ГЛАВА ШЕСТАЯ. ПСКОВ Война с Казанью. – Война с Литвою. – Глинский. – Смерть короля Александра. – Глинский вооружается против преемника его, Сигизмунда, и вступает в службу к московскому великому князю. – Вечный мир между Василием и Сигизмундом. – Вражда у Василия с Крымом. – Дела ливонские. – Падение Пскова. Смерть помешала Иоанну отмстить подручнику своему, царю казанскому, за его кровавый разрыв с Москвою. Василий, принявши правление осенью 1505 года, дожидался весны следующего года, чтоб отправить на Магмет-Аминя войско речным путем. В апреле 1506 поплыли с пехотою на судах брат великокняжеский Димитрий Иванович и воевода, князь Федор Иванович Бельский; сухим путем пошла конная рать под начальством князя Александра Владимировича Ростовского. 22 мая судовая рать пришла под Казань, и князь Димитрий немедленно велел ратным людям высадиться из судов и идти пешком к городу в знойный день; татары выступили к ним навстречу и завязали бой, тогда как другая часть казанского войска на лошадях тайно заехала им в тыл и отрезала от судов; русские потерпели сильное поражение: много их было побито, много взято в плен, много потонуло в Поганом озере. Узнав об этом несчастий, великий князь в тот же день велел выступить к Казани князю Василью Даниловичу Холмскому с другими воеводами, а брату послал сказать, чтоб до прибытия Холмского не приступал вторично к городу. Но когда 22 июня подоспела конная рать с князем Ростовским, то Димитрий не счел нужным медлить долее и повел опять войска к городу; сначала он имел удачу, но потом потерпел новое поражение и принужден был бежать, бросивши пушки и осадные машины. Говорят, что казанцы, не надеясь одолеть русских силою, употребили хитрость: раскинули стан и бросили его, как будто пораженные страхом; русские кинулись на добычу, начали грабить; этим воспользовались казанцы и поразили их наголову. Сам князь Димитрий ушел в Нижний; другой отряд московского войска под начальством татарского царевича Джаналея и воеводы Киселева пошел к Мурому, был настигнут на дороге казанцами, но побил их и достиг благополучно Мурома.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Града Каргополя Святыя 337. Преподобный Александр игумен Успенскаго монастыря Ршевенский чудотворец, преставися в лето 6997 месяца апреля в 20 день В 80 верстах от Белозерска, в Ваше-озерской волости, жил зажиточный и благочестивый замледелец Никифор Ошевин. Младший сын его Алексей поступил на 18 году в Кириллов Белозерский монастырь и там, спустя 9 лет, принял пострижение с именем Александра и удостоен священства. С благословения своего игумена и при помощи родного отца, он выбрал место на р. Чуруге, в 44 верстах от Каргополя. Там собралась к нему братия; преп. Александр основал монастырь, называемый Успенским – Ошевенским. В подвижнических трудах преподобный провел в своей обители 27 лет и мирно предал дух свой Господу на 52 году жизни, 20 апреля 1479 г. Мощи свидетельствованы были, по распоряжению митрополита Антония, Варлаамом епископом Вологодским. Ныне св. мощи его почивают под спудом в главном храме обители его, построенном в 1707 г. Житие, написанное в 1567 году иеромонахом Ошевенского монастыря Феодосием, В.О. Ключевский называет «превосходным по содержанию» (стр. 298). Память преп. Александра празднуется 21 апреля. В «Иконописном Подлиннике»: «подобием брада черна, надседа, подоле мало Никодима Кожеозерскаго, и власы главныя черныя; ризы преподобническия и в схиме». (Филимонов, стр. 52). 338. Преподобный Никодим пустынник Кожеозерский чудотворец преставися в лето 7148 месяца июля в 3 день Урожденец Ростовского уезда, сын крестьянина Николай, ремеслом кузнец, постриженный в Чудове монастыре с именем Никодима, в 1602 году перешел в Кожеозерский монастырь. Здесь прожил он полтора года. Потом, желая работать Господу в глубоком безмолвии, в 5 верстах от обители, при речке Хузьюге, поставил себе келлийцу и в ней начал подвизаться. Здесь прожил он безвыходно 35 лет, подражая Павлу Фивейскому. Около хижины был у него огород, где сам он возделывал землю; в другое время любил ловить удочкою рыбу, но плодами рук своих делился с обителью; воду носил себе из реки за версту, совершая дорогою молитву; он только сидя предавался дремоте, ночь же проводил в молитве. Когда Никодим сильно изнемог от старости, игум. Иона убедил его перейти в обитель. Здесь, причастившись св. Таин, мирно предал он дух свой Богу, 3 июля 1640 г. Мощи его покоятся в храме св. Николая давно упраздненной Кожеозерской обители; лик его изображен на гробнице, обитой медью. Клобук и епитрахиль его целы (Филарет, «Рус. Св.», июль стр. 39, л. 40). Память – 3 июля. В «Иконописном Подлиннике»: «подобием надсед, брада черна, продолговата, не широка, ризы преподобническия, и в схиме» (Филимонов, стр. 61). 339. Преподобный Иоанн Власатый, иже бысть трудник в девичье монастыре, преставися в лето 7100

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Жития святых для детей Жития святых для детей Жизнеописания Сборники Святой князь Александр Невский родился в семье благочестивых русских князей Ярослава и Феодосии. Господь с детских дней готовил в нем духовный светильник, горящий верою и добродетелями. Никогда святой князь не предавался детским играм и развлечениям. Его любимым занятием было чтение священных книг и пламенная молитва к Богу. • Благоверный князь Александр Невский • Свт. Алексий, Митрополит Московский • Прп. Алексий, человек Божий • Прп. Амвросий Оптинский • Преподобномученица Анастасия Римляныня • Прп. Антоний Печерский • Преподобный Арсений Великий • Святой отрок Артемий Веркольский • Благоверные князья Борис и Глеб • Вмч. Варвара • Прп. Варлаам Хутынский • Свт. Василий Великий • Великие святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст • Свв. муч. Вера, Надежда, Любовь и матерь их София • Равноап. князь Владимир • Собор архангела Гавриила • Великомученик Георгий Победоносец • Преподобный Герасим Иорданский • Благоверный князь Даниил Московский • Свт. Димитрий, Митрополит Ростовский чудотворец • Великомученик Димитрий Солунский • Великомученик Евстафий Плакида • Вмч. Екатерина • Пророк Елисей • Пророк Илия • Праведные Иоаким и Анна • Апостол и евангелист Иоанн Богослов • Свт. Иоанн Златоуст, Патриарх Константинопольский • Прп. Иоанн Лествичник • Святитель Иоанн Милостивый • Прор. Иоанн Предтеча, рождество • Прор. Иоанн Предтеча. 1-е и 2-е обретение главы • Праведный Иов многострадальный • Прав. Иосиф Прекрасный • Пророк Исаия • Сщмч. Киприан и мч. Иустина • Мч. Кирик и Иулитта • Сщмч. Климент, папа Римский • Равноапостольный царь Константин и матерь его Елена • Бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан • Блаженная Ксения Петербургская • Апостол и евангелист Лука • Прп. Мария Египетская • Равноап. Мария Магдалина • Прп. Марк Афинский • Блаж. Матрона Московская • Свв. равноап. Мефодий и Кирилл, учители Словенские • Собор святого Архистратига Михаила и прочих небесных бесплотных • Преподобный Моисей Мурин

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4276...

Закрыть itemscope itemtype="" > В Сретенском храме Заостровья новый настоятель храма совершил первую Литургию Возглавил богослужение один из старейших клириков епархии протоиерей Александр Козарик 17.01.2013 757 Время на чтение 3 минуты В Сретенском храме села Заостровье (Приморский район Архангельской области) новый настоятель храма иерей Петр Кузнецов совершил первую Божественную литургию, сообщает сайт Архангельской и Холмогорской епархии . Возглавил богослужение один из старейших клириков епархии протоиерей Александр Козарик. За Литургией пел хор Архангельского подворья Артемиево-Веркольского монастыря. Многие из верующих причастились в этот день Святых Христовых Таин. В храм вернулись те прихожане, которые на долгое время не могли посещать церковь в родном селе. Люди открыто выражали свою радость, некоторые не скрывали слез, говоря, что очень долго ждали этого дня, надеялись и молились. По окончании Божественной литургии прихожане храма поблагодарили священнослужителей и хор за благолепное богослужение и вручили цветы настоятелю храма. Далее общение с прихожанами продолжилось в трапезной храма. Напомним , что 11 января на расширенном заседании Епархиального совета обсудили ситуацию, сложившуюся в храме в связи с деятельностью тогдашнего настоятеля храма, последователя учения отца Георгия Кочеткова иерея Иоанна Привалова. Участники заседания подчеркнули, что ломка всего строя приходской жизни проводилась отцом Иоанном без благословения и вопреки прямым запретам правящих архиереев епархии - епископа Пантелеимона (Долганова) (сейчас - митрополит Ярославский и Ростовский), приснопоминаемого епископа Тихона (Степанова) (+2010) и митрополита Даниила (Доровских). Епархиальный Совет единодушно призвал отца Иоанна Привалова к исправлению церковной жизни и принесению покаяния. Участники заседания также просили митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила назначить отца Иоанна клириком Свято-Ильинского кафедрального собора и благословить настоятеля собора, духовника епархии протоиерея Владимира Кузива взять священника под свое особое пастырское попечение. Владыка Даниил одобрил предложение духовенства епархии.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/01/17/v_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Между Тит Титычем и Кабанихой: так создавался театр Островского 28.10.2023 585 Время на чтение 15 минут Источник: Культура Материал опубликован в сентябрьском номере журнала Никиты Михалкова «Свой». От трюизма «Александр Островский — создатель русского театра» до понимания, чем характерны основы театрального искусства и почему оно до сих пор живее всех живых, — дистанция огромного размера, примерно такая же, как между школьным прочтением произведений с добролюбовскими комментариями и зрелым осмыслением ключевых диалогов, постижением феномена пьес нашего главного драматурга. За репликами его персонажей видятся и опознавательные знаки эпохи, и сама личность автора, до сих пор остающаяся в нашем культурологическом поле не вполне проясненной. Национальный русский театр начался все-таки не с Островского. Возможно, не следует считать точками отсчета показ музыкально-стихотворной «Рождественской драмы» святителя Димитрия Ростовского, представления Федора Волкова и Александра Сумарокова (с его собственными «пиесами», а также сочинениями Якова Княжнина, Михаила Ломоносова и Владислава Озерова). Создатели «ложноклассического» стиля в драматургии принесли на русскую сцену лишь слабые подражания французским оригиналам или (как Озеров) дурно переложенного и упакованного в псевдорусскую обертку Шекспира. Сумароков когда-то откровенно и даже не без гордости подчеркнул, что «Расинов театр явил, о россы, вам». Однако их современник Денис Фонвизин в своей лучшей комедии «Недоросль», бережно сохраняя каноны французской классической трагедии — от всем известных «единства места, времени и действия», деления героев на плохих и хороших (с отражением этих качеств в фамилиях персонажей) до непременного моралите в финале — придал своим персонажам имманентные, корневые черты соотечественников, и это уже вполне можно назвать началом уникального отечественного театра. В дальнейшем он состоялся как оригинальное явление с грибоедовским «Горем от ума», пушкинскими «Маленькими трагедиями» и «Борисом Годуновым», шедевром Гоголя «Ревизор» и его же «Женитьбой» «Тяжбой», «Игроками».

http://ruskline.ru/opp/2023/10/28/mezhdu...

Кирилло-Мефодиевские чтения прошли в Калмыкии Элиста, 19 мая 2009 г. 18 мая по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Элисте состоялись VII Кирилло-Мефодиевские чтения. В этом году чтения были посвящены 400-летию добровольного вхождения калмыцкого народа в состав России и рассматривали тему: " Духовно-нравственные традиции народов России в воспитании подрастающего поколения " . Организационную работу в подготовке чтений провели совместно Правительство Республики Калмыкия и Элистинская и Калмыцкая епархия Русской Православной Церкви. В них приняли участие священнослужители Элистинской и Калмыцкой епархии, работники системы образования и культуры республики, представители органов государственной власти и муниципалитетов Калмыкии, преподаватели и воспитанники духовных учебных заведений юга России - Ставропольской духовной семинарии, Царицынского православного университета, Ростовского духовного миссионерского училища. Возглавил работу церковно-общественного форума Калмыкии Председатель Кирилло-Мефодиевских чтений - архиепископ Элистинский и калмыцкий Высокопреосвященнейший Зосима. На чтения были приглашены почетные гости из Москвы, Ростова-на-Дону и Ставрополя - наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря, ректор Сретенской духовной семинарии архимандрит Тихон (Шевкунов), директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора Р.А. Силантьев, заведующая лабораторией социальной психологии детства Института психолого-педагогических проблем детства РАО, доктор психологических наук, профессор Абраменкова В.В., почетный профессор института гуманитарного образования, председатель комиссии жюри литературной номинации Международного форума " Одаренные дети " Донская Д.А., ведущий доцент кафедры дошкольного и начального образования АПК и ППРО МО РФ, отличник образования Республики Саха-Якутия Егоров Б.Б., декан факультета Церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Александр Салтыков, директор культурного центра " Покровские ворота " и издательства " Духовная библиотека " Жан-Франсуа Тири, проректор Ставропольской духовной семинарии архимандрит Роман (Лукин), проректор Царицынского православного университета иерей Александр Пржегорлинский, настоятель Кирилло-Мефодиевского подворья, благочинный Сальского округа Ростовской епархии протоиерей Виктор Найденов.

http://pravoslavie.ru/30442.html

Красново. Церковь Богоявления Господня. Карта и ближайшие объекты Красново, казенное село, при пруде и колодцах, в 14 верстах от Ростова; 51 двор, 136 рев. душ и 134 надела. Местная каменная одноглавая, в связи с колокольнею, Богоявленская церковь построена здесь впервые в 1870 году г. К. Плешановой, на средства её покойного мужа Ивана Максимовича Плешанова; а потому каких-либо древних предметов искать в ней нечего. Старинных икон также нет. Крестные ходы здесь существуют следующие: в селе Краснове три: 1 июля, установленный лет 20 назад, по случаю скотскаго падежа, 20 июля и 22 октября. Последние два хода установлены с давних пор, а потому и неизвестно, по какому случаю. С 1871 года в устроенном г-жею Плешановою доме открыта сельская школа. На этом месте стоял терем князя Федора Васильковича; здесь же князь Иван Владимирович женил своего внука, князя Михаила Александровича Касатку. на княжне Матроне, дочери князя Дмитрия Александровича Щепы; затем на этом же месте князь Константин Михайлович Касаткин хотел бороться с князем Юрием Александровичем Хохолковым, из-за княжны Феодоры, дочери князя Ивана Ивановича Пужбольскаго; но смерть княжны предотвратила эту ссору. В 1866 г. здесь скончался Ростовский гражданин Иван Иванович Хранилов, первый возобновитель Ростовскаго кремля. Г. Хранилов был уполномочен Плешановыми строить новую церковь и скончался во время работ. Из книги: А.А.Титов " Ростовский уезд Ярославской губернии. Историко-археологическое и статистическое описание с рисунками и картой уезда " , 1885 г., стр.452 - 453 Кирпичный храм Богоявления Господня построен в 1870 году в духе образцовых проектов конца XIX века на средства ростовской купчихи Г. К. Плешановой в родном селе купцов Плешановых. Закрыт в 1929 году, венчания сломаны, здание служило клубом, затем складом. В 2000-х годах храм был возвращен верующим. Двусветный четверик, в настоящее время одноглавый, с двухпридельной трапезной, в которой были приделы Иоанна Богослова и Максима Исповедника, и шатровой колокольней.

http://sobory.ru/article/?object=23484

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКОЕ ВИКАРИАТСТВО (Переславское, Переяславское, Переславльское) 1. Владимирской епархии (см. ст. Владимирская и Суздальская епархия ), существовало в 1902-1930 гг.; 2. Ярославской и Ростовской епархии , действовало в 1998 г. Названо по г. Переславль-Залесский (ныне в Ярославской области ). 1. В ходе восстания ихэтуаней в Китае (1899-1900) была разгромлена Пекинская духовная миссия , после чего российские власти приняли решение ее упразднить. В июле 1901 г. начальник миссии архим. Иннокентий (Фигуровский ; впосл. митрополит) был вызван в С.-Петербург для назначения его начальником Урмийской духовной миссии . Однако в столице архим. Иннокентий сумел доказать необходимость сохранения Пекинской миссии, был оставлен во главе ее и 6 апр. 1902 г. назначен титулярным епископом Переславль-Залесским, викарием Владимирской епархии. Архиерею, к-рый должен был пребывать в Пекине, поручалось духовное окормление православных Китая, Монголии и Тибета. 3 июня 1902 г. в Свято-Духовом соборе Александро-Невской лавры состоялась епископская хиротония архим. Иннокентия. Титул для него был выбран в память о др. начальнике миссии в Китае - свт. Иннокентии (Кульчицком) , хиротонисанном 5 марта 1721 г. во епископа Переславского (Переяславского) в Троицком соборе Александро-Невского мон-ря. В апр. 1918 г. патриарх свт. Тихон (Беллавин) и Синод постановили изменить титул еп. Иннокентия (Фигуровского) на «Пекинский», а епископом Переславль-Залесским, викарием Владимирской епархии, назначить ректора Смоленской ДС архим. сщмч. Дамиана (Воскресенского) (Акты свт. Тихона. С. 119). Архиерейская хиротония архим. сщмч. Дамиана состоялась 12 мая 1918 г. Викарий должен был пребывать в переславль-залесском Даниловом во имя Святой Троицы мужском монастыре и быть настоятелем этой обители; ему вверялось управление приходами и монастырями Переславского и Александровского уездов. Служивший в Переславле-Залесском прот. сщмч. Евгений Елховский вспоминал: «Назначением сюда епископа Дамиана Переславль был очень счастлив. За его приветливый взгляд, правдивую, добрую и неустрашимую душу, обходительность, доступность и ласковость, умение служить и проповедовать слово - и станом своим он был представительный - его скоро здесь полюбили» (Страницы истории России в летописи одного рода. М., 2004. С. 361).

http://pravenc.ru/text/2580006.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛЕКСАНДРА ЦАРИЦА [Августа] († 303), мц. (пам. 23 или 21 апр.; копт. 10 апр.). Пострадала в Никомидии вместе с вмч. Георгием Победоносцем по приговору имп. Диоклетиана . А. Ц. уверовала во Христа, став свидетельницей чудесного исцеления ангелом вмч. Георгия от страшных ран, полученных им от лезвий ножей и гвоздей на колесе для пыток. Она пожелала тут же исповедовать Христа, но проконсул Магненций удержал ее от этого. Затем А. Ц. увидела, как вмч. Георгий, зарытый по плечи на 3 дня в яме с негашеной известью, вышел из нее живым и невредимым. Когда А. Ц. узнала, что силой крестного знамения вмч. Георгий разбил все статуи богов в храме Аполлона, она явилась в суд и открыто исповедала Христа, высмеяв языческих богов и обличив императора в нечестии. После этого поступка Диоклетиан повелел казнить вмч. Георгия, а вместе с ним и А. Ц. Она с радостью последовала на казнь, но по пути изнемогла, присела на камень у дороги и умерла. По др. версии, ей, так же как и вмч. Георгию, отсекли голову. Можно предположить, что А. Ц. была вдовой одного из императоров, предшественников Диоклетиана,- с 270 по 284 г. в империи сменилось 15 правителей. Во многих рус. житийных текстах и у свт. Димитрия Ростовского она названа женой самого Диоклетиана. Однако известно, что единственной супругой этого императора была Приска , погибшая вместе со своей дочерью Валерией, женой имп. Галерия , в 313 г. Ни у Симеона Метафраста , ни в Ватиканском кодексе 916 г., ни в ряде др. визант. и лат. древних текстов А. Ц. не называется женой Диоклетиана. Единственным исключением среди греч. источников является компиляция Феодора Дафнопата (BHG, N 673/674). Др. попытка отождествить А. Ц. с Приской была сделана уже в ХХ в. и приведена в Минее , изданной МП (Апрель. Ч. 2. С. 164). Здесь смерть А. Ц. в 303 г. названа ложной и ее мученическая кончина отнесена к 313 г. Однако эта гипотеза не находит никаких подтверждений не только в древних канонических житиях, но и в многочисленных апокрифах - лат., араб., сир., копт., груз., эфиоп. и даже тохарском, а потому не может быть принята.

http://pravenc.ru/text/64452.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ДАНИИЛОВИЧ (кон. 70-х или нач. 80-х гг. XIII в.- 21.11.1325), кн. московский (1303-1325), вел. кн. владимирский (1317-1322), старший сын блгв. кн. московского Даниила Александровича . Впервые в источниках упоминается в 1297 г. в связи с женитьбой на ростовской княжне. Весной 1303 г. Г. Д. находился в Переяславле Залесском, в кон. 1302 г. занятом кн. Даниилом Александровичем, к-рый изгнал из города наместников владимирского вел. кн. Андрея Александровича; по-видимому, предполагалось, что Г. Д. при жизни отца займет переяславский стол. Соперничество за Переяславль-Залесское княжество было частью давней борьбы, к-рую с кн. Даниилом вел его старший брат вел. кн. Андрей Городецкий. Правитель Твери св. кн. Михаил Ярославич , двоюродный брат и бывш. союзник Даниила Александровича, в первые годы XIV в. перешел на сторону кн. Андрея. После кончины кн. Даниила (5 марта 1303) московский стол занял Г. Д. Сыновья Даниила Александровича, не имевшие в это время сильных союзников, ожидали возвращения из Орды вел. кн. Андрея, ездившего туда за ярлыком на переяславль-залесское княжение. Этим попытались воспользоваться смоленские князья, чтобы вернуть Можайск, вероятно незадолго до этого отошедший к владениям Даниила. Однако Г. Д. с братьями выступил в поход, занял Можайск и захватил в плен Святослава Глебовича - брата смоленского князя. Осенью 1303 г. вел. кн. Андрей Александрович вернулся из Орды и в спорном Переяславле состоялся княжеский съезд. Согласно оглашенному на нем решению хана Тохты, Переяславль остался за Даниловичами, но, по-видимому, с условием, что после смерти вел. князя он отойдет его преемнику. Вел. кн. Георгий Даниилович. Гравюра. 1819 г. (РГБ) Вел. кн. Георгий Даниилович. Гравюра. 1819 г. (РГБ) 27 июля следующего года вел. кн. Андрей Александрович скончался. Старшим среди князей Сев.-Вост. Руси стал св. Михаил Тверской - сын блгв. кн. Ярослава Ярославича , одного из младших братьев блгв.

http://pravenc.ru/text/164459.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010