в Орле состоялось «собрание Патриаршей Православной Церкви», на к-ром было решено установить поминовение о упокоении мученически погибших в ходе большевистских репрессий священнослужителей и мирян, а также поминовение о здравии «орловских священнослужителей, монашествующих и верующих мирян, заключенных в тюрьмы и сосланных на каторгу большевиками». Также обсуждались вопросы о материальной помощи нуждающимся представителям духовенства и монашествующим со стороны остального духовенства, об организации приходских попечительств, о ремонте сельских храмов и др. На всей оккупированной территории епархии начали работать кружки по религиозно-нравственному просвещению. Приходские попечительства о бедных содержали дома для престарелых, детские приюты, дома трудолюбия. При орловской Никитской ц. действовало приходское попечительство «Общество бедных», ежемесячно оказывавшее помощь нуждающимся деньгами и продуктами. Основатель попечительства настоятель Никитской ц. прот. Иоанн Маккавеев (1872-1964) посещал пострадавшие от бомбежек дома, бесплатно хоронил погибших. Духовенство и прихожане оказывали помощь пленным красноармейцам. В дек. 1942 г. в Орле при ЕУ были организованы пастырские курсы на 40 чел. Подавляющее большинство священнослужителей, несмотря на предшествовавшие гонения, видело в герм. оккупантах врагов своей Родины. От рук захватчиков погибли священники Орлов и Оболенский ( Перелыгин. 2007. С. 92). В Орле весь период оккупации действовал подпольный госпиталь, где лечили красноармейцев, а затем переправляли их через линию фронта. Руководил госпиталем врач В. И. Турбин (1905-1972), в 1934 г. тайно постриженный в монашество архиеп. сщмч. Александром (Щукиным) с именем Никон. В авг. 1943 г. территория Орловской обл. была полностью освобождена советскими войсками. После этого духовенство края приняло участие в сборе средств в Фонд обороны (с сент. 1943 по апр. 1946 общины сдали более 1,5 млн р.). К гос. наградам были представлены священники Н. А. Лыков, И. Т. Кузнецов, Т.

http://pravenc.ru/text/2581549.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 РЮРИКОВ НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Священник Николай Рюриков Николай Владимирович Рюриков, до 1910 года В сентябре 1910 года был рукоположен во священника епископом Нижегородским Иоакимом (Левитским) и определен к Макарьевскому женскому монастырю . 22 октября 1910 года переведен служить в Троицкий собор в городе Горбатове и с 1911 года назначен заведующим и законоучителем Горбатовской церковноприходской школы. С 1915 года стал членом Горбатовского отделения Епархиального училищного совета. Через некоторое время он был возведен в сан протоиерея . После начала гонений, будучи в близких отношениях с епископом Макарьевским, викарием Нижегородской епархии Александром (Щукиным) , отец Николай попытался было перевести на другой приход сотрудничавших с властями " собратьев " , но за них вступились поддерживающие их враги внешние: в 1927 году сотрудники Нижегородского ОГПУ стали собирать сведения об отце Николае, о его проповедях и частных беседах и в конце концов арестовали его. Свидетелями против него выступили служившие вместе с ним в Троицком соборе священник, диакон и псаломщик, допрошенные все в один день, 29 июля 1927 года. «Со священником Рюриковым, – показал священник, – я служу в соборе с 1925 года. Во всех проповедях, которые произносил Рюриков, он всегда проводил аналогии из Священного Писания и современной жизни, направленные против существующего строя. Зимой 1926 года в одной из проповедей... Рюриков бросил фразу: “Скоро придет время, когда волкам отольются овечьи слезы”. Эта фраза потом служила источником обывательских разговоров на очень продолжительное время... На Благовещение Рюриков произнес проповедь, основанную на воспоминании о царствовании царя Давида... Примерами из жизни Давида... он доказывал, что жизнь при верующем царе была хорошей. Как только началось безверие, свергли царя, так и жизнь стала плохой: народ увидел, что без царя плохо, образумился и снова избрал себе царя. Эти положения он подтверждал примерами и аналогиями из современной жизни... На Новый год, 1 января старого стиля, в двенадцать часов ночи перед молебном Рюриков произнес речь. В своей речи он говорил приблизительно... следующее: “Прошлый год мы прожили бурно. Разразилась над нами гроза, надвинулись на нас тучи черные безбожия и коммунизма. Мы должны надеяться, что скоро воссияет для нас солнце правды, что новый год принесет для нас укрепление веры и падение безбожия и коммунизма”. Таких примеров можно привести очень много, не упомнить их всех. Словом, в каждой проповеди Рюриков обязательно, хоть слегка, но заденет чем-нибудь советскую власть... Рюриков очень дружен с епископом Александром. Строчит ему различные доносы», – завершил свои показания священник.

http://drevo-info.ru/articles/13676422.h...

Семипалатинский женский монастырь.      После кровавых революционных событий новая власть стала гнать святую Православную Церковь, закрывая храмы, попирая чтимые народом святыни, уничтожая священнослужителей и монашествующих. От иконы Пресвятой Богородицы исходил яркий луч света, освещая всю церковь. Устное предание сохранило до нас сведения о том, что однажды ночью, незадолго до закрытия обители, одна инокиня увидела, что монастырский храм весь изнутри озарен светом. Думая, что начался пожар, она разбудила всех сестер, и они во главе с настоятельницей игуменией Екатериной с волнением вбежали в храм. Пожара не было, но от чтимой копии с иконы Семипалатинской Абалацкой Пресвятой Богородицы исходил яркий луч света, освещая собой всю церковь. Пораженные, сестры замерли у порога, не зная, как понимать такое явление, лишь многоопытная матушка-игумения произнесла: Абалацкая Семипалатинская икона Божией Матери. – Готовьтесь, сестры, скоро нас закроют. В марте 1921 года монастырь официально упразднили, монастырский храм в честь Знамения Пресвятой Богородицы передали со всем имуществом православной общине поселка Старо-Семипалатинский. Изгнанные монахини и инокини поселились небольшими группами в городе Семипалатинске, арендуя или вскладчину покупая дома у горожан. Монахини продолжали соблюдать монашеские правила, многие из них устроились на работу в больницы медицинскими сестрами. Настоятельницу монастыря игумению Екатерину власти удалили из обители сразу после закрытия монастыря, отправив ее на поселение. В августе 1937 года матушка игумения была арестована вместе с архиепископом Александром Семипалатинским (Щукиным) и осуждена на тюремное заключение. Часть монахинь отправили в ссылку. А остальных в 1937–1938 годах, как рассказывала Анна Васильевна Самойленко, родственница отца Павла Милованова, ночью вывезли за город Семипалатинск и зарыли живыми в землю! Святые мученицы, молите Бога о нас! В 1937 году игумения Екатерина была арестована вместе с архиепископом Александром Семипалатинским.

http://pravoslavie.ru/66756.html

Минуты, проведенные нами на этом молитвенном собрании мы считаем наиболее памятными в своей жизни... Наша жизнь так бедна вдохновением, так принижена однообразными формами, что нужно считать счастьем наблюдать яркие блестки живой жизни – писал М.М. Тареев 1186 . Вопрос о богослужебном творчестве на Поместном Соборе Общая дискуссия Как уже упоминалось выше, принятый в июле 1917 года тезис VI отдела Предсоборного совета о допустимости и возможности богослужебного творчества, не был включен в проект доклада о богослужебном языке, подготовленный соответствующим соборным подотделом двумя месяцами позже. При обсуждении этого проекта 12 августа 1918 года в VII отделе Собора вятский священник Александр Попов вновь предложил включить в доклад упоминание о возможности составления и допущения к богослужебному употреблению новых песнопений. Однако при голосовании это предложение принято не было 1187 . Тем не менее вопрос о литургическом творчестве неоднократно поднимался на заседаниях VII отдела – главным образом в связи с необходимостью дополнить новыми чинами существующий Требник. Священник Василий Прилуцкий приводил такой пример: Сооружается, например, железная дорога, строится громадный по величине мост – почему не может быть новой молитвы на освящение этих сооружений. Если в древности считали необходимым внести в требник молитву «над сосудом двоеушатым», над горшком, то, очевидно, было желание освятить молитвою всякое дело. И теперь можно бы написать особые молитвы и чины на освящение новых сооружений. (...) Мы должны, быть может, дополнить требник новыми чинопоследованиями и представить их на утверждение Собора 1188 . В связи с этим Б.А. Тураев заметил, что в Требник на немецком языке, составленный настоятелем посольской церкви в Берлине протоиереем Алексием Мальцевым (1854–1915), уже включены некоторые новые чины, в том числе на освящение кладбища и железной дороги 1189 . Владивостокский священник Стефан Нежинцев отвечал, что все эти чины излишни – достаточно имеющегося в Требнике молебна на начало всякого доброго дела 1190 . Протоиерей Александр Хотовицкий, ссылаясь на собственную практику, предлагал использовать последования из униатского требника, однако И.А. Карабинов считал неудобным применять чины неправославного происхождения 1191 . Епископ Прокопий (Титов) полагал, что не полезно в молитве уделять чересчур много внимания земным, житейским делам 1192 . Этот тезис был энергично оспорен ялтинским протоиереем Сергием Щукиным:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 1866 году стараниями Воронежского архиепископа Серафима (Аретинского) община пещерокопателей получает официальный статус скита и приписана к Свято-Успенскому Дивногорскому мужскому монастырю как скит. К концу XIX столетия число братии составляло около двадцати, а трудников — около семидесяти человек. Последним настоятелем Воскресенского Белогорского монастыря был игумен Поликарп, который завершил строительство величественного Воскресенского храма, выполненного в византийском стиле губернским архитектором Афанасьевым и расписанного известным мастером Щукиным в 1916 году. Протяжённость пещер к тому времени значительно превышала два километра. В этом же году трудами братии и всех окрест живущих почитателей обители в меловой горе был вырыт уникальный колодец глубиною более восьмидесяти метров и диаметром более трех. Пять лет шла работа на вершине горы, и вот наконец чистая вода под давлением увенчала успехом почти безнадёжное предприятие. Упразднение монастыря [ править править код ] После Октябрьской революции были уничтожены Троицкий и Преображенский храмы, братия была разогнана, частично сослана, монастырь закрыт, сооружения разобраны на стройматериалы, церковная утварь и иконы конфискованы, мощи Марии и Иоанна осквернены и бесследно исчезли. На месте обители был устроен зерноток. Пещеры, разрушаемые временем, военным лихолетьем, а также проникающими в них празднолюбопытствующими путешественниками, которые, оставляя надписи на стенах, часто не задумывались, что творят, были частично разрушены, перекрыты завалами и осквернены. В настоящее время (2014 год) протяжённость сохранившихся пещер составляет 985 метров. Современное состояние [ править править код ] В 2003 году предпринято первое усилие к возрождению обители. Усилиями местных жителей, историков, краеведов, педагогов, детей, людей верующих и неравнодушных расчищались завалы, входы, площадки. 12 сентября 2004 года, на престольный праздник, перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского, была совершена первая Божественная литургия. Следом за планировкой восстановительных мероприятий началась активная расчистка стен. С 2005 года осуществлена предварительная реставрация храма и помещений пещерной системы.

http://azbyka.ru/palomnik/Белогорский_Во...

Образ из иконостаса Казанского собора. 1801–1811 гг. Худож. И. А. Иванов (ГРМ) В ГМИР находятся иконы из придела Рождества Пресв. Богородицы «Архидиак. Стефан» М. Ф. Воинова (сев. врата), «Вход Господень в Иерусалим» Е. В. Мошкова, «Христос между апостолами по Воскресении» А. С. Канунникова, «Поклонение волхвов», «Воскрешение Лазаря» и «Взятие Богородицы на небо» П. Угрюмова, «Вознесение» и «Сошествие Св. Духа» Тупылева, «Св. Мария Магдалина» А. Г. Варнека (парная икона «Ап. Иоанн Богослов» утрачена), царские врата и образ «Прп. Сергий Радонежский» И. П. Чернова. В местном ряду главного иконостаса находились иконы небесных покровителей императоров Павла I и Александра I, в приделе Рождества Пресв. Богородицы - императриц Екатерины II и Марии Феодоровны. Большинство икон боковых и главного иконостасов, а также плащаница работы Тупылева утрачены. Не изучены 18 изображений апостолов между 1-м и 2-м рядами окон по периметру храма, написанных Воиновым, Волковым, А. И. Ивановым, Г. И. Угрюмовым, Щукиным, Яненко. Над резным царским местом, изготовленным из различных сортов мрамора по проекту Воронихина, находилась надпись: «Сердце Царево в руце Божией». Под куполом были помещены аллегорические фигуры Веры, Надежды, Любови (бронзовщик П. П. Ажи); паникадило в 180 свечей изготовил бронзовщик Ж. Герен. После 1814 г. сохранилось только 2 алебастровых барельефа в полуциркульных нишах над входами в собор: над северным - «Взятие Христа под стражу в вертограде» Рашета и над южным - «Несение Креста» («Шествие Христа на Голгофу») Ф. Ф. Щедрина. За живописные работы в соборе Бессонов, Воинов, Егоров и В. К. Шебуев были удостоены звания академиков, Боровиковский был пожалован бриллиантовым перстнем. Высочайшее благоволение объявлено Бессонову, Варнеку, Иванову и Чернову, крестом ордена св. Владимира награждены Егоров и Шебуев. Собор - памятник Отечественной войны Уже во время Отечественной войны 1812 г. К. с. приобрел значение мемориала рус. славы. С нашествием Наполеона усилилось народное почитание иконы-заступницы.

http://pravenc.ru/text/1319814.html

Так, почти в полном уединении, епископ прожил около полугода, а затем поехал в Саров — в последний раз помолиться у мощей преподобного Серафима; был в Дивееве, оттуда поехал в Нижний Новгород, где вместе с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) и епископом Александром (Щукиным) участвовал в хиротонии иеромонаха Николая (Голубева) во епископа Ветлужского. Митрополит Сергий сообщил владыке Василию о переводе епископа Вязниковского Корнилия (Соболева) на Екатеринбургскую кафедру и что вязниковцы просят его к себе.«Впрочем, — добавил он, — вы будете считаться Кинешемским, Вязниковская кафедра будет для вас временной». В Вязниках епископ продолжил дело, начатое еще в Анаполе. Давно ему хотелось беседы, которые он вел в храме и в кружках, собрать в одну книгу. Рукопись книги он передал доверенным людям в Кинешме, и они переписали ее от руки. В начале 1927 года епископ Афанасий (Сахаров) послал к владыке в Вязники своего келейника иеромонаха Дамаскина (Жабинского) с запиской — не примет ли владыка Василий во временное управление Владимирскую епархию ввиду того, что он, епископ Афанасий, арестован и не может продолжать служение. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя Митрополит Сергий (Страгородский) был арестован, и в управление Православной Церковью вступил архиепископ Серафим (Самойлович). Епископ Василий обратился к нему за разрешением этого вопроса, но владыка Серафим во Владимир послал епископа Дамиана (Воскресенского), а владыку назначил на Ивановскую кафедру. Но назначением воспользоваться не пришлось. К этому времени проповеди святителя, его духовная стойкость стали привлекать в храм множество народа и власти выслали владыку в Кинешму. Здесь он прослужил несколько месяцев, когда власти потребовали, чтобы он уехал. В июне 1927 года владыка Василий приехал в Кострому, где прожил около года. Главной заботой были духовные дети, о каждом он хотел знать все и не упускал случая наставить и духовно поддержать каждого из них. Переписка с ними занимала много времени, и ее нельзя было доверить почте. Епископ отдавал письма своему иподиакону Василию Смирнову, тот отвозил их Екатерине Книшек, и она уже разносила их по адресатам, в свою очередь собирая письма к владыке.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Издательство Белорусского экзархата приступает к выпуску факсимильного издания Слуцкого Евангелия XVI века 9 мая 2009 г. 11:42 Издательство Белорусского экзархата приступает к выпуску факсимильного издания Слуцкого Евангелия XVI века. Об этом сообщил исполнительный директор издательства Владимир Грозов. Издание осуществляется по благословению митрополита Минского и Слуцкого Филарета , по инициативе руководства Национальной библиотеки Беларуси и при поддержке президента республики Александра Лукашенко. По словам директора издательства Александра Вейника, для выпуска Евангелия известным минским фотографом Андреем Щукиным была специально проведена съемка оригинала. Выпуск книги собираются закончить в сентябре к приезду в Белоруссию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Предстоятелю Русской Церкви факсимильное издание Евангелия преподнесут в качестве подарка. Центр просвещения и милосердия Белорусского экзархата /Патриархия.ru Календарь ← 7 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/640972.htm...

В Ялте Чехов продолжительное время поддерживал любезные отношения с учителем ялтинской церковной школы священником Сергием Николаевичем Щукиным († 1931), тоже проживавшим в Крыму из-за болезни легких. Выбор скромного, но высокообразованного учителя из многих, желавших навязаться в знакомые и приятели знаменитому писателю, уже дает повод думать о неосознанной притягательности для Чехова общения с людьми духовного звания. Оставленные Щукиным воспоминания раскрывают некоторые сокровенные чувства писателя. После смерти Чехова отец Сергий опубликовал их в периодической печати (см.: Русская мысль. 1911. 10; в сокращении: Московские церковные ведомости. 1912. 14; Воскресное чтение. 1912). В них концентрированно передается отношение Чехова к Церкви, к вере, к церковнослужителям. «Приходилось говорить с Антоном Павловичем о Церкви и церковных делах, – пишет отец Сергий. – У него был интерес к церковному быту. Он знал многое из того, что относится к богослужению, к церковным обрядам, к религиозным обычаям. Он рассказывал, что в детстве иногда пел на клиросе, в доме дяди встречал много афонских монахов, которые приезжали в Таганрог по делам своих монастырей; дядя его был церковным старостой и т. д. “Знаете, – сказал он раз, – люди моего возраста, воспитываясь, еще имели " знакомство " с Церковью; у меня были религиозные отец, мать, дядя; мы знаем кое-что о Церкви, что-то в нас держится… Растет новое поколение, которое совсем не знает Церкви. Что вы будете с ним делать?”». Сам отец Сергий Щукин дожил до революции и увидел, что сделалось с этим «новым поколением», не знающим Церкви, потерявшим веру. Чехов часто жертвовал на храмы, духовные училища, церковные школы; рассказывал, что прежде у него было довольно много знакомых среди духовенства. «Он дал на постройку 100 рублей; чеховская же серебряная лампадка висит за престолом в греческом ялтинском храме, – вспоминал отец Сергий. – В доме Чехова, пожалуй, больше, чем где-нибудь в Ялте, находил приют сборщик “на построение храма”».

http://pravoslavie.ru/33770.html

ЩУКИН СВОБОДЕН ОТ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШТАМПОВ Михаил САПОНОВ, профессор Московской консерватории Знаете, так бывает, что профессиональный композитор пишет грамотную и очень плотную музыку по всем законам и установкам, которым его научили. И, вроде бы, даже неплохо вышло, а только совсем непонятно – пережил все это автор, выстрадал из души или просто “сляпал” по готовым шаблонам. С Володей Щукиным так не бывает. Помню, как в свое время он пришел в консерваторию показывать свои работы… Я потом спрашивал профессоров: – Ну как вам это? – Знаете, у него нет никакой техники, но какой талант! Но технику, в отличие от таланта, как раз можно преподавать в вузе. И потому Володя быстро освоил различные музыкальные тонкости. Помню, он специально устроился в консерваторскую библиотеку, чтобы иметь возможность посещать лекции в качестве вольнослушателя. А потом уже начал писать свой первый альбом. С этого первого альбома володино творчество сразу стало ни на что не похожим. Естественно, это никакая не “попса”, как ныне принято говорить, не экраная музыка. Но это и не бардовская песня.   УМЕНИЕ ПЕРЕДАТЬ ИНТОНАЦИЮ Елена КАМБУРОВА, Народная артистка РФ, лауреат Государстенной премии РФ Меня как-то сразу притянула добрая энергия того, что я услышала, впервые встретившись с Владимиром Щукиным. Поразило и совпадение поэтических вкусов, ибо в основе песен Володи – образная поэзия. И потому, раз выбранные для своего репертуара, они продолжают десятилетиями жить во мне и украшать мои программы. Особенно поразила меня “Венеция” на стихи Максимилиана Волошина. Удивительно, как Володя сумел передать интонационно, сплетением нот всю эту уходящую красоту резных фасадов, узорных зданий на алом пожаре закатного стана красавицы-Венеции. Хорошо запомнила выступление руководимой им группы “Последний шанс”, успевшей быстро завоевать популярность. И в этом была такая сражающая ясность, доброта и юмор! И этот период стал первой ступенькой к программам (ах, как важным!) для детей, песни в которых опять же пронизаны светом, добротой и теплом!

http://foma.ru/vladimir-shhukin-fedot-da...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010