В 2000 году Русской Православной Церковью была совершена масштабная канонизация новомучеников и исповедников Церкви Русской. Для общества масштаб этой канонизации, число канонизованных святых явилось неожиданностью. Думаю, что это одна из причин, почему это явление не было сразу усвоено нашим церковным и светским обществом. Но следует задаться вопросом — объективно и своевременно ли было событие, совпавшее с празднованием 2000-летия Рождества Христова, с днем освящения восстановленного Храма Христа Спасителя, с днем мученической кончины последнего настоятеля этого храма — протопресвитера Александра Хотовицкого? По истечении двух десятилетий мы можем сказать с полной ответственностью, что прославление новомучеников было исторически назревшим. Никто не может усомниться ныне, что гонения на Русскую Православную Церковь действительно были, причем, гонения именно за веру Христову. И в этих гонениях были и те, кто мужественно их перенес, и те, кто отрекся от веры, и те, кто сотрудничал с гонителями. И хотя может показаться, что мужественно перенесших гонения неисчислимое множество, что их большинство среди репрессированных в те трагические годы, в действительности их меньшинство. Они, как и в древности, составляли малое стадо, к которому обращался Господь, чтобы они не боялись этого лежащего во зле мира, ибо Господь победил мир. Подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской по внутренней своей сути во всем сходен с подвигом древних мучеников, разница лишь во внешней социально-политической обстановке, в которой он совершался, что потребовало от церковных специалистов многих трудов по ее изучению. Сами новомученики воспринимали суть мученического подвига одинаково с тем, как его воспринимали мученики в древности. Священномученик Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский и Гдовский, с детства мечтал о мученическом подвиге. Когда он был арестован и предстал перед судом и затем был приговорен к смерти, которую ждал в нелегких условиях советской тюрьмы, то понял, что вся окружавшая его обстановка и духовные переживания те же, что переживали мученики в древности.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5537310...

– На Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1988 году были прославлены благоверный князь Димитрий Донской, преподобные Андрей Рублев и Максим Грек, митрополит Московский и всея Руси Макарий, схиархимандрит Паисий (Величковский), блаженная Ксения Петербургская, епископ Игнатий (Брянчанинов), иеросхимонах Амвросий Оптинский и епископ Феофан Затворник. В 1989 году постановлением Священного Синода была создана Комиссия по канонизации святых. В 1989 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил святителей Иова и Тихона; Поместный Собор 1990 года прославил праведного Иоанна Кронштадтского; в 1992 году Архиерейский Собор прославил уже некоторое число новомучеников и исповедников – митрополита Киевского Владимира (Богоявленского), митрополита Петроградского Вениамина (Казанского) и вместе с ним пострадавших, великую княгиню Елисавету и инокиню Варвару; Архиерейский Собор 1994 года прославил митрополита Московского Филарета (Дроздова), новомучеников протоиерея Иоанна (Кочурова) и протопресвитера Александра (Хотовицкого); Архиерейский Собор 1997 года прославил новомучеников и исповедников Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Крутицкого Петра (Полянского), митрополита Серафима (Чичагова) и архиепископа Тверского Фаддея (Успенского). Из всего этого списка имен новопрославленных святых становится ясно, что Русская Православная Церковь перед переходом к существованию в новых государственных условиях в 1988 году прославила избранно – благоверного князя, преподобных древности, праведного святителя, сделавшего очень много для нее, и в частности в деле прославления святых, великого деятеля на поприще духовного просвещения и продолжателя традиции старчества и также двух самых известных святителей XIX столетия. Только когда уже начались новые взаимоотношения между Церковью и государством, Русская Православная Церковь смогла приступить к прославлению новомучеников. Сначала самых известных. Наконец, на Архиерейском Соборе 2000 года был прославлен Собор новомучеников и исповедников Российских как поименованных, так и безымянных, имена которых по мере изучения их исповеднического подвига включаются в Собор и в православный календарь. Подход Комиссии по канонизации – это, прежде всего, полнота материалов и детальное их изучение вне зависимости от того, идет ли речь о подвижнике благочестия, или о мученике. Но если в случае с подвижником благочестия изучается его жизнь, а также прижизненные и посмертные чудеса, то в случае с мучеником предпочтение отдается изучению исповеднического подвига, верности Христу в условиях гонений, заключения и мученических страданий. Это, конечно, не означает пренебрежения к изучению вопроса о том, насколько христианской была жизнь человека до того, как он пострадал. В связи с увеличением числа канонизаций растет и количество изучаемых материалов. Соответственно многократно увеличился объем материалов, которые требуется изучить прежде, чем принимается какое-либо решение.

http://fond.ru/index.php?menu_id=375&men...

Послание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви 18 января 2009 г. 08:44 Возлюбленные о Господе всечестные пастыри, боголюбивые иноки и инокини и все верные чада Церкви нашей! «Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви» (2 Ин. 1:3). Этими словами апостольского приветствия мы, участники Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, состоявшегося 29 ноября — 4 декабря 1994 года в московском Свято-Даниловом монастыре, обращаемся ко всей Полноте нашей Святой Церкви, вознося благодарственные молитвы ко Господу нашему Иисусу Христу, по благоволению Которого мы завершили свои труды, и испрашиваем Его всеблагой помощи в исполнении решений, принятых нашим Архиерейским Собором. Мы призываем пастырей и паству посвятить себя делу возрождения церковной жизни. «Будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом» (1 Кор. 15:58). Помните, возлюбленные отцы, братья и сестры, что в исполнении нашего служения нас укрепляет сила Божия, явленная Православной Руси в Его святых угодниках, прославленных ныне нашей Церковью. Архиерейский Собор рассмотрел представленные Синодальной комиссией по канонизации святых материалы и принял решение о причислении к лику святых выдающегося иерарха и богослова Русской Церкви митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова; 1782-1867), а также принявших мученическую кончину в эпоху гонений на Церковь православных миссионеров протопресвитера Александра Хотовицкого (1872-1937) и протоиерея Иоанна Кочурова (1871-1917). Мы верим, что ходатайство новопрославленных святых будет вдохновлять нас и помогать в нелегких ныне трудах на благо Церкви и Отечества. Да дарует всем нам Господь их мудрость и кротость, их бесстрашие и горение духа. Подвиги прославленных Собором святых были связаны с духовным образованием и православной миссией. Это важнейшие проблемы, стоящие и сегодня перед Русской Православной Церковью после десятилетий вынужденной изоляции от общества Вопросы духовного и религиозного образования, возрождения православного христианского образа жизни нашего народа стали главной темой Собора. Сегодня в наших странах идут весьма противоречивые процессы. С одной стороны, началось духовное возрождение народа. С другой — налицо рост социальной напряженности, межнациональной и гражданской вражды, преступности, пьянства, наркомании. Личность, семья и общество разрушаются безнравственностью. Наши страны держат трагическое первенство по числу разводов и абортов. Эти страшные процессы цинично провоцируются средствами массовой информации, и жертвами падения нравственности становятся прежде всего дети и молодежь. Следствием духовного оскудения и социальной безысходности стал катастрофический рост самоубийств.

http://patriarchia.ru/db/text/530516.htm...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Послание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви Возлюбленные о Господе всечестные пастыри, боголюбивые иноки и инокини и все верные чада Церкви нашей! «Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви» (2 Ин. 1,3). Этими словами апостольского приветствия мы, участники Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, состоявшегося 29 декабря 1994 года в московском Свято-Даниловом монастыре, обращаемся ко всей Полноте нашей Святой Церкви, вознося благодарственные молитвы ко Господу нашему Иисусу Христу, по благоволению Которого мы завершили свои труды, и испрашиваем Его всеблагой помощи в исполнении решений, принятых нашим Архиерейским Собором. Мы призываем пастырей и паству посвятить себя делу возрождения церковной жизни. «Будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом» (1 Кор. 15,58). Помните, возлюбленные отцы, братья и сестры, что в исполнении нашего служения нас укрепляет сила Божия, явленная Православной Руси в Его святых угодниках, прославленных ныне нашей Церковью. Архиерейский Собор рассмотрел представленные Синодальной комиссией по канонизации святых материалы и принял решение о причислении к лику святых выдающегося иерарха и богослова Русской Церкви митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова; 1782-1867), а также принявших мученическую кончину в эпоху гонений на Церковь православных миссионеров протопресвитера Александра Хотовицкого (1872-1937) и протоиерея Иоанна Кочурова (1871-1917). Мы верим, что ходатайство новопрославленных святых будет вдохновлять нас и помогать в нелегких ныне трудах на благо Церкви и Отечества. Да дарует всем нам Господь их мудрость и кротость, их бесстрашие и горение духа

http://mospat.ru/archive/86592-poslanie-...

Хельсинки. Церковь Илии Пророка на православном кладбище. /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты В 1809 г. Финляндское княжество вошло в состав Российской империи. С этого времени в Гельсингфорсе резко выросло число православных людей, в основном это были военные — гарнизон Свеаборгской крепости, но были и гражданские люди: купцы, ремесленники, рабочие. По требованию военного губернатора Свеаборга для захоронения православных был выделен отдельный участок в районе залива Lapinlahti. Это и есть начало первого православного кладбища в Хельсинки. На этом кладбище, у входа, была построена деревянная часовня в честь пророка Илии, которую в 1851- 1852 г. заменили каменной, существующей и доныне. Сейчас в часовне поставлен иконостас и служатся литургии. В 1831 г. была построена Троицкая православная церковь. С этого года кладбище из подчинения военного губернатора Свеаборга передали православной Троицкой общине — Гельсингфоргскому приходу, в ведении которого оно находится и в настоящее время. В 1916 г. Указом Его Императорского Величества настоятелю Успенского собора протоиерею Александру Хотовицкому было поручено создать проект и приступить к строительству Храма во имя Ильи Пророка на кладбище Гельсингфорса. Если же будет желание устроить Церковь на два придела — говорилось в Указе — то главный пусть будет в честь Воскресения Христова, а второй придел — в честь святого Пророка Илии. Революция помешала осуществиться этим планам. В 1918 г. часовню Ильи-пророка переоборудовали в церковь — перенесли в нее иконостас из закрытого храма морского ведомства на Скаттудене. Литургии совершали на походном антиминсе. Площадь церкви-часовни составляла всего 28 квадратных метров. 1 июня 1949 г. приходской совет постановил приступить к постройке кладбищенского храма. Место выбрали в северо-западном углу кладбища, где из-за скального грунта нельзя было хоронить. 2 мая 1951 г. состоялась официальная закладка новой гельсингфорской православной церкви в честь Пророка Ильи на кладбище. Строительные работы возглавил техник-строитель Б. Пауламо.

http://sobory.ru/article/?object=20714

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Деяние «О канонизации протопресвитера Александра Хотовицкого (1872-1937)» 1 января 2009 Документы Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 29 ноября — 2 декабря 1994 года Статья Во имя Отца и Сына и Святого Духа! С самого начала существования Церкви Божией самым совершенным свидетельством Истины является пролитие крови за Господа нашего Иисуса Христа Святые мученики и страстотерпцы побеждали диавола «кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти» (Огкр.12, 11). Гонения, воздвигнутые на христиан в первые столетия церковной истории, послужили к вящей славе Божией и к торжеству Евангелия. И в наш век, по попущению Божию, на Руси на Православную Церковь обрушилось гонение, по размаху и ожесточению своему подобное злодеяниям древних врагов христианства. Сонм новомучеников Российских кровью своей прославил Бога и засвидетельствовал истину учения Христа Спасителя. Продолжая прославление новомучеников Российских, Освященный Собор ныне, исследовав святую жизнь и страдальческий подвиг протопресвитера Александра, единогласно определяет 1. Причислить к лику новомучеников Российских священномученика протопресвитера Александра, миссионера-подвижника, плодотворно потрудившегося на поприще распространения Православия на Американском континенте, одного из ближайших и верных помощников Предстоятелей Русской Церкви святого Патриарха Тихона и Патриарха Сергия, претерпевшего неправедный суд, тюремное заточение, изгнание и завершившего свое исповедническое святое житие страданием за Христа.

http://bogoslov.ru/article/392574

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Священномученик Протопресвитер Александр (Хотовицкий) (+ 1937) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 21 нояб. в день прославления и в ближайшую Неделю к 25 янв. вместе с Собором новомучеников и исповедников Российских. Новомученик Российский Александр (Хотовицкий) родился 11 февраля 1872 г. в городе Кременце, в благочестивой семье ректора Волынской Духовной семинарии протоиерея Александра, память о котором как о добром пастыре долго хранилась в сердцах православных жителей Волыни. Родители дали отроку доброе христианское воспитание, внушили ему любовь к Православной Церкви и народу Божию. Образование будущий пастырь получил в Волынской семинарии и Санкт-Петербургской Духовной академии, которую закончил в 1895 г. По окончании академии он был направлен на миссионерское служение в Алеутскую и Североамериканскую епархию, в Нью-Йорк, где занял место псаломщика при только что отстроенном православном храме Святителя Николая. В 1896 г. священномученик Александр был рукоположен в сан диакона, 25 февраля того же года был хиротонисан во пресвитера, и он стал настоятелем прихода. Благодаря его подвижническому труду в этой должности был построен грандиозный собор Святителя Николая вместо малого приходского храма. В летописи собора запечатлено: «Основан и создан сей кафедральный собор в городе Нью-Йорке, в Северной Америке, иждивением, заботами и трудами всечестнейшего кафедрального протоиерея отца Александра Хотовицкого в лето от Рождества Христова 1902-е». С 1898 по 1907 г. о. Александр совершал свое пастырское служение под омофором святителя Тихона (память его 25 марта), который высоко ценил его сердечное благочестие, дар пастырской любви и всестороннюю богословскую образованность. Поприще деятельности в Соединенных Штатах было весьма широким и многоплодным: о. Александр с успехом совершал миссионерское служение, главным образом среди эмигрантов-униатов, выходцев из Галиции и Карпатской Руси, он был также одним из ближайших помощников архипастырей православной Америки, представляя Православную Церковь в американских религиозных учреждениях и собраниях. Трудами о. Александра были созданы православные приходы в Филадельфии, Юнкерсе, Панайке и других больших и малых городах Северной Америки. Деятельное участие он принял в организации и деятельности епархиального «Православного общества взаимопомощи», которое оказывало материальную помощь австрийским русинам, македонским славянам, русским воинам в Маньчжурии и российским военнопленным в японских лагерях.

http://sedmitza.ru/lib/text/437897/

Коллектив авторов Скачать epub pdf Священномученик протопресвитер Александр Хотовицкий Прославлен в 1994 г. Память празднуется 21 ноября/4 декабря (прославление) и в воскресенье после 25 января/7 февраля (Собор новомучеников) Из Деяния Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации протопресвитера Александра Хотовицкого (1872–1937) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! С начала существования Церкви Божией самым совершенным свидетельством Истины является пролитие крови за Господа нашего Иисуса Христа. Святые мученики и страстотерпцы побеждали диавола “кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти” ( Откр 12:11 ). Гонения, воздвигнутые на христиан в первые столетия церковной истории, послужили к вящей славе Божией и к торжеству Евангелия. И в наш век, по попущению Божию, на Руси на Православную Церковь обрушилось гонение, по размаху и ожесточению своему подобное злодеяниям древних врагов христианства. Сонм новомучеников Российских кровью своей прославил Бога и засвидетельствовал истину учения Христа Спасителя. Продолжая прославление новомучеников Российских, Освященный Собор ныне, исследовав святую жизнь и страдальческий подвиг протопресвитера Александра, единогласно определяет: 1 . Причислить к лику новомучеников Российских священномученика протопресвитера Александра, миссионера-подвижника, плодотворно потрудившегося на поприще распространения Православия на Американском континенте, одного из ближайших и верных помощников Предстоятелей Русской Церкви святого Патриарха Тихона и Патриарха Сергия; претерпевшего неправедный суд, тюремное заточение, изгнание и завершившего свое исповедническое святое житие страданием за Христа. 2 . Мощи новомученика протопресвитера Александра, в безвестном месте покоящиеся, оставить на произволение Божие. 3 . Включить протопресвитера Александра в Собор новомучеников Российских. 4 . Составить сему новомученику особую службу, а до составления таковой отправлять общую по чину мученическому

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пелих Татьяна Борисовна Урожд. Мельникова. Родилась 20 января 1903 г. в Польше, где служил отец – Борис Никанорович Мельников (чиновником по акцизному ведомству). После начала Первой мировой войны до 1918 г. жила в Царском Селе, затем в Нижнем Новгороде, где под руководством епископа Петра (Зверева) занималась с детьми Законом Божиим и церковным пением, изучала церковный устав. Затем семья Мельниковых переехала в Москву. Таня стала прихожанкой храма Христа Спасителя и духовной дочерью настоятеля храма священномученика протопресвитера Александра Хотовицкого. Несла различные послушания в храме, относила письма и передачи духовенству в московские тюрьмы. После ареста о. Александра и захвата храма обновленцами Татьяна стала духовной дочерью исповедника архимандрита Георгия (Лаврова), последовала за ним в ссылку в пос. Кара-Тюбе в Казахстане и служила ему до его кончины в 1932 г. В 1933 г. арестована по «Делу членов кружка христианской молодежи». Отправлена в Сиблаг. В 1935 г. освобождена. Проживала в Загорске (ныне Сергиев Посад). В 1937 г. вышла замуж за Тихона Тихоновича Пелиха 268 , позднее принявшего священство. Скончалась в 1983 г. 18 февраля 1960 г. Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыка! Вчера Мария К. 269 получила от Вас посылку, и из письма Вашего мы с радостью узнали, что Вы поправились и не лежите уже в постели. Ваши болезни – для нас скорбь. Вы, дорогой Владыка, наш молитвенник и утешитель. Батюшка мой очень слабо чувствует себя. Жалуется на постоянную мучительную боль в голове, головокружение, а кроме того, его кожное заболевание распространилось уже и на слизистые рта, так что приходится делать уколы новокаина в десны. Службы в церкви совершает с великим трудом. Тянется из последних сил. Сердце надрывается, глядя на его недомогания. Мне кажется, что ему бы не надо служить в будни, а с другой стороны – причащение Святых Тайн для него исцеление. Катюша 270 у нас тоже что-то неважно чувствует себя. Хотелось нам с нею в эти дни побывать у Вас однодневкой, но по состоянию здоровья она не в состоянии ехать.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

В Нью-Йорке молитвенно отметили 120-летие Николаевского Патриаршего собора 22 ноября 2022 г. 12:19 20 ноября 2022 года, в Неделю 23-ю по Пятидесятнице, в Николаевском Патриаршем соборе Нью-Йорка состоялись торжества, посвященные 120-летию со дня великого освящения этого храма епископом  Тихоном (Беллавиным) . В тот же день вся полнота Русской Православной Церкви молитвенно отметила день рождения своего Предстоятеля Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Накануне воскресного дня в соборе было совершено всенощное бдение. На полиелее для поклонения верующим был изнесен специально написанный петербургским иконописцем Надеждой Несторук к этому празднику образ святителя Тихона и священномученика протопресвитера Александра Хотовицкого с частью крышки от мощевика, на которой имеется подлинная подпись епископа Алеутского и Северо-Американского Тихона от 23 ноября 1902 года. По приглашению временно управляющего Патриаршими приходами в США епископа Сурожского Матфея и по благословению Святейшего Патриарха Кирилла Божественную литургию в день праздника возглавил Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Николай . Митрополиту Николаю сослужил собор духовенства Московского Патриархата в США и Русской Зарубежной Церкви, а также представители Поместных Церквей. В числе участников богослужения — настоятель собора и канцлер Патриарших приходов в США протоиерей Игорь Выжанов, клирик Антиохийской юрисдикции в США архимандрит Иеремия (Дэвис), канцлер Православной Церкви в Америке протоиерей Александр Рентел, ключарь кафедрального синодального Знаменского собора Русской зарубежной Церкви в Нью-Йорке протоиерей Андрей Соммер, настоятель Трехсвятского храма г. Гарфилд (штат Нью-Джерси) протоиерей Георгий Конев. Торжества также посетил настоятель кафедрального собора святого Саввы в Нью-Йорке ( Сербская Православная Церковь ) протоиерей Живоин Яковлиевич. За богослужением молились многочисленные прихожане и гости прихода. В храме присутствовали постоянный представитель России при Организации Объединенных Наций В.А. Небензя и заместитель постоянного представителя по экономическим, административно-бюджетным вопросам Д.С. Чумаков, сообщает сайт Патриарших приходов в США.

http://patriarchia.ru/db/text/5979233.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010