Естественно думать, что если бы для уразумения Писания не было надобности в дополнительных источниках знаний, протестанты не имели бы нужды в собственных библейских исследованиях, всевозможных пособиях, катихизисах, символических книгах и пр., наконец, – они не нуждались бы в пастырских проповедях, кои уместнее было бы заменить чтением Библии вслух. В реальности же мы наблюдаем обратное, а именно: отрицая необходимость Апостольского Предания, каждая протестантская община владеет и пользуется собственным преданием , и это – вопреки предостережению: «Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас , ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам» ( 2Фес. 3:6–7 ). Если бы для уразумения буквы Писания было достаточно самой буквы Писания, разве апостол сказал бы: « буква убивает, а дух животворит» ( 2Кор. 3:6 )? В отличие от реформаторских верований, отображающих индивидуалистическое отношение к Истине их основателей, учение, объемлемое Священным Преданием Церкви, по праву именуется «словом Божьим» : «Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие , вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие , – каково оно есть по истине, – которое и действует в вас верующих» ( 1Фес. 2:13 ); «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие , и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» ( Евр. 13:7 ); «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия » ( Рим. 10:17 ). Сказать больше, всё, что относится к Священному Преданию Церкви, запечатлено Духом Святым. Положим, изъясняя один из разделов Предания – учение о церковной иерархии, – священномученик Игнатий Антиохийский соотнёс причину его происхождения именно с действием Духа . При этом он призвал во свидетели Самого Господа Иисуса Христа и просил ничего не делать вопреки Его учению. «...Тот, за Которого я в узах, – утверждал архиерей, – свидетель мне, что я не знал о том от плоти человеческой, а Дух возвестил мне, говоря так: «Без епископа ничего не делайте, блюдите плоть свою, как храм Божий, любите единение, бегайте разделений, будьте подражателями Иисусу Христу, как и Он – Отцу Своему. " » с. 361].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Ещё одно важное видение: евангелист Иоанн описывает виденную им саранчу: «Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны. Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя. И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы» ( Откр.9:1–3 ). Действительно ли он её видел? Сам апостол не даёт нам повода для сомнений . Но вот, что удивительно: архимандрит Ианнуарий находит такой повод : “Описана саранча ( Откр. 9:7–10 ) как некие демонические монстры, с наполовину звериными, наполовину человеческими чертами. Сравнение с боевыми конями взято из Иоиль 2:4–5 ; львиные зубы – из Иоиль 1:6 , а сравнение шума от ее крыльев со стуком от множества колесниц и коней, бегущих на войну, – из Иоиль 2:5 . Прочие черты весьма причудливы – как бы золотые венцы; лица, похожие на человеческие; длинные, как у женщин, волосы. В стихе 9 игра слов: греческое слово thorax означает «грудь» и «броня». Все это, вероятно, имеет фольклорное, мифологическое происхождение ”. Как известно из Предания Церкви, одним из знаковых эсхатологических событий, упреждающих воцарение антихриста, станет явление двух Божьих свидетелей: «И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли. И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту» ( Откр.11:3–5 ). Отцы Церкви уверенно называли имена этих святых проповедников: Илия и Енох. Они будут проповедовать в течении 3, 5 лет, после чего им надлежит быть убитыми зверем, выходящим из бездны. Затем при содействии Божьем они вновь оживут и взойдут на Небо. В свою очередь, при прочтении комментария архимандрита Ианнуария (Ивлиева) , у некоторых его читателей получается усомниться, подумать, что указание на послание Богом двух верных свидетелей следует понимать не буквально, а аллегорически.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

За эту излишнюю, по его мнению, терпимость и слабость в подавлении «смуты» и искоренении «крамолы» г. Меньшиков и обрушивается на м. Антония, не скрывая своей радости по поводу слухов об его уходе. Плохо прикрытое стремление содействовать осуществлению этих слухов и составляет затаенную цель всей его, удивительной по её самопротиворечивости, кусательной статьи, рассчитанной, очевидно, на известное впечатление в правящих кругах. Но г. Меньшиков, по-видимому, переусердствовал и достиг совсем не того эффекта, на который бил, а как раз противоположного. Живой иллюстрацией этого последнего и является тот теплый, сердечный адрес петербургского духовенства, с которого мы начали свою настоящую заметку. Своими злобными инсинуациями и выходками г. Меньшиков дал только повод петербургскому духовенству выделить и подчеркнуть некоторые особенно симпатичные и высокие качества ума и сердца их любимого архипастыря – «его мудрое, архипастырское руководство паствой, проникнутое доверием, приветливостью и лаской», его «снисхождение до времени к недостойным пастырям», во исполнение великого завета Пастыреначальника: не губить, но спасать, его искреннее служение делу обновления церков- —609— ной жизни, его живую веру в Бога и пламенную любовь к Царю и родине. Заключим-же всё сказанное одной из новозаветных аналогий, представляющей собою исповедь сердца великого апостола языков: «мы никому ни в чём не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всём являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах… в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы… Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено. Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно… ( 2Кор.6:3–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Закрыть Война и мир в духовной жизни человека. О нашей «свободе» Часть 2 01.07.2019 1250 Время на чтение 21 минут Предлагаем вниманию читателей «Русской Народной Линии» второй материал выдающегося современного византолога и нашего постоянного автора - доктора юридических наук Алексея Михайловича Величко, который продолжает публикацию из серии четырех эссе , посвященных бытованию христианской веры и молитвы, на этот раз в современном социуме. Исихазм как политическое явление. Часть 1 «Некоторые говорят: ныне нет мученического подвига. Несправедливо. Умри греху и будешь мучеником». Авва Афанасий «Когда мы связаны со Христом абсолютным доверием, тогда мы счастливы и радостны. Пребываем в райской радости. Молитесь Богу с распростертыми руками. Это - тайна святых». Преподобный Порфирий Кавсокаливит -I- Для чего мы живем? В чем смысл нашей жизни? Даже людям, далеким от умозрительного философствования, рано или поздно приходят на ум эти вопросы. Они же напрямую подводят к главному: кто мы, что такое человек? Случайный каприз, возникший из неразумной природы, игра химических реакций и пыль на дороге истории? Или образ Божий, Божье творение, причем не только самое высшее, но и любимое. Для сколь-либо разумного сознания ответ очевиден. Как и главная задача человека на земле, заповеданная Создателем, - обожиться, стать тем, кем мы должны быть . Но как уподобиться Христу? Для этого нужно пройти по жизни Его путем, или, как писал один русский священник, «ту чашу, которую Ты просил пронести мимо, позволь пригубить и мне, недостойному рабу Твоему» . А это далеко не просто - «можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь?» (Мф. 20: 22). Ведь «будете ненавидимы всеми за имя Мое... Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: довольно для ученика, чтобы он был как учитель его, и для слуги, чтобы он был как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?» (Мф. 10: 22-25). Но это и означает стать сопричастным Христу, самой нашей жизнью засвидетельствовать верность Ему.

http://ruskline.ru/analitika/2019/07/02/...

(Заметим, что толкование Андрея Кесарийского на Апокалипсис признаётся одним из наиболее авторитетных экзегетических произведений этой направленности). Помимо Книги Откровения о нашествии Гога в последние времена сообщает Книга пророка Иезекииля. Вглядываясь сквозь толщу грядущих веков, он воззвал к этому завоевателю от имени Бога и очертил обстоятельства шествия его полчищ: «Готовься и снаряжайся, ты и все полчища твои, собравшиеся к тебе, и будь им вождем. После многих дней ты понадобишься; в последние годы ты придешь в землю, избавленную от меча, собранную из многих народов, на горы Израилевы... И поднимешься, как буря, пойдёшь как туча, чтобы покрыть землю, ты и все полчища твои и многие народы с тобою» ( Иез.38:7–9 ). При внешней схожести двух предсказаний о Гоге... между ними есть значительная разница. К сожалению, многие современные исследователи, проводя параллель между сими пророчествами, или проходят по разнице скорым транзитом (обозначив её, но тут же списав на особенности поэтического, символического, метафорического языка), или вовсе обходят её стороной. А зря. Сходство не так очевидно, как кажется. Чтобы не оставить вопрос неразрешенным, укажем по крайней мере на два обстоятельства. Пророчество апостола Иоанна Богослова располагает к мнению (и в русле этого мнения следует ряд отцов Церкви), что битва с участием Гога и Магога произойдёт в период господства антихриста над вселенной. Согласно Иезекиилю, нашествие Гога (из земли Магог) случится за несколько лет до восшествия сына погибели на трон мирового диктатора – как минимум за три с половиною года (не позднее, чем за семь лет до скончания мира). Ведь один только срок утилизации оружия войны после разгрома Гога составит семь лет: «Тогда жители городов Израилевых выйдут, и разведут огонь, и будут сожигать оружие, щиты и латы, луки и стрелы, и булавы и копья; семь лет будут жечь их» ( Иез.39:9 ). В пророчестве Иезекииля Гога призывает Сам Господь. Стало быть, Гогу и его ордам отводится роль бича Божьего, орудия Праведного гнева и воздаяния. Бог привлечёт его в землю сынов Израиля за их согрешения, а потом поразит самого Гога за его злодейства. Так Он явит на нём святость Свою, чтобы узнали народы, что Он – Господь ( Иез.38:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Заметим, что фигуры присутствующих возле Креста, сам Крест и Распятый на нем Искупитель пишутся в теплых тонах. Однако на ряде изображений теплота красок фигур противопоставляется холодному тону стены. В этом контрасте – глубокий символический подтекст. Холодность цвета стены указывает на ту холодность, с которой отнеслись ко Христу жители Иерусалима, и на ту стену ненависти, которую они воздвигли себе на беду : «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст!» ( Мф. 23:37–38 ). Если мы взглянем на этот иконографический фрагмент под другим углом, то получим иное толкование: так же как Спаситель, совершая Искупительный Подвиг на Кресте, находился вне града, так и христиане должны понимать, что их истинный град, истинное отечество – на Небесах : «Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии. Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, – то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат. Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» ( Евр. 13:10–14 ). «Итак, – пишет святой Киприан Карфагенский , – братия возлюбленные, должно всегда помнить и непрестанно размышлять, что мы отреклись от мира, и живем на земле, как странники и пришельцы... Какой странник не спешил бы возвратиться в отечество? Какой мореплаватель не желал бы благоприятного ветра, чтобы скорее достигнуть родного края, и обнять своих сродников? Мы должны отечеством своим почитать рай; родителями – Патриархов: почему же мы не спешим скорее увидеть свое отечество, приветствовать родителей?» т. 1, с. 129]. Стало быть, земной Иерусалим можно рассматривать как прообраз Небесного . Очень часто он и бывает окрашен в подобающие для такой идеи цвета, например, охристые, голубые или розовые. А иногда Иерусалимские постройки пишутся таким образом, что уровень их верхнего контура соответствует уровню подножия, на котором покоятся стопы Христа. Зрительно это воспринимается так, что Христос возвышается над Иерусалимом, и причем не просто возвышается, как бывает в подавляющем большинстве вариантов, но возвышается более величественно, как Его Глава – Глава Церкви .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

И дело здесь вот в чём. Существительное «вечность» является родственным однокоренному с ним термину «век». Мучения же, как и блаженства, с одной стороны, именуются в Евангелии вечными: «И пойдут сии в мýку вечную (ανιον), а праведники в жизнь вечную (ανιον)» ( Мф.25:46 ). С другой стороны – будущая жизнь обозначается и наименованием «век»: «Иисус сказал им в ответ: чада века (ανος) сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века (ανος) и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения» ( Лк.20:34–36 ); и в другой раз: «Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, и не получил бы гораздо более в сие время, и в век (ανι) будущий жизни вечной (ανιον)» ( Лк.18:29–30 )). Следовательно, эти два понятия («вечность» и «век») имеют теснейшее лингвистическое созвучие. Спектр же богословских значений термина «век» – широк. В частности, им может обозначаться не только нескончаемая будущая жизнь, но также и конкретный ограниченный период (см., например, блж. Феодорит Кирский : «Век есть не какая-либо сущность, но нечто несамостоятельное, сопутствующее же тому, что имеет созданное естество. Веком называется расстояние от сложения мира до его скончания. Так и Господь сказал: се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века ( Мф.28:20 ). Но и время жизни каждого из нас божественный Давид назвал веком же; ибо говорит: век наш в просвещение Лица Твоего ( Пс.89:8 ). Божественный же Апостол и состояние будущей жизни нарек веком; ибо говорит: не точию в веце сем, но и во грядущем ( Еф.1:21 ), и еще: да явит в вецех грядущих презелное богатство благодати Своея благостынею на нас (2, 7). Посему век есть протяжение времени, сопряженное с тварным естеством. Творцом же веков назвал Апостол Сына, научая и вразумляя нас, что Он вечен, потому что всегда был превыше всякого какого бы то ни было временного протяжения» с.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

И я, удивляясь сим красотам, спросил водившего меня святаго Ангела: “Каково же будет Царствие Божие, о котором я слышал из Священного Писания ?”. Он ответил мне: " " Это земля кротких, о которой Христос во Святом Евангелии сказал: “Блажени кротцыи, яко тии наследят землю”. Небесное же Царствие на небесах есть неизреченное и неописуемое». Еще Господь посмотрел на землю – и покрылась земля многоразличными цветами, и потекли две реки: медовая и молочная, чтобы напоевать влагой сады райские. И полетело множество птиц небесных, чудной красоты, и начали они легко порхать в садах Божиих и прославлять Бога пением сладкоголосым. Потом посмотрел Господь на высоту небесную – и низошли небесные воинства, которые несли дивный нерукотворный град – Иерусалим Небесный, славя в Троице Единого Бога. Поставили град сей на Востоке, посреди его был Едемский рай. Город сей чудный,неземной красоты и весьма обширный. Он называется вышний нерукотворный Иерусалим, врата его сияют, как солнце» с. 24–25]. Спешим оговориться, что мысли о грядущем преображении земли, о мире и благоденствии, высказывались и в эпоху пророков, скажем, Исаией: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море » ( Ис. 11:6–9 ). Принципиальное отличие ада в будущем веке обнаружится в том, что, с одной стороны, он будет окончательно заперт, а с другой стороны, муки заточенных в нем грешников будут испытываться ими в полноте, соразмерно личной греховности каждого . «Как кто насыпает полный мешок монет и завязывает, или как кто-либо накладывает полную бочку рыбы и закупоривает ее, – удостоверяет нас святитель Димитрий Ростовский , – так и Бог наполнит весь ад грешными людьми и запрет его, чтобы грешники не могли выйти оттуда .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Ибо часто близкие к пострадавшему от самаго себя, желая достигнути, да будет приношение и молитва за него, неправдуют и глаголют, яко был вне себя. Может же быти, яко соделал сие от обиды человеческия, или по иному какому случаю от малодушия: и о таковом не подобает быти приношение, ибо есть самоубийца. Посему священнослужитель непременно должен со всяким тщанием испытывати, да не подпадет осуждению.” Тим.14). В житии св. Пахомия (15 мая) сказано о том, как по недосмотру в одном монастыре покончили жизнь самоубийством две монахини и как св. Пахомий отлучил от св. Причастия весь монастырь на 7 лет. Сегодня гибнут миллионы от табака ежегодно, и кто отлучил этих самоубийц и убийц, отнимающих здоровье и жизнь у тех, кто с ними живёт? Табакур не должен и в храм входить с этой мерзостью (“Всякую мерзость Господь ненавидит, и неприятна она боящимся Его” – Сир. 15:13 , “Возвратись ко Всевышнему, и отвратись от неправды, и сильно возненавидь мерзость” – Сир.17:23 , “он считает нас мерзостью и удаляется от путей наших, как от нечистот, ублажает кончину праведных и тщеславно называет отцом своим Бога” – Прем. 2:16 ) . Люди вменяют себе во славу то, что делают мерзость (“…вменяет себе в славу, что делает мерзости” – Прем. 15:9 , “не ешь никакой мерзости” – Втор. 14:3 ). И хотя никакая трава не запрещена человеку в пищу, но, как Василий Великий говорит, не объелись же мы белены, чтобы есть белену; добавим: и табак, и все наркотическое, токсикоманию (“Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии” – Втор. 18:9 , “Да и все начальствующие над священниками и над народом много грешили, подражая всем мерзостям язычников” – 2Пар. 36:14 ). В царствование Алексея Михайловича по строгости нравов, греков, завозивших табак, и курящих, отправляли в Сибирь “ловить соболей”, а в иных странах резали губы, нюхавшим табак – носы, трубку продевали в нос и возили по городу на осле лицом к хвосту (“и возгнушались законом Моим, не уразумели его, но презрели, когда ещё имели свободу и когда ещё отверсто было им место для покаяния, те познают Меня по смерти в мучении” – 3Ездр.9:11 , “нечестие – мерзость для уст моих” – Пр.8:7).

http://azbyka.ru/polyubil-tabak-vperedi-...

Иногда Горний Иерусалим пишется прямо в небесном пространстве. В этом понимании икона подводит к тому, что путь в Царство Небесное лежит через веру в Распятого и Воскресшего Христа, через приобщение своей жизни к жизни Христа и через несение своего креста: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Мк. 8:34 ). При таком осмыслении гора, возвеличенная через Крест и прославленная благоговением христиан, символизирует лествицу духовных совершенств. XX. Очень часто по правую руку от Спасителя пишется солнце, а по левую – луна . Нередко оба светила окрашиваются в красный цвет, но часто солнце изображается тёмным, а луна – красной. На отдельных иконах светила обрамлены и прикрыты чернеющими облаками. Бывает, что солнце и луна наделяются чертами лица. А на ранних иконах степень персонификации этих светил доходила до того, что они воспроизводились в образе мужской и женской фигур, причем иногда эти фигуры имели поникшие лица, а иногда закрывали лики руками или платком. Смысл такой визуальной метафоры в том, что светила словно бы взирают на происходящее и приглушают свет своих лучей, цепенея от ужаса: мыслимо ли, чтобы «прах земной» покушался на Создателя мира? Необычный для дневного времени цвет солнца и луны напоминает о тьме, омрачавшей землю во время Страданий Сына Божия : «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или, лама савахвани, то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» ( Мф. 27:45–46 ). Кроме того, здесь проведена обличительная параллель: как верные дети при кончине родителей облекаются в черные одежды печали и траура, так и послушная Богу природа облеклась в ризу тьмы; иудеи же злорадствуют и насмехаются, обнаруживая духовную окаменелость и слепоту : «Лежит в изнеможении родившая семерых, испускает дыхание свое; еще днем закатилось солнце ее, она постыжена и посрамлена» ( Иер. 15:9 ). Но на всё есть Божий Суд: «И будет в тот день, говорит Господь: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня. И обращу праздники ваши в сетование и все песни ваши в плач» ( Ам. 8:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010