Лит. наследие А. составляют проповеди, богословские работы, стихи, а также статьи, посвященные церковноприходской жизни Америки. Материалы, связанные с А., хранятся в Аляскинском церковном архиве в Б-ке Конгресса (Alaskan Russian Church Archives, Manuscript Division; Library of Congress, Washington), в архиве Православной Церкви в Америке (Orthodox Church in America Archives, Syosset, N. Y.), в Архивах американцев русского происхождения в Миннесоте (Archives of Americans of Russian Descent in Minnesota, Minneapolis). Соч.: Путешествие преосвященного Тихона в Сент-Луис. Посещение Всемирной выставки. Освящение церкви в Мадисоне//Американский правосл. вестн. N. Y., 1904. Vol. 8. N 23. С. 450-460; Из дневника/А. Х.//Там же. 1908. Vol. 12. N 21. С. 405-412; О молитве Иисусовой//ЖМП. 1994. 7/8. С. 71-78; Александр (Хотовицкий), св. Документы, письма, статьи и стихи/Под ред. Г. М. Солдатова. Minneapolis, 1998. Ч. 1: Миссионерский период Православной Церкви в Америке, 1896-1909. Лит.: Цыпин В., прот. Протопресвитер Александр Хотовицкий//ЖМП. 1994. 7/8. С. 98-104; Протоиерей Иоанн Кочуров (1871-1917). Протопресвитер Александр Хотовицкий (1872-1937). СПб., 1995; Анохова А. Я. Рассказ о священномученике протопресвитере Александре Хотовицком//Дан. Благ. 1996. Вып. 6. С. 82-83; Голубцов С., протодиак. Московское духовенство в преддверии гонений, 1917-1922 гг. М., 1999. С. 186-187. Прот. Владислав Цыпин Рубрики: Ключевые слова: ВЛАДИМИР (Богоявленский Василий Никифорович, 1848-1918), митр., сщмч. (пам. 25 янв., 14 июня, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Самарских святых и в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих) АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/64174.html

Серьезный вклад в дело свидетельства истины Православия инославному американскому обществу внес выходивший под редакцией отца Александра на английском и русском языках " Американский Православный Вестник " . В этом журнале регулярно печатались статьи редактора. Новомученик Александр принял деятельное участие в создании епархиального Православного общества взаимопомощи, исполняя в разное время обязанности его казначея первого секретаря и председателя. Общество оказывало материальную помощь австрийским русинам, македонским славянам, русским воинам в Маньчжурии и российским военнопленным в японских лагерях. Отец Александр взял также на себя подвижнический труд по созданию в Нью-Йорке вместо малого приходского храма замечательного в архитектурном отношении грандиозного собора святителя Николая, ставшего украшением города. Собирая средства на сооружение собора, он объезжал православные общины Америки, с этой же целью побывал в 1901 году на родине, в России. В летописи храма святителя Николая, ставшего в 1903 году кафедральным собором, запечатлено: " Основан и создан сей кафедральный собор в городе Нью-Йорке, в Северной Америке, иждивением, заботами и трудами всечестнейшего кафедрального протоиерея отца Александра Хотовицкого в лето от Рождества Христова 1902-е " . Святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси 26 февраля 1906 года православная Америка праздновала десятилетие священнического служения одного из своих самых замечательных пастырей протоиерея Александра. Поздравляя юбиляра, святитель Тихон сказал " Когда ты вспоминаешь в годовщину свое посвящение во иерея Божия, то невольно задаешься мыслью о том, как ты употребил данный тебе от Бога талант, не вотще ли была благодать Божия на тебе, как далеко ты ушел по пути нравственного усовершенствования. Ты при этом производишь сам себе суд, но тут ты являешься сам и судьей и судимым. А для правильности суда требуется выслушать голоса людей посторонних свидетелей. Вот они и выступают пред тобою: прислушайся же к их голосу! Благодарение Господу! Сейчас мы выслушали пространное и воодушевленное свидетельство их в похвалу тебе. Со своей стороны, как начальник твой, могу свидетельствовать, что ты оправдал доверие и чаяния, которые возлагались на тебя при твоем посвящении " .

http://pravicon.com/info-1696

А. С. принял решение о перераспределении средств внутри епархий между более обеспеченными и бедными приходами, преобразовании Хозяйственного управления в Хозяйственно-экономическое с целью упорядочения финансовой деятельности в Церкви. Архиереи РПЦ предупредили бывш. свящ. Глеба Якунина и мон. Филарета (см. М. Денисенко ), что в случае продолжения ими антицерковных деяний они будут отлучены от правосл. Церкви через анафематствование. В определении «О взаимоотношениях Церкви с государством и светским обществом на канонической территории Московского Патриархата в настоящее время» А. С. подтвердил «непредпочтительность» для Церкви к.-л. гос. строя, политической доктрины, движения и т. д., невозможность для Церкви поддерживать политические партии, союзы и блоки, запретил священнослужителям выдвигать свои кандидатуры на выборах в местные или федеральные органы власти, признал крайне нежелательным членство священнослужителей в политических партиях, движениях. Собор отметил, что эти запреты не распространяются на мирян. А. С. обратился к гос. органам власти с призывом разработать комплекс законодательных актов, регламентирующих возвращение каноническим учреждениям РПЦ несправедливо отнятого имущества, прежде всего святынь, храмов, икон, освобождение от налогов и предоставление иных финансовых льгот, решение вопроса о религ. прозелитизме и сектантстве. Собор постановил приступить к разработке «всеобъемлющей концепции, отражающей общецерковный взгляд на вопросы церковно-государственных отношений и проблемы современного общества в целом» (см. Основы социальной концепции РПЦ ). Одним из главных деяний А. С. явилось прославление свт. Московского Филарета (Дроздова) , священномучеников протопр. Александра Хотовицкого , погибшего в 1937 г., и прот. Иоанна Кочурова , убитого в первые дни после Октябрьской революции 1917 г. Доклад о прославлении новых угодников Божиих сделал председатель Комиссии по канонизации святых митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) . Особое внимание он уделил также подготовке комиссией ряда исследований, связанных с предполагаемой канонизацией имп.

http://pravenc.ru/text/АРХИЕРЕЙСКИЙ ...

В нынешнем благолепии храма можно увидеть образ победы Церкви, подобно тому, как это мы можем узреть в подвиге великой страдалицы за Господа — святой Екатерины, имя которой он носит. В сегодняшнем евангельском чтении, в котором говорится о гонениях, которые надлежит людям претерпеть, глубокий и важный смысл. Если гонения будут попущены для свидетельства (Лк. 21:13), о чем это свидетельство? Оно о силе веры Христовой в людях, о том, что семя, которое было заложено святыми апостолами, процвело и проявилось. И несмотря ни на какие гонения, никакие скорбные обстоятельства жизни, это семя христианской веры процветает в жизни людей. Хотя мы знаем, как много терний, как много каменистой почвы, как много соблазнов, которые это семя пытаются вырвать из человеческих сердец. Сегодня святое Православие страдает от попыток внешних сил разделить его. Мир в очередной раз восстал на Церковь Божию, и наш долг как служителей Церкви — свидетельствовать о нашем единстве. Таким свидетельством стало совершенное нами Таинство Святой Евхаристии, ибо через совершение этого Таинства и вкушение Тела и Крови Христовой мы становимся единым телом Христовым (1 Кор. 10:16-17). Я благодарю Ваше Блаженство за Ваш визит, который ясно свидетельствует о том, что, несмотря на трудности в межгосударственных отношениях, наши Церкви-Сестры по-прежнему вместе. И они готовы твердо следовать своему особому призванию: через развитие межцерковных связей благотворно влиять на отношения между нашими странами и народами. Празднуемая нами годовщина создания Американского Подворья в Москве предваряет юбилей 50-летия дарования автокефалии Православной Церкви в Америке и 50-летия прославления в лике святых преподобного Германа Аляскинского, которые будут отмечаться в следующем году. Юнейшая из автокефальных Православных Церквей-Сестер Православная Церковь в Америке имеет уже полувековую историю автокефального бытия, однако корни Православия на американском континенте гораздо древнее. Они берут начало в трудах и молитвах наших общих святых — святителей Иннокентия Московского и Тихона, Патриарха Всероссийского, Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, священномучеников Александра Хотовицкого и Иоанна Кочурова, преподобного Германа Аляскинского.

http://pravoslavie.ru/126200.html

В определении «О взаимоотношениях Церкви с государством и светским обществом на канонической территории Московского Патриархата в настоящее время» Архиерейский Собор подтвердил «непредпочтительность» для Церкви какого-либо государственного строя, политической доктрины, движения и т. д., невозможность для Церкви поддерживать политические партии, союзы и блоки, запретил священнослужителям выдвигать свои кандидатуры на выборах в местные или федеральные органы власти, признал крайне нежелательным членство священнослужителей в политических партиях, движениях. Эти запреты не распространяются на мирян. Архиерейский Собор обратился к государственным органам власти с призывом разработать комплекс законодательных актов, регламентирующих возвращение каноническим учреждениям РПЦ несправедливо отнятого имущества, прежде всего святынь, храмов, икон, освобождение от налогов и предоставление иных финансовых льгот, решение вопроса о религиозном прозелитизме и сектантстве. Собор постановил приступить к разработке «всеобъемлющей концепции, отражающей общецерковный взгляд на вопросы церковно-государственных отношений и проблемы современного общества в целом». Одним из главных деяний Архиерейского Собора явилось прославление свт. Московского Филарета (Дроздова), священномучеников протопресвитера Александра Хотовицкого, погибшего в 1937 г., и протоиерея Иоанна Кочурова, убитого в первые дни после Октябрьской революции 1917 г. Доклад о прославлении новых угодников Божиих сделал председатель Комиссии по канонизации святых митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков). Особое внимание он уделил также подготовке комиссией ряда исследований, связанных с предполагаемой канонизацией императора Николая II. Одними из важнейших документов, принятых Священным Синодом в межсоборный период, стали рекомендации Комиссии по канонизации «О порядке канонизации местночтимых святых Русской Православной Церкви на епархиальном уровне», на основании которых в последующие годы проводились многие прославления местных святых.

http://sedmitza.ru/lib/text/429307/

До сих пор на арабском языке на мусульманских каналах выходило в эфир не менее шести детских программ антихристианского содержания. В противоположность этому новый христианский детский канал будет распространять послание любви и прощения. SAT-7 – христианская спутниковая телекомпания, основанная в 1996 году христианами различных конфессий, проживающими на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Канал призван донести христианское послание в каждый дом на Ближнем Востоке. Центр SAT-7 находится на Кипре, редакция – в Египте, а телестудии, помимо других стран, – в Ливане . У российского читателя может возникнуть вопрос: насколько спутниковый канал может быть действительно эффективен для провозглашаемой цели " донести христианское послание в каждый дом на Ближнем Востоке»? Однако здесь нужно иметь в виду, что, в отличие от наших реалий, когда спутниковое телевидение – выбор весьма и весьма немногих, – в арабском мире оно распространено несоизмеримо шире, и его имеют даже бедные семьи. Половина из всех арабских детей имеет возможность смотреть спутниковые каналы. И многие из них теперь получат возможность услышать и христианский голос на родном языке. При этом, что важно, участие в создании передач принимают и православные христиане. Одна из улиц в городе Джерси-Сити (США) будет носить имя священномученика Александра Хотовицкого 2 декабря православная общественность собралась на торжественную установку дорожного указателя, увековечивающего память священномученика Александра. От имени администрации Джерси-Сити к собравшимся обратился член городского совета Стивен Фьюлоп. 6 мая 2007 года приходу апостолов Петра и Павла в Джерси-Сити, основанному священномучеником Александром в годы его служения в США, исполнилось 100 лет. Протопресвитер Александр Хотовицкий родился в 1872 году на Волыни. По окончании Санкт-Петербургской духовной академии он был направлен в Алеутскую и Северо-Американскую епархию, где был рукоположен во пресвитера и трудился 18 лет. Он успешно занимался миссией среди униатов – выходцев из Галиции и Карпатской Руси. Трудами отца Александра были созданы православные приходы в Филадельфии, Юнкерсе, Панайке и других больших и малых городах Северной Америки. Под его редакцией издавался " Американский православный вестник» на английском и русском языках.

http://pravoslavie.ru/5055.html

По теме «Об отношении к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства» Комиссией были произведены исторические и архивные исследования по участию Русской Православной Церкви в сношениях с инославными церквами в XIX и первой половине ХХ века (до 1961 года) и обсуждены богословские обоснования и действительный смысл нашего участия во Всемирном Совете Церквей и других международных христианских организациях с учетом степени влияния на это нецерковных факторов. Поручения провести соответствующие исследования получили три Духовные Академии — Московская, Санкт-Петербургская и Киевская, Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата и Свято-Тихоновский Богословский институт. Из представленных подробных докладов было видно, что уже в XIX веке наша Церковь вела серьезные переговоры и богословские диалоги с англиканами, старокатоликами и Восточными Православными Церквами (дохалкидонитами) о единстве с конечной целью восстановления общения. Все межхристианские сношения проводились всегда в духе братской любви, но на основе верности и внутренней целостности нашего свидетельства о вере, жизни и Предании Древней Церкви. Протоиерей Георгий Флоровский назвал эти переговоры «православным экуменизмом». О духе «православного экуменизма» свидетельствует и ответ Святейшего Правительствующего Синода нашей Церкви на запрос Константинопольского Патриарха Иоакима III (1902-1903 годы) об отношении к инославным Церквам и исповеданиям. Результаты переговоров с англиканами и старокатоликами были достаточно обнадеживающими (как это видно из архивов Роттердамско-Петербургской богословской комиссии). Восстановлению полного общения в то время помешала I Мировая война и революция в России. Ведущая роль Русской Православной Церкви в вопросах христианского единства была широко известна в XIX и начале ХХ века и потому, как только возникло экуменическое движение «Вера и Церковное Устройство» (в начале ХХ века), оно нашло широкую поддержку у церковного Священноначалия и богословов. Документы свидетельствуют о положительной реакции Святейшего Патриарха Тихона (Белавина) и его преемников на американской кафедре митрополитов Платона (Рождественского) и Евдокима (Мещерского), а также их представителя в этом Движении протопресвитера Александра Хотовицкого (недавно прославленного нашей Церковью в лике священномучеников), Святейшего Правительствующего Синода и его обер-прокуроров — Саблера и Львова.

http://patriarchia.ru/db/text/5829544.ht...

После 1917 года в Переяславскую слободу стали свозить святыни из окрестных храмов: распятие из уничтоженного Страстного монастыря, храмовую икону мучеников Адриана и Наталии из снесённой церкви на 1-й Мещанской улице, а также чудотворный образ мученика Трифона и многие другие. В 1979 году прошёл внешний ремонт храма. Через год освятили приставной Трифоновский престол. Его изготовил из 250-летнего дуба прихожанин Знаменской церкви краснодеревщик В.И. Кудинов. К середине 1980-х гг. построили новый церковный дом, а через десять лет с небольшим - каменный крестильный храм, который освятили в честь священномученика Александра Хотовицкого. Крестильню возводили на пожертвования верующих. Проект разработал архитектор В.С. Васильев, росписи выполнил художник А.А. Шишкин. Великое освящение храма совершил в 1999 году патриарх Алексий II. По количеству святынь Знаменскую церковь можно назвать своего рода музеем иконописи. Здесь большое количество Богородичных икон, а также образов других святых. Среди них икона мученика Трифона, икона новомучеников Знаменского храма - Иоанна Смирнова и Аполинария Тупицына, образ княгини Ольги из Ольгинской детской больницы, построенной графом Орловым-Давыдовым в память о своей матери Ольге Ивановне, Озерянская икона Божией Матери, образ Иосафа Белгородского и другие святыни. Архитектурное исполнение церкви характерно для церковного зодчества Мрсквы 18 века. Храм обладает несомненной индивидуальностью. Мастера " елизаветинского стиля " хорошо ориентировались в приёмах " русского национального барокко " - так называемого московского. Сочная пластика форм, криволинейные кровли, мажорная, контрастная раскраска фасадов - цвет имеет значение! Но, конечно, от московского барокко отталкивались, но не подражали. Это уже новый век с новой эстетикой: кубоватая, чуть-чуть тяжеловесная форма, упрощённый, дробный декор, отход от идеи " храма-башни " в пользу " храма-корабля " с продольно-осевой композицией, обязательная симметрия... Знаменская церковь как раз из таких, можно сказать, програмное произведение " средней формы " ! Строители отказались от схемы " восьмерик на четверике " . Эта композиция долгое время считалась в Москве мейнстримом, однако параллельно развивалась новая схема, получившая воплощение в Знаменском храме. Здесь заметно стилистическое единство.

http://sobory.ru/article/?object=03724

Уже через два месяца Святейший Синод получил Высочайшее разрешение Государя императора Николая Александровича на сбор необходимых денежных средств. Для осуществления этого в феврале 1900 года отец Александр Хотовицкий в качестве председателя строительного комитета направился в Россию. Первый взнос на строительство - 5 тысяч золотых рублей - поступил от самого Императора Николая Второго. Неоценимую молитвенную и нравственную поддержку оказал глубоко всеми чтимый отец Иоанн Кронштадтский - на первой странице специально заведенной книги для записи пожертвований он, внеся 200 рублей, написал: " Благослови, Господь, эту книгу и труд, на который эти пожертвования испрашиваются... " Примеру Царской Семьи и иерархов Церкви последовали многие православные. В России нередко после звучавших с амвонов храмов обращений отца Александра Хотовицкого прихожане жертвовали снятые с себя серьги, кольца, ожерелья, браслеты. И, тем не менее, собранных средств не хватало. Тогда специальным постановлением Святейшего Синода, в день празднования Крещения Господня, в 1901 году по всем церквам России был объявлен сбор пожертвований в пользу строительства православного храма в Нью-Йорке. Краеугольный камень в основание собора был заложен в день Перенесения мощей святителя Николая Чудотворца 9 мая (22 мая по н.ст.) 1901 года. На всем протяжении следования крестного хода из церкви на Второй авеню к 97-ой улице дома были украшены российскими и американскими флагами. В присутствии тысячей верующих, прибывших из Вашингтона представителей русского посольства во главе с графом Кассини, генерального консула в Нью-Йорке Теплова, офицеров и матросов строящегося в Филадельфии броненосца " Ретвизан " , а также мэра Нью-Йорка Сета Лоу епископ Тихон освятил краеугольный камень. Через полтора года лучшая американская строительная фирма того времени " Джон Доуни и сын " под наблюдением архитектора Бергессена возвела здание Свято-Николаевского собора. Первое богослужение во вновь построенном храме состоялось 10 (23 ст.ст.) ноября 1902 года. По свидетельству очевидцев, на нем присутствовало не менее двух тысяч верующих (в два раза больше проектированной вместимости), и не менее тысячи молящихся стояло на улице. В своей проповеди, обращаясь ко всем собравшимся, епископ Тихон сказал: " ... В сем великом городе возведена церковь, достойная русской нации и отвечающая величию Православной веры " .

http://sobory.ru/article/?object=19008

Самоотверженное пастырское служение будущего новомученика в Америке продолжалось 18 лет. В феврале 1914 года он был переведен в Гельсингфорс (ныне Хельсинки), где нес священническое служение до августа 1917 года. Летом 1917 года протоиерей Александр был назначен ключарем кафедрального Храма Христа Спасителя в Москве. Он принял активное участие в работе Поместного Собора 1917-1918 гг. В годы гражданской войны отец Александр был одним из ближайших помощников святителя Тихона по управлению Московской епархией . В мае 1920 и в ноябре 1921 года отец Александр подвергался кратковременным арестам. Его обвиняли в нарушении декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви — в преподавании Закона Божия детям. В 1922 году, под предлогом помощи голодающим, власти проводили насильственное изъятие церковного имущества. Отец Александр организовал в Храме Христа Спасителя сбор средств для помощи голодающим; в то же время предпринимались усилия к тому, чтобы сохранить от поругания храмовые святыни. 27 ноября 1922 года начался судебный процесс по обвинению 105 священнослужителей и мирян в том, что они «пытались удержать в своих руках церковные богатства и на почве голода свалить советскую власть». Среди главных организаторов был назван протоиерей Александр Хотовицкий. Приговор революционного трибунала оказался более мягким, чем высказанное в обвинительной речи требование смертной казни, — 10 лет лишения свободы. После возвращения святителя Тихона к церковному управлению и ряда его заявлений о лояльности Советской власти многие из священнослужителей и мирян были амнистированы. В октябре 1923 года освободили из-под стражи и отца Александра, однако менее чем через год, в сентябре 1924, он был сослан на поселение в Туруханский край сроком на 3 года. По возвращении из ссылки протоиерей Александр был возведен в сан протопресвитера и стал одним из ближайших помощников Заместителя Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Сергия, под началом которого он ранее служил в Финляндии. В 1930 году протопресвитер Александр был назначен настоятелем Ризоположенского храма на Донской улице в Москве. Осенью 1937 года он был вновь арестован. На этом документальные сведения о нем прерываются, однако большая часть устных сообщений говорит о его мученической кончине.

http://patriarchia.ru/db/text/335800.htm...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010