—220— болезни, Ректором названной семинарии возбуждено пред Советом Академии особое ходатайство (ст. II журнала). б) Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1908 г. Июля 13. В Совет Московской Духовной Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 12 июня за 7005: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 31 минувшего мая за 14430, по ходатайствам южно-славянских уроженцев о принятии их в русские духовно-учебные заведения, с назначением на содержание синодальных стипендий. Приказали: Разрешить, согласно настоящему предложению, допустить к приемным испытаниям, после медицинского освидетельствования, болгарина Стефана Поп-Рачева для поступления в Московскую духовную академию, с назначением ему, по выдержании испытаний, стипендии из синодальных средств и с отнесением расхода на стипендию по 220 р. в год на счет духовно-учебного капитала по отд. 1 § 2 специальной сметы расходов ведомства Святейшего Синода. Для зависящих по сему распоряжений послать указ Вашему Преосвященству». Справка: Болгарский уроженец Стефан Поп-Рачев к приемным испытаниям сего 1908 года в Академию не явился. в) Отношения 14-ти Правлений духовных семинарий с препровождением документов назначенных ими к поступлению в состав нового (LXVII) академического курса воспитанников: Владимирской – Сергея Сахарова, Волынской – Александра Хотовицкого, Донской – Григория Епифановича, Екатеринославской – Георгия Чайкина, Московской – Николая Ремова и Владимира Маркова , Орловской – Василия Никольского, Полтавской – Андрея Степанова, Рязанской – Василия Муратова и Дмитрия Яхонтова, Тамбовской – Петра Уметского, —221— Тверской – Алексея Титова и Константина Носова, Тульской – Ильи Кудряшева и Александра Успенского , Харьковской – Александра Мигулина, Черниговской – Михаила Курганского и Ярославской – Леонида Брянцева. г) Заявление Преосвященного Ректора Академии о том, что все лица, явившиеся для поступления в состав нового академического курса по собственному желанию, в качестве волонтеров (55 студентов духовных семинарий, из коих 19 священников и 1 вышедший в отставку учитель духовного училища, в чине Надворного Советника, семейный; и 2 сербских уроженца, окончившие курс Призренской семинарии – священник Савва Иованович и Ефрем Игуманович –на основании разрешительных указов Святейшего Синода от 15 мая и 30 октября 1907 года за 5655 и 13005), были допущены им к приемным испытаниям.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

После двух противоцерковных процессов, закончившихся казнями, 27 ноября 1922 года в Москве открылся новый громкий процесс против духовенства и мирян, которые обвинялись в том, что они будто бы «пытались удержать в своих руках церковные богатства и на почве голода свалить советскую власть». На скамью подсудимых посадили 105 священнослужителей и мирян. Среди главных обвиняемых были благочинный протоиерей Сергий Успенский, настоятель храма Христа Спасителя протоиерей Николай Арсеньев, ключарь храма протоиерей Александр Хотовицкий, священник храма Христа Спасителя Илия Громогласов , смотритель этого же храма Лев Евгеньевич Анохин, настоятель церкви Иоанна Воина протоиерей Симеон Голубев. После допроса всех обвиняемых и свидетелей на судебном заседании 6 декабря впоследствии зловеще знаменитый прокурор Вышинский произнес обвинительную речь. Он просил суд приговорить к смертной казни 13 обвиняемых и среди них протоиереев Александра Хотовицкого, Сергия Успенского, священника Илию Громогласова , игумению Новодевичьего монастыря Веру (Побединскую), А.Е. Анохина. Других обвиняемых Вышинский просил осудить на разные сроки тюремного заключения. Обвиняемым была предоставлена возможность сказать последнее слово. В своем последнем слове отец Александр прежде всего попытался снискать у суда снисхождения и милости к своим собратьям: «Прошу обратить внимание на тех, которые были у меня на собрании; одни из них – старики, а другие – совсем молодые и ни в чем не виновные. Собрание у меня было самое обыкновенное, оно не являлось контрреволюционным и не имело характера темного заговора». 228 Приговор революционного трибунала оказался более мягким, чем кровожадные приговоры, вынесенные на прежних процессах по делам об изъятии церковных ценностей. Главные обвиняемые – игумения Вера (Побединская), протоиерей Сергий Успенский и протоиерей Александр Хотовицкий – были приговорены к лишению свободы сроком на 10 лет, конфискации имущества и поражению в правах на 5 лет. После возвращения святого Патриарха Тихона к церковному управлению и ряда его заявлений о лояльности государственной власти многие из архипастырей, пастырей, церковных деятелей и рядовых мирян, осужденных трибуналами по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей, были амнистированы. В октябре 1923 года освободили из-под стражи и отца Александра. После освобождения он не имел штатного места ни в одном из приходов и служил по приглашению в разных московских церквах.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Через неделю после рукоположения юный священник возвратился в Нью-Йорк, чтобы стать настоятелем того прихода, где ранее нес послушание псаломщика. С 1898 по 1907 год о. Александр совершал пастырское служение под омофором святителя Тихона, которого в трагический для России 1917 год промысел Божий возвел на первосвятительский Престол Московских Патриархов. Святитель высоко ценил сердечное благочестие, дар пастырской любви и всестороннюю богословскую образованность отца Александра. Поприще его деятельности в Соединенных Штатах было весьма широким и многоплодным: он с успехом совершал миссионерское служение, главным образом среди эмигрантов-униатов, выходцев из Галиции и Карпатской Руси, он был также одним из ближайших помощников архипастырей православной Америки, представляя Православную Церковь в американских религиозных учреждениях и собраниях. Трудами отца Александра были созданы православные приходы в Филадельфии, Юнкерсе, Панайке и других больших и малых городах Северной Америки. Прихожанами этих храмов были как православные по рождению люди, которых судьба занесла в Новый Свет, так и обращенные из униатства русские и присоединившиеся к Православной Церкви выходцы из протестантов. Серьезный вклад в дело свидетельства истины Православия инославному американскому обществу внес выходивший под редакцией отца Александра на английском и русском языках журнал «Американский Православный Вестник», в котором регулярно печатались его статьи. Будущий новомученик Александр Хотовицкий принял деятельное участие в создании епархиального Православного общества взаимопомощи, исполняя в разное время обязанности его казначея, первого секретаря и председателя. Общество оказывало материальную помощь австрийским русинам, македонским славянам, русским воинам в Маньчжурии и российским военнопленным в японских лагерях. Отец Александр взял также на себя подвижнический труд по строительству в Нью-Йорке замечательного в архитектурном отношении грандиозного храма святителя Николая, ставшего украшением города. Собирая средства на его сооружение, он объездил множество православных общин Америки и даже побывал в 1901 году на родине, в России. В летописи храма святителя Николая, кафедрального собора с 1903 года, запечатлено: «Основан и создан сей кафедральный собор в городе Нью-Йорке, в Северной Америке, иждивением, заботами и трудами всечестнейшего кафедрального протоиерея отца Александра Хотовицкого в лето от Рождества Христова 1902-е».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

21 мая/2 июня 1899 г. Божественная литургия была совершена архиерейским чином в Николаевской церкви в Бруклине. Преосвященному сослужили архим. Рафаил, свящ. Александр Хотовицкий, иером. Ефрем (Дибс), протодиак. Петр Попов и прибывший из Дамаска в Нью-Йорк диакон. После обедни и молебна владыку провели в братский зал, где он принял сирийскую делегацию из г. Лоуэлл 107 . Сиро-арабы подали прошение о рукоположении во пресвитера для православной общины Лоуэлла коммерсанта Михаила Хусана. Но поскольку арабы заявили, что в случае их возвращения на Ближний Восток они собираются все вместе вернуться в родную деревню Айд-Фухар, постольку Тихон поручил Рафаилу (Ававини) связаться с митр. Селевкийским Герасимом (Яредом) и выяснить, примет ли Селевкийский митрополит Хусана М. в священном сане в случае хиротонии последнего в Соединенных Штатах и его последующего возвращения на родину 108 . Затем к правящему архиерею обратился архим. Рафаил с просьбой благословить его на поездку по Северной Америке для сбора пожертвований на новую сиро-арабскую церковь в Нью-Йорке 109 , а также с просьбой войти в Святейший Синод с ходатайством о выдаче единовременного пособия на строительство православного храма 110 . Потом состоялась трапеза с обменом тостами и благопожеланиями. 22 мая/3 июня 1899 г. Утром Тихон принял представителей Пассайкского Трехсвятительского братства; затем он присутствовал в одном из отелей Нью-Йорка на завтраке, устроенном в честь Его Преосвященства генконсулом Владимиром Александровичем Тепловым. Вечером в русской церкви еп. Тихон, архим. Рафаил, свящ. Александр Хотовицкий и протодиак. Петр Попов отслужили воскресное бдение. 23 мая/4 июня 1899 г. В неделю о слепом Тихон отправил литургию в русском храме. «Преосвященному, по-видимому, не приходилось еще никогда совершать литургию при такой жаре. Было 107 градусов по Фаренгейту 111 в тени, и надо было удивляться той стойкости, с какою поглощенные интересом к никогда не виденной ранее архиерейской службе инославные посетители терпеливо до конца службы переносили и жару, и непривычное стоянье, нисколько не утомляясь непонятностью как самого языка богослужебного, так и всего происходившего, высказывая затем восторженные впечатления. Для Нью-Йоркской Церкви это богослужение было ознаменовано возложением на местного священника, отца Александра Хотовицкого, камилавки 112 , присланной ему как раз к прибытию преосвященного, который сказал при этом небольшую речь, оттеняя те замечательные качества энергии, самопожертвования и красноречия, которые вызывают присуждение таких необычных знаков отличия на столь молодого годами священника. В положенное время преосвященный говорил проповедь 113 и весьма напомнил нам своего предместника, епископа Николая: та же плавность речи, та же образность выражений, отсутствие поправок, непринужденность и назидательность. В Америке же дар проповедничества несравнимо ценнее, чем у нас в России.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

25 марта 1993 г. Священный Синод одобрил представленный Комиссией по канонизации святых проект постановления «О порядке канонизации местночтимых святых в Русской Православной Церкви на епархиальном уровне». Согласно синодальному решению, собранные епархиальной комиссией по канонизации святых материалы, связанные с житием и кончиной подвижника, должны направляться в синодальную комиссию. По рассмотрении этих материалов и при наличии достаточных оснований для прославления подвижника, Святейший Патриарх дает благословение на его причисление клику местночтимых святых. Сама же канонизация совершается епархиальным архиереем. Такой порядок прославления подвижников для местного почитания был призван устранить возможные ошибки, поспешные, непродуманные действия в деле исключительной церковной важности и тем уберечь церковный народ от смущения и недоумений. Одним из важных деяний Архиерейского Собора 1994 г. явилось прославление митрополита Московского Филарета (Дроздова) и священномучеников протопресвитера Александра Хотовицкого, погибшего в 1937 г., и протоиерея Иоанна Кочурова, убитого вскоре после октябрьского переворота. Доклад о прославлении новых угодников Божиих сделал председатель Комиссии по канонизации святых митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. О прославлении священномучеников Александра и Иоанна ходатайствовало священноначалие Американской Православной Церкви, потому что эти пастыри в течение долгого времени совершали церковное служение в Соединенных Штатах. Особое внимание докладчик уделил подготовке комиссией ряда исследований, связанных с предполагаемой канонизацией императора Николая II и царской семьи. Архиерейскому Собору 1997 г. митрополит Крутицкий Ювеналий представил материалы для канонизации в числе священномучеников, погибших в 1937 г., патриаршего местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра, митрополита Серафима (Чичагова) , архиепископа Фаддея (Успенского) . По докладу митрополита Ювеналия Архиерейский Собор причислил их клику священномучеников для общецерковного почитания.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

4. Храм Покрова Богородицы на Лыщиковой горе. (Лыщиков пер., 10). Место пребывания мощей священноисповедника Романа Медведя (см. раздел III). 5. Храм Казанской иконы Божией Матери (город Реутов). В храме находятся мощи священномучеников Александра Смирнова и Феодора Ремизова, а также два мощевика, один из которых содержит частицы большинства имеющихся в наличии мощей Новомучеников и Исповедников Церкви Русской.   VIII . Храмы, являющиеся местом пребывания иных святынь (иконы с частицами мощей Новомучеников и Исповедников, предметы, принадлежавшие мученикам (например, детали облачения, богослужебные предметы, личные вещи, книги и др.); иконы, написанные мучениками и настенные росписи, ими выполненные; иконы, изображающие Новомучеников и Исповедников, иные реликвии, связанные с эпохой гонений на Православную Церковь XX века). В настоящем разделе приведены лишь наиболее значимые объекты   1. Храм Христа Спасителя. (Ул. Волхонка, 15). Этот храм является сам по себе символом мученичества. Место служения священномученика Александра Хотовицкого – ключаря храма. Место нахождения иконы Собора Новомучеников и Исповедников Российских XX века. Здесь сохраняется икона «Спас нерукотворный» из взорванного в 1931 году храма. Мраморные горельефы, снятые со стен храма Христа Спасителя до его разрушения, размещены с внутренней стороны восточной стены Донского монастыря (см. III .А. Места, связанные с восстановлением патриаршества и жизнью св. патриарха Тихона (Белавина). 2. Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь. (Новодевичий пр., 1). В Успенском храме находится часть облачения митрополита Серафима (Чичагова) (палица), в котором был похоронен архиепископ Иларион (Троицкий) в Новодевичьем монастыре в      С.Петербурге. Во время обретения мощи оказались нетленными, равно как и само облачение. В храме находится икона, на которой изображены оба святителя. В Собор Новомучеников и Исповедников Церкви Русской были включены имена духовника Новодевичьего монастыря священномученика Сергия Лебедева и насельниц монастыря преподобномучениц Матроны (Алексеевой), Марии (Цейтлин), Наталии (Баклановой), Ирины (Хвостовой) и Наталии (Ульяновой).

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

И совсем удивительная новость: одна из улиц в городе Джерси-сити (США) будет носить имя русского священномученика Александра Хотовицкого . 2 декабря православная общественность собралась на торжественную установку дорожного указателя, увековечивающего память священномученика Александра. 6 мая 2007 года приходу апостолов Петра и Павла в Джерси-сити, основанному священномучеником Александром в годы его служения в США, исполнилось 100 лет. Православие в Западной Европе Известный лютеранский богослов принял Православие . Немецкий лютеранский профессор Карл Христиан Фельми принял Православие. Он подчеркивает, что этот шаг – его личное решение и естественный результат изучения Православия, которым он занимается всю жизнь. Последняя его книга «Введение в современное православное богословие» издана и на русском языке. Именно во время работы над ней богослов принял окончательное решение принять Православие. Как отметил сам Фельми, он не знает ни одного лютеранского богослова, который бы, начав серьезное изучение Православия, не изменился бы при этом сам под его благотворным влиянием. Акафист «Слава Богу за все» переведен на исландский язык . Широко известный благодарственный акафист «Слава Богу за все» был написан в послереволюционные годы митрополитом Трифоном (Туркестановым; 1861–1934). Теперь его перевел на свой родной язык известный исландский писатель и переводчик Арни Бергманн. Работа была завершена в середине сентября 2007 года. Уже не первый год идет строительство первого православного храма в Исландии, и очень правильно, что параллельно с этим ведется работа по созданию православной литературы на исландском языке, так что местные жители смогут познакомиться с Православием и интеллектуально, и эстетически. Приходы Русской Православной Церкви в Швеции получили государственную регистрацию . Это решение позволяет нашим приходам в Швеции получить официальный статус религиозных объединений, обращаться в государственные и иные социальные организации (больницы, тюрьмы, похоронные бюро и т.п.) с просьбой предоставить находящимся там православным русскоязычным гражданам или их родственникам возможность участия в церковных таинствах и обрядах. Кроме того, наши приходы получают право устроить собственные кладбища, а также регистрировать браки прихожан и пользоваться материальной поддержкой со стороны государственных органов. В настоящее время в Швеции действует пять приходов Московского Патриархата: в Стокгольме, Гётеборге, Умео, Упсале и Вестеросе. Регулярные богослужения также совершаются в городах Евле, Лулео и Карлстаде.

http://pravoslavie.ru/5066.html

Но с 10 августа я заболел, о чем прилагаю при сем свидетельство врача, и поэтому не мог как продолжать подготовки к экзаменам, так и явиться в Академию к сроку. В силу изложенного смею покорнейше просить Ваше Преосвященство разрешить мне держать экзамены по означенным предметам в 10 числах сентября сего года». Справка : По § 110 лит. а. п. 15 устава духовных академий «перевод студентов из курса в курс» значится в числе дел, решаемых самим Советом и представляемых для просмотра местному Епархиальному Архиерею. Определили : 1) Студентов: III курса – Давидовича Владимира, Дубчука Владимира, Мелиоранского Ивана и Покровского Александра; II курса – иеромонаха Серафима (Иовановича) и Телятьева Валериана; 1 курса – Ельчанинова Александра и Семенова Андрея перевести в следующие курсы и дать соответствующия их успехам и поведению места в разрядных списках. – 2) Студенту II курса Хотовицкому Александру разрешить сдать устные испытания по патристике, истории философии и психологии по выздоровлении, не позже, по возможности, 20 сентября с. г. —332— XIX. Прошение учителя Данковского духовного училища священника Василия Суханова: Так как сын мой Александр, два раза остававшийся ио болезни на III курсе Академии на повторительный курс и в настоящее время находящийся на излечении в Московской Окружной лечебнице, не может, по своему болезненному состоянию, продолжать образование в Академии, то я прошу Совет Академии уволить его по болезни из Академии и выслать ему документы на мое имя в гор. Данков, Рязанской губернии». Справка : Студент III курса Академии Александр Суханов, с разрешения Святейшего Синода (указ от 29 октября 1909 года за 14587) оставленный в III курсе уже на третий год и вновь, по причине болезни, не явившийся в Академию в течение всего минувшего 1909–1910 учебного года, определением Совета Академии от 10 июня с. г., утвержденным Его Высокопреосвященством, уже уволен из Академии, согласно требованию § 134 устава духовных академий 1884 года, – по неуспешности. Определили : Составленное соответственно изложенному в справке увольнительное свидетельство и прочие документы бывшего студента Академии Александра Суханова выслать отцу его – учителю Данковского духовного училища священнику Василию Суханову.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Соболевского: «Работа очень хорошая, написанная с любовью к научным изысканиям; читается легко. Признаю ее весьма хорошей». Справка : 1) По § 110 лит. в. п. 10 устава духовных академий «присуждение звания действительного студента и степени кандидата богословия» значится в числе дел Совета Академии, представляемых на утверждение местного Епархиального Архиерея. – 2) Действительный студент Беликов Василий в среднем выводе по ответам и сочинениям за четыре года академического курса имеет балл выше 4 1/2. Определили : 1) Действительных студентов Академии Беликова Василия и иеромонаха Нифонта (Фомина) и студента священника Литвиненко Александра удостоить степени кандидата богословия, с предоставлением Беликову права на получение степени магистра богословия без новых устных испытаний, а студента Уарова Петра – звания действительного студента, с правом на получение степени кандидата богословия по представлении удовлетворительного кандидатского сочинения. – 2) Постановление сие представить предварительно на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства. XVIII. а) Заявление Преосвященного Ректора Академии о том что студенты: III курса – Давидович Владимир, Дубчук Владимир, Мелиоранский Иван и Покровский Александр: —331— II курса – иеромонах Серафим (Иованович) и Телятьев Валериан и I курса – Ельчанинов Александр сдали отложенные им, по определению Совета Академии от 10 июня с. г., на послеканикулярное время устные испытания по одному или нескольким предметам соответствующих курсов и получили удовлетворительные отметки, а студент I курса Семенов Андрей представил семестровое сочинение по метафизике, отмеченное тоже удовлетворительным баллом. б) Прошение студента II курса Хотовицкого Александра: В виду крайнего истощения организма после перенесенной мною в мае месяце сего года операции червеобразного отростка врачи запретили мне в течение двух месяцев заниматься умственным трудом, вследствие чего я мог приняться за подготовку к отложенным по причине операции на август месяц экзаменам по патристике, психологии и истории философии лишь с августа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1410 Владимир (Путята; 2.10.1869ок. 1941). Окончил Демидовский юридический лицей и Александровскую Военно-юридическую академию. 1900 – монах, иеромонах. В 1900 окончил КазДА, 1906 – магистр богосл. 19021906 – наст. посольской ц. в Риме. 1907 – еп. Кронштадтский, вик. С.-Петербургской епархии. Заведовал православными заграничными церквями. 19111913 – еп. Акмолинский, вик. Омской епархии; 1913 – Витебский и Полоцкий, 1915 – Донской и Новочеркасский. 1917 – архиеп. Пензенский и Саранский. Основал в Пензе «Свободную церковь ». 20.04.1918 Поместным Собором лишен епископского сана за неподчинение распоряжениям Синода. С 1922 в обновленчестве. В 1923 обновленческий синод восстановил его в епископском сане и назначил обновленческим еп. Саратовским, затем – Пензенским. В 1928 принес покаяние митр. Сергию и принят как монах. В 1934 перешел в григорианский раскол, был григорианским митр. Томским и всея Сибири. С 1934 в заключении (Следственное дело. 902; Обновленческий раскол. 712714). 1421 О том, кого следует включить в число членов Миссионерского совета, шла речь на 12 и 13 заседаниях этого органа. Так, было постановлено пригласить еп. Алеутского и Аляскинского Филиппа (Ставицкого), протоиерея А.А. Хотовицкого, московского епарх. миссионера прот. И.В. Полянского, архимандрита Гурия (Степанова) и Н.Д. Кузнецова (Миссионерский совет. 29). Кооптирование этих новых членов было утверждено постановлением ВЦУ 31.01.1919 (Постановления Патриарха 1919/I. 27). 1422 Поскольку на издание апологетической и миссионерской литературы требуются значительные средства, Миссионерский совет постановил поручить епархиальным архиереям организовать сбор средств в епархиях, а также ассигновать суммы, достаточные для организации апологетической работы (Миссионерский совет. 33). 1425 Врангель Петр Николаевич (15.08.197825.04.1928). Генерал, участник Русско-японской и I мировой войн, один из руководителей белого движения. В 1918 вступил в Добровольческую армию. С января 1919 командовал Кавказской Добровольческой армией. Сменил А.И. Деникина на посту главнокомандующего Вооруженными силами Юга России, сформировал Крымское правительство. С мая 1920 – главнокомандующий Русской армией. В 1920 вместе с армией эвакуировался из Крыма. В 19241928 основатель и пред. Русского общевоинского союза. Скончался в Брюсселе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010