Судебные заседания продолжались в течение двух недель. После оглашения пространного обвинительного заключения начался допрос обвиняемых. Священник Александр на допросе держался ровно, спокойно, старался выгородить других обвиняемых. Виновным себя он не признал, заявил: " Я полагаю, что нет контрреволюционности в том, чтобы просить о замене церковных ценностей соответствующим металлом " . После допроса всех обвиняемых и свидетелей на судебном заседании 6 декабря зловеще знаменитый впоследствии прокурор Вышинский произнес обвинительную речь. Он просил суд приговорить к смертной казни 13 обвиняемых, и среди них протоиереев Александра Хотовицкого, Сергия Успенского, священника Илию Громогласова, игумению Новодевичьего монастыря Веру (Побединскую), А. Е. Анохина. Других обвиняемых Вышинский просил осудить на разные сроки тюремного заключения, 11 декабря обвиняемым была предоставлена возможность сказать последнее слово. В своем последнем слове отец Александр прежде всего попытался снискать у суда снисхождения и милость к своим собратьям: " Прошу обратить внимание на тех, которые били у меня на собрании; одни из них старики, а другие - совсем молодые и ни в чем не виновные. Собрание у меня было самое обыкновенное, оно не являлось контрреволюционным и не имело характера темного заговора " . Самое пространное последнее слово было сказано профессором священником Илией Громогласовым. В нем обвиняемый пытался расположить к себе суд рассказом о своей прежней оппозиции к Святейшему Синоду. По материалам обвинительного заключения он сказал, что ему " ничего не было известно о преступной организации, во главе которой стоял Хотовицкий " . 13 декабря был оглашен приговор революционного трибунала. Он оказался более мягким, чем кровожадные приговоры, вынесенные на петроградском и первом московском процессах по делам об изъятии церковных ценностей. Главные обвиняемые - игумения Вера (Побединская), протоиерей Сергий Успенский и протоиерей Александр Хотовицкий были приговорены к лишению свободы сроком на 10 лет, конфискации имущества и поражению в правах на 5 лет. Других осудили на меньшие сроки тюремного -заключения. Ходатайства о помиловании, поданные осужденными на особенно длительные сроки тюремного заключения, в том числе протоиереем Александром, были отклонены Президиумом ВЦИК 16 февраля 1923 года.

http://pravicon.com/info-1696

В скорбные для Церкви дни отец Александр неукоснительно руководствовался обращением к пастве святого Патриарха и его указаниями. В храме Христа Спасителя проводился сбор для помощи голодающим В то же время предпринимались усилия к тому, чтобы сохранить святыни храма. На квартире отца Александра проходили заседания клириков и прихожан храма Христа Спасителя, на которых вырабатывалась резолюция приходского собрания по поводу правительственного декрета. В проекте резолюции, составленном отцом Александром, был выражен протест против насильственного изъятия церковных ценностей. Собрание прихожан, созванное 23 марта 1922 года, уже после ареста новомученика Александра, в храме Христа Спасителя под председательством протоиерея Николая Арсеньева, приняло окончательный текст резолюции, в котором от правительства затребованы были гарантии, что все пожертвования будут действительно обращены на спасение жизни голодающих. Участники собрания протестовали претив печатной травли Церкви, против оскорблений иерархии. Составление этого документа власти расценили как преступное контрреволюционное деяние. После двух противоцерковных процессов, - в Петрограде и Москве, закончившихся казнями священномучеников и мучеников, - 27 ноября 1922 года в Москве открылся новый громкий процесс против духовенства и мирян, которые обвинялись в том, что они будто бы " пытались удержать в своих руках церковные богатства и на почве голода свалить советскую власть " . На скамью подсудимых посадили 105 священнослужителей и мирян. Среди главных обвиняемых были благочинный 2 отдела Пречистинского Сорока протоиерей Сергий Успенский, настоятель храма Христа Спасителя протоиерей Николай Арсеньев, ключарь храма протоиерей Александр Хотовицкий, священник храма Христа Спасителя Илия Громогласов, смотритель этого же храма Лев Евгеньевич Анохин, настоятель церкви Иоанна Воина протоиерей Симеон Голубев. Значительная часть обвинительного заключения, представленного суду, касалась деятельности клириков и прихожан храма Христа Спасителя. " Главными организаторами и руководителями этой преступной деятельности, - говорилось в обвинительном заключении, - явились в этом районе Председатель совета общин священник Хотовицкий, настоятель храма священник Арсеньев, священник Зотиков, священник Громогласов, бывший присяжный поверенный Каютов, бывший товарищ министра Щепкин, торговец Головкин и инженер Анохин. С появлением декрета ВЦИК об изьятии церковных ценностей они начали свою подготовительную деятельность под руководством священника Хотовицкого, который неоднократно и тайно собирал у себя в квартире означенных выше лиц и совместно с ними вырабатывал меры, которые предполагалось предпринять в целях осуществления преступного намерения " .

http://pravicon.com/info-1696

Во всякой стране глава правительства отвечает за неудачи и успехи. Вся тяжесть последнего слова лежит на нем, самая верхушка разрешения вопросов – да или нет, война или не война, вперед или назад, направо или налево. Вот это и было полем жизненной битвы императора Николая II. И если он делал ошибки, как говорят, то какой же правитель не делал их? Мы ценим в нем не только чистоту и святыню побуждений, намерений и целей, но и самых средств их осуществления, определявшихся его характером, безупречным по честности и правдивости. Он весь был проникнут сознанием святыни своего служения. § II «Первенствующая и господствующая в Российской империи вера есть Христианская Православная Кафолическая Восточного Исповедания. Император, престолом всероссийским обладающий, не может исповедовать никакой иной веры, кроме православной. Император яко Христианский Государь есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния». Таковы были обязанности и права первого мирянина церкви, императора всероссийского, согласно статьей 62–64 начальных глав Свода законов Российской империи. И в лице государя Николая Александровича все миряне имели в Церкви своего лучшего и достойнейшего представителя, по истине «благочестивейшего», как он титуловался за Богослужением. Он был истинным покровителем Церкви и попечителем о всяком ее благе. Пред годиной величайших испытаний, тяжких страданий и внешних потерь Русская Церковь в последнее царствование переживала пору самого славного расцвета, полноту и силу высшего своего развития. Количество церквей в его царствование увеличилось более чем на 10 тысяч. Их стало к концу царствования 57 тысяч. Количество монастырей увеличилось боле чем на 250. Их стало 1025. Обновляются древние храмы. Царь сам присутствует при закладке и освящении многих новых. Он жертвует на их построение свои личные средства. (Отметим одну такую жертву. В 1899 г. комитет по постройке православного храма в Нью-Йорке для сбора пожертвований командировал в Россию священника А. Хотовицкого. Государь положил почин в предпринятом деле с милостивыми словами: «Я жертвую от себя 5000 рублей на важное христианское дело». Это послужило примером для всех благочестивых сынов Православной Руси. Много драгоценной утвари дарил государь различным церквам. В Бари (Италия), в древнем храме св. Николая Мирликийского, где в нижнем помещении хранятся его мощи, висят более двадцати прекраснейших лампад, сработанных из литого серебра в древнерусском стиле; самые большие из них в диаметре приблизительно со столовую тарелку. Монах-итальянец, сопровождающий и дающий пояснения, указывая на эти горящие лампады, говорит: «Все они были присланы сюда к мощам св. Николая Мирликийского Его Величеством Государем Императором Всероссийским Николаем Вторым».)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Канонизация святых 1988 Возобновление иноческой жизни в Киево-Печерской Успенской лавре 1989, 26 марта Выборы Съезда народных депутатов СССР 1989, декабрь Легализация униатской Церкви на Украине. Начало униатской агрессии   1989, 9–11 октября Архиерейский Собор. Канонизация свв. Патриархов Иова и Тихона 1990, 30–31 января Архиерейский Собор 1990, март Избрание М. С. Горбачева Президентом СССР   1990, 1 октября Принятие Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях» 1990, 25 октября Принятие закона РСФСР о свободе вероисповеданий   1990, 3 мая Кончина Святейшего Патриарха Пимена 1990, 6–10 июня Поместный Собор Русской Православной Церкви. Избрание Святейшего Патриарха Алексия II. Канонизация св. прав. Иоанна Кронштадтского   1990, 25–27 октября Архиерейский Собор в Свято-Даниловом монастыре. Дарование самостоятельности Украинской Православной Церкви   1991, 12 июня Избрание Б. Н. Ельцина Президентом РСФСР 1991, 19–21 августа Путч ГКЧП и его подавление 1991, 8 декабря Договор в Беловежской пуще о роспуске СССР и создании СНГ 1991, 25 декабря М. С. Горбачев сложил с себя полномочия президента СССР. Прекращение существования СССР 1991, 11 января Вторичное обретение мощей прп. Серафима Саровского       1991 Возобновление иноческой жизни в Серафимо-Дивеевском монастыре 1992, 22 февраля Обретение мощей св. Патриарха Тихона 1992, 31 марта – 5 апреля Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Канонизация сщмчч. митр. Владимира, митр. Вениамина и иже с ним пострадавших, прмцц. вел. кнг. Елисаветы и Варвары, прпп. Кирилла и Марии 1992, 27 мая Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви в Харькове в связи с раскольническими действиями митр. Филарета (Денисенко) 1992, 11 июня Архиерейский Собор Русской Православной Церкви по делу митр. Филарета. Извержение из сана митр. Филарета и еп. Иакова (Панчука) 1993, 21 сентября – 4 октября Конфликт между Президентом России и законодательной властью 1993, 12 декабря Принятие на референдуме новой Конституции России и избрание Федерального собрания 1994, декабрь – 1996, август Военные действия в Чечне 1996, 3 июля Переизбрание Президентом России Б. Н. Ельцина 1994, сентябрь Начало восстановления храма Христа Спасителя в Москве 1994, 29 ноября – 2 декабря Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Канонизация свт. Филарета (Дроздова) и сщмчч. Александра (Хотовицкого) и Иоанна (Кочурова) 1995 Возобновление иноческой жизни в Александро-Невской лавре 1997, 18–23 февраля Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Канонизация сщмчч. митр. Петра, Серафима и архиеп. Фаддея. Анафематствование и извержение из сана раскольников Читать далее Источник: История Русской церкви/Протоиерей Владислав Цыпин : В 9 кн. - М. : Изд-во Спасо-Преображ. Валаам. монастыря, 1994-./Кн. 9 : (1917-1997). - М. : Изд-во Спасо-Преображ. Валаам. монастыря, 1997. - с. ISBN 5-7302-0815-4 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Однако и здесь, в Преображенской церкви, есть две особенности, в которых она не только вторит храму Христа Спасителя, но самостоятельно продолжает повествование об исторических временах, последовавших после 1883 года. В ней есть новые иконы тех святых, которых не было и не могло быть в «верхнем» храме. Это, во-первых, образы тех иерархов, кто участвовал в создании храма Христа Спасителя и были канонизированы позднее — святитель Филарет Московский, чьи святые мощи недавно стали главной святыней воссозданного храма Христа, и св. митрополит Иннокентий. Во-вторых, это образы великих русских святых, которые либо жили после освящения храма Христа Спасителя, как св. Иоанн Кронштадский и блаженная Матрона Московская, либо были канонизированы после 1883 года, как преподобный Серафим Саровский, только теперь занявший свое место в Преображенской церкви, и святая Ксения Петербургская, и святитель Макарий, митрополит Московский, канонизированные сравнительно недавно. Есть здесь и образы святых патриарха Тихона и новомученика протоиерея Александра Хотовицкого, ключаря храма Христа Спасителя, пострадавших при гонениях советской власти и канонизированных в наше время — таким образом, историческая нить Преображенской церкви, продолжающая повествование храма Христа Спасителя (которое в нем ведется от Сотворения Мира), протянулась до нашего времени, что образно символизирует общая икона «Собор Всех Святых, в земле Российской просиявших». Примечательно, что два образа — преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского — написаны для храма потомственным русским иконописцем Сергеем Михайловичем Осипенко. Его отец в битве под Сталинградом дал обет: если останется жив, отреставрирует безвозмездно церковь, и всем его детям Господь даровал иконописный дар. А совсем недавно у Преображенского храма появилась новая святыня — частица мощей св. адмирала Федора Ушакова, канонизированного в 2001 году. Святой праведный Феодор, «Суворов в море», тоже не проиграл ни одного морского сражения и почитается небесным покровителем военных моряков — о «сущих в мори далече»…

http://pravoslavie.ru/476.html

«После литургии Преосвященный сказал народу поучение на евангельское чтение о расслабленном, с уроками и из жития Святит. Николая, призывая слушателей к терпеливому и благодушному перенесению своих несчастий, к надежде в них на помощь Божию, к сострадательности и помощи другим несчастным. Окончив поучение, Владыка окропил св. водой братские знамена и, благословляя народ, давал ему целовать сВ.Крест» 83 . Сразу по завершении службы Тихон, как почетный председатель 84 Православного общества взаимопомощи, в церковном доме открыл III конвенцию общества. Обращаясь к делегатам, владыка «приглашал их внимательно и серьезно отнестись к предстоящей им работе по решению назревших в жизни Общества и братств вопросов, – так, чтобы сделать эту жизнь не по имени только, но и на самом деле братскою» 85 . В 14 часов началось шествие участников III конвенции по улицам Аллегени. Первыми попарно шли местные братчики – с оркестром, с флагами и знаменами. За ними ехало духовенство в открытых колясках, далее шествовали прочие делегаты конвенции. Замыкали процессию члены Аллегенского русского певческого братства в красных кунтушах. Через три часа после начала парада колонна достигла Балтиморского депо Питсбурга (откуда Тихон вернулся в Аллегени). 10/22 мая 1899 г. В 9 30 Тихон открыл первое рабочее заседание III конвенции Православного общества взаимопомощи (пленарные заседания конвенции проходили в зале Шверда на McClure Ave.). После того как были избраны руководящие органы конвенции, председатель правления общества иерей Александр Хотовицкий доложил собранию о составе, денежных средствах и деятельности Общества взаимопомощи со времени проведения II конвенции (Аллегени, 17/29–18/30 мая 1897 г.). «Выслушав отчет Общества, делегаты единогласно выразили сердечную благодарность Председателю Общества за блестящее ведение дел и тут же просили Владыку утвердить о. А. Хотовицкого в звании Почетного Члена Общества, на что Его Преосвященство изъявил полное свое согласие» 86 . Тихон присутствовал, участвуя в обсуждении дел и давая советы, лишь на этом заседании делегатов конвенции, – на других рабочих заседаниях III конвенции Православного общества взаимопомощи владыка не появлялся.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

При храме находится крестильня с баптистерием для взрослых. При храме находится крестильный храм Всемилостивого Спаса, в котором есть баптистерий для крещения взрослых. Крещение в храме совершается полным погружением. При храме находится Крестильный храм Иоанна Предтечи. При храме находится крестильный храм, который посвящён настоятелю храма Митрофана Воронежского на Хуторской - священномученику Владимиру Медведюку, расстрелянному в 1937 году на Бутовском полигоне. Храм построен 2001 году, но создание мозаик заняло еще почти 20 лет. За образцы взяты мозаики храмов в Византии и Италии. Возможно, подобный храм — единственный в России. Он весь мозаичный. Крещение в храме совершается полным погружением. При храме расположен крестильный храм в честь Святых Мучеников 14000 младенцев, Иродом убиенных. В храме имеется баптистерий. В храме устроена купель для крещения взрослых (баптистерий). При храме имеется баптистерий для крещения взрослых. При храме находится крестильный храм, освящённый в честь Богоявления. При храме имеется баптистерий. Желающим приступить к Таинству Крещения необходимо заранее пройти огласительные беседы. В приходе имеется Крестильный храм в честь священномученика Александра Хотовицкого. Композиционным центром храма является купель для совершения Таинства Крещения с полным погружением. С 1996 года в храме размещена крестильня с баптистерием для взрослых. В храме имеется баптистерий. При храме есть крестильный храм праведных Иоакима и Анны. Храм специально оборудован для совершения Таинства Крещения. В западной части устроен баптистерий с ширмой для переодевания, поставлены пеленальные столики. При храме находится крестильный храм архангела Михаила. При храме находится крестильный храм Архангела Михаила. В нижнем храме имеется баптистерий. При храме имеется крестильный храм святителя Спиридона Тримифунского. В храме обустроен баптистерий. На территории комплекса храма преподобного Серафима Саровского в Раеве располагается крестильный храм — Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы в Раеве.

http://azbyka.ru/palomnik/Москва

- Наверное, нельзя не упомянуть и знаменитый образ священномученика Александра Хотовицкого? - Да, такую икону больше нигде не найдешь. Протопресвитер Александр был последним ключарем первого Храма Христа Спасителя, и было желание каким-то образом запечатлеть память о нем в нашем храме. Первоначально священномученик Александр был канонизирован в Американской Православной Церкви. Естественно, там был написан его образ, и я попросил сделать с этой иконы список, но только приблизить его к нашей традиции. Так в нашем храме появилась первая небольшая икона священномученика Александра, которая сейчас расположена в нижнем храме. Но хотелось, чтобы образ отца Александра присутствовал в самом Храме Христа Спасителя, и по моей просьбе художник Никита Нужный, который принимал участие в росписи нашего храма, написал икону священномученика Александра в полный рост, стоящего как бы у стены внутри Храма Христа Спасителя. На мой взгляд, получилось очень удачно. Симметрично этой иконе в правой части храма располагается образ святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, созданный тем же художником. Как известно, после долгих десятилетий Синодального периода именно в нашем храме схиархимандрит Алексий вытянул жребий и произнес имя будущего Патриарха: «Тихон». И хотелось, чтобы память об этом моменте в нашем храме тоже была как-то запечатлена. - Одно из сокровищ храма – старинное Евангелие. Что это за книга и как она попала в храм? - Это напрестольное Евангелие времен императрицы Елизаветы Петровны. Протодиаконы выносят старинное Евангелие времен императрицы Елизаветы Петровны В наш храм оно было передано по завещанию покойного митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима для особо торжественных праздничных богослужений. Когда я был иподиаконом у патриарха Пимена, в храме святителя Николая в Хамовниках было большое старинное Евангелие, которое выносили в престольный праздник, когда служил Патриарх. Вспомнив об этом, решили такую традицию поддержать и установить в Храме Христа Спасителя. По благословению приснопамятного Патриарха Алексия II наше старинное Евангелие выносится только дважды в год: на великую вечерню в день праздника Рождества Христова и на Пасхальную великую вечерню. Обычно его выносят два протодиакона, потому что одному человеку поднять 30-килограммовую книгу не под силу.

http://pravoslavie.ru/58590.html

203 Стрельникова Е. Р. История Православной миссии: миссионеры-подвижники; материалы и документы; дневники, воспоминания и записки миссионеров. Белгород: Белгородская православная духовная семинария, 2005. 206 Стрельникова Е. Р. История Православной миссии: миссионеры-подвижники; материалы и документы; дневники, воспоминания и записки миссионеров. Белгород: Белгородская православная духовная семинария, 2005. 208 Стрельникова Е. Р. История Православной миссии: миссионеры-подвижники; материалы и документы; дневники, воспоминания и записки миссионеров. Белгород: Белгородская православная духовная семинария, 2005. 211 Стрельникова Е. Р. История Православной миссии: миссионеры-подвижники; материалы и документы; дневники, воспоминания и записки миссионеров. Белгород: Белгородская православная духовная семинария, 2005. 214 Воскресающая Русская народная душа. Слово при вступлении на Пермскую кафедру, сказанное в Пермском кафедральном соборе 18 августа 1914 года. 219 Сайт «Православие и современность. Электронная библиотека». Материалы Архиерейского Собора 2000 г. Новомученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви, прославленные на Архиерейском Соборе 2000. 220 Сайт «Православие и современность. Электронная библиотека». Материалы Архиерейского Собора 2000 г. Новомученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви, прославленные на Архиерейском Соборе 2000. 222 Сайт «Православие и современность. Электронная библиотека». Материалы Архиерейского Собора 2000 г. Новомученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви, прославленные на Архиерейском Соборе 2000. 224 Сайт «Православие и современность. Электронная библиотека». Материалы Архиерейского Собора 2000 г. Новомученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви, прославленные на Архиерейском Соборе 2000. 225 Протоиерей Иоанн Кочуров (1871–1917). Протопресвитер Александр Хотовицкий (1872–1937). Жития новомучеников. Спб., 1995. 226 Зотова Н. Щедрот божественных не помнить я не смею: Очерк служения отца Александра Хотовицкого//Московский журнал. 1.08.1999. 227 Зотова Н. Щедрот божественных не помнить я не смею: Очерк служения отца Александра Хотовицкого//Московский журнал. 1.08.1999. 228 Зотова Н. Щедрот божественных не помнить я не смею: Очерк служения отца Александра Хотовицкого//Московский журнал. 1.08.1999. 229 Зотова Н. Щедрот божественных не помнить я не смею: Очерк служения отца Александра Хотовицкого//Московский журнал. 1.08.1999. 230 Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской епархии. Тверь: Булат, 2004. Читать далее Источник: Ангелы апокалипсиса : собрание житий миссионеров и мучеников/[ред.-сост. О. Скрябина, С. Бучнева]. - Москва : Благотворительный фонд " Миссионерский центр им. иерея Даниила Сысоева " , 2013. - 542, с. : ил.; 22 см.; ISBN 978-5-4279-0039-3 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иоанн принял мученическую смерть от рук вступивших в город красногвардейских богоборцев. Он стал первым священномучеником в начавшемся бесконечном списке жертв «великой бескровной» 57 . Отец Александр Хотовицкий в Американской миссии был секретарём епархиального управления, ближайшим помощником иерархов, редактором церковного журнала «Американский Православный Вестник» и ревностным миссионером, принявшим активное участие в создании 12 новых приходов на восточном побережье Америки. В 1914 году протоиерей Александр Хотовицкий стал настоятелем Успенского Кафедрального Собора в Гельсингфорсе, Финляндия. В 1917 г. вернулся в Россию, был ключарём Храма Христа Спасителя и вновь ближайшим помощником Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. В 30-х годах был заключён в лагерь, а в 1937 году расстрелян богоборцами 58 . В 1994 году РПЦ причислила священномучеников Иоанна Кочурова и Александра Хотовицкого к лику святых. Епископ Николай очень заботился о школьном деле в приходах, устроил миссионерские курсы в Миннеаполисе и Кливленде, выхлопотал 30 стипендий для юношей из иммигрантских семей в российских семинариях, по окончанию которых они служили в американской миссии. В Нью-Йорке стал издаваться официальный орган епархии «Американский Православный Вестник» под редакцией отца Александра Хотовицкого. Епископ Николай несколько раз посещал приходы своей епархии на Алеутских островах и Аляске. Видя и понимая тяжёлое положение православных там, он обратился к президенту США Мак-Кинли. Вот выдержка из его письма: «Аляска нуждается, – писал он, – в коренной реформе во всех отношениях… Ей надобны не только права, обещанные договором 1867 года, по которому уступлена она Америке Русским правительством, но и твёрдое охранение этих прав со стороны закона и властей». Отметив далее, что злоупотребления чиновников и компаний довели страну до совершенного истощения, в её промысловых ресурсах, а народ – до нищеты и голодовок, он жаловался на несправедливые притеснения Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010