РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 5 (18) июня Священномученик Николай Рюриков Священномученик Николай родился 5 апреля 1884 года в селе Оселок Макарьевского уезда Нижегородской губернии в семье священника Владимира Рюрикова, служившего в Никольской церкви в этом селе. В 1905 году Николай окончил по первому разряду Нижегородскую Духовную семинарию и был направлен законоучителем в церковно-приходскую школу в родное село. В   19061907 годах он преподавал в церковно-приходской школе в селе Ляпуны того же уезда, с 1907-го по 1908 год – в Богоявленской церковно-приходской школе в селе Павлово Горбатовского уезда, а с 1908-го по 1910 год – в Преображенской церковно-приходской школе в Нижнем Новгороде. В сентябре 1910 года епископ Нижегородский Иоаким (Левицкий) рукоположил его во священника к Макарьевскому женскому монастырю. 22  октября 1910 года он был переведен служить в Троицкий собор в городе Горбатове и с 1911 года назначен заведующим и законоучителем Горбатовской церковно-приходской школы. С 1915 года отец Николай стал членом Горбатовского отделения Епархиального училищного совета. Через некоторое время он был возведен в сан протоиерея. Наступили безбожные гонения, а вместе с ними и тяжелые испытания, неизбежно связанные с очищающими душу страданиями, доставляемыми как от внешних врагов, так и от лжебратии. Будучи в близких отношениях с епископом Макарьевским, викарием Нижегородской епархии Александром (Щукиным) , отец Николай попытался было перевести на другой приход сотрудничавших с властями «собратьев», но за них вступились поддерживающие их враги внешние: в 1927 году сотрудники Нижегородского ОГПУ стали собирать сведения об отце Николае, о его проповедях и частных беседах и в конце концов арестовали его. Свидетелями против него выступили служившие вместе с ним в Троицком соборе священник, диакон и псаломщик, допрошенные все в один день, 29 июля 1927 года. «Со священником Рюриковым, – показал священник, – я служу в соборе с 1925 года.

http://fond.ru/kalendar/465/nikolay/

Вышел апрельский номер журнала " Вода живая " марта 2021 Открывает его проповедь митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия " Владыка жизни " , посвященная евангельскому чтению в Лазареву субботу. Тема раздела " Подробно " - " Память и памятники " . Открывает его публикация " Три беседы о статуях " , подготовленная Тимуром Щукиным . Текст, принадлежащий перу неизвестного греческого автора VII века и переведенный на древнерусский язык в XII веке, не так давно был найден в рукописном отделе Петрозаводского архива древних актов и переведен на современный русский язык. В продолжение темы Оксана Головко беседует со скульптором Дарьей Успенской, одним из авторов скульптур и барельефов для главного храма Вооруженных Сил РФ; интервью озаглавлено " Каким должен быть городской памятник? " . Эссе Татьяны Кириллиной " Звонче меди, тверже камня, выше крыши " посвящено памятникам словесным - тексту римского поэта Квинта Горация Флакка и стихотворениям, созданным по его мотивам Гавриилом Державиным и Александром Пушкиным.  Раздел " Образы и смыслы " посвящен древней Эфиопии: в материале Наталии Щукиной " На земле царицы Савской " историк Сергей Французов рассказывает о государствах, существовавших на территории нынешней Эфиопии. Раздел " Люди в Церкви " открывает очерк Марьяны Мищенко " Наемников здесь нет " о приходе храма преподобномученицы Евгении . Материал Елены Бырковой " Масштаб священника " посвящен недавно ушедшему из жизни старшему священнику Иоанновского  монастыря на Карповке протоиерею Николаю Беляеву . Недавно создан фонд поддержки многодетных семей " Дела любви " - его организатор Игорь Суменков объезжает адреса, где живут подопечные, привозит им продукты, вещи. Об этом - в репортаже Евгения Перевалова " Человек, машина, дела любви " . О том, чем живет русская Финляндия, мы узнаем из одноименного материала - беседы Владимира Иванова с карельским краеведом Виталием Рыстовым, который работает на Валааме и издает альманах " Сердоболь " .  Раздел " Что читать, слушать, смотреть " открывает беседа Татьяны Кириллиной с директором Института философии человека РГПУ имени Герцена профессором Романом Светловым " Библия - детям XXI века " о предпринимаемом университетом новом издании Библии для детей. Также в разделе - информация о самых интересных выставках месяца. Страничка епархиального радио " Град Петров " посвящена новым аудиодискам - " Евангелие от Луки " архимандрита Ианнуария (Ивлиева) , " Небеса, по которым мы так тоскуем " Питера Крифта, " Поющее сердце " Ивана Ильина, - а также новинкам сервиса скачиваний.

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

Вышел июльский номер журнала " Вода живая " июня 2021 Открывает его проповедь митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия " Просить исцеления " , посвященная евангельскому чтению в Неделю 4-ю по Пятидесятнице.  Тема раздела " Подробно " - " Сад как образ рая " . В материале Татьяны Кириллиной " Образ рая на земле " о том, какие растения произрастают на территории Александро-Невской лавры , рассказывает наместник обители епископ Кронштадтский Назарий . В материале Евгения Перевалова " Ответственные за красоту " о своей деятельности рассказывают садоводы, которые занимаются цветниками на прихрамовых территориях. В публикации " История Израиля и тонкости растениеводства " , подготовленной Сергеем Акишиным и Тимуром Щукиным , о смысловом содержании образа сада в Библии рассуждает американский богослов Дук Чун Пак. Раздел " Образы и смыслы " посвящен встрече с иеромонахом Иоанном (Гуайта), клириком храма святых Космы и Дамиана в Шубине в Москве, по происхождению итальянцем, по светскому образованию - литературоведом и историком, в Феодоровском соборе , где он представил свою книгу " Монах в карантине " ; материал " Пестрая книга отца Иоанна " подготовила Наталия Щукина.  Раздел " Люди в Церкви " открывает очерк Евгения Перевалова " Встречи и жизнь в " прощальном " храме " , посвященный приходу храма святителя Николая Чудотворца на улице Лебедева . Материал Татьяны Кириллиной " Свои чужие дети " посвящен петербургской волонтерской организации " Наши дети " : волонтеры, в частности, ухаживают за воспитанниками детских домов, попавшими в больницы. В материале Евгения Перевалова " Миссия на Филиппинах: лихорадка, бокс, подвиги веры " о своем опыте нахождения в этой стране рассказывает председатель епархиального миссионерского отдела иерей Николай Святченко. В материале " Два полюса одной веры: между Россией и Эфиопией " группа авторов беседует со студенткой из Эфиопии Хеленой Беллете; она рассказывает, в частности, о своем участии в проекте Феодоровского собора " Восток свыше " , посвященном христианским культурам Ближнего Востока.

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

Вышел ноябрьский номер журнала " Вода живая " октября 2022 Открывает его проповедь митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия " Исцеление и прощение " , посвященная дню памяти святого апостола Иакова, брата Господня. Темой раздела " Подробно " стала премудрость. Открывает его материал " В начале была Премудрость " , подготовленный Тимуром Щукиным на основе текстов австралийского библеиста Уильяма Лоадера. Тимур Щукин продолжает рассуждения о Божественной премудрости в материале " Место для шага вверх " , исследуя высказывания на эту тему святых Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина и Анастасия Синаита. Завершает раздел материал " Искусственный интеллект: от Бога или от лукавого? " , подготовленный Наталией Щукиной на основе лекции аспиранта ИТМО в сфере искусственного интеллекта и квантовых вычислений Родиона Юрьева, прочитанной в  лектории " Предание " . В разделе " Образы и смыслы " - материал Татьяны Кириллиной " О России - с любовью " , посвященный врачу Аугусто Боцци Гранвиллу - итальянцу, жившему в Англии, - посетившему Санкт-Петербург во времена царствования императора Николая I и написавшему об этом книгу, недавно переведенную на русский язык и буквально возвращенную из забвения. Раздел " Люди в Церкви " отрывает материал Елизаветы Кричфалуший " Любовь к Богу и железным дорогам " , где о своей жизни рассказывает один из старейших клириков епархии благочинный Выборгского округа протоиерей Александр Будников . Очерк Евгения Перевалова " Коммунарское солнышко " посвящен детскому развивающему центру " Красное солнышко " , недавно открывшемуся при храме святого князя Владимира в поселке Коммунар . В материале Ольги Лебединской " Не ищите легких путей, ищите правильных " о своем нелегком пути к Богу рассказывает прихожанка Феодоровского собора Наталья Шнайдер.  Раздел " Что читать, слушать, смотреть " открывает материал Татьяны Кириллиной " Не трезвость, а трезвение " , посвященный книге " Свобода внутри меня " о деятельности братства трезвости святого Александра Невского и праведного Иоанна Кронштадтского при храме святителя Иоанна Милостивого на улице Доблести . О книге рассказывает ее составитель, православный психолог и член братства Марина Легостаева, приводятся высказывания других членов братства, в том числе его руководителя и духовника протоиерея Валерия Швецова . В материале Елизаветы Кричфалуший " Повесть без вымысла " о книге " Последнее письмо святого юриста Юрия Новицкого " рассказывает автор - писательница Екатерина Федорчук. Также в разделе - информация об интересных выставках ноября. Страничка радио Санкт-Петербургской митрополии " Град Петров " рассказывает о новых аудиодисках - " Забавные животные " Веры Чаплиной (читает Елена Дельвер), " Свиридов. Страницы жизни и творчества " Ольги Суровегиной, " Очерки библейской археологии " протоиерея Александра Сорокина , " Современная практика православного благочестия " Николая Пестова, - а также новинках сервиса скачиваний. 

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

В пятницу, 23 мая, пояс Пресвятой Богородицы был принесен в г. Семипалатинск. В аэропорту ковчег и сопровождающую делегацию, к которой присоединился руководитель областного Управления по делам религий М.А. Мухамеджанов, встречали благочинный Семипалатинского церковного округа протоиерей Феодор Проскурин, аким города А.М. Каримов, сотрудники городской администрации, журналисты местных СМИ. Святыня была доставлена в Воскресенский собор, один из старейших храмов Казахстана. По прибытии ковчега с честным Поясом началась Божественная литургия, которую возглавил митрополит Астанайский и Казахстанский Александр. Почтить святыню прибыли не только православные христиане, но и представители иных традиционных религий, среди которых местная община римо-католиков прихода Пресвятой Девы Марии — Царицы святого розария во главе со священником Юсэфом Трела. Поскольку собор не вместил всех желающих поклониться святыне, ковчег с четным Поясом был установлен на паперти храма, где и оставался в течение всего дня для молитвенного поклонения верующих. После Литургии глава Митрополичьего округа посетил Знаменско-Абалацкий Петропавловский женский монастырь, где пообщался с настоятельницей монахиней Паисией (Сорокун) и сестрами обители. В этот же день состоялась встреча митрополита Александра с акимом Семипалатинска А.М. Каримовым, в ходе которой обсуждалось строительство в городе православного духовно-культурного центра. Воскресенский собор, построенный по инициативе и на средства отставного урядника Митрофана Казакова, был освящен в июле 1860 года. План церкви разработал местный архитектор Александр Болботов. Здесь служил хорошо известный в России подвижник благочестия священник Евфимий Владимиров, о котором отец Иоанн Кронштадтский говорил сибирякам: «Что вы ездите ко мне за помощью, когда у вас есть свой святой отец Евфимий!» В 20-х годах ХХ века в соборе молились, находили духовную поддержку и утешение сотни сосланных православных людей, среди которых был и епископ Ямбургский, викарий Петроградской епархии Алексий (Симанский; +17.04.1970), будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси. В 1937 году храм был закрыт, священники вместе с архиепископом Семипалатинским Александром (Щукиным) были расстреляны.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/05/25/ar...

ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ (раздел). – С.49-90. (на заставке – фото Евгения Глобенко) Большая семья: Город на тысячу мест: О детях-сиротах, проходящих курс лечения в Российской детской клинической больнице, и уже 17 лет работающей там Группе Милосердия имени о. Александра Меня (создана при храме Покрова Пресвятой Богородицы в РДКБ)//Автор статьи - Наталия Феоктисова. Фото из архива Группы Милосердия РДКБ//Фома. - – октябрь 2006. – С.51-56. – (рубрика « Большая семья »). Имеется (С.51) краткая информационная врезка с данными официальной статистики о детях-сиротах в России на 01.01.05 г. Вопрос – ответ: Преодоление разлуки . На вопросы читателей, касающиеся воспитания (и общения) маленьких детей, отвечают психолог Григорий Павловский и священник Александр Петров. Фото Евгения Глобенко//Фома. - – октябрь 2006. – С.57. – (рубрика « Вопрос – ответ »). Дело: Федот, да не тот! Владимир Щукин в жизни и творчестве : С композитором, исполнителем, автором замечательных детских песен, основателем группы «Последний шанс», участником многих теле- и радиопередач («АБВГДейка», «КОАПП», «Лукоморье» и др.), создателем музыкального моноспектакля по сказке Леонида Филатова «Федот-стрелец» Владимиром Щукиным беседовал Алексей Соколов. Фото Михаила Попова, священника Игоря Палкина. Рисунок Юрия Ракши//Фома. - – октябрь 2006. – С.58-60,62. – (рубрика « Дело »). Имеется биографическая справка « Владимир Всеволодович Щукин …» – (С.59).   Информационная врезка: Справка-дискография (7 назв.) и информация о том, где можно приобрести или заказать диски Владимира Щукина, а также услышать его выступления. – С.62. Подборка высказываний о Владимире Щукине //Фома. - – октябрь 2006. – С.61. – (рубрика « Дело »). Участники опроса: Священник Владимир Вигилянский , пресс-секретарь Московской Патриархии. С детьми нужно говорить без морализаторства . – С.61; Елена Камбурова , народная артистка РФ, лауреат Государственной премии РФ. Умение передать интонацию . – С.61; Михаил Сапонов , профессор Московской консерватории. Щукин свободен от музыкальных штампов. – С.61.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-10-42-...

Так, почти в полном уединении, епископ прожил около полугода, а затем поехал в Саров — в последний раз помолиться у мощей преподобного Серафима; был в Дивееве, оттуда поехал в Нижний Новгород, где вместе с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) и епископом Александром (Щукиным) участвовал в хиротонии иеромонаха Николая (Голубева) во епископа Ветлужского. Митрополит Сергий сообщил владыке Василию о переводе епископа Вязниковского Корнилия (Соболева) на Екатеринбургскую кафедру и что вязниковцы просят его к себе. «Впрочем, — добавил он, — вы будете считаться Кинешемским, Вязниковская кафедра будет для вас временной». В Вязниках епископ продолжил дело, начатое еще в Анаполе. Давно ему хотелось беседы, которые он вел в храме и в кружках, собрать в одну книгу. Рукопись книги он передал доверенным людям в Кинешме, и они переписали ее от руки. В начале 1927 года епископ Афанасий (Сахаров) послал к владыке в Вязники своего келейника иеромонаха Дамаскина (Жабинского) с запиской — не примет ли владыка Василий во временное управление Владимирскую епархию ввиду того, что он, епископ Афанасий, арестован и не может продолжать служение. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя Митрополит Сергий (Страгородский) был арестован, и в управление Православной Церковью вступил архиепископ Серафим (Самойлович). Епископ Василий обратился к нему за разрешением этого вопроса, но владыка Серафим во Владимир послал епископа Дамиана (Воскресенского), а владыку назначил на Ивановскую кафедру. Но назначением воспользоваться не пришлось. К этому времени проповеди владыки, его духовная стойкость стали привлекать в храм множество народа и власти выслали владыку в Кинешму. Здесь он прослужил несколько месяцев, когда власти потребовали, чтобы он уехал. В июне 1927 года владыка Василий приехал в Кострому, где прожил около года. Главной заботой были духовные дети, о каждом он хотел знать все и не упускал случая наставить и духовно поддержать каждого из них. Переписка с ними занимала много времени, и ее нельзя было доверить почте. Епископ отдавал письма своему иподиакону Василию Смирнову, тот отвозил их Екатерине Книшек, и она уже разносила их по адресатам, в свою очередь собирая письма к владыке.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Kinesh...

Граф Николай Александрович, обер-гофмаршал и святого Александра Невского кавалер; рождение 1761 † 1816; женат на княжне Анне Ивановне Барятинской Граф Пётр Александрович, генерал от инфантерии всех российских орденов кавалер; рождение 1769 † 28 сентября 1844; женат на княжне Марие Алексеевне Голицыной, рождение 1772 † 24 декабря 1826 Графиня Анна Александровна, рождение 1758 † 1810 Графиня Наталия Александровна, рождение 1759 † 1837 Графиня Екатерина Александровна, рождение 24 января 1768 † 24 декабря 1835; за обер-егермейстером Василием Александровичем Пашковым, рождение 1762 † 1834 Графиня Екатерина Ивановна, за действительным статским советником Николаем Александровичем Воейковым Матвей Андреевич, генерал-аншеф и святого Александра Невского кавалер; † 1763; женат на графине Анне Андреевне Остерман, рождение 22 апреля 1724 † 15 февраля 1769 Иван Андреевич Пётр Андреевич, полковник; женат на княжне Прасковье Фёдоровне Голицыной Григорий Александрович Павел Александрович Дмитрий Александрович † 1826 Елисавета Александровна София Николаевна, за бригадиром Николаем Сергеевичем Сафоновым Михаил Львович Владимир Львович Павел Львович; женат на Марие Петровне Бутурлиной Евдокия Львовна Екатерина Львовна, за Иваном Николаевичем Тютчевым Варвара Львовна, за Дмитрием Фёдоровичем Щукиным Татиана Львовна, за действительным статским советником Миллером Надежда Львовна, † 8 августа 1854; за генерал-майором Завалишинын КОЛЕНО XIX: Сергий Васильевич, гвардии капитан-поручик; рождение 1767 † 1834; женат на княжне Елене Петровне Долгоруковой, рождение 20 апреля 1774 † 22 февраля 1823 Мария Васильевна, рождение 7 июня 1757 † 13 ноября 1798; за действительным тайным советником Павлом Ивановичем фон-Визиным Екатерина Васильевна, рождение 23 мая 1762 † 22 мая 1785; за бригадиром Дмитрием Захаровичем Евлашевым Елисавета Васильевна, рождение 21 апреля 1766 † 9 марта 1797; за Иваном Ивановичем Козловым Елена Васильевна † 12 марта 1855, 1) за генерал-майором Иваном Фёдоровичем Дмитриевым-Мамоновым † 16 января 1812; 2) за сенатором, князем Василием Алексеевичем Хованским † 27 июля 1830

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Конечно, это было какое-то провидение. Я до сих пор благодарен составителям этого сборника, что попал именно туда. — Что там такого необыкновенного произошло? — Учеба оказала на меня решающее воздействие. Я пришёл туда как человек конфессионально индифферентный. Мне была интересна религия как объект изучения, как история идей. Но в ИБИФе я познакомился с удивительно яркими личностями. Половина преподавателей была из Духовной академии — отец Евгений Горячев и отец Александр Сорокин преподавали Ветхий и Новый Завет, отец Игорь Магницкий древние языки, литургику вел отец Михаил Преображенский, историю Церкви — Александр Васильевич Маркидонов. Другая половина — светские преподаватели: Олег Евгеньевич Иванов, Петр Александрович Сапронов, Юрий Алексеевич Соколов, Григорий Исакович Беневич, Марина Геннадьевна Городова, все они были увлеченными людьми. Они не отбывали номер, а были заинтересованы в предмете и, что самое существенное, — верили в то, что рассказывали. Если Маркидонов, например, рассказывал о Церкви, то он искренне верил, что рассказывает о том, что истинно разворачивалось в истории. Если отец Евгений Горячев рассказывал об Евангелии или истории пророков, то он верил, что это было и что это было истинно. И я уже буквально через несколько месяцев понял, что верю во Христа. Тимур с коллегой Татьяной Кириллиной и супругой Наталией Щукиной (посередине) Фотограф пресс-службы СПбДА Артём Гордеев — Поверили в Бога или в Церковь? Или у вас это параллельный процесс был? — Это было одновременно, да. Я поверил, и у меня тут же состоялась практическая реализация. Тогда я жил в коммуналке на улице Галерной и просто пошёл в ближайший храм. Им оказался Троице-Измайловский собор. Там я попал на исповедь к отцу Константину Пархоменко, причастился. И вот с тех пор, формально говоря, началась моя церковная жизнь. Это было осенью 2000 года. — Что происходило дальше? Был ли такой, условно говоря, «период неофитства»? — Да, всё это имело два последствия. Одно психологическое, второе, можно сказать, религиозно-мистическое.

http://azbyka.ru/way/cherez-neskolko-mes...

В 1866 году стараниями Воронежского архиепископа Серафима (Аретинского) община пещерокопателей получает официальный статус скита и приписана к Свято-Успенскому Дивногорскому мужскому монастырю как скит. К концу XIX столетия число братии составляло около двадцати, а трудников — около семидесяти человек. Последним настоятелем Воскресенского Белогорского монастыря был игумен Поликарп, который завершил строительство величественного Воскресенского храма, выполненного в византийском стиле губернским архитектором Афанасьевым и расписанного известным мастером Щукиным в 1916 году. Протяжённость пещер к тому времени значительно превышала два километра. В этом же году трудами братии и всех окрест живущих почитателей обители в меловой горе был вырыт уникальный колодец глубиною более восьмидесяти метров и диаметром более трех. Пять лет шла работа на вершине горы, и вот наконец чистая вода под давлением увенчала успехом почти безнадёжное предприятие. Упразднение монастыря [ править править код ] После Октябрьской революции были уничтожены Троицкий и Преображенский храмы, братия была разогнана, частично сослана, монастырь закрыт, сооружения разобраны на стройматериалы, церковная утварь и иконы конфискованы, мощи Марии и Иоанна осквернены и бесследно исчезли. На месте обители был устроен зерноток. Пещеры, разрушаемые временем, военным лихолетьем, а также проникающими в них празднолюбопытствующими путешественниками, которые, оставляя надписи на стенах, часто не задумывались, что творят, были частично разрушены, перекрыты завалами и осквернены. В настоящее время (2014 год) протяжённость сохранившихся пещер составляет 985 метров. Современное состояние [ править править код ] В 2003 году предпринято первое усилие к возрождению обители. Усилиями местных жителей, историков, краеведов, педагогов, детей, людей верующих и неравнодушных расчищались завалы, входы, площадки. 12 сентября 2004 года, на престольный праздник, перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского, была совершена первая Божественная литургия. Следом за планировкой восстановительных мероприятий началась активная расчистка стен. С 2005 года осуществлена предварительная реставрация храма и помещений пещерной системы.

http://azbyka.ru/palomnik/Белогорский_Во...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010