Такие люди тысячами ходят по улицам наших городов, а вот смотришь на это лицо – и почему-то вспоминаются заключительные слова из солженицынского «Матренина двора». В применении к Талантову они звучат так: «Все мы жили рядом с ним и не поняли, что и есть он тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село, ни город, ни вся земля наша» 447 . И прибавим: ни Церковь , ни христианство. Обязанность христиан В Евангелии сказано: Ищите, и обрящете ( Мф. 7:7 ). Ищите... Но ничто не ненавидит так современная цивилизация, как искание. Мы живем в эпоху тяжелого, всепронизывающего догматизма, когда человеку постоянно твердят: «Не ищи, потому что все уже найдено». Больше того, искание давно уже превратилось исподволь в преступление, которое карается законом. Ибо в искании подвергается сомнению и переоценке то, что признано давно найденным и, следовательно, обязательным. Действительно, вряд ли возможно пересмотреть, переоценить таблицу умножения: «дважды два – четыре» – это действительно найдено и всеми признано. Но вот тот же принцип распространился постепенно и на все другие области человеческой жизни: оказывается, найдено, и раз навсегда, некое космическое и всеобъемлющее «дважды два – четыре», и потому всякий ищущий оказывается преступником против истины. Найдена формула искусства, найдена формула общественного устройства, найдена формула, объясняющая прошлое, настоящее и будущее – искать больше нечего. Все это самоочевидно, но иногда полезно и необходимо поразиться и, главное, ужаснуться такого рода самоочевидностям. Хочется спросить: как, когда дошли мы до жизни такой? Как могли воцариться и безраздельно властвовать над людьми теория, учение, идеология, которые так бездонно глупы? Ибо в современном догматизме, стоит лишь задуматься о нем, больше всего поражает не ошибочность утверждений, не ограниченность формул, а именно глупость. Как могли одни сказать, а другие поверить, что все уже объяснено, найдено и остается только это найденное объяснение приложить к действительности? Еще глупее, еще бессмысленнее то, что когда-то именно религию осуждали за «догматизм», за то, что она сопротивляется исканию и вопрошанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Совсем недавно в обязательной школьной программе появилась повесть " Один день Ивана Денисовича " , в которой досконально, в мельчайших деталях описана жизнь одного советского заключенного - номера Щ-854. О том, что у него есть и человеческое имя - Иван Денисович Шухов - порой забывает и сам герой, что делает переживаемые им лагерные ужасы еще более страшными. Иван Денисович словно и не видит кошмара, рассказывая об унижениях, которым подвергается, как о чем-то само собой разумеющемся. " Один день Ивана Денисовича " стал настоящим шоком для одних, пощечиной для других, правдой, которая, наконец-то всплыла на поверхность - для третьих. Солженицын, вынужденный несколько смягчить текст для публикации, в одночасье стал знаменитым писателем. В 1964 году он был даже выдвинут на Ленинскую премию. Увидеть свет в России было суждено еще " Матрениному двору " , однако затем на имя Солженицына был наложен запрет. Его полуавтобиографические романы " Раковый корпус " и " В круге первом " переполнили чашу терпения советских властей. " Оттепель " кончилась, тема лагерей и " шарашек " вновь стала запретной. Книги Солженицына его соотечественники читали в " самиздате " , рискуя повторить судьбу их героев. И в этом смысле популярность недавно снятого сериала " В круге первом " может показаться проявлением горькой иронии. Солженицын несколько лет пытался отстаивать свои права, уговаривал его решить вопрос публикации его произведений, но ничего не помогло - в 1969 году его исключили из Союза писателей. К тому времени он уже год как закончил работу над своей главной книгой - энциклопедией лагерной жизни, " Архипелагом ГУЛагом " . " Архипелаг ГУЛаг " , как и положено энциклопедии, лишен эмоций - только факты и ничего, кроме фактов. Страх, приезд " воронков " , отъезд, слезы родственников и молчание соседей, жизнь тех, кто пока остался на свободе, и тех, кто навсегда забыл, что такое свобода, паек заключенных, дети в лагере, женщины в лагере, смерть, которой уже никто не удивляется. " Архипелаг ГУЛаг " - описание идеальной системы, из которой нет выхода, параллельного мира, о котором почти все догадываются, но предпочитают не замечать, пока мир этот не дотянется до них самих. Семь книг " Архипелага " должны напоминать читателю о семи печатях Книги из Откровения святого Иоанна Богослова - книги, по которой Господь будет судить людей в Судный день.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

А у Солженицына уже в «Одном дне Ивана Денисовича», если помните, там действует, правда, баптист, Алеша, который каждую свободную минуту читает Евангелие. И в том числе там Евангелие цитируется. Я думаю, что это едва ли не единственный случай в 1962 году, когда мы чувствуем, что… Я бы даже так сказал, может быть, многие впервые эти две строчки из Евангелия, вообще впервые в жизни узнали, а про что это там говорят в церкви. Впервые узнали, что есть оно, это Евангелие. Уже в повести, через два месяца опубликованной повести «Матренин двор», она заканчивается словами «Не стоит село без праведника». А что такое праведник? Это ведь не из морального кодекса строителей коммунизма. Это понятие совершенно другое. Из другого мира пришедшее. По-другому сказанное. Оно нас наталкивает на то, а что такое есть «праведность». Что такое жить не по моральному кодексу, а по праведности. И дальше центральным событием… вскоре после опубликования «Матренина двора» Солженицына, за редким исключением, уже перестали печатать. Но по рукам ходили и его «Крохотки», где он обращает наше внимание и на закрытые храмы, и вообще на нашу связь не только с последним столетием, не только с тем временем, которое привело к победе социализма и партии большевиков, а совсем к другому. К Древней Руси, к тем именам, которые нас уводят туда, неважно — в XIV век, в XV век. Солженицын не историк Древней Руси, в своих публицистических трудах он очень редко касался этого времени. Чуть забегая вперед, можно сказать, что в его историософии очень большое и трагическое место занимает событие XVII века, оно, может быть, сейчас не столь остро звучит, как это было, допустим, 200 лет назад и тем более 350 лет назад — я имею в виду раскол, произошедший в Русской Православной Церкви, появление старообрядчества, всего, что связано с этими событиями такого трудного для России XVIIbeka. Но вообще он историк последних двух и особенно, естественно, последнего столетия. Кстати, забегая уже не вперед, а назад, я хочу сказать, что как раз в тот год, когда родился Александр Исаевич, не будем забывать, что наша лекция посвящена писателю, которому исполняется 100 лет, чей юбилей, я надеюсь, будет праздновать вся культурная страна. Именно 100 лет назад, когда весной встретились родители Александра Исаевича, весной 1918 года, незадолго до этого Святейший Патриарх Тихон, в феврале 1918 года, сначала резко осудил гонения большевиков на Церковь, не только, но и вообще то, что происходит в 1918-м году, и подверг их анафеме, которая, кстати говоря, до сих пор еще не отменена. И, думаю, что многое из того, что происходит в нашей жизни благотворного, связано с этими решениями Патриарха Тихона, одного из самых величайших предстоятелей Русской Православной Церкви за всю ее тысячелетнюю историю.

http://foma.ru/boris-lyubimov-filosofiya...

4 события января: Проанонсированы следующие события: Фотовыставка «Территория радости» (откроется 5 января в Польше)//Фома. - – январь 2009. – С.92.- (рубрика « Путеводитель. 4 события января »); Кинолекторий протоиерея Георгия Митрофанова «Духовная судьба России в отечественном кинематографе» (Санкт-Петербург, Православный просветительский центр при храме в честь Феодоровской иконы Божией Матери. 16 и 30 января)//Фома. - – январь 2009. – С.92.- (рубрика « Путеводитель. 4 события января »); Фотовыставка «И всей весенней красотою сияет русская земля» фотографа Юрия Кавера (будет проходить в «Фотоцентре» Союза журналистов до 15 января)//Фома. - – январь 2009. – С.92.- (рубрика « Путеводитель. 4 события января »). Спектакль «Матренин двор» по одноименной повести Александра Солженицына будет показан на малой сцене театра им. Вахтангова (21 января и 6 февраля). Идея инсценировки принадлежит артистам Александру и Елене Михайловым //Фома. - – январь 2009. – С.92.- (рубрика « Путеводитель. 4 события января »). 3 фильма к Рождеству:   Представлены фильмы: « Хроники Нарнии »: «Лев, колдунья и волшебный шкаф» (2005) и «Прин          ц Каспиан» (2008). США. Режиссер Эндрю Адамсон /Рекомендует протоиерей Виталий Головатенко //Фома. - – январь 2009. – С.92. – (рубрика « Путеводитель. 3 фильма к Рождеству »); « День сурка » (1993, США). Режиссер Гарольд Рэмис //Фома. - – январь 2009. – С.92. – (рубрика « Путеводитель. 3 фильма к Рождеству »); « Три орешка для Золушки » (1973, Чехия и ГДР). Режиссер  Вацлав    Ворличек //Фома. - – январь 2009. – С.92. – (рубрика « Путеводитель. 3 фильма к Рождеству »). 2 телепередачи января:   Представлены телепередачи: Тем временем . Информационно-аналитическая программа. Канал «Культура». По понедельникам, в 22.35. Рекомендует ведущий Александр Архангельский //Фома. - – январь 2009. – С.92. – (рубрика « Путеводитель. 2 телепередачи января »); Православная энциклопедия . Интерактивный историко-познавательный телеальманах. Канал «ТВ-Центр». По субботам,  в 08.30. Рекомендует ведущий передачи, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах протоиерей Алексий Уминский //Фома. - – январь 2009. – С.92. – (рубрика « Путеводитель. 2 телепередачи января »);

http://foma.ru/bibliografiya-foma-1-69-y...

Схиигумен Авраам . Беседы о кончине мира . – Екатеринбург: Ново-Тихвинский женский монастырь, 2009. – 240 с./Представляет Ирина Свистунова //Фома. - – октябрь 2009. – С.88. – (раздел « Культура », рубрика « Обзоры. Что читать »). «Беседы о кончине мира» гармонично совмещают в себе и святоотеческое учение о конце мира, и интересные и поучительные истории из жизни, и ответы на актуальные вопросы. По стопам графа Н. Н. Муравьева-Амурского и святителя Иннокентия (Вениаминова). – Хабаровск, Хабаровская духовная семинария, 2009. – 224 с./Представляет Виталий Каплан //Фома. - – октябрь 2009. – С.88. – (раздел « Культура », рубрика « Обзоры. Что читать »). Вникая в детали исторических реалий 150-летней давности (а как раз на середину XIX пришлась деятельность святителя Иннокентия, первого приамурского архиерея, и генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Николаевича Муравьева-Амурского),   мы сталкиваемся со стержневой темой российской государственности – это взаимоотношения духовной и светской власти. Внимательное прочтение статей сборника может не только улучшить представления читателей о родной истории, но и заставить их задуматься о том, как в наше время можно было бы выстраивать взаимодействие Церкви и государства. Реклама: С.87,89. Путеводитель:          5 событий октября: Спектакль «Матренин двор» по одноименному произведению Солженицына состоится 11 и 21 октября на Малой сцене Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова. В спектакле заняты актеры Александр и Елена Михайловы //Фома. - – октябрь 2009. – С.90. – (рубрика « Путеводитель. 5 событий октября »);   Лекции «Византийская икона VI - XIV веков» пройдут в Санкт-Петербурге в особняке Румянцева. Цикл лекций подготовлен ведущим научным сотрудником особняка Румянцева Надеждой Катсон //Фома. - – октябрь 2009. – С.90. – (рубрика « Путеводитель. 5 событий октября »); Кинофильм «Щенок» представляет кинокомпания «Мироздание» при участии детского семейного образовательного телеканала «Радость моя». Это драматическая киноповесть по рассказу протоиерея Николая Агафонова «Самый важный поступок». Смотрите фильм с 22 октября по 8 ноября в киноклубе «Эльдар» и в московских кинотеатрах: «Салют», «Искра», «Юность», «Полет», «Молодежный»//Фома. - – октябрь 2009. – С.90. – ((рубрика « Путеводитель. 5 событий октября »);

http://foma.ru/bibliografiya-foma-10-78-...

Что слушать: Представлен диск: Архиепископ Илларион ( Алфеев ). Во что верят православные христиане? Катехизические беседы. – М.: Мультимедийное издательство «Деоника», формат mp3. – 2009/Представляет Сергей Худиев //(раздел « Культура », рубрика « Обзоры. Что слушать »). Катехизические беседы содержат последовательное изложение важнейших истин нашей веры о Боге, о Христе, о вере и спасении, о человеке и его месте в мире, о спасительных деяниях Христа, о Церкви и Таинствах, о воскресении мертвых и вечной жизни. Владыка Илларион, известный богослов, патролог, переводчик и композитор, знаток древних языков, отличающийся особым пониманием творений святых отцов и учителей Церкви, помогает увидеть все эти истины не глазами постороннего, но изнутри, глазами веры. Удобна сама форма издания. Записи можно слушать в пути, работая по дому или отдыхая. Вместо того, чтобы заполнять тишину случайными радиопередачами, можно совершить путешествие в мир Православной веры. Реклама : С.85. Монолог: Ольга Голосова , главный редактор издательства «Лепта», Москва. Мы призваны к свободе Фото Владимира Ештокина//Фома. - – ноябрь 2009. – С.86-87. – (раздел « Культура », рубрика « Монолог »). сегодняшних проблемах православного книгоиздания. Путеводитель:          4 события ноября: Фотовыставка «Территория радости» продолжает экспонироваться в Твери в Музейно-выставочном центре (открылась 21 октября). С 21 ноября «Территорию Радости» можно будет увидеть в городе Пушкине в Государственном музее «Царскосельская коллекция»//Фома. - – ноябрь 2009. – С.88. – (рубрика « Путеводитель. 4 события ноября »); Спектакль «Матренин двор» по одноименному произведению Солженицына состоится 12 и 18 ноября на Малой сцене Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова. В спектакле заняты актеры Александр и Елена Михайловы //Фома. - – ноябрь 2009. – С.88. – (рубрика « Путеводитель. 4 события ноября »); Православный просветительский центр при приходе Феодоровской иконы Божией Матери (Санкт-Петербург) проводит следующие - – ноябрь 2009. – С.88. – (рубрика « Путеводитель. 4 события ноября »);

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11-79-...

Котлован. Церковь Воскресения Христова. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Построена в 1798 г. Престола два: главный Воскресения Христова, придельный Святителя Николая. Источник: сайт Тверской епархии Село Липенский-Котлован, от Твери 180 верст. Древний погост расположен между рекой Съежей и небольшим озером. В древние времена территория этого прихода входила в состав большого Егорьевского Удомельского погоста в Илове, что на Сьеже. Постепенно от этого погоста по мере строительства дерквей отделялись приходы, и в конце концов остаток его превратился в Липенско-Котлованский приход. Церковь Воскресенская, построена в 1798 году, каменная, престола два: главный Воскресения Христова, придельный Святителя Николая. Церковные документы: опись 1856 года, метрики с 1790 года, исповедальные с 1829 года, план на землю. В 1901 году служили: Священник Василий Георгиевич Михайловский 48-ми лет, окончил духовную семинарию, в сдужении с 1877 года, связенником с 1881 года, состоял законоучителем земского училища и духовником, награжден в 1894 году скуфьей. Диакон Павел Иоаннович Соколов 46-ти лет, в служении с 1877 года, диаконом с 1886 года. Псаломщик Андрей Расцветаев 21-го года, окончил духовную семинарию, в должности с 1900 года. Церковный староста крестьянин Егор Антонов, в должности первое трехлетие. Прихожан в деревнях: Старом Ряду, Каменках, Черете, Комарне, Якшине, Фоминском, Князеве, Раткове, Петрове, Баранатом, Астафьеве, Кузминском, Матренине, Сидорове, Лединах, Вакарине, Гаврильцеве, Дивереве - 271 двор (1007 мужчин, 1129 женщин). В 1915 году служили: Священник Александр Фруктов 44-х лет, окончил семинарию, на службе 22 года, в Воскресенском храме 13 лет. Штатный диакон Павел Соколов 61-го года, на службе 28 лет. Псаломщик Константин Шишков 27-ми лет, на службе 6 лет. Прихожан в деревнях: Старый Ряд, Каменка, Артемьево, Черед, Деверево, Сидорово, Железное, Фоминское, Кузьминское, Комарно, Князево, Астафьево, Ледины, Баранатое, Рятково, Матренино, Якшино, Вакорино, Петрово, Гаврильцево, Пруды, Окульцево, усадьбы: Котлован, Воздвиженское, 11 хуторов - 1197 мужчин, 1302 женщины.

http://sobory.ru/article/?object=22533

Это тем более поразительно, что речь идет по сути об исторических романах, а к такой литературе во всякое время читательский интерес велик. При этом читаются «Матренин двор», «Живой», «Плотницкие рассказы», хоть в них едва угадываются исторические реалии. Причина такой в чем-то даже сверхъестественной остановки во времени не одного, а по сути всех национальных писателей, обладавших огромной творческой силой, конечно, не могла быть внешней – только внутренней. Она заключалась в самом задании – все они обратились к одной исторической теме, внутри которой наткнулись на неизбежные для себя тупики. Кому-то не хватало культуры для понимания ее общечеловеческого смысла. Другие срывались в публицистику, в которой теряли себя как художники. Но главное, главное… Русское принимало в их творчестве форму идеологии. Они начинали создавать свой миф о русском народе. Этому мифу нужен был герой. Ведь и раскрытой большая тема крестьянской литературы могла быть только в новом герое. Какой герой, и почему он приходит в литературу как главный человек? Александр Солженицын в зазеркалье каратаевщины Писателя Александра Солженицына с самого момента его появления в литературе оглашали «новым Толстым» и по сей день приноравливают его к «новому Толстому» или пеняют на то, что так и не стал «новым Толстым». Но те, кто ждали этого второго пришествия – да так и не дождались, усматривая эгоизм самоназначенного мессии уже только в затворничестве Солженицына, – с самого начала видимое выдавали за невидимое. В основе своей Толстой и Солженицын как личности не имеют ничего общего, кроме заурядного совпаденья человеческих черт. Будь то самоограничение или волевое осознание своих целей у Толстого и у Солженицына – это не натруженные мессианским призванием мускулы, а черты характера; человеческие черты, врожденные или воспитанные, то есть явившиеся еще, быть может, и до того момента, как стали они собственно писателями. Но соизмерять личности Толстого и Солженицына – это как землю мерить с воздухом или воду с огнем.

http://azbyka.ru/fiction/gefsimanskoe-vr...

Кто-то ответил за голодомор? Или один Гойченко каялся до конца жизни? Да, Русская православная церковь отслужила на днях молебен за всех замученных голодом. Верховная Рада поспешила объявить голодомор геноцидом России (как правопреемницы СССР) против украинского народа. Но Советская власть, надо отдать ей должное, всегда следовала принципам интернационализма (делая исключение разве что для евреев), не считаясь с отдельно взятыми нациями. В 1932-1933 годах в связи с коллективизацией голод охватил всю житницу СССР, куда, естественно, попала и Украина Автор послесловия и обширных комментариев к книге Дмитрия Гойченко историк и бывший политзаключенный Павел Проценко, положивший немало сил на издание книг об узниках ГУЛАГа, упреки Украины в адрес России считает неприемлемыми: пострадали все народы Советского Союза. Если говорить конкретно о книге Гойченко, продолжает он, это памятник особого рода. Номенклатурный работник и сотрудник НКВД, он покаялся и написал в эмиграции мемуары о раскулачивании – как на Украине, так и на русском европейском Севере в 1934 году, где также изобразил голод, уничтожение и унижение крестьян карательной коммунистической машиной. И в этом смысле мы не ставим вопрос о том, что иные украинцы были винтиками советской системы и уничтожали русский народ. Голодомор и раскулачивание, по словам Павла Проценко, уязвили национальное самосознание народов. В " оттепель " пробуждение к свободной жизни началось, в частности, с раскапывания этой беды. Первыми ее действительную картину стали восстанавливать писатели-деревенщики, прежде всего Александр Исаевич Солженицын в повести " Матренин двор " . Когда настало время свободы новой России, политическая элита страны почему-то все исследования на эту тему отдала на откуп архивистам. " Осмысление темы коллективизации, – продолжает Павел Проценко, – важнее темы революции. Голодомор был сознательно обращен на уничтожение личности народа, его воли, это особый вид террора, сознательно направленный на деревню как на самую здоровую часть нации " .

http://religare.ru/2_35873_1_21.html

Наречение архимандрита Александра (Матренина) во епископа Даугавпилсского, викария Рижской епархии 17 августа 2006 г. 18:53 Сегодня в Официальной резиденции в Свято-Даниловом монастыре состоялся чин наречения архимандрита Александра (Матренина),  клирика Латвийской Православной Церкви, во епископа Даугавпилсского, викария Рижской епархии.  Рукоположение во епископа состоится 19 августа в Москве храме Христа Спасителя. Фото: С. Власов Пресс-служба Московской Патриархии Фотоальбом «Наречение архимандрита Александра (Матренина) во епископа Даугавпилсского, викария Рижской епархии» Фотоальбом «Наречение архимандрита Александра (Матренина) во епископа Даугавпилсского, викария Рижской епархии» Фотоальбом «Наречение архимандрита Александра (Матренина) во епископа Даугавпилсского, викария Рижской епархии» Фотоальбом «Наречение архимандрита Александра (Матренина) во епископа Даугавпилсского, викария Рижской епархии» Фотоальбом «Наречение архимандрита Александра (Матренина) во епископа Даугавпилсского, викария Рижской епархии» Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/133670.htm...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010