Но для нас остается примечательною по крайней мере самая попытка. Церковной власти вязать и решить также некоторые императоры не считали себя чуждыми. Византийский цезарепапизм уполномочивал и на это. Об одном из императоров, именно Романе I, известно, что он от своего лица дерзнул провозгласить следующие анафематизмы: „каждому, кто осмелится затевать заговор или бунт, – провозглашаю анафема. Всякому, кто будет их помощниками и соучастниками в их отступничестве (sic) – анафема. Всем, кто будет их советником и возбудителем – анафема. Всем кто будет идти под их знаменами – анафема. Священникам (sic), если они примут кого-либо из таких на исповедь, не заставив их покаяться и отказаться от их отступничества, тоже анафема» 168 ) И таким образом, что может делать собор, патриарх и епископы, то, в византийском царстве, не обинуясь, брали на себя императоры! Особенно властною рукою императоры распоряжались в вопросах брачных. В то время брак считался исключительно учреждением религиозным. Касательно его существовала целая система церковных законов. Императоры мало стеснялись этими правилами и разрешали то, чего не разрешала церковь . Так Алексей Комнин декретом разрешает брак одному своему любимцу, не смотря на то, что брак противоречил правилам церковным: брачующиеся состояли в 6-й степени свойства 169 . Тот же император отдает свою вторую дочь Марию замуж за сына герцога Трабизонского, хотя невесте было только 6 лет 170 . Еще два, три слова о вмешательстве государственной власти в дела церкви. Еще со времен Константина великого , императоры, считая себя охранителями веры, принимали на себя задачу обращения к церкви иноверцев и еретиков. Но эти стремления императоров никогда не достигали цели, потому что обращения эти совершались путем внешнего насилия, мечем. Тоже встречаем и в рассматриваемое нами время. Император Василий I Македонянин, ревнуя о церкви, насильственным образом привлекает иудеев к крещению причем восприемниками были вельможи царства. Но этот несвойственный церкви опыт повел только к тому, что по смерти Василия большая часть обращенных снова перешла в иудейство 171 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Р. 742). При Андронике Комнине невольному пострижению подвергся, между прочим, Алексей Комнин, незаконнорожденный сын императора Мануила и муж незаконной дочери Андроника – Ирины. Царь заподозрил его в измене престолу, ослепил и сослал в заточение в один отдаленный от столицы городок. Гнев царя простерся и на непричастную к заговору жену Алексея – Ирину, «которой он приказал не скорбеть и отнюдь не сокрушаться о своем муже, а, напротив, совершенно забыть его и, сколько прежде любила, столько же теперь возненавидеть». Но это требование оказалось выше сил несчастной женщины: она не могла разлюбить своего супруга, плакала о нем и даже с печали постриглась в монахини (Choniat. De Andronico Comneno. Lib. I. Cap. 10). Вместе с Алексеем в заговоре были заподозрены многие женщины высшего сословия и также против своей воли пострижены. При императоре Исааке Ангеле патриарх Василий Каматир дал разрешение этим женщинам снять черное платье и возвратиться к прежнему образу жизни и прежней одежде. Но это распоряжение стоило патриарху кафедры (Choniat. De Isaacio Angelo. Lib. II. Cap. 4). При Исааке же Ангеле последовала трагическая развязка судьбы и самого Алексея Комнина, который вторично был заподозрен в заговоре против царя и пострижен в одном из Папикийских монастырей (Ibid. Lib. III. Cap. 2). Именно: Мефодий (842–846), инок монастыря Хинолакка ( Χυνολκκου – Lacus anserum), построенного св. Стефаном († 716), близ горы Олимпа в Вифинии (Vita s. Methodii, patr. constantinop//PG. T. C. Col. 1245.); Игнатий (846–857 и 867–877); Стефан I (886–893) (Continuatus. Р. 264.); Антоний II Кавлей (893–895), инок Олимпа вифинского (Vila s. Antonii cognomento Cauleae, patr. const. Migne. T. CVI. C. 189); Евфимий (907–911); Трифон (928–931) (Ephraemius. De patriarchis constantinopolitanis. P. 402; Banduri. Imperium Orientale. T. 1. Pars 3. P. 196); Полиевкт (956–970) (Cedrenus. T. II. P. 334; Ephraemius. P. 403); Василий I (970– 974), инок Олимпа вифинского (Leo Diaconus. P. 102; Cedrenus. T.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ (? — 1099 или 1110/11), богомил, ересиарх. Место рождения и этническая принадлежность точно неизвестны. По словам Евфимия Зигабена (Panopl. dogm. XXVII 52), В. изучал ересь богомильства 15 лет и 40 лет ее проповедовал. Возможно, вначале он был монахом, а затем стал врачом, но носил монашескую одежду; Анна Комнина приняла его за монаха (Alexias. XV 8), поскольку все богомилы носили одежду черного цвета и закрывали лицо. В., как и др. богомильские учители, имел 12 учеников-«апостолов». Имп. Алексей I Комнин (1081–1118), к к-рому был приведен схваченный В., принял его приветливо и убедил ересиарха, что хочет лучше узнать его веру. Поддавшийся на хитрость В. подробно изложил богомильское учение императору, а стоявший за завесой писец записал его слова. Впосл. эта запись в переработанном виде вошла в 27-ю гл. «Догматического всеоружия» Евфимия Зигабена. Собор под председательством Патриарха Николая III Грамматика (1084–1111) осудил ересиарха. В. ничего не отрицал и заявлял, что готов к любому виду смерти. Его посадили в темницу, пытали, увещевали, духовенство и император пытались обратить его в правосл. веру, но он остался верен богомильскому учению. Тогда по приказу Алексея I и Патриарха он был сожжен на костре на ипподроме Большого дворца, а те его ученики, кто не отреклись от ереси, пожизненно остались в темницах. Эти события, по мнению большинства ученых, происходили в 1110/11 г., хотя нек-рые датируют их 1099 г. Ист.: Anna Comnène. Alexiade. XV 8–10/Ed. B. Leib. P., 1945. T. 3; Eythimii Zygabeni Panoplia dogmatica//PG. 130. Col. 1298–1332. Лит.: Obolensky D. The Bogomils. Camb., 1948. P. 199–205, 222, 275–276; Любарский Я. Н.Расправа имп. Алексея Комнина с богомилами//ВИРА. 1964. 12; Rigo A. Il processo del Bogomilo Basilio (1099 ca.): una riconsiderazione//OCP. 1992. T. 58. Р. 185–211; Ангелов Д. Богомилството. София, 1993. С. 314–326. И. И. Жаворонков . Рубрики: Ключевые слова: ЕВДОКСИЙ († 370/1), еп. Германикийский (после 327-357), Антиохийский (358 - 359), К-польский (360 - 370/1), один из ересиархов арианства ЕРЕСЬ [греч. - выбор, направление, учение, школа], ошибочное учение, искажающее фундаментальные основы христ. веры

http://pravenc.ru/text/679219.html

Император Зенон, бывший мужем св. Ариадны, дочери императора св. Льва I Старшего, не оставившего наследника по мужской линии, получил власть от сына Льва II Младшего, которого дед поставил царем 582 . После венчания на царство Лев II Младший, т.е. несовершеннолетний сын (!), объявил отца соправителем, и после его смерти Зенон остался единственным легитимным императором 583 . Примечательно, что царица св. Ариадна получила статус августы (императрицы) не по отцовой линии, а по мужу, как жена императора Зенона. И после его смерти, как законная императрица, она привела к трону своего нового супруга, оставшегося в истории под именем императора Анастасия I 584 . Понятно, тем не менее, что его избрание стало возможным только при условии последующего бракосочетания с августой, чем и обеспечивалось преемство власти. С другой стороны, сам по себе факт женитьбы императрицы на Анастасии еще не означал со всей определенностью безусловного признания за ним права на императорский титул. Необходимо было именно сочетание двух указанных форм для того, чтобы Византия признала Анастасия легитимным императором. В истории без труда отыщутся и многие примеры, подтверждающие тот факт, что византийцам вовсе не были чужды понятия наследственности власти. Однако наличие наследников не мешало при необходимости предоставлять трон иным лицам, соблюдая при этом династические права юных царевичей и царевен. Достаточно напомнить, что сохранили свои права на престол представители Македонской династии – младенцы Василий II Болгаробойца и Константин VIII во времена царствования «взрослых» императоров св. Никифора II Фоки и Uoahha I Цимисхия. А также Иоанн V Палеолог во время правления императора Иоанна VI Кантакузена, который во время венчания заявил, что через 10 лет добровольно сложит с себя царский сан. Другой пример приводит современник императора Алексея I Комнина, его родственник и государственный деятель Никифор Вриенний. Когда императорский трон захватил Никифор III Вотаниат, Алексей Комнин, посчитав, что нарушены законные права наследника – Константина Порфирородного, брата свергнутого царя Михаила VII Дуки Парапинака, предложил Никифору признать Константина соправителем, а по достижении совершеннолетнего возраста передать тому единоличную власть 585 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но Андронику было не до этого. Единственного полководца, могущего противостоять туркам, – Иоанна Комнина Ватаца, он обвинил в попытке узурпировать царскую власть, а тот, отправившись в Филадельфию, обвинял в аналогичных умыслах Андроника. Пренебрегая турецкой угрозой, регент направил против Ватаца полководца Андроника Лапарда с войском. Но Лапард, все достоинства которого ограничивались умением льстить, не устоял против профессиональных воинов, и кто знает, как сложилась бы далее история Византии, если бы Иоанн Комнин Ватаца не умер от болезни. Его сыновья бежали к туркам, но позднее случайно попали в плен к византийцам и по приказу Андроника Комнина были ослеплены. Однако и этот эпизод Андроник использовал к своей выгоде. Он отправился к Алексею II и долго убеждал императора в том, что отсутствие у него должного статуса постоянно вызывает зависть посторонних лиц. Регент просил признать себя соимператором и, получив согласие царственного дитя, изолированного от матери, отправился вместе с ним в Святую Софию, неся мальчика на своих плечах 744 . Это переполнило чашу терпения настоящих патриотов Римского государства. Состоялся заговор, в который вошли сын Константина Ангела Андроник, Андроник Контостефан и 16 его сыновей, дромологофет Василий Каматир (тезка нового патриарха) и многие другие знатные аристократы. Хотя заговорщики поклялись друг другу довести задуманное дело до конца, кто-то донес, и Андроник успел арестовать почти всех. Заговорщиков даже не предали суду, а просто ослепили, вслед за чем кара обрушилась и на головы других сановников, которых Андроник также решил устранить со своего пути. Теперь оставалось окончательно разделаться с царицей. Хотя она уже и была неопасна, но Андроник обвинил ее в тайных сношениях с Венгерским королем и руками послушного суда приговорил к смертной казни. Царь Алексей II, оставшийся совершенно одиноким и беззащитным, дал согласие на казнь собственной матери – так что, как говорили, приговор был подписан «брызгами материнской крови».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Великая Лавра св. Афанасия является первым афонским монастырем как по времени основания, так и по месту в святогорской иерархии. Основана она в 963 г. св. Афанасием Афонским , получавшим помощь от византийского императора Никифора Фоки. В дальнейшем и другие василевсы покровительствовали Великой Лавре (Иоанн Цимисхий, Василий II, Константин IX Мономах, Алексей I Комнин и др.), и только они имели верховную юрисдикцию над обителью. В период своего расцвета, особенно с XI в., когда число монахов Лавры достигло 700 человек, до XIV в. Лавра была центром византийской духовной жизни, искусства, книгописания. И поныне, несмотря на период оскудения жизни в обители (например, в первой половине XVII в. в монастыре находилось 5–6 монахов), Лавра имеет богатейшее собрание рукописей (более 2,5 тысяч) и книг (более 20 тысяч), многие из которых являются шедеврами средневековой книжности. Богатейший архив Лавры св. Афанасия насчитывает сотни документов, начиная с 897 г., сохранившихся часто в оригинале, – от императорских хрисовулов и уставных типиков до частных определений. Хронологически первый из сохранившихся документов – акт продажи вдовой хорафия в селении Драговитов (ср. дреговичей русских летописей); среди подписавших этот акт от 897 г. – свидетель с явно славянским именем Доброта (Акт. Лавр. I 1.90.14–15, 18; 91.34). Другой документ, акт гарантии игумена монастыря св. Илии Николая от 1016 г., содержит аутентичную подпись игумена Русского монастыря на Афоне Герасима – первого известного по имени (Акт. Лавр. I 19.155.37–38). Архив Лавры сохранил оригиналы нескольких императорских хрисовулов, в которых обитель освобождается от митата, т.е. постоя воинских контингентов. Среди наемных иноземных сил ряд актов упоминает росов – русских. Это – хрисовулы Константина X Дуки от 1060 г. (Акт. Лавр. I 33.198.81), Никифора III Вотаниата от 1079 г. (Акт. Лавр. I 38.218.29), Алексея I Комнина от 1082 и 1086 гг. (Акт. Лавр. I 44.243.26; 48.258.27). 439 Афонский Протат 440 Афонский Протат, или Священный Кинот, является руководящим институтом всех святогорских обителей, решающим как проблемы, возникавшие между монастырями, так и вопросы внешних связей Афона. Существует с первых лет учреждения монастырей на Афоне, во всяком случае, со времени издания первого Устава в 971/2 г. Священный Кинот (Протат) заседает в монашеском городке Карее, расположенном в центре полуострова и являющемся своего рода афонской столицей. Протат состоит из представителей (антипросопов) всех двадцати афонских монастырей, избираемых сроком на один год. Решения Кинота оформлялись протоколами, которые хранятся в протатском архиве. Библиотека Протата насчитывает 117 рукописных книг, а также акты, среди которых находится и оригинал первого Афонского устава (Типика), изданного византийским императором Иоанном Цимисхием в 971/2 г. и называемого «Трагос» (т.е. «Козел»), т.к. грамота написана на пергамене из козлиной шкуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1081 г. византийский император Алексей Комнин I издал указ о продаже монастыря руссам. «Русским» монастырь Ксилурга впервые документально назван в 1142 г. в акте передачи его игумену Христофору с приложением подробной имущественной описи, в том числе книжной, в том числе славяноязычной. Опись свидетельствует о материальном процветании обители и о принятом в ней общежительном (киновийном) уставе. Во второй половине XII века пополнявшейся братии стало тесно в небольшом монастыре, и 15 августа 1169 г„ в престольный для обители Праздник Успения Пресвятой Богородицы, игумен Лаврентий обращается в Протат Святой Горы с просьбой передать русским инокам какую-нибудь пустующую более обширную обитель «ради ее устроения и своей пользы». При этом обитель Ксилурга русские просят оставить за собою, так как, писали они, «невозможно отнять ее у нас и дать другому, ради того, что в ней мы постриглись и много потрудились и издержались над ее сохранением и устроением, и что в ней скончались родители и сродники наши...». 480 Монастырь святого великомученика Пантелеймона. Старый, или Нагорный, Руссик В архиве русского Пантелеймонова монастыря сохранился драгоценный пергамент размером 138 на 41 см – акт 1169 года за подписью прота Святой Горы Иоанна и с ним игуменов всех входящих в правление Афона двадцати афонских монастырей о передаче русским монахам пришедшей в упадок «обители Фессалоникийца» «с принад-лежащими ей на Кареях келлиями и всем ее объемом и обдержанием, и со всеми ее правами и преимуществами, полями и прочими движимостями и недвижимостями, чтобы они имели ее и распоряжались ею во все последующие непрерывные времена самоправно и властно, сделали ее истинным монастырем и поступали с нею так, как законы и божественные и священные правила заповедают поступать людям, управляющим делами». 481 При этом обитель Ксилурга оставалась за русскими на положении приписной к основному русскому монастырю на Афоне. Расположен монастырь на восточном склоне Афонского хребта и, как писал о нем русский путешественник по Афону Василий Григорович Барский, «создан есть на месте равном, и здравом, и веселом, и зело уединенном и безмолвном, при сеножатех и водах изобильных, иже точатся в монастырь издалеча желобами деревянными». 482

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Более того, приговор епископа считался окончательным и не подлежал апелляции. Церковь поддерживала институт брака – в том же виде, в каком он был принят еще в языческой Римской империи. Поскольку государство не разрешало брачных союзов между рабами, Церкви пришлось отказывать им в венчании. С другой стороны, государство долго отказывалось считать обязательным церковное венчание: только в 893 году император Лев Философ принял закон, что венчаться должны все, вступающие в брак. Церковь была готова подчиняться власти императора. Особенно сильно это стало заметно при Феодосии Младшем. Он был благочестив, но слаб характером и легко становился жертвой интриг. Феодосий изо всех сил старался предоставить Церкви свободу, но самих епископов такой нейтралитет не устраивал, и они всеми способами склоняли его на свою сторону. Церковные дела стали решать закулисными сделками, взятками и подкупом. В конце концов Феодосий начал устраняться от религиозных вопросов и на очередной собор прислал вместо себя заместителя, не имевшего никакого отношения к Церкви. Но и это решение епископы встретили с восторгом: «Многая лета царю нашему архиерею!» Императора стали считать не только царем, но и священником, почти апостолом. Император был священной особой, стоявшей выше Церкви. Басилевсы ставили и смещали патриархов, судили их личной властью, писали церковные законы и канонизировали святых. Василий I причислил к лику святых своего рано умершего сына Константина, Лев VI – двух покойных жен, Феофанию и Зою, и даже построил в их честь церкви. Алексей Комнин выдал замуж свою дочь Марию в возрасте шести лет, хотя это противоречило всем церковным и светским правилам. Роман I самолично провозгласил церковную анафему на всех заговорщиков и бунтовщиков. Обратное действие Церкви на государство было гораздо менее заметным. В нравственном отношении она положительно влияла на общество и смягчала его нравы и обычаи. Например, было запрещено выбрасывать детей, как обычно делали бедняки, не имевшие средств для воспитания потомства: власти стали выделять на это деньги.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В высшей степени интересно разобраться в сложной политической драме, которая на некоторое время в главных своих явлениях была разыграна Рожером и его соперниками. Несомненно большим счастием для сицилийского короля было то, что германский король Лотарь II, уже в 1131 г. принявший сторону антипапы Иннокентия, не имел достаточных средств, чтобы совершить с успехом поход в Италию. Хотя итальянские торговые республики также затронуты были увеличивавшимся морским могуществом Рожера, но он успел заручиться союзом с Пизой и таким образом ослабить образовавшееся против него движение среди его собственных вассалов в Апулии. Как раз к 1136 г. относятся сношения Восточной империи с Пизой, вследствие которых за пизанцами были возобновлены привилегии, данные им царем Алексеем. Находясь в крайней опасности и под угрозой новых предприятий норманнов, отец Иоанна Алексей Комнин тщательно разыскивал в самой Италии союзников. Сношения между торговым городом Пизой и империей происходили весьма оживленные. В 1111 г. куропалат Василий Месимерий сделал пизанцам от имени царя весьма выгодные предложения, на которые республика отвечала согласием войти в сферу политических интересов империи и стать на сторону ее друзей и союзников. Следствием этого соглашения следует считать хрисовул от октября 1111 г., которым византийский император обязывается не ставить препятствий пизанцам в их походах на Восток и оказывать покровительство тем, кто поселился в пределах империи. В знак особенной милости царь жалует в пизанский собор и в распоряжение архиепископа ежегодно определенный вклад в виде денежной суммы и шелковой ткани. Пизанским купцам предоставлялось право свободно торговать в пределах империи с тем ограничением, что золота и серебра они не ввозят совсем, а за другие товары платят ввозной пошлины 4%. В самой столице империи им отводится пристань и отдельный квартал с постройками, в которых они могут жить и складывать свои товары; равно как указаны определенные почетные места в св. Софии и в ипподроме 121 . Как ни оберегала Венеция полученные ею в Константинополе исключительные привилегии, но на этот раз принуждена была уступить небольшое место пизанцам и поделиться с ними торговыми выгодами. Опасения Венецианской республики имели, впрочем, для себя основания, так как впоследствии торговое и политическое соперничество в Византии довело Венецию и Пизу до кровавых столкновений.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Этому соответствуют в византийских документах, писанных Пселлом, требования, чтобы будущий родственник императора «был стражем византийских границ, щадил область, подвластную империи, был союзником и действовал заодно во всем и против всех»: φρουριον ενα σε τν μετρων ορων, φεδεσϑα τε τς αϑ’ μς υπηου ρχς и т. п. 29 . Все это, польщенный родственным союзом с царским домом, князь должен был делать немедля, не дожидаясь, когда предполагаемый брак устроится на самом деле. Очевидно, что главный, существенный и настоятельный вопрос для византийской политики состоял вовсе не в самом брачном союзе, а именно в скорой помощи. Брак откладывался на будущее время; с ним можно было не торопиться. Всего менее можно предполагать в Михаиле VII какую-либо нежную заботливость о брате. Константин Дука был нелюбимым и подозреваемым братом Михаила. Только тогда, как пришлось расставаться с троном, искать спасения в отречении от власти, Михаил Парапинак вспомнил о брате и предлагал своим приверженцам, которые отговаривали его от смиренного решения, возвести на престол Константина. Но сам Константин не захотел тогда принять опасного подарка и предпочел покориться Никифору Вотаниату, предводителю восстания, которое напугало Михаила. Алексей Комнин, явившийся вместе с ним к счастливому узурпатору, говорил в своей речи: «Ты знаешь, государь, что этот рожденный в пурпуре царевич, в царствование своего единокровного брата не видел от него ничего доброго и провел всю жизнь как узник в мрачной тюрьме» 30 . Через несколько времени Константин, однако, пожалел о своем прежнем отказе от власти и престола. Посланный доверчивым Никифором на восток к армии, он возмутил войско и провозгласил себя императором; достиг же этим только того, что был пострижен в монахи и сослан на какой-то остров 31 . Такая развязка относится к 1078 или началу 1079 года. При восшествии на престол Алексея, родственника Дук, положение его, конечно, улучшилось, и тогда-то он, подобно своему брату Михаилу, достиг высоких духовных степеней.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010