Закрыть itemscope itemtype="" > В шаге от предательства Митрополит Александр (Кудряшов) милостиво оставлен властями главой Латвийской православной церкви 30.09.2022 2718 Фото: bb.lv 27 сентября 2022 года президент Латвии Эгил Левитс подтвердил, что митрополит Рижский и всея Латвии Александр (Кудряшов) останется на должности главы Латвийской православной церкви (самоуправляемой структуры внутри Русской Православной Церкви), сообщает СПЖ со ссылкой на delfi.lv. Согласно поправкам к закону о Латвийской православной церкви (ЛПЦ), внесённом президентом Левитсом и принятым Сеймом 8 сентября с.г., ЛПЦ отныне является независимой от Русской Церкви. РНЛ писала об этом. Одно из требований обновлённого закона – руководство ЛПЦ должно утверждаться властями Латвии. Митрополита Александра обязали до 1 октября в письменном виде проинформировать канцелярию президента обо всех архиереях ЛПЦ. Такой порядок, в Сейме цинично объяснили тем, что это позволит убедиться, что деятели Церкви не представляют угрозы национальной безопасности Латвии. А без того, спецслужбы Латвии не могли, конечно, в этом убедиться. Понятно, что эта процедура – форма унижения для руководства ЛПЦ, чтобы оно вынуждено было публично пресмыкаться перед светской властью, хотя по закону церковь независима от государства. Латвийская православная церковь в установленные сроки передала в Кабмин данные, сообщив, что Предстоятелем ЛПЦ является Митрополит Рижский и всея Латвии Александр (Кудряшов, род. 1939), архиереями – епископ Даугавпилсский и Резекненский Александр (Матренин, род. 1973) и епископ Елгавский Иоанн (Сичевский, род. 1978). Эти сведения канцелярия президента опубликовала в официальном издании Latvijas Vstnesis. А протокольная фотография архиереев с президентом Латвии является доказательством произошедшего. Однако теперь руководство Латвийской православной церкви ждёт самое главное испытание – ЛПЦ должна до 31 октября с.г. согласовать свой Устав с принятыми в законе изменениями. А это значит, она должна провозгласить собственную автокефалию. РНЛ об этом также писала .

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/30/v_...

А. Г. Денисов: - Прежде всего, Александр Исаевич Солженицын – это художник. Великий художник, писатель, имя которого принадлежит и русской и мировой культуре. И отменить этого уже никто не может. Что же касается первого вопроса: почему сегодня опять, так же как когда-то в 70-е, 80-е годы, да и в начале 2000-х, и при жизни его постоянно предпринимались попытки его дискредитировать. И его самого, и его творчество, и сделать все, чтобы народ не читал. А народ его читает. Читают, да еще как. Например, вот по последней информации, которая у меня есть на сегодня, 5 -6 крупных российских издательств вновь собираются публиковать «Архипелаг ГУЛАГ». Каждый год в России и в мире издается «Архипелаг ГУЛАГ», на разных языках. Это одна из самых читаемых и издаваемых книг в мире. И то, что сегодня опять российские издательства обратились к творчеству Солженицына, и именно к этой книге, говорит о том, что Россия переживает очередной тяжелейший период своей истории, судьбоносный. Давайте сейчас не будем вспоминать тех, кто уже писал и подметные письма, и выступал со статьями, и целые отделы в КГБ занимались тем, чтобы создать ярлыки и штампы, какие-то фальшивые факты о его жизни, вот сегодня те люди, которые опять стали говорить о том, что надо исключить Архипелаг из школьной программы, о них можно сказать русской поговоркой: слышал звон, да не знаю где он. Потому что «Архипелаг ГУЛАГ» не является обязательным произведением для школьной программы по литературе. Он включен в дополнительный список. И на усмотрение учителя: изучать или не изучать, будет время его пройти или нет. В обязательную программу включены «Матренин двор» и «Один день Ивана Денисовича». Это вот, во-первых. Во-вторых, почему сейчас опять такая волна? Это связано с тем, что опять встал вопрос: что такое Россия, кто мы такие, куда мы идем, и какое общество мы хотим построить? И произведение Александра Исаевича Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» в этом смысле является для нас таким краеугольным камнем, в понимании того, что произошло с Россией в ХХ веке. Ведь это не просто роман, это опыт художественного исследования. Это судьба и крестный путь России на Голгофу и распятие целой страны во имя каких-то идей. Романтических, может быть, иногда…

http://radonezh.ru/2023/02/13/ob-aleksan...

Александр Солженицын: «Государство – оно минутное. Сегодня, вишь, дало, а завтра отымет» Пенсии, насилие, образование и другие проблемы современной России – в цитатах классика 3 августа, 2018 Пенсии, насилие, образование и другие проблемы современной России – в цитатах классика Сегодня исполняется десять лет со дня смерти писателя и публициста Александра Солженицына. «Правмир» собрал его высказывания и цитаты из его произведений, которые вполне могли бы относиться к современным проблемам России. О пенсии и старости – Фу-у! Теперь Матрене и умирать не надо! – уже начинали завидовать некоторые из соседок. – Больше денег ей, старой, и девать некуда. – А что – пенсия? – возражали другие. – Государство – оно минутное. Сегодня, вишь, дало, а завтра отымет. «Матренин двор», 1968 год Дар удлиненной человеческой жизни, в одном из последствий, сделал тягостным старшее поколение для среднего и обрек стариков на долгое одиночество, оставленность близкими в старости, и непоправимо оторвал его от счастья передачи душевного опыта самым младшеньким. Но разрываются между людьми – и горизонтальные душевные связи. При всем как будто кипении политической и социальной жизни – растет асоциальная разгороженность, разъединенность и несочувствие между людьми, занятыми своими материальными интересами, потом – и свистящее одиночество. Речь в Международной академии философии, 1993 год О насилии в обществе Скажут нам: что ж может литература против безжалостного натиска открытого насилия? А: не забудем, что насилие не живет одно и не способно жить одно: оно непременно сплетено с ложью. Между ними самая родственная, самая природная глубокая связь: насилию нечем прикрыться, кроме лжи, а лжи нечем удержаться, кроме как насилием. Всякий, кто однажды провозгласил насилие своим методом, неумолимо должен избрать ложь своим принципом. Рождаясь, насилие действует открыто и даже гордится собой. Но едва оно укрепится, утвердится, – оно ощущает разрежение воздуха вокруг себя и не может существовать дальше иначе, как затуманиваясь в ложь, прикрываясь ее сладкоречием. Оно уже не всегда, не обязательно прямо душит глотку, чаще оно требует от подданных только присяги лжи, только соучастия во лжи.

http://pravmir.ru/aleksandr-solzhenitsyi...

Закрыть itemscope itemtype="" > Иерей Алексий Мороз: «Произведения Солженицына нанесли огромный ущерб репутации русского народа» Известный священник считает ошибкой включение в школьную программу книги «Архипелаг ГУЛаг» 01.11.2010 5452 Время на чтение 5 минут «Я не являюсь поклонником произведений Солженицына. Местами его книги вызывают не только непонимание, а даже неприятие. Потому что в ряде произведений он выставил русских перед Западом в крайне неприглядном виде. Мы знаем, что, уехав на Запад, автор стал там активно печататься, его воспринимали как " рупор правды " о России, но, к сожалению, о людях и о России хорошего он не сказал ни слова. Он описывает зверства, несчастные случаи, предательства, ложь, обман, которые, конечно, имели место в нашей истории, но в его произведениях нет ничего позитивного, как будто русские люди состоят только из воров, убийц, обманщиков, трусов и подлецов. Никаких положительных примеров мы в его работах не видим вообще. И когда западный читатель воспринимал такую информацию как правду о России в последней инстанции, то у него создавался соответствующий образ русского человека. Но это же абсолютная неправда!» - заявил в интервью «Русской народной линии» известный священник, кандидат педагогических наук иерей Алексий Мороз , комментируя включение в обязательную школьную программу книги Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛаг». Соответствующий приказ подписал министр образования и науки Андрей Фурсенко, сообщает Regions.ru . Как напоминает издание, российские школьники уже изучают солженицыновские «Матренин двор» и «Один день Ивана Денисовича». Несколько месяцев назад премьер-министр Владимир Путин принял предложение вдовы писателя, Натальи Солженицыной, создать сокращенную версию «Архипелага», «чтобы облегчить чтение для молодых людей». Вариант, который будут читать школьники, будет в три раза короче полного текста. Презентация сокращенного варианта книги состоялась 28 октября в Москве . «Нужно, чтобы, выйдя из школы, люди знали, что случилось в нашей стране. Что это не отдельные были эпизоды, а выкашивание народа 24 часа в сутки», – заявила Н.Солженицына, презентуя издание.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/11/01/ie...

Никита Струве Статьи. О Солженицыне Спор об «Августе четырнадцатого» Прошло больше года с появления на Западе, а затем и в Самиздате, последнего романа Александра Солженицына – первого «узла» намечающейся длинной серии, посвященной судьбам России на протяжении более сорока лет. За истекший небольшой срок было высказано много разных и противоречивых мнений; на Западе, как и в России, завязался то открытый, то подспудный спор о романе. Этому спору уже можно подвести некоторый итог 169 . Появление литературного гения всегда сопряжено с некоторой долей настороженности и недоверия, возникающих по разным причинам. Есть среди людей, а может быть, и в каждом человеке, склонность не признавать то, что выше его: человеку ложно кажется, что явление высшего порядка его принижает, и что-то в нем, безусловно низкое и греховное, противится признанию этих явлений. Но есть и в человеке обратное, добросовестное побуждение проверить себя, не является ли он жертвой самообмана, иллюзии, увлечения, не принимает ли он, в порыве безотчетного восторга, за высшее то, что на самом деле таковым не является. Настороженность и недоверие наравне с восхищением и славословием сопровождали появление буквально всех произведений Солженицына. Когда вышли в свет первые две повести, «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин двор», сразу всех поразившие своим родством с великой традицией русской классической литературы (Достоевского, Чехова, Тургенева), подлинностью и глубиной звучания, – говорили: да, это прекрасные вещи, но это всего только повести, рассказы, справится ли автор с большой формой романа? Этот законный вопрос получил утвердительный ответ, когда были обнародованы на Западе «В круге первом» и «Раковый корпус». Но если все единодушно признали, что Солженицыну одинаково подвластна как большая, так и малая форма, то появилось новое «но», новое недоумение: в больших романах Солженицын описывает то, что сам видел своими глазами, сам пережил; стали спрашивать, способен ли он написать роман не из собственной жизни, а, как настоящий писатель-романист, воссоздать творческим воображением героев, быт, жизнь другой эпохи, других миров. И вот, как бы в ответ на это новое и не менее законное вопрошание появился «Август 14-го», роман, отстоящий от описанных в нем событий на целое полстолетие, как, кстати сказать, отстоят «Капитанская дочка» от Пугачевского бунта и «Война и мир» от наполеоновских войн.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Матрёнин двор «Матрёнин двор» — один из величайших рассказов в русской литературе. Как нельзя лучше иллюстрирует веру Церкви в то, что мир стоит на праведниках. Как пишет древний христианский писатель: «именно ради них (христиан) продолжает существовать красота в мире». Эту мысль Солженицын выражает в конце своего рассказа «Матренин двор»: » Все отзывы ее о Матрене были неодобрительны: и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала, выкармливать почему-то не любила; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно (и самый повод вспомнить Матрену выпал — некого было дозвать огород вспахать на себе сохою). И даже о сердечности и простоте Матрены, которые золовка за ней признавала, она говорила с презрительным сожалением. И только тут — из этих неодобрительных отзывов золовки — выплыл передо мною образ Матрены, какой я не понимал ее, даже живя с нею бок о бок. В самом деле! — ведь поросенок-то в каждой избе! А у нее не было. Что может быть легче — выкармливать жадного поросенка, ничего в мире не признающего, кроме еды! Трижды в день варить ему, жить для него — и потом зарезать и иметь сало. А она не имела… Не гналась за обзаводом… Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни. Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев. Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, — она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы… Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша.» Авторское название рассказа — «Не стоит село без праведника». «Матрёнин двор» предложено Александром Твардовским перед публикацией и утверждено в ходе редакционного обсуждения 26 ноября 1962 года:«Название не должно быть таким назидательным», — аргументировал Александр Трифонович.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Завтра исполняется 85 лет Александру Солженицыну Москва, 10 декабря 2003 г. 11 декабря исполняется 85 лет выдающемуся русскому писателю, лауреату Нобелевской премии Александру Исаевичу Солженицыну. За 3 месяца до победы в Великой отечественной войне боевой офицер Солженицын был арестован за переписку с другом. Много лет провел в лагерях. В 1953 году в ссылке заболел раком. Врачи оставляли ему 3 недели, когда болезнь чудесным образом отступила. С той поры Александр Исаевич вновь обрел утерянную в школьные годы веру в Бога. Литературную славу ему принесла повесть «Один день Ивана Денисовича», опубликованная в 1962 году в 11-м номере журнала «Новый Мир», главным редактором которого был поэт Александр Твардовский. Там же было опубликовано еще несколько повестей и рассказов писателя, среди которых безусловными шедеврами являются «Матренин двор» и «Случай на станции Кречетовка». После публикации на Западе романов «В круге первом» и «Раковый корпус» и в связи с переменой идеологической обстановки в стране попал в опалу. За ним постоянно следило КГБ. Был исключен из Союза писателей СССР. В 1970 году был удостоен Нобелевской премии по литературе, что вызвало новый поток клеветы в советской прессе. В 1973 году КГБ обнаружило рукопись его романа «Архипелаг ГУЛАГ». Солженицын, воздерживавшийся от публикации романа на Западе, боясь навредить упомянутым в нем узникам сталинских лагерей, теперь вынужден был срочно опубликовать его. В этой книге – выдающемся памятнике жертвам репрессий – впервые в Советском Союзе был в открытую, без намеков, развенчан миф о добром Ленине, идеи которого исказил Сталин. В феврале 1974 года был арестован и без суда и следствия выслан за границу. Вскоре к нему смогла выехать жена с тремя маленькими сыновьями. Некоторое время жил в Швейцарии, но вскоре перебрался в Америку, в штат Вермонт, где жил до своего возвращения в Россию в 1994 году. Почти все годы изгнанничества работал над многотомной эпопеей «Красное колесо», которую закончил в начале 90-х годов.

http://pravoslavie.ru/8406.html

Вдова писателя Наталия Солженицына напомнила, что день Ивана Денисовича еще не кончился 11 декабря. ПРАВМИР. В Москве открыли памятник писателю Александру Солженицыну. Памятник открыли в сквере на названной в честь писателя улице в Таганском районе Москвы. Бронзовый монумент был возведен под руководством народного художника России Андрея Ковальчука. В церемонии открытия принял участие президент Владимир Путин, сообщает пресс-служба Кремля. «Он чётко разделял подлинную, настоящую, народную Россию и особенности тоталитарной системы, которая принесла страдания и тяжелые испытания для миллионов людей. Но и будучи в изгнании, Александр Исаевич никому не позволял пренебрежительно, зло говорить о своей Родине, противостоял любым проявлениям русофобии», — заявил глава государства на церемонии. Вдова писателя Наталия Солженицына отметила, что на постаменте памятника с разных сторон изображены Иван Денисович из «Одного дня Ивана Денисовича» и Матрена из «Матрениного двора» — «та праведница, без которой не стоит ни село, ни город, ни вся земля наша». «И давайте беречь своих праведников, их и сейчас много, они есть, они тихие, незаметные», — сказала вдова писателя. «Мир сейчас, в общем-то, сошел с ума, и в очень многих местах мира люди живут не так, как надо бы жить людям: убивают друг друга, держат друг друга в нищете, в голоде и в разных тяжелых обстоятельствах. И поэтому день Ивана Денисовича еще не кончился. И мы с вами все должны это помнить, смотреть вокруг себя открытыми глазами, и если видим, что Ивану Денисовичу можно руку протянуть и помочь, каждый из нас должен это делать», — призвала она. Открытие памятника приурочено к 100-летию со дня рождения писателя. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 28 августа, 2023 29 ноября, 2021 10 декабря, 2018

http://pravmir.ru/pamyatnik-pisatelyu-al...

Алексино. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца , Михаила Архангела , Казанской иконы Божией Матери Год постройки:1832. Адрес: Владимирская область, Петушинский район, с. Алексино (Анкудиновский сельский округ) Координаты: 56.122927, 39.655748 Проезд:На федеральной трассе М7 между городами Петушки-Лакинск посередине населеный пункт Пекша рядом с одноименной рекой, поворот на север, 8км до Ларионово, объезжаем его слева по главной, ещё 10км до Анкудиново, Поломы. В Поломах главная уходит влево, съезжаем прямо, на грунтовый участок 5км до Алексино, он же проблемный в любой дождь, распутицу. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В селе Алексино до постройки каменной церкви стояла деревянная церковь Святителя Николая с приделами трех Святителей и мученика Савина, вверху церкви был придел святителя Василия Кесарийского, а в трапезной - мученицы Параскевы. Деревянная церковь существовала до 1827 г. В 1790 г. помещик Закревский продал часть села и земли графу Александру Романовичу Воронцову (1741-1805 гг.), сыну графа Романа Илларионовича Воронцова, первого Владимирского губернатора. Он владел усадьбой Андреевское, с которой связаны многие страницы Российской истории. А.Р. Воронцов был незаурядным государственным деятелем, в особенности проявил себя на дипломатическом поприще. Александр Романович поддерживал теплые дружеские отношения с выдающимся архитектором Николаем Александровичем Львовым, по проекту которого возводилась каменная церковь в селе Матренино (Рощино). Переписка А.Р. Воронцова с управляющим говорит о непосредственном участии Воронцова в строительстве церкви в Матренино. В частности, он предписал, что начинать надо с колокольни, определил место строительства, обещал наделать и поставить кирпич для строительства колокольни. Колокольня в Матренино была завершена в 1798 г. После этого события, построения в соседнем Матренино каменной колокольни, сход села Алексино решил начать сбор средств для построения в Алексино каменной колокольни с последующим возведением каменного храма. Граф А.Р. Воронцов пожертвовал 500 рублей на строительство. В 1832 г. в Алексино был освящен каменный трехпрестольный храм Святителя Николая Чудотворца с приделами Архистратига Божия Михаила и Казанской иконы Божией Матери в трапезной. Видимо, средств на строительство было достаточно, поэтому в «Историко-статистическом описании» указано: «...храм пятиглавый, колокольня устроена одновременно с церковью». Каменная колокольня в Алексино повторяет архитектуру колокольни храма Воскресения в Матренино, но построена на один ярус ниже.

http://sobory.ru/article/?object=09677

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН (Сичевский Владимир Павлович; род. 12 июля 1978 г., г. Валмиера, Латвийская Республика ) , еп. Елгавский, викарий Рижской епархии. С 1986 по 1996 гг. обучался в Лимбажской средней школе и после её окончания работал спортивным инструктором в педагогическом отделе управления спорта Министерства просвещения и науки Латвии. В 1991—2004 гг. входил в сборную Латвии по гребле на каноэ, был многократным победителем этапов Кубка мира, призёром чемпионата Европы. С 1996 г. работал инструктором спортсменов в педагогическом отделе управления спорта Министерства просвещения и науки Латвии. В 2002-2003 гг. работал в Олимпийском центре «Лимбажи». В 2002 г. окончил Латвийскую спортивную академию со степенью бакалавра. В 2004 г. получил степень магистра педагогических наук. С 2001 г. исполнял послушание пономаря в храме Преображения Господня г. Лимбажи. В 2002 г. церковным советом храма Преображения Господня г. Лимбажи избран старостой. В 2002-2008 гг. обучался в Рижской ДС. 5 фев. 2006 г. в кафедральном соборе Рождества Христова г. Риги митр. Рижским и всея Латвии Александром (Кудряшовым) рукоположен во диакона. 26 марта того же года в Троицком кафедральном соборе тем же архиереем рукоположен во иерея. 8 мая 2006 г. назначен штатным клириком Троицкого Задвинского храма г. Риги. 6 июня 2006 г. назначен настоятелем храмов Преображения Господня в г. Лимбажи, Рождества Христова в г. Алоя, Успения Пресвятой Богородицы в пос. Поциемс, св. Иоанна Крестителя в пос. Ледурга и Вознесения Господня в пос. Мали. В 2006 г. И. назначен секретарем Синода Латвийской Православной Церкви. 17 марта 2007 г. еп. Даугавпилсским Александром (Матрениным) пострижен в монашество с наречением имени Иоанн в честь сщмч. Иоанна Рижского. 29 авг. 2008 г. назначен помощником проректора Рижской ДС. По благословению митр. Александра представлял Латвийскую Православную Церковь в государственных структурах, структурах самоуправления и общественных структурах. 15 дек. 2008 г. назначен настоятелем храма св. блгв. князя Александра Невского г. Риги. 24 апр. 2009 г. митр. Рижским Александром (Кудряшовым) возведен в сан игумена. В 2010 г. поступил в докторантуру педагогического факультета Латвийского гос. ун-та. 19 июня 2012 г. назначен настоятелем собора Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы г. Елгавы.

http://pravenc.ru/text/2246129.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010