Скачать epub pdf Глава XVII Два года отдыха. – Пребывание св. Александра в Ростове. – Рождение сына Даниила. – Учреждение сарайской епархии. Кончина ростовского епископа Кирилла и избрание ему преемника Радуйся, до конца в подвизех служения Богу претерпевый. (Акаф., ик. 6) Радуйся, о благе народа усердно в житии своем пекийся. (Ик. 9) Радуйся, всем нам образе вернаго Богу служения. (Ик. 7) Весною 1259 года Александр спешил из Новгорода в Ростов. Он казался чрезвычайно утомленным, да это и понятно: только что окончены были тяжкие хлопоты в Орде, требовавшие страшного напряжения сил, как начались волнения в Новгороде. Много пережил и перечувствовал за последнее время Александр Ярославич. Нелегко ему было заставить согнуться под ярмо свободный народ, тяжело отдавались в его сердце укоры новгородцев: князь-де стоит заодно с сыроядцами... Отдых, хотя бы только временный, был необходим для него, и он надеялся его найти среди семьи и близких его сердцу родственников. В Ростове жила почтенная княгиня Мария Михайловна, старшая в роде и всеми глубокопочитаемая дочь замученного в Орде св. кн. Михаила черниговского и вдова доблестного князя-страстотерпца Василька Константиновича. Ее сыновья Борис и Глеб Васильковичи более всех понимали Александра и были его всегдашними и лучшими помощниками 353 . В Ростове же он должен был встретиться с епископом Кириллом, пользовавшимся глубоким уважением от князей и народа. К приезду Александра в Ростов поспешила, конечно, из Владимира и его семья. Как ни спешил великий князь прибыть в Ростов к Вербному воскресенью, но, вероятно, весенняя распутица задержала его в дороге: он мог приехать только в среду Страстной недели. Семья, дорогие родственники и народ готовились с радостью встретить великого князя. Престарелый Кирилл также вышел навстречу ему с крестом и благословил его. «Отче и господине! – воскликнул Александр, здороваясь с маститым пастырем, – благодарю тебя: твоею молитвою я благополучно и в добром здоровье съездил в Новгород и твоею же молитвою благополучно возвратился!» 354

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Скачать epub pdf Приложение I. Святой Александр Невский в православном богослужении Св. Александр Невский непосредственно после кончины сделался предметом благоговейного почитания русского народа. К его гробу притекали русские люди, прося его небесного предстательства пред Богом. Но только на Московском соборе в 1547 году положено было «петь и праздновать повсюду» новому чудотворцу. В рукописной книге Иосифова Волоколамского монастыря Карамзин нашел следующее известие: «В лето 7055 (1547), месяца февраля 26, преосвященный Макарий митрополит, с семью епископами: Ростовским и Ярославским Алексеем, Суздальским и Тарусским Ионою, Рязанским и Муромским Ионою, Тверским Акакием, Коломенским и Каширским Феодосием, Сарским и Подонским Саввою, Пермским и Вологодским Киприаном, с честными архимандритами и честными игуменами, со всем освященным собором установили есмя ныне праздновати новым чудотворцам», – в том числе и св. Александру Невскому. В том же XVI столетии составлена и служба св. Александру. В описании славянских рукописей Московской синодальной библиотеки: «Служба благоверному князю Александру Невскому, 23 ноября. Сотворено иноком Михаилом тоя обители, идеже блаженного тело лежит», т. е. Рождественской обители во Владимире. 234, л. 402, стр. 133. Другая служба приписывается Викентию, архимандриту Рождественского монастыря. Списки: Буслаевск. XVIII в. Выголексинск. библиотеки – 79, XVI в.; 82, XVIII в. Кирилло-Белозерск. монастыря, в СПб. дух. акад. XVII в. В библ. Моск. дух. акад. 382 (Волокол.) XVI в. Московск. епарх. библ. 181 ( К.И. Невоструева ) XVI в. 65 (Вознес.) XVII в. Новгородск. Соф. соб. 1409, XVI в. Румянц. муз. 397. Библиот. Серг. лавры. 619, XVI в. 622–624, XVI–XVII вв. 503, 626, XVII в. Московск. синод. 234. СПб. синод. 155, л. 68, XVII в. Моск. синод. типогр. 269, 336, 337, XVII в. У Н.С. Тихонрав. два списка XVII в. (Источники русской агиографии. СПб. 1882. Н. Барсуков). Первый канон начинается: «Приимша в своем сердцы, блаже, твою благодать духовную». Второй: «Тебе в чудесех славна». Служба на перенесение св. мощей в СПб. на 30 августа составлена в XVIII в. Кроме того – «Акафист св. благоверному вел. кн. Александру Невскому, в иноцех Алексию». Славянск. полууставом. СПб. синод. типогр. 1881 г., т. 1, 160.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Юбилейные XXV Димитриевские образовательные чтения «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа» прошли в Донской митрополии 19 ноября 2020 г. 17:27 19 ноября 2020 года в Донском государственном техническом университете (ДГТУ) в городе Ростове-на-Дону состоялось торжественное пленарное заседание юбилейных XXV Димитриевских образовательных чтений «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа». Заседание прошло под председательством  митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия  и губернатора Ростовской области Василия Голубева.  Онлайн-трансляция  проходила на УоиТиве-канале ДГТУ. Участниками торжественной встречи стали заместитель полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе Анатолий Сафронов, первый заместитель председателя Законодательного собрания Ростовской области Сергей Михалев, первый заместитель губернатора Ростовской области Игорь Гуськов, ректор ДГТУ Бесарион Месхи, министр образования Ростовской области Лариса Балина, епископ Таганрогский Артемий , председатель комитета Законодательного собрания РО по взаимодействию с общественными объединениями, молодежной политике, физической культуре, спорту и туризму Екатерина Стенякина, руководитель епархиального отдела религиозного образования и катехизации иерей Александр Верченко, руководитель епархиального информационного отдела протоиерей Даниил Азизов. К трансляции встречи подключились представители Правительства РО, Законодательного собрания региона, министерств, ведомств, педагогическая общественность и духовенство Донской митрополии . Открывая пленарное заседание, митрополит Меркурий отметил: «Как известно, 2021-й год объявлен Президентом России годом празднования 800-летия со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Невского. Это побуждает и светское сообщество, и Церковь обратить внимание на один из основных вопросов, стоящих перед нашим государством и народом, — это выбор исторического пути. Ровно четверть века в рамках Чтений мы собираемся для обсуждения и осмысления сложных актуальных проблем и вызовов современности. Димитриевские чтения за это время стали уникальной площадкой для обсуждения, на которой представители Церкви, власти и общества могут заинтересованно и открыто выражать свое мнение».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Александровка. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Спаса Преображения Год постройки:1863. Год утраты:1936 (сгорела) Адрес: Россия, Ростовская область, Азовский район, с. Александровка, ул. Советская Координаты: 46.787984, 38.996809 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты 1-я церковь была построена на общественные средства крестьян и освящена в 1821 г. во имя Трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. 2-я церковь построена вместо старого ветхого храма в 1863 г. на общественные средства и освящена в честь Преображения Господня. Деревянная. Однопрестольная. Благодаря проведению в 1902 г. XII Археологического съезда в Харькове сохранилось описание Преображенского храма: «Церковь деревянная, имеет вид креста, срублена из соснового леса. Двери для входа устроены с трех сторон: с запада, севера и юга. С этих же сторон устроены притворы крытые, имея каждый растворчатые двери, в половину стен вставлены окна, с западной стороны имеется паперть в несколько ступеней с трех сторон. Церковь внутри также устроена крестообразно, своды в виде круговой дуги без опоры на столбах, стены срублены в замок. На 12 столбах укреплены хоры, которые устроены с трех сторон: запада, севера и юга. Пол из сосновых досок. Алтарь не разделяется стенами, очень широкий, но короткий, престол деревянный, обложен со всех сторон медной с выбивной посеребренной работой. По всем углам устроены разные вызолоченные колонки… Иконостас нового устройства с вызолоченными резными колонками, из соснового дерева, выкрашен краской, в некоторых местах украшен липового дерева вызолоченной резьбой, с позолоченными карнизами, 5 ярусов. Колокольня соединена с церковью одновременно с постройкой.

http://sobory.ru/article/?object=54386

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Новомученики ( русские святые канонизированные после 1988 г.) АВГУСТА (Защук Лидия Васильевна; 1871-1938), схимон., прмц. (пам. 26 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АГАПИТ (Таубе Михаил Михайлович; 1894-1936), мон., исп. (пам. 5 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) АГРИППИНА Ивановна Лесина (1897 – 1938), послушница, мц. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Тульских святых) АГРИППИНА Тихоновна Киселёва (1903-1942), мц. Карагандинская (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АДРИАН Александрович Троицкий (1872-1938), прот. сщмч. (пам. 3 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Владимирович Агафоников [Агафонников](1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/rubrics/122344.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период (1917 - 1990) АЛЕКСАНДРА Ивановна Дьячкова (1893 – 1938), прмц. (пам. 1 марта и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), послушница АЛЕКСАНДРА (Самойлова Анна (?) Никитична; 1882 – 1938), прмц. (пам. 9 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), мон. АЛЕКСАНДРА (Червякова Мария Афанасьевна; 1873 – 1938), прмц. (пам. 30 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), схим. АЛЕКСАНДРОВ Владимир Владимирович (род. в 1870-дата смерти неизв.), свящ., первый правосл. миссионер в Канаде АЛЕКСИЙ Ильич Княжеский (1884 – 1938), сщмч. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), свящ. АЛЕКСИЙ Петрович Скворцов (1875 – 1938), сщмч. (пам. 21 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. АЛЕКСИЙ Константинович Введенский (1871 (по др. данным 1872) – 1918), сщмч. (пам. 23 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. АЛЕКСИЙ (Соловьев Фёдор Алексеевич; 1846-1928), схим., старец, прп. (пам. 19 сент. и в Соборе Московских святых) АЛЕКСИЙ Тютюнов (1892 – 1937), сщмч. (пам. 24 нояб., в Соборе Брянских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. АЛЕКСИЙ Михайлович Никонов (1881 – 1938), сщмч. (пам. 16 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. АЛЕКСИЙ Иванович Аманов (1870 – 1937), сщмч. (пам. 20 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Рязанских святых), свящ. АЛЕКСИЙ Николаевич Троицкий (1875 – 1942), сщмч. (пам. 7 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. АЛЕКСИЙ Великосельский (1865 – 1918), сщмч. (пам. 17 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростовских святых), свящ.

http://pravenc.ru/rubrics/121814_3.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛЕКСАНДР КУШТСКИЙ (Алексий; 17.03.1371, Вологда - 9.06.1439, Александров Куштский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь), прп. (пам. 9 июня и в Соборе Вологодских святых). О жизни А. К. известно преимущественно из его жития, составленного предположительно иноком основанного А. К. мон-ря. Автор жития записал, что об А. К. он слышал «от отец своих» - монахов Савватия и Симеона, помогавших А. К. устраивать мон-рь. В нек-рых списках жития ( Ключевский. Древнерусские жития. С. 300. Прим. 2) отмечены 20 чудес, совершившихся при гробе преподобного, последнее датируется 1575 г., на этом основании В. О. Ключевский считал, что житие было написано ок. 1575 г. Списков жития сохранилось немного, в основном XVII-XIX вв. (ГИМ. Увар. 422, XVII в.; ГИМ. Увар. 107, XVII-XVIII вв. и др.). Под 9 июня житие включено в Четьи-Минеи Германа (Тулупова) (РГБ. Троиц. 677, 1627-1632 гг.). Кроме того, об А. К. сообщает также «Сказание о Спасо-Каменном монастыре» Паисия Ярославова (нач. XVI в.). Алексий в юном возрасте пришел из Вологды в Спасо-Каменный мон-рь на Кубенском оз. к игум. прп. Дионисию Греку (1389-1418; пам. 23 мая) и через неск. месяцев был им пострижен в монашество с именем Александр. Афонский устав мон-ря способствовал подвижнической жизни А. К. Строгой жизнью, послушанием, непрестанной молитвой он заслужил уважение братии. Ища уединения, А. К. удалился из мон-ря на сев. берег Кубенского оз., затем перешел на берег р. Сянжемы. Из-за близости своей кельи к деревням А. К. оставил и это место и ушел к устью р. Кушты. В 5 км от юго-вост. берега Кубенского оз. и в 4 км от с. Устья произошла его встреча с прп. Евфимием Сянжемским († 1465; пам. 20 янв., 11 апр.), к-рый уступил А. К. свою келью, а сам отправился на Сянжему, где построил ц. Покрова Богородицы и мон-рь. Вскоре на новом месте подвигов А. К. собралась братия. А. К. ходатайствовал перед Ростовским архиеп. Дионисием Греком (1418-1425), бывш.

http://pravenc.ru/text/64374.html

Мурсула. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Германовский скит. Церковь Александра Невского. Карта и ближайшие объекты Каменная Александро-Невская церковь в Германовском скиту Валаамского монастыря была заложена 22 Сентября 1901г. и строилась по проекту арх. Николая Дмитриевича Прокофьева. Ее торжественное освящение 25 Июля 1904г. совершил архиепископ Финляндский и Выборгский Николай(Налимов). К настоящему времени церковь сохранилась в аварийном состоянии. Старую фотографию этого храма можно найти в небольшом альбоме под названием " Альбомъ видовъ Валаамскаго Спасо-Преображенскаго монастыря и его скитовъ " , Одесса, 1911, 6 июля 2018 года началось восстановление храма святого благоверного великого князя Александра Невского Германовского скита на острове Сюскюансаари – последнего порушенного храма Старого Валаама, сообщает Синодальный отдел по монастырям и монашеству. Данный храм был передан Спасо-Преображенскому Валаамскому ставропигиальному мужскому монастырю в весьма плачевном состоянии. На Старом Валааме было 13 скитов. Сегодня возобновлена монашеская жизнь в одиннадцати скитах: Никольском, в скиту во имя Всех святых, Предтеченском, Сергиевском, Ильинском, Святоостровском, Смоленском, Гефсиманском, Воскресенском, Коневском, Свято-Владимирском. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ведутся работы по возведению еще трех скитов: восстанавливается исторический скит во имя преподобного Авраамия Ростовского, Казанский скит, скит во имя преподобного Серафима Саровского на Парфирьевском острове. В летописи монастыря за 1878 год сохранилось описание отдаленных островов, на которых располагались Германовский и Сергиевский скиты: «Местность превосходна и величественна: удивительной красоты гигантские каменные горы высотою саженей в 30. Отвесною стеною, как бы непобедимые крепости, они стоят в линию одна против другой. Поверхность их зеленеется лесами и разными растениями. У подножья гор красиво расстилаются зеленые поля и луга и разнородные леса; между тем, нередко встречаются и озерки, наполненные разной рыбой, и на поверхности этих озерков встречаются во множестве утки и гагары».

http://sobory.ru/article/?object=02289

Новочеркасск. Церковь Донской иконы Божией Матери. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Донской иконы Божией Матери Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1903. Год утраты:приблизительно 1935 Архитектор:С.И. Болдырев Адрес: Ростовская обл., г. Новочеркасск, (в квартале, между ул. Просвещения и ул. Бакунина; и между ул. Богдана Хмельницкого и ул. Скрябина) Координаты: 47.41464, 40.084173 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь Донской иконы Божией Матери. «Как только была явлена милость Божия 29 апреля 1891 г. в чудном спасении драгоценной жизни Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича Николая Александровича, во время его путешествия по востоку, сряду же между гражданами г. Новочеркасска возникла мысль — запечатлеть в памяти потомства это дивное, видимое промышление Божие о нашем Августейшем Атамане, каким-либо священным памятником» (Донские Епархиальные Ведомости, 1893 г., неоф. отд., 10, стр. 418). Речь идет о том, что в Японии было совершено покушение на жизнь Наследника Российского престола Николая Александровича (с 1896 г. Императора Николая II, который по закону считался Августейшим Атаманом всех казачьих войск, в т.ч. и Донского). Новочеркасцы 29 апреля 1893 года, т.е. во вторую годовщину чудесного спасения Наследника престола, подали Высокопреосвященному Макарию, Архиепископу Донскому и Новочеркасскому, прошение в память избавления от грозившей опасности жизни Государя Наследника Цесаревича от руки злодея разрешить им построить на Ратной площади между новым институтом и Атаманским техническим училищем храм во имя Пресвятой Богородицы, в честь Ее чудотворной «Донской иконы», поднесенной Донскими казаками на Куликовом поле великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому перед началом великой битвы с полчищами грозного Мамая. Архиепископ Макарий благословил строительство храма на Ратной площади (ныне комплекс зданий общежитий НГТУ со студенческой поликлиникой и столовой) в честь и славу Донской иконы Божией Матери. Одновременно с подачей прошения на имя Высокопреосвященного Макария горожане послали через уполномоченных в царскую резиденцию в Ливадии на имя Государя Наследника Цесаревича Николая Александровича телеграмму о том, что они подали прошение на строительство Донского Богородичного храма в Новочеркасске в память великой милости Божией, сохранившей 29 апреля 1891 г. жизнь Императорского Высочества, Августейшего Атамана Донских казаков. В ответ на Дон пришла телеграмма из Крыма: «Государь Наследник Цесаревич, тронутый усердием граждан Новочеркасска, поручил мне выразить сердечную благодарность Его Высочества вам и другим уполномоченным за поздравление и добрыя пожелания. Граф Олсуфьев».

http://sobory.ru/article/?object=38400

П.В. Долгоруков Князья Шуйские Знаменитая в русской истории фамилия князей Шуйских, происходящая от князей Суздальских, угасла в России в 1638 году, но продолжала существовать в Литве (нынешних западных губерниях). Эта литовская ветвь князей Шуйских происходит от князя Ивана Дмитриевича Шуйского, по прозвищу Губка выехавшего из России в Литву при Царе Иоанне IV. Потомство князя Губки разделилось на две отрасли, из коих одна поселилась в Литве, другая на Волыни; сия последняя отрасль угасла в начале девятнадцатого века 84 , а литовская существует и поныне. отцовский ОТ РЮРИКА КОЛЕНО X: Великий Князь Ярослав-Феодор Всеволодович, рождение 1190 † 1246 (см. статью о князьях Щепиных-Ростовских) КОЛЕНО XI: Святый благоверный Великий Князь Александр Ярославович Невский (во иноках Алексий), рождение 1220 † 1263; женат на княжне Полоцкой Александр-Вассе Брячиславовне 85 КОЛЕНО XII: Князь Василий Александрович † 1271 Князь Дмитрий Александрович † 1294 Андрей Александрович, Великий Князь Российский † 1304; женат на княжне Василисе Дмитриевне Ростовской Князь Даниил Александрович Московский † 1303; родоначальник Великих Князей Московских Княжна Евдокия Александровна КОЛЕНО XIII: Князь Александр Дмитриевич † 1292 Князь Иоанн Дмитриевич Переяславский † 1302 Княжна Мария Дмитриевна, за Довмонтом, князем Псковским Князь Юрий Андреевич † 1279 Князь Борис Андреевич † 1303 Князь Михайло Андреевич Суздальский КОЛЕНО XIV: Князь Василий Михайлович Суздальский † 1309 КОЛЕНО XV: Князь Константин Васильевич Суздальский † 1355; женат 1. на Анне Васильевне; 2. на Елене NN КОЛЕНО XVI: Князь Андрей Константинович Суздальский и Нижегородский † 1365; женат на Василисе NN (во инокинях Феодоре) † 1377 Князь Дмитрий-Фома Константинович Нижегородский и Суздальский, и в продолжение некоторого времени Великий Князь Владимирский † 1383 Князь Борис Константинович Городецкий, потом князь Нижегородский и Суздальский † 1394; женат на княжне Марие Ольгердовне Литовской Князь Дмитрий Константинович Ноготь, угасших князей Ногтевых

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010