Скачать epub pdf Глава I Предки св. Александра Невского. – Общая характеристика суздальских князей. – Деды св. Александра – св. Андрей Боголюбский и Всеволод III Большое Гнездо. – Дяди св. Александра – кн. Константин и св. Юрий Всеволодовичи. – Отец вел. кн. Ярослав. – Предки св. Александра по матери. – Общая характеристика южнорусских князей. – Прадед св. Мстислав Ростиславич Храбрый. – Дед Мстислав Удалой. – Мать св. Александра. – Св. Александр – наследник добродетелей своих предков Радуйся, корене благочестиваго отрасле прелестная. Радуйся, благоверия предков наследниче. Радуйся, добродетелей отца боголюбиваго подражателю. Радуйся, кротости и благочестия матерняго преемниче. (Акафист святому благоверному великому князю Александру Невскому, икос 1) В ста двадцати верстах от Москвы и на таком же расстоянии от Ярославля, при упраздненной шоссейной дороге, среди неровной и довольно болотистой местности, по обоим берегам реки Трубежа, впадающей здесь в озеро Переяславское, расположен небольшой уездный городок Переяславль-Залесский 3 . Первый устроитель суздальской земли, прадед св. Александра Невского – князь Юрий Владимирович Долгорукий, в 1152 году основал этот город среди глухих дремучих лесов и назвал его Переяславлем в память Переяславля южнорусского. Подобно другим древним русским городам, в нем и теперь еще много церквей и 4 монастыря. Некогда это был знаменитый стольный город удельного княжества. Отец св. Александра Невского, князь Ярослав Всеволодович, был удельным князем переяславским и жил в своем уделе, когда родился у него сын Александр. Но прежде чем говорить о первых годах жизни Александра Ярославича, познакомимся с его ближайшими предками. Ближайшие предки св. Александра жили в знаменательную эпоху, наложившую на них резкий отпечаток. То была эпоха возвышения ростовско-суздальской земли, когда заметно начали выясняться новые начала общественного развития русского народа. Русь, видимо, уходила все далее и далее в глубь северо-востока, чтобы там, вдали от всяких иноземных влияний, выработать крепкие, устойчивые основы быта, драгоценный залог будущего мощного развития.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Мученик Благоверный Князь Михаил Тверской (+ 1318) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 22 нояб. в день мученической гибели, 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором Тверских князей, 16 июля вместе с Собором Российских чудотворцев, прославленных свт. Макарием в 1541 и 1549 гг. Св. благоверный князь Михаил Ярославич тверской был сыном князя Ярослава Ярославича — брата св. Александра Невского и родился в 1272 г., когда отец его уже умер. Воспитывала его мать, княгиня Ксения, принявшая впоследствии иночество. Образ жизни его был в юности почти монашеский: заветным его желанием было стать когда-нибудь иноком или мучеником. Последнее сбылось. В 1285 г. он наследовал своему старшему брату, князю Святославу, и начал свое княжение с закладки в Твери Спасо-Преображенского собора. В 1294 г. он женился на ростовской княжне Анне Димитриевне (память ее 2 окт.) и имел от нее четверых сыновей и дочь. Он был высокого роста и отличался красотой, силой и мужеством. Народ любил его. В 1304 г. настала его очередь, как старшего в роде, стать вел. князем владимирским. Но теперь великокняжеский престол зависел от произвола хана, и князь Юрий Даниилович московский, сын младшего сына св. Александра Невского (женатый на сестре хана Узбека, Кончак-Агафии), своими происками добился того, что великое княжение было предоставлено ему. Михаил Ярославич готов был уступить, дабы избежать пролития русской крови, но московский князь вторгся в Тверскую землю с большим войском и стал ее опустошать. В 40 верстах от Твери, при деревне Бортенево, князь Михаил разбил его, причем взял множество пленных, среди которых была княгиня Агафия, посол хана Кавгадый и брат князя Юрия — Борис. Князь принял знатных пленников с почетом и готов был их отпустить, но, к несчастью, княгиня Агафия в Твери скоропостижно скончалась, и князь Юрий обвинил тверского князя перед ханом в том, что он ее отравил. Возвели на него и другие клеветы, и хан Узбек вызвал князя Михаила в Орду на суд.

http://sedmitza.ru/lib/text/437900/

(XVI в.), прп. (пам. 9 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых), Оредежский, основатель Успенского мон-ря на р. Оредеж . Биографические сведения о М. крайне скудны, Житие святого отсутствует. Согласно записям в месяцесловах, «преподобный отец наш Макарий начальник Успенскаго монастыря иже за Ладогским езером на реце Оредеже, ученик Александра Свирскаго [† 1533], новый чудотворец...» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 66). В ряде исследований Макариева Успенская Оредежская пуст. локализована в Олонецком у. (ИРИ. 1813. Ч. 5. С. 370; Ратшин. Монастыри. С. 422; Барсов. 1867. С. 19; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 345; Голубинский. Канонизация святых. С. 334), в справочнике В. В. Зверинского - в Новгородском у. на р. Лезна ( Зверинский. Т. 2. С. 202). Составитель Олонецкого патерика архим. Никодим (Кононов), как и Зверинский, отождествлял М. с прп. Макарием Римлянином ( Никодим. 1903. С. 73-77). Совр. фин. исследовательница И. Карвонен предположила, что М. не являлся реальной исторической фигурой, его «прототипом» был основатель Ильинского мон-ря на р. Свирь с тем же именем, а традиция почитания М. оформилась только в XIX в. ( Karvonen. 2013. P. 100-101). Предположение Карвонен основано на сведениях жалованной грамоты Новгородского архиеп. Пимена, выданной в 1556 г. игум. Макарию с братией Ильинского Свирского мон-ря (в последующее время Ильинская обитель была приписана к Александрову Свирскому мон-рю и упразднена в ходе реформы 1764 г. (Мат-лы по истории Карелии. 1941. С. 185-187; Кожевникова. 2009. С. 64, 295)). Однако память М. встречается в святцах XVIII в.: РНБ. Мих. Q. 348 («Перечень новгородских святых»). Л. 15; Q. 511 (То же). Л. 170; Q. 532 (То же). Л. 192; Собр. Рус. Археол. об-ва. 31 («Книга глаголемая...»). Л. 21-21 об.; Q. I. 603 (То же). Л. 23; Q. I. 382 («Повесть о российских святых угодниках»). Л. 16 об.; Тит. 3117 (Иконописный подлинник). Л. 185-185 об. (под 9 авг.); Тит. 4765 (То же). Л. 240 (под 9 авг.); Тихан. 413 (То же). Л. 183 об. (под 9 авг.) - ЭК ИРЛИ (ПД). 30 авг.- в день памяти прп. Александра Свирского М. упомянут в перечне учеников преподобного в Месяцеслове ростовского купца Н. А. Кайдалова, составленном им в 1868 г. (РГБ. Ф. 231/V (М. П. Погодин). Карт. 2. Ед. хр. 14 - совр. шифр установлен Е. В. Романенко).

http://pravenc.ru/text/2561302.html

Августин, епископ Оренбургский и Уфимский (Сахаров Михаил Степанович) Родился 18 октября 1768 года в селе Зверинцы Ростовского уезда Ярославской губернии в благочестивой семье духовного сословия. Обучался сначала в Ярославской духовной семинарии, из которой в 1788 году был отправлен в Санкт-Петербург для продолжения образования в Александро-Невской главной семинарии (впоследствии академия). В 1792 году закончил семинарский курс обучения и был назначен в Ярославскую духовную семинарию учителем. С 1797 года – преподаватель церковного красноречия и греческого языка Александро-Невской духовной академии. 19 декабря 1797 года пострижен в монашество. В апреле 1798 года возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем Толгского монастыря и определен ректором Ярославской духовной семинарии. С июля 1800 года – ректор Рязанской духовной семинарии и настоятель Троицкого монастыря Рязанской епархии. В декабре того же года вызван в Санкт-Петербург на чреду служения и проповеди. В 1802 году определен законоучителем 2-го кадетского корпуса и переведен в Антониев Сийский монастырь. В 1804 году перемещен в Троице-Сергиеву пустынь под Санкт-Петербургом. 10 июня 1806 года хиротонисан во епископа Оренбургского и Уфимского. В 1819 году уволен на покой в Варницкий монастырь Ярославской епархии. Скончался 1 января 1842 года. Погребен в соборной церкви Варницкого монастыря в приделе преподобного Сергия. Как личность преосвященный Августин казался до крайности своеобразным, даже как бы юродивым во Христе. Одевался он в простую шерстяную, и даже крашенинную, рясу и такой же подрясник; подпоясывался простым мужицким кушаком; ездил всегда, даже в торжественные дни, к обедне в простой извозчичьей кибитке на одной лошади. Пищу употреблял самую простую и требовал простоты в убранстве самого стола. Посещая в редких случаях знакомых в городе, не любил и не принимал от них никаких угощений. Отправляясь в гости, он заставлял своего келейника брать с собою сваренный в келье кофе и им в гостях угощался сам и угощал хозяев дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Афанасий, архиепископ Астраханский и Енотаевский (Дроздов Александр Васильевич) Родился в 1800 году в селе Умриненково Белевского уезда Тульской губернии в семье священника. По окончании курса Тульской духовной семинарии поступил в Московскую духовную академию. 18 декабря 1823 года пострижен в монашество. 20 октября 1824 года окончил курс академии со степенью магистра. 21 ноября того же года рукоположен во иеромонаха и оставлен при академии бакалавром. 23 августа 1828 года назначен ректором Пензенской духовной семинарии. С 16 сентября 1828 года – архимандрит Краснослободского Крестовоздвиженского монастыря Пензенской епархии. С 17 июля 1829 года – ректор Костромской духовной семинарии, а с 27 июля того же года – настоятель Костромского Богоявленского монастыря. В декабре 1837 года утвержден ректором Рязанской духовной семинарии и настоятелем Рязанского Спасского монастыря. С 4 апреля 1840 года – ректор Херсонской духовной семинарии и архимандрит Одесского Успенского монастыря. 29 ноября того же года назначен настоятелем Одесского Успенского собора. С 14 апреля 1841 года – ректор Санкт-Петербургской духовной академии и управляющий Ростовским Богоявленским монастырем. 15 августа 1842 года хиротонисан во епископа Винницкого, викария Подольской епархии. С 13 января 1847 года – епископ Саратовский. С 15 апреля 1856 года – епископ Астраханский. 23 марта 1858 года возведен в сан архиепископа. 6 апреля 1870 года уволен на покой в Астраханский Болдин монастырь, а впоследствии переведен в Московский Данилов монастырь. Скончался 7 декабря 1876 года. По выражению архиепископа Никанора (Бровковича) , «этот иерарх был если не чудо по учености, по громадности смысла, то явление феноменальное, в своем роде исключительное». В период ректорско-преподавательской деятельности он отличался порывистостью в своих действиях, ум имел острый, способный врываться в глубь предметов, обладал небывалой памятью, без устали и перерывов занимался изучением классической светской и духовной литературы. Он в совершенстве знал несколько языков: еврейский, латинский, греческий, французский, немецкий, основательно английский, занимался изучением итальянского.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Б. М. Клосс Скачать epub pdf Глава I. Ранняя московская агиография (XIV – начало XV в.) § 1. Первоначальная (Краткая) редакция Жития митрополита Петра Самым ранним памятником московской агиографии является Житие митрополита Петра в его первоначальной Краткой редакции. В историографии длительное время господствовало мнение, что автором данной редакции был Прохор, епископ Ростовский, который после смерти Петра временно возглавлял Русскую церковь (в 1327–1328 гг.). Исследователи при этом исходили из чтения списка Соф., 1389, в заголовке которого значилось имя Прохора («Преставленье Петра митрополита всея Руси. А се ему чтенье, творенье Прохора, епископа Ростовьскаго») 1 . Показания других списков, не содержавших имени Прохора, в расчет не принимались – следовательно, неявно подразумевалось, что Софийский список в данном случае сохранил древнейший вид памятника. В. О. Ключевский хотя и разделял общее мнение о Прохоре как о первом жизнеописателе митрополита Петра, сделал между тем очень ценное наблюдение: списки, не содержавшие в заголовке имени Прохора (Син., 556; Унд., 565), правильно называют участником Владимирского собора 1327 г. великого князя Александра Михайловича; списки же с упоминанием Прохора (Соф., 1389; Сол., 805) ошибочно упоминают участником собора Ивана Калиту, противореча собственному рассказу, что князь Иван, описав чудеса, совершавшиеся при гробе митрополита Петра, послал свиток во Владимир для прочтения на соборе – следовательно, сам не поехал 2 . Стоит добавить, что вторичность замены Александра Михайловича на Ивана Калиту проистекает также из ошибочного перенесения на Калиту титула великого князя Владимирского, каковым московский князь в 1327 г. еще не обладал. Окончательно подорвал веру в легенду о Прохоре как составителе Жития митрополита Петра Е. Е. Голубинский : ученый обнаружил, что в самом тексте памятника Прохор упоминается в 3-ем лице и называется «преподобным» – и отсюда сделал вывод, что Житие «должно быть считаемо произведением неизвестного» 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Биография Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 26 апреля 2017 года Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси (Ридигер Алексей Михайлович) Родился 23 февраля 1929 г. в Таллине (Эстония) в семье протоиерея Михаила Александровича Ридигера. В 1944 г. стал иподиаконом архиепископа Нарвского Павла (Дмитровского). В 1945-1947 гг. служил алтарником и ризничим в Александро-Невском соборе, псаломщиком в Симеоновской и Казанской церквях Таллина. В 1947 г. поступил в Ленинградскую духовную семинарию сразу в третий класс, а окончив ее в 1949 г., стал студентом Ленинградской духовной академии. 15 апреля 1950 г. рукоположен в сан диакона, а 17 апреля 1950 г. — в сан иерея и назначен настоятелем Богоявленской церкви г. Йыхви Таллинской епархии. В 1953 г. закончил Ленинградскую духовную академию. 15 июля 1957 г. переведен в университетский г. Тарту и назначен настоятелем Успенского собора. 17 августа 1958 г. возведен в сан протоиерея, 30 марта 1959 г. назначен благочинным Тарту-Вильяндиского округа Таллинской епархии. 3 марта 1961 г. в Троице-Сергиевой лавре пострижен в монашество с именем Алексий в честь свт. Алексия, митрополита Московского. Постановлением Священного Синода от 14 августа 1961 г. избран епископом Таллинским и Эстонским с поручением временного управления Рижской епархией. 21 августа 1961 г. возведен в сан архимандрита. Архиерейская хиротония состоялась 3 сентября 1961 г. в Александро-Невском кафедральном соборе Таллина. Богослужение возглавил архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим (Ротов). 14 ноября 1961 г. назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. 23 июня 1964 г. возведен в сан архиепископа. 22 декабря 1964 г. назначен управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Священного Синода, с 7 мая 1965 г. одновременно — председатель Учебного комитета. 25 февраля 1968 г. возведен в сан митрополита. Помимо исполнения постоянных должностей в высшем церковном управлении участвовал в деятельности временных синодальных комиссий: по подготовке и проведению празднования 50-летия и 60-летия восстановления Патриаршества, подготовке Поместного Собора 1971 г., по проведению празднования Тысячелетия Крещения Руси, был председателем комиссии по приему, реставрации и строительству в Даниловом московском монастыре.

http://foto.patriarchia.ru/patriarch/svy...

Боровое (Александровское). Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Богородице-Рождественская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Александровское-Боровое – село в 64 в. к северо-западу от епархиального города и в 10 в. к западу от уездного. Село лежит в глухой местности, в дали от ж.-д. путей сообщения, только с севера к нему примыкает большая дорога, соединяющая Болхов с Плохиным (торговое село Калужской губернии). В окрестностях расположены лесные казенные дачи – остаток обширного старинного бора, откуда происходит и само название села «Боровое». Главное занятие приходских крестьян – земледелие, не встречающее препятствий ни в почве (суглинистая), ни в климатических условиях (умеренные дождевые осадки), но затрудняемое малоземельем. В зимнее время значительное число жителей занимаются извозом: перевозят лес и дрова из дач в город. Некоторая часть населения (по преимуществу молодежь) уходит на заработки в Москву или на шахты. В состав прихода кроме села, с 1852 г. входят две соседние деревни – Егино и Асеево (Калуж. губ.), присоединенные к приходу по ходатайству местной помещицы А.А. Желябужской, по мужу Барышниковой. С 1876-1897 гг. в составе прихода значились ещё два приписанных села – Коноплянка и Воиново, выделенные затем в особый приход. Всего населения в приходе по данным 1902 г. числилось 803 души муж. и жен. пола. Причт по штату состоит из двух лиц: священника и псаломщика; на содержание его назначено 525 руб. жалования и 36 дес. земли. Кроме того причт пользуется церковными домами и процентами с капитала в 2143 руб., положенного на вечное время супругой храмосоздателя М.А. Желябужской (погребена в храме в 1856 г.). В селе есть школа грамоты, открытая в 1894 г. Время образования прихода с точностью неизвестно, но несомненно, в половине XVIII в. он существовал. По крайней мере, в Ведомости церквей и приходов, составленной в 1749 г., упоминается церковь во имя св. Александра Свирского в селе Александровском. Церковь эта была деревянной и к концу столетия пришла в ветхость. В 1799 г. местный землевладелец Алексей Иванович Желябужский возбуждал ходатайство о ремонте церкви, но Епархиальное начальство отклонило его указом от 22 октября того же года. Сам приход по малолюдству и недостаточности обеспечения причта был закрыт. Церковное имущество, согласно, тому же епархиальному распоряжению в 1802 г. передано было в соседнее село Лунево для строящегося там придела во имя Димитрия Ростовского (переименованного потом во имя св. Александра Свирского), а здание храма продано было в 1800 г. в село Рябинки, причем сумма, вырученная от продажи, была обращена в пользу Болховского Тихвинского монастыря. На том месте, где стояла эта прежняя церковь, на приходском кладбище, воздвигнута была деревянная часовня (в 1892 г. заново отремонтированная) старанием местного землевладельца Н.Н. Барышникова.

http://sobory.ru/article/?object=32490

В.В. Зверинский А. Распределение монастырей по штатам (Римские цифры означают выпуска, а арабские – описания монастырей). Лавры Киево-Печерская Киевская Троицкая-Сергиева Московская Кафедральные Борисоглебский-Мученичский Черниговская Ипатиев-Троицкий Костромская Рождественский-Богородицкий Владимирская Спасо-Преображенский-Новгород-Северский Черниговская Троицкая-Александро-Невская Чудов-Алексеевский С.-Петербургская Московская I-ro класса 1764 год. Богородицкий-Успенский-Свияжский Казанская Вознесенский-Московский Воскресенский-Истринский-Новый-Иерусалим Московская Воскресенский-Смольный Московская Донской-Богородицкий-Московский Иверский-Богородицкий-Валдайский С.-Петербургская Кириллов-Белозерский Московская Новодевичий-Богородице-Смоленский Новгородская Новоспасский-Московский Новгородская Пафнутиев-Боровский Московская Печерский-Вознесенский Покровский-Суздальский Московская Саввин-Сторожевский Калужская Симонов-Успенский Нижегородская Соловецкий-Зосимо-Савватиевский Владимирская Спасо-Преображенский-Ярославский Московская Троицкий-Макариевский-Калязинский Московская Успенский-Александровский Архангельская Хутынский-Варлаамиев-Спасо-Преображенский Ярославская Юрьев, Георгиевский или Егорьевский Тверская 1786 год. Елецкий-Успенский Владимирская Златоверхо-Михаиловский Новгородская Пустынно-Николаевский-Киевский Флоровский-или Флоровский-Вознесенский Новгородская 1795 год. Богоявлен.-Братский-Пинский Николаевский-Спасский-Шаргородский Черниговская Спасо-Преображенский-Острожский Киевская Троицкий-Каменецкий Киевская Киевская Минская Подольская Волынская Подольская II-ro класса 1764 год Авраамиев-Богоявленский-Ростовский Ярославская Аграфенинский-Покровский-Пустынный Александро-Свирский Рязанская Алексеевский-Акатов Алоксеевский-Зачатейский Новый за Черторьею Олонецкая Антониев-Николаевский-Краснохолмский Воронежская Антониев-Римлянина Московская Антониев-Сийский-Троицкий Архангельский-Устюжский Тверская Бизюков-Крестовоздвиженский Богородицкий-Казанский Новгородская

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Вена. Кафедральный собор Николая Чудотворца. Rußisch-Orthodoxe Kathedralkirche " Zum hl. Nikolaus von Myra " Собор. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Русский стиль Год постройки:Между 1893 и 1899. Архитектор:Г.И. Котов Ссылки:   Адрес: Австрия, г. Вена, пер. Жана Жореса, д. 2 Jaurèsgaße 2, 1030 Wien, Österreich Координаты: 48.19731, 16.384759 Проезд:1) 2-3 минуты пешком на север от ж/д станции Rennweg (линия S7) 2) 5-10 минут пешком на юг/юго-восток от станции метро Stadtpark (линия U4) Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. История русской церкви в Вене начинается с 1762 года, когда русскому послу князю Д.М. Голицыну удалось добиться перевода походной посольской церкви в Вену. Служба осуществлялась сначала в доме посла, потом долгое время в приспособленных помещениях. В Австрии было много людей с православной верой, поэтому скоро посольская церковь стала слишком тесной, чтобы вместить всех желающих. В большие праздники церковь так переполнялась, что народ стоял на улице, многие уходили из-за невозможности попасть в храм. В 1842 году настоятелем Венской церкви становится протоиерей Михаил Фёдорович Раевский. Ему принадлежит мысль о постройке в Вене большого каменного храма. Он сумел получить разрешение на строительство собора и начал сбор средств. К сожалению, его смерть в 1884 году не позволила ему увидеть исполнение его замыслов. На собранные им средства в 1895 году была построена ]небольшая церковь на Центральном кладбище Вены.В 1885 г. настоятелем посольской церкви был назначен протоиерей Александр Николаевский, которому удалось осуществить мечту Михаила Раевского. Посол России князь А.Б. Лобанов-Ростовский поддержал идею строительства храма на территории около посольства. Император Александр III одобрил строительство и лично пожертвовал 200 тысяч рублей. 3 октября 1893 года (по ст. стилю) состоялась закладка православного собора во имя Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийского.Планы храма составлены петербургским архитектором Григорием Ивановичем Котовым.

http://sobory.ru/article/?object=09086

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010