32 . М. В Оптиной Пустыни: [Воспоминания]//Душеполезное чтение. 1915. 9–10. С. 31–38. 33 . Мельникова Т. Воскрешение Оптиной пустыни//Храм. 1991. 1. С. 100–105. 34 . Муравьев А. И. Оптина пустынь//Муравьев А. Н. Святые горы и Оптина пустынь. СПб., 1852. С. 81–151. 35 . Обитель//Православный Собеседник Свято-Введенского монастыря Оптиной Пустыни. 1991. 1. Сентябрь-октябрь. 36 . Обозрение Козельского Оптина монастыря и бывших в нем до начала XVIII в. храмов. Калуга, 1857 (переизд. 1960). 37 Овчаренко О. Свет Невечерний//Работница. 1991. 10. С. 16–17. 38 . Оптина пустынь сегодня//Вестник русского христианского движения. 1977. 123. С. 238–239. 39 . Оптина пустынь: история и современность: Каталог книжной выставки/Сост. Л. Е. Цыганкова М., 1992. 40 . Оптинская Атлантида: Монастырская библиотека: «своевременные мысли»: Беседа Т. Злобина, А. Д. Червякова, дьякона Александра (Троицкого)//Литературное обозрение. 1990. 6. С. 88–91. 41 . Павлович И. Оптина: [Поэма]//Москва, 1991. 7. С. 90–93. 42 . Погожее Е. Н. (Поселянин). Святые земли Русской. СПб., 1899. С. 175–176. 43 . Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. СПб., 1905. 44 . Пузаков А. Печаль моя Россия//Сельская молодежь. 1990. 3. С. 38–45. 45 . Путешествие учеников Мещовского духовного училища в Оптину пустынь//Душеполезное чтение. 1901. 10. С. 367–396. 46 . Розанов В. В. Оптина пустынь//Литературное обозрение. 1991. 9. С. 68–71. 47 . Розанов В В. Оптина пустынь// Розанов В. В. Около церковных стен. СПб., 1906. Т. 2. С. 95–128. 48 . Сахаров Н. В тихом пристанище//Душеполезное чтение. 1899. 11. С. 377–393. 49 . Син-ский К. Паломничество в Оптину Пустынь воспитанников Калужского духовного училища//Калужские епархиальные ведомости. 1903. 12. 50 . Соколов Д. Д. Значение Оптиной Пустыни (преимущественно по письмам иерархов и отзывам других лиц)//Калужские епархиальные ведомости. 1898. 8, 10. 51 . Солоухин В. Время собирать камни//Москва. 1980. 2. С. 186– 212 . 52 . Трифон, en. Шамординская Казанская Амвросиевская пустынь и ее основатель старец иеросхимонах Амвросий. Сергиев Посад, 1912.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но он не захотел отказывать в духовном просвещении и утешении приходящим. И хотя он совершенно не мог передвигаться и принимать участия в какой-либо деятельности, он был обвинен в том, что будто бы «выдавал себя за святого», что было причиной того, что к нему приходили «служители культа и вся контрреволюционная банда, устраивая совещания по вопросу подготовки к вооруженному восстанию и свержению советской власти». В том же была обвинена блаженная Матрона Анемнясевская, что будто бы, выдавая себя «за блаженную и прозорливую, организовала у себя на квартире в деревне Анемнясево массовый прием верующих — своих почитателей, которых обрабатывала в антисоветском духе». Блаженная схимонахиня Александра (Червякова), расстрелянная в 1937 году, отвечая на вопросы приходящих, использовала куклы. Обвинена она была опять же в том, что «в контрреволюционных целях выдавала себя за блаженную, проводила массовый прием верующих». Спорным остается юродство епископа Варнавы (Беляева, ум. в 1963 году). Хотя его на юродство благословил прп. Алексий Зосимовский, для епископа Варнавы принятие юродства было формой разрешения и его личной, хотя и имевшей церковный характер, проблемы. Он был викарием Нижегородской епархии, правящий архиерей которой, архиепископ Евдоким (Мещерский), перешел в обновленчество и принуждал к тому же своих викариев. Будучи поставленным в необходимость послушания правящему архиерею и в то же время не желая присоединяться к обновленцам и не решаясь ответить архиепископу Евдокиму отказом, владыка Варнава принял юродство и таким образом вышел за штат. Его случай был очень индивидуальным случаем выхода из конкретного создавшегося положения. Но не случись того, что глава обновленцев стал главой именно Нижегородской епархии, он, может быть, никогда и не стал бы юродствовать. Блаженный Максим (Румянцев Максим Иванович). Блаженный и Христа ради юродивый мученик Максим Иванович (Румянцев) родился в середине XIX века в крестьянской семье в деревне Вандышки Костромской губернии.

http://pravmir.ru/vo-vremena-gonenij-yur...

– Опыт организации работы с родителями детей, изучающих предмет «Православная культура». В процессе работы Круглого стола будут показаны мастер-классы учителей, видеоматериалы уроков, наглядные материалы, проведен интерактивный урок православной культуры. Наверх 1.4. Отечественные традиции воспитания и образования в школе Председатели : архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл; епископ Архангельский и Холмогорский Тихон. Сопредседатели : Рубцов Виталий Владимирович, директор Психологического института РАО, ректор Московского государственного психолого-педагогического университета, академик РАО, д. психол. н.; иерей Александр Смирнов, заместитель директора Ярославской губернской православной гимназии во имя свт. Игнатия Кавказского. Время проведения : 1 февраля, 15.00. Место проведения : Психологический институт РАО, ул. Моховая, д.9, корп. «В». Проезд : м. «Библиотека им. Ленина», м. «Арбатская», м. «Боровицкая». 1. Рубцов Виталий Владимирович, директор Психологического института РАО, ректор Московского государственного психолого-педагогического университета, академик РАО, д. психол. н., Алексей Дмитриевич Червяков, в. н. с. Психологического института РАО. «Программа научных исследований “Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества”. Цели, задачи и возможности использования в целях воспитания и обучения в школе». 2. Тимошкова Любовь Сергеевна, учитель института Центра непрерывного образования (Москва). «Проблемы воспитания школьников в современном российском обществе». 3. Саблина Нина Павловна, доцент Санкт-Петербургской государственной консерватории, к. филол. н. «Псалтырная школа на Руси». 4. Иерей Андрей Лоргус, декан психологического факультета РПИ св. ап. Иоанна Богослова. «Отношение к учителю в аспекте отечественных традиций». 5. Георгий Витальевич Гусев, заместитель директора по научной работе НОУ СОШ Православного центра непрерывного образования во имя прп. Серафима Саровского, ст. преподаватель ПСТГУ. «Традиции русской школы: С. А. Рачинский и современная российская школа».

http://pravoslavie.ru/423.html

6. Иерей Александр Смирнов, заместитель директора Ярославской губернской православной гимназии во имя свт. Игнатия Кавказского. «Особенности образовательной среды в современной православной гимназии». 7. Радомская Татьяна Игоревна, ст. н. с. Института мировой литературы им. А. М. Горького РАН, к. филол. н. «Духовное и нравственное содержание школьного курса “Русская словесность”» (категория Дома и национальная духовная традиция)». 8. Червяков Алексей Дмитриевич, в. н. с. Психологического института РАО. «Учебный курс “Родиноведение” в школе: Традиции. Содержание. Перспективы». Наверх 1.5. Реформы образования и современная школа Председатель: Троицкий Всеволод Юрьевич, профессор, председатель Комиссии РАН по вопросам преподавания литературы и русского языка в школе, член Комиссии РАН по образованию, д. филол. н.; Сопредседатели: Перевезенцев Сергей Вячеславович, профессор, секретарь Союза писателей России, д. ист. н.; Стрелкова Ирина Ивановна, член Союза писателей России. Время работы : 1 февраля, 11.00. Место проведения : актовый зал Союза писателей России, 2 этаж, Комсомольский проспект, д. 13. Проезд : м. «Парк культуры». Направления работы: – Реформы школы на современном этапе и задачи российского образования. – Духовно-нравственные традиции и новаторство в школе в условиях информационного общества. – Проблемы семьи и школы в условиях реформирования образования. – Основы православной культуры в системе современного гуманитарного образования. – Созидательные традиции гуманитарного образования и задачи национальной школы. 1. Троицкий Всеволод Юрьевич, профессор, председатель Комиссии РАН по вопросам преподавания литературы и русского языка в школе, член Комиссии РАН по образованию. д. филол. н. «Гуманитарное образование и национальная школа в условиях реформ». 2. Комков Сергей Константинович, президент Всероссийского фонда образования, профессор, д. пед. н. «Реформы образования: реальность и альтернатива». 3. Кривцова Любовь Николаевна, депутат Московской Областной Думы, заместитель председателя Комитета по труду и социальным вопросам. «Реформы школы и проблемы обеспечения духовно-нравственного здоровья молодёжи».

http://pravoslavie.ru/423.html

  Параллели между историей РПЦ XX в. и историей древней Церкви – есть ли они? 13 октября (30 сентября ст.ст.) Русская Православная Церковь чтит память: Сщмч. Григория еп., просветителя Великой Армении. Прп. Григория Пельшемского, Вологодского чудотворца. Свт. Михаила, первого митр. Киевского. Сщмч. Прокопия пресвитера. Сщмчч. Петра, Вячеслава, Петра, Симеона, Василия пресвитеров, Серафима диакона, прмц. Александры, мчч. Алексия и Матфея, мц. Аполлинарии. Сщмч. Леонида пресвитера. Мцц. Рипсимии, Гаиании и с ними 35-ти святых дев и 70-ти мужей. Свт. Мелетия, патриарха Александрийского. Прп. Акакия Латрийского. 2 прмцц. и 1000 мчч. мечем усеченных. Мч. Стратоника. Мч. Мардония. Сщмч. Симеона (Лилеева), протоиерея; сщмч. Александра (Орлова), протоиерея; сщмч. Петра (Пушкинского), протоиерея; сщмч. Петра (Соловьева), протоиерея; сщмч. Василия (Гурьева), священника; сщмч. Вячеслава (Занкова), священника; прмц. Александры (Червяковой), схимонахини; мч. Алексия (Серебренникова); мч. Матфейя (Соловьева), ктитора; мц. Аполлинарии (Тупицыной). Как говорят историки и богословы, по количеству убиенного священства и мирян первая половина XX века для РПЦ сравнима с первыми веками нашей эры, когда происходили массовые гонения на христиан. После встречи русских митрополитов со Сталиным и Собора 1943 года, а вернее еще с 1941 года, с началом Великой Отечественной войны, массовое истребление священства и мирян было прекращено, и Церкви была дана возможность восстановления. К концу 1948 года в отношениях государства и Церкви наступило охлаждение, однако новое решительное наступление началось только в 1954 году после смерти Сталина. 7 июля 1954 вышло постановление ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения». 31 августа того же года митрополит Григорий подал Патриарху Алексию (для передачи в Совет по делам РПЦ) доклад «О нежелательных результатах и несправедливости ожесточенной антирелигиозной пропаганды, направленной против Русской Православной Церкви» (ГАРФ. Ф.6991. Оп.7.Д.137.Л.61.).

http://bogoslov.ru/article/2041545

Красивая книга-путеводитель от португальских ученых-биологов Аны Пейше Марии Диаш и Инеш Тейшейры ду Розариу. Авторы предлагают школьникам не скучные энциклопедические данные, а интересное путешествие по собственному двору, полю и лесам. «Путеводитель по природе» научит детей правильно одеваться для загородной прогулки, изучать следы животных, сброшенные шкурки змей и перья птиц, а также правильно ловить червяков и использовать их для экспериментов (конечно, все эксперименты безобидны!). Единственный недостаток книги — после ее прочтения вас ждут прогулки по болотам в поисках поющих лягушек и ночные наблюдения за светлячками. Ефрем Левитан, «Тайны нашего солнышка» Издательство Мещерякова Книги известного педагога Ефрема Левитана известны родителям еще с детства — многие из них свои первые знания о космосе и астрономии получили из его книги «Малышам о звездах и планетах». Книга «Тайны нашего солнышка» — расширенная и более подробная версия старой книги и первая часть трилогии «Сказочная Вселенная». Главные герои книги — Алька и Света — выросли и учатся в школе. Вместе с гномами Кнопкиным и Недоучкиным они узнают о законах движения Солнца, о строении атомов и гравитации. А опыты, которые Папа проводит с детьми, легко повторить дома. Александра Литвина, художник Анна Десницкая, «История старой квартиры» Издательство «Самокат» Книга Александры Литвиной и художницы Анны Десницкой рассказывает о событиях XX века через призму семейной истории. Книга знакомит читателя с семьей Муромцевых, которые въезжают в квартиру в московском переулке в 1902 году и остаются здесь на целых сто лет. Многочисленные члены семьи отмечают Рождество, провожают родных сначала на Первую, а затем и на Вторую мировую войну, переживают репрессии и голод. Следя за радостями, праздниками, семейными событиями, разглядывая подробные иллюстрации, ребенок лучше узнает и поймет историю родной страны. Элен Ражрак, Дамьен Лавердан, «Живой мир под микроскопом» Издательство «Манн, Иванов и Фербер» Еще одна книга, способная разнообразить скучный учебник по биологии. Она рассказывает о жизни невидимого мира: о крохотных существах, живущих в песке, на морском дне и в болоте, о пылевых клещах в наших подушках и о микроскопических животных, которые живут на нашей коже.

http://pravmir.ru/ot-programmirovaniya-d...

Прмц. Михаила (Иванова). Фотография. Москва. Тюрьма. 1937 г. (Иванова Марфа Ивановна; 1867, дер. Иванино Рузского у. Московской губ.- 11.10.1937, полигон Бутово Московской обл.), прмц. (пам. 28 сент., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), схим. Из крестьянской семьи. В молодые годы поступила послушницей в Казанской иконы Божией Матери головинский женский монастырь , расположенный в с. Головине Московского у. и губернии. В 1918 г. обитель была формально закрыта, но сестры зарегистрировали свою общину как сельскохозяйственную артель. К 1925 г. артель была упразднена, а монахинь и послушниц выселили из монастырских корпусов, где позже устроили санаторий. Послушница Марфа Иванова поселилась в с. Головине, молиться ходила в бывш. монастырский храм, ставший приходским, работала посудомойкой в санатории. В нач. 30-х гг. ХХ в. духовный отец Марфы и многих др. послушниц и монахинь головинского мон-ря архим. прмч. Амвросий (Астахов) , к-рый после закрытия обители проживал в с. Аксиньине Красногорского (ныне Одинцовского) р-на Московской обл., постриг ее в схиму с именем Михаила. Вскоре М. стала известна среди верующих своей праведной, благочестивой жизнью. Она была уже уволена из санатория, но проживала по-прежнему в Головине, получала помощь от приходивших к ней посетителей и от членов приходского совета Аксиньина. Почиталась блаженной и прозорливой, у нее испрашивали совет, просили ее молиться за болящих и за своих репрессированных родственников. Она предоставляла временный приют священнослужителям и монашествующим, возвращавшимся из тюрем и ссылок, у нее дома проводились тайные богослужения и совершались монашеские постриги. 26 авг. 1937 г. М. была арестована в с. Головине по обвинению в участии в «контрреволюционной церковно-монархической группе». Находилась в тюрьме в Москве. Проходила по одному делу вместе с прмц. Александрой (Червяковой), прмч. Иларионом (Громовым) , мц. Аполлинарией Тупицыной, мучениками Иоанном Золотовым и Николаем Гусевым . 8 окт. 1937 г. Особой тройкой НКВД по Московской обл. приговорена к расстрелу. Приговор приведен в исполнение на Бутовском полигоне под Москвой, М. похоронена в общей безвестной могиле.

http://pravenc.ru/text/2563782.html

В экспозиции Национального музея искусств в г. Минске находится Шерешевское Евангелие - памятник белорусской письменности XIV-XVII и XIX вв. Не перестает восхищать и иконостас, созданный Шерешевскими мастерами в XVIII веке, находящийся в собрании Национального музея Республики Беларусь. 8 ноября 1873 года настоятелем Пружанской церкви протоиереем Андреем Червяковским в сослужении четырех иереев и одного диакона была освящена новая каменная церковь в Шерешево во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского. В освящении участвовал хор мальчиков - учеников Муравского и Сухопольского народных училищ, а местный священник Михаил Токаревский произнес слово. При освящении присутствовали пружанский уездный предводитель дворянства, уездный исправник, два мировых посредника и множество народа. Стоимость строительства составила 12691 рублей 67 копеек. Эти средства были отпущены из государственного бюджета, при этом от прихожан, кроме личных трудов как по устройству кирпичного завода на их средства, так и в доставке разных материалов, поступали многочисленные денежные пожертвования. На эти средства были приобретены выносной образ за 860 рублей, киот для хранения Святых Даров за 30 рублей, паникадило за 50 рублей, парча для облачения престола, жертвенника и аналоев на 51 рубль 30 копеек. Крестьяне Григорий Бойко и Иван Хвасевич пожертвовали напрестольное Евангелие за 55 рублей, крестьянин Даниил Мослевич пожертвовал две хоругви за 50 рублей, Андрей Ложкевич - два подсвечника за 40 рублей, Василий Вестаревич - выносной крест в позолоченных окладах за 55 рублей, священник Иосиф Кунахович - шелковый синий подризник за 25 рублей, священник Токаревский - серебряный позолоченный ковш за 16 рублей, диакон Наумов - 3 лампады за 9 рублей, пристав Бушуев - иконы Божией Матери и Святителя Николая за 33 рубля, землемер Хотимский - киот и образ святого благоверного князя Александра Невского за 43 рубля, староста церковный Лука Милашкевич - белую парчовую ризу за 50 рублей. Местный причт и церковный староста оказали особенную ревность, как в наблюдении за постройкой церкви, так и еще личными пожертвованиями, на которые были приобретены две хоругви за 30 рублей.

http://sobory.ru/article/?object=27655

Сегодня это место упокоения наших предков обрело вид, достойный их светлой памяти. Центром же сего мемориала, общим памятником славе и подвигам погребенных здесь воинов стала воздвигнутая и ныне освящаемая нами часовня в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знáмение». Издревле этот образ Небесной Заступницы почитается в нашем Отечестве символом покровительства воинству и защиты мирных людей от нашествий вражеских. Перед этой иконой наши предки молились накануне победоносных сражений. Я выражаю глубокую благодарность Президенту Республики Беларусь Александру Григорьевичу Лукашенко, городским властям, архитекторам, строителям, историкам и всем, кто своими трудами по крупицам собрал сведения о погребенных здесь людях - имена многих из них увековечены на плитах-помянниках этой часовни. Сей величественный мемориал - живое свидетельство духовного возрождения нашей страны, которое, милостью Божией, совершается в союзе и соработничестве государства и Церкви. Благодарю всех разделяющих с нами молитвы о зде погребенных, ибо тем самым мы воздаём дань памяти нашим предкам, являя себя наследниками их славы и достойными гражданами нашего Отечества! Аминь! К стенам часовни были возложены венки от государственных органов и иностранных дипломатических миссий стран-участниц Первой мировой войны. Минутой молчания и тремя залпами почтили память воинов, чей прах нашел успокоение в часовне Минского братского военного кладбища. Делегации администраций районов столицы, жители и гости Минска, молодежь и ветераны возложили цветы к месту захоронения. + + + Сайт Минской епархии подготовил справку о мемориале на Минском Братском кладбище времен Первой мировой войны. В справке сообщается, что Братское кладбище, расположенное на участке между улицей Червякова и Старовиленским трактом, возникло в 1914 году (вскоре после начала Первой мировой войны) по решению Минской городской управы как место захоронения погибших воинов. На кладбище в основном погребались солдаты и офицеры, умершие от ран в госпиталях и лазаретах, которых в Минске было развернуто до пятнадцати.

http://ruskline.ru/analitika/2011/08/25/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период. Эпоха гонений. Монашество АВГУСТИН (Пятницкий; 1884 - 1918), архим., последний настоятель Оранской муж. пуст. Владимирской иконы Пресв. Богородицы Нижегородской епархии АГНИЯ (Благовещенская Анна Никитична; 1868-1938), последняя игум. Леушинского во имя Иоанна Предтечи мон-ря Новгородской губернии АЛЕКСАНДР (Кременецкий Александр Стефанович (1842 или 1843 - 1918 ), архим., духовный писатель, проповедник АЛЕКСАНДР (Орудов (Уродов) Георгий Андреевич; 1876-1961), архим., посл. наместн. Седмиозерной пуст., исп. (пам. 14 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Вятских святых) АЛЕКСАНДРА (Самойлова Анна (?) Никитична; 1882 – 1938), прмц. (пам. 9 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), мон. АЛЕКСАНДРА (Червякова Мария Афанасьевна; 1873 – 1938), прмц. (пам. 30 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), схим. АЛЕКСИЙ (Соловьев Фёдор Алексеевич; 1846-1928), схим., старец, прп. (пам. 19 сент. и в Соборе Московских святых) АЛЕКСИЙ (Гаврин Алексей Петрович; 1883 – 1937), прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), мон. АЛЕКСИЙ (Задворнов; 1882 - 1937), иером., прмч. (пам. 9 нояб. в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АМВРОСИЙ (Астахов Алексей Аникеевич; 1860–1937), архим. , прмч. Московский(пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АНАТОЛИЙ (Потапов Александр Алексеевич; 1855-1922), схим., прп. Оптинский (пам. 30 июля, 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев ) АНДРОНИК (Суриков Андрей Иванович; 1885 – 1938), прмч. (пам. 9 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), иером.

http://pravenc.ru/rubrics/121854.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010