В 1871 году по инициативе бывшего ученика Н. Ильминского, инспектора народных училищ Оренбургской губернии Кудеевского, в поселках Верхнеуральских нагайбаков были открыты пять начальных инородческих училищ: в Остроленке, Касселе, Требии, Париже и Фершампенуазе. В эту последнюю школу, получившую статус центральной, был определен учителем Игнатий Тимофеев, с солидным по тем временам содержанием – 400 р. в год, назначенных ему управлением Оренбургского казачьего войска. Вскоре на молодого талантливого преподавателя обратил внимание военный губернатор Оренбурга К. Н. Бобарыкин, поручив ему непосредственное наблюдение за окружающими Фершампенуаз инородческими школами . 18 августа 1873 года Игнатий Тимофеев сочетался браком с Мариной Софроновой, родом из с. Мелекесы. Дети: дочь Пелагея (1884 г. р.; замужем за свящ. Александром Крепкогорским), сын Михаил (1888 г.р., умер во младенчестве). По прибытию в Фершампенуаз Марина открыла у себя на дому первую школу для нагайбакских девочек. И. Тимофеев вместе со своими учениками совершал поездки в порученные его попечению поселки. Особенно часто И. Тимофеев и его ученики посещали Остроленский поселок, где принимали участие в богослужении, исповедовались и причащались Св. Таин. Здесь же в Остроленской Покровской церкви нагайбаки впервые услышали молитвы и отдельные песнопения на своем наречии в исполнении учителя и учеников Фершампенуазской школы. В одном из писем к брату Василию, написанных в это время, Игнатий делился своими миссионерскими достижениями: " В каждый воскресный день мы собираемся читать часы; очень много бывает посторонних людей. Прочитавши часы, я говорю о вере, читаю «Угет» [Наставление свят. Тихона Задонского]; очень нравится… Пошел посмотреть на школы в Кассель. И здесь в крещенских школах читают крещенские книги " . Священник нагайбакских приходов 18 октября 1880 года Игнатий Тимофеев был рукоположен в сан диакона , а 22 ноября - в сан священника . Оба рукоположения совершил еп. Оренбургский Вениамин (Быковский) . О. Игнатий был определен к Покровской церкви Остроленского поселка Верхнеуральского уезда. Матушка Марина возглавила центральную женскую школу в этом поселке. |
А. Митрофанова: Иными словами, в этом празднике нам дана перспектива, к чему мы должны прийти. О. Александр Тимофеев: Перспектива, да. Я бы сказал даже эсхатологическая перспектива, на всю жизнь человеку, к чему мы должны прийти. А. Митрофанова: Отец Александр, хочется еще разобраться с некоторыми деталями. Во-первых, мы знаем о том, что речь идет о конкретном месте. Есть гора, которая называется Фавор, и вот на этой горе описываемое событие и произошло. Вы занимаетесь археологией очень серьезно, вы копаете на Святой земле, у нас даже одна из наших программ была посвящена. Очень всё это интересно и замечательно, но возникает вопрос – вы эту гору видели? Они вообще существует? О. Александр Тимофеев: Да, гора существует. Она недалеко от Назарета находится, в Галилее. Недалеко от Мегида, известных в Ветхом завете городов. Чем эта гора известна? Она в Ветхом завете упоминается. Она отдельно стоит. А. Митрофанова: То есть кругом равнина и тут вот хоп — и гора? О. Александр Тимофеев: Да, кругом равнина, цепи гор немножко севернее, а она отделена. Она не очень высокая, меньше 600 метров, хотя довольна крутая и округлая, вид у нее очень характерный, она доминирует над всей местностью. А. Митрофанова: То есть если на забираться, то надо именно восходить? Подниматься, подниматься, под конец уже устаешь. О. Александр Тимофеев: Да, довольно крутая гора. Сейчас, правда, можно и на машине заехать. Там есть серпантин, большинство паломников не пешком восходят, а заезжают, наверху есть два монастыря, католический и православный, они находятся на месте разрушенных более древних храмов. Историческое предание именно на это место показывает, она в общем-то удобна, как символ. Господь многие вещи совершал как символ… А. Митрофанова: Вот стоп, как символ или все-таки удалось документально установить, что это та самая гора? О. Александр Тимофеев: Как документально установишь, что это та самая гора? А. Митрофанова: Не знаю… О. Александр Тимофеев: Никаких археологических знаков нет, есть устойчивое предание. Ее трудно, честно говоря, с какой-то другой горой перепутать. Предлагали горы более северные, Ермон, но вряд ли, это уже высокие горы северные, а эта гора возвышается над всей Галилеей, она как символ, поэтому Господь ее и избрал. Ученики на нее восходят, так что они даже устали и ложаться спать, так как устали. То есть Преображение подразумевает еще и восхождение определенное, труд. Прежде чем ты увидишь свет Божественный, надо потрудиться, взойти. Чем еще гора замечательна. На равнине много звуков – восходишь наверх, только шум в ушах свистит. То есть некое отрешение от земной жизни, оно должно быть. Восхождение, отрешение от суеты, мирских дел, приземленности, нужно немного воспарить. Когда на Фаворе оказываешься, вокруг вся Галилея видна. |
Утром, в воскресенье, 28 ноября, Александр Тимофеевич встал совершенно бледный; едва мог ходить по комнатам, голос был крайне слабый. В 3-м часу дня доктор Ленский прибыл к больному: долго он выслушивал, осматривал, постукивал и расспрашивал больного и прописал лекарство. Лекарство принималось в воскресенье и понедельник чрез каждые полчаса; больной был вял, скучен; аппетита вовсе не было; но в постель не ложился. Во вторник (30 ноября) сестра спросила Александра Тимофеевича: „не попросить ли доктора, чтобы он посмотрел вас сегодня“? „Нет, – ответил он, – я сегодня чувствую себя лучше, сил у меня сегодня больше, подожду доктора до завтра, как он сам обещал“. Действительно, в течения дня (30 ноября) больной был довольно бодр, слушал чтение газеты, вступал в разговоры; вечером пил чай с удовольствием; но ночью спал мало и беспокойно. Утром на другой день, в среду, (1-го декабря), Александр Тимофеевич, в ожидании доктора, находил себя в силах – сесть за письменный стол и заняться делами. Сестра его, увидя, что он занимается, высказала ему по этому поводу свое удивление и замечание: „мне кажется, вы худо делаете, что занимаетесь; занятие вас изнурит“. – „ Да ведь у нас в пятницу, 3-го декабря, назначено заседание совета Прибалтийского братства“, ответил Александр Тимофеевич, „надо подготовить к заседанию некоторые дела и сведения“. – „А разве нельзя отложить заседание“? – возразила она. – „Мне не составляет особенного труда подготовление того, что я делаю; я исполню только свое дело как казначей, а входить в прения во время заседания уже не стану“. Около 10-ти часов утра приехал доктор; около часу провел с пациентом – выслушивая и расспрашивая его; в заключение осмотра велел продолжать лекарство. Во время разговоров с доктором, больной до такой степени оживился, что почувствовал себя в состоянии проводить его до прихожей и, не желая будить задремавшего в прихожей слугу, сам выпустил доктора из своей квартиры. После посещения доктора, Александр Тимофеевич весь день чувствовал себя бодрым; лекарство принимал, разговаривал довольно весело, слушал чтение газет, несколько раз дремал, ходил по комнатам, и вечером около 9-ти часов вечера стал пить чай. |
Они идут и думают, что идут по тому самому пути, а это не тот самый путь. Отец Александр Тимофеев: Ну не все, а те, кто книжек не читает. Алла Митрофанова: Нас таких много, к сожалению. Отец Александр Тимофеев: Я вот читаю, вот древние свидетельства, вот паломник из Бордо, древнехристианский паломник, анонимный, имени не осталось, совсем в другом месте описывает движение процессии от претории. По археологическим свидетельствам претория находилась во дворце Ирода, это территория современного армянского квартала. Алла Митрофанова: Что такое претория? Надо пояснить… Отец Александр Тимофеев: Претория - это официальное место, где располагалась охрана прокуратора, там производились суды, какие-то официальные государственные функции… Алла Митрофанова: То есть это то самое место, где Понтий Пилат разговаривал со Христом? Отец Александр Тимофеев: Да-да. Сейчас это место находится на территории армянского квартала, то есть если Вы заходите в Яффские ворота, это направо будет. Там по политическим причинам раскопки активно не ведутся, это чужая территория, но раскопки там были и основание дворца Ирода найдено. Дворец был построен Иродом великим, потом, когда власть у Архелая, его сына, была отнята и передана прокураторам римским, суд происходил вероятнее всего там. А крепость Антония была просто дозорной башней, с которой наблюдали за территорией храма. Основанием ее было помещение для заключенных, то есть мы можем предполагать, что Спаситель действительно находился в крепости Антония после суда, в заключении, но суд по всей вероятности был не в этой башне, не в крепости Антония. В византийские времена это тоже понимали и крестный ход располагался не здесь. Алла Митрофанова: А сейчас-то, скажите, это принципиальный момент или неприницпиальный, важно ли проходить по Виа Долороса, там где она проходила во времена Спасителя или сейчас? Что важнее, географическое место или то состояние, в котором ты проходишь по этому пути? Отец Александр Тимофеев: Ну, конечно, если в первую очередь, цель благочестивая, помолиться, почитать Евангелие, то нужно понять некоторую вещь. |
Она была очень добра и когда что-нибудь пекла – тут же раздавала половину. Так и в этот раз: вытащив из духовки лист, на котором сидели красивые разрумянившиеся пышки, она тотчас отложила две для Мики и Нины, а затем обратилась к Олегу и Вячеславу, которые пользовались ее особенной симпатией: – Забирай кажинный ту, какая на его глядить. Олег взял небольшую с краю, Вячеслав ухватил самую крупную и, засунув кусок за щеку, сказал: – Эх, вкусно! Душа вы человек, Анна Тимофеевна! В эту минуту на пороге показалась Катюша. – Чего выползла? Никто здесь по тебе не соскучился! – тотчас напустилась Аннушка. – Глаза б мои на тебя не глядели! Опять свою линию гнешь? Сколько раз говорила тебе: крути с кем хочешь, а мальчиков моих не трожь! Олег невольно улыбнулся при мысли, что он кому-то может показаться мальчиком и что эта добрейшая душа заботится о его нравственности. – Вы, Анна Тимофеевна, очень уж любите не в свои дела нос совать, – сказала Катюша, садясь на табурет. – Ах ты, паскудная! Нет в тебе никакой уважительности к старшим! Даже барыни наши бывшие – и Надежда Спиридоновна, и Нина Александровна – завсегда во всем со мной посчитаются, а эта в глаза грубит! В комсомоле, что ли, вас так учат? Проституток там, видать, из вас делают, вот что! Олегу показалось, что Аннушка хватила через край. – Что вы, Анна Тимофеевна! Разве можно так оскорблять женщину! Это не похоже на вашу обычную доброту! – сказал Олег. А Вячеслав, вскочив, как ужаленный, гаркнул: – Проституток в Советском Союзе нет, запомните, Анна Тимофеевна! В комсомоле же нас учат, что женщина в чувствах своих свободна, и выказывать их для нее не зазорно! Ясно? – и снова сел, словно бы урок ответил. Катюша сморкалась и вытирала глаза. «До какой же степени она глупа и бестактна!» – подумал Олег. Речь Вячеслава задела, однако, его за живое. – Так вы полагаете, что советская власть покончила с проституцией? Смелое заключение! – и помимо его желания едкая насмешка прозвучала в его голосе. – Вчера я позднее обычного возвращался домой; так по дороге три или четыре раза неизвестные особы заговаривали со мной. Одна попросила закурить, другая осведомлялась, как пройти на какую-то улицу, третья поинтересовалась, нет ли у меня билета в кино. Кто же были эти ночные тени на тротуарах, как по-вашему? – Кто они были? – и глаза Вячеслава сверкнули искренней ненавистью. – Наследие проклятого царского режима, вот кто! И взгляды их опять скрестились. – Набаламутила, перессорила всех! – заворчала Аннушка. Олег решил уйти, чтобы не продолжать ссоры, но в эту минуту кто-то очень энергично постучал в дверь, и так как он стоял всех ближе, то поспешил открыть. Оказалось, что принесли повестку для Катюши, в которой она расписалась тотчас же. – Ай, ай! – вскрикнула она, распечатав конверт, и тотчас выронила повестку, которая как будто обожгла ей пальцы. – Что такое? – спросили все тотчас. Олег, уже выходивший, обернулся. |
Протоиерей Александр Тимофеев: У моего сына диабет «Я пошел в школу и десять минут объяснял детям, что такое диабет. Что это болезнь серьезная, пугаться ее не надо, но заболеть ею может любой» 30 сентября, 2015 «Я пошел в школу и десять минут объяснял детям, что такое диабет. Что это болезнь серьезная, пугаться ее не надо, но заболеть ею может любой» На прошлой неделе «Правмир» разбирался в ситуации девочки Аси с инсулинозависимым диабетом. Протоиерей Александр Тимофеев, сыну которого такой же диагноз поставили в мае, рассказывает, как общаться с врачами и педагогами, что непременно должны знать одноклассники ребенка, как оценивается калорийность каши и зачем папе больного ребенка поднимать штангу. «Это не с моим ребенком» О том, что у сына диабет, я узнал во время литургии: на исповеди ко мне подошла заплаканная супруга. Протоиерей Александр Тимофеев На самом деле ему стало плохо еще с вечера, и утром перед литургией жена взяла и своим глюкометром померила Вите сахар крови: у него оказалось 14 (нормой считается 5,5 – прим. ред. ). Четырнадцать просто так не бывает, это сто процентов инсулинозависимый диабет. Осознание, что у кого-то из близких диабет – психологически сложный момент. Диабет – болезнь, у которой очень серьезные последствия, это еще надо понять и принять. Как внезапная катастрофа. Такое замешательство: «Это не со мной, это не с моим ребенком!» У родителей может возникнуть желание «проснуться», чтобы всё это оказалось только сном. Но если цифры сахара высокие, это означает только одно: само собой точно не пройдет, надо лечить. Группа риска Инсулинозависимым диабетом уже семь лет болеет моя жена. Диабет у нее развился во время третьей беременности, и уже, к сожалению, не прошел. Всего у нас четверо детей. А если у мамы диабет, дети находятся в группе риска. В таких случаях положено раз в три месяца или хотя бы в полгода проверять сахар. Точнее, есть такой специальный тест крови, называется «на гликированный гемоглобин». Он стопроцентно помогает выявить даже скрытый диабет на начальной стадии. |
Разделы портала «Азбука веры» ( 75 голосов: 4.2 из 5) Александр Сегень Крёстный Раньше в деревнях детская смертность зашкаливала, и потому зачастую спешили окрестить младенца как можно скорее, а то, не дай Бог, уйдет некрещеным. Вот и меня, хоть я и родился в городских условиях, бабушка Клава понесла на первое в жизни Таинство, когда мне исполнилось всего две недели. Крестной матерью стала ближайшая подруга моей мамы Тамара Васильевна Кондейкина, а крестным — мой родной дядя, мамин брат Александр Тимофеевич. Как мне позднее рассказывали, во время крещения я проявлял невозмутимое спокойствие, не рыдал и не дрыгался, в отличие от множества иных подобных мне молодцов, но, когда священник погружал меня в воду, каким-то волевым броском умудрился цапнуть его за нос. Прощаясь со мной, батюшка заметил: — Чадо благоразумное, но опрометчивое. Возможно, это и есть кратчайшая формула моего характера. Мой дядя Саша уже тогда служил в органах госбезопасности, но ничуть не побоялся крестить меня, даже рассказал об этом одному из своих сослуживцев и вскоре был вызван на ковер к начальнику. Начальник относился к нему хорошо и потому просто спросил: — Ты что, сбрендил? Лучшего ничего не мог придумать? — А что? — невозмутимо пожал плечами мой дядя Саша. — Крестить положено. Я, например, крещеный. А вы разве нет? Начальник хмыкнул, помялся немного и сказал: — Да хоть обкрестись, только не болтай об этом никому впредь! Кстати, мне и имя дали в честь дяди Саши. Поначалу мама хотела назвать меня Юрой, как моего отца. Вот был бы я тогда Юрьюрич!.. Некое излишне юркое сочетание имени и отчества. Но, к счастью, увидев меня в первый раз, мама решительно отвергла возмутительную двойную юркость: — Да нет, какой же он Юра! Типичный Саша. Скорее всего это потому, что я напомнил ей не мужа, а брата, с которым она росла не разлей вода. Да и на всю жизнь они оставались дружны. Старший их брат Федор Тимофеевич родился в 1923 году, Александр Тимофеевич — в 1929м, а моя мама — в 1931м. Они еще успели вместе походить в деревенскую школу, расположенную в пяти километрах от села Высоцкого, где жили с родителями. Дорога до школы лежала через реку Вязьму, и зимой лед давал возможность немного сократить путь — не тащиться до моста. Однажды весной дядя Саша провалился и моя мама его вытаскивала. Самого-то вытащила, а валенок принял решение стать удобным жилищем для раков. Эти панцирные обитали в Вязьме в огромных количествах. Так дядя Саша и явился в школу в одном валенке, мокрый, продрогший, а потом еще и обратно пять километров шагал. Увидев его одноваленность, отец, то бишь мой дедушка Тимоша, рассвирепел: |
Алла Митрофанова: Отец Александр, я мало понимаю в археологии, но, когда смотрю на карту, и в случае археологии, и самой истории (истории, которая описана линейно в Священном Писании) вижу, что речь идет о локальном куске Земли, на котором разворачиваются события невероятной силы и концентрации для значения истории человечества. А почему именно там? Все события и Ветхого Завета, и Нового Завета происходят на Ближнем Востоке. Чем эта земля настолько особенна? Отец Александр Тимофеев: Я бы не сказал, что это место локальное. Очень много стран упоминается в Священном Писании. У Нового Завета вообще колоссальный регион - от Рима до Иерусалима, включая Египет… Алла Митрофанова: А сколько это в километрах, если сравнить с Российской территорией? Отец Александр Тимофеев: По масштабу все-таки сопоставимо. Если в целом мы возьмем регион библейских стран, это будут: Шумер, Месопотамия, Римская империя, ее западные границы. По размеру это сопоставимо с территорией России. Недаром древние карты рисовали Иерусалим центром мира. Это такой мост между Востоком и Западом. Конечно, Священное Писание не охватывает судьбу народов Дальнего Востока - китайцев, японцев… Алла Митрофанова: А почему? Отец Александр Тимофеев: У Священного Писания конкретная цель – описать историю спасения. Это связано с очень глубокими в истории событиями, которые произошли очень давно. Например, Авраам, отец верующих, с которого начинается историческое повествование, происходил из Междуречья (это Месопотамия). Это его личное свойство, то, что он сохранял веру в единого Бога в то время, когда многие люди уже стали язычниками. Господь дал Аврааму обетование: он должен поселиться в Святой Земле; он туда переселяется и история спасения закрепляется, потому что именно от Авраама идет семя веры, то есть истинной религии, которая не была утрачена от наших праотцов. Алла Митрофанова: Скажите, я верно понимаю: история, которая рассказана в Священном Писании, история отношений народа израильского с Господом Богом - это модель отношений всего человечества с Богом? |
Заведен новый порядок бухгалтерии, приема, хранения и расходования денег, равно и отчетности и контроля частей экономической и административной. Учреждена была при правлении педагогическая библиотека. Открыты были для гувернанток дешевые квартиры. Действия правления были открыты для обсуждения и наблюдения членов общества и публиковались в газетах. Все эти перемены могли произойти лишь вследствие усиленной деятельности правления, отдельных членов его и председателя: заседания правления происходили в течение года почти еженедельно, – а некоторые члены (Ф.О. Ильман, О.И. Паульсон и др.), и в числе их А.Т. Никольский были положительно неутомимы в занятиях по делам общества. Правление созывало три раза в течение года общее собрание членов для рассмотрения и обсуждения проекта нового устава и других дел общества. Благодаря стараниям правления и председателя его, число членов общества в течение года увеличилось (с 148-ми лиц на 430), положено основание неприкосновенному и запасному капиталам, требований о рекомендации гувернанток поступило 377, по рекомендации правления получили места 319 гувернанток, заявлений о желании получить место чрез правление принято от 806 лиц. По истечении года, был представлен общему собранию отчет о состоянии общества. Общее собрание отнеслось к трудам и заслугам председателя А.Т. Никольского с уважением и признательностью: оно избрало его почти единогласно вновь в председателя на следующий год, но Александр Тимофеевич, по сложности своих занятий и по состоянию своего здоровья, не решился принять на себя на второй год труды председателя и просил заменить его другим лицом. После отказа Александра Тимофеевича от председательства в обществе, общее собрание единогласно избрало его своим почетным членом. С этим званием Александр Тимофеевич до конца своей жизни не переставал принимать участие в делах и в судьбах общества: он продолжал взносы в пользу общества, являлся на общие собрания его и следил за всеми переменами в нем по годичным отчетам. Несравненно долее принимал он непосредственное участие в деятельности другого общества, известного под именем „Прибалтийского братства“. |
После роковых событий своей жизни, Александр Тимофеевич поддерживал в себе бодрость и жизненность сил, главным образом, чрезвычайною регулярною, правильною жизнью, воздержанием от всякого отступления от принятого им образа жизни и неустанным трудолюбием в общественной деятельности. Но мы знаем, что с ним нередко происходили сильные тревоги в жизни. Труды и тревоги жизни подчас усиливали болезненное состояние Александра Тимофеевича и иногда до такой степени, что он считал себя вынужденным – прибегать к лечению. От времени до времени он чувствовал в себе физическое утомление, доходившее до изнеможения. При этом, явилось ослабление зрения. Ему кажется необходим был периодический отдых от постоянных трудов и тревог. Но он лишь однажды решился отвлечься от своей деятельности на четыре месяца. Это было в 1868 году, когда он, по совету докторов, летом совершил путешествие в Западную Европу вместе с М.Я. Морошкиным. Это путешествие в значительной степени оживило нравственный дух и физические силы Александра Тимофеевича. Но напряженная деятельность скоро опять стала обнаруживать свое влияние на его здоровье. Уже в 1871 году он чувствовал по временам изнеможение и упадок сил, и сознавал необходимость для себя продолжительного отдыха, лечения и ограничения своих трудов. Мы видели, что он в 1871 году отказался от звания члена совета в обществе устройства дешевых столовых, в 1873 году от должности члена семинарского правления на новый срок службы, и от обязанностей при Коммерческом суде, в 1876 году от депутатства на съезде духовенства. Осторожность, уменье владеть собою, устранение себя от всего, что могло действовать на здоровье неблагоприятно, и советы с докторами поддерживали его состояние в таком виде, что он не прекращал обычной своей деятельности в приходе, в знаменском благотворительном обществе и некоторых других обществах. В 1875-м году Александр Тимофеевич весьма часто прибегал к советам врача. С наступлением 1876 года он стал несколько бодрее. Но летом этого года, 3-го июля встретился с таким приключением, которое произвело в нем сильное потрясение. |
| |