь Господень хранит место, где пребывает. И еще были в Успенском соборе реликвии со Святой Земли. Боярин Татищев, предок знаменитого историка, передал в собор частицу камня с Голгофы, обагренного кровью Господней, и камень от гроба Богоматери. Князь Василий Голицын преподнес часть ризы Пресвятой Богородицы, которую привез из Крымского похода. Михаилу Федоровичу прислали в дар десницу апостола Андрея Первозванного. Его персты были сложены в троеперстное крестное знамение, что потом позволило обличать раскольников-старообрядцев. В ризнице хранилась «Августова крабия» – сосуд из яшмы, по легенде, принадлежавший римскому императору Августу Октавиану. Согласно другому преданию, эту крабию византийский император Алексей Комнин прислал киевскому князю Владимиру Мономаху вместе с царскими регалиями, венцом и бармами. Из крабии русских монархов помазывали святым миром в таинстве венчания на престол. До 1812 года здесь хранился и нательный Константинов крест, присланный с Афона царю Феодору Иоанновичу. По преданию, он принадлежал императору Константину Великому. В Москве по традиции этот крест отпускали с государем в военные походы, и он спас жизнь Петру I в Полтавской битве: на нем остался след от пули, которая должна была пробить царскую грудь, но ударилась в крест. Реликвией была и ложка из «рыбьей кости» – моржового клыка, принадлежавшая святителю Петру. Еще в соборе хранились финиковые ветви, оплетенные бархатом и парчой. Их привезли в Москву со Святой Земли, чтобы венценосные особы праздновали с ними Вербное воскресение.

http://pravoslavie.ru/3571.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010