Нападение на Иерусалим лжепророка, по свидетельству сочинения «Начало и конец нашего земного мира…», проиллюстрировано в пророчестве Даниила о семидесяти седминах. Результатом этого вторжения станет разрушение города и святилища, отмена богослужения и установка на кровле святилища идола антихриста с. 213]. Вот как об этом свидетельствовал Даниил: «город и святилище разрушены будут народом вождя, который придёт, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения» ( Дан.9:26–27 ). Нельзя пройти тихой тенью и мимо пророчества о будущем завоевании Египта, Ливии, Эфиопии, зафиксированном в 11-й главе Книги пророка Даниила. Заметим, что поражение царей этих стран прочно связывается древним преданием с завоеванием власти антихристом над Римской империей (подробнее этот вопрос будет исследован ниже). Диапазон предполагаемых толкований названного провозвестия довольно широк. Из всех известных нам толкований уместно выделить два доминирующих смысла. В упомянутом пророчестве речь идёт о презренном, неслыханно наглом, превозносящемся царе, нарушающем не только Божественные, но и человеческие уставы, совершающем то, чего не совершали ни его отцы, ни его деды и прадеды, отвергающем не только Единого Бога (что свойственно всем грубым язычникам), но и всякое божество. В ближайшем хронологическом измерении, о чём свидетельствовали некоторые отцы, это пророчество сбылось (но только отчасти) на личности Антиоха Епифана, злостном богохульнике, ненавидевшем иудейскую веру лютою ненавистью, надругавшемся над святилищем, запятнавшем свой трон кровью Израильских мучеников. Однако, к этому грозному властелину совершенно не приложимо речение об отвержении всякого божества. Наоборот, Антиох Епифан был язычником и по крайней мере внешне, формально чтил своих богов ( 2Мак.6:2 ). Кроме того, о презренном царе Даниил сообщает, что он «не уважит» желания жен. Это также противоречит образу Антиоха. Как известно, на женщин он смотрел с чувством необузданного сладострастия, как и другие женонеистовые цари, обладавшие всеми необходимыми возможностями для организации сексуальных утех. Одной из своих наложниц он даже отдал в дар Тарсян и Маллотов ( 2Мак.4:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Не будем забывать, что Вселенская Церковь не только не отвергает, но и одобряет молитвы, содержащие прошения об упокоении душ усопших в особых, светозарных местах, как то: –«Молим тя, Безначальне Отче и Сыне и Душе Святый, злобою душезлобнаго мира озлобленную и к Тебе Зиждителю, пришедшую душу во адово дно не отрини , Боже, Спасе мой» с. 171]. –« В месте злачне, в месте покойне, идеже лицы святых веселятся , душу раба Твоего преставленного покой, Христе, Едине Милостиве» с. 167]. После искупления человека посредством Крестных страданий и смерти Спасителя, после Его Воскресения и Вознесения на Небо, с образованием Церкви мы и действительно утратили нужду в первом рае, ведь для каждого открылась возможность переселения в Горние Обители в «доме Отца», превосходящие величием и славой доисторический рай настолько, насколько Небо выше земли. Первый рай был, конечно, прекрасен, как ни одно другое место на земле, но всё же он несравним с Царством Небесным: по крайней мере земные красоты подлежали интеллектуальному и чувственному восприятию, а о Небесных дарах сообщается: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор. 2:9 ). «Также как он (первый рай), – сообщает преподобный Никита Стифат , – был затворен для Адама именно после грехопадения, так и огненный меч отступает от меня уже с тех пор, как Христос был распят и воскрес, и нам верующим именно в силу этого нет нужды в нем (первом рае), ибо всем открыт вход на Небеса и присно возвещается Царство со Христом от Него, чтобы и мы были бы там, где Он есть...» с. 93]. Дополним, что с Пришествием Христа, всеобщим воскресением мёртвых и наступлением нового нескончаемого века священные обители, как это следует из сверхъестественных откровений святым, распространятся и по поверхности новой, преображенной земли . «Господь опять посмотрел на новую землю, – сообщается в «Видении Григория», ученика преподобного Василия Нового Цареградского, – и украсилась она многоразличными неописуемой красоты садами, рощами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Не все, правда, согласны с этим преданием, и среди них – блаженный Иероним , объясняющий и название «Лобное», и высший смысл Распятия Господа именно на Голгофе по-другому. «Я слышал, – сигнализирует он, – что некто объяснял, будто лобное место есть то, на котором был погребен Адам, и оно названо так потому, что там скрыт череп древнего [первого] человека, и будто бы в связи с этим стоит изречение апостола: Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос. Благоприятное толкование и ласкающее слух народа, но неверное. В действительности же вне города, за воротами находятся места, где отсекаются головы осужденных, и эти места получили название лобное, то есть место обезглавленных. Господь распят там ради того, чтобы воздвиглось знамя мученичества там, где было поле осужденных и, как ради нас Он сделался проклятием крестным, был бичуем и распят, так и для спасения всех Он, как будто злодей, распят между злодеями» с. 259]. А иные и вовсе соотносят название «Лобное место» с тем, что оно было похоже на залысину. Впрочем, все три толкования могут быть сведены воедино . XXII. 1) В догматическом плане черная тьма, проглядывающая сквозь трещину и пролом, символизирует ад (см. по этому поводу статью: Рай и ад: два места или два состояния? ). Тем, что пролом обозначен под поверхностью горы, проповедуется учение о том, что ад располагается в потаенных глубинах земли. Это учение – Богооткровенное. Так, патриарх Иаков, охваченный скорбью из-за утраты любимого сына Иосифа, думая, что тот мертв, произнёс: «с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю» ( Быт.37:35 ). Равно и Моисей, возвещая близость наказания возглавляемых Кореем бунтовщиков, обозначил ад, как место, расположенное в недрах земли: «...если Господь сотворит необычайное, и земля разверзет уста свои и поглотит их [и домы их и шатры их] и все, что у них, и они живые сойдут в преисподнюю (во ад), то знайте, что люди сии презрели Господа...» ( Числ. 16:30 ). Доказательством истинности слов Моисея стало исполнение этого грозного провозвестия: «Лишь только он сказал слова сии, расселась земля под ними; и разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество; и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю (во ад), и покрыла их земля, и погибли они из среды общества» ( Числ. 16:31–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Не жалейте, дорогие мои, не жалейте времени для Господа!.. Да и не требуется ведь от вас сегодня того, что делал «тишайший государь» Алексей Михайлович – стоять по пять-шесть часов в храме, да класть по тысяче-полторы поклонов – так сегодня, признаюсь вам откровенно, и монахи-то не живут: худосочные мы стали молитвенники. Но пять-шесть часов в неделю-то – неужели не найти для храма Божия?.. Дорогие мои, время, отданное молитве, богослужению – никогда нельзя считать потерянным, проведенным зря. Господь сторицей воздаст! И успех пошлет во всех делах ваших такой, какой вам и не снился, когда вы работали над этими своими делами без выходных, без праздников, не разгибая спины… А когда – не пошлет? А если Господь не станет посылать успех – значит, надо задуматься: а богоугодное ли дело я делаю – не богопротивное ли?.. Конечно, у владельца какого-нибудь ликероводочного завода, или директора типографии, штампующей порнографическую продукцию, или на видеостудии, множащей фильмы, пропагандирующие садизм и насилие, или в ночном кабаре со стриптиз-шоу – конечно, во всех этих местах дела могут даже занеладиться, «забуксовать», вместо ожидаемого успеха… Но тогда, значит, надо оставить такие дела – которые ясно осознаны как дела богопротивные – оставить эти дела, какие бы баснословные прибыли они тебе не приносили. Какая тебе будет польза, зачем тебе нужны будут эти миллионы или миллиарды, нажитые на таких делах – когда предстанет твоя душа на суд Божий? Не откупишься ведь от этого Судьи миллиардами, нажитыми на слезах, на горе людском, на крови человеческой!.. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими, и тогда воздаст каждому по делам его» ( Мф.16:26-27 ). Богоугодным же делам, повторяю, молитва не помешает и не повредит, а только поможет, пошлет больший успех. Но, чтобы в это поверить – это надо проверить. О маленьком дубочке, могучем дубе и кровати

http://azbyka.ru/u-poroga-vechnosti

Необходимо отметить, что в иных сочинениях святитель Григорий не дает оснований для присоединения себя к сторонникам учения о конечности геенского огня (и умираемости «неумираемого червя»). Вот его слова: «Да и мучительная жизнь грешников не имеет никакого сравнения с тем, что огорчает чувство в здешней жизни, напротив того, какими известными здесь наименованиями ни назовешь тамошние наказания, не в малом будет разность. Ибо, слыша слово огонь, научен ты представлять мысленно иное нечто от огня здешнего, потому что огню тому предается, чего нет в здешнем. Ибо тот огонь не угасает, для сего же огня открыто опытом много угашающих средств; а между огнем угашаемым и недопускающим угашения великая разность… И опять слышишь ты о черве, не обращайся мысленно по одноименности к червю земному. Ибо присовокупление, что червь не умирает, подает мысль разуметь другое какое-то естество сверхъизвестного нам…» с. 57]. Отметим, что изложенное в настоящей цитате позаимствовано из «Большого огласительного слова» – сочинения, направленного на ознакомление оглашаемых с основами Православного вероучения (догматами), в то время как диалог «О душе и воскресении разговор с сестрою Макриною» характеризуется обилием гадательных предположений, размышлений (см. выше: «Истинное о сем учение сберегается в тайных сокровищах премудрости и тогда сделается явным, когда самим делом изучим тайну воскресения… всякий помысел, гадательно касающийся будущего состояния, окажется ничтожным, когда ожидаемое совершится с нами на опыте» т. 1, с. 145]). Несколько десятилетий спустя преподобного Максима Исповедника спросили: «Прошу объяснить мне, в связи с чем Григорий Нисский для тех, кто не понимает высоты его превосходящего созерцания, часто дает повод своими писаниями уличить его в [учении] об апокатастасисе?». Отвечая, преподобный Отец не опроверг учение о всеобщем восстановлении, но и не озвучил понимание оригенистического положения об апокатастасисе как правильность. Собственно говоря, само выражение «всеобщий апокатастасис» не является авторским новшеством; в частности, оно используется и в Священном Писании (конечно же, не в оригеновском, а в Православном звучании): «Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа, Которого небо должно было принять до времен совершения всего (ποκαταστσεως πντων), что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века» ( Деян.3:19–21 )).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Нет сомнений: силящийся самолично создать Церковь Божию на основе Писания, создаёт не Божью, а человеческую церковь , Божью же – попирает . «Умоляю вас, братия, – взывает апостол, – остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них» ( Рим. 16:17 ). Соблюдать истины веры и практику в чистоте может только Истинная Церковь . Но что это за Церковь ? – Та, что устроена Христом при участии апостолов: «и на сем камне Я создам Церковь Мою...» ( Мф. 16:18 ); та, что является столпом и утверждением истины ( 1Тим. 3:15 ); та, что свято оберегает от повреждений «глаголы вечной жизни» ( Ин. 6:68 ); та, что проповедует Истину всем народам, согласно наказу: «идите, научите все народы, ...уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» ( Мф. 28:19–20 ); та, про которую в Евангелии пишется: «а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф. 18:17 ). Такой Церковью может считаться лишь древняя Церковь , ведущая преемство от апостолов, и не могут быть признаны никакие другие, например, те что образованы во второй половине второго тысячелетия. Значит среди протестантских Собраний её не найти. Опять же, этой Церковью может именоваться лишь та, которую вратам ада не одолеть, которая, стало быть, не извратила ни одного древнехристианского догмата и не ввела в обиход ничего нового, не соответствующего духу апостольской керигмы. Значит, под этой Церковью нельзя подразумевать и Римо-Католическую Церковь (с ее «догматами» о непогрешимости папы, об исхождении Святого Духа «и от Сына», о предварительном отъятии Богородицы от уз первородного греха...). Истинной Церковью является только Вселенская Православная Церковь – блюститель Предания. Стало быть, именно православные могут, не лукавя, повторить вслед за апостолом: « мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе» ( 2Кор. 2:17 ). «Что такое предание? – Спрашивает преподобный Викентий Лиринский , и даёт чёткий ответ. – То, что тебе вверено, а не то, что тобой изобретено, то что ты принял, а не то, что ты выдумал, дело не ума, но учения, не частного обладания, но всенародной передачи, дело, до тебя дошедшее, а не тобою открытое, в отношении к которому ты должен быть не изобретателем, но стражем, не учредителем, но последователем, не вождем, но ведомым... Что тебе вверено, то пусть и остается у тебя, то и передавай. Не хочу, чтобы вместо золота подставлял ты нагло свинец или обманом – медь; не нужно мне золота по виду, но дай мне золото настоящее» с. 75]. III

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Ничего такого мы не встречаем в Евангелиях. И прежде чем принимать сходу, на веру, подобные откровения, естественно вспомнить о предостережении апостола Павла: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» ( Гал. 1:8 ). Согласно Православной традиции, Господь пишется с умеренно выгнутым телом, чуть согнутыми ногами, в меру провисшими руками; с поникшей головой и закрытыми очами. Смерть Мессии отображается на православных иконах не просто как совершившийся факт, но в прямом соответствии с одним из её главных символов – глубоким сном . Особенность этого визуального кода основана на Священном Писании и Священном Предании, в рамках которых смерть часто соотносится со сном. В отношении ко Христу сопоставление смерти со сном подразумевает несколько важных значений: 1) В Писании нередко говорится о сне как об отдохновении. Так о смерти первомученика Стефана написано: «И, сказав сие, почил» ( Деян. 7:60 ); равно и о смерти Давида: «Давид, в свое время послужив изволению Божию, почил и приложился к отцам своим» ( Деян. 13:36 ). С этой точки зрения иконография Распятия свидетельствует, что со смертью Христа завершился один из важнейших этапов Домостроительства нашего Спасения, и вместе – закончилась попущенная Богом власть людей над Христом, исчерпалась возможность для диавола искушать Христа через людей. Наконец, со смертью завершился тот период человеческой жизни Мессии, когда Он жаждал и алкал, утомлялся, страдал, подвергался побоям, ранам и смертельной опасности : «Крещением должен Я креститься, и как Я томлюсь, пока сие совершится» ( Лк. 12:50 ). 2) Смертью, представленной в образе сна, знаменуется её временный характер, а значит и неизбежность Воскресения . Сам Господь говорил о воскресении мертвых как о пробуждении: «девица не умерла, но спит» ( Мк. 5:39 ); «Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его» ( Ин. 11:11 ). Пророк Даниил, возвещая о будущем воскресении мертвых, сказал: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» ( Дан. 12:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Но бывает и хуже: случается, что под косность и нелюбовь к богопознанию подводят идеологический шаблон: чем меньше-де христианин отягощает себя любопытством, тем больше раскрепощается от уз интеллекта, меньше превозносится знанием, меньше обременяет приходское начальство неудобными вопросами, меньше сомневается и критикует, меньше перечит и прекословит. Ну чем не святой? Так на место заповеди Божьей – « научитесь от Меня» ( Мф. 11:29 ) – заступает заповедь ветхого человека: «отойди от нас; не хотим мы знать путей Твоих!» ( Иов. 21:14 ). И рушится доброе дело! Искать в этой нелепице здравую логику – дело неблагодарное. Что здесь не так? Личные отношения между христианином и Богом нужно выстраивать не по произвольным лекалам, а в соответствии с условиями Завета, между которыми богопознание занимает центральное место. От него нельзя просто взять и отмахнуться, как от чего-то малозначительного: «доколе, невежды, будете любить невежество? ...доколе глупцы будут ненавидеть знание?» ( Притч. 1:22 ). Бог ожидает от нас не номинальной, не показательно-формальной, но истинной веры. Только тогда она может служить твердым залогом и средством единения христиан с Богом и друг с другом во Христе. «Христиан есть тот, – напоминает преподобный Иоанн Лествичник , – кто, сколько возможно человеку, подражает Христу словами, делами и помышлениями, право и непорочно веруя во Святую Троицу » c. 28–29] Не секрет, что именно ведение, а не неведение отображает в сознании личности объективную действительность. Знание того, Каков Бог, служит основой истинного богопочитания, укрепляет доверие и даёт ощутить во Владыке не только господствующую силу, но и любящего Отца: «Вкусите, и увидите, как благ Господь!» ( Пс. 33:9 ); «...научитесь от Меня, ибо Я кроток и смерен сердцем...» ( Мф. 11:29 ). Без царствующего в уме слова Христова ум парит и блуждает туда и сюда. А заблудшего человека легко ниспровергнуть в тьму невежества и пучину обмана. « Когда мудрость войдет в сердце твое , – не сомневается Соломон, – и знание будет приятно душе твоей , тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь, от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы» ( Притч. 2:10–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Но желание фараона не совпало с волей Божьей и он начал всячески этому противодействовать. По существу, он встал в оппозицию к Мировладыке. Для того, чтобы вразумить зарвавшегося деспота, Бог начал методично подвергать египтян разного рода напастям (за которыми впоследствии закрепилось название «Казни Египетские»), шаг за шагом усугубляя их. Так как фараон больше колебался, нежели соглашался, демонстрируя не покорность, а безрассудное упрямство, Бог продолжал насылать на Египет бедствия. Наконец, подоспело время самой страшной беды. Всемилостивый заблаговременно предупредил фараона, что если тот не отпустит евреев и на этот раз, то в полночь Он (Господь) самолично пройдёт «посреди Египта, и умрет всякий первенец в земле Египетской, от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни, которая при жерновах, и все первородное из скота; и будет вопль великий по всей земле Египетской, какого не бывало и какого не будет более; у всех же сынов Израилевых ни на человека, ни на скот не пошевелит пес языком своим, дабы… знали, какое различие делает Господь между Египтянами и между Израильтянами» ( Исх. 11, 4 – 7 ). Как видно из цитаты, Бог не желал поражать евреев в предстоящую ночь. Однако это суровое бедствие долженствовало миновать евреев не автоматически, а при условии выполнения ими специального Божьего наказа. Следуя этому наказу, каждое Израильское семейство, исходя из числа душ (если же душ было мало, допускалось призывать и соседей), обязано было в десятый день текущего месяца взять в дом однолетнего непорочного агнца и держать его до четырнадцатого дня с тем, чтобы потом заколоть его «всем собранием общества» и взять от крови его и помазать ею на обоих косяках и на перекладинах дверей домов, в которых и будут есть агнцев. Мясо, испеченное на огне, необходимо было потребить в ночь поражения с пресным хлебом и с горькими травами. Кости агнца строжайше запрещалось сокрушать. Кровяным пометкам на домах, в которых находились Израильтяне, полагалось стать знамением, дабы обошла их «язва губительная».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Но об искуплении в смысле православном в них упоминается. Касательно Литургии, уместно привести пример из службы Воздвижения Честного Креста. Во время исполнения второго антифона этой службы публично и во всеуслышание звучат слова: «Помяни сонм Твой, егоже стяжал еси исперва». В переводе на русский язык, получаем: «Вспомни собрание Твое, которое Ты искони приобрел» с. 151]. Собственно, данные стихи позаимствованы из семьдесят третьего псалма. Этот псалом, как мы знаем, был составлен задолго до Пришествия Христа. Но однако же, этот псалом – пророческий, и заимствованные из него слова, исполняемые на службе Воздвижения Честного Креста, следует соотносить не с каким-либо иным событием, а с празднуемым. Таким образом, здесь под собранием следует понимать Церковь . Как нетрудно видеть, Господь в данном фрагменте антифона назван не «Возродителем и Восстановителем согрешивших людей» (хотя, конечно, это и не отрицается, и имеется в виду), а Приобретателем Церкви. Для того чтобы лучше осознать, что в данном случае подразумевается под словом «приобрел», обратимся к книге «Деяния святых апостолов». Эта книга недвусмысленно свидетельствует: Церковь Господь «приобрел Себе Кровию Своею» ( Деян. 20:28 ). Прибавим к сказанному известное поучение апостола Павла, из его «Первого послания к коринфянам…». «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою» ( 1Кор. 6, 19 – 20 ). Таким образом, ясно, что в данном антифоне под словом «приобрел» не иное что имеется в виду, а «искупил». Вывод напрашивается сам собою: мнение профессора Петрова сомнительно и его заключение оставляет желать лучшего. Если же рассматривать не только литургийное наследие, но и другие богослужебные тексты, неправота учёного вскроется сильнее. Поясним на примерах. Так, в одном из мест «Молитвы ко Господу Иисусу распятому», Спаситель буквально назван Искупителем, а не «Избавителем» (разумеется, выражение «искупление от власти греха» не противоречит по смыслу выражению «избавление от (власти) греха»).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010