Мониторинг СМИ Протоиерей Николай Чернышёв: «В Солженицыне был позитивный, жизнеутверждающий и светлый настрой христианина» 14.08.2008 11:32 Сегодня — девятый день после кончины А.И. Солженицына. Своими воспоминаниями о писателе с порталом Патриархия.ru поделился протоиерей Николай Чернышёв, клирик храма в честь святителя Николая в Кленниках, на протяжении нескольких последних лет бывший духовником семьи Солженицыных. — Александра Исаевича Солженицына провожали в последний путь в соответствии с православной традицией. Скажите, пожалуйста, каков был путь писателя к вере? — Я бы хотел отослать к книге Людмилы Сараскиной, посвященной Александру Солженицыну, которая недавно вышла в серии «Жизнь замечательных людей». В этой книге биография писателя описана наиболее полно и трезвенно. Александр Исаевич рос в православной, глубоко верующей семье и с самого начала осознавал себя православным христианином. Это были годы воинствующего атеизма, поэтому в школе у него были проблемы с одноклассниками и учителями. Естественно, ни в пионерию, ни в комсомол он не вступал. Пионеры срывали с него крестик, но он каждый раз надевал его заново. В то время в Ростовской области (Ростов-на-Дону), где родился и жил в то время писатель, один за другим закрывались храмы. К моменту его взросления в округе уже не осталось действующих храмов на сотни верст от Ростова. В то время идеи марксизма и ленинизма навязывались, как мы знаем, не просто активно, а агрессивно. В учебных заведениях было необходимо изучать «диамат». Молодой человек, Саша Солженицын увлекся марксизмом, диалектическим материализмом, и это вошло в противоречие с его детским верованием. На неокрепшую душу было взвалено что-то непосильное. В то время многие под этой ношей ломались. Как рассказывал Александр Исаевич, это был период мучительных сомнений, отвержения детских верований и боли. Он видел, что не было правды в том, что творилось вокруг него. Но теория, гладко выраженная в книгах, прельщала. По-настоящему возвращение к Богу и переосмысление произошло даже не на фронте, а уже в лагерях, после войны. В эти самые тягостные моменты его жизни вспомнилась та «закваска», которая была дана матерью, в семье. Поэтому нельзя говорить, что его приход к вере был резким и неожиданным. Вера передавалась в его семье из поколения в поколение, и она оказалась сильнее.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

На заседании присутствовали представители Церкви и церковных организаций:  митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон ;  митрополит Тульский и Ефремовский Алексий ; первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве  митрополит Истринский Арсений ;  митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий ;  митрополит Рязанский и Михайловский Вениамин ; председатель  Учебного комитета  Русской Православной Церкви, ректор  Московских духовных школ   архиепископ Верейский Евгений ; председатель  Синодального отдела по монастырям и монашеству , наместник  Троице-Сергиевой лавры   архиепископ Сергиево-Посадский Феогност ; руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии  епископ Солнечногорский Сергий ; председатель  Финансово-хозяйственного управления  Московского Патриархата  епископ Подольский Тихон ; первый секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве  протоиерей Владимир Диваков ; председатель  Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества   протоиерей Всеволод Чаплин ; секретарь Московского областного епархиального управления протоиерей Александр Ганаба; ответственный секретарь  Патриаршего совета по культуре  наместник  Сретенского ставропигиального мужского монастыря   архимандрит Тихон (Шевкунов) ; благочинный Троице-Сергиевой лавры архимандрит Павел (Кривоногов); председатель  Синодального информационного отдела   В.Р. Легойда ; заместитель председателя ОВЦС МП  протоиерей Николай Балашов ; заместитель управляющего делами Московской Патриархии  архимандрит Савва (Тутунов) ; руководитель Службы протокольного обеспечения мероприятий протоиерей Александр Абрамов; руководитель Службы протокола Святейшего Патриарха протоиерей Андрей Милкин; заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации  игумен Митрофан (Шкурин) ; помощник председателя ОВЦС протодиакон Владимир Назаркин; настоятельница Покровского Хотькова ставропигиального женского монастыря игумения Олимпиада (Баранова); руководитель службы региональных связей Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества М.В. Паршин; руководитель организационно-методического управления Синодального информационного отдела М.Е. Коровина.

http://patriarchia.ru/db/text/3640548.ht...

П.В. Долгоруков Князья Хованские Мы помещаем здесь родословие потомству Великого Князя Литовского, Гедимина Великого, до разделения оного на различные фамилии: отцовский КОЛЕНО I: Гедимин, Великий Князь Литовский † 1328 КОЛЕНО II: Монтивид, князь Керновский и Слонимский Наримунд, во Святом крещении Глеб Гедиминович, князь Пинский и Мозырский, потом князь Ладожский, Ореховецкий и Корельский, рождение 1277 † 1348 Ольгерд, во Святом крещении Александр Гедиминович, во иноках Алексей 96 ; сперва князь Кривский и Витебский, потом Великий Князь Литовский, † 1377; женат 1. на княжне Марие Витебской; 2. на княжне Иулиание Александровне Тверской, во инокинях Марина † 1392 Кейстутий, князь Самогитский, Жмудский и Трокский, потом Великий Князь Литовский † 1381; женат на Бируте † 1416, дочери литовского языческого жреца Корият, во Святом крещении Михаил Гедиминович, князь Волконский и Новогрудский, родоначалник князей Кориятовичей-Курцевичей Любарт, князь Волынский † 1385; женат 1. на княжне Волынской Анне Андреевне; 2. на княжне Агафие Константиновне Ростовской, родоначальник князей Сангушек-Ковельских, и угасших князей: Сангушек, Сангушек-Коширских и Корбинских Явнут, во Святом крещении Иоанн Гедиминович, Великий Князь Литовский † 1366; женат на княжне Витебской, родоначальник угасших князей: Ижеславских, Мстиславских (второй ветви), и Заславских Княжна Альдона, во Святом крещении Анна, за Казимиром Великим, королём польским Княжна Данмила, во Святом крещении Елисавета, за герцогом Венцеславом Мазовецким Княжна NN, за князем Псковским Давыдом Давмонтовичем Княжна Мария старшая, за князем Мазовецким Болеславом Тройденовичем Княжна Айгуста, во Святом крещении Анастасия, за Великим Князем Московским Симеоном Иоанновичем Гордым Княжна Мария младшая, за Великим Князем Тверским Дмитрием Михайловичем Грозные Очи Княжна NN, за NN КОЛЕНО III: Александр Наримундович, князь Ореховецкий, потом князь Подольский Юрий Наримундович, князь Рожинский, родоначальник угасших князей Рожинских Вигунд старший, во Святом крещении Андрей Ольгердович, князь Полоцкий, родоначальник угасших князей Полубинских † 1399

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. Выпуск 2. Славяно-русский пролог, Ч. 1. Сентябрь-декабрь Источник Содержание Предисловие Славяно-русский Пролог в его церковном и народно-литературном значении (историко-литературный очерк). – Профессора А. И. Пономарева I. Житийные чтения Пролога Сентябрь 1. Убиение св. благоверного князя Глеба (5 сент.) 2. Преп. Иосиф Волоцкий (9 сент.) 3. Св. мученица Людмила Чешская (16 сент.) 4. Св. Киприан, митроп. Киевский и всея России (16 сент.) 5. Св. Феодор Смоленский и чада его Давид и Константин (19 сент.) 6. Убиение Батыем св. Михаила Черниговского и боярина его Феодора (20 сент.) 7. Преп. Сергий Радонежский (25 сент.) Из Похвального Слова преп. Сергию Епифания Премудрого и из его жития Пахомия Логофета 8. Преп. Евфросиния Суздальская (25 сент.) 9. Преп. Савватий, Соловецкий чудотворец (27 сент.) 10. Григорий, Вологодский чудотворец (30 сент.) Октябрь 1. Савва Вишерский 2. Св. Гурий, архиеп. Казанский и Варсанофий Тверской 3. Преп. Сергий Обнорский, Вологодский чудотворец (7 окт.) 4. Преп. Параскева (14 окт.) 5. Преп. Иоанн Рыльский (19 окт.) 6. Св. Артемий Веркольский (20 окт.) 7. Преп. Авраамий Ростовский (29 окт.) Ноябрь 1. Св. Иоанн Златоуст и его мать Анфуса (5 ноября) 2. Св. Иова архиеписк. великого Нова-града (5 ноября) 3. Преп. Варлаам Новгородский чудотворец, иже ва Хутыне (6 ноября) 4. Память во святых отца нашего Иоанна архиепископа Константинопольского Златоустого (13 ноября) 5. Св. благоверный великий князь Михаил Ярославич Тверской (22 ноября) 6. Св. Александр Невский (23 нояб.) 7. Освящение церкви святого великомученика Георгия иже в Киеве пред враты Святой Софии (26 нояб.) Декабрь 1. Память, иже во святых отца вашего Николая, архиепископа Мирликийских чудотворца (6 дек.) 2. Чудо святого Николая о муже утопшем в море 3. Повесть о чюдеси святого же отца нашего Николая о Агриконе сыне Василии 4. Преп. Антоний Сийский (7 дек.) 5. Нил Столбенский, Новгородский чудотворец 6. Слова о св. Вонифатии Милостивом 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Петрилово. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь, Богородице-Казанская церковь, Свято-Казанская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери Год постройки:не ранее 1805. Адрес: Костромская область, Костромской район, Шунгенское сельское поселение, село Петрилово. Координаты: 57.8288, 40.66643 Проезд:автобусом из г.Костромы в с.Петрилово. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Сельская приходская Казанская церковь села Петрилово, объединяющая в своём облике черты классицизма и эклектики, стоит на берегу Костромского водохранилища, на кладбище, в юго-восточной части большого села. Кирпичная церковь здесь была построена в начале 19 века по именному указу Императора Александра Первого вблизи от бывшей усадьбы Ивана Варфоломеевича Ламба - костромского наместника в 1786-1796 гг. В 1796 году И.В. Ламба переводят в Петербург, где он был произведён в генерал-аншефы и назначен вице-президентом Военной коллегии. Скончался Иван Варфоломеевич в 1801 году, и в память о супруге его вдова - Мария Ивановна Ламб, решила воздвигнуть в Петрилове храм, для чего и испросила у Императора Александра Первого особый именной указ. Воздвигнутый каменный одноглавый храм с трапезной был освящён в 1805 году. В храме имелось два престола: 1) в холодном четверике - в честь Казанской иконы Божией Матери, 2) в тёплой трапезной - в честь свт. Иоанна Златоуста (небесного покровителя генерала И.В. Ламба). В феврале 1813 г. на кладбище у стен церкви был погребён тогдашний владелец Петрилова - зять И.В. Ламба, Иван Кузьмич Васьков (1746-1813) - костромской вице-губернатор, автор первого печатного краеведческого издания " Собрание исторических известий, относящихся до Костромы " (1792 г.), который был женат на дочери владельцев усадьбы А.И. Ламб ( могила Васькова ныне сохранилась). В начале 90-х гг. 19 века храм (за исключением алтаря и колокольни) был капитально перестроен в стиле эклектики на средства уроженца Петрилова - почётного гражданина и Костромского купца Дмитрия Евдокимовича Гордеева (+1902). Церковь заново освятили в 1892 г., при этом в ней остался только один престол - в честь Казанской иконы Божией Матери. На рубеже 19 и 20 веков рядом с храмом была построена небольшая одноглавая церковь, сооружённая Д.Е. Гордеевым в качестве своей усыпальницы. Эта церковь имела престол во имя святителя Димитрия, митр. Ростовского (небесного покровителя Д.Е. Гордеева) и святителя Иоанна Златоуста.

http://sobory.ru/article/?object=23527

Преподобный Маркелл был родом из Сирского города Апамеи и происходил из славного и богатого христианского семейства. В юных летах лишившись родителей, он пошел в великую Антиохию, чтобы обучиться там различным наукам, которыми он в скором времени вполне овладел и тогда возгорелся желанием приобретения также и внутренней, духовной мудрости. Для этого Маркелл решил отправиться в Ефес, где, как он слышал, было множество мужей, совершенных в добродетели. Выйдя из Антиохии, он прежде всего раздал нищим все богатое отцовское наследие, которым владел в Апамее, и, презрев, таким образом, всё мирское, вскоре достиг Ефеса. Поселившись здесь у одного благочестивого человека, он начал подвизаться в добродетели под руководством некоего Промота, достигшего высшего духовного совершенства. И блаженный Маркелл получал великую духовную пользу, взирая на добродетельное жития его и других святых мужей Ефесских. Как бы сплетая себе венец из различных цветов, он поучался различным добродетелям, имея перед собой различные образы богоугодного жития. Живя в добровольной нищете, он трудом рук своих приобретал потребное для тела. Умея красиво писать, он все ночи проводил в молитве, а дни в переписывании книг; эти книги он продавал по справедливой цене и часть денег употреблял на свои нужды, а остальное раздавал нищим. Таково было начало его добродетельного жития. Услышав затем, что в Византии живет некий авва Александр 8871 , премудрый и великий в деле и слове, способный многих привести ко спасению, Маркелл покинул Ефес и поспешил к нему. В то время святой Александр пребывал с братиею своею при церкви святого Мины , впоследствии же он построил на морском берегу знаменитый монастырь, в котором ввел новый устав, повелевавший днем и ночью славить Бога непрестанным псалмопением: братия пели в церкви, сменяясь по часам. Придя в Византию, Маркелл познакомился с одним иноком этой обители, по имени Иаковом, который и привел его к авве Александру. Авва, провидя в нем благодать Божию, облек его в иноческий чин, и предсказал о Маркелле и Иакове, что они сподобятся многих Божественных дарований. А именно, говоря о них обоих, он сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

«Проповеди, сказанные Сильвестром Архиепископом Санкт-Петербургским и Шлютелбургским и архимандритом Троицкою Александро-Невского Монастыря 1750 года» Так озаглавливается рукописный сборник нашей библиотеки. Сборник этот в 4-ку, на 119 листах, писанный разными почерками половины XVIII века и содержащий в себе 13 слов и статью с «Краткими вопросами и ответами православного исповедания». Из 13 слов в означенном Сборнике 4 с надписью: «сказанный Сильвестром архиепископом»; затем, одно принадлежит «ректору честнейшему отцу Прокоповичу» 1 , другое Св. Димитрию Ростовскому 2 ; далее 3 слова только с пометою: «написана 3 апреля (еще 10 и 25) 1750 года»; наконец остальные 4 без пометы. Некоторые и из этих 7 могут принадлежать преосв. Сильвестру. Но для нас особенно важны первые 4 слова, как, несомненно, принадлежащие Сильвестру и служащие доказательством того, что в 10-летний переход своего правления Петербургскою епархией преосв. Сильвестр говорил проповеди и что от этого периода, в противоположность мнению других 3 , сохранились его проповеди . Сильвестр Кулябка, – второй с учреждения Петербургской епархии архиепископ С.-Петербургский, – родом из малороссов 4 и высшее образование получил в Киевской академии, в которой по принятии вслед за окончанием курса в 1727 году монашества 5 , последовательно проходил должности префекта, профессора философии 6 и с 1740 г. ректора академии. В начале 1745 года архим. Сильвестр отправлен был Киевским митрополитом в С.-Петербург для принесения поздравления Императрице по поводу бракосочетания наследника престола Петра Федоровича. Сказанная Сильвестром в присутствии государыни проповедь в неделю о Самарянине особенно понравилась Императрице, ранее этого ознакомившейся с проповедническим талантом Кулябки в бытность свою в 1742 году в Киеве, – и Сильвестр удержан был в столице на полгода, а 18 ноября того же 1745 года рукоположен во епископа Костромского. В 1750 году 25 апреля он переведен в С.-Петербург епископом с назначением членом Св. Синода, а 4 июля того же года велено ему именоваться архиепископом 7 ; скончался 17 апреля 1761 года, 57 лет, и погребен в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Rodoss...

протоиерей Александр Державин Четии-Минеи святителя Димитрия, митрополита Ростовского, как церковноисторический и литературный памятник. Часть 1 Источник Книга, которую Вы, читатель, открываете – первая часть исследования магистра богословия, протоиерея Александра Державина, посвящена одному из величайших православных писателей конца XVII – нач. XVIII в., святителю Димитрию Ростовскому и его знаменитому труду – Четьи-Минеи. В краткой форме в исследовании изложена история греческой и русской агиографии и более подробно рассмотрено состояние житийной литературы на юго-западе России в XVII в. На этом широком историческом фоне А. М. Державин подробно излагает биографию Святителя, его труды по собиранию материала, составлению книг житий святых и печатанию их. В исследовании содержится много цитат из переписки свят. Димитрия с разными лицами, что позволяет еще ярче увидеть личность этого замечательного писателя житий святых. К читателю В сонме великих ростовских святителей Был ты сияющей новой звездой, Лучший из наших духовных учителей, Праведник с любящей чуткой душой! Державин А. М. Кантата в честь 200-летия со дня кончины Святителя Димитрия, митрополита Ростовского Юго-западная русская литература XVII века дала нашему народу немало замечательных, выдающихся произведений. Одним из таких произведений являются и Четии-Минеи, составленные сначала скромным иеромонахом, а потом знаменитым Ростовским митрополитом свят. Димитрием. Появившиеся в самом конце XVII и в начале XVIII века Четии-Минеи по степени распространения и силе влияния на мировоззрение и духовный склад православного русского народа далеко превзошли другие подобные им юго-западные издания и заняли между ними первое место. Тотчас же после своего появления они сделались любимым чтением русских православных людей, в XVIII и XIX веках выдержали значительное количество изданий, в начале XX века переведены были с церковнославянского на современный русский язык и до сих пор не утратили своего значения. Мало того, они остались незаменимым и единственным произведением подобного рода, – других, настолько же содержательных и любимых народом Четиих-Миней русская богословская наука доселе не создала. Все составители после свят. Димитрия и вышедшие в XIX и XX веках сборники житий святых – пользовались его творением и в большинстве представляют переложение и сокращенное изложение его Четиих-Миней. Вполне понятен поэтому интерес к Четиим-Минеям свят. Димитрия, изучение и исследование их с научной точки зрения.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Житие преподобного отца нашего Марка Афинского Память 5 апреля Однажды авва 2400 Серапион рассказал следующее. Во время моего пребывания во внутренней египетской пустыне 2401 , я отправился как-то к великому старцу Иоанну и, получив от него благословение, сел отдохнуть, устав от дороги. Задремав, я имел видение во сне: мне представилось двое каких-то отшельников, пришедших к старцу и получивших от него благословение. Между собою они говорили: – Вот авва Серапион; примем от него благословение. Авва Иоанн на это заметил им: – Он только что сегодня пришел из пустыни и весьма устал: дайте ему немного отдохнуть. Отшельники же сказали относительно меня старцу: – Вот сколько уже времени подвизается Серапион в пустыне, а не идет к отцу Марку, подвизающемуся на горе Фраческой, находящейся в Эфиопии 2402 . Сему Марку нет равного между всеми пустынниками и постниками. Он имеет сто тридцать лет от роду и прошло уже девяносто пять лет с тех пор, как он начал подвизаться в пустыне. Во все сие время он не видал ни одного человека. Незадолго пред этим были у него некоторые из святых, сопричастных свету жизни вечной, которые и обещали принять его к себе. В то время как они говорили эти слова отцу Иоанну, я пробудился от дремоты и, не увидев никого у старца, сообщил ему о своем видении. – Это видение, – сказал мне старец, – есть некое божественное; но где же находится Фракийская гора? – Помолись за меня, отче! – сказал я старцу. По совершении молитвы, я простился со старцем и пошел в Александрию 2403 , которая отстояла отсюда на расстоянии двадцати дней пути; я же прошел сей путь в течение пяти дней, почти не отдыхая ни днем, ни ночью, опаляемый зноем солнечным, сжигавшим даже пыль на земле. Войдя в Александрию, я спросил одного купца: далеко ли еще идти до Фраческой горы, находящейся в Эфиопии? Купец отвечал мне: – Да, отче, еще очень далеко до этого места. Двадцать дней надо идти до пределов Эфиоплян, народа хеттейского 2404 ; гора же, про которую ты спрашиваешь, отстоит еще дальше отсюда.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Житие святого Дионисия, епископа Александрийского Память 5 октября Святой Дионисий происходил из Александрии 6352 от богатых и знатных родителей – язычников 6353 . В юности своей он получил хорошее языческое образование и был привержен к язычеству. По окончании своего образования, Дионисий сначала проходил обязанности ритора 6354 и обучал юношей красноречию, в духе изученной им языческой науки. Но его ясный и светлый ум не мог не видеть грубых заблуждений и суеверий языческой веры, в которой он родился и вырос, и недостатков языческой философии, в началах коей был воспитан. Его пытливый дух, алчущий и жаждущий правды, не мог найти удовлетворения в языческих знаниях и верованиях; его сердце чувствовало тщету и лживость язычества и, еще не познав истинного Бога, уже стремилось к Нему. И вот Дионисий, желая познать истину, знакомится с различными человеческими учениями и верованиями и сравнивает их между собою. Сей верный путь беспристрастного исследования учений человеческих привел Дионисия, при его пламенном стремлении обрести истинную веру, к познанию Единого истинного Бога и к сознательному принятию веры Христовой. Святой Дионисий впоследствии сам о себе говорил, что он «обратился ко Христу путем свободного исследования, беспристрастно испытывая учения человеческие». В то время в Александрии, славившейся языческими школами и учеными, наряду с многосторонним развитием учености тогдашнего языческого мира, достигло значительной степени процветания и христианское просвещение. Знаменитые начальники возникшего там христианского, так называемого «огласительного» 6355 , училища, силою своих дарований, соединяли в наставлениях своих ученость богословскую и философскую и были хорошо знакомы с языческою ученостью и ее представителями. Под влиянием сих христианских учителей, лучшие из язычников приходили нередко к познанию истинной веры Христовой и оставляли свое языческое нечестие. Дионисий, уже познакомившийся со многими христианскими сочинениями, вступил в близкое общение с александрийскими христианскими учителями, во главе коих были Иеракл 6356 и особенно знаменитый Ориген 6357 . К Оригену , как к замечательному ученому, немало стекалось и язычников для слушания философии и математики, и Ориген пользовался этим и с успехом трудился для славы имени Христова, употребляя труды свои и сведения для того, чтобы обратить сих слушателей к общению со Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010