Выступивший затем сотрудник ленинской библиотеки Георгиевский добавил, что объединение церкви произойдет именно под руководством Страгородского. По другому случаю аналогичное собрание состоялось 24 января 1937 года с участием митрополита Константина Дьякова, епископа Григория Козлова, митрополита Феофана Тулякова, архиепископа Мефодия из Пятигорска (по фамилии Абрамкин), епископов Сергия Воскресенского, Ивана Широкова, Алексея Сергеева, священников Хотовицкого, Колчицкого, Ягодина, Смирнова А. П., Левашова, Сахарова, церковника Аксенова, Георгиевского и др. На этом собрании Страгородский в ответ на речь Феофана Тулякова заявил, что его отношение к советской власти основано на маневрировании - с целью сохранить церковь в тяжелых для нее современных условиях " 9. Вероятно, определенные надежды на то, что решить вопрос о Патриаршестве удастся, внушало то обстоятельство, что в конце 1936 года власть разрешила повысить статус митрополита Сергия до уровня Патриаршего Местоблюстителя [в связи с ложным известием о кончине митрополита Петра (Полянского, † 1937)]. Через несколько месяцев, однако, против Церкви была поднята такая волна террора, что говорить о восстановлении Патриаршества стало просто немыслимо. Казалось, что Московская Патриархия вообще доживает последние дни. Господь, однако, судил иначе. Пророческими оказались слова Блаженнейшего Сергия о том, что Православная Русская Церковь не всегда будет находиться в таком плачевном положении. В 1943 году власть была вынуждена изменить свою церковную политику, и в Русской Церкви вновь появился Патриарх. ПРИМЕЧАНИЯ 1 ЦА ФСБ РФ. Д. Р-49429. Л. 187-188. Здесь и далее подчеркивания даны согласно протоколам допросов. Сохранено употребление строчных и заглавных букв. 2 Там же. Л. 27-28. 3 Там же. Л. 149-149 об. 4 Архиепископ Борис (Шипулин, † 1937). - Прим. ред. 5 Священномученик Александр Хотовицкий († 1937). - Прим. ред. 6 ЦА ФСБ РФ. Д. Р-49429. Л. 208-209. 7 Митрополит Сергий Воскресенский († 1944). - Прим. ред. 8 ЦА ФСБ РФ.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Как нагляднейший знак участия к нашим нуждам и потребностям я привез вам радостную весть об учреждении викариатства в этой Епархии. Так, отцы и братья, добросовестным прохождением своего долга и надалее мы должны оправдать это внимание и доверие нашей Родины и её Державного Вождя! Тут же прочитан был помещенный выше 626 ответ К.П. Победоносцева на поднесенный ему адрес. Духовенство было искренно тронуто сердечными словами и приветом своего Архипастыря и в незатейливых, но искренних речах спешило выразить свою искреннюю радость по поводу наступившего свидания и готовность всегда по мере сил шествовать по миссионерскому пути согласно с предначертаниями своего Преосвященного Первостоятеля» 627 . 18/31 января 1904 г. В неделю о мытаре и фарисее преосвященный, в сослужении прот. Александра Хотовицкого и свящ. Илии Зотикова, совершил обедню в Нью-Йоркском соборе, на которой сказал поучение 628 . После богослужения состоялся архиерейский прием в зале Николаевского собора. 25 января/7 февраля 1904 г. В неделю о блудном сыне еп. Тихон, настоятель Ионкерской церкви Леонтий Владышевский 629 и о. Илия Зотиков отслужили литургию 630 в Троицком храме Йонкерса. «После трапезы состоялась отеческая беседа Владыки с прихожанами о церковно-приходских делах. И здесь проявилась отзывчивость и попечительность Архипастыря о пасомых. Во внимание к намерениям прихода расширить свое просветительное дело Владыка облегчил его материальные обязательства в отношении к священнику, с тем, чтобы это облегчение пошло на пользу преуспеянию местного дела. В 5 часов раздался благовест к вечерне. Несмотря на трудный день и на дурную погоду, Преосвященный вновь проследовал в храм. Вечерню служил прибывший к этому часу из Нью-Йорка Протоиерей А. Хотовицкий. Его Преосвященством был отслужен затем Акафист Божией Матери и преподано прощальное святительское благословение многочисленным богомольцам, возвратившимся в свои домы с радостными лицами и отрадными воспоминаниями о торжественном богослужении, ласковой приветливости и любви Преосвященнейшего Владыки» 631 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

–Мое мировоззрение не соответствует советскому. Всю систему советской власти я признаю неправильной. Но коммунистическое государство не щадило и тех, кто максимально дистанцировался от политических вопросов. Главным для репрессивной машины была принадлежность этих людей к враждебному классовому лагерю. Священномученик Иоанн Богоявленский (память 24 декабря), против которого не смогли найти ни одной улики, на допросе говорил: «Для меня все равно, царь управлял, советская власть управляет или кто другой. Я жил при царе так, как живу и теперь. Я предан Православной Церкви и буду продолжать до конца служить ей». В таких случаях помогали провокации – в данном случае пастыря обвинили в том, что он принял от прихожанки два мешка «общественной» картошки. Отец Иоанн получил 10 лет лагерей и умер в декабре 1941 г. Если же не находилось и таких поводов, всегда можно было прибегнуть к помощи лжесвидетелей. Таковых находили и среди местных активистов, а порой и из самих прихожан. Арестовывались практически все архиереи и священники, чье место жительства было известно. Не щадили и тяжело больных. Парализованного старца митрополита Серафима (Чичагова) (память 11 декабря), который уже ничем не мог помешать властям, гонители все же забрали и расстреляли. В архангельской ссылке был арестован епископ Онисим (Пылаев). Через все годы лагерных мытарств этот священномученик пронес оловянную ложку с надписью: «Епископ Онисим». Он всегда брал ее с собой в предчувствии нового заключения. Но на этот раз он ложку не взял, предвидя, что впереди его ждет только смерть за Христа. Действительно, это был последний арест – 27 февраля 1938 г. священномученик был расстрелян. Большой утратой для Церкви была гибель протопресвитера Александра Хотовицкого – известного миссионера, соратника святителя Тихона в деле миссионерства в Америке. Трудами этого пастыря немало униатов вернулось в православие, а американская земля украсилась несколькими православными храмами. После революции отец Александр служил в Москве, был одним из помощников митрополита Сергия (Страгородского) . Один из современников – А.Б.Свенцицкий вспоминал: «И сегодня помню глаза отца Александра. Казалось, что его взгляд проникает в твое сердце и ласкает тебя. Это же ощущение было у меня, когда я видел святого Патриарха Тихона Так же и глаза отца Александра; светящийся в них свет говорит о его святости». Л.А.Головкова приводит фрагмент из жизни этого святого. Находясь в ссылке, он переписывался с духовными чадами, чаще с двумя девушками. «Дорогие мои деточки», «мои медвежатки», «чижики мои хорошие» – обращался он к ним. Эти девушки, преодолев немыслимые трудности, смогли навестить своего духовника в Туруханском крае. Сохранилась фотография, на которой одна из девушек стоит рядом с пастырем на фоне северного пейзажа. А на обороте фотографии подпись: «Какая я счастливая!»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Непосредственно рядом со святителями Тихоном и Петром стоят святители митрополиты Кирилл (Смирнов) Казанский и Агафангел (Преображенский) Ярославский. Эти два иерарха были названы в “Завещании” Патриарха Тихона кандидатами в Местоблюстители Патриаршего Престола. По своему положению в Церкви, мудрому и подвижническому противостоянию воинствующему безбожию они занимают выдающееся место в сонме святых этого времени. За ними следуют ряды иерархов, также мужественно и самоотверженно защищавших паству – фактически, основную часть русского народа. Среди них – замечательные подвижники, великие молитвенники, глубокие богословы. Второй ряд слева от центра возглавляет священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский, за ним предстоит священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский; напротив изображены священномученики Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский и Гдовский и Серафим (Чичагов), митрополит Петроградский; далее следуют такие замечательные подвижники, как святители Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский; Петр (Зверев), архиепископ Воронежский; Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский; Дамаскин (Цедрик), епископ Стародубский; Серафим (Самойлович), архиепископ Угличский; Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской; Гермоген (Долганев), епископ Тобольский; Андроник (Никольский), архиепископ Пермский и Соликамский; Порфирий (Гулевич), епископ Крымский и множество других, представляющих основную часть епископата Русской Церкви 20-30 годов. Однако святых епископов больше, чем их можно изобразить. В соответствии с древней традицией множественность неведомых подвижников обозначена нимбами, возвышающимися над верхним рядом изображенных иерархов. Ниже епископов, такими же рядами справа и слева от расположенных в центре царственных мучеников, предстоят святые мученики от священства, монашества, мирян. Их число поистине необозримо, по необходимости написаны лишь наиболее известные. В первом ряду рядом с Царской Семьей стоят святая великая княгиня Елисавета с инокиней Варварой, далее – священноисповедник архимандрит Сергий (Сребрянский), духовник Марфо-Мариинской обители, священномученики протоиерей Констатин Голубев, протоиерей Сергий Мечев и другие. С противоположной стороны видим священномучеников архимандрита Сергия (Шеина), протоиерея Философа Орнатского, протоиерея Иоанна Кочурова, протопресвитера Александра Хотовицкого и других с ними.

http://pravmir.ru/opisanie-ikony-sobora-...

По состоянию на начало 2010 года в клире Патриарших приходов в США числятся 38 штатных и 12 заштатных священников, 11 диаконов (заштатных 3) и 4 мантийных монаха. Большая часть храмов — одноклировые, священники получают умеренное жалование от прихода, который, как правило, предоставляет им также жилье и медицинскую страховку. В некоторых храмах, однако, приходы не могут содержать священника, которому в этом случае приходится иметь светскую работу. Часть церквей живут по новому календарному стилю, за редким исключением почти все совершают богослужения на английском языке. За последнее десятилетие значительно обновился и помолодел кадровый состав Патриарших приходов. Но вопрос формирования клира остается крайне острым. Традиционно кандидаты для хиротонии и назначения на тот или иной приход подбираются из числа верующих самих Патриарших приходов; только в два храма назначения осуществляются из Москвы. Возраст, богословская и светская академическая подготовка, церковный опыт потенциальных и настоящих клириков зачастую ставит перед Патриаршими приходами сложные и трудноразрешимые задачи. Священнослужители старшего поколения нуждаются в подготовке смены для себя. Кандидатами же, как правило, являются люди среднего возраста. Восполнение их литургического опыта и приобретение богословского образования часто ставит кандидатов перед необходимостью временно оставить работу и семью, что не всегда представляется возможным. Кроме того, от кандидатов требуется знание английского языка и местных условий жизни, что еще больше усложняет решение кадровых вопросов.   Церковным и административным центром Московского Патриархата в США является Свято-Николаевский Патриарший собор Нью-Йорка, построенный под руководством священномученика Александра Хотовицкого и освященный в 1902 году святителем Тихоном (Белавиным). На сегодняшний день собор — самый крупный храм не только среди Патриарших приходов, но, по всей вероятности, и среди всех русских церквей Америки. На Пасху и другие большие праздники собор привлекает до пяти-семи тысяч верующих. По соглашению с полицейским управлением, в Пасхальную ночь перекрываются близлежащие по периметру храма улицы, по которым проходит крестный ход. Аналогичным образом перекрываются улицы и в Светлую субботу, когда по установившейся в последние несколько лет традиции в Свято-Николаевский собор съезжается для служения Божественной литургии патриаршее духовенство со всех Соединенных Штатов. После объединения с Русской Православной Церковью Зарубежом ее клирики также принимают участие в богослужении, крестном ходе и приеме, который дает в честь Пасхальных торжеств Генеральное консульство Российской Федерации в Нью-Йорке.

http://e-vestnik.ru/world/patriarshie_pr...

С 3 мая по 25 июля 1975 года временно управлял Уфимской епархией. 9 сентября 1976 года возведён в сан архиепископа. В 1978—1980 годах под руководством архиепископа Иоанна осуществлялся капитальный внутренний ремонт кафедрального Покровского собора, подожжённого на праздник «60-летия октября» (7 ноября 1977 года) брошенной в окно алтаря бутылкой с зажигательной смесью. За труды по восстановлению собора награждён орденом преп. Сергия Радонежского II степени. В 1988 году за прочитанные для корпорации Ленинградской духовной академии лекции по истории Русской Православной Церкви 1920-х годов получил звание доктора церковной истории. 13 сентября 1989 года постановлением Священного Синода освобождён от порученного временного управления Ульяновской епархией. С 20 июля 1990 года — митрополит Ленинградский и Ладожский и постоянный член Священного Синода (по кафедре). С 25 сентября 1991 года в связи с переименованием города Ленинграда в Санкт-Петербург, впредь именуется «Санкт-Петербургский и Ладожский». С февраля 1992 года — председатель Синодальной богослужебной комиссии. За этот период были подготовлены и утверждены: тропари и кондаки Собору новомучеников и исповедников Российских (с молитвой), преподобным Кириллу и Марии Радонежским, святителю Филарету (Дроздову), (с молитвой), священномученику Иоанну Кочурову, священномученику Александру Хотовицкому, преподобному Варнаве Гефсиманскому (с молитвой), преподобному Роману Сладкопевцу, акафисты преподобным Кириллу и Марии Радонежским, мученику Вонифатию, пресвятой Богородице в честь иконы «Целительница»; молитва на освящение святого мира. 2 ноября 1995 года скончался на банкете в честь 5-летия банка «Санкт-Петербург» в гостинице «Северная корона» в Санкт-Петербурге. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры. 16 октября 2014 года митрополит Самарский и Сызранский Сергий открыл в Самаре памятник митрополиту Мануилу (Лемешевскому) и митрополиту Иоанну (Снычеву). Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " .

http://ruskline.ru/news_rl/2015/10/17/20...

«Если бы нас, по необъяснимо счастливому стечению обстоятельств, пустили бы жить в прекрасный древний замок, мы бы первое время только, пожалуй, осторожно ходили по нему и восторгались его необыкновенной красотой. Потом нам бы стало, наверное, понятно, что мы ничего подобного построить не сможем, а потому необходимо все силы потратить на сохранение этого убранства. Так и нам, непотребным работникам одиннадцатого часа, подобает благоговейно относиться к сокровищнице нашей православной веры и благочестия, которую оставили нам всехвальные отцы наши и в которой содержится вся земная и небесная премудрость...». Мемориальная доска в память священномученика протопресвитера Александра Хотовицкого, основателя и строителя Свято-Николаевского собора в Нью-Йорке А к нам в Бостон, в Богоявленскую церковь, привозили мироточивую икону святителя Николая. Икона замироточила на Николу Зимнего, 19 декабря 1996 года, в Свято-Георгиевской церкви в городе Мичиган, штат Индиана. Весть об этом облетела всю православную Америку, и икона начала своё путешествие по стране. Через несколько лет Николай Угодник доехал до Бостона. Больше всех ждали его мои друзья, Толя и Таня. Московских студентов Толю и Таню благословил на брак приснопамятный митрополит Питирим (Нечаев). Владыка подарил жениху и невесте привезённую из Бари икону святителя Николая. Венчались они в моём любимом московском храме Воскресения Словущего в Брюсовом переулке. А потом пришли за благословением к настоятелю, протоиерею Владимиру Романову, на отъезд в Бостон на учёбу. Приснопамятный отец Владимир с 1992 по 1995 годы был настоятелем того самого Свято-Николаевского собора в Нью-Йорке и многое сделал для увековечения на американской земле имён святителя Тихона, Патриарха Московского и Всея Руси, и священномученика протопресвитера Александра Хотовицкого, строителя и первого настоятеля Свято-Николаевского собора. Благословил отец Владимир Толю и Таню на учёбу в Бостоне и посоветовал ходить в Богоявленский храм, к отцу Роману Лукьянову . Началась увлекательная бостонская жизнь с университетскими заботами и новым укладом, как вдруг Таня заболела. Тяжело. Так тяжело, что без слёз об этом не расскажешь. В больницу к Тане часто приезжали настоятель отец Роман и второй священник – отец Георгий. Читали акафисты. Ну, и молились о её выздоровлении, молились всей нашей Богоявленской церковью. Тут как раз к нам приехал Николай Угодник. Отец Роман привёз мироточивую икону в больницу. И выздоровела наша Танюша.

http://pravoslavie.ru/136173.html

Добрые отношения были у меня с князем Алексеем Павловичем Щербатовым. Он не боялся приходить к нам в Представительство Московского Патриархата, где мы вместе часто общались. С нынешним Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви митрополитом Иларионом мне также приходилось встречаться задолго до воссоединения . На меня он всегда производил впечатление человека здравомыслящего, очень обаятельного, с которым и тогда было приятно общаться, а теперь мы можем не только общаться, но и молиться и служить вместе. Мы радуемся, что именно его избрали митрополитом и председателем Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви. Хотелось бы, чтобы наше объединение не оставалось только формальным подписанием декларации, но и далее укреплялось естественным образом, в совместном молитвенном пребывании и в добром общении между собой. Праздники проходят и наступают будни: у нас большое поле для совместного сотрудничества в самых разных направлениях. Незадолго до юбилея трудами уже нынешнего управляющего Патриаршими приходами в США архиепископа Наро-Фоминского Юстиниана завершен ремонт Николаевского собора. Отремонтированы все металлоконструкции в пяти куполах, отреставрирована кирпичная кладка стен, позолочены кресты. Когда-то соборные кресты возвышались над кварталами верхнего Манхэттена. С постройкой двух башен-близнецов соседнего госпиталя их трудно заметить издали: летом их скрывает зелень, осенью – золото листвы соседних деревьев. Но если будете в Нью-Йорке, между Мэдисон и 5-й авеню поверните на 97-ю восточную улицу – и перед вами откроется уголок Святой Руси, освященный благословением праведного Иоанна Кронштадтского, трудами и молитвой святителя Тихона, новомученика Александра Хотовицкого, многих и многих тружеников нивы Христовой века минувшего и нашего времени. Рейтинг: 9.4 Голосов: 37 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии тамара 5 февраля 2016, 23:22 Владыка Павел,помоги Вам ,Господи,в служении у престола Божия.Многая и долгая Вам лета.Я белоруска,но пока работаю в Москве. Как было бы хорошо,если бы Господь сподобил когда -нибудь побывать на Вашей архиерейской службе в Белоруссии.

http://pravoslavie.ru/57768.html

Ранее, чем проследовать на амвон, Высокопреосвященнейший Тихон с солеи обратился к Владыке Рафаилу и его пастве с святительским словом соболезнования по поводу утраты, понесенной Антиохийской церковью. В сердечных выражениях обрисовав постоянную дружественную связь, соединяющую нашу русскую церковь и церковь сирийскую, Его Высокопреосвященство указал, как боли, страдания и радования одной передаются и разделяются другой церковью. Пример тому – недавние незабвенные для нас проявления любви к России со стороны сиро-арабов в Америке во время войны с Японией, когда сиро-арабы щедро жертвовали на нужды Красного Креста, на флот и т.д. Все это трогало и трогает русских людей до глубины души. Совершенно также теперь, когда горе поразило сиро-арабскую православную церковь , первым движением русского сердца было утешить, насколько возможно, осиротелую сирийскую церковь, и вот Владыка Архиепископ, представитель Русской Церкви, и пришел вместе с сиро-арабами помолиться об упокоении блаженнейшего патриарха Мелетия. Последовало панихидное пение, совершавшееся наполовину по-русски, наполовину по-сирийски. Пред отпустом Преосвященнейший Рафаил сказал приличное случаю слово, причем отметил с благодарностью доброе Архипастырское внимание Высокопреосвященнейшего Тихона к событиям жизни сиро-арабской, выразившееся в его прибытии к ним в храм и в его ласковом привете. Из храма проследовали в покои Преосвященного Рафаила. Здесь хозяин чествовал Владыку Архиепископа, его свиту и Н.Н. Лодыженского радушной трапезой. Так как в этот вечер, по заведенному при кафедральном соборе порядку, предстояла вечерня (на английском языке) 859 , то Высокопреосвященный Владыка к 8 часам был уже дома и, как обычно, после службы преподал по-английски благословение-отпуст богомольцам» 860 . § 2. Десятилетие священства прот. Александра Хотовицкого «26 Февраля 861 , в Воскресение, в Нью-Йорке было торжественно отпраздновано 10-летие священства отца настоятеля местного Кафедрального Собора Протоиерея Александра Александровича Хотовицкого.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

27 ноября 1922 года в Москве открылся новый громкий процесс против духовенства и мирян, которые обвинялись в том, что они будто бы " пытались удержать в своих руках церковные богатства и на почве голода свалить советскую власть " . На судилище было привлечено 105 священнослужителей и мирян. Среди обвиняемых были протоиерей Сергий Успенский, настоятель храма Христа Спасителя протоиерей Николай Арсеньев, ключарь храма протоиерей Александр Хотовицкий, священник храма Христа Спасителя Илия Громогласов, смотритель этого же храма Лев Анохин, настоятель церкви Иоанна Воина протоиерей Симеон Голубев. Судебные заседания продолжались в течение двух недель. После оглашения пространного обвинительного заключения начался допрос обвиняемых. Священник Александр на допросе держался ровно, спокойно, старался защитить других обвиняемых. После допроса всех обвиняемых и свидетелей на судебном заседании б декабря зловеще знаменитый впоследствии прокурор Вышинский произнес обвинительную речь. Он просил суд приговорить к смертной казни 13 обвиняемых, и среди них протоиереев Александра Хотовицкого, Николая Арсеньева, Сергия Успенского, священника Илию Громогласова, игумению Новодевичьего монастыря Веру (Побединскую), Л. Е. Анохина. Других обвиняемых Вышинский просил осудить на разные сроки тюремного заключения. 13 декабря был оглашен приговор трибунала. Протоиерей Александр Хотовицкий были приговорены к лишению свободы сроком на 10 лет. После возвращения святителя Тихона к церковному управлению и его заявлений о лояльности государственной власти многие из архипастырей, пастырей, церковных деятелей и рядовых мирян, осужденных трибуналами по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей, были амнистированы. В октябре 1923 года освободили из-под стражи и отца Александра. После освобождения он не имел штатного места ни в одном из приходов и служил по приглашению в разных московских церквах. Но на свободе он оставался недолго. Уже в сентябре 1924 особым совещанием при коллегии ОГПУ новомученик Александр был сослан на поселение в Туруханский край сроком на 3 года. Его и без того болезненное здоровье было подорвано пребыванием на крайнем севере. Удостоенный сана протопресвитера, отец Александр по возвращении из ссылки стал одним из ближайших помощников заместителя Местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского, впоследствии Патриарха Московского и всея Руси), который хорошо знал его со времени служения в Финляндии.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010