Под «царями земли» (греч. Βασιλες, без члена) здесь разумеются цари и князья подвластные персидскому великому царю и носившие царский титул наместники и правители различных провинций великой монархии. 1Мак.1:3 . И прошел до пределов земли и взял добычу от множества народов; и умолкла земля пред ним, и он возвысился, и вознеслось сердце его. «Прошел до пределов земли…» – гиперболическое выражение, имеющее некоторое оправдание в выдающихся успехах завоевателя. – «Умолкла земля пред ним…» – смысл выражения может быть тот же, что в Пс.75:9 – «земля убоялась и утихла» (ср. 1Мак.11:38,52 ), или это может обозначать и действительное успокоение и мирное настроение земли, как 1Мак.7:50,9:57,14:7 ; ср. Суд.3:11,5:31 . 1Мак.1:4 . Он собрал весьма сильное войско и господствовал над областями и народами и властителями, и они сделались его данниками. «Сделались его данниками…», греч. γνοντο ες φρον, ср. Суд.1:30,33,35 . 1Мак.1:5–6 . После того он слег в постель и, почувствовав, что умирает, призвал знатных из слуг своих, которые были воспитаны с ним от юности, и разделил им свое царство еще при жизни своей. Повествование, что Александр «еще при жизни своей» разделил свое царство между своими сподвижниками, не находит подтверждения у других историков Александра. Достовернейшие и обстоятельнейшие из них (Арриан, VII, 26 и Курций X, 5) передают о последних минутах его жизни, что окружающие его одр действительно задали ему вопрос: «Кому поручает он свое царство?» Но на этот вопрос Александр лишь ответил одним словом: «достойнейшему!» ( τκρατστω). При этом он передал свой царский перстень своему главному телохранителю, Пердикке, в знак назначения его наместником царства, которое было затем поделено самими главными военачальниками и сподвижниками Александра. 1Мак.1:7 . Александр царствовал двенадцать лет и умер. «Александр царствовал двенадцать лет…» По Арриану, XII, 28 – двенадцать лет и 8 месяцев. В ночь под 1 июня на него напала жестокая лихорадка, и к вечеру 11 его не стало… 1Мак.1:8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

– Все-таки мы думаем, что есть Плоть Христову надо духовно, а не чувственно... – Думать вы можете, как угодно, но смотрите, согласна ли будет ваша дума со словом Божиим? На языке священных писателей «есть плоть» в духовном смысле – значит, делать вред какому-либо человеку. Прочти, Александр, что написано у псалмоцевца Давида: «если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтоб пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут» ( Пс. 26, 2 ). В этом псалме выражением «пожрать плоть», Св. Давид хотел обозначить, что враги его делали ему обиды, зло . А разве Господь призывает нас «есть плоть», то есть делать Ему зло? Это невозможно. Посмотри, Александр, что написано у Михея пророка: «слушайте, главы Иакова и князья дома Израилевы... – вы едите плоть народа Моего и сдираете с них кожу их...» ( Мих. 3, 1–3 ). Опять словами: «едите плоть народа» – пророк указывает, что князья Изральские жестоко, греховно обходились с простым народом, за что Господ обличает бессердечных начальников. Следовательно, – заключу свои рассуждения, – Господь не мог людям давать заповеди: «есть плоть» Его в духовном смысле. Такая заповедь была бы призывом для нас причинять нашему Искупителю всякие неприятности. А разве это согласно с волей Господа? Поэтому и ты, Александр, ошибочно толкуешь 6-ю главу Иоанна в каком-то духовном смысле. § II. После перерыва беседы и пения церковных песнопений, я напомнил слушателям учение слова Божия о святом причащении. По заповеди Господа и по толковании Апостолов, христиане, для своего спасения вкушают Тело и Кровь Христовы. Кто не вкушает Христовой Плоти и не пьет Его Крови, тот отрывается от святого корня – Господа ( Рим. 11, 16 ), – тот духовно погибает, – как наши сектанты. – Ну, да и вы обставили свое причастие так, что оно не похоже на Евангельское, – перебив меня, сказал Александр. – Из Писания мы видим, что сначала надо есть хлеб , а потом пить вино, – а вы вместе то и другое принимаете. – Да, из Евангелия мы усматриваем, что на вечери Апостолам Своим Христос, действительно, дал прежде Тело Свое, а потом Кровь: именно – Тело и Кровь , а не хлеб и вино, как ты, Александр, говоришь, – заметил я.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

(18) И обратит лице свое на островы морские, т.е. Александр пойдет в верхнюю Киликию, которая отложилась от него. И возмет многи из возмутившихся Киликиан. И погубит князя укоризны своея в Киликии. И укоризна его возвратится ему, т.е. возмутитель предан будет казни. (19) И обратит лице свое, т.е. Александр, в крепость земли по гордости своей; и изнеможет, и падется, и не обрящется, т.е. Александр. (20) И станет на место его испровергший могущество его, т.е. Птоломей, который ниспровергнет владычество и царство Александра. И в малы дни сокрушится, т.е. сам Птоломей. Не во гневе и не в ярости брани, потому что умер после трехдневной болезни. (21) И станет на месте его уничиженный; то есть владения Александра, захваченные Птоломеем, похитит ничтожный Димитрий, который будет сокрушен Ионафаном; и приидет тайно, и соодолеет царству лестми, Димитрий придет и овладеет царством без труда; потому что Александр будет убит, и Птоломей умрет от болезни. (22) И крепость городов будет разхищена Димитрием. И сокрушатся от лица его старейшины завета; о сем повествуется: слыша Ионафан, яко суть начальницы Димитриевы в Кадисе, иже в Галилеи, с силою многою (Мак.11:63). (23) И сотворят к нему лесть. Войско его, которое возненавидит его, и самые близкие к нему будут злоумышлять против него. И взыдет, и преодолеет в царстве своем крепком. (24) И сотворит, яко не сотвориша отцы его, то есть Александр с помощью малочисленного народа опустошит Антиохию и жителей отведет в плен. И на города их замыслит замысл, то есть, на города двух умерших царей. (25) И даже до времене возстанет, то есть не на долгое время будет славен, потому что близка его погибель. И сердце его на царя, то есть на Антиоха, сына Александрова, которого возрастил и воцарил на престоле отца его Трифон. И укрепится царь южский, т.е. Антиох младший. И сотворит с ним сечь силою великою, потому что соберутся к нему все возненавидевшие Димитрия. И не станут, яко помышляют нань помышления злая, потому что Трифон замышлял зло против Антиоха.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1085...

Примечателен для нас также следующий факт. С конца XVIII века невесты членов царской семьи, переходившие из инославия в православную веру, брали себе отчество «Феодоровна». К ним относятся Мария Феодоровна (супруга Павла I), Александра Феодоровна (супруга Николая I), Мария Феодоровна (супруга Александра III), Александра Феодоровна (супруга Николая II) и Елизавета Феодоровна (супруга великого князя Сергея Александровича). Таким образом они свидетельствовали свою веру в то, что Сама Пресвятая Богородица становится их Восприемницей и Покровительницей. Имя Феодор означает «Божий дар», и отчество «Феодоровна» равнозначно здесь именованию «православная», «христианка». Оно невольно обращает нас к размышлениям о начальных тайнах нашей веры. Особенно важно это для понимания будущего подвига святой царицы Александры и святой великой княгини Елизаветы. Само имя «христиане» выражает, что мы — Христовы, люди, облекшиеся во Христа (Гал. 3, 27), имеющие помазание от Святаго (1 Ин. 2, 20). Даже внешние с самого начала называют этим именем уверовавших во Христа. Мы помним, как в книге Деяний царь Агриппа, выслушав апостола Павла, сказал: «Ты немного не убеждаешь меня сделаться христианином» (Деян. 26, 28). Апостол Петр в своем Послании пишет: «Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1 Петр. 4, 15—16). Так именуются верующие в христианских апологиях, обращенных к язычникам, так обыкновенно называются они в мартирологах. «Христианин есмь», — отвечал каждый исповедник Христов на первый вопрос мучителей, кто он. И так отвечают святая царица Александра Федоровна и святая великая княгиня Елизавета Федоровна. «И будете ненавидимы всеми за имя Мое», — говорит Господь Своим ученикам (Мф. 10, 22). В полной мере дано будет вкусить этой ненависти и нашим святым, принявшим по дару Божию новое имя. Но со славой страданий за Христа и с распространением веры среди народов имя «христианин» станет высшей славой, подобно тому как и Крест Христов, который до этого был древом клятвы, унизительным орудием казни. Во исполнение пророчества «работающим Мне наречется имя новое» (Ис. 65, 15).

http://moral.ru/feodorovskaya/

Что такое «право верующих»? Что значит «право веровать»? На вопросы отвечает протоиерей Александр Абрамов, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках в Москве. 21.07.2014 08:06:02 Протоиерей Александр Абрамов           - Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Вы слушаете прямой эфир радио «Радонеж». С вами будет на протяжении предстоящего часа протоиерей Александр Абрамов, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках в Москве. Как обычно, я хотел бы начать  с  евангельского чтения предшествующего воскресного дня, чтобы дать настрой на сегодняшний разговор. В воскресный день накануне мы слышали за Божественной литургией Евангелие от Матфея: «Итак всякого, кто исповедует меня перед людьми, того исповедую Я пред Отцом Моим Небесным. А кто отречется от  Меня перед людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня. И кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня. И кто не берет креста своего и не следует за Мной, тот не достоин Меня. Тогда Петр, отвечая Ему, сказал: вот мы все оставили и пошли за Тобой. Что же будет нам? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мной в пакибытие, когда сядет Сын человеческий на престоле славы Своей - сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. …И всякий, кто оставит дома или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же первые будут последними. И последние первыми.  Удивительны слова Спасителя о необходимости отказаться от того, что для нас составляет очевидный смысл земной жизни. Родство, близкие, дружба -  то немногое, что нам удается стяжать на земле. Эти слова Спаситель говорит в евангельском отрывке, который читается в церковный, праздничный день Всех Святых. Иными словами, церковь нам говорит: так жили святые люди, так они прославились на земле, и так они призваны к Богу.

http://radonezh.ru/text/chto-takoe-pravo...

Закрыть Слово на день рождения Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича 18.05.2022 1924 Время на чтение 5 минут Ко дню рождения (6 (19) мая 1868 г.) царя-мученика, Государя Императора Николая Александровича, мы помещаем одно из «Слов» (1897 г.) святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. Публикация подготовлена специально для Русской Народной Линии (по изданию: Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т. 6: Слова и поучения, произнесенные в 1896-1901 гг. - Киев: Оранта, 2006). Сноски (по техническим причинам) перенесены в текст.   + + +   Христос воскресе! Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от во­ды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. (Ин. 3, 5-6). Сегодня Церковь и Россия празднуют день рожде­ния Государя Императора Николая Александровича. В честь его рождения побеседуем, возлюбленные братия, о нужде и необходимости для всех духовно­го рождения. Прошу внимания слову истины, ибо Господь гово­рит, и ни одно слово Его не мимо идет. Небо и земля прейдут, но слова Его не прейдут (Мф. 24, 35. Мк. 13, 31) . Приведенное изре­чение Господа взято из ночной беседы Его с Никодимом, ученым князем жидовским. Никодим был из числа фарисеев, а фарисеи веровали в воскресение мертвых. Никодима сильно занимал вопрос о том, что именно требуется от него, чтобы удостоиться воскресения праведных и жизни вечной; между тем он мечтал, что войдет в Царствие Небесное по сво­ему происхождению от Авраама и по своему почет­ному положению в народе иудейском, как учитель Израиля. Но Господь разбивает его высокоумие и ложное упование, говоря, что его не спасет ни происхождение, ни его княжеское достоинство, ни ученость и учительское звание, и что для того нужно нечто совсем особенное, чего Никодим не имеет и о чем он и не знает, и не помышляет, а имен­но, что ему нужно родиться свыше от Бога, родить­ся от воды и Духа и что тогда только он может ви­деть Царствие Божие и войти в него, ибо рождение наше плотское есть грех и скверна, а рождение от Духа, то есть от Бога, духовно и свято. Вот учение Самого Господа о нужде и необходимости для чело­века духовного рождения, учение, на основании ко­торого установлено на все века в мире христиан­ском первое по порядку Таинство крещения, в кото­ром мы все родились от Бога, причем дали обеты Богу чрез восприемников хранить и возращать бла­годать рождения от Бога, стараться всегда жить свя­то, как подобает чадам Божиим, и приносить Богу плоды покаяния и добрых дел.

http://ruskline.ru/analitika/2011/05/19/...

Протоиерей Александр Ильяшенко: Христианина должно отличать уважение к личности «Стыд и срам употреблять скверные слова, оскорбляя слух окружающих и оскверняя самих себя», — прокомментировал прот. Александр Ильяшенко высказывания Максима Степаненко. 12 декабря, 2013 «Стыд и срам употреблять скверные слова, оскорбляя слух окружающих и оскверняя самих себя», — прокомментировал прот. Александр Ильяшенко высказывания Максима Степаненко. фото: pravoslavie.ru Председатель миссионерского отдела Томской епархии Максим Степаненко предложил называть матерным словом женщин, которые воспитывают детей, рожденных вне брака. Кроме того, по его мнению, нецензурным словом можно называть также всех, кто состоит в гражданском браке, а мальчики, воспитанные матерью без отца, имеют склонность к гомосексуализму. «Мужчины, воспитанные женщиной в разводе, мужчины воспитанные без влияния дедов, на худой конец дядей или чужих авторитетных мужчин (священника, тренеров спортивной команды, командиров в армии) — это уже априори психический и духовный урод, калека. Сыновья матерей-одиночек чаще, чем юноши из полноценных семей впадают в блуд и/или гомосексуализм. Почему сыновья матерей одиночек склонны к блуду — об этом будет отдельная статья», — говорится в статье, которую цитирует Газета.Ru . Как на самом деле принято относиться к матерям-одиночкам в Церкви, и чем может быть мотивировано достаточно резкая позиция представителя Томской епархии?  Прокомментировать высказывания Максима Степаненко, редакция ПравМира попросила протоиерея Александра Ильяшенко, настоятеля храма Всемилостивого Спаса.   Первое, что должно отличать человека воспитанного, человека благородного, каким, собственно, и должен быть христианин – это уважение к человеческой личности. Даже если эта личность совершила какую-то жизненную ошибку, грех, или, волею судеб, оказалась в трудной ситуации, — никто не вправе эту личность унижать. Русский язык, действительно, богат и могуч. Есть в русском языке очень емкое слово, — «сквернословие». Стыд и срам употреблять скверные слова, оскорбляя слух окружающих и оскверняя самих себя. Как же можно сквернословить, когда сам апостол Павел призывал: «А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших» (Кол.3. 8). Далее он продолжает: «Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства». (Кол.3. 12-14).

http://pravmir.ru/prot-aleksandr-ilyashe...

Прот. Александр Ильяшенко: Мера ответственности человека зависит от его общественного положения 12 сентября, 2012. Протоиерей Александр Ильяшенко Вспомним преподобного Сергия Радонежского. Вокруг него, игумена маленького тогда монастыря, объединилась вся Русь. Простой иеромонах, руководивший небольшой монашеской братией, повлиял на всю страну и на ход мировой истории! Протоиерей Димитрий Смирнов заявил, что на тех, кто защищает группу Pussy Riot, лежит кровь двух женщин, убийца которых написал на стене лозунг в защиту участниц «панк-молебна», и спиленные кресты, и все остальные антицерковные акции, которые были, есть и будут. Эта точка зрения порождает множество вопросов. Ответственны ли мы за гонения на Церковь в советское время? Ответственны ли православные за то, что сжигали старообрядцев? Ответственны ли атеисты за убийство царя? Где границы коллективной ответственности? Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса б. Скорбященского монастыря: — Мера ответственности человека перед обществом во многом зависит от его общественного положения. Очевидно, что у главнокомандующего ответственность гораздо выше, чем у рядового солдата, и никогда они равны не будут: «Кому много дано, с того много и спросится». Но цель одна. Ее Сам Господь определил в Нагорной проповеди: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16 ). Вспомним преподобного Сергия Радонежского. Вокруг него, игумена маленького тогда монастыря, объединилась вся Русь. Простой иеромонах, руководивший небольшой монашеской братией, повлиял на всю страну и на ход мировой истории! Вот что такое «Так да светит свет ваш пред людьми»! Глядя на наши дела, прославляют ли окружающие нас люди Отца Небесного? Нет, наоборот, мы видим, что хулят. Значит, это и о нас апостол Павел говорит: «Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников» (Рим. 2, 24). Если мы живем вопреки заповедям Божьим, относимся друг к другу хуже неверующих – малодушествуем, обманываем, осуждаем, то христиане мы только по названию, и именно мы повинны в том, что в обществе возникают антихристианские и антицерковные настроения. За это мы дадим ответ перед Богом. Об этой ответственности надо думать, а не о том, что другие живут не так, как бы этого хотели.

http://pravmir.ru/prot-aleksandr-ilyashe...

Я заметил: – Хлеб и вино едят и пьют все люди на здоровье. Но мы не об этой еде говорим, а о ядении Тела и Крови Христовых. Ведь в Евангелии сказано: «Иисус взял хлеб и, благословив,... сказал, приимите, ядите: сие есть Тело Мое» ( Мф.26:26 ). Смотрите: Христос в руки взял хлеб , а когда благословил его, то, подавая ученикам, сказал: сие есть Тело Мое; значит ученики не хлеб ели, а Тело, и не вино пили, а Кровь Господню ( Мф.26:27–28 ). Вы же, сектанты, едите ли Тело и Кровь Христовы? Александр сказал: – Иисус взял в руки не тело свое, а хлеб , и в чаше была не кровь , а вино . Потому и слова: «сие есть Тело Мое» и «сие есть Кровь Моя» надобно понимать так: это есть как бы Тело Мое; это есть как бы Моя Кровь. А вы, православные, думаете, будто Христос дал Апостолам есть и пить Тело и Кровь свою... Отвечая Александру, я сказал: – В послании к Галатам мы читаем: «кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» ( Гал.1:9 ). Ты, Александр, не слова Христовы нам предлагаешь для назидания, а свое неправильное толкование их. Господь ведь не сказал Апостолам: «приимите, ядите, сие есть как бы тело мое, сие есть как бы кровь моя. Он прямо сказал: сие есть Тело Мое, сие есть Кровь Моя. Значит, прибавляя частицу «как бы» , ты говоришь «от своей головы», «мудрствуешь сверх написанного» ( 1Кор. 4, 6 ), а за это тебе угрожает Апостольская анафема. Потом ты извращаешь самое событие, бывшее на вечери. Господь, правда, взял хлеб и вино в руки; но ученикам после благословения подавал уже не простой хлеб и не обыкновенное вино, а тело свое и кровь . Таким образом чудодейственным благословением, – в это надо верить, – простой хлеб и простое вино Господь пресуществил в свое Тело и свою Кровь ... – Странные вещи рассказываете вы нам, – воскликнул Александр. – Да на вечери-то Христос еще был жив: как же он мог тело свое раздать ученикам. Сам-то при чём он остался. – Твое восклицание, Александр, напоминает мне подобный же поступок неверующих иудеев. Эти иудеи, прослушав пророчество Христа о ядении верующими Плоти Господней, – также восклицали: «какие странные слова! кто может это слушать?» ( Ин.6:60 ) И ты, друг, принадлежишь еще к числу маловерных учеников Христовых; посему жалею тебя, но не удивляюсь словам твоим.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Версия Луки существенно отличается от обеих приведенных версий: Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение ( Лк.22:40–46 ). В некоторых рукописях Евангелия от Луки рассказ значительно короче. В них отсутствуют два предложения: Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. Так, например, эти слова отсутствуют в папирусе III века, хранящемся в оксфордском Музее Эшмола (Ashmolean Museum) и содержащем фрагменты из 22-й главы Евангелия от Луки. 234 Отсутствуют они в Синайском (первая редакция) и Ватиканском кодексах IV века, Александрийском кодексе V века, ряде других манускриптов. На этом основании данный отрывок печатается в современных критических изданиях Нового Завета в двойных квадратных скобках. 235 В то же время отрывок присутствует во второй редакции Синайского кодекса, в кодексе Безы V века и во множестве других рукописей. Из древних авторов отрывок не упоминают Климент Александрийский (II век) и Ориген (III век), Афанасий Александрийский и Амвросий Медиоланский (IV век), Кирилл Александрийский (V век) и Иоанн Дамаскин (VIII век), 236 но о кровавом поте Христа упоминают Иустин Философ 237 и Ириней Лионский (II век), 238 Ипполит Римский (III век), Евсевий Кесарийский , Дидим Александрийский , Иоанн Златоуст и блаженный Иероним (IV век). 239 Количество свидетельств в пользу принадлежности отрывка оригинальному тексту Евангелия от Луки достаточно велико. Объяснить его исключение из текста в силу тех или иных причин проще, чем объяснить его включение в текст на более позднем этапе. 240 Так, например, можно объяснить опущение указанного отрывка тем, что Иисус представлен здесь как будто бы зависящим от ангела, пришедшего Ему на помощь. 241 В любом случае мы будем рассматривать отрывок как неотъемлемую часть рассказа о Гефсиманском борении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010