О действиях первоначальных устроителей Церкви, во исполнение воли Христа, мы узнаем из посланий Апостольских. Канонистами и экзегетами (См.: Lechler. Die Neutestamentliche Lehre vom heiligen Amte. Stuttgart, 1857. S. 434–436; Isenberg. Primat und Episcopat. S. 51–52; Fessler J. Der kanonische Process ... S. 12 sqq. и др.) издавна принято называть классическими два определенных указания апостола Павла на существование церковного суда. Одно из этих мест, служащих к обоснованию судящей и наказующей власти Церкви, находится в Первом послании к Тимофею: «Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях. Согрешающих обличай пред всеми, чтоб и прочие страх имели» (Тим. 5, 19–20), второе – в Первом послании к коринфянам: «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых?.. вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значущих в Церкви. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? " ( 1Кор. 6, 1, 4– 5 . Ср.: 1 Кор. Гл. 5.) В цитированных двух свидетельствах посланий апостола Павла о церковном суде наша церковно-каноническая наука(См.: Заозерский Н. Церковный суд… С. 23 слл.; Аноним. Искусственные приемы в науке канонического права//Правосл. обозрение. 1878. Т. 3. С. 484 слл.; (Иоанн, еп. Смоленский) Древние правила церковного суда//Правосл. собеседник. 1859. Ч. 2. С. 3 слл.; Он же. Церковный суд внешний или общественный//Христ. чтение. 1865. Ч. 1. С. 495 слл.; Соколов Н.К. Церковный суд в первые три века христианства//Правосл. обозрение. 1870. Т. 2. С. 302 слл.; Он же. Каноническое устройство церковного суда по началам вселенского соборного законодательства//Там же. С. 587, 752 слл., и др.) различает два вида суда, существовавшие во времена апостолов. В Послании к Тимофею говорится о суде предстоятеля над подчиненными ему служителями Церкви. Судебную власть в Церкви над последними апостол вверяет Тимофею как преемнику, наместнику апостолов, а в лице его – всему епископату.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Обратим внимание, что солнце пишется на иконах Распятия вверху, (почти что) в зените, и всегда – с противоположной стороны Креста относительно луны. Этим свидетельствуется, что наступление тьмы во время Крестных Страданий Спасителя не было обыкновенным астрономическим явлением: естественным закатом или естественным солнечным затмением. – Тьма явилась как результат особого, чрезвычайного действия Божия , и это в точности соответствует духу ветхозаветных пророчеств: «И будет в тот день: не станет света, светила удалятся. День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет. И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима» ( Зах. 14:6–8 ). И действительно, закат происходит тогда, когда солнце склоняется к линии горизонта, то есть тогда, когда оно находится внизу, а не вверху, как обозначено на иконах. Во время же солнечного затмения луна находится между солнцем и землей (отчего и перекрывается солнечный диск); в этом случае оба светила пребывают по одну сторону от наблюдателя, расположенного в области тени на поверхности земли, а не по разные, как зафиксировано в иконографии. И этому есть объяснение: день Распятия Господа Иисуса Христа соответствовал кануну иудейской Пасхи, которая, как известно, бывает в полнолуние; полнолуние же бывает тогда, когда Солнце и Луна находятся по разные стороны от Земли. Иногда солнцу и луне предаётся неправильная геометрическая форма. Например, одна их половина пишется округлой, а внешний контур другой половины – в виде ломанной линии или даже в форме, напоминающей хвост летящей кометы. Вероятно, этим отображается мысль о каком-то стремительном движении на небосводе . О том неестественном перемещении луны относительно солнца сообщал в свое время Дионисий Ареопагит : «оба мы тогда вместе находясь в Гелиополе и стоя рядом, видели как луна невероятным образом заслонила солнце... Мы видели, что это совмещение начиналось с востока и луна, дойдя до края солнца, затем возвратилась и, стало быть, не с одной и той же стороны произошло совмещение и очищение, но с диаметрально противоположных сторон» с. 427].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Однако же те чудеса будут ложными, связанными, главным образом, с обольщением органов чувств и воображения. Так, по слову преподобного Ефрема Сирина , «в присутствии многлюдной толпы, которая будет восхвалять его за мечтательные чудеса, издаст он крепкий глас, от которого поколеблется место, где собраны предстоящие ему толпы, и скажет: “все народы, познайте мою силу и власть!” В виду зрителей будет переставлять горы и вызывать острова из моря, но все это обманом и мечтательно, а не действительно» с. 66]; «в страшных призраках покажет он себя подобным Богу, будет летать по воздуху, и все бесы, подобно Ангелам, вознесутся пред мучителем. Ибо с крепостью возопиет, изменяя свой вид и безмерно устрашая всех людей» с. 61]. Об этом, собственно, и предупреждает апостол: «пришествие (антихриста – А. Л.), по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением» ( 2Фес. 2:9–10 )). В отличие от чудес-исцелений и воскрешений, совершенных Спасителем, псевдомессианские знамения будут направлены не на добро, а на захват и утверждение власти богопротивника, на пагубу поклонившихся: «... народу представится, будто видит воскрешенного мертвеца, – отмечает по данному поводу святитель Кирилл Иерусалимский , – между тем как он не воскрешен; будто видит хромых ходящих и слепых прозирающих, тогда как не было исцеления» с. 240–241]. Между тем, не исключается, что какие-то из совершаемых антихристом знамений окажутся «реальными» (объективно производимыми, результативными) действиями, а не ложным внушением. Это возможно, поскольку все они будут производиться при активной поддержке главы демонических сил. Насколько велики в этом отношении возможности диавола, видно хотя бы из нижеследующих библейских примеров. Так, однажды по действию сатаны, «огонь Божий упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их» ( Иов. 1:16 ); в другой раз «большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли» ( Иов. 1,19 ). Разумеется, что и такие знамения – ложны, как по источнику происхождения, так и по предназначению (ср.: «Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: «пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им», – то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей» ( Втор. 13:1–3 )). Согласно убеждению святого Ефрема, на первоначальном этапе антихрист «придет... в таком образе, чтобы прельстить всех, придет смиренный, кроткий, ненавистник, как скажет о себе, неправды, отвращающийся идолов, предпочитающий благочестие, добрый, нищелюбивый, в высокой степени благообразный, постоянный, ко всем ласковый» с. 65]. Сообразно вещаниям преподобного Нила Мироточивого: «люди... возымеют крайнее доверие к антихристу» с. 101].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Ослушание, вопреки ожиданию, привело прародителей в состояние разлада – и по отношению к Мировладыке, и по отношению друг к другу, и по отношению каждого из них к самому себе. Разум их помрачился, чувства воспалились, «приближение» Господа вызвало вместо состояния восторженности состояние панического ужаса. Услыхав глас Создателя, «ходящего в раю во время прохлады дня» ( Быт. 3:8 ), позабыв о вездеприсутствии Божием, о Его всевидении и всеведении, первочеловеки не смогли придумать ничего лучшего, чем «скрыться». На вопрос Создателя Адаму: «не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?», – последний, вместо покаяния, озвучил в адрес Бога обвинение: «жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева и я ел» ( Быт. 3, 11 – 12 ). Аналогичным образом повела себя и Ева – тоже не раскаялась, а попыталась переложить ответственность на змея… Итог ситуации печален – духовная смерть, подверженность тлению и неминуемость телесной смерти, изгнание из рая. Но трагизм грехопадения этим не исчерпывается, ибо последствия первородного греха распространяются не только на несчастных прародителей, но также и на всех людей. Более того, заболевает смертельною болезнью вся природа. Земля уже не плодоносит так, как прежде, а звери вместо подчинения проявляют к человеку недоверие, свирепость. Сам человек из заботливого царя превращается в жестокого тирана – жалкого и немощного, но тирана. Жизнь человека обессмыслена, ведь «что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем» ( Еккл. 1:3 ), если финал – смерть? Согласно учению Церкви, каждый, без исключения, потомок Адама рождается носителем последствий прародительского преслушания. Обыкновенно, такие последствия в богословской литературе обозначаются не фразой «Последствия первородного греха», употреблённой целиком, а её укороченным вариантом – фразой «Первородный грех», или «Прародительский грех». Это понятие нужно отличать от тезоименного, обозначающего, собственно, сам прародительский грех как проступок. Для этого следует обращать внимание на контекст.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Основополагающие истины Православного вероучения (главные догматы ) отражены в Никео-Цареградском Символе Веры , текст которого начинается с выражения: «верую в...». Будучи истинами вероучительного характера, догматы являют учение о Боге и Его отношении к миру, раскрывают смысл и предназначение творения, высвечивают ориентиры и цели, в направлении которых должен двигаться христианин, чтобы спастись. Свойством «вероучительность» догматы отличаются от всех прочих положений христианской религии, таких как нравственные, дисциплинарные, исторические и др. Скажем, во фразе Евангелия от Луки – «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте» ( Лк. 9:35 ) – первая часть («Сей есть Сын... Возлюбленный») – догмат, а вторая («Его слушайте») – заповедь. Свойство «богооткровенность» указывает на то, что догматы не являются плодом деятельности человеческого разума, а суть истины, провозглашённые и раскрытые Богом. По этому признаку догматы обозначались Святыми Отцами и учителями Вселенской Церкви: «Божьими» «Божественными», «Господними», «Христовыми», «евангельскими», «апостольскими». Об Божественном происхождении догматов свидетельствовал Сам Господь Иисус Христос : «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» ( Ин.14:6 ). А апостол Павел сказал: «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» ( Гал.1:11–12 ). Признаком «богооткровенность» церковные догматы отличаются от постулатов науки и философии. По чистоте, глубине и возвышенности религиозного гносиса Божественное Откровение превосходит всё то, что умы всех философов и учёных, живших во все времена, во всех странах, могли поведать о высших тайнах бытия. Философская и научная мысль пребывает лишь в поисках истины, а христианство уже владеет ей. Философские умозаключения имеют обязательную силу лишь для ограниченного круга людей; зачастую их «истинность» подтверждается только согласием уважаемых лиц. Наука доказывает доводы теорией и практикой, однако многие религиозные истины затрагивают такие аспекты бытия, которые в принципе не могут быть выявлены и раскрыты естественно-научными средствами. А христианские истины открыты и подтверждены Самим Богом, Который никогда не лжет. «Откровения Твои, которые Ты заповедал, – взывает псалмопевец к Творцу, – правда и совершенная истина» ( Пс.118: 138 ). Вот почему философия и наука могут ошибаться, а церковные догматы непогрешимы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Особые трудности могут также возникнуть и с пророчеством Даниила, достаточно определенно указывающего на дату Рождества: «Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя» ( Дан. 9:25–27 ). Вероятно, что ко времени установления темного царства отдельные ветхозаветные провозвестия о грядущем Спасителе подвергнутся решительной корректировке и интерпретации, а некторые будут классифицированны как позднейшие библейские вставки и аннулированы из текстов «Писания»; что нередко случается и в настоящее время, в религиозных сообществах так называемых «малых антихристов». Известно, что время время появления Иисуса предзнаменовалось напряженным ожиданием (Его пришествия в мир), причём, распространенность мессианских надежд не ограничивалась рамками исключительно еврейского народа. Примирителя чаяли увидеть и язычники. Так, по наблюдению одного из исследователей, «это ожидание уже в V веке до Р. Х. стало отчетливым и повсеместным. Согласно благочестивому Августу Николаю, “не было ни одного народа, у которого бы не было этого ожидания”» с. 40]. Несмотря на сказанное, Искупителя признало лишь достаточно ограниченное количество людей. В период же, предшествующий появлению антихриста, возрастут ЛЖЕмессинаские ожидания: «многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят» ( Мф. 24:5 ). При этом признание объявившегося «истинного» псевдо-мессии, будет почти что всеобщим (ср.: преп. Ефрем Сирин : «Бесстыдный же, прияв тогда власть, пошлет бесов во все концы смело проповедовать: великий царь явился во славе, идите и видите его. У кого же будет такая адамантовая душа, чтобы мужественно перенести ему все сии соблазны?» с. 62]).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Отметим, что даже и изображение телесных Страданий в линиях и красках – задача не из легких. Но ведь Страдания Христа этим не исчерпывались. Вися на Кресте и испытывая неимоверную физическую боль, Он переживал и сильнейшие душевные муки. А их-то как изобразить? Господь скорбел, видя неистовство и бесчинство толпы, непробиваемую омерзительную злобу и беспочвенную ненависть: «Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди со креста» ( Мф. 27:39:40 ). И речь здесь идёт не о банальной человеческой обиде, а о знании того, чем это грозит распинателям и богохульникам: судом праведным, чашей ярости Божьей. Ведь Кому, как не Господу было известно, сколь «страшно впасть в руки Бога живаго!» ( Евр. 10:31 ). «Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?» ( Евр. 10:28–29 ). Кроме того, Спаситель страдал, видя сердечную боль и горчайшее сострадание Своей Пречистой Матери. Страдал, зная о предательстве одного из Своих ближайших апостолов – Иуды. Страдал, разумея, какие нечеловеческие гонения будут обрушены на Его Церковь и какие лютые муки предстоит переносить Его ученикам. Наконец, страдал, потому что испытывал скорбь богооставленности по человеческому естеству. VIII. На православных иконах Распятия лик Христа пишется склоненным ко груди. Помимо того, что склонение головы указывает на смерть, этим выразительным и смиренным наклоном очерчивается идея о безупречном послушании Сына Отцу: Он « смирил Себя, быв послушным до смерти, и смерти крестной» ( Флп. 2:8 ). Насколько безукоризненным было послушание Сына Отцу, видно из Его слов: «... Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела» ( Ин. 14:10 ). В этом следует видеть важное указание на один из аспектов Спасения: Христос, Новый Адам, прошел тот путь, к следованию по которому изначально был призван человек – путь любви и самоотверженного следования Божьему закону. Этот тот путь, который отверг и по которому не сумел пройти ветхий Адам. Это тот путь, который не преодолел ни один человек. А поскольку тот путь состоял в свободном и осознанном послушании Богу, постольку понимаем, что и склонение головы Искупителя на иконах Распятия знаменует свободное и осознанное принятие Им Крестных Страданий и смерти : «Потому любит Меня Отец, – говорил Иисус, – что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» ( Ин. 10:17–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Относительно того, как, при размножении людей, появляются новые души, существует два частных богословских мнения: 1) души детей происходят естественным образом от родителей; 2) душа каждого человека особо творится Богом, после чего соединяется, по волеизъявлению Божию, с образующимся или с уже сформировавшимся (в материнской утробе) телом. В пользу первого мнения приводят: 1) свидетельство Писания о том, что Ева создана из ребра Адама, где не констатируется об особом творческом Божественном действии по созданию её души; 2) свидетельство Писания о том, что после шестого Дня творения Бог: « почил в день седьмый от всех дел Своих , которые делал» ( Быт.2:2 ), то есть от дел творения; 3) довод, согласно которому, если бы Бог каждый раз, при зачатии человека, творил новые души, они не были бы подвержены порче первородного греха (об этом будет сказано ниже); 4) довод, предполагающий, что если бы всякий раз при зачатии нового человека его душа создавалась Богом, то в случае беззаконых соитий тень незаконных рождений падала бы и на Самого Вседержителя. В свою очередь защитники второго мнения отстаивают его с опорой на иные аргументы: 1) если бы душа человека происходила от душ родителей, она была бы не простой (по составу), а сложной, но она проста; 2) поскольку в Писании утверждается: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его » ( Еккл.12:7 ), постольку уместно считать, что душа созидается и соединяется с телом особым действием Божьим; в этом же ключе интерпретируется другое библейское свидетельство: «Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все » ( Деян.17:24–25 ). Каждая сторона считает свои аргументы сильнее аргументов противников. При этом в рамках теологических дискуссий на приводимые одной стороной аргументы накладываются контраргументы от лица второй (иногда весомые, иногда невесомые), и наоборот. На сегодняшний день этот вопрос не имеет единогласного разрешения. Между тем, нельзя не оговориться, что в пользу первого мнения высказывались выдающиеся святые отцы и учителя Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Отчасти соглашаясь с положениями данной доктрины, попробуем, всё же, ей объективно возразить. Мы знаем целое множество примеров противостояния праведников дурной среде. Такими, в частности, были: Енох, Ной, Авраам, Лот, Моисей. Но на это могут возразить уже сами сторонники рассматриваемой доктрины. Они могут не без некоторых оснований заявить, что для сохранения праведности этих людей Богу приходилось изымать их из порочного круга соплеменников. Правда, не редко Промыслом Божиим добролюбцы извлекались из греховных сообществ, или даже уничтожались сами греховные сообщества, но однако не всегда «извлекаемые» праведники «переводились» в абсолютно безгрешную среду (случай с Енохом, взятым Богом на небо, – особый), зачастую всего лишь меняя её на менее грешную. И это было связано не только (а может быть и не столько) со спасением угодников Божиих, но и с другими целями Домостроительства, например, с целью сохранения и распространения истинного ведения о Боге. Кстати, случались и примеры обратного характера, когда благочестивые люди посылались в стан нечестивых. К числу первых уместно, например, отнести Авраама – выведен Фаррою, отцом своим, из Ура Халдейского в Харран, а после – повелением Божиим из Харрана в Ханаан ( Быт. 11, 31; 12, 1 – 5 ). Хотелось бы выделить особо Ноя, Лота. Напомним, что во времена Ноя развращение человечества было до того велико, что «раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем» ( Быт. 6:6 ). Следствие: наведение потопа, в результате которого «истребилось всякое существо, которое было на поверхности (всей) земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, – всё истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге» ( Быт. 7:23 ). В случае с Лотом, обитавшим среди крайне развращённых жителей – содомских и гоморрских, – «пролил Господь на Содом и Гоморру дождём серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и (все) произрастания земли» ( Быт.19, 24 – 25 ). Что же касается самого Лота, то он, «по милости к нему Господней», а также и две его дочери, был спасен. К категории примеров второго рода можно относить деятельность Моисея, Ионы и ряда других пророков.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Очевидно, что учение о церковной иерархии изложено у святого Игнатия шире, чем в канонических книгах Нового Завета, однако же он связывает это учение с соборным самосознанием Церкви, с Преданием, истоки которого восходят к Спасителю. И это вполне соответствует обетованию Богочеловека: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» ( Ин. 16:13–14 ). IV Необходимо помнить: не всякое предание, пусть даже оно и циркулирует среди православных христиан, можно воспринимать, как «Священное» : «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому , по стихиям мира, а не по Христу » ( Кол. 2:8 ); «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» ( Гал. 1:8 ). К сожалению, многое из того, что сегодня относят к Священному Преданию, в действительности ему не принадлежит. Это мнения и идеи, обычаи и обряды, зарождение которых связано как с древними, так и с позднейшими починами, но не общецерковными. К этой сфере можно отнести распространенные на сегодняшний день мнения: о неуместности крещения младенцев; о конечности адовых мук; о воипостазировании (без преложения сущности) хлеба и вина в Таинстве Евхаристии и др. Но что же такое Священное Предание? Возможно ли выявить, каков объём этого понятия? Дабы ответить на эти вопросы, необходимо учитывать: в рамках православной догматики Священное Предание имеет не одно, а несколько смежных значений. В узком смысле под Преданием понимается та часть апостольской проповеди, которая, будучи вверена на хранение памяти верующих, не была запечатлена в письменах, входящих в состав канонических книг Нового Завета. А в расширенном смысле под Священным Преданием понимается вся апостольская проповедь вообще, весь переданный ими Собранию верных спасительный опыт (в рамках этой трактовки Священное Писание признается составной частью Священного Предания). Каждое из представленных определений имеет основание в Новом Завете.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010